Почему в православных храмах мужчин меньше, чем женщин? Почему мужчин обычно мало в церкви? Мало мужчин в храмах почему

Мы настолько привыкли к тому, что Русская Православная Церковь – это преимущественно Церковь «белых платочков», что как-то даже перестали удивляться и беспокоиться по поводу того, что мужчин в храме действительно мало. И даже уже стали искать и находить какие-то аналогии в священной истории… Вспоминать об особенной чуткости женского сердца и о том, что даже апостолы «жестокосердые» разбежались после распятия Христа и попрятались «страха ради иудейска», а вот жены-мироносицы… И так далее и тому подобное…

Врагам Церкви это дает лишний повод говорить об «ущербности» Церкви, о ее преимущественно женской природе, о том, что идеалы терпения, смирения и кротости – идеалы совсем не мужские. И можно бесконечно объяснять, что это не так, что в современном обществе самые возвышенные понятия сознательно или неосознанно искажаются… и что смирение, например, означает не примитивную забитость, а умение достойно принимать то, что случается вопреки нашей воле; что терпение – это не рабское унижение, а мудрость, умеющая ждать… кротость – не жалкая безответность, а сила доброй сдержанности… Все это можно и нужно объяснять, конечно. И все же… мужчин в храмах мало – и этот факт требует осмысления.

Эта тема – недостаточного участия мужчин в церковной жизни – всплыла недавно в разговоре с дальним моим корреспондентом – русской православной женщиной, живущей в Америке. Я уже сказал, что мы почти не осознаем эту проблему как проблему, но с далекой стороны все выглядит иначе. Если в зарождающейся церковной национальной общине нет или совсем мало мужчин, то для самих прихожан это лишний повод почувствовать свою слабость, беспомощность. И можно сколько угодно говорить, что «сила Божия в немощи совершается», но эта истина ни в коей мере не оправдывает инертность и слабость, маловерие и, простите, вырождение наших мужиков. А вопрос стоит именно так. Потому что если в нашей «широкой» стране вопрос вырождения мужского начала хоть и звучит, но как-то гипотетически, то в чужой стране – это просто вопрос выживания: деградация мужиков, их безверие, беспробудное пьянство и слабость – это верный признак вырождения национальной общины и скорой ассимиляции. А для нас – наглядный пример того, что ожидает нас самих в недалеком будущем, если ничего не изменится. Что поделаешь, в этом мире для продвижения любой идеи нужны и напористость, и смекалка, и решимость чисто мужские; и горе – если все эти качества вынуждены проявлять женщины.

Американская моя знакомая обратила внимание на то, что ни в какой другой Церкви этого чудовищного перекоса в сторону «женского присутствия» нет. И речь идет даже не о многочисленных протестантских общинах, а о православных церквях, принадлежащих к другой юрисдикции. Я и сам припоминаю, что, например, в греческих храмах мужчин если и меньше женщин, то ненамного и участие мужчин в жизни Церкви самое активное и плодотворное. И ведь именно так и должно быть! Ведь сознательное и деятельное служение Богу в «публичном», так сказать, измерении – это и есть в первую очередь дело мужское. Так должно быть, и, кажется, так было всегда.

Роль женщины в церковной жизни всегда была огромна, но эта роль действительно вспомогательная, причем в самом лучшем, возвышенном значении этого слова. В значении помощи, и даже помощи жертвенной, а выше этого трудно себе что-нибудь и представить с точки зрения подлинного христианства. И это естественно. Помните, как в Писании говорится о сотворении женщины? «Сотворим помощницу». Как хорошо, правда? Какой глубины и мудрости исполнены эти слова!

Но раз уж мы говорим и о положении женщин в Церкви, то в связи с главной нашей темой хочу сказать о том, о чем раньше говорить не решался. Больно уж щепетильная это тема…

Я хочу сказать о том, что, из-за недостатка служения именно мужского, в Церкви, особенно в последнее время, появилась такая проблема, как женская властность, и даже властность непомерная, «зашкаливающая». Эта женская властность является именно прямым следствием недостатка мужской активности в церковной жизни, и эта, если можно так сказать, «спровоцированная властность» женщин ничего доброго не приносит ни самим женщинам, ни церковной жизни в целом.

Впрочем, справедливости ради нужно сказать, что проблема эта – проблема женской властности в Церкви – отнюдь не наша национальная и далеко не современная. Вот что говорил об этом еще в V веке великий святой Иоанн Златоуст. Предвижу возможный хор возмущенных голосов после этой цитаты, но что поделаешь: как говорится, все претензии «не ко мне».

«Закон Божественный удалил женщин от священнослужения, – пишет святитель Иоанн, – а они стараются вторгнуться в него; но так как сами по себе не имеют власти, то делают все через других и такую присваивают себе силу, что и избирают, и отвергают священников по своему произволу. Пословица “с ног на голову” сбывается здесь на деле. Начальниками управляют подначальные, и пусть бы мужчины, но – те, которым не позволено и учить. Что говорю – учить? Им блаженный Павел запретил и говорить в церкви. Я слышал от одного человека, будто их допустили до такой дерзости, что они даже делают выговоры предстоятелям Церквей и обращаются с ними суровее, нежели господа со своими слугами».

Но мы сейчас говорим не о женской властности вообще, а именно в контексте того «вакуума» мужского служения в Церкви, который проявление этой властности во многом и провоцирует. И вина за это лежит опять же на нас – мужчинах. Причем не трудно заметить, что это происходит и в повседневной жизни, где женщины вынуждены «тянуть» то, от чего отмахиваются наши внезапно и повсеместно обессилевшие мужички. Проблема, как не погляди!

Но почему же именно в Русской Церкви мужиков мало? Мне даже интересно стало, какой была статистика до революции, потому что первое, что приходит на ум при отыскании причин этой проблемы, – это наша недалекая безбожная эпоха, и тут аналогии с распятием Христа и с учениками, разбежавшимися «страха ради», и женами оставшимися не выглядит уж очень натянутой. С той, может быть, поправкой, впрочем весьма существенной, что большинство не разбежалось, а попросту было уничтожено как наиболее активное и – следовательно – опасное в глазах властей начало. Но все-таки любопытно узнать дореволюционную статистику, чтобы понять раз и навсегда: проблема малого присутствия мужчин в церковной жизни – это последствие революции или нечто наше «исконно русское». Если последнее – то дело обстоит сложнее, и причины тогда нужно искать не во внешних обстоятельствах, пусть трагических, но все-таки временных, а в глубинах русского мужского характера, а это, согласитесь, неизмеримо сложнее.

Но поиски документов на эту тему не увенчались успехом.

Объективно оценить участие мужчин и женщин в дореволюционной приходской жизни в процентном отношении не представилось возможным, потому что все вообще крещенные мужчины и женщины числились прихожанами того или иного храма, но исследования действительной жизни прихода с анализом степени участия в ней мужчин и женщин мне так и не попались.

Зато современная статистика, признавая больший процент женщин в храмах и большее их участие в делах церковных, относит это к вящей эмоциональности женщин, к их большей способности к вере, в то время как мужчины в массе своей настроены более скептически и мыслят рационально. Ну что ж, тогда надо признать, что наши русские мужчины – самые рациональные в мире. Непонятно только, почему эта рациональность не приносит тех феноменальных плодов в разумной организации жизни, которые она должна бы, по логике, приносить. Напротив, мы видим совершенно нерациональное и саморазрушающее поведение как печальную и повсеместную норму нашей жизни.

Думается, что решающую роль в отношении современных мужчин к Церкви играет все-таки воспитание – или совершенно безбожное, или основанное на представлении, что главное, «чтобы Бог был в душе». То есть в лучшем случае это «нецерковная» религия нравственности, соответствия основным правилам «человеческой» морали. И это считается достаточным. Увы, из этого состояния выходят и приходят к полноценной христианской жизни, как правило, только в результате каких-то серьезных потрясений. И здесь, пожалуй, надо учесть тот тип мужского характера, наиболее распространенный, который можно назвать консервативным – независимо от того, хорош он или плох. Наш мужик вовсе не склонен менять свою жизнь, какой бы она ни была, и если в случае правой веры это качество способствует утверждению в верности, то в состоянии «самочинного» заблуждения становится трудно преодолимой преградой на пути преображения и изменения своей жизни к лучшему. Иногда так и говорят: «Никогда я в церковь не ходил, а чего ж теперь пойду!» И этой своей «верностью» собственной жизни, пусть и безбожной, даже гордятся как каким-то достоинством. Что поделаешь: таков наш русский характер в его обобщенном выражении.

Здесь выход только один – говорить, объяснять, взывать, пусть не к чувствам, так к разуму, молиться, чтобы Господь просветил, ну и стараться хоть детям привить основы правильного мировоззрения, основы правой веры. В надежде, что они вырастут с твердым осознанием, что церковная жизнь – это необходимое условие полноценной, здоровой и доброй жизни.

Приходя в храм, всегда обращаю внимание на то, что большая часть прихожан - это женщины, бабушки. И совсем немного мужчин - 2-3 человека. Смотрел трансляцию мусульманского богослужения, очень удивился: почти 100% в мечети - это мужчины. В русской церкви даже на большие праздники приходят совсем мало мужчин, почему так происходит? Есть ли в Православии ограничения, как себя вести в храме мужчине и женщине?

работник авиционного предприятия

Уважаемый Михаил! В мечети 100% мужчин, потому что женщин в мечеть не пускают, либо они молятся в другом помещении отдельно от мужчин, поэтому, когда показывают трансляции мусульманских богослужений, Вы их, естественно, и не видите.

Что же касается преобладания женщин в православных храмах... Женщины вообще количественно преобладают в нашем населении. А с возраста старше 50-ти - начинают преобладать все решительнее и решительнее, что связано, увы, с непреодоленными страстными навыками значительной части современного населения нашей страны, прежде всего с устойчивой тягой к алкоголизму. То есть это обусловлено не в последнюю очередь общеизвестным фактом, что у нас женская общая продолжительность жизни превосходит мужскую лет, кажется, на 15. Известно и то, что, помимо физического здоровья, к середине – второй половине жизни нравственное здоровье тоже в значительной части сохраняют женщины. Потому что если мужчина не сопьется до конца, так чтобы совсем помереть, то нравственный облик его не такой, чтобы ноги его могли каким-то образом до церкви довести. Это одна из причин, связанная с состоянием общества.

Если задаваться вопросом, нет ли чего-то в церковной жизни, что скорее бы способствовало привлечению женщин, чем мужчин, в число наших прихожан, то в целом ответ нужно дать отрицательный. Церковь равно открыта для всех, и главное в богослужении - таинства - адресованы людям вне зависимости от их возраста, пола, национальной и социальной принадлежности. Может быть, формы внебогослужебной активности некоторым образом на сегодня преимущественно ориентированы на женское участие. Какие-то попечения по храму, хозяйственные или связанные с уборкой, социальные труды (уход за больными и престарелыми), другие массовые виды деятельности скорее привлекают к себе женщин и девиц. Но, однако же, считать, что именно поэтому мужчин в храме меньше, я бы поостерегся.

Почему в российских храмах мало мужчин? Сколько представителей сильного пола посещают богослужения в других странах? Как вернуть мужчин в Церковь?

Православие мужская религия

Православие – мужская религия, такое утверждение всё чаще можно услышать от священников. Оно стало звучать только в последнее десятилетие. У старцев и богословов вы не прочитаете такого определения. Рассуждения о мужской религии – ответ на ситуацию, в которой оказалась Русская православная церковь: её почти не посещают мужчины. И священники с укором взывают к ним, пытаясь объяснить:

мужчины, без вас Церковь не полная! Где ваше мнение и добрые дела в церковной общине? На что тратите силу и энергию? Почему забыли о Боге?

Протоиерей Андрей Ткачёв : «Наша религия мужская. Она смелая и умная, а не тепленькая и сентиментальненькая. Отсутствие мужика в наших храмах означает отсутствие богословия, поскольку понять христианство и объяснить его может, за редкими исключениями, только мужеский ум.
Храмы должны быть полны мужчин. Молитва вообще есть мужское дело, поскольку требует не столько переживаний, сколько стойкости и внимательности.
Зайдешь в западный храм - стоит дама в шляпке перед Распятием и молится то ли о своей женской судьбе, то ли о голодающих детях в Камеруне. Зайдешь к нам - ходит душа-сестрица среди подсвечников и лепит свечки, пришептывая что-то то ли о непутевых детях, то ли о пропавшем муже. Вот - доминанта религиозной жизни. Личная дамская беда и личный шепот перед образами.
А где наши мужики? Пьют? В горы ходят за адреналином? В Африку на сафари мотаются? На рыбалке пятую точку отсиживают?»

Протоиерей Андрей Ромашко : «Христианство – сугубо мужская религия. Нет, она, конечно, доступна и женщинам, но «заточена» она под мужской менталитет, под мужское восприятие мира. Придя на землю Христос уравнял мужчин и женщин в религиозных правах, но проповедь Его была обращена преимущественно к мужчинам….
Почему же сегодня в наших храмах не слышно мужского голоса? Почему современные мужчины не понимают, что Евангелие обращено именно к ним, а уж только потом, через них – дочерям, женам, сестрам, подругам… Почему сегодня женщина тащит мужика в Церковь, причем в любом возрасте, начиная с младенчества и до глубокой старости? Отвечу банальностью: мужики измельчали. Обабились, развратились, раскапризничались, потеряли характер, силу воли, ответственность. Причин много, объективных, субъективных, социальных, экономических».

Почитаешь такие резкие высказывания и задумаешься: почему для некоторых пастырей женское – означает нечто ущербное? Но спишем такие настроения священников на сожаление, что большинство российских мужчин пренебрегают спасением души. Это и упрёк, и призыв к сильному полу вернуться под Божий кров.

Мало мужчин

К сожалению, учёные не занимались исследованиями на тему: какой процент мужчин посещает Православную церковь? Но по наблюдениям верующих, мужчины составляют примерно треть прихожан и менее.

  • Доктор исторических наук Н.Попов утверждает: «Среди женщин религиозных людей больше, чем среди мужчин, соотношение в среднем 65 и 45%».
  • Социолог Б.Дубин отмечает: «Среди православных верующих преобладают женщины и люди старшего возраста. Однако наибольший приток новых православных идет из среды молодежи, людей с высшим образованием, мужчин».

Протоиерей Роман Багдасаров размышляет о месте мужчины в храме.

Православные мужчины за рубежом

В православных храмах других стран мужчин поровну с женщинами или больше, утверждают священники, посещавшие зарубежные приходы. Социологических исследований на эту тему тоже нет, но мы можем полагаться на фото и видеосъёмку богослужений и верить глазам своим.

В храмах Украины и Болгарии мужчин и женщин равное число. В Греции и Македонии на богослужениях мужчин больше половины. В Сербии мужчины явно преобладают, женщины теряются в их толпе. Религиозную активность сербских мужчин можно объяснить тем, что очень долго в битвах с мусульманами и католиками Сербия отстаивала свою православную идентичность. Воевали именно мужчины и память об этом укрепляет их религиозность. Христианство сохранилось в Сербии ценой больших жертв…

Литургия в сербском православном храме

Почему же в России такая гендерная диспропорция прихожан?

Причины религиозной пассивности мужчин

Священники и миряне, в том числе журналисты, находят много объяснений отсутствию мужчин в храмах. Есть версии религиозные, психологические, бытовые. Есть лестные и даже обидные для того или иного пола.

Религиозные версии

  1. Поскольку Ева первой нарушила Божественный запрет в Райском саду, вкусив от Древа познания, ныне женщинами сильнее ощущается греховность, которую они спешат отмолить в храмах.
  2. Женская вера связана с великим Божьим даром – деторождением. Рождение нового человека напоминает акт его сотворения Богом. Мужчине не дано пережить такого необычного явления. Поэтому связь его с Творцом не так сильна.
  3. Мужчины предпочитают язычество. Там нет строгих моральных требований, не нужно поститься и ограничивать свои потребности. Язычество льстит человеку, там он не раб Божий, а сын богов. Ирий (или Вальхалла) язычников обещает пиры и сраженья, что интересней мужчинам.


Мужчины на богослужении в Греческой Церкви

Психологические версии

  1. Мужчины воспринимают мир как поле битвы, где они должны покорять и завоёвывать. Православие с проповедью смирения, скромности, гуманизма противоречит их настроениям. В наши дни пресса рисует образ мужчины, который идёт к успеху по чужим головам. С верой это не сочетается.
  2. Мужчина неуютно чувствует себя в храме, поскольку там большинство женщины. Ему непонятно, чем там заняться, кроме как поставить свечку и уйти домой. Церковная община кажется ему женским клубом по интересам. С друзьями своего пола более комфортно.
  3. Женщины чаще ходят в храм, поскольку беспокоятся о детях. Просят у Всевышнего лучшей доли для своих чад. А мужчины меньше волнуются за близких.
  4. Женщины трусливы, в Боге они видят защитника. А мужчины у нас герои, ничего не боятся, поэтому Бог им не нужен.

Бытовые версии

  1. В храмах преобладают не просто женщины, а старушки. Именно на пенсии у людей появляется больше времени на религиозную жизнь. Старея, многие задумываются о покаянии. Но – российские мужчины часто не доживают до пенсии! Храмы заполняют их безутешные вдовы.
  2. Порой мужчины заняты работой, отнимающей много энергии. Поэтому выходные дни они используют для отдыха. И рады бы молиться, но сил нет.
  3. Мужчинам лень посещать церковь. Силы есть, но не хочется рано вставать. Проще с дивана посмотреть футбол…

Я тоже могу высказать предположение. Проблема в разрушении института семьи. Раньше на богослужения ходили все купно – муж с женой, детишки, бабушки и дедушки. Теперь у родственников нет потребности в религиозном единении. Каждый живёт своими переживаниями, плачется о скорбях в интернете под псевдонимом. И только большие праздники – Крещение, Пасха и Рождество будят былую семейственность. Или большие печали. Тогда звучат коллективные молитвы, тогда вместе едут к святым местам.
Только в особых условиях мужчина чувствует свою ответственность за происходящее и начинает верховодить, организовывать и опекать. В нём просыпается глава семьи.

Что говорят мужчины

Как видите, мнения самые противоречивые. И это ещё не все ответы на поставленный вопрос. Читатели-мужчины в Фейсбук тоже отвечали по-своему. Некоторые в стиле либеральной прессы выразили недоверие Церкви: «Нельзя быть христианином и одновременно посещать службы РПЦ. Только если вы целиком и полностью поддерживаете все, что там сейчас творится, тогда – да…. у вас полная гармония. Правда по поводу вашего христианства будут вопросы – либо вы просто не понимаете, что такое быть христианином, либо фарисействуете».

Некоторые заявили, что Бог у них в душе, Церковь же для молитвы необязательна. Даже Священное Писание цитировали: «И когда молитесь, не подражайте лицемерам, которые предпочитают молиться на виду у людей: в синагогах, или останавливаясь на перекрестках дорог. Уверяю вас: они уже получают награду свою. Ты же, когда захочешь помолиться, войди в комнату свою и, затворив за собой дверь, тайно помолись Отцу твоему, и тогда Отец твой, Который видит тайное, воздаст тебе явно» (Св. Евангелие от Матфея 6:5,6).


К дикуссии подключился иерей Василий Литвинов , который разъяснил мужчинам: «Если мы верим Богу, то должны участвовать в Таинствах. Значит, должны быть в Церкви. Вопрос рациональных мужчин: “для чего мне это?” Ответ из Евангелия: “Лучше для вас, чтобы я взошел. Тогда Отец Мой Небесный даст иного Утешителя, который наставит вас на всякую истину и правду”.

Дарование Духа Святого

Итак, вот для чего пришел Господь и для чего совершил Свой подвиг: ради дарования Духа Святого, Который должен являть нам волю Божию в любой момент нашей жизни “дабы радость наша была совершенна”. Вот что мы можем получить в Церкви! Достойный плод для наших усилий? Более чем!!! Проблема в другом: почему об этом не говорят в Церкви? Ответ, думаю, на поверхности: апостасия, ослабление веры в Бога на земле и, в том числе, в духовенстве. Увы…

Отсюда, Церковь мужская, церковь мучеников превратилась в Церковь “белых платочков”, церковь обрядовых действий, хотя и возвещает апостольское слова: “Если вы Христовы – Духом да ходите”… Но, это не значит, что и сейчас в ней нельзя найти обещанное Богом: “Иисус Христос вчера и днесь тойже и во веки”!»

Протоиерей Евгений Попиченко про образ православного мужчины.

Что делать мужчине в храме?

Раннехристианская Церковь не жаловалась на отсутствие мужчин-прихожан. Все находили там достойное место и преданно служили Господу. Ведь не только молитвой может верующий выразить свои религиозные чувства.

  • Мужчины миссионерствовали в разных городах и странах.
  • Проповедовали о Христе своим близким и друзьям.
  • Участвовали в богослужении.
  • Следили за порядком в церкви.
  • Занимали руководящие должности в церковных общинах.
  • Жертвовали миссионерам, были благодетелями сирых.

Как эти принципы реализовать в наши дни?

Церковь по-прежнему нуждается в деятельных миссионерах, которые несут Слово Божие в отдалённые регионы России. Например, внимание православных требуется народам Крайнего Севера и Дальнего Востока. Но и в центральных регионах есть этносы, религиозно непросвещённые – вспомним о язычестве в среде малых народов Поволжья.

Всюду работают гастарбайтеры из южных республик, чтобы обратиться к таким с проповедью, нужна мужская решимость.

И даже в российской столице в любом коллективе есть люди невоцерковлённые. Они нуждаются в мудром наставлении верующих.

Личное спасение в Православии не эгоистично, оно зависит от любви к ближним.

  • Служение в церкви тоже не должно обходиться без мужчин. Оно может быть и духовным, когда некто исполняет работу алтарника. И социальным, если при храме есть благотворительная организация.
  • Катехизация новых прихожан более плодотворна, если мужчина учит мужчин, а женщина женщин – им легче найти общий язык. Для этого следует самому знать Евангелие и жить по заповедям.
  • Следить за дисциплиной в часы богослужения тоже подобает мужчине, а не старушке. Тем более, что в наше время под церковные своды может явиться и неадекватный человек, которого следует призвать к порядку. Существует опасность терроризма в некоторых регионах, поэтому храмы нуждаются в мужчинах-дружинниках.
  • Общину прихожан также может возглавить мужчина и развить энергичную деятельность на благо общества. Также церковь всегда нуждается в новых пастырях, которые посвятили бы ей жизнь всецело.

Но если мужчина слишком занят для посещения дома Божьего, для него тоже есть путь спасения. Это жертва на храм, финансирование дел милосердия. Поддержка благотворительной организации, которая помогает сиротам, заключённым или нуждающимся в лечении людям.

Чего ищет мужчина в Церкви

Анализируя дискуссии на православных форумах, можно сделать следующие выводы.

Мужчина ждёт, что Церковь призовёт его к активным действиям. Например, мероприятиям и программам, меняющим к лучшему наше общество. К решительным поступкам в защиту морали.

Мужчина хочет услышать проповедь о своих насущных проблемах. К их числу относятся:

  • Как добиться настоящего успеха?
  • Как создать счастливую семью?
  • Как вырастить детей достойными людьми?
  • Как найти смысл жизни?
  • Как преодолеть свои слабости/пороки?

Для многих важны темы достижения лидерства, укрепления брака, вины перед ближними за ошибки, решение конфликтов… Сейчас на подобные вопросы отвечают психологи мужских журналов, но их советы далеки от христианства. Например, видела статью: «Стань мерзавцем» – гимн хамству и цинизму. Разумеется, верующий мужчина пренебрежёт такими текстами. Но он будет рад услышать в Церкви, как победить неудачи на работе и в семье.

Мужчина надеется найти в Церкви друзей-единомышленников. Значит, там нужно развивать общение прихожан друг с другом. Предлагать поводы для встреч помимо богослужения. Такие инициативы зависят от священников, от их стремления привлечь новую паству – представителей сильного пола.

Чем обьяснить тот факт, что женщин в храмах в четверо больше, чем мужчин? Отчего в храме бывает плохо - слабость, холодный пот, учащение пульса, закладывает уши, нехватка кислорода, ухудшение зрения, потеря сознания?

Уважаемый посетитель нашего сайта, совсем недавно на нашем сайте мы отвечали на очень похожий вопрос . Добавлю, что количество девочек и девушек, посещающих службы и участвующих в церковной жизни, действительно намного превосходит количество мальчиков и юношей. В наше время странным образом получается какая-то феминизированная версия церковной жизни, в которой женский пол находит свое место, а мужчине, если он не становится священнослужителем или алтарником, очень трудно найти свое место. Этот факт нельзя отрицать, хотя причины этого не ясны. У нас возникает женская Русская православная церковь; без женского священства, но есть опасность, что скоро только духовенство и будет мужского пола, а все остальные будут женщины, как в женских монастырях. Чего-то не хватает мальчикам - и в церковной жизни в целом, и, в частности, школах - какого-то мужского начала. Трудно сказать, что это такое. Военно-патриотическое воспитание, отдых, спорт, автодело - это какое-то упрощение. Дело не в отсутствии занятий по автоделу, не в том, что у нас нет кружков, где бы рубились на мечах и кидали друг друга на маты, нам недостает чего-то другого. В Церкви действительно не хватает какого-то конституирующего мужского начала.

По поводу же Вашего второго вопроса можно сказать следующее. Есть разные уровни того, как и почему это случается. Нельзя забывать об уровне духовном - невидимой брани, которую претерпевает каждый христианин и которая касается не только души, но и телесного нашего состава. Почти каждый из пришедших в Церковь во взрослом возрасте наверняка помнит, как он проходил тот период, когда стояние в церкви сопровождалось самыми неожиданными реакциями организма. Молодой, здоровый, бодрый человек после получаса или часа пребывания в храме начинал ощущать боли в правой и в левой части живота, постоянные позывы покинуть церковь для того, чтобы прогуляться туда, куда и царь пешком ходит, крайнее утомление ног, сводящее их судорогами, звон в ушах, кружение головы и предобморочное состояние, которого прежде в жизни никогда не испытывал. Это может происходить не только на многолюдном воскресном или праздничном богослужении, но и на будничном, когда рядом стоит пять-десять человек и воздуха явно достаточно, и концентрация ладана не достигает такой степени, что это можно истолковать как тягчайший вид аллергической реакции. И это, конечно, не просто физиология или даже психосоматика, говоря языком медиков. Это попытка врага рода человеческого отвести новоначального христианина от посещения храма, по крайней мере, регулярного и неопустительного через как бы немощь его естества. Подобное преодолевается - свидетельствую множеством примеров - неотступностью. Вот решит человек: нет, буду в обморок падать, но буду в церковь ходить на воскресные службы - и через месяц как не бывало. Стоит как огурчик, в боку не колет, убегать воздухом подышать не хочется и даже пот не течет в три ручья на воскресной службе. Это - один уровень.

Второй объективно существующий фактор - это то, что, конечно же, большинство наших храмов есть здания исторической, а то и древней постройки, памятники архитектуры и исторической культуры. Это не обязательно памятники, но часто здания, не предполагающие такой системы вентилирования, которая бы обеспечила достаточный приток воздуха при нынешней посещаемости большинства городских храмов. Объективно говоря, на многих службах и тесно достаточно, и душно, и не всегда адекватно проветриваемо. Может прозвучать вопрос: что же тут можно сделать?

В тех случаях, когда к этому есть экономические и организационные возможности и это допустимо в контексте использования храма как архитектурного памятника - нужно устанавливать соответствующие системы кондиционирования и подачи воздуха. Они на сегодня для таких больших объемов, каковыми являются храмы, очень дорогостоящи. Такие, которые давали бы действительную проветриваемость, не создавали бы постоянного сквозняка и не шумели бы как стиральная машина. Если многочисленный приход (а все же душно и жарко, как правило, приходу достаточно многочисленному) сознает это как проблему для своей жизни, то, думается, должно не только и не столько вопиять об этом и выражать свои претензии духовенству. Разумнее путем православной приходской самоорганизации постараться решить совместно, всем миром эту проблему - проблему финансирования и установки соответствующей системы кондиционирования. Если мы осознаем себя членами прихода, подобные вопросы мы должны решать вместе.

Из-за недостатка мужчин Церковь потеряла свою мужественность, прихожане боятся священников и относятся к ним так, как покорная жена к плохому мужу – прощают и терпят даже то, чего терпеть нельзя, считает священник Феодор КОТРЕЛЕВ.

Священник Феодор Котрелев, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе, отец 8 детей, руководитель группы помощи бездомным «Люди вокзалов»

— Православие - это мужественная религия? В чем состоит эта мужественность?

— Думаю, что речь не о Православии как о религии, а прежде всего о Православной Церкви. Нам всем бы конечно очень хотелось, чтобы Православная Церковь была мужественной Церковью.

Мужественность, как мне кажется, подразумевает стойкость перед невзгодами и мучениями, твердость, в том числе твердость в вере. Нам бы хотелось, чтобы она была мужественной, но в разные времена с этим было очень по-разному.

Мы знаем массу примеров мужественности в первые века христианства, во время гонений. Мы знаем примеры мужественности в средние века, по отношению к иноверным гонителям христианства. В конце концов, а может быть и прежде всего, мы знаем и даже видели людей, которые были мужественны во время самых страшных гонений на христианство, а именно — гонений в нашей стране.

Однако же по-моему необходимо отдать себе отчет, что мы знаем примеры и другие, когда Церковь была малодушной, Церковь была молчаливой и даже трусливой. Например, такое время мы переживаем сейчас.

Я считаю, что Церковь сейчас назвать мужественной ну никак нельзя. Только если мы решим, что мы выдаем желаемое за действительное, тогда да — мужественная. А если мы серьезно посмотрим… Церковь это люди и их единение во Христе. Наших православных людей ни в коем случае нельзя назвать мужественными, потому что мы всего боимся.

Мы боимся сказать жесткое «нет» абортам. Мы боимся сказать жесткое «нет» голубым. Да, мы конечно говорим, но говорим вполголоса. А вот грохнуть по столу кулаком, как сделали бы наши предки в ответ даже на просто заикание о гей-параде, этого сейчас нет. Ни на частном уровне, ни на общецерковном, по столу кулаком никто не трескает. Хотя здесь совершенно однозначно предлагается содомский грех как официальная Норма, с большой буквы. Это как раз тот случай, когда Церковь должна была бы грохнуть. Однако нет, мы боимся.

Мы боимся и собственных архиереев. Мы, люди церкви, боимся собственных архиереев! В одном храме среди прихожан недавно возникла идея провести благотворительную ярмарку в пользу священнослужителей, оказавшихся в беде. Прежде всего, в пользу родственников погибших в автокатастрофах или от болезней священников. Таких много, о них печатает православная пресса. Возникла инициатива снизу, но настоятель сказал «нет».

А почему, батюшка? А потому, что нас и так терзают поборами, нас и так все время пытаются контролировать по финансовой части, и любая инициатива, связанная с финансами, вызовет у нас лишние проблемы. Это настоятель малодушный, или это Церковь так себя ведет, что люди малодушествуют? Я не знаю. Но чудесная инициатива была зарублена на корню. И это не единичный пример.

Если быть честными, то Церковь боится Сама Себя. Священники боятся архиереев, прихожане боятся священников. И поэтому на одном столе могут быть коньяк и красная икра, поближе к батюшкам, и селедочка с лучком и компотик там, где сидят свечницы. Вот и разговелись. Так что нет, ни о какой мужественности сейчас говорить не приходится. Я не знаю, как мы себя поведем, если начнутся гонения. Вот когда они наступят, тогда посмотрим. А сейчас я не считаю, что православная Церковь - мужественная.

— Почему в наших храмах мужчин меньше, чем женщин? И меньше, чем мужчин в мечетях?

— Это вопрос правильный. Мой ответ на первый вопрос с этим связан. У нас Церковь такая, потому что мало мужчин. Если бы они доминировали, как у мусульман, мне кажется было бы больше толку.

Но тут я уже говорю не вообще о Православной Церкви, а о Русской Православной Церкви. Мы знаем примеры Поместных Церквей, в которых мужчин в храме столько же, сколько и у мусульман в мечетях, например в сербской Церкви. Там в храме процентов 70 стоит мужчин и процентов 30 женщин. Да, вот там люди могут решить, что они что-то хотят, и их послушают.

Почему такое соотношение сложилось именно в Русской Церкви? Мне кажется, потому, что русская женщина очень чуткая, я бы сказал, что у нее нежное устройство, к тому же она как женщина зависима. Мужчина более самоуверен, уверен в своих силах, это видимо так биологически устроено. Женщины очень чувствуют свою незащищенность. В таком состоянии человек конечно приходит к Богу, должен же в лице кого-то найтись защитник. А чем человек самоуверенней, тем он меньше нуждается в защитнике и, соответственно, меньше думает о Боге.

Почему русские мужчины мало ходят в Церковь? Думаю, что не изжито еще язычество, присущее нашим народам. Присущая нам религиозная индифферентность. Это азиатская черта кстати. Далеко не все мусульманские страны проявляют религиозную активность. Скажем туркмены очень индифферентны по отношению к религии. И на самом деле такая же вся наша Средняя Азия. Сейчас мы видим тысячи мусульман во время Рамадана, это конечно результат некоего возрождения и результат религиозной пропаганды. Но в принципе, этим народам подобное не свойственно. Так же и русский устроен, на самом деле, он церковен весьма условно. До революции мужчин было немножко больше, но и тогда были проблемы.

А женщина более чуткая, более трепетная, менее защищенная. Ей нужно куда-то прибегать, куда-то плакаться. Тетеньки так устроены, что им надо повздыхать и поплакать. А мужики - нет, мы сами все решим. Но, повторяю, от этого то и идет такая робость Церкви — воинов нет.

— Церковь становится более женственной, грубо говоря, "Церковь обабилась"?

— Об этом говорили и писали и полвека назад и еще раньше. Это не новость, это произошло давно. Я не знаю когда, я не историк Церкви. Конечно, обабилась, да. И это "обабление" заключается в том, что все приняли некую специфически женскую модель поведения. Эта модель заключается в том, что прихожане дураки, а священник мудрец. В нормальной ситуации женщина по своему устройству своего мужчину почитает и относится к нему с пиететом. Это нормально. И так же народ стал относиться к духовенству. Вместо того, чтобы различать здравых попов от больных и прочее.

Как женщина обычно мирится с чудачествами или просто со свинством своего мужа, просто потому, что он мужик. А я то что, я баба и мое дело бабское - обстирала, обмыла, покормила и спать уложила. А он мужик. Так же Церковь стала относиться к попам. А это неправильно. А мы, в свою очередь, и рады. И вот тут вот привольная жизнь начинается.

Не далее как сегодня из Архангельской области приехала ко мне по социальным делам женщина, многодетная мать. И рассказала, что у них в деревенской церкви настоятель иеромонах. Он, когда они к нему подходят на исповедь, исповедь выслушивает, а потом говорит: «Ну что, бросаем жребий -- причащаться тебе сегодня или нет».

А в другой раз она пошла в великий пост на день рождения, и там салатов с майонезом поела и выпила полстаканчика вина. И иеромонаху на исповеди призналась, а он говорит: «Через неделю Пасха, передай всем, у кого ты была, чтобы наварили картошки, свекольным соком ее покрасить и разговляйтесь». В самом крайнем случае шушукаются и передают, как было со мной сегодня, с некоторым негативом: представляете, у нас батюшка, это, как говорится, тяжелый случай. А так, в основном, скушали одно, скушали жребии, скушали картошку со свеклой на Пасху и все, «спаси вас Господи, батюшка». Это типичная женская модель поведения, если мы говорим о мирянах.

Монашеская модель поведения совсем иная. Там иногда бывают такие упражнения для смирения, что подобные истории, может быть, могут вписаться в правильное русло, я не знаю. А мирянин - это человек свободный. Мирянин - это член Церкви, это очень высокое звание. И некоторых вещей терпеть нельзя. А у нас устроено так, что люди это терпят. И когда я говорю «у нас» я себя не исключаю из этого списка. Я член нашей Церкви со всеми моими потрохами. Я Церковь нашу люблю и другой Церкви не знаю, и надеюсь, что в ней и умру когда-нибудь. Но я должен констатировать, что у нас Церковь не мужественная совсем.

—Как, утверждая в Церкви мужественность, не впасть в презрительное отношение к женщинам и женоненавистничество? Ведь есть, кажется такая проблема, что раз первая роль в Церкви у мужчины, то на женщину, якобы, можно смотреть свысока.

— В том, чтобы обидеть женщину нет никакой мужественности, это подлость, а не мужественность. Надо просто вспомнить, Кто была Пресвятая Богородица. Если помнить о Ней, то никакого унизительного отношения к женщине не возникнет.

Но проблема такая действительно есть. Вопрос это очень сложный, очень дискуссионный. Я уверен, что я в двух словах экспромтом его не сформулирую и не предложу ответа. Но если вкратце, то уничижительное отношение выражается в том, что женщина считается хорошей, прекрасной, такого же пола, как Богородица, но все-таки она пониже, чем мужчина. Такое отношение имеет огромные исторические и культурные корни, которые уходят даже не в христианскую, а в дохристианскую, и может доиудейскую, какую-то архитипическую древность. Я думаю, что это нужно было бы изжить. Но можно ли это изжить, я не знаю.

Если мы всю жизнь перечитываем у апостола Павла «а женщины в Церкви пусть молчат», это вырабатывает определенную позицию, способствующую уничижительному отношению. Во всяком случае, у широкой массы населения.

Если всю жизнь сталкиваться с тем, что женщины во время критических дней не могут причащаться, а у некоторых знатоков и иже во святых не могут целовать иконы, а еще у других, видимо от еще большей святости, не могут даже входить в храм, и даже в церковный двор, это формирует, безусловно, такое отношение. И ни одного внятного ответа - почему это так. Я этот вопрос изучал, думаю, в его полноте.

Я совершенно не ругаюсь и не призываю к реформе, Боже упаси. Я просто констатирую. А какое еще может быть отношение к женщине, если у нас есть такие практики, и никто не может сказать - почему они такие. Есть наверное около 15 работ на эту тему, в них изложены прекрасные, научно доказанные соображения. Но ни одно из них не отвечает на вопрос «почему». Ответ «просто потому, что так». Она должна молчать, она должна рожать. Вы пожалуйста рожайте, но вдруг когда происходит регулярное событие, связанное именно с этой вашей главной функцией, вдруг женщина оказывается настолько нечистой, что даже причащаться не может, мы ей отказываем в Христе. Потому что, видимо, она все-таки немножко пониже. Ну, это же женщина, чего уж там.