Диа лек. Диалектика и законы диалектики. Кем и почему в элейской школе была сформулирована

Диалектика - это универсальная теория развития всех изучаемых нами аспектов действительности (духа, материи, сознания, познания и т.д.). Также под диалектикой понимают основанный на данной теории метод познания всего сущего.

Основоположник диалектики - немецкий философ Георг Гегель, наиболее известными работами которого являются «Феноменология Духа» и «Наука логики». В философской системе Г. Гегеля понятие диалектики играет главную роль. В историю философии Г. Гегель вошёл как один из главных создателей немецкой классической философии и философии романтизма.

Диалектика посредством специальных законов, принципов и категорий отражает развитие любого рассматриваемого аспекта действительности. Потому главным вопросом диалектики является вопрос: «Что есть развитие?».

Под развитием понимают такое изменение материальных и идеальных объектов, какое выводит сам объект на новый, более высокий уровень организации.

Закон - это объективные повторяющиеся связи между явлениями и внутри явлений окружающей действительности. Диалектические законы в отличие от законов естественных наук обладают также свойством универсальности.

Существует три основных закона диалектики :

1. единства и борьбы противоположностей;

2. переход количества в качество;

3. отрицания отрицания.

Единство и борьба противоположных начал есть внутренний источник развития всего сущего. Закон единства и борьбы противоположностей опирается на предположение о том, что из противоположных начал состоит всё сущее. Эти начала являются едиными по своей природе, но при этом находятся в состоянии борьбы, так как противоречат друг другу. В качестве примеров здесь можно назвать добро и зло, жизнь и смерть, чёрное и белое.

Закон перехода количественных изменений в качественные гласит, что при некоторых изменениях количественного характера в каком-либо объекте действительности непременно меняется его внутреннее качество. Но изменение качества явления имеет объективный предел. Ведь изменение качества неизбежно приводит к изменению меры, то есть к выходу за границы установившейся ранее системы координат. Например, при постепенном охлаждении воды, то есть при изменении количественного параметра - температуры, будет меняться её качество, но по достижению температуры в 0 градусов по Цельсию вода изменит своё агрегатное состояние.

Под количеством понимается исчисляемый параметр какого-либо явления, такой как объём, число, вес и т.д. Качество есть некоторая постоянная объективная система характеристик и связей явления. Понятие меры объединяет в себе количественные и качественные параметры явления.

Согласно закону отрицания отрицания, всё новое, что отрицает старое, занимая его место, само постепенно превращается из нового в старое и на следующем этапе развития отрицается чем-то ещё более новым. Примером действия данного закона может служить процесс ежедневного отмирания старых кровяных клеток и замены их новыми клетками. Отрицание и преодоление старых форм существования новыми есть фактор развития предметов и явлений действительности.

К основным принципам диалектики исследователи относят принцип историзма, принцип всеобщей связи, принцип системности и принцип причинности.

Диалектика - это философское учение о развитии всех форм бытия и одновременно - его познания и преобразования.

Диалектика разделяется на объективную и субъективную диалектику.

Объективная диалектика - это порядок, логика объективных процессов движения, изменения, развития, взаимодействия.

Субъективная диалектика - это диалектика мышления как отражение этих объективных процессов в формах знания.

И в объективной, и в субъективной формах диалектика есть целостная система законов, принципов и категорий.

Выделяют три исторические формы диалектики:

1. стихийная диалектика древних

2. идеалистическая диалектика немецкой классической философии

3. материалистическая диалектика современности.

1.Стихийная диалектика древних в наиболее ясной форме выражена в философии Древней Греции. Она строилась на здравом смысле, обычном наблюдении, сопоставлении разных взглядов. Диалектика этого периода выявила сложность, противоречивость отражения бытия мира в логике понятий, что заводило иногда философскую мысль в тупик (антиполии, дилеммы). Выявление и анализ подобного рода затруднений мысли получили названия «отрицательной диалектики», преодоление которой способствовало развитию позитивной диалектики

Диалектика у Гераклита, как и у его предшественников, -- это, прежде всего констатация и фиксирование вечности происходящих в мире изменений. Мысль об изменениях, характерная для самых первых греческих философов, у Гераклита приобретает форму мысли всеобщей, т.е. философской идеи. Все изменяется, и изменяется постоянно; нет предела изменениям; они есть всегда, везде и во всем - вот что спрессовано в знаменитой краткой формуле, приписываемой Гераклиту: «Все течет, все изменяется"

Гераклит утверждает не просто существование противоположностей, но их неизбывность и всеобщность. Противоположности существуют везде. Эта идея воплощается у Гераклита в некоторой космической, но также в этической и эстетической формах. Ибо наличие противоположностей для Гераклита -- основа и существования, и гармонии мира. Противоречивость сближает - таков гераклитовский парадокс.

2.Вершиной в развитии домарксистской диалектика была идеалистическая диалектика Гегеля, который «впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т. е, в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития». В отличие от абстрактных определений рассудка диалектика, по Гегелю, есть такой переход одного определения в другое, в котором обнаруживается, что эти определения односторонни и ограниченны, т. е. содержат отрицание самих себя. Поэтому диалектика есть, согласно Гегелю, «движущая душа всякого научного развёртывания мысли и представляет собой единственный принцип, который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость...» . Результат диалектики Гегеля далеко превзошел то значение, которое ей отвел он сам. В учении Гегеля о необходимости, с какой все приходит к своему отрицанию, заключалось революционизирующее жизнь и мысль начало, в силу которого передовые мыслители (русские и некоторые другие революционные демократы) видели в диалектике Гегеля «алгебру революции» (Герцен).

3. Материалистическая диалектика составляет ядро диалектико-материалистического мировоззрения, метод изучения, раскрытия закономерностей, тенденции развития и преобразования действительности. Диалектика одновременно является и теорией и методом.

I. Закон единства и борьбы противоположностей - составляет ядро диалектики, так как раскрывает источник диалектического изменения, развития. Основные понятия закона: основным является понятие противоположности. Противоположности - это стороны, тенденции единого, которые допускают и взаимоисключают друг друга. Отношения противоположностей принято называть противоречием, которые есть только там, где есть развитие и самодвижение.

В развитии противоположностей можно выделить следующие этапы: тождественность, отличие, этап выявленных противоречий, конфликт, разрешение противоречий.

Тождественность означает относительную устойчивость вещи. Ее противоположность, отличие – означает изменение вещи. Таким образом, отличие - это более высокая степень развития противоречия. В ходе развития противоречия усиливаются, становятся хорошо видимыми – это можно назвать этапом выявленных противоречий, которые при дальнейшем развитии ведут к конфликту.

Конфликт - есть наибольшее обострение отношений противоположностей, за которыми наступает этап разрешения противоречий. То есть противоречие - есть процесс. Таким образом, развитие - представляет собой процесс возникновения и разрешения противоречий. Основные виды противоречий: внутренние и внешние противоречия; основные и неосновные, главные и не главные противоречия; антагонистические и неантагонистические противоречия.

Итак, борьба внутренних противоположностей служит источником самодвижения, саморазвития явлений материального мира, движущей силой их изменения. Закон раскрывает внутренний источник движения и развития, принцип самодвижения.

II. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Этот закон показывает, каким путем возникает новое. Основные понятия:

Единство, взаимосвязь качества и количества измеряется мерой. Постоянные изменения качества и количества, их соотношения (мера) характеризуют одну из сторон развития в виде перехода количественных изменений в качественные и наоборот. Их единство – это единство непрерывности и прерывности. Перерыв в непрерывности обозначается понятием «скачок» - переход от старого качества к новому. Он характеризует внутреннее содержание процесса развития. Скачок – является всеобщей формой развития. Это приводит к разнообразию скачков, которые бывают частными и общими. Первые связаны с изменением отдельных элементов, сторон и свойств, другие – с переходом всей системы в новое качественное состояние.

В общественном развитии выделяют такие виды скачков как эволюция и революция. Они взаимосвязаны, образуют противоречивое единство.

III. Закон отрицания отрицания. Выяснение источников движения и развития, раскрытие механизма не дают завершенного представления о развитии. Надо определить также его направленность. Основные понятия закона: Старое и новое. Понятие отрицания.

Говоря об определенных фрагментах действительности (природной или социальной) нельзя однозначно сказать: это только старое или только новое. Они представляют собой диалектическое единство. Новое – это преобразованное старое. Старое – для нового является основой развития. Замена старого новым обозначается понятием «отрицания» , которое выражает определенный тип отношений между стадиями развивающегося объекта.

Диалектическое отрицание содержит в себе 2 момента: обязательное изменение старого качества вещи (системы) – негативный аспект и сохранение отдельных элементов, свойств, развитие их на новой основе – позитивный аспект. Главным в понимании отрицания является вопрос: может ли быть новое качество всегда только новым. В этой связи возникает идея беспрерывности развития, что находит отражение в отрицании отрицания. Новое качество в ходе развития отрицается более новым качеством. Таким образом, развитие как отрицание – это последовательность циклов, беспрерывность развития.

ДИАЛЕКТИКА [греческий διαλεκτική (τέχνη) - искусство вести беседу или спор], одно из основополагающих философских понятий, смысл которого существенно менялся на протяжении истории и в разное время означал искусство ведения беседы или спора, искусство убедительного пустословия, способ поиска истины, метод философского познания, логического движения понятий, философское учение о единстве и противоречивости бытия и т. д.

Диалектика в античности. Родоначальником диалектики считали Парменида («скала Парменида», Гуго Сен-Викторский), Зенона Элейского (Аристотель), Гераклита (последователи Г. В. Ф. Гегеля). Негативное значение диалектики как искусства при помощи ложных доказательств и софизмов выдавать за истину мнимое приписывали софистам. Первое употребление термина «диалектики» в устной форме относят к Сократу, а в письменной - к Платону.

Диалектика Сократа направлена на прояснение и определение понятий и тесно связана с иронией (притворством) и майевтикой («повивальным искусством» мысли и истины). Первая развёрнутая трактовка диалектики дана Платоном, для которого диалектика как «царское искусство» является умением «ставить вопросы и давать ответы» (Собр. соч. М., 1990. Т. 1. С. 182, 622). Платон противопоставил диалектику как способ беседы или рассуждения, направленного на поиск объективной истины, эристике - как методу спора, имеющему дело с субъективной правотой. Диалектика Платона состоит как в различении, так и в обобщении: в различении всего по родам и в «природной способности охватывать взглядом единое и множественное» (Там же. М., 1993. Т. 2. С. 176). Способность к диалектике тесно связана с познанием подлинного и вечно тождественного по своей природе бытия: минуя ощущения, диалектика при помощи одного лишь разума устремляется к сущности любого предмета вплоть до постижения сущности блага - вершине умопостигаемого.

Развиваемое Аристотелем понятие диалектики весьма многозначно: диалектика «прокладывает путь к началам всех учений» (Соч. М., 1978. Т. 2. С. 351), является «искусством ставить наводящие вопросы» (Там же. С. 556), трактует единое и многое, делая из многого одно (выдвижение посылок) и из одного многое (выдвижение возражений), противостоит софистике (мнимой мудрости), эристике, имеющей целью спор ради спора или мнимой победы, философии, изучающей само сущее как таковое, а не привходящие свойства вещи. Включая в себя искусство испытывания, диалектика сходна с риторикой, ибо обе занимаются выводами из противоречивых посылок и имеют дело с противоположностями. В «Аналитике» диалектика предстаёт учением о правдоподобном или вероятном. В отличие от доказывающих силлогизмов, исходящих из истинных положений, диалектические силлогизмы исходят лишь из правдоподобных посылок, основанных на мнении или на том, что кажется правильным. В то же время к диалектическим доводам Аристотель относил не только силлогизмы (дедукцию), но и наведение (индукцию). В «Топике» диалектика понималась Аристотелем в качестве некоей изначальной части логики - способа, «при помощи которого мы в состоянии будем из правдоподобного делать заключения о всякой предполагаемой проблеме и не впадать в противоречие, когда сами отстаиваем какое-нибудь положение» (Там же. С. 349). Вследствие этой двусмысленности представления о диалектике у Аристотеля в средневековой схоластике возникли споры об отношении диалектики к аналитике, о том, охватывает ли диалектика всю логику и как следует понимать её вероятность или правдоподобность. Во всех последующих интерпретациях диалектики так или иначе просматриваются аристотелевские или платоновские черты.

Диалектика стоиков - учение о правильном споре при помощи рассуждений вопросноответного типа, «наука о том, что есть истина, что ложь, а что - ни то ни другое», «наука об обозначениях и обозначаемом» (Диоген Лаэртий. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986. С. 266), добродетель, необходимая всякому мудрецу. Слава в искусстве диалектики таких стоиков, как Хрисипп, была такова, что многим казалось: «если бы боги занимались диалектикой, они бы занимались диалектикой по Хрисиппу» (Там же. С. 300). У некоторых стоиков (Марк Аврелий) диалектика отождествлялась с логикой, однако чаще она всё же понимается как её часть наряду с риторикой и наукой об определениях и канонах. В этом случае диалектика распадалась на область означаемого, включающую разделы о представлениях, суждениях, рассуждениях и т.п., и область звука, включающую разделы о частях речи, неправильных оборотах, софизмах и т. д.

Эпикур и его последователи отвергали диалектику, заменяя её каноном и называя диалектиков «вредителями». С ними полемизировал Цицерон, видевший в диалектике искусство суждения в отличие от топики, или искусства нахождения.

Диалектика в средние века. Согласно Августину, диалектика «учит учить; она же учит учиться: в ней обнаруживает себя разум и показывает, что он такое, чего хочет, что может. Она знает знать; она одна не только хочет, но и может делать знающими» (Творения блаженного Августина, епископа Иппонийского. К., 1879. Ч. 2. С. 210). Разделяя риторику и диалектику, Августин утверждал полезность диалектики для понимания Священного Писания. Именно на Августина ссылался Абеляр в полемике против так называемых антидиалектиков (Пётр Дамиани и др.), доказывая необходимость диалектики для богословия, ибо она обеспечивает истинность доводов и разоблачает лживость софистических доказательств, позволяя тем самым опровергать «нападки еретиков».

В средние века диалектика прочно входила в состав семи свободных искусств, которые делились на тривиум (грамматика, диалектика и риторика) и квадривиум (арифметика, музыка, геометрия, астрономия). Гуго Сен-Викторский различал диалектику и логику; если грамматика является искусством правильной речи, а риторика - искусством убеждения, то диалектика - это искусство спора, отделяющего истину от лжи. Ибн Рушд разделял риторику, диалектику и аподейктику, причём диалектика соотносилась у него с аристотелевскими правдоподобными силлогизмами, а аподейктика - с доказательными. Оппозиция диалектики в схоластике существовала и в более поздний период. Для П. де ла Раме и его сторонников диалектика оказывалась всего лишь искусством диспута (сравни: Butner W. Dialectica Deutsch. Das ist Disputierkunst. Eisleben, 1574).

В поздний период схоластики диалектика преимущественно употреблялась как синоним логики. Отождествление диалектики и логики сохраняется вплоть до 18 века.

Диалектика в Новое время была подвергнута массивной критике параллельно с критикой традиционной формальной логики и аристотелизма. Ф. Бэкон, понимая под диалектикой аристотелевскую логику как некий вид «атлетики», утверждал, что она «содействовала скорее укоренению и как бы закреплению ошибок, чем расчистке пути для истины» (Соч. М., 1977. Т. 1. С. 64): её порок состоит в пренебрежении опытом и в том, что она не ведёт к открытию истины. Свои надежды Бэкон связывал с развитием индукции, однако и остававшийся на позициях дедукции Р. Декарт тем не менее продолжил критику «уз диалектики», поскольку «истина часто ускользает из этих уз, а те, кто ими пользуется, сами оказываются запутанными в них» (Соч. М., 1989. Т. 1. С. 110-111). Диалектика нуждается для своих умозаключений в посылках, которые она сама не может доставить, так что на смену диалектике как школьной логике должна прийти новая логика, которая «учит надлежащему управлению разумом для приобретения познания ещё не известных нам истин» (Там же. С. 308-309).

Постепенно возникает двухчастное деление логики на аналитику, обладающую доказательной силой, и на диалектику, имеющую дело с вероятным (Schmidt J. А. Logica positiva sive dialectica et analytica. Jena, 1687; Darjes J.G. Introductio in artem inveniendi seu logicam theoretico-practicam, qua analytica atque dialectica. Jena, 1742). Под влиянием этой традиции новая интерпретация диалектики была дана И. Кантом. Кант выдвинул идею новой науки - трансцендентальной логики, которая в отличие от традиционной формальной логики определяет происхождение, объём и объективную значимость неэмпирических, или априорных, знаний. Трансцендентальная логика распадается на аналитику - «логику истины» и диалектику - «логику видимости» (Критика чистого разума. М., 1994. С. 120). При этом Кант порывает с аристотелевской традицией понимания диалектики как «учения о вероятности». Хотя трансцендентальная диалектика способна вскрыть видимость трансцендентных, то есть выходящих за границы опыта, суждений, однако она не способна полностью искоренить её, ибо подобная видимость оказывается неизбежной и естественной для человека иллюзией. Наибольшее влияние на дальнейшее развитие диалектики оказало кантовское учение об антиномиях, то есть противоречиях законов чистого разума. Формулируя о мире четыре пары противоречащих друг другу тезисов и антитезисов, Кант с равным успехом доказывал как первые, так и вторые. Выход из создавшегося положения он усматривал в том, что, поскольку мир является трансцендентальной идеей, а не вещью самой по себе, то в первых двух антиномичных парах одновременно ложны как тезис, так и антитезис, тогда как в двух последних и тезис, и антитезис могут быть одновременно истинными соответственно для вещей самих по себе или для явлений. Наряду с учением об антиномиях и идеей трансцендентальной логики, которую некоторые интерпретаторы неоправданно считали неким прообразом диалектической логики, большой резонанс для дальнейшего развития диалектики имело также кантовское учение о трёхсоставности каждой из его четырёх групп (классов) категорий, причём «третья категория возникает всегда из соединения второй и первой категории того же класса» (Там же. С. 89) при помощи особого акта рассудка.

Хотя И. Г. Фихте практически не пользовался термином «диалектика», называя свой метод «синтетическим», тем не менее этот метод его наукоучения, при котором противоречие, возникающее в основоположении, разрешается в новом основоположении, в дальнейшем получил название антитетической диалектики. Для Фихте антитетический приём в сравниваемых предметах ищет признак, в котором они противополагаются друг другу, а синтетический приём - признак, в котором они равны друг другу. Образец натурфилософской диалектики усматривался и в учении Ф. В. Шеллинга о полярности природы.

Если для Аристотеля диалектика выступала как наука о мышлении, так что противоречия, о которых он говорил, были противоречиями мышления, то Ф. Шлейермахер и Г. В. Ф. Гегель порывают с этой традицией. Шлейермахер исходит из соответствия бытия и мышления: причинная связь внешней действительности соответствует логической связи понятий. У Гегеля, обосновывавшего совпадение структуры мышления со структурой бытия, на первый план в истолковании диалектики выдвигаются противоречия самого бытия, и диалектика предстаёт «вообще принципом всякого движения, всякой жизни и всякой деятельности в сфере действительности» (Энциклопедия философских наук. М., 1975. Т. 1. С. 206). В качестве предшественников гегелевской диалектики стали рассматриваться Гераклит из Эфеса, неоплатоники и др.

Диалектика у Гегеля «составляет природу самого мышления», ярким примером её является развёртывание понятия, движущегося от первых пустых и лишённых содержания определений к определениям всё более содержательным. В центре гегелевской диалектики - триада тезис - антитезис - синтез, охватывающая три последовательных момента развёртывания «логически-реального» - «абстрактный, или рассудочный», «диалектический, или отрицательно-разумный» (имманентное «снятие» односторонних конечных определений рассудка и их «переход в свою противоположность»), и, наконец, «спекулятивный, или позитивно-разумный», в свою очередь снимающий это противопоставление и удерживающий оба предшествующих момента в их «конкретном единстве» (Там же. С. 201). Именно к Гегелю восходит противопоставление метафизики и диалектики как двух философских методов, из которых первый является механистичным, не учитывающим движения и развития.

Наряду с неприятием гегелевской диалектики многими мыслителями (А. Шопенгауэром и др.) предпринимались попытки её трансформации. Так, для Л. Фейербаха диалектика состоит в диалоге: «Истинная диалектика не есть монолог одинокого мыслителя с самим собой, это диалог между Я и Ты» (Соч. М., 1995. Т. 1. С. 144). У С. Кьеркегора диалектический переход от одной «жизненной стадии» к другой осуществлялся не мышлением, как у Гегеля, а волей, выбором, прыжком, так что диалектика приобретает экзистенциальный характер. К. Маркс, поставив задачу материалистического преобразования метода Гегеля, при этом отзывался о его диалектике как о «могучей, вечно деятельной движущей силе мысли» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М., 1970. Т. 41. С. 222). Идеи Маркса о материалистической диалектике попытался конкретизировать Ф. Энгельс, понимая диалектику как «науку о всеобщих законах развития природы, человеческого общества и мышления» (Там же. М., 1961. Т. 20. С. 145). Сформулированные Энгельсом так называемые законы диалектики, восходящие к Гегелю, - единство и борьба противоположностей, переход количественных изменений в качественные, отрицание отрицания - стали существенным элементом диалектического материализма - официальной философии советского периода. В рамках диалектического материализма предпринимались безрезультатные (по причине нерешённости проблемы противоречия) попытки разработать некую диалектическую логику, призванную в отличие от традиционной формальной логики учитывать не только форму, но и содержание мышления.

Развитие диалектики в западном неомарксизме связано, прежде всего, с франкфуртской школой. Пафос «негативной диалектики» Т. Адорно направлен на разоблачение ложного тождества всеобщего и особенного: отрицание, раскрывающее эту нетождественность, перестаёт быть моментом перехода к какому-либо синтезу. Традиция С. Кьеркегора получила продолжение в 20 веке в диалектической теологии (К. Барт, Р. Бультман и др.).

Диалектика была подвергнута критике К. Поппером за двусмысленность и неоправданные претензии на фундаментальную роль в познании, альтернативную формальной логике.

Активное использование понятия диалектики в советский период практически в любом контексте с целью оправдания тех или иных политических решений привело к известной дискредитации самого термина, отягощённого в силу этого негативными коннотациями в современном российском философском языке.

Лит.: Heimsoeth Н. Transzendentale Dialektik. Ein Kommentar zu Kants Kritik der reinen Vernunft. В., 1966-1971. Bd 1-4; История античной диалектики. М., 1972; История диалектики XIV-XVIII вв. М., 1974; История диалектики. Немецкая классическая философия. М., 1978; Идеалистическая диалектика в XX столетии. М., 1987; Философия Гегеля: проблемы диалектики. М., 1987; Prantl С. von. Geschichte der Logik im Abendlande. 8. Aufl. Bristol, 2001. Bd 1-4; Лосев А. Ф. Диалектика мифа. М., 2001; Жильсон Э. Философия в средние века. М., 2004.

Гераклит из Эфеса (2-я пол. VI – 1-я пол. V вв. до н. э.) – один из самых значительных античных философов-материалистов, основатель диалектики как учения о постоянной и принципиальной изменчивости и подвижности мира.

Он происходил из царско-жреческого рода, но сознательно отказался от власти ради созерцательного образа жизни, жил бедно и одиноко. Имел прозвище «Темный» (т.к. его идеи были малопонятны) и «Плачущий» (т.к. часто сокрушался по поводу несовершенства человеческой природы). Единственный известный нам труд Гераклита называется «О природе» (сохранилось около 130 фрагментов).

Первоначалом всего сущего Гераклит считал огонь, который, по его убеждению, является вечным, материальным, живым и разумным, т.е. ему присущ Логос. Он Гераклитом понимается двояко:

1) как Мировой закон, Космический разум или Вселенский порядок. Огонь никем не сотворен, но подчиняется Логосу, «мерой вспыхивая и мерой потухая»;

2) как Слово Истины, которое открывается человеку, достойному этого, и существует независимо от человека.

Философ считал, что:

1) весь мир, не созданный никем из богов и никем из людей, находится в постоянном движении и изменении («Все течет, все меняется», «В одну и ту же реку нельзя войти дважды») и был, есть и будет вечно живым огнем. Он был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории.

2) окружающий мир относителен («морская вода грязная для человека, но чистая для рыб», в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим, и плохим»).

3) человеческая душа материальна (материальность душа есть сочетание огня и влаги);

4) движущей силой мира является борьба : «война (борьба) есть отец всего и мать всему». Гераклит вывел закон единства и борьбы противоположностей – ключевой закон диалектики (это, пожалуй, является наиболее важным философским открытием Гераклита): переход явления из одного состояния в другое совершается через борьбу противоположностей, которую он называл всеобщим Логосом, т.е. Мировым законом, единым для всего сущего («Не мне, но Логосу внимая, мудро признать, что все едино»).

Идеи Гераклита оказали большое влияние на древнеримских философов (стоиков), философов эпохи Возрождения, но особое развитие и применение они нашли в философии Гегеля и в марксизме. При жизни же у Гераклита было больше критиков, чем сторонников. Его теория не встретила поддержки у современников. Гераклита не понимала не только толпа, но и сами философы. А наиболее авторитетными его оппонентами были философы из Элеи.

Кем и почему в элейской школе была сформулирована

Проблема бытия?

Элеаты – представители элейской философской школы, которая существовала в VI– V вв. до н. э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии. К числу наиболее известных философов данной школы причисляют: Ксенофана, Парменида и Зенона.

Ксенофан (ок. 565 – 473 до н.э.) был родом из г. Колофона в Ионии, но после захвата его родины персами скитался, затем осел в г. Элея, где и стал основателем Элейской школы . Прожил почти сто лет, был очень бедным, но находил в самом себе неистощимые сокровища, поглощенный в созерцание великих идей и окрылённый рвением к знаниям и мудрости. Своё философское учение изложил стихами. Сохранилось несколько стихотворение из его сборника «Силлы» («Сатиры»).

Ксенофан считал, что:

1) первоосновой всего сущего является Земля, которая появилась из моря (воды) , что доказывается тем, что в отдалении от моря (в горах) находят раковины, а на камнях – отпечатки рыб и растений;

2) не боги творят людей, а люди – богов, причем по своему образу и подобию, что доказывается тем, что у эфиопов бори черные и плосконосые, у фракийцев – голубоглазые и рыжие, у Гомера и Гесиода – безнравственные и аморальные;

3) истинный бог не подобен смертным ни телом, ни мыслью, является всевидящим, всеслышащим и всемыслящим;

4) бог и космос (бытие) едины ;

5) мир является неизменным ;

6) ощущения, чувства часто обманывают, постичь мир можно только с помощью разума , который иногда нас тоже подводит, но постепенно люди могут приблизиться к познанию истины.

Вклад Ксенофана в мировую философию состоит в том, что его идеи о единении бога с космосом стали предтечей пантеизма , его утверждения о неизменности мира легли в основу метафизики , его идеи относительно ограниченности познания стали предтечей скептицизма , а его идеи об антропомофности греческих богов стали предтечей христианского монотеизма.

Парменид (ок. 540 до н. э. или 515 до н. э. – ок. 470 до н. э.) центральная фигура Элейской школы. Родился и жил в г. Элея. Родился в знатной семье, провел молодость в забавах и роскоши. Но пресыщение удовольствиями подсказало ему о ничтожестве наслаждений, и он стал созерцать ясный лик истины. Учился у Ксенофана и пифагорейца Аминия. Принимал активное участие в политических делах города и впоследствии был признан согражданами мудрейшим политическим деятелем Элеи. Плутарх отмечал, что Парменид привел свое отечество в порядок отличнейшими законами, отчего власти ежегодно заставляли граждан давать клятву на верность его законам. Сохранилась значительная часть его поэмы «О природе». Парменид утверждал, что:

1) сторонники Гераклита – «пустоголовые о двух головах», поскольку противоречие – это не одна из движущих сил, а ошибка в логике, ибо в мышлении недопустимо существование противоречия на основе закона исключенного третьего;

2) невозможно единовременное существование противоположных начал;

3) реально существует лишь то, что умопостигаемо, что может мыслиться, поэтому бытие и мышление тождественны («одно и то же – мысль о предмете и предмет мысли»»);

4) есть лишь бытие (существование), небытия нет потому, что его невозможно «ни познать, ни в слове выразить», как только мы пытаемся о нем мыслить, небытие становится бытием;

5) бытие представляет собой сплошной неподвижный шар (Единое), которые не имеет никаких пустот и в котором отсутствует всякое движение и изменение: единое потому, что бытие могло бы разделить только небытие (а его нет), а неподвижное потому, что всякое движение предполагает изменение, появление и исчезновение чего-либо, но появиться нечто может из небытия, а его нет;

6) изменчивость, движение и множественность – характеристики неистинного, чувственного мира.

Парменид впервые в истории философии четко сформулировал проблему бытия и стал основоположником ключевого философского раздела – отологии . Он выступил как первый теоретик важнейшего философского метода – метафизики (в противоположность диалектике Гераклита) и стал первым, кто перенес логические законы из области математики в область философии применительно к обоснованию бытия.

Зенон (ок. 490 – 430 до н.э) – древнегреческий философ, любимый ученик и последователь Парменида. Сам пользовался славой талантливого учителя и оратора. Молодость провел в тихом уединенном учении. Ценил ум, презирал роскошь. Всю жизнь боролся за истину и справедливость. Трагически погиб в результате неудавшегося заговора против тирана Неарха. Сохранилось несколько фрагментов его трудов: «Споры», «Против философов» и «О природе». Он полагал, что:

1) большинство идей Парменида являются истинными: учение о Едином и особенно идею о невозможности движения;

2) доказательством невозможности движения могут служить так называемые апории (противоречия).

3) среди них особенно знаменита апория «Ахиллес и черепаха» : для того чтобы догнать черепаху, быстроногий Ахиллес должен преодолеть сначала половину пути до нее, потом поло­вину половины пути и т.д. до бесконечности. Следовательно, Ахиллес никогда не сможет догнать черепаху (Зенону не было знакомо понятие суммы бесконечного ряда, иначе бы он понял, что бесконечное число слагаемых дает все же конечный путь, которые Ахиллес, двигаясь с постоянно скоростью, без сомнения преодолеет за определенное время).

Заслуга Зенона в истории философии заключается в том, что он сформулировал 45 апорий (из которых до нас дошло только девять), при помощи которых проиллюстрировал представления элеатов о бытии. И, несмотря на ошибочность апорий, в своих размышлениях поднялся на высокий уровень философского поиска тайны движения.

Таким образом, заслуга элеатов в истории философии велика: они не только сделали серьезный шаг в изучении проблем познания, жестко разделив познание на чувственное и идеалистическое, но и внесли большой вклад в становление понятия бытия. Именно в данной философской школе впервые прозвучала идея о том, что бытие есть полнота всего сущего, а небытие не может существовать. И поскольку элеаты выводили все многообразие явлений действительности из единого первоначала, считая все сущее материальным выражением идей, их можно считать предвестниками идеализма.

Диалектика (греч. — искусство спорить, вести рассуждение) — учение о наиболее общих закономерностях становления, развития, внутренний источник которых видится в единстве и борьбе противоположностей. Стоики определяли диалектику как "науку правильно беседовать относительно суждений в вопросах и ответах" и как "науку об истинном, ложном и нейтральном ", о вечном становлении и о взаимном превращении элементов и т.п.

Сам термин "диалектика" впервые употреблен Сократом для обозначения плодотворного и взаимозаинтересованного достижения истины путем столкновения противоборствующих мнений через вопросы и ответы.

В истории диалектики выделяются следующие основные этапы :

  • стихийная, наивная диалектика древних мыслителей;
  • диалектика философов эпохи Возрождения;
  • идеалистическая диалектика немецкой классической философии;
  • диалектика русских революционных демократов 19 века;
  • марксистско-ленинская материалистическая диалектика.

Диалектическое мышление имеет древнейшее происхождение. Античная диалектика , основанная на живом чувственном восприятии материального мира, уже начиная с первых представлений греческой философии, формулировала понимание действительности как изменчивой, становящейся, совмещающей в себе противоположности. Философы ранней греческой классики говорили о всеобщем и вечном движении, в то же время, представляя себе космос в виде завершённого и прекрасного целого, в виде чего-то вечного и пребывающего в покое. Это была универсальная диалектика движения и покоя. Далее, они понимали всеобщую изменчивость вещей как результат превращения какого-нибудь одного основного элемента (земля, вода, воздух, огонь и эфир) во всякий другой. Это была универсальная диалектика тождества и различия. Гераклит и др. греческие натурфилософы дали формулы вечного становления, движения как единства противоположностей.

Аристотель считал первым диалектиком Зенона Элейского . Именно элеаты впервые резко противопоставили единство и множественность, или мысленный и чувственный мир. На основе философии Гераклита и элеатов в дальнейшем возникла чисто отрицательная диалектика у софистов, которые в непрестанной смене противоречащих друг другу вещей, а также и понятий увидели относительность человеческого знания и доводили диалектику до крайнего скептицизма, не исключая и морали.

К диалектике обращались многие известные философы, однако самой развитой формой диалектика явилась у Д.Гегеля , несмотря на то, что у истоков этого метода, предлагая порой не менее интересные и неортодоксальные ее разновидности, стоит все же Кант с его антиномикой чистого разума.

Сами противоречия Гегель понимал как столкновение противоположных определений и разрешение их путем объединения . Главной темой его диалектики стала идея единства взаимоисключающих и одновременно взаимно предполагающих друг друга противоположностей, или тема противоречия. Оно полагается Гегелем как внутренний импульс развития духа , который шаг за шагом переходит от простого к сложному , от непосредственного к опосредствованному, от абстрактного к конкретному и все более полному и истинному результату. Такое прогрессирующее движение вперед придает процессу мышления характер постепенно восходящего ряда развития.

Домарксистская диалектика выступала, таким образом, как общее становление материи, природы, общества, духа (греческая натурфилософия); как становление этих областей в виде логических категорий (платонизм, Гегель); как учение о правильных вопросах и ответах и о спорах (Сократ, стоики); как критика становления и замена его дискретной и непознаваемой множественностью (Зенон Элейский); как учение о закономерно возникающих вероятных понятиях, суждениях и умозаключениях (Аристотель); как систематическое разрушение всех иллюзий человеческого разума, незакономерно стремящегося к абсолютной цельности и потому распадающегося на противоречия (Кант); как субъективистическая (Фихте), объективистическая (Шеллинг) и абсолютная (Гегель) философия духа, выраженная в становлении категорий.

В марксистской материалистической диалектике В.И.Ленин уделял особое внимание закону единства и борьбы противоположностей . Диалектическая концепция развития, в противоположность метафизической, понимает его не как увеличение и повторение, а как единство противоположностей, раздвоение единого на взаимоисключающие противоположности и взаимоотношение между ними. Диалектика видит в противоречии источник самодвижения материального мира. Маркс относился к философии, как к науке и перешел от абстрактного к конкретному. Бытие определяет сознание, сознание понимается как свойство материи отражать саму себя, а не как самостоятельная сущность. Материя находится в постоянном движении и развивается. Материя вечна и бесконечна и периодически принимает разные формы. Важнейшим фактором развития является практика. Развитие происходит по законам диалектики — единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицание отрицания.

На основе этого Энгельс вывел три закона диалектики :

  1. Закон перехода количественных изменений в качественные . Качество — это внутренняя определенность предмета, явление, которое характеризует предмет или явление в целом. Количество есть определенность, "безразличная для бытия" — внешняя определенность вещи. Качество и количество не могут существовать вне зависимости друг от друга, так как любая вещь или явление определяется и качественной характеристикой и количественными показателями. Примером перехода являются превращения лёд — вода — пар.
  2. Закон единства и борьбы противоположностей . Считается, что основой всякого развития является борьба противоположных сторон. Разрешение любых противоречий представляет собой скачок, качественное изменение данного объекта, превращает его в качественно иной объект, отрицающий старый. В биологической эволюции это приводит к появлению новых форм жизни.
  3. Закон отрицания отрицания . Отрицание означает уничтожение старого качества новым, переход из одного качественного состояния в другое. Процесс развития носит поступательный характер. Поступательность и повторимость придает цикличности спиралевидную форму и каждая ступень процесса развития богаче по своему содержанию, поскольку она включает в себя все лучшее, что было накоплено на предшествующей ступени.

В китайской философии диалектика традиционно связывается с категориями Инь и Ян . С точки зрения китайских мыслителей, эти категории отражают взаимосвязь и взаимопревращение противоположных сторон явления друг в друга. К примеру, "Инь" — темное, мягкое, упругое, "Ян" — светлое, жесткое, твердое; "Инь" переходит в "Ян"-темное светлеет; "Ян" переходит в "Инь" — жесткое размягчается и т.д.

Сознательное применение диалектики даёт возможность правильно пользоваться понятиями, учитывать взаимосвязь явлений, их противоречивость, изменчивость, возможность перехода противоположностей друг в друга. Только диалектико-материалистический подход к анализу явлений природы, общест