Болдинский монастырь смоленской. Болдинский монастырь. Герасим Болдинский - монах русской православной церкви. Основал мужской монастырь

В данной статье предлагается история создания святыни и описание этой выдающейся памятки христианства.

Исторические сведения

Болдинский монастырь был основан стараниями преподобного Герасима. В 9-й день мая 1530 года этот человек провел обряд освящения первого деревянного Троицкого храма.

Местом расположения монастыря Герасим выбрал берег речушки, где росли удивительные вековые дубы. Раньше их называли болдами, поэтому и местность стала именоваться Болдинской. Место обитания Герасима в скором времени получило широкую известность. Братия активно пополняла ряды, и в скором времени с ним проживали почти 130 человек.

Жизнь преподобного Герасима прервалась на 67 году. Его похоронили в первом приделе, созданным этим человеком. Преподобные дела, которыми отличился Герасим, послужили поводом для причисления этого христианина к лику святых.

Достижения золотого века

После смерти Герасима монастырь стал еще белее популярен. Здесь сконцентрировалась духовная жизнь Смоленского края. Благодаря получению крупных денежных пожертвований под постоянной опекой царской власти монахи получили возможность возводить каменные сооружения.

Конец шестнадцатого века ознаменовался появлением на территории Болдинского монастыря:

  • Пятиглавого собора Троицкого, к которому пристроены два симметричных придела в честь таких святых, как Иоанн Богослов, Борис и Глеб.
  • Комната трапезной палаты, где размещена в честь такого большого христианского праздника, как Введение во храм Богородицы.
  • Шестигранное сооружение столпообразной трехъярусной колокольни.

Все описанные сооружения Болдинского монастыря стали шедеврами, которые ознаменовали золотой век в русском зодчестве.

Лучшие из лучших

Болдинский монастырь Смоленской области имеет массу неоспоримых художественных достоинств. В их создании принимали участие лучшие царские мастера:

  • Федор Конь, государев мастер;
  • Терентий, церковный мастер;
  • Постник Дермин, иконописец;
  • Степан Михайлов, иконописец;
  • Иван Афанасьев, литец.

Болдинский монастырь Смоленской области славился учеными мужами. которого преподобный Герасим назначил еще при своей жизни, назывался краснописцем. Следующему же болдинскому игумену, Антонию, епископу Вологодскому, удалось написать труд о житие преподобного Герасима.

Трудные времена

Монастырь Герасима Болдинского пережил сложное время, когда в начале семнадцатого века его захватили иезуиты. Потребовалось почти полвека, чтобы снова возвратить святыню православным христианам. Как и ранее, монастырь не был лишен царского внимания и покровительства. Но понадобилось время и средства, чтобы вернуть зданиям былую роскошь.

Следующим сложным периодом было время захвата монастыря наполеоновскими солдатами. Они держали в стенах храма своих лошадей, устроив там конюшню.

Но пожарища рассеивались, монахи выбеливали дочиста стены, и под звуки благовеста верующие снова устремились к молитве.

Возрождение

Болдинский мужской монастырь - место проведения ярмарок, которые устраивались в честь престольных праздников два раза в год - в день Святой Троицы и зимнее празднование Пресвятой Богородицы.

Конец девятнадцатого века ознаменовался возведением новых келий из дерева, появилась гостиница, в которой могли остановиться богомольцы. Силами архимандрита Андрея помимо перечисленных работ удалось восстановить келью, где жил преподобный Герасим - основатель монастыря.

Свято-Болдинский монастырь также подвергался влиянию времени. Когда красота построек начала угасать, в начале 20 века силами молодого реставратора Петра Барановского была предложена уникальная методика для проведения реставрационных работ. Но памятник архитектуры начали реставрировать только в тридцатых годах.

Параллельно с выполнением реставрационных работ Барановский начал заниматься созданием музея.

В это время по причине влияния политики новой советской власти начались гонения верующих вплоть до осквернения мощей Герасима - основателя монастыря. Годы безбожнической власти были потеряны для реставраторов. Мало того, этих людей репрессировали.

Великая Отечественная война принесла новые потери. Тогда фашистами были уничтожены строения Троицкого собора, колокольня, трапезная палата и Введенская церковь.

Наше время

В середине семидесятых годов уже известный реставратор Петр Барановский снова приступил к выполнению строительных работ, которые продолжились его учеником и помощником Пономаревым А. М.

И началось восстановление колокольни, которую во время войны взорвали фашисты. Эта постройка была возведена таким образом, что кладка из кирпича смогла сохраниться, развалившись на крупные части. Несмотря на то что некоторые фрагменты здания весили от 20 до 40 тонн, реставраторы применили такой метод, как анастилоз - когда фрагменты были возвращены на свои места.

В конце века произошло знаменательное событие - освящение восстановленного Введенского трапезного храма, полностью разрушенного в былые времена. Это символизировало победу христианской веры над всеми захватчиками и врагами, которые давали о себе знать во времена существования монастыря.

Подведем итоги

Болдинский монастырь был основан в начале шестнадцатого века преподобным Герасимом. Эта местность сразу стала привлекать на свою территорию сотни послушников. Монахи были не только глубоко верующими, но и грамотными людьми, способными создавать книги об истории зданий монастыря. В мирное время Болдинский монастырь всегда получал покровительство царей и считался центром духовной жизни Смоленщины. Но захватнические войны способствовали разрушению святынь. Восстанавливать их необходимо было столетиями. Реставраторы подвергались преследованиям и репрессиям. Но времена менялись, и укреплялась уверенность в нерушимости христианской веры.

Монастырь, созданный послушником Герасимом, выстоял в тяжелые времена захватнических войн. Эта местность изначально была центром духовной жизни Смоленского края. Здесь развивалась культурная и национальная жизнь россиян. И поэтому на сегодняшний день продолжают возрождаться святые обители. Сегодня мужской Болдинский монастырь дает приют двадцати одному послушнику. Они занимаются реставрацией зданий и возведением новых сооружений, ухаживают за яблоневым садом. Собрание духовных сокровищ продолжается по сей день.

Преподобного Герасима поминают 14 мая. Именно этот день стало принято считать общеепархиальным праздником, который будет отмечаться ежегодно.


Сегодня мы отправимся за 110 километров от города по старой Смоленской дороге в самый древний из существующих и действующих ныне монастырей в Смоленской области - Свято-Троицкий Герасимо-Болдинский.

Сам монастырь был основан в 1530 году преподобным Герасимом Болдинским. К концу века это был крупный центр культурной и духовной жизни. Самый расцвет пришёлся на конец 16 и начало 17 века до польской войны. Тогда же и широко развернулось каменное строительство. Назван монастырь Болдинским потому что с востока монастырь окружает небольшой лес, в прошлые века в нем росли дубы, по-славянски "болды", от чего и место было так названо. По легенде, преподобному Герасиму, который вел отшельнический образ жизни, приглянулось это место и остался он ночевать тут, найдя большой дуб, в дупле которого мог он поместиться. Да так и остался тут жить. Через несколько лет, когда о нём уже прознали местные жители, стали они приходить к нему за советом, а некоторые просили оставить их здесь учиться мудрости. Срубив небольшую деревянную церковь Герасим и основал монастырь.

Впоследствии, когда послушников стало много, он отправился пешком в Москву просить государя жаловать ему средств на постройку здесь каменных строений.

Государь принял Герасима и жаловал ему грамоты охранные и средства необходимые для постройки. С тех пор монастырь переживал и расцветы и упадки. В польскую войну монастырь опустел, спустя некоторое время его здания были переданы Смоленскому иезуитскому коллегиуму. После возвращения земель в 1654 году монастырь был возрождён, но уже никогда не был столь богат. В 18 веке тут была открыта типография, отстроены многие здания. В Наполеоновскую войну монастырь был снова закрыт и превращён в тюрьму для русских солдат.

В 1922 году монастырь был опять закрыт и превращен в антирелигиозный музей. Однако монахи постарше остались тут работать музейными сотрудниками и проводили службы до 1929 года, когда до власти дошли слухи о "религиозном мракобесии" и все оставшиеся монахи-сотрудники были сосланы в лагеря. Тогда же архитектор П.Д. Барановский исследовал и обмерил все сооружения монастыря, составил план его и проекты реставрации.

В Великую Отечественную Дорогобуж и окрестности были партизанским краем, лютые бои проходили тут когда немцы рвались к Москве. В самом монастыре был штаб, ремонтные мастерские и склады. В отместку за партизанские нападения монастырь был взорван.

После войны монастырь пришёл в полное запустение, местные жители даже стали разбирать его на кирпич. И только 1964 году, тот же архитектор П.Д. Барановский что в двадцатые годы проводил обмеры, руководствуясь чудом сохранившимся планами и обмерами взялся за восстановление обители. Он умер в 1984 году, восстановив лишь трапезную палату, но ученик его А.М. Пономарев продолжил работы.

Вокруг монастыря возведена стена, а южнее есть небольшое озеро с живописными мостками.

Отправимся внутрь. Ворота монастыря.

Крайне чистое, приятное и живописное место. Осенняя природа придаёт лёгкую нотку мечтательности и созерцания.

Осеннее небо, опадающие листья и желтеющая листва дополняют картину

Сам монастырь во всей красе.

Колодец

Отправимся на центральную колокольню

Главный колокол

Виды из под колоколов

Ныне монастырь полностью восстановлен из руин и доступен для посещения. Несмотря на отдалённость от современной дороги на Москву паломники тут есть даже в промозглый осенний день.
А вот деревня Болдино приходит в запустение, а местные жители вспоминают о храме только когда говорят о своей бурной комсомольской молодости и походах в клуб который ранее располагался внутри.
А мы отправляемся домой с приятным умиротворением от посещения столь прекрасного места

Другие фотопосты по тегу

Болдинский Свято-Троицкий монастырь, древнейший из ныне действующих на Смоленщине монастырей, находится в 15 км восточнее Дорогобужа, рядом со Старой Смоленской дорогой. Он был основан в 1530 г. преподобным Герасимом.

Подвижническая деятельность Герасима была направлена на создание монастырей на землях, отвоеванных Москвой у Великого княжества Литовского. Вскоре после своего основания Болдинская обитель превратилась в богатейший и влиятельнейший монастырь всей смоленской земли.

В 1580-90-х годах в монастыре развернулось большое каменное строительство. Именно в эти годы были выстроены основные монастырские здания - Троицкий собор, трапезная палата с теплой шатровой церковью Введения во храм Пресвятой Богородицы, столпообразная трехъярусная шестигранная колокольня, стены монастыря.

Архитектурный ансамбль Болдинского монастыря являлся выдающимся шедевром русской архитектуры, единственным известным нам ансамблем эпохи царствования Федора Иоанновича. Архитектура и фасадная декорация Троицкого собора восходят к Архангельскому собору Московского Кремля. Представьте, в глубокой провинции стоял храм, по красоте и величию равный одному из лучших соборов Москвы.
Болдинская обитель располагалась около оживленной дороги - тракта, ведущего к западным границам Руси. Здесь останавливались стрельцы, шедшие в поход, царские послы, торговые люди. В Житии преподобного Герасима сохранилось описание чуда исцеления царского посла Михаила Безднина в 1585 году благодаря молебну у раки преподобного. Т.е. уже тогда мощи пр. Герасима были известны и почитаемы как чудотворные.

Большой удар по Болдинскому монастырю был нанесен Смутой начала XVII века и польским нашествием. С 1617 по 1654 гг. Дорогобужский край находился в составе Речи Посполитой, в котором государственной религией было католичество.

После того, как в 1654 г. Россия отвоевала у Польши смоленские земли, Болдинский обитель была возрождена, но не смогла сохранить за собою былых богатств. В 1764 году, согласно манифесту, подписанному Екатериной II у монастыря (как и у всех монастырей государства Российского) были отобраны все земли. Это привело к упадку монастырей, многие из которых из-за бедности закрывались. Выжить Болдинскому монастырю помогли благотворители, из которых выделялся своей щедростью кн. Андрей Николаевич Долгоруков.

В 1929 году, по распоряжению советской власти, монастырь был закрыт. В годы Великой Отечественной войны здесь расположилась партизанская база. В марте 1943 года, когда линия фронта приблизилась к Дорогобужу, гитлеровцы заминировали все старинные постройки: Троицкий собор, трапезную палату с Введенским храмом, колокольню - и взорвали их.

Возрождение Болдина монастыря из небытия связано с именем выдающегося архитектора-реставратора П.Д. Барановского. Первый в своей жизни проект реставрации Барановский составил в 1912 году для трапезной палаты с Введенской церковью Болдина монастыря. В 1964 году Петр Дмитриевич снова вернулся в Болдино, в свой родной Дорогобужский край, чтобы начать возрождение взорванного фашистами шедевра архитектуры. Именно его трудами по сохранившимся обмерам и фотографиям поднялась из руин удивительной красоты колокольня.

В 1991 году Болдинский монастырь был передан Русской православной церкви и возобновил деятельность. За прошедшие годы были восстановлены трапезная с Введенской церковью и каменная стена с четырьмя башнями, Тихвинская церковь, а также деревянный дом игумена, сторожка у Святых ворот, каменный келейный корпус, каменный казначейский корпус, деревянная часовня на монастырском кладбище.

В 2001 году при расчистке южного придела Троицкого собора были обретены мощи преподобного Герасима. Сейчас рака с мощами преподобного находится в Троицком соборе, восстановленном в 2010 г. С обретением мощей своего святого основателя Болдинский монастырь начал новый этап истории.

Будучи духовной опорой жизни православных людей, Болдин монастырь стал и местом упокоения многих представителей таких знатных родов России, как князья Звенигородские, дворяне Пушкины, Плещеевы, Годуновы, Салтыковы.

В настоящее время возрождён монастырский некрополь. Среди сохранившихся захоронений - семейная усыпальница представителей славного Смоленского (дорогобужского уезда) дворянского рода Вистицких конца XVIII - первой половины XIX веков.

В Троицком соборе находилась усыпальница семьи князей Долгоруковых. Здесь похоронены дед (Николай Владимирович) и бабушка (Екатерина Андреевна), отец (Андрей Николаевич) и два дяди (братья отца: Николай Николаевич и Василий Николаевич) двух выдающихся государственных деятелей России - военного министра (1852-1856), начальника III отделения Собственнго Его Императорского Величества канцелярии и шефа жандармов (1856-1866) кн. Василия Андреевича Долгорукова и знаменитого московского генерал-губернатора (1865-1891) кн. Владимира Андреевича Долгорукова.

В настоящее время, вряд ли найдется еще одна монашеская обитель в нашем Отечестве, которая возродилась к жизни, и жизни активной, от полного разрушения и запустения.

Экскурсии по теме статьи

Болдинскому монастырю без малого 500 лет. Основатель его - преподобный Герасим. 9 мая 1530 года им был освящен здесь первый деревянный Троицкий храм с приделом Сергия Радонежского.
Устроил Герасим монастырь около небольшой речушки, среди вековых дубов, от древнего названия которых «болда» и происходит название местности. Обитель Герасима стала быстро известна. Очень скоро численность братии достигла 127 человек.
Преподобный Герасим умер в 1554 году. Прожив 66 лет, был похоронен в приделе Сергия Радонежского Троицкого Собора в Болдине. За его богоугодные дела в порубежных Российских землях нарекли Герасима Болдинским чудотворцем и причислили к лику святых.
Вскоре монастырь стал центром духовной жизни края. Крупные денежные пожертвования и постоянная царская забота позволили болдинским монахам приступить к каменному строительству. К концу XVI столетия здесь поднялись пятиглавый Троицкий собор с двумя симметричными приделами - Иоанна Богослова и Бориса и Глеба, трапезная палата с шатровой церковью Введения во храм Пресвятой Богородицы и шестигранная столпообразная трехъярусная колокольня. Каждое сооружение представляло собой шедевр золотого века русского зодчества.
Неоспоримые художественные достоинства болдинских сооружений говорили об участии в их создании лучших царских мастеров. Здесь созидали государев мастер Федор Конь, церковный мастер Терентий, государевы иконописцы Постник Дермин и Степан Михайлов, благовестный колокол для звонницы отливал в 1587 году в Москве литец Иван Афанасьев.
Славились монахи Болдинского монастыря и своей ученостью. Вероятно, не случайно настоятель монастыря Иосиф, поставленный Герасимом в 1554 году, прозывался краснописцем. А следующий болдинский игумен Антоний, ставший потом епископом Вологодским, перед своим уходом написал житие преподобного Герасима.
К несчастью, в начале XVII века мирное течение жизни на Смоленщине было нарушено. Захваченный иноземцами в 1611 году, Болдин монастырь стал пристанищем иезуитов.
После изгнания польско-литовских захватчиков православный монастырь в Болдино был в 1654 году возобновлен, но еще не достиг былого величия, несмотря на внимание и царя Алексея Михайловича, и его сына Петра I.
Подвергся Болдин монастырь поруганию и в период наполеоновского нашествия, когда французы превращали православные храмы в конюшни.
Однако, рассеивался дым пожарищ, белились монастырские стены, и вновь благовест созывал православных в храм. Множество людей стекалось в Болдино на ярмарки, проходившие по престольным праздникам - на Троицын день летом и на Введение во храм Пресвятой Богородицы зимой.
Деятельный и просвещенный настоятель монастыря архимандрит Андрей в конце XIX века построил новые деревянные кельи и гостиницу для богомольцев. Его трудами было восстановлено и издано в 1893 году житие преподобного Герасима.
Шли годы. Многие древние сооружения монастыря были искажены, утратили свое изначальное великолепие. В 1912 году молодой реставратор Петр Барановский предложил уникальную методику реставрации архитектурного памятника. Но реставрацию удалось начать только в 1921 году.
Одновременно с восстановительными работами на территории монастыря под руководством Барановского создавался музей. Научно-реставрационные и музейные работы органично вплетались в естественную монастырскую жизнь.
Наступил 1922 год. В мае этого года местные власти конфисковали церковное имущество, были осквернены мощи преподобного Герасима. Постепенно сворачивалось начатое Барановским музейное строительство. В 1928 году все реставрационные работы в Болдине были прекращены, а спустя год директор музея и оставшиеся монахи были репрессированы.
Страшная судьба ожидала монастырь в годы Великой Отечественной войны. Болдино было одним из первых населенных пунктов, освобожденных партизанами на еще оккупированной территории еще в начале 1942 года. Немцы ответили карательными операциями. В отместку партизанам фашисты взорвали в марте 1943 года Троицкий собор, колокольню, трапезную палату с Введенской церковью.
Только в 1964 году Петру Дмитриевичу Барановскому удалось начать строительные работы. С 70-х годов восстановление архитектурного облика монастыря ведется под руководством ученика и ближайшего помощника Барановского архитектора А. М. Пономарева.
Первым восстановленным сооружением обители стала монастырская колокольня, взорванная в войну. Она благодаря редкостной прочности кирпичной кладки, не превратилась в груду щебня, а развалилась на огромные бесформенные куски, вес наиболее крупных обломков составлял 20-40 тонн. Это позволило восстановить колокольню методом анастилоза, то есть возвращением на свои места сохранившихся, разрозненных фрагментов.
4 декабря 1997 года в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл освятил восстановленный Введенский трапезный храм. Храм был разрушен полностью, и вот теперь, как символ победы добра над злом, созидательных сил над разрушительными возвышается он над бескрайними русскими просторами.
На протяжении всей русской истории монастыри были центрами духовной, культурной, национальной жизни русского народа. Поэтому сегодня возрождение России невозможно без возрождения ее святых обителей. В мае 1991 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение о возобновлении Свято-Троицого Болдинского монастыря и о назначении игумена Антония (Мезенцева) его настоятелем. 4 декабря 1997 года в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы игумен Антоний возведен в сан архимандрита.
Сегодня в монастыре 21 послушник. Их трудами восстанавливается и строятся монастырские постройки, посажен яблоневый сад, коим всегда славился монастырь, но самое главное, в стенах монастыря созидается духовная жизнь, по крупицам собираются духовные сокровища.
14 мая 1998 года в день памяти преподобного Герасима Болдинского в Свято-Троицком Болдинском монастыре впервые состоялся общеепархиальный праздник, который решено отмечать ежегодно. Митрополитом Смоленским и Калининградским Кирилл в сослужении духовенства епархии при большом стечении паломников была отслужена Божественную литургия.

Свято-Троицкий собор
Деревянный соборный храм в честь Святой Троицы с приделом во имя преподобного Сергия Радонежского построен в 1530-е годы рядом с первыми постройками обители. Каменный собор в честь Святой Троицы с приделами во имя апостола и Евангелиста Иоанна Богослова и благоверных князей Бориса и Глеба построен в 1585-1591 годах, по преданию, на средства инока Николая, из дворянского рода Арсеньевых.
В приходно-расходных книгах монастыря упоминался церковный мастер Терентий, руководивший строительными работами. Собор был расписан фресками в византийских традициях на сюжеты из евангельских притч московскими, государевыми иконописцами - Постником Дерминым и Стефаном Михайловым.
В соборе хранился древний, почитаемый образ Казанской иконы Божией Матери. Храм взорван в 1943 году. В 1991-2000 годах проведены раскопки руин храма.

Церковь Введения
Деревянный трапезный храм в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы построен в 1530-е годы. Каменный двухэтажный трапезный Введенский храм с келарской палатой построен в 1590-е годы. В 1843 году при настоятеле игумене Никодиме на втором этаже трапезной, рядом с Введенским храмом устроен придел в честь святителя Митрофана Воронежского.
Храм взорван в 1943 году. Первый этаж восстановлен в 1960-e годы. Реставрационные работы проведены в 1995-1997 годах. Часть кровельных работ выполнена бригадой А. Е. Копейчикова. Возрожденный из руин Введенский храм освящен митрополитом Кириллом 4 декабря 1997 года. Божественную литургию в день памяти преподобного Герасима митрополит Кирилл совершил в храме в 1998 году.
Иконостас и роспись Введенского храма и трапезной палаты на втором этаже выполнили белорусские мастера, под руководством С. Петрова.
{mospagebreak heading=Страница 1}

Церковь святителя Тихона Задонского
На месте первой келии преподобного Герасима, у древнего дуба в 1890-х годах братией обители поставлен небольшой каменный храм в честь преподобного Тихона Калужского. В 1990 году он восстановлен и с октября возобновлено регулярное Богослужение в обители. Кровельные работы и золочение иконостаса выполнены бригадой А. Е. Копейчикова. Митрополит Кирилл освятил храм в честь святителя Тихона Задонского в мае 1991 года. До восстановления Введенского храма в нем проводились все Богослужения.
Колокольня
Между собором и трапезной в конце XVI века возведена высокая трехъярусная колокольня, имевшая по описи 1744 года «часы с боем». В 1587 году мастер Иван Афанасьев отлил для обители в Москве благовестный колокол. В 1871 году на верхнем ярусе колокольни висели семь колоколов - от большого в 50 пудов (819 кг), отлитого в 1861 году, до малого в 25 фунтов (10,2 кг).
В среднем ярусе находилась ризница, в которой хранилась ценная утварь. Колокольня взорвана в 1943 году, восстановлена из руин в 1980-е годы при участии студенческих строительных отрядов Смоленского пединститута и Дорогобужского участка реставрации ССНРПМ. С осени 1990 года колокольня используется по своему назначению.

Церковь св. равноап. князя Владимира
Подворье монастыря. Адрес: 215700, Смоленская обл., г. Сафоново, Октябрьский пер., 4.
Приход в городе Сафоново образован в декабре 1988 года. Каменный храм в честь равноапостольного великого князя Владимира Киевского построен в 1989-1991 годах на средства администрации города и прихожан. Храм устроен на 1500 человек, с трехъярусной 27-ми метровой колокольней. На колокольне пять колоколов, больший - весом 500 килограммов.
Особую помощь в возведении храма оказывал председатель Сафоновского горисполкома П. С. Осипов (+1993 г.). Большую часть хозяйственных работ выполняла староста прихода Н. К. Золотухина. Кровельные работы, установку куполов и крестов провела ремонтно-строительная бригада А. Е. Копейчикова.
Храм освящен митрополитом Кириллом в декабре 1991 года. За понесенные труды игумен Антоний (Мезенцев) награжден палицей. Указом митрополита Кирилла от 11 июля 1994 года Владимирский приход преобразован в подворье Герасимо-Болдинского мужского монастыря. Иконостас храма изготовлен Сафоновскими резчиками, по образцу иконостаса Покровского храма села Дуброво Темкинского района. Иконостас освящен митрополитом Кириллом на Божественной литургии 29 октября 1994 года. В 1997 году расписан алтарь храма.

Болдинский монастырь - наиболее древний из существующих и действующих сегодня монастырей в Смоленской области. Располагается он примерно в 15 километрах на восток от города Дорогобужа. Недалеко от монастыря проходит старая Смоленская дорога.

Болдинский монастырь был основан преподобным Герасимом в 1530 году. Герасим ставил своей подвижнеческой целью создание православных монастырей на землях, перешедших от Литовского княжества к Московскому государству. Спустя некоторое время Болдинский Свято-Троицкий монастырь превратился в очень влиятельный и богатый православный монастырь смоленщины. Богатство Болдинского монастыря росло и пополнялось за счет крупных пожертвований бояр, за счет пожалования государем земель, за счет собственной достаточно активной экономической деятельности.

Свой расцвет монастырь получил в конце XVI - начале XVII веков. В это время во владении монастыря находились боле сотни российских деревень и сел, несколько мельниц, бортные и охотничьи угодья, скотные дворы, рыбные ловли, в таких городах как Дорогобуж, Вязьма, Москва, Смоленск у него имелись свои монастырские подворью и торговые лавки. В самом конце 16 века в Болдинском Свято-Троицком монастыре было развернуто крупное каменное строительство. Возводились пятикупольный Троицкий собор, трапезная палата с церковью Введения во храм Богородицы, колокольня.

Большой удар по Болдинскому монастырю нанесло Смутное время, попавшее на начало 17 века и нашествием поляков. С 1617 по 1654 годы Дорогобужскиие земли находились под управлением Польского королевства, а в нем государственной религией являлось католичество. Монахи монастыря во время Смуты большей частью покинули его, а затем, земли и сам монастырь был передан Смоленскому иезуитскому коллегиуму (учебное заведение католической церкви).

После 1954 года, когда Москва вновь отвоевала у поляков Дорогобужскую землю, монастырь был восстановлен, однако владения его заметно были сокращены, и составляли ко второй половине XVII века около двух десятков деревень. 1764 год ознаменовался тем, что императрица Екатерина II отобрала у монастырей их земли, которые впоследствии были розданы дворянам. Это стало причиной упадка монастырей, очень большое количество которых из-за бедности становились недействующими. В это время выжить Болдинский монастырь смог благодаря благотворительным взносам прихожан, одним из крупных жертвователей был князь Андрей Долгоруков.

И вновь испытывает свой расцвет монастырь в 70-80 годы XIX века. Настоятелем в это время был назначен иеромонах, а затем и архимандрит Андрей (Васильев). В его управление, в течение 24 лет, были восстановлены и отремонтированы все храмы и здания монастыря, построены новые Святые ворота, кельи, постройки для хозяйственных нужд, гостиница, настоятельский дом, мельница на озере, просфорная, посажен огромный сад. На месте, где когда-то была келья преподобного Герасима (основателя), примерно в 50 метрах от монастыря, была отстроена каменная часовня. На основе древних списков архимандрит Андрей написал и затем издал «Житие Преподобного Герасима».

В начале XX века (1919-1927) под руководством П.Д. Барановского в Болдинском монастыре ведутся восстановительные работы, создается историко-художественный музей. В это же время в Болдино перевозиться деревянный храм из села Усвятье. В конце 1929 года советская власть своим распоряжением закрывает Болдинский монастырь. В дальнейшем Троицкий собор отводиться под зернохранилище, в часовне устанавливается сепаратор для переработки молока, трапезный Введенский храм переоборудуется под колхозный сырзавод.

Во время Великой Отечественной Войны монастырь выполнял роль одной из баз партизан, тут же размещены были ремонтные мастерские. Отступая с Дорогобужских земель, немецкие войска заминировали и подорвали все каменные постройки монастыря. Послевоенные годы привели руины монастыря в полное запустение. Кирпич от разрушенных построек местные жители постепенно использовали на свои нужды. Лишь в 1964 году, руководствуясь сохранившимися фотографиями и обмерами, под руководством П.Д. Барановского вновь начинаются реставрационно-восстановительные работы. И они близятся к своему окончанию, только теперь ими руководит ученик Петра Дмитриевича - А.М. Пономарев.

Смоленский информационный центр культуры и туризма "Смоленский терем" /