Серафимо-Дивеевский монастырь - четвёртый земной удел Богородицы. Дивеево: православная святыня Дивеево монастырь описание

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь считается четвёртым и единственным в России (после Иверии (современная Грузия), Святой горы Афон (на севере Восточной Греции) и Киево-Печерской лавры (Украина)) «земным Уделом Пресвятой Богородицы».

Место туристически-популярно по нескольким причинам:
1) Красота самого монастыря
2) Мощи преподобного Серафима Саровского
3) Канавка Божией Матери
4) Святые источники

Основательницей Дивеевской монашеской общины была матушка Александра (в миру — Агафья Семёновна Мельгунова)

Родилась в благочестивой семье Симеона и Параскевы старинного рязанского рода дворян Степановых, известного с середины XVI века. Её отец рано умер, и мать выдала свою ещё юную дочь за сына соседей-помещиков Мельгуновых. Но судьба распорядилась так, что Агафья недолго была замужем, супруг её скончался, и она осталась одна с маленькой дочкой и обширным поместьем в 700 душ крестьян. По примеру жены родного дяди её мужа Агафья со своей дочерью отправилась в Киев, где приняла монашество в Киево-Флоровском монастыре и взяла имя Александра.

Как-то во время ночной молитвы к Александре явилась Пресвятая Богородица и сказала: «Это Я, Госпожа и Владычица твоя, Которой ты всегда молишься. Я пришла возвестить тебе волю Мою: так тебе ныне глаголю: иди в землю, которую Я покажу тебе. Иди на север России и обходи все Великорусские места святых обителей Моих, и будет место, где Я укажу тебе окончить богоугодную жизнь, и прославлю Имя Мое там, ибо в месте жительства твоего Я осную обитель великую Мою, на которую низведу все благословения Божии и Мои, со всех трех жребиев Моих на земле: Иверии, Афона и Киева. Иди же, в путь твой, и благодать Божия, непрестанно да будут с тобою !» (из летописи Серафимо–Дивеевского монастыря)

Посоветовавшись со старцами, монахиня отправилась в путь из Киева на север России. И вот, не доходя 12 верст до г. Сарова, она решает отдохнуть в селе Дивеево. Усевшись на лужайке у западной стены небольшой деревянной Стефановской церкви, Александра задремала, и снова ей явилась Пресвятая Богородица: «Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать на севере России, и вот здесь живи и угождай Господу Богу до конца дней твоих, и Я всегда буду с тобою и всегда буду посещать место это. » (из летописи Серафимо–Дивеевского монастыря)

С тех пор произошло много событий: Александра похоронила свою 10-летнюю дочь, продала все свои Рязанские имения и переехала в Дивеевское село. В 1767 г. она начала строительство Казанской каменной церкви в том самом месте, где явилась ей Пресвятая Богородица. Строительство шло в трудное для России время и заняло более 10-ти лет — вплоть до 1780 г. Изначально Казанская церковь была приходской, однако отец Серафим запрещал сёстрам так её называть, говоря, что в будущем она станет монастырским собором. В 1829 г. к Казанской церкви был пристроен храм Рождества Христова так, что алтарь Рождественской церкви оказался на паперти (на крыльце) Казанской. Теперь этот белокаменный собор каждый посетитель видит самым первым при посещении монастыря.

В 1788 г. матушка Александра получила в дар от помещицы Ждановой 1300 кв. сажень земли рядом с храмом, где построила три кельи с надворными строениями. Через год в 1789-ом матушки Александры не стало, и шествие над общиной взял иеродиакон (монах в чине диакона) Серафим , ранее служивший тут послушником и монахом. Великая старица мать Александра с особенным уважением обращалась к Серафиму, провидя в нем исполнителя начатого ею Божьего дела. Именно ему Пресвятая Дева Мария указала создать особую общину из восьми девиц, которых сама выбрала и назвала по именам. Так, в 1826 г. рядом с Казанской , была устроена Мельничная община , а в 1829 г., как было написано ранее, к Казанской церкви пристроили Храм Рождества Христова. Земля, на которой располагалась новая община, принадлежала Баташёвым, но в 1830 г. одна из наследниц этой земли уступает 400 кв. сажень Дивеевской общине. В 1842 г. обе общины объединились в Серафимо-Дивеевскую . А в 1861 г. община получила статус монастыря, коим является по сей день.

В монастыре действуют свои несложные правила, о которых лучше знать заранее. Первое правило: мужчина всегда и везде первый. При входе на территорию монастыря (в ворота) первыми проходят мужчины, за ними заходят женщины. Стоя у мощей Серафима Саровского женщины безоговорочно пропускают вперед любого подошедшего без очереди мужчину, даже незнакомого. Если вы пришли парой, то в храме женщина стоит за плечом мужчины (за мужем). Это нам объяснили тем, что в Иисус в каждом мужчине, а все женщины — жены Божьи.

Второе правило: дересскод. Как и в любом подобном месте следует заранее позаботиться о соответствующей одежде, особенно в наши дни это касается девушек, которые в холодное время предпочтут платью брюки, а в теплую погоду не берут с собой шарфики и платки. За неподобающий вид вас могут попросить покинуть территорию храма или даже всего монастыря. Но не отчаивайтесь, у входа стоит множество палаток, где недорого продаются и платочки, и юбочки, и пустые банки для набора воды из источника, и свечи, и сувениры.

Проходим вглубь монастыря через арку в колокольне.

Колокольню начали строить в 1893 г., а первые колокола подняли в 1901 г. Колокольня состоит из 5-ти ярусов, по бокам примыкают трехэтажные корпуса для проживания сестёр обители.

Сразу напротив колокольни расположился Троицкий собор, первый камень которого был заложен в 1848 г. К началу XX в. нём проживало 270 монахинь и 1474 послушницы при населении села Дивеево 520 человек.


На воротах золотые изображения Божией Матери и Серафима Саровского.

Сейчас в Троицком соборе находятся мощи преподобного Серафима Саровского, ради чего люди отстаивают огромную очередь, начинающуюся еще на улице с левой стороны от собора.

Рядом находится ларек, где продают свечи и прочую атрибутику, но все это лучше купить за воротами монастыря, по более приемлемым ценам.

Соборная площадь украшена обильной клумбой с кустами всевозможных роз, прогуливаясь вокруг которой можно наблюдать почти все постройки монастыря.


Красиво! И даже не верится, что в настоящий момент находишься в самом обычном Русском селе с покосившимися от старости деревянными домами. Помимо цветов клумба украшена маленькими ангелочками.

В 2012-ом году на этом месте для всех гостей монастыря была поставлена Водосвятная часовня в честь преподобного Серафима Саровского. Теперь каждый желающий может попить или набрать с собой воды.


Сразу за Водосвятной часовней виднеется Трапезный Храм во имя святого благоверного князя Александра Невского.

Спасо-Преображенский собор был заложен в 1907 г. Строительство закончилось через 9 лет. Внутри собора бесплатно разливают масло из лампады преподобного Серафима Саровского, там же можно купить пустой бутылёчек.

Благовещенский собор — самый молодой из всей тройки соборов. Его строительство началось по завету преподобного Серафима, который говорил, что должен быть в обители ещё один храм, который встанет в одну линию с колокольней и Троицким собором, в конце Святой Канавки. Строительство началось в 2012 г. и вот-вот должна закончиться отделка.

Габариты храма измеряются не в метрах, а в поясах Пресвятой Богородицы, длина которого составляет 1,2 м. Так, высота храма 50 поясов, а ширина — 20. Можете пересчитать. 😉 Благовещенский собор действительно отличается от всех остальных, за его основу взят храм московского Заиконоспасского монастыря по стилю близкому к барокко.

Маленький садик с фигурками — ещё одно украшение монастыря, где каждый турист норовит залезть на камушек и сфотографироваться.

У сестёр же есть своё укромное местечко для уединения и отдыха, скрытое от посторонних ног за высоким забором.


Напротив Благовещенского собора стоит небольшой фонтанчик с тремя ангелами, который так и называется «Ангелы». Одна девочка спросила: «Мама, а в центре наша Земля?» Очень прозорливый ребёнок. 🙂


Канавка Божией Матери в Дивеевском монастыре

Ещё одна особенность Дивеевского монастыре — Канавка Божией Матери . Когда Пресвятая Богородица явилась к преподобному Серафиму с повелением создать Мельничную общину, она указала обнести это место канавой в 3 аршина (2 м. 15 см.) глубиной и валом такой же высоты. Копать Канавку должны были только сёстры общины, а миряне могли лишь помогать носить землю и насыпать вал. Сёстры медлили начать наказ батюшки, до тех пор, пока как-то ночью не увидели, как преподобный Серафим в белом балахоне сам начал копать Канавку. Выбежали сёстры и упали к нему в ноги, а когда подняли свой взор, батюшки уже не было. Именно с этого места, где батюшка Серафим выкопал аршин земли, и считается начало Канавки. Как говорил он сам: «Канавка – это стопочки Божией Матери! Тут ее обошла Сама Царица Небесная! Эта Канавка до небес высока! Землю эту взяла в удел Сама Госпожа Пречистая Богородица! И как антихрист придет, везде пройдет, а Канавки этой не перескочит! »

Работы завершились уже после смерти преподобного Серафима. Во многих местах канавка была вырыта всего на 1-2 аршина, и после этого её никогда не углубляли до требуемого размера. Хоть батюшка Серафим и говорил: «Эту канавку Сама Царица Небесная Своим пояском измерила » (напомню — 1,2 м.), всего сёстры прокопали 777 метров из общей длины, при этом сделали лишь 6 из 7 сторон многоугольника, так что в реальности он оказался не замкнутым.

По рассказам сестер Канавку нужно пройти 3 раза, читая молитву «Богородице Дево, радуйся» 150 раз. 15 десятков молитв символизируют 15 ступеней, по которым трехлетняя Богородица Мария взошла во Святая святых Иерусалимского храма.

Начало Святой Канавки.

Тут же возникает третье правило: тишина на Канавке. Если вы не читаете молитву, то ходите по Канавке молча (хотя бы ради того, чтобы не мешать другим), наслаждайтесь великолепными видами или подумайте о чем-нибудь — столь длинный путь позволяет это сделать.

Внизу Канавки сёстры сделали красивый садик цветов и переплетённых дорожек.


В монастыре есть свой яблоневый сад. Ветви деревьев ломаются под весом яблок!



Больничная церковь в честь иконы божией матери «Целительница»


У сестёр не только яблоневый сад, но и маленькие парнички.

И вновь дорога поднялась к Канавке, где видно последний поворот.

Маленькая желтая деревянная часовенка — часовня во имя преподобного Серафима, где бесплатно можно взять сухариков, которые кушал сам батюшка Серафим в дни своего отшельничества и кормил ими приходящих к нему зверей.

Справа на фотографии девушка в красной куртке набирает землю, как написано, из Святой Канавки. Нам рассказали, что эту землю потом используют как оберег, хранят дома в мешочке или на работе.

Небольшие мешочки и для сухариков, и для земельки можно тут же купить в ларьке.

«Не отходя от кассы» расскажу о четвёртом правиле: с экскурсоводом вход запрещён. На территории монастыря есть свои экскурсоводы, разумеется, за некоторую плату. За соблюдением этого правила пристально следят и, как рычажок управления толпой, используют фразы типа: «Этот грех останется на вас.» К сожалению, такая «мода» начала распространяться во многих туристических местах России.

Святой целебный источник в честь преподобного Серафима Саровского.

После посещения Серафимо-Дивеевского монастыря, можно съездить к святым источникам. Всего их в Дивеево 6 штук, но мы побывали лишь на одном.

Источник находится в 12 км. от Дивеево на берегу реки Сатис. Самый большой среди всех остальных, с несколькими купелями, раздельными раздевалками и каменными лестницами, ведущими с берега в воду.

Существует несколько историй происхождения родника. Рассказывают, что солдатам, которые несли службу в Саровском лесу, на границе охраняемой зоны (Саров до сих пор является закрытым городом), явился старец. Пограничники рассказали ему, что им очень хочется пить, в ответ старичок ударил посохом, и с того места забила вода.

По другой истории мимо реки шел солдат с оторванными миной руками, он очень хотел пить, но крутые берега не позволяли ему подойти к воде. И тогда перед ним явился старец и спросил: «Что ты бегаешь тут, как белка?» Солдат ответил: «Очень хочу пить, а рук нет. Может, ты меня напоишь?» На что старец сказал: «Ты эту землю защищал, вот пусть она тебя сама и поит.» Ударил посохом о землю и оттуда пошла вода.

Перед источником стоит небольшая часовенка.

Температура воды в источнике круглый год колеблется от +3 до +5 градусов. В закрытых купелях окунаются нагишом (будьте осторожны, там скользкие ступеньки), а с берега заходят в х/б сорочках. Сорочки можно купить на подъезде к источнику. Окунаются в три подхода по три раза, погружаясь в воду с головой.

Нам очень повезло, весь день небо было хмурое, а к приезду на источник выглянуло долгожданное солнышко и ветер даже ветер стих!

Для боязливых малышей поставлены горки. По личному опыту скажу — купание очень бодрит, приводит в тонус и поднимает настроение на весь оставшийся путь домой. Всем приятных купаний 🙂

Все православные люди России и Ближнего зарубежья знают о селе Дивеево . Истинно верующие совершали сюда паломничества. Именно в Дивеево расположен четвёртый и последний удел Пресвятой Богородицы — святая земля, которая находится под особенным покровительством Божией Матери. Остальные три удела — это Иверия (Грузия), Святая Гора Афон (Греция) и Киево-Печерская лавра (Украина). Но только Дивеево считается единственным местом, куда Богородица является ежедневно . Также в Дивеево покоятся мощи одного из самых почитаемых русским народом святых — Серафима Саровского.

В Дивеево очень сильная и чистая энергетика. Говорят, что тот, кто проведёт в селе сутки, получит особое благословение Небесной Царицы и подпадет под ее покровительство.

Православные христиане едут в Дивеево зимой и летом, но особенно популярным село становится в конце июля-начале августа. В это время традиционно отмечается очередная годовщина прославления в лике святых преподобного Серафима Саровского. В 2013 году отмечалось 110-летие со дня канонизации преподобного Серафима.

Немного об истории Дивеево

Село возникло в 1559 году. Название, скорее всего, получило по имени первого владельца — татарского мурзы Дивея, сына Мокшева Бутакова. После победы над татарами Иван Грозный за военные заслуги возвел Дивея в княжеский титул и подарил ему земли с пахотными угодьями на реке Вичкинзе́.

Но свою известность в качестве православной святыни село приобрело столетия спустя, когда в 1760 году к матушке Александре (в миру — Ага́фье Семёновне Мельгуно́вой) возле деревянной Стефановской церкви явилась Богородица и сказала, что именно здесь будет её “четвёртый жребий во вселенной”. Так появилась Казанская община в Дивеево.

В 1789 году попечение над общиной взял молодой иеродиакон Серафим (в миру Про́хор Исидо́рович Мошни́н, в некоторых источниках — Машни́н). Позже, после явления ему в 1825 году Матери Божией, преподобный Серафим Саровский основал Мельничную общину, над которой также взял попечительство. В 1842 году, через 9 лет после преставления Серафима, обе общины насильственно были объединены в одну — Серафимо-Дивеевскую. В 1861 году община получила статус монастыря.

В Дивеево много святых мест, посещаемых паломниками со всего мира. Я расскажу лишь о наиболее значимых.

Дивеевский монастырь

Самой известной святыней села является (полное название: Серафимов Дивеевский во имя Святой Троицы женский монастырь) — четвёртый и последний удел Богородицы, помещаемый ею ежедневно.

Монастырь строился на протяжении полутора веков. Сначала матушкой Александрой около деревянной Стефановской церкви была возведена каменная (1773-1780).

По благословению преподобного Серафима в 1829 году у паперти Казанской церкви был построен двухэтажный каменный храм во имя Рождества Христова , в нижнем этаже которого в 1830 году расположился храм во имя Рождества Богородицы .

Троицкий собор. Фото: Сергей Духанин

В июне 1848 года епископ Нижегородский Иаков (Вечерков) заложил первый камень в основание Троицкого храма. Огромный пятипрестольный , ставший летним, сооружался 27 лет и был освящён 28 июля (9 августа) 1875 года.

В 1893 году начали строить пятиярусную колокольню . Первые колокола подняли на нее в октябре 1901 года.

Трапезный храм во имя св. благоверного князя Александра Невского. Фото: Владимир Меркушев

О строительстве трапезного корпуса пророчески говорил сестрам сам преподобный Серафим и даже отметил его на плане будущей Дивеевской лавры. Каменный Трапезный храм был построен в 1895 году и освящен в честь святого благоверного князя Александра Невского.

Преображенский собор. Фото: Сергей Духанин

10 июня 1907 года был заложен второй, зимний, собор. В 1916 году строительство собора было закончено. Собор украсили золочёными крестами — даром петербуржцев. Однако иконостас и отопление были не готовы, поэтому освещение храма перенесли на 1917 год. Но произошла революция, и и освятить собор не смогли. Так что до конца ХХ столетия в нем не было ни одной службы. Называли его просто Новый собор, а освящать хотели во имя иконы Божией Матери “Умиление” и преподобного Серафима Саровского.

В 1991 году собор передали возрожденному монастырю, и его восстановление продолжалось несколько лет. Освящение главного престола состоялось 3 сентября 1998 года. Новый собор освя тили в че сть Преображения Господня . Освещение пределов проходило с 1998 по 2006 годы. А роспись храма закончили накануне праздника Святой Троицы 2008 года. Таким образом, более 100 лет ушло на строительство и восстановление Преображенского собора.

1 августа 2013 года состоялась закладка нового храма — собора в честь Благовещения Пресвятой Богородицы . Его строительство предсказывал еще преподобный Серафим Саровский. Именно поэтому Святую Канавку сёстры монастыря копали разомкнутой, оставляя место для будущего храма.

За основу нового собора взяты параметры главного храма Киево-Печерской лавры. В белокаменном соборе будет восемь приделов, главный — в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Высота храма составит 62 м, длина — 36 м, ширина 24 м, он сможет вместить до 2 тысяч верующих.

“Этот большой труд — это исполнение завета батюшки Серафима. Строительство храма в Канавке — это еще один кирпичик в деле возрождения святой Руси”, — сказал митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий.

Святые мощи преподобного Серафима Саровского

В храмах монастыря покоятся святые мощи преподобного Серафима Саровского, преподобных жен Дивеевских Александры, Марфы и Елены, а также других небесных покровителей дивеевской обители.

Святая Канавка

За Преображенским собором находится начало Святой Канавки — особой дивеевской святыни.

Святая Канавка

25 ноября 1825 года преподобному Серафиму явилась Богородица и повелела основать Мельничную общину, указав как нужно обнести это место канавой и валом. Копать Канавку должны были только сёстры общины, а миряне могли помогать носить землю и насыпать вал.

Обустройство Канавки смогли начать лишь весной 1829 года, когда общине было официально пожертвовано три десятины земли. На радостях батюшка Серафим приказал сестрам собраться и обойти эту землю, отмечая ее камушками, которые останутся на земле после схода снега. Когда снег растаял, по этим камушкам землю опахали сохою по одной борозде три раза. Когда земля высохла, преподобный приказал обрыть ее канавкой в три аршина глубиной (2 м 15 см) и три аршина шириной, а также велел вынимаемую землю бросать во внутрь обители, чтобы образовался вал высотою тоже в три аршина. Для укрепления вала он указал посадить на нем крыжовник.

Надо сказать, сёстры медлили копать. Тогда накануне праздника Святой Троицы, 2 июня 1829 года, дух Преподобного перенёсся в Дивеево и положил начало Святой Канавке. После этого чуда сёстры начали рыть Канавку и летом, и зимой. Свой труд они завершили лишь к празднику Рождества Христова 1833 года. Первая Канавка не была трёхаршинной: сёстры вырыли её где на аршин, а где и на поларшина.

По словам батюшки Серафима, Канавка эта — стопочки Божией Матери. По ней ежедневно проходит Богородица, обходя Свой удел. Он говорил, что Святую Канавку Сама Царица Небесная Своим пояском измерила: Канавка эта до Небес высока. Она всегда во веки будет стеной и защитой от антихриста. “Кто Канавку эту с молитвой пройдет, да полтораста Богородиц прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!” . Также благословлял преподобный брать глину с Канавки — на исцеление.

Канавка в первозданном виде не дошла до нас: её уничтожали и в XIX веке, и в советское время. Традиция обхода канавки возобновилась только в 1992 году. А с 1997 по 2006 годы Канавка была восстановлена.

Сейчас со словами Богородице, Дево, радуйся, благодатная Мария, Господь с Тобою… монахини и богомольцы проходят вдоль канавки, 150 раз обращаются к Божией Матери и просят Её помощи в избавлении от душевных и телесных болезней, от прочих бед, а также благословения на все благие дела. Паломники берут землю с Канавки, вспоминая слова Преподобного: “Будут к нам приезжать посетители, глинку-то с нее брать у вас на исцеление и будет нам она вместо золота!” .

Дивеевские святые источники

Вода для христианина имеет особое, таинственное значение, связанное с очищением от грехов. Образ воды символизирует дарованные Богом благоденствие и благополучие.

На территории Дивеево и близ села находится святые источники . Я расскажу о самых известных.

Источник преподобного Серафима в посёлке Цыгановка

Источник батюшки Серафима

Наиболее известный дивеевский источник. Он открылся на берегу реки Сатис в 60-х годах ХХ века, когда источники батюшки Серафима в Сарове стали недоступны для посещения из-за расположенного там военного объекта. По преданиям, этот источник дух Серафима Саровского перенес из Сарова к доступному для всех верующих посёлку Цыгановка в километре от села Дивеево.

В 1994 году русло реки Сатис изменили, и источник образовал целое озеро из святой ключевой воды. В 2009 году на нем построили часовню. На праздник Крещения здесь совершается великий чин освящения воды.

Казанский источник

Казанский источник

Этот дивеевский источник является самым древним. Полагают, что он был с самого основания села Дивеево. Сохранилось предание, что именно сюда являлась Царица Небесная 3 раза. Ещё во времена Иоанна IV после явления иконы Божией Матери в Казани в июле 1579 года пробился источник из под земли.

В 1991 году над источником были устроены часовня и купальня, перестроенная в 1997 году. Здесь совершается таинство крещения. На праздники Крещения и Казанской иконы Пресвятой Богородицы на этом источнике освящается вода.

В начале ХХI века рядом с Казанским источником устроили и освятили еще два источника — Источник в честь великомученика Пантелеимона и Источник в честь иконы Божией Матери “Умиление” .

Источник преподобной Александры Дивеевской

Источник матушки Александры

До 60-х годов XX века источник матушки Александры находился на берегу реки Вичкинза. По дивеевскому преданию, он истек из могилы матушки Александры, похороненной у алтаря Казанской церкви. В начале 60-х годов на реке устроили запруду, и прежний источник был затоплен. Современный источник возник под горою сам. Говорят, что сюда перешел прежний источник, когда сдвинулись доломитовые плиты под давлением воды в запруде.

На Крещение, на праздники иконы Божией Матери “Живоносный источник”, Преполовение Пятидесятницы сюда совершаются крестные ходы и освящается вода.

Иверский источник

Иверский источник

Этот источник основательница монастыря матушка Александра выкопала сама для утоления жажды рабочих, добывавших камень на строительство Казанской церкви.

По преданию, местные жители молились на источнике о дожде. Народ считал этот источник целебным и приносил купать в нем больных детей. В XIX веке там построили маленькую часовню, и по находившейся в ней иконе Иверской Божией Матери источник получил название “Иверский”.

После изменения русла реки Вичкинзы в 60-е годы XX века источник стал зарастать, а его название перешло на несколько разрозненных ключей близ старого кладбища. В народе они были известны под названием “Киров источник”.

На Иверском источнике так же, как и на других дивеевских источниках, устроены колодец и купальня. На праздник Преполовения Пятидесятницы здесь совершается освящение воды.

Подробную информацию о Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре, о его святых, храмах, источниках и святынях Вы можете получить на сайте Дивеевского монастыря или непосредственно в Дивеево, если совершите туда паломничество.

А Вы уже посещали Дивеево или иные святые места ? Что Вам больше всего запомнилось? Были ли с Вами и Вашими близкими случаи чудесного исцеления? Поделитесь с нами!

Интересно? Расскажите друзьям!

Дивеево — это маленький населенный пункт, который находится в Нижегородской области, чаще всего его ассоциируют с монастырями. Славится селение наличием большего числа достопримечательностей, соборов, различных святых мест. Это центр религиозного паломничества, который почитается верующими людьми. Поселок наполнен разнообразными тайнами и загадками, здесь царит особая атмосфера. Именно поэтому сюда паломники приезжают со всех уголков мира.

Поселок может похвастаться наличием большого числа добродушных жителей, удивительных живописных пейзажей, вкусной выпечкой, сувенирами. Если вы приедете сюда, то непременно с пользой для души проведете свое время. Каждый отдыхающий сможет почерпнуть для себя что-то новое, близкое сердцу.

Общие сведения

Триста лет тому назад в здешних местах был создан монастырь. Сооружение впоследствии стало неотъемлемой частью русской культуры. Оно всегда руководствовалось строгими требованиями и имело свой уклад. Саровские леса знамениты активным развитием жизни монахов. Они славятся присутствием своих обычаев, немалого количества духовных подвижников. Напомним, что всеми известный отец Серафим являлся выходцем именно данной местности. Он долго был затворником. И однажды, по решению Богоматери, перестал им быть. Он начал знакомиться с новыми людьми, делиться знаниями. Так, он прожил семь лет. Память о нем хранится по настоящее время.


День основания обители приходится на 18 век. В тот период была возведена церковь Казанской Божией Матери. Святые угодья были организованы под руководством Александры Мельгуновой и ее послушниц. Именно она повелела Серафиму продолжать свое дело. Когда настоятельницы не стало, община продолжала свое существование и следовала строгим монастырским законам, как и ранее.


Впоследствии община была перестроена в монастырь. Уже в 20 веке Дивеево представляло собой отлично сформированный архитектурный комплекс. В данном месте проживало немало сестер. Обширный комплекс включал в себя трапезную, келью, учебное заведение, медицинский пункт. Также были предусмотрены гостиницы. Двор также был хорошо благоустроен. Имел мельницы, водокачку. В 1927 году постройка подверглась закрытию. Серафим хотел, чтобы обитель приобрела статус первой женской Лавры. Священнослужитель планировал, что его останки будут похоронены тут. К сожалению, в 20-х годах его мощи были утрачены. Они были обнаружены в конце 20 века и снова привезены в поселение.

Как добраться?

Вам потребуется отправиться в Нижегородскую область. Сделать это можно самостоятельно или экскурсионным туром. От вокзала «Щербинка» курсируют автобусы. Время поездки – 50 минут. Необходимо доехать до адреса пр. Гагарина, 234а. Также можно выполнить пересадку в Арзамасе.


Компания «Семейный чемодан» организует паломнические поездки.

Достопримечательности

Что касается современных реалий, то в этот период также произошло немало событий. В 2003 был организован православный праздник в честь столетия святого Серафима. К торжеству большое количество зданий подверглось реконструкции. Мощи святого тщательно охраняются, так как они славятся культурным и вековым наследием. Всем известно, что покойный настоятель повелел проявлять заботу к сиротам, которые проживали на данной территории и хранить наследие. К нему ходили сестра и многие люди за советами. Он оказал духовную поддержку многим. Сегодня здесь немало святых объектов, которые непременно стоить посмотреть. Сюда приезжают верующие и туристы с различных уголков планеты.



Архитектурное сооружение отличается наличием большого количества объектов. Большая часть из них — это значимые памятники религиозного значения. Так, Троицкий собор был основан в 1848 году. Точка его строительства была указана великим святым Серафимом. Он выполнен в русско-византийском стиле. Руководил всем процессом А.И Резанов. На период закрытия конструкция была переоборудована под складские помещения. В 1989 году святыня возобновила свои функции. В 91-х годах снова стали проводиться службы.


На втором месте по значимости находится . Он был заложен в 1907 году. Примечательно, что весь декор и иконы были изготовлены сестрами. Освещение храма выполнено только в 1998 году. До этого времени данное действие сделать не удалось. К сожалению, первоначальная отделка не была сохранена, поэтому, все ремонтные мероприятия осуществлялись заново.



Неотъемлемой частью архитектуры выступает Благовещенский собор . Основное его отличие – это совершенство линий. Постройка выполнена в стиле, который максимально приближен к русскому барокко.


В 1773 году построен еще один храм – Казанский . Весь спектр работ выполнялся под наблюдением матушки Александры. Он тщательно контролировала безупречность операций. Постройка древнейшая.

Дворовая территория также является невероятно богатой. Здесь находятся трапезные зоны, больница, имеется малый дом, где когда-то жила Параскева. Организована колокольня, масса старинных корпусов училища. Если вы приезжаете сюда, то непременно изучите внутреннее убранство домиков. При желании здесь разрешается сделать фотографии. Можно поклониться к мощам Елены и Марфы, Параскевы, Матроны, основателя. Дворовая территория ухоженная. Здесь по-прежнему протекает жизнь и царит гармония.

Святые источники

В селе имеется немалое число родников природного происхождения. Такое скопление источников в одной зоне нередко вызывает восторг. Согласно истории, Господь приводил своих паломников к особым местам для возведения церквей. В середине 20 века гидрогеологи в Нижегородской области проводили программу исследований. Профессионалами было обнаружено подземное пресноводное море невероятной величины. Оно протягивалось от Арзамаса до Ардатова. По площади водоем под слоем земли занимал практически весь район. Интересно, что с зарождением комплекса еще в древние времена на поверхность стали пробиваться родники. По молитве святых постоянно образовывались новые источники. Служащие Богу наблюдали разнообразные видения. К примеру, источник обнаружены в силе Кременки получил говорящее название «Явленный» . А если верить приданию, то перед началом страшных воин люди видели там образ Богородицы.


Если верить информации из других источников, то люди находили в здешних участках иконы. Так, в Глухово найден лик Ильи Пророка, а на Спиринском обнаружили образ Спиридона Тримифутского. Вода данной территории будто реагирует на молитвы, начиная бурлить.



Список истоков вод здесь огромный. Постоянно открываются новые. В деревне Цыганкова находится родник Серафима Саровского, в северно части можно найти потоки святого Пантелеймона. Следуя в Аразамасском направлении, вы доберетесь до подземных вод Спиридона Тримифунского. Популярное место «Всецарица» расположилось недалеко от Маевки.


Пребывая тут, необходимо научиться грамотно себя вести. Потребуется придерживаться определенных правил. Об этом турист оповещается заранее. Запрещается издавать крики или громко разговаривать. Если очередь в купель внушительного размера, то нужно соблюдать порядок и терпеливо ее дожидаться. Набор жидкости производится на основе использования специальных емкостей. Только потом можно воспользоваться индивидуальной тарой. В колодец запрещается выбрасывать предметы и опрокидывать туда остатки из емкостей.
Окунаться в купели также требуется с соблюдением определенных правил. Женщины должны реализовывать данный процесс в сорочках. Купальники использовать не предусмотрено. Слова моления можно уточнить на часовнях или прочитать на вывесках. При необходимости вы их можете выучить заранее наизусть. Все пункты приема туристов и верующих являются благоустроенными. Прием производится до восьми вечера.
Все эти правила не являются сложными и исполнять их нетрудно. Если ими не руководствоваться, то согласно приданию, оскверненное чистое место может исчезнуть навсегда. Дл того чтобы не лишать себя благодать достаточно следовать рекомендациям. Сюда приезжают граждане для исцеления тела и души.

Над голубиным оврагом расположилась данная святыня. Она является старинной и имела место быть еще до момента зарождения населенного пункта. Отдельного внимания заслуживает Старая река, которая протекает неподалеку. С ее берегов производился сбор известняка, который применялся для воздвижения храма. О здешних участках бытует масса сказаний. Имелась часовня. В ней лежал мраморный иконостас. Также хранились другие лики качественного исполнения.


Ранее, вода использовалась для купания детей, страдающих различными заболеваниями. Жители омывались ей для снятия недуга, оздоровления тела, духа. Таинство крещения по-прежнему происходит тут.

Памятное достояние находится на побережье Вичкинза. Местные предания говорят, что поток выходил прямо из могилы Матушки. Как известно, ее захоронение было выполнено прямо у алтаря. Специалисты долго пытались разгадать феномен, в поиске обоснований. Было осуществлено диагностирование грунтов, фундамента. Многочисленные гипотезы ставились. В итоге, стало понятным, что скопления снега и дождя с поверхности церкви искали выход и смогли найти его только под толщей грунта. Проходя немалый путь, жидкость подвергается разнообразным стадиям чудодейственного очищения.


В 60-х годах отмечалось образование запруды. Объект подвергся наводнению. Через некоторое время он снова неожиданно и самостоятельно появился. По поводу такой ситуации ходит немало суждений. Одни говорят, что произошло пробитие сквозь доломитовые плиты, другие утверждают, что возник высокий уровень давление в запруде.

На побережье Сатис находится родник, носящий имя Батюшки Серафима. Его открытие приходится на начало 20 столетия. В тот период леса были закрыты от посещения. Это происходило потому, что сделано разбитие военных лагерей. Придание гласит –как-то солдаты лицезрели старца. В руках старик держал посох. Его обличие несколько смутило – белый балахон. Стоял человек на самом обрыве. Он сделал удар посохом, и мгновенно возвысились три струи вверх. Позднее, находку хотели ликвидировать. Но специальная техника, прибившая для данной цели, пришла в негодность, вопрос был закрыт.



Данная святыня занимает отдельное место. Находится несколько обособлено. Создание выполнено по воли царицы Небесной. Пребывая тут, необходимо соблюдать все правила поведения. Вдоль канавки растет крыжовник. С другой стороны – плодовые деревья, идет дорожка. Вокруг ухоженные клумбы и грядки. Время от времени по дороге встречаются компактные избушки из дерева. Рекомендуется приезжать в данное место подготовленным и духовно настроенным.

Где остановиться на ночлег?

В селе имеется немало мест, где можно остановиться на ночлег. Если вы не любите много ходить, то удобно организовать ночевку в центре. Наиболее популярны среди отдыхающих такие отели, как «Светоч», «Московская», «Слобода». Вы непременно найдете решение по душе. Если вы любите совершать пешие прогулки и катание на велосипеде, то можно расположиться на окраине. Имеется все необходимое для комфортного проживания.

Выводы

Село находится под покровительством Божьей Матери. Это типичное российское поселение, которое наполнено своими тайнами и загадками. Его по праву считают образцово-показательным. Прогуливаясь по местным улочкам, вы увидите красивые сады, старые дома с палисадниками, церкви, ухоженные аллеи.


Непременно посетите все архитектурные памятники. Планируя путешествие сюда, вы можете задержаться надолго. При желании можно окунуться в купели, заглянуть музеи. Само большое число знаменательных объектов находится в центральной части. Приобрести в подарок можно сувениры. Совершая отдых здесь, не забывайте придерживаться правил поведения.

Дивеево – знаменитое село в Нижегородской области с совершенно удивительной атмосферой. Сюда стремятся паломники со всего света – побыть здесь хотя бы один день и прикоснуться к святыням с намерением исцелить свою душу и тело. Этот населённый пункт посещают прежде всего верующие, но даже тем, кто далёк от религии, будет интересно погрузиться в историю Дивеево, разглядеть потрясающую архитектуру и насладиться красотой русской природы.

Дивеево славится в первую очередь своими многочисленными храмами и соборами. Одним из самых излюбленных мест для туристов стал Серафимо-Дивеевский женский монастырь. Он известен как 4 «земной Удел Пресвятой Богородицы». Основателем монастыря считается Серафим Саровский, почитаемый в русском православии святой. Дивеевский монастырь – это старейший архитектурный памятник Нижегородской области. Он был основан еще в XVIII веке, и по сей день на территории этой достопримечательности можно найти строения того времени, например, церковь Казанской Божьей Матери.

Приехав в Дивеевский монастырь, нельзя не заглянуть в его главный собор – Свято-Троицкий, который был построен при участии прославленного архитектора А.И. Резанова. Вместе с другими храмами монастыря этот собор образует потрясающий по красоте архитектурный ансамбль.

При посещении этой достопримечательности особое внимание уделяют мощам Серафима Саровского, иконе Пресвятой Богородицы «Умиление» и Святой Канавке Царицы Небесной. Последнее место особенно значимо для паломничества. Оно представляет собой дорожку, по которой, согласно преданию, прошла сама Пресвятая Богородица. Все, кто посещает Дивеево, стремятся попасть к Святой Канавке и пройти через неё. Считается, что таким образом человек получает благословение, в делах ему будет сопутствовать удача, а болезни отступят.

Ещё один значимый объект села – Преображенский собор, который также находится на территории Серафимо-Дивеевского монастыря. Это один из самых красивых храмов Дивеево, располагающийся в начале Святой Канавки. Он возведён по проекту архитектора А.Е. Антонова в 1917 году и полностью реконструирован в 1998 году. Собор построен в неорусском стиле, имеет 5 златоглавых куполов, а стены храма расписаны сёстрами Дивеевского монастыря.

Дивеевские источники

Дивеевский монастырь – отнюдь не единственная причина не иссякающего потока туристов. Многие стремятся посмотреть также на знаменитые Дивеевские источники. Считается, что вода в этих родниках обладает особыми целебными свойствами, поэтому за местом, где появлялся источник, принято ухаживать особенно тщательно. Территория вокруг него облагораживается, рядом возводят часовни, строят купальни.

В селе Дивеево можно посетить следующие святые источники:

  • источник Преподобного Серафима Саровского. Это один из наиболее известных и популярных родников монастырского села. Как известно, ранее он располагался в городе Сарове, что недалеко от Дивеево. Однако из-за того, что Саров стал военным объектом, его закрыли, и паломничество в эти места прекратилось. Однако, согласно легенде, сам святой явился людям, чтобы указать новое угодное ему место, где и пробился источник. На сегодняшний день в этом месте находится озеро ключевой воды, на котором сооружены купальни;
  • Казанский источник (Святой источник в честь Казанской иконы Божьей Матери) – самый старый из дивеевских источников. Рядом с ним в 1991 году была возведена Казанская церковь, а также купальня, в которой все желающие могут окунуться в праздник Крещения. Ежегодно в этот праздник здесь совершается крестный ход, во время которого родник освящается. Располагается источник в поселке Северном, который входит в состав Дивеево;
  • источник Святого Пантелеймона. Он располагается совсем близко к Казанскому и известен тем, что помогает при суставных болях. Ключ получил своё название в честь великомученика Пантелеймона, который жил в IV веке и был знаменит своими удивительными исцеляющими способностями;
  • источник во имя иконы Божьей Матери «Умиление», также находящийся недалеко от Казанского дивеевского родника. Он пробился в той части села, которая разделяет Дивеево и посёлок Северный. На родник приезжают те, кто желает избавиться от проблем с сердечно-сосудистой и нервной системой. На месте источника возведено строение, в которое входят 3 купальни;
  • Иверский источник. Он славится тем, что помогает вылечить детей от самых разных болезней. Рядом со святым родником находится небольшая часовня, которая была возведена еще в XIX веке. Здесь также построена купальня.

При посещении Дивеевских источников следует соблюдать определённые правила. Например, женщинам можно купаться в родниковых водах только в нижнем белье и рубашке. На источнике запрещено шуметь, курить и распивать алкогольные напитки.

Куда заехать по пути в Дивеево?

Если вы едете посмотреть достопримечательности Дивеево, обратите внимание ещё на 2 населенных пункта, которые находятся недалеко от села. Первый из них – город Саров, который расположился всего в 12 км от Дивеево, второй – город Арзамас в 65 км от Дивеево.

На сегодняшний день город Саров – это закрытый объект: в нём располагаются Ядерный центр РФ и Государственный Исследовательский Институт экспериментальной физики. Но попасть в город всё же можно: время от времени туда организовываются туры для паломников и тех, кто желает посетить Музей ядерного оружия и другие доступные для туристов достопримечательности.

Для верующих этот город ценен прежде всего тем, что именно здесь жил и состоял на церковной службе Серафим Саровский, который впоследствии стал известен как основатель Дивеевского монастыря. Он начинал свой путь в Свято-Успенском мужском монастыре (его также именуют Саровской пустынью). Этот монастырь был воздвигнут ещё в начале XVII века и имеет очень богатую историю. В 1927 году здание было закрыто, и лишь в начале XXI века было принято решение возобновить функционирование монастыря.

Саров всегда был известен как церковный город: в нём имелась площадь, на которой располагались храмы и соборы, но с приходом большевистской власти все они были разрушены. В современном Сарове постоянно ведутся работы по восстановлению этих памятников архитектуры, и уже есть первые результаты: в мае 2012 года был освящен вновь открытый храм во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.

Город Саров славится также многочисленными целебными источниками, которые открылись на берегу реки Сатис, протекающей рядом с населённым пунктом. Территория ключей облагорожена, имеет купальни и относится к разряду особо охраняемых объектов.

Очень интересно и познавательно будет посетить Музей ядерного оружия города Сарова. Это уникальное место, где можно окунуться в историю ядерных достижений российских ученых и увидеть уникальные экспонаты: макеты научных изобретений, экспериментальных установок, оружия, вычислительной техники и многого другого. Ежегодно здесь бывают свыше 10 тыс. человек, среди которых не только жители города, но и его гости – участники различных конференций, учащиеся школ и институтов, а также простые туристы, интересующиеся историей страны.

Что посмотреть в городе Арзамас?

Город Арзамас – крупный промышленный и культурный центр Нижегородской области. Он известен как церковный город: в начале XX века в нём было 4 монастыря и 36 храмов. Сейчас количество православных достопримечательностей сократилось, но даже сегодня там есть на что посмотреть.

Город хранит постройки времен XVIII-XIX веков, которые поражают своей архитектурой. Это настоящие памятники русского зодчества, величественные и прекрасные. Среди них:

  • собор Воскресения Христова, возведенный по плану гениального архитектора Михаила Коринфского, – один из самых заметных культурных объектов Арзамаса. Это монументальное здание с богатыми фресками и большими колоннами по периметру;
  • церковь Смоленской иконы Божьей Матери. Она зачислена в государственный реестр памятников общероссийского значения, и посетить её стремятся туристы не только из России, но и со всего света. Именно в ней можно увидеть оригинальную работу испанского художника Бартоломео Эстебана Мурильо;
  • Никольский женский монастырь. Находится в центральной части города, на Соборной площади. Это один из старейших культурных объектов Арзамаса – он был основан ещё в конце XVI века. В XIX веке монахини обители стали заниматься рукоделием, а вещи, изготовленные ими, с удовольствием носили горожане. В Арзамасе до сих пор можно приобрести вязаную сувенирную продукцию;
  • церковь Рождества Христова, построенная в середине XIX века – белоснежный храм в лучших традициях русского зодчества. Эта небольшая, но красивая постройка особенно полюбилась местным жителям.

Интересные достопримечательности Арзамаса на этом не заканчиваются. Те, кто уже посещал славный русский город, советуют побывать в музеях, посвященных жизни и творчеству двух известных русских писателей – Аркадия Гайдара и Максима Горького. В тёплое время года можно прогулять по дендропарку, который разбит в окрестностях Арзамаса.

Дивеево – удивительное по своей красоте село с редчайшими памятниками русской культуры. Вы можете приехать туда в любое время года и даже не один раз, но оно всё равно будет открываться для вас только с самой лучшей стороны.

Село Дивеево Нижегородской области расположено на берегу реки Вичкинзы, в 180 км от Нижнего Новгорода, 65 км от Арзамаса, 12 км от Сарова. Является крупным административным центром. Село возникло в 1559 году. Название получило по имени первого владельца - татарского мурзы Дивея, сына Мокшева Бутакова. После победы над татарами Иван Грозный за военные заслуги возвел Дивея в княжеский титул и подарил землю с пахотными угодьями на реке Вичкинзе

Во второй половине 18 века Девеево - небольшое село с деревянной церковью в честь Святителя Николая Чудотворца и Архидьякона Стефана. Церковь стояла на пересечении дорог, что вели в Саров. Паломники, которые шли в Саровский монастырь, останавливались на отдых у церкви. Именно здесь решила отдохнуть основательница Серафимо-Дивеевского монастыря Агафия Семёновна Мельгунова.


В 19 веке селом владели многие собственники, среди них Мотовиловы, Толстая, Цицианов, Баташовы, Ждановы, Шахаевы. Дивеево известно как четвертый и последний удел Божьей Матери. На этой святой земле располагается Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь.




Святые врата


Трапезная


Преоброженский собор
В монастыре было предание, что батюшка Серафим заповедал построить второй собор в конце Канавки на одной линии с Троицким. Иван Тихонов Толстошеев, распоряжавшийся всем в Дивееве после кончины Преподобного, построил на этом месте Тихвинскую церковь. В начале века в ней служили зимой, но она была тесна и уже сильно обветшала. Когда встал вопрос о постройке нового теплого собора, игумения Александра (Траковская), избранная после смерти игумении Марии Ушаковой в 1904 году, не пожелала ломать действующую Тихвинскую церковь (впоследствии сгоревшую в 1928 году), и собор заложили сбоку, напротив начала Канавки


Свято Троицкий собор






Автором проекта собора был архитектор А. И. Резанов, ученик академика К. Д. Тона, завершавший строительство храма Христа Спасителя в Москве после кончины учителя. Вероятно, поэтому нельзя не заметить сходства Троицкого собора с московским храмом.


На протяжении полутора столетий созидался Дивеевский монастырь. Начался он с каменной Казанской церкви, построенной в 1773-80 годах. Относительно Казанской церкви о. Серафим говорил: «Казанская церковь, радость моя, такой будет храм, какого и нет подобного! При светопреставлении вся земля сгорит, радость моя, и ничего не останется. Только три церкви со всего света будут взяты целиком неразрушенными на небо: одна-то в Киевской Лавре, другая... (сестрами забылось), а третья-то ваша Казанская, матушка. Во, какая она Казанская-то церковь у вас! Все место, освященное подвигами матушки Александры и прочих, взойдет в этот храм, а теперешняя-то церковь останется лишь как бы ядрышком».



В Троицком соборе находилась чудотворная икона Божией Матери «Умиление», пред которой всегда молился и коленопреклоненно скончался батюшка Серафим. На этом образе Богородица изображена в момент произнесения Ею слов архангелу Гавриилу при Благовещении: «Се раба Господня, буди Мне по глаголу твоему». Многих исцелял Преподобный, помазывая елеем из лампады перед образом Царицы Небесной. Дивеевским сестрам Батюшка говорил: «Вручаю вас Самой Царице Небесной Умилению (иконе), Она вас не оставит!» И ныне копия с этой иконы, написанная в начале XX века и также чудотворная, занимает почетное место в Троицком соборе в правом киоте, как указание на то, что Верховной Игуменией Дивеевской обители является Пресвятая Владычица наша Богородица.