1. Анализ – расчленение предметов на составляющие их элементы
2. Анархия – (от греч. anarchia - безвластие) - состояние, в котором находится общество, когда в нем упразднена государственная власть
3. Априори – (лат. a priori - предшествующий) - знание, предшествующее опыту и независимое от него. Априорным называется взгляд, правильность которого не может быть доказана или опровергнута опытом.
4. Атараксия – (от греч. ataraxia - невозмутимость) - душевное спокойствие, безмятежность как высшая ценность в философии Эпикура
5. Атрибут – (от лат. attribuo - наделять) - признак, примета, существенное свойство.
6. Атрибуты материи – объективность существования, т. е. независимость от сознания человека, неуничтожимость, движение, пространство, время.
8. Бессознательное – психическая жизнь, совершающаяся без участия сознания.
9. Биосфера – живая оболочка Земли, имеющая сложную структуру.
10. Благо - то, что имеет ценность. Благо является предпосылкой нравственных ценностей
11. Бог – (лат. deus, греч. theos) - высший предмет религиозной веры, рассматриваемый всегда более или менее как личность, считается сущностью, наделенной «сверхъестественными», т. е. необыкновенными, свойствами и силами;
12. Бытие – общее понятие о сущем вообще, реальное существование мира.
13. Вера – принятие чего-либо за истину, не нуждающееся в необходимом полном подтверждении истинности принятого со стороны чувств и разума и, следовательно, не могущее претендовать на объективную значимость.
14. Верификация – (от лат. verus - истинный и facio - делаю) - подтверждение.
15. Власть – это один из важных видов социального взаимодействия, специфическое отношение между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжениям другого, в результате этого подчинения властвующий субъект реализует свои волю и интересы.
16. Воля – представляет собой духовный акт, благодаря которому подтверждается некоторая ценность, признанная таковой, или благодаря которому стремятся к ней.
17. ВОЛЯ - сознательная целеустремленность человека на выполнение тех или иных действий.
18. Время – длительность материальных событий и порядок их следования друг друга.
19. Гармония – (греч. harmonia – связь, соразмерность) – созвучие, согласие
20. Государство – это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на все население в пределах территории страны, издает обязательные юридические веления, обладает суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения
21. Движение – любое изменение, преобразование, процесс.
22. Демократия – это способ функционирования политической власти, основанной на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных и общественных дел и наделении его широким кругом прав и свобод.
23. Деятельность – вид активности, направленный на такое изменение внешней среды, в результате которого получается нечто новое – продукт, результат.
24. Добро – это основная моральная ценность, нравственная ценность сама по себе.
25. Закон – предписание относительно того, как человек должен вести себя в обществе; в науке положение, выражающее всеобщий ход вещей в какой-либо области.
26. Знание – обобщенный результат деятельности человека, существующий в знаковой и идеальной форме
27. Идеал – мысленный образ совершенства и потому желанного будущего
28. Идеология – совокупность убеждений, взглядов, установок и представлений людей, связанных с определенным пониманием общественной жизни, оценкой ее качества, перспектив преобразования.
29. Индивид – это единичный представитель человеческого рода. Конкретный человек.
30. Информационное общество – общество, в котором основным богатством и ресурсом служит информация. Данное понятие возникло во II пол. 60-х гг. – человечество впервые осознало наличие информационного взрыва, когда количество циркулирующей в обществе информации стало возрастать.
31. Искусство – первоначальное обозначение всякого мастерства более высокого и особого сорта («искусство мышления», «искусство ведения войны»); в общепринятом специальном смысле - обозначение мастерства в сфере творчества
32. Истина – правильное, адекватное отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом; ИСТИННЫЙ - соответствующий действительному положению вещей, но имеются также и неоткрытые, неизвестные истин
33. Карма – (санскр. «труд») - в широком смысле - сумма добрых и злых деяний жизни, которая на основе присущей ей автоматически закономерной причинности создает предпосылки для новой жизни с определенной судьбой
34. Классы – это большие группы людей, различающихся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, по способам получения и размерам той доли богатства, которой они располагают.
35. Коллектив – организованная группа людей, объединенная общими целями и интересами, совместной деятельностью.
36. Коммуникация – передача сообщений от одной стороны к другой, от одного индивида к другому, от одной социальной группы к другой.
37. Консенсус – это одна из оптимальных форм завершения конфликта, когда конфликтующие стороны приходят к согласию
38. Конфликт – это процесс резкого обострения противоречия и борьбы.
39. Культура – (лат. cultura) - первоначально обработка и уход за землей; в широком смысле, культура есть совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа, распадается на различные области – нравы и обычаи, язык и письменность, характер одежды, экономики, общественно-политическое устройство, искусство и т. д.
40. Личность – это, прежде всего, социальные качества человека, которые формируются только в обществе.
41. Материя (вещество) – есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается в наших ощущениях, существуя независимо от человека. Синоним объективной реальности, вселенной.
42. Менталитет – умонастроение народа
44. Мировоззрение – это обобщенная система взглядов человека (и общества) на окружающий мир и свое место в этом мире
45. Мистика – духовная практика непосредственного постижения Абсолюта, сверхъестественного.
46. Монада – (от греч. monás - единица) - у Джордано Бруно физический и одновременно психический элемент действительности. Но подлинным основателем учения о монадах (монадологии) является Лейбниц
47. Мораль – нравственность
48. Наука – многогранный многоаспектный и сложноустроенный феномен: он предстает и как социальный институт, как определенная деятельность по производству знаний, и как традиция, позволяющая этой специфической деятельности осуществиться. Это социальный институт, обеспечивающий функционирование профессиональной (познавательной) деятельности.
49. Нация – (от лат. natio - народ, племя) - народ, который создал себе зависящее от него правительство и имеет в своем распоряжении территорию, границы которой более или менее уважаются др. нациями (народ, организованный в государство). . .
50. Ноосфера – это сознательно создаваемое человеком состояние природной среды, сфера разума
51. Общение – вид активности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями.
52. Общественное сознание – совокупность эмоций, настроений, взглядов, теорий общества на том или ином этапе его развития
53. Общество – это форма совместной жизнедеятельности людей, основанная на социальной солидарности и разделении труда.
54. Основный вопрос философии выявляет основной разлад во взаимоотношении человека с миром. Энгельс в своем определении уловил только один аспект основного вопроса – отношение материи к идеи. Важно ответить на другую часть о. в. ф. : познаваем ли мир или нет? В зависимости от ответа на этот вопрос философы делятся на гностиков и агностиков.
55. Отчуждение – характеристика особой формы взаимоотношения человека в процессе его жизнедеятельности с окружающим миром, при котором продукты собственной деятельности противостоят человеку, господствуют над ним, как нечто чуждое ему.
56. Партия – это организованная группа единомышленников, придерживающихся определенного мировоззрения, представляющая интересы части народа и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении.
57. Познание – процесс постижения человеком новых, прежде неизвестных фактов, явлений действительности.
58. Потребность – нужда в чем-либо, запросы и желания человека.
59. Права человека – это естественные возможности человека, обеспечивающие его жизнь, достоинство и свободу деятельности.
60. Принципы – идеи и правила, которыми человек должен руководствоваться в жизни.
61. Природа – (от греч. physis, от phyein - возникнуть, быть рожденным; лат. natura, от nasci - то же самое) - то, что существенно для каждого сущего с самого его возникновения.
62. Природа – совокупность естественных условий существования человека
63. Природная среда (географическая среда) – часть материального мира, природы, задействованная в жизнедеятельности человека и общества.
64. Прогресс – поступательное движение, развитие людей в направлении к лучшему, высшему.
65. Пространство – то, что является общим всем переживаниям, возникающим благодаря органам чувств. Это протяженность и взаимное расположение материальных предметов и явлений относительно друг друга.
66. Разум – ум, способность, деятельность человеческого духа, направленное не только на причинное познание, но и на познание ценностей, на универсальную связь вещей и всех явлений
67. Революция – (от позднелат. revolutio - поворот, переворот) - 1) переворот в области мировоззрения, науки, искусства, моды; 2) внезапное, насильственное изменение существующего общественно-политического строя
68. Регресс – движение назад
69. Религия – мировоззрение, соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога.
70. Рефлексия – самопознание, самоосознание, процесс осмысления чего-либо при помощи изучения самого себя
71. Реформа – преобразование, нововведение, изменение в какой-либо сфере
72. Свобода – это специфически человеческое качество, лежащее в основе формирования его индивидуальности, а также творческой деятельности. Свобода и ответственность – это две стороны одного целого – сознательной деятельности человека.
73. Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.
74. Смерть - естественный конец жизни живого организма
75. Смысл жизни (человека) - регулятивное понятие, присущее всякой развитой мировоззренческой системе, которое оправдывает и истолковывает свойственные этой системе моральные нормы и ценности, показывает, во имя чего необходима предписываемая ими деятельность.
76. Сознание – это высшая функция мозга, свойственная только людям и связанная с речью, заключающаяся в обобщенном отражении действительности.
77. Софистика - сознательное применение в споре или в доказательствах неправильных доводов, т. наз. софизмов, т. е. всякого рода уловок, замаскированных внешней, формальной правильностью. .
78. Способ производства – единство производительных и производственных отношений
79. Способности – в широком смысле – психические свойства индивида, регулирующие его поведение и служащие условием его жизнедеятельности.
80. Справедливость – является предварительным условием осуществления всех остальных ценностей и состоит в том, чтобы уважать чужую личность и не вторгаться в сферу ее свободы.
81. Стагнация – застой, замедление
82. Субстанция (от лат. – сущность) – нечто неизменное в противоположность меняющимся состояниям и свойствам; то, что существует благодаря самому себе и в самом себе, а не благодаря другому, например, материя.
83. Схоластика – школьная философия в период христианского средневековья.
84. Счастье – состояние полного удовлетворения, абсолютного отсутствия желаний, идеал
85. Теория – (от греч. theoria - рассмотрение, исследование) - система основных идей в той или иной отрасли знаний.
86. Труд – социальная деятельность человека, т. е. способность человека преобразовывать среду существования.
87. Философия – это особая форма духовного опыта человека и общества, которая постоянно теоретически обосновывается и обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение. Это научное теоретизирование о мире, месте человека в нем. Само слово «философия» буквально означает любовь к мудрости, в более широком смысле – стремление к истине.
88. Цель – субъективный образ желаемого, то ради чего предпринимаются действия.
89. Ценности – социокультурное значение определенных предметов, процессов, явлений для человека
90. Цивилизация – социокультурный комплекс. В науке различают земную, внеземную и космическую Ц. Это уровень развития материальной и духовной культуры.
91. Человек – это понятие, употребляемое для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей.
92. Элита – высшие привилегированные слои общества, осуществляющие функции управления, развития науки и культуры.
93. Эманация – истечение, излучение божественного абсолюта в философии неоплатонизма
94. Я или эго – та часть человеческой личности, которая осознается как я и находится в контакте с окружающим миром посредством восприятия
95. Язык – средство выражения мысли, которым владеет человек, высшая форма проявления объективного духа.
Абсолютная идея – понятие гегелевской философии, заключающее в себе одновременно субстанцию и субъект, обозначающее универсум в его полноте, безусловности и всеобщности.
Аверроизм - направление в западноевропейском средневековом аристотелизме, восходящее к воззрениям арабского философа 12 века Ибн Рушда (в лат.традиции Аверроэс). Своеобразной формой обоснования независимого от откровения и теологии философского знания явилась авероистская теория двух истин.
Агностицизм (от греч. – недоступный познанию) - филос. учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания окружающей человека действительности. Термин введен английским естествоиспытателем Т.Гексли в 1869 для обозначения филос.позиции, ограничивающей сферу компетенции философии рамками «позитивного» знания.
Академия (платоновская)- основана Платоном в 85 г. до н.э. Просуществовала шесть веков. Ее название происходит от имени мифического героя Академа, по имени которого был назван сад близ Афин. Руководил Академией схоларх, избиравшийся из ее членов. Члены Академии во многом добровольно ограничивали себя в мясоедении, плотской любви, во сне. Они занимались разработкой таких дисциплин, как философия, астрономия, естествознание, геометрия, особая роль которой была подчеркнута в девизе Академии: «Не геометр да не войдет!»
Аксиология философская – философская теория ценностей (см. ценность)
Акциденция (от лат. случай)- философское понятие, означающее случайное, несущественное, противоположное субстанциальному, т.е. существенному. Впервые это понятие встречается в работах Аристотеля.
Аллегория (греч. иносказание) – понятие, близкое к понятию «символ». Это иносказание, развернутое уподобление, закрепленное культурной традицией.
Анализ (от греч. расчленение) – в теории познания процедура мысленного расчленения явления, процесса, предмета. Противоположным ей является синтез. Это первая стадия исследования, когда теоретик переходит от общего описания предмета или явления к характеристике его структуры и свойств.
Аналитическая философия – направление в западной философии ХХ в., считающее собственно философией исключительно употребление языковых средств и выражений, толкуемое как подлинный источник постановки философских проблем. В аналитической философии два направления: лингвистическая философия и философия логического анализа. Философия логического анализа, применяющая аппарат современной математической логики, представляет линию сциентизма в современной философии, тогда как лингвистическая философия, отвергающая логическую формализацию в качестве основного метода анализа, выступает против культа научного знания и отстаивает «естественное» отношение к миру.
Антропоцентризм – мировоззрение, согласно которому человек помещается в центр мироздания, а бог на периферию.
Антиномия (от греч. противоречие закона самому себе) - одно из понятий «Критики чистого разума» Канта. Антиномии, по Канту, возникают при попытке мыслить мир как единое целое. Противоречия возникают от того, что имеет место попытка нашего разума экстраполировать приложимые только к миру «вещей в себе», понятия абсолютного и бесконечного на мир опыта и явлений.
Апейрон (греч. бесконечный) - термин древнегреческой философии, означающий бесконечное, отсутствие внутренних границ. Первым его употребил в VI в. до н. э. представитель Милетской философской школы Анаксимандр.
Апория (от греч. нет выхода) – трудноразрешимая проблема, связанная с противоречием между данными опыта и их мысленным анализом. Наиболее известными являются апории представителя древнегреческой философской школы в городе Элея – Зенона «Дихотомия», «Ахилл и черепаха», «Стрела» и др.
Апология – оправдание, защита, защитная речь на суде, «Апология Сократа» - произведение Платона
Апологетика – творчество защитников христианского вероучения, выделяемое в отдельный период развития христианской философии
Апостериори и априори (лат. из последующего и предшествующего) – апостериори – знание, получаемое из опыта, а априори – знание, получаемое независимо от опыта. Встречаются у Декарта и Лейбница, наиболее часто употребляются Кантом. Априорной, по Канту, является только форма, способ организации знания. Заполняясь апостериорным содержанием, априорная форма придает научному знанию характер всеобщности и необходимости.
Атман – понятие древнеиндийской философии и религии, синоним индивидуальной души
Атараксия (греч. невозмутимость) – понятие философии Эпикура, идеальное душевное состояние, к которому должен стремиться человек. Она достигается избавлением от страха перед богами и смертью.
Брахман (санскр.) – в древнеиндийском религиозном умозрении высшая обьективная реальность, безличное абсолютное духовное начало, из которого возникает мир со всем,что в нем находится.
Бессознательное – ключевое понятие философии фрейдизма, означающее совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта.
Бытие – философская категория, обозначающая всю существующую реальность. Ключевое понятие философии. Оно было выдвинуто греческими досократиками, одни из которых рассматривали его как единое, неподвижное, самодостаточное и самотождественное (Парменид), другие – как перманентное становление (Гераклит). Они различали бытие по истине и по мнению, т.е. идеальную сущность бытия и его реальное существование.
Варна – закрытое социальное сословие
Волюнтаризм – направление в философии, сторонники которого считали волю предельным основанием бытия.
Воля – способность к выбору цели, деятельности и внутренним усилиям, необходимым для её осуществления. Ключевое понятие философии Шопенгауэра, для которого воля является предельным основанием бытия.
«Вещь в себе» - одно из основных понятий философии Канта, согласно которому теоретическое познание возможно лишь относительно явлений, но не относительно непознаваемой их основы, рассудочно мыслимых предметов. Адекватный перевод с немецкого языка «вещь сама по себе»
Герменевтика (от греч. истолковываю) – теория толкования текстов. В древнегреческой философии – искусство понимания, у неоплатоников – интерпретация произведений Гомера, в христианской традиции – искусство толкования Библии. Современное направление западной философии, основными представителями которого являются Бетти, Гадамер, Рикёр.
Гилозоизм (от греч. слов материя и жизнь) – термин, введенный в XVII в. для обозначения натурфилософских идей и концепций, отрицавших границу между живым и неживым, и рассматривавшим жизнь в качестве имманентного свойства материи вообще.
Гносеология (от греч. познаю и учение) – теория познания, изучающая законы и категории перехода от незнания к знанию.
Гуманизм (от лат. человечный) – в узком смысле слова – философское движение эпохи Возрождения, в широком – исторически развивающаяся система воззрений, признающая в качестве нормы отношений между людьми справедливость, равенство, человечность и считающая благо человека и его право на развитие, свободу и счастье критерием оценки социальных институтов.
Дао – путь развития всех вещей в мире
Даосизм – национальная религия Древнего Китая, остающаяся живой религией; философская школа Древнего Китая
Дедукция (от лат. выведение) – понятие, обозначающее процесс логического вывода, перехода от общего к частному. Термин впервые употребил Боэций, но понятие дедукции как доказательство данного предложения посредством силлогизма ввел Аристотель.
Деизм (от лат. бог) – понятие. Противостоящее теизму, в основе которого находится представление о божественном провидении, постоянной связи человека и бога. По деизму, бог сотворил мир, но после этого не вмешивается в его процессы и события. Родоначальником деизма считают англичанина лорда Черберри (XVII в.), деистами были Вольтер, Кант, Ломоносов.
Детерминизм (от лат. определяю) - философское учение, в основе которого лежит положение о существовании причинности, т. е. такой связи явлений, в которой одно явление (причина) порождает с необходимостью другое (следствие).
Дуализм (от лат. два) – философское учение, признающее равноправными два начала: идеальное и материальное. Противостоит монизму.
Диалектика (от греческого искусство вести беседу, спор) - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления.
Естественность – понятие даосизма, использующееся для характеристики Дао.
Идеализм – общее обозначение филос.учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое вторично, производно, зависимо, обусловлено. Не путать со словом «идеал». В философском смысле идеализм в этической области означает отрицание обусловленности морального сознания общественным бытием и признание его первичности.
Интровертивный и экстравертивный (от лат. intro – внутрь, extra – вне, снаружи и verto –поворачиваю, обращаю) - обращенный внутрь и обращенный вовне, психологическая характеристика двух типов личности: направленной соответственно на внутренний мир мыслей и переживаний, самоуглубленной, и направленной на внешний мир и деятельность в нем, отличающейся преобладающим интересом к внешним обьектам. Понятия введены К.Г.Юнгом.
Имманентное (от лат. пребывающий в чём-либо) – понятие, означающее то или иное свойство, внутренне присущее предмету или явлению.
Инь и ян (кит., букв. – темное и светлое) - категории китайской философии, выражающие идею универсального дуализма мира: пассивное и активное, мягкое и твердое, внутреннее и внешнее, женское и мужское, земное и небесное.
Индукция (от лат. наведение) – логическое умозаключение от единичных данных к общему выводу. По своему характеру индукция противоположна дедукции. Индукция бывает полной, когда для получения общего вывода рассмотрены все сходные случаи, и не полной, когда все сходные случаи не представляется возможным рассмотреть.
Индивидуализм (франц. individualizme) - тип мировоззрения, сутью которого является в конечном счете абсолютизация позиции отдельного индивида в его противопоставленности обществу, причем не какому-то определенному социальному строю, а обществу вообще, миру в целом.
Интеллигибельный (от лат. умопостигаемый), сверхчувственный – философский термин, обозначающий объект, постигаемый только умом и не доступный чувственному восприятию. Такими объектами в истории философии были идеи Платона, бестелесные сущности, усматриваемые умом. У Канта интеллигибельными являются «вещи в себе», ноумены, которые могут мыслиться, но не могут познаваться.
Интуиция (от лат. пристально смотрю) – способность постижения истины путём прямого её усмотрения без обоснования с помощью доказательства. У разных философов в истории философии это понятие включало разное содержание: интуиция как форма непосредственного интеллектуального знания у Декарта; как инстинкт – у Бергсона, как бессознательный первопринцип творчества – у Фрейда.
Иррационализм (от лат. «Irrationalis» – неразумный бессознательный) - направление философии, в котором ограничивается или вообще отрицается познавательная сила разума. Сущность бытия при этом понимается как недоступная разуму, принципиально отличная от него. Чаще всего к иррационализму принадлежат субъективно–идеалистические учения, например, философия жизни (Шопенгауэр, Ницше, Бергсон), экзистенциализм (Сартр, Камю, Хайдеггер и т.д.).
Категории (от греч. высказывание) – предельно общие философские понятия, отражающие наиболее существенные связи и отношения действительности и познания. Первые категории возникли в философских учения древности, и их авторы пытались с помощью этих категорий выявить принципы бытия: бытие, идея, сущность, количество, качество, отношение и т. д.
Категорический императив (от лат. imperativus) - термин, введенный Кантом в «Критике практического разума» и обозначающий основной закон его этики. Главный смысл которого в абсолютизации морального поведения человека, видящего в другом человеке всегда цель и никогда средство.
Карма (санскр. – действие, дело, жребий) - закон воздания, одно из центральных понятий индуистской философии, дополняющее доктрину перерождения.
Космоцентризм – мировоззрение, согласно которому космос мыслится как структурно организованное и упорядоченное целое, а человек как часть этого мира, как микрокосм.
Концептуализм (от лат. conceptus - понятие) – философское учение, которое, не приписывая общим понятиям самостоятельной онтологической реальности, вместе с тем утверждает, что они воспроизводят обьединяемые в человеческом уме сходные признаки единичных вещей. Пьер Абеляр утверждал, что в единичных предметах существует нечто общее, на основе чего возникает концепт, выраженный словом. Джон Локк обьяснял происхождение универсалий, общих понятий деятельностью разума.
Креационизм (от лат. creatio - сотворение) - религиозное учение о сотворении мира богом из ничего. Характерен для теистических религий – иудаизма, христианства, ислама.
Культура (от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) - специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. Существует более 500 определений этого слова.
Космос – в переводе с древнегреческого означает «порядок». Космос или порядок в античной философии противопоставлялся Хаосу как беспорядку, смещению.
Космология – учение о происхождении мира, о процессе его становления, который привел к его современному состоянию.
Космогенез – сам процесс образования и становления мира.
Майевтика (от греч. повивальное искусство) – так называл свой метод Сократ, видевший свою задачу в том, чтобы в процессе дискуссии, ставя всё новые и новые вопросы, побуждать своих собеседников самим находить, «рождать» истину. Сократ считал, что, помогая рождению истины в других людях, он делает в нравственной области то, что делала его мать-повитуха.
Материализм – направление в философии, утверждающее первичность материи, природы и вторичность сознания, мышления.
Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.
Медитация (от лат. размышляю) – умственное действие, направленное на приведение психики человека в состояние углубленной сосредоточенности. Существует культовая, религиозно-философская, психотерапевтическая, дидактическая, медитативная практика. В античной философии медитация выступала как необходимая предпосылка теоретического мышления. Большую роль медитация играет в школах современного психоанализа, ставящих целью интеграцию личности.
Метафизика (от греч. после физики) – учение о сверхчувственных принципах и началах бытия. Термин был введен систематизатором произведений Аристотеля Андроником Родосским в I в. до н.э. В истории философии долгое время употреблялся как синоним философии.
Мокша – освобождение от сансары
Микрокосм – «малый космос», т.е. человек, рассматривался в античной философии в качестве аналога большого космоса – макрокосмоса, т.е. всей Вселенной.
Мировоззрение – система представлений о мире и о месте в нем человека, об отношении человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими представлениями основные жизненные позиции и установки людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.
Монизм - философское учение, в котором признается существование только одного первоначала бытия. Монистами являются все последовательные материалисты (Демокрит, Дидро, Гольбах, Маркс) и все последовательные идеалисты (Августин, Фома Аквинский, Гегель).
Наука – особого рода деятельность с целью получения и производства знаний; совокупность знаний (процесс познания), отвечающих определенным критериям; социальный институт, т.е. совокупность организаций, занимающих самостоятельное место в общественной структуре и служащих выполнению соответствующих общественных функций.
Натурфилософия (от лат. natura - природа) - философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности.
Недеяния принцип - у-вей, принцип недеятельного отношения к миру в противовес западноевропейскому активизму.
Номинализм (от лат. имя) – философское учение, отрицающее онтологическое знание общих понятий. Сторонники номинализма утверждают, что общие понятия-универсалии существуют только в мышлении и не существуют в действительности. Возникнув в древнегреческой философии киников и стоиков, номинализм получил свое специфическое развитие в эпоху Средневековья, когда главными его представителями были Дунс Скот, Оккам. В Новое время номиналистами были Гоббс и отчасти Локк.
Ноумен (греч.) - понятие идеалистической философии, обозначающее умопостигаемую сущность, предмет интеллектуального созерцания, в отличие от феномена как обьекта чувственного созерцания. Совокупность ноуменов образует умопостигаемый мир.
Окказионализм (от лат. случай) – радикальное решение дуалистической постановки Декартом вопроса о взаимоотношении души и тела. Автор окказионализма Мальбранш (1638 – 1716) понимал взаимодействие тела и духа как результат непрерывного «чуда» – прямого вмешательства божества в каждом конкретном случае.
Онтология (от греч. сущее и учение) – раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего. Часто понятие онтология отождествляется с понятием метафизика. Впервые термин появился в 1613 г. в «Философском лексиконе» Р. Роклениуса.
Объективный идеализм – это течение в философии, в котором в качестве первоначала бытия признается некая идеальная сущность, существующая объективно, т.е. вне и независимо от человеческого сознания (Бог, Абсолют, Идея, Мировой ум и т.п.)
Пантеизм (греч. все и бог) – философское учение, отождествляющее мир и Бога. Термин был введен практически одновременно идейными противниками английским философом Дж. Толандом (1705) и нидерландским теологом Й. Фаем (1709). Однако с содержанием этого понятия мы встречаемся значительно раньше. Особенно ярко пантеистические тенденции проявились в творчестве мыслителей эпохи Возрождения, таких как Н. Кузанский, Д. Бруно, Т. Кампанелла.
Парадигма (от греч. пример, образец) – образец постановки исследовательской задачи и образец её решения.
Патристика – учение святых отцов христианской церкви.
Пролегомены (от греч. введение) – разъясняющее введение, имеющая целью ознакомить с методами и задачами данной науки. Философское значение данному термину придал Кант своей работой «Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука». Для Канта пролегомены – это руководство к определению природы философского знания.
Плюрализм – философское учение, в котором признается существование многих (более двух) первоначал бытия. В основном плюрализм встречался в философии Древнего мира, например, Эмпедокл признавал в качестве первоначал четыре стихии (Земля, Огонь, Вода, Воздух) и две силы (Любовь и Вражда).
Полисемантичность – многозначность.
Рационализм (от лат. разум) - философское направление, признающее разум основой познания. Рационалистическая традиция возникает ещё в Древней Греции, со времен Парменида, различавшего знание «по истине» (полученное посредством разума), и знание «по мнению» (полученное посредством чувственного восприятия). Однако самим термином «рационализм» начинают пользоваться лишь в XIX в.
Редукция (лат. возвращение к прежнему состоянию) – термин, обозначающий процесс, приводящий к упрощению структуры объекта, а также методологический приём сведения каких-либо данных к более простым, исходным началам. Особое значение этот термин имеет в феноменологии Гуссерля.
Релятивизм (от лат. relativus - относительный) - методологический принцип, состоящий в метафизической абсолютизации относительности и условности содержания познания.
Рефлексия (от лат. отражение) – размышление, осмысление и осознание самого себя, предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания; деятельность самопознания, раскрывающая строение и специфику духовного мира человека.
Ритуал – одна из форм символического действия, выражающая связь субьекта с системой социальных отношений и ценностей и лишенная какого-либо утилитарного и самоценного значения.
Сансара (санскр. – блуждание, круговорот) - одна из основных концепций индийской философии и религии, в том числе индуизма, буддизма, джайнизма. Восходит к первоначальным анимистическим верований. Суть - в бесконечном перерождении души.
Самосознание - сознание направленное на самое себя, при этом сознание не отождествляется с «Я».
Сенсуализм (от лат. чувство) – философское направление, по которому чувства являются главным источником достоверного знания. В противоположность рационализму сенсуализм выводит всё содержание познания из деятельности органов чувств. Сенсуализм близок к эмпиризму, считающим чувственный опыт единственным источником достоверного знания.
Силлогизм – форма дедуктивного умозаключения, в которой из двух суждений следует заключение той же логической структуры.
Система (от греч. – целое, составленное из частей, соединение) - совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенность целостность, единство.
Скептицизм (от греч. исследующий) – философское направление, подвергающее сомнению возможность познания объективной действительности. Направление было основано древнегреческим философом Пирроном в IV в. до н.э. Скептики отвергали существование причин явлений, движение и возникновение. Для них видимость была единственным критерием истины.
Спекулятивное (от лат. созерцаю) – тип теоретического знания, которое выводится без обращения к опыту при помощи рефлексии и направлено на осмысление основ науки и культуры. Спекулятивное знание – это исторически определенный способ обоснования и построения философии. Идея о спекулятивном характере философии служила нормой утверждения суверенности философского знания и его не сводимости ни к обыденному, ни к специально-научному знанию.
Стоицизм – школа древнегреческой философии, получившее название от портика (стоя) в Афинах, основанная Зеноном из Китиона около 300 г. до н. э. Ведущее место в этой философии принадлежит этике, опирающейся на натурфилософию и логику.
Субстанция (лат. нечто, лежащее в основе) – реальность, рассматриваемая со стороны её внутреннего единства. Предельное основание, позволяющее сводить многообразие к чему-то относительно устойчивому, самостоятельно существующему. Термин связан с именем Боэция.
Схоластика (от греч. школьный) – тип философии, которую характеризуют соединение догматических предпосылок с рационалистической методикой и особым интересом к формально-логической проблематике. Такой тип философии был доминирующим в Западной Европе в средние века.
Сциентизм (от лат. наука) – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточным условием ориентации человека в мире. Идеалом для сциентизма является не всякое научное знание, а прежде всего результаты и методы естественнонаучного познания. Сциентизм утвердился в западной культуре с развитием научной революции в конце XIX в.
Субъективный идеализм – это течение в философии, в котором в качестве первоначала бытия признается человеческое сознание, человеческое «я».
Тезис (от греч. утверждение) – в философии Гегеля исходный момент в процессе развития, составляющий вместе с антитезисом и синтезисом триаду.
Теология – (от греч. бог и учение, слово) – учение о боге, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии бога, построенная в формах идеалистического мировоззрения на основе текстов, принимаемых как божественное откровение.
Телеология (от греч. результат и учение) – учение о цели и целесообразности. Постулирует целевой вид причинности – для чего совершается тот или иной природный процесс. Характерной чертой телеологии является антропоморфизация природных процессов.
Теодицея (от греч. бог и справедливость) - обозначение философского учения, пытающегося согласовать идею "благого" божественного управления с наличием мирового зла, оправдать это управление перед лицом темных сторон бытия. Термин введён Лейбницем в 1710 г. в трактате "Теодицея".
Теоцентризм – мировоззрение, согласно которому в центре мироздания помещается Бог.
Томизм (от лат. Фома) - направление в схоластике и теологии католицизма, связанное с влиянием Фомы Аквинского. Для томизма характерно стремление соединить ортодоксальную позицию с уважением к правам рассудка и здравого смысла.
Трансцендентальный (от лат. выходящий за пределы) - термин философии Канта - изначально, априорно присущий рассудку, априорный, не приобретённый из опыта и не обуславливающий его, предшествующий опыту. Трансцендентальными, априорными формами рассудка, по Канту, являются пространство, время, причинность, необходимость и другие категории.
Универсум – философский термин, обозначающий всю объективную реальность во времени и пространстве.
Универсалии (от лат. universalis – общий) - общие понятия.
Утопия (от греч. место, которого нет) – изображение идеального общественного строя, лишенное научного обоснования. Термин был введен в 1516 г. Т. Мором, автором книги «Утопия». Постепенно это понятие стало нарицательным, символизирующим нереальные планы социальных преобразований.
Фатализм (от лат. роковой) – мировоззрение, рассматривающее каждое событие как неотвратимое осуществление изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность.
Феноменальный мир – мир явлений.
Фидеизм (от лат. вера) - утверждение приоритета веры над разумом, характерное для религиозных мировоззрений, опирающихся на откровение. Фидеизм ограничивает сферу научного влияния, отводя решающую роль в понимании мира вере.
Функция (от лат. исполнение) – философское отношение двух объектов, в котором изменение одного сопутствует изменению другого. Понятие в научный оборот ввел Лейбниц. С развитием в науках функциональных методов исследования интерес к функции как к философской категории постоянно возрастал. Функциональный подход к теории познания особенно развернуто проявился в работах Кассирера, считавшего, что познание направлено не на изучение субстанции изолированных предметов, а на установление зависимостей (функций), позволяющих осуществлять закономерный переход от одного объекта к другому.
Ценность – понятие, указывающее на значение определённых явлений действительности. Всё многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и природных явлений, включенных в человеческое восприятие, может выступать в качестве ценностей, т.е. оцениваться как добро и зло, истина и не истина, красота и безобразие, как справедливое и несправедливое, допустимое или запретное. Критерии, по которым производится процедура оценивания, закрепляются в культуре и общественном сознании как субъективные ценности. К ним относятся императивы, цели, проекты в форме нормативных представлений, установки. Таким образом ценности существуют в двух видах – как предметные ценности и субъективные ценности. Философская теория ценностей называется аксиологией (от греч. ценный), в ней рассматриваются связи различных ценностей между собой. Она возникла в эпоху Сократа, впервые поставившего вопрос: «Что есть благо?»
Цивилизация (от лат. гражданский, государственный) – понятие, появившееся во Франции в XVIII в. как характеристика просветителями общества, основанного на началах разума и справедливости. С этого времени цивилизация стала фактически синонимом культуры. Вместе с тем это понятие употребляется в философской литературе как характеристика ступени материальной и духовной культуры. В более узком значении оно употребляется как характеристика следующей за варварством ступени общественного развития.
Чистый разум – теоретический разум в философии Канта.
Эйдос – прообраз, форма вещей, идея вещи.
Эсхатология (греч. – последний, крайний), религиозное учение о конечных судьбах мира и человека.
Экстравертивный, см. Интровертивный и экстравертивный.
Эклектика (от греч. выбирающий) – термин был введен во II в. Потамоном из Александрии, назвавшим свою школу «эклектической». Это соединение разнородных взглядов, принципов, идей, теорий. Эклектика коренится в подмене одних логических оснований другими, в абсолютизации относительности человеческого познания.
Эманация (от лат. истечение, распространение) – разработанное в неоплатонизме (Плотин) философское понятие, означающее переход от высшей и совершенной онтологической ступени универсума к менее совершенным и низшим ступеням. Как тип размышления эманация – нисхождение, противоположна восхождению, совершенствованию.
Эмпиризм (от греч. опыт) – направление в философии и теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть предоставлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему.
Энтимема – вывод, рассуждение, в котором либо посылки, либо само заключение не формулируются явно, а лишь подразумеваются, «остаются в уме». В таком смысле данное понятие как сокращенный силлогизм, в котором опущена одна из частей, употреблял Аристотель. Это практика мышления, когда ради ускорения обмена мыслями можно опускать то, что очевидно. Иногда в споре к энтимеме прибегают тогда, когда хотят привлечь внимание от посылки, истинность которой можно поставить под сомнение. Именно, предполагая такую возможность, Аристотель назвал энтимему риторическим силлогизмом.
Эпистемология (от греч. знание и учение) – понятие, употребляемое для обозначения теории познания. Теория естественнонаучного знания.
Эстетика (от греч. чувствующий) – философская дисциплина, изучающая сферу художественной деятельности людей и ценностное отношение человека к миру.
Этика (от греч. нрав, обычай) – философская наука, предметом которой является мораль, нравственность как важнейшая сторона человеческой жизни. Этика анализирует природу морали, её структуру, происхождение и историческое развитие нравственности, теоретически обосновывает ее различные концепции.
Абсолют - 1) духовное первоначало бытия - единое, бесконечное, вечное; 2) основная категория в философии Шеллинга, означающая наличие в мире высшей вечной неизменной духовной сущности.
Абсолютный дух - часть гегелевской философской системы, в которой описывается жизнь свободного духа, не ограниченного пространством и временем и проявляющегося в искусстве, религии и философии.
Абсолютная истина - полное, исчерпывающее знание о действительности, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ выступает лишь как цель научного познания. К абсолютным истинам относятся сведения, которые правильно отражают те или иные свойства исследуемых объектов и не бывают опровергнуты с дальнейшим развитием науки, а также твердо установленные частные факты и знания о свершившихся событиях.
Абсолютизм - политический режим, характерный для абсолютной монархии, при котором политическая власть принадлежит одному человеку - монарху (королю, царю, султану и т.д.).
Аверроизм - Аверроэс Ибн-Рушд создал учение о двойственное™ истины, согласно которому истина философии и истина религии не противоречат друг другу, религия предписывает человеку, как поступать, а философия постигает абсолютную истину.
Авидья - в индийской философии незнание, невежество, заблуждение относительно важнейших духовных истин.
Авторитаризм - политический режим, при котором власть концентрируется в руках одного человека или группы лиц и сопровождается ограничением прав и свобод социальных и политических институтов или общества в целом.
Агностик - приверженец агностицизма.
Агностицизм (греч. agnostos - непознаваемый) - гносеологическая концепция, отрицающая (полностью или частично) возможность объективного познания мира человеком; учение, согласно которому человек не способен познать сущность вещей., не может иметь достоверное знание о них.
Адживика - одна из школ древней индийской философии, тяготеющая к фатализму и не признающая авторитета Вед.
Адл - ʼʼсправедливостьʼʼ - этическое понятие в исламе и исламской философии. Согласно исламу, адл есть одно из естественных качеств Аллаха; а также качество, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ должен воспитывать в себе человек.
Аксиома - исходное положение теории, принимаемое без логического доказательства.
Аксиология - учение о ценностях.
Аль-инсан аль-камил - суфийское понятие, обозначающее Совершенного Человека. В определённом смысле соответствует индуистскому термину дживан-мукта͵ буддийскому - бодхисаттва, христианскому - богочеловек.
Анализ - процедура мысленного (логического) и реального расчленения предмета на части (признаки, свойства, отношения). Обратная процедура - синтез.
Анархизм - социально-политическая теория и течение, отрицающее крайне важно сть государства и политической власти в обществе и выступающее за полную отмену государства как политического института.
Аннигиляция (от позднелатинского annihilatio - уничтожение, исчезновение) - один из видов превращения частиц при столкновении частицы с античастицей, когда они обе исчезают, превращаясь в другие формы материи. Эти процессы лимитируются законами сохранения.
Антиномия - столкновение двух противоположных утверждений, которые одновременно бывают доказаны и опровергнуты; противоречащие друг другу суждения.
Антитезис - противоположное тезису положение.
Антропология - учение о человеке.
Антропоморфизм - наделение предметов (животных, явлений, природы, Бога и т.д.) человеческими свойствами, ᴛ.ᴇ. уподобление их человеку
Антропоцентризм - 1) мировоззрение, в котором центром культуры и философии объявляется человек; 2) мировоззрение, оценивающее мир через человека, полагая его главной ценностью мироздания.
Апейрон - первоначало (Анаксимандр) - это нечто материальное, беспредельное, безграничное, неопределенное,
Апологетика - сочинения ранних христианских философов и богословов, направленные на защиту христианского учения от язычества.
Апория - логическое затруднение, противоречие, проблема.
Апостериорный - существующий после опыта͵ за его пределами.
Априорный - существующий до всякого опыта͵ врожденный.
Априорные формы чувственного содержания - объекты познания, которые человек застает при рождении. В философии Канта это - пространство и время.
Аскетизм - умерщвление плоти для возрастания духа.
Атеизм - система философских убеждений, отрицающая существование Бога и Высших Сил во всех их формах и разновидностях.
Атман - понятие индийской философии, означает высшее субъективное духовное начало, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ, с одной стороны, противостоит Брахману, с другой - тождественно ему. Атман предполагает два взаимосвязанных аспекта. Первый: вселенский - некий космический духовный принцип, олицетворяющий самосознание Брахмана. Второй: личностный - высшее духовное начало человека, его искра духа, являющаяся неотъемлемой частью пламени космического духовного принципa. Атман (Джив-Атма) - Высший Бог, находящийся в глубинах психического мира каждого человека.
Атом (от греческого atomos - неделимый) - материальная неделимая частица, первооснова мира, причина и сущность всего существующего (Демокрит, Левкипп, Эпикур); понятие для обозначения мельчайшей, неделимой частицы вещества, которая вплоть до конца XIX века рассматривалась в качестве ʼʼстроительного материала всех вещейʼʼ. В современной науке мельчайшая частица химического элемента͵ сохраняющая его свойства; состоит из положительно заряженного ядра и электронной оболочки.
Атрибут - существенное, неотъемлемое свойство объекта.
Бог - в религиозных учениях высшее духовное сверхъестественное Существо.
Богопознание - процесс постижения человеком бога как высшей истины и ценности бытия.
Брахман - понятие индийской философии, обозначающее высшую объективную реальность, некое безличное Абсолютное Начало, из которого возникает и в котором растворяется всё мироздание. Для обозначения Абсолюта как невыразимой беспричинной причины бытия иногда используется и другой, близкий по значению термин - Пара - Брахма (Парабраман).
Буддизм - этико-философское учение, возникшее в Древней Индии. Основатель- принц-отшельник Сиддхартха Гаутама (Будда).
Бытие - все существующее как единая целостность, объективная реальность, существующая независимо от человека. Всякое существование вообще.
Бюрократия - социальный слой, выполняющий функции управления в обществе.
Вайшешика - одна из школ ортодоксальной индийской философии.
Веданта - одна из самых крупных индийских философских школ ортодоксального направления.
Веды - наиболее древние (из всех известных) индийские религиозные писания: Ригведа, Яджурведа, Самаведа, Атхарваведа. К Ведам примыкают брахманы, араньяки, упанишады - собрания различных комментариев.
Bepа, надежда, любовь - понятия в христианской философии, являющиеся выражением в области чувств традиционных высших морально-ценностных идеалов мировых религий - Добра, Истины, Красоты. Вера показывает связь человека с богом и людьми, надежда показывает устремленность человека и общества к новому состоянию, любовь означает синтезирующую способность материи.
Верификация - процедура установления истинности какого-либо утверждения или положения.
ʼʼВещь в себеʼʼ - основное понятие в философии Канта͵ показывающее наличие сущности вещи, независимой от нашего сознания, но не познаваемой.
Вещь для нас - в философии И. Канта явление, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ воспринимает человек и ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ должна быть им познано.
Вещество - вид материи, который, в отличие от физического поля, обладает массой покоя.
Воля - центральное понятие в философии Фихте, показывающее человека в качестве движителя социального и духовного развития.
Время- 1) как философская категория служит для обозначения всеобщего свойства материальных процессов протекать, обладать длительностью и развиваться по этапам и стадиям. Время имеет одно измерение, в связи с этим все тела развиваются только в одном направлении - от прошлого к будущему. Оно необратимо, движется только вперед.
2) всеобщая форма бытия материи, выражающая длительность бытия и последовательность смены состояний всех материальных систем в мире.
Гелиоцентризм - система взглядов, считающая Солнце центром вселенной.
Геоцентризм - система взглядов, считающая Землю центром вселенной.
Гуманизм (от лат. Humanus) - I) мировоззрение, признающее человека, его права и свободы, в качестве высшей ценности; 2) культурное движение в Европе в период раннего Возрождения, противостоящее схоластике и духовному господству церкви, стремившееся обосновать идеал человека на базе вновь открытых произведений античности, - высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей в сочетании с мягкостью и человечностью, система взглядов, выражающих признание ценности человека как личности, его прав на свободу, счастье, и равенство, уважение принципов справедливости и милосердия как норм отношения между людьми, борьба за создание условий для свободного развития творческих сил и способностей человека.
Дao (букв, ʼʼпутьʼʼ) - одно из важнейших многозначных понятий китайской философии. Означает: а) всеобщий космический закон; б) естественный, природный ход вещей; в) Абсолют как высшее состояние бытия - начало и конец всех вещей; г) символ высшей космической гармонии.
Даосизм - одно из направлений древней китайской философии, древняя китайская религия. Основатель - мудрец Лао-цзы.
Дискретный - разделенный, прерывный.
Дискриминация - подавление, ущемление в правах, притеснение определённых социальных групп со стороны власти (правящей элиты).
Диссидент - в широком смысле инакомыслящий человек, не разделяющий господствующие политические (или иные) взгляды и открыто отстаивающий свои убеждения.
Дифференциация - разделение, расчленение в процессе развития.
Догма - положение, истинность которого принимается на веру и не может подвергаться никаким сомнениям и изменениям.
Доктрина - систематизированные представления, учение, концепция.
Дух - в широком смысле некое невещественное, нематериальное начало (субстанция), противопоставляемое вещественному началу (субстанции).
Душа - в религиозных и некоторых философских учениях некое нематериальное (нетелесное) образование, существующее в теле или вне его.
Дхарма - одно из базовых этических понятий индийской философии - моральный закон, долг, духовное учение (существуют и другие значения).
Дэ - понятие китайской философии, во многом близкое понятию ʼʼдаоʼʼ. В ʼʼДао дэ цзинʼʼ говорится: ʼʼДао рождает (вещи), дэ вскармливает (их)ʼʼ. Дэ - это трансформированное дао, проявленное и доступное восприятию. В онтологическом смысле дэ иногда означает нечто вроде материальной субстанции. Применительно к человеку дэ есть свойство добродетели, способность находить и удерживать меру. В даосизме человек с ʼʼвысшим дэʼʼ - это совершенномудрый человек
Дедукция - логический вывод от общего к частному.
Движение - 1) всякое изменение и взаимодействие форм материи; способ существования материи, ее всеобщий атрибут, ʼʼэто изменение вообщеʼʼ /Ф. Энгельс/
Деизм - представление о Боге, согласно которому Бог творит творит мир, приводит его в движение и устанавливает законы, но далее не вмешивается в естественный ход природных событий.
Демoкpaтия -дословно ʼʼвласть народаʼʼ; политический режим или форма государства, при которой власть принадлежит народным
Деспотизм - форма неограниченной власти, для которой характерны произвол и беззаконие относительно членов общества и его социальных институтов.
Детерминизм - учение о закономерности и обусловленности явлений мира.
Джайнизм - древнее индийское неортодоксальное религиозно-философское учение крайне аскетического толка. Основатель - мудрец Махавира.
Диалектика – 1) первоначально: искусство вести спор, беседу; 2)учение о развитии; учение о наиболее общих закономерных связях в становлении, развитии бытия и познания. В корне лежит учение о единстве противоположностей
Дуалисты - философы, считавшие, что в базе бытия существуют два равноправных начала: материальное и идеальное.
Ересь - отклонение от общепринятого (ортодоксального) понимания тех или иных религиозных вопросов.
Жэнь - основное этическое понятие конфуцианства. Означает ʼʼгуманностьʼʼ, ʼʼмилосердиеʼʼ, ʼʼчеловечностьʼʼ. Жэнь - одно из ʼʼпяти по-стоянствʼʼ, которым должен обладать совершенный человек.
Закон - внутренние, устойчивые, необходимые, существенные, повторяющиеся связи.
Закон выражает связь между предметами, между составляющими сущность предмета элементами, между свойствами вещей, а также между свойствами внутри вещи. Существуют законы функционирования и законы развития.
Законы диалектики - законы, являющиеся общими принципами развития природы, общества и мышления. У Г. В. Ф. Гегеля сформулировано три базовых закона диалектики: единства и борьбы противоположностей, взаимного перехода количества в качество и качества в количество, отрицания отрицания.
Западники - течение в русской мысли середины XIX века, считавшее, что развитие России должно осуществляться по общеевропейскому сценарию.
И - понятие китайской философии, означающее ʼʼчувство долгаʼʼ, ʼʼдолг-справедливостьʼʼ. В широком смысле и - моральные принципы, которых должен придерживаться совершенный человек по собственной воле, в силу своей добродетели.
Идеализм - общее название философских учений, признающих первичность идеального начала (дух, бог, сознание, разум, логос, душа, идея и т.д.).
Идеализм объективный - форма идеализма, направление, представители которого утверждают первичность всеобщего, мирового, сверхиндивидуального сознания или бессознательного начала.
Идеализм субъективный - направление, признающее первичным сознание человека, производность и зависимость существующей реальности от сознания субъекта.
Идеология - сложное духовое образование, включающее идеи, идеалы, философские убеждения и принципы практической жизни, выражающие интересы и цели определенной социальной группы, класса, этноса или движения.
Иммиграция - перемещение людей в конкретное общество извне.
Императив - 1)требование, закон, приказ; 2) правило, которым руководствуются в поведении, правило побуждающее к поступку.
Империя - монархическое государство (объединение колониальных стран), единовластно управляемое одним правителем (императором).
Инволюция - плавные, постепенные изменения сложных систем, направленные к упрощению и понижению степени организованности. Один из типов развития.
Индукция - логический метод вывода умозаключений от ʼʼчастногоʼʼ к ʼʼобщемуʼʼ.
Интенция - направленность сознания (мышления) на определенный объект.
Интуитивизм - гносеологическая концепция, признающая интуицию единственным или важнейшим источником достоверного познания; одно из направлений философской мысли.
Интуиция - иррациональная способность постижения истины без рационального размышления и чувственного восприятия.
Инь-ян - парные понятия китайской философии, выражающие идею двойственности бытия. Инь-ян - диалектическая пара, в которой одно начало неизбежно предполагает второе. Существует бесчисленное множество конкретизации этой абстрактной двойственности: тьма - свет, покой - движение, земное - небесное, холод - тепло, женское - мужское начала, смерть - жизнь и т.д.
Иррациональный - в широком смысле находящийся за пределами разума, не связанный с разумом.
Исихазм - одно из течений в восточном мистическом христианстве (Византия, Русь), признающее молитвенную медитацию (ʼʼумное деланиеʼʼ) главным средством духовного совершенствования.
Ислам (мусульманство) - одна из трех мировых религий. Основана пороком Мухаммедом в VII веке на Аравийском полуострове.
Истина - 1) знание субъекта͵ соответствующее познаваемому объекту; 2) адекватное отражение объекта познающим субъектом, знание, содержание которого не зависит от познающего субъекта.
Иттихад - термин арабо-мусульмапской философии, означает - ʼʼслияниеʼʼ или ʼʼсоединениеʼʼ (человеческой души с Аллахом). В суфизме это трактуется как соединение человеческой воли с божественной, при котором человек становится проводником воли Аллаха на Земле.
Ишрак - учение о мистическом озарений в арабской философии. Характерно для суфизма.
Йога - 1) одна из школ ортодоксальном индийском философии, уделяющая основное внимание практике психического развития; 2) метод развития духовной сущности человека и объединении личного сознания с Космическим Сознанием.
Каббала - мистико-философское течение в иудаизме.
Калам - рациональное исламское богословие. Приверженцы калама - мутакаллимы - использовали рациональные методы r толковании и обосновании как важнейших догматов ислама, так и религиозно-философских вопросов.
Капитализм - историческая форма развития общества; общественно-экономическая формация, которая характеризуется частной собственностью на средства производства, трудом наёмных работников, рыночной экономикой и развитыми товарно-денежными отношениями.
Карма - в индуизме и индийской философии закон воздаяния, в широком смысле понимаемый как рок или судьба. В философских учениях карма преимущественно воспринимается как духовный закон причинно-следственных связей, по которому каждое существо настигают последствия его добрых и злых мыслей, слов и деяний. Карма определяет условия не только настоящей, но и будущей жизни (жизней) человека.
Картезианство - совокупность взглядов Декарта и его последователей.
Категории диалектики - основные понятия, характеризующие всеобщие свойства развивающегося мира, к примеру: возможность, действительность, крайне важно сть, случайность и т.п.
Качество - существенная определенность объекта͵ благодаря которой он является именно этим, а не иным объектом. Благодаря качеству объект мыслится как нечто, отграниченное от других объектов, и одновременно характеризует весь класс однородных объектов.
Киники - последователи одной из сократических философских школ в Древней Греции, призывавшие к ʼʼестественномуʼʼ образу жизни.
Коммунизм - 1) идеология, провозглашающая социальное равенство, гуманизм, народную власть и общественную собственность на средства производства; 2) историческая форма развития общества; общественно-экономическая формация, в которой воплощены идеалы и ценности коммунистической идеологии.
Компромисс - соглашение, достигнутое путем взаимных уступок.
Конвенция - международное соглашение (договор).
Консенсус - согласие, согласованность, общее понимание и оценка тех или иных вопросов.
Консерватизм - идеология, социально-политическое течение, направленное на сохранение традиционных форм общественного устройства (в политике, экономике, культуре и т.д.) и выступающее против социальных реформ и инноваций.
Консолидация - объединение, сплочение, интеграция.
Конституция - основной закон государства, отражающий и нормативно закрепляющий основные политические, экономические, социальные, религиозные принципы существования данного государства и общества.
Континуум - в широком смысле нечто непрерывное, единое.
Конфликт - острое столкновение интересов, форма социального противоречия.
Конформизм - приспособленчество, соглашательство с существующим мнением или порядком вещей.
Конфуцианство - одна из самых влиятельных философских школ в Древнем Китае, признающая незыблемость традиций, ритуалов, уклада жизни. Основана мудрецом Конфуцием в VI веке до н.э.
Концепция - 1) способ понимания, основной принцип или точка зрения в изложении определенных фактов и положений, система взглядов; 2) основополагающая мысль, концентрация содержания, основная точка зрения.
Коран - Священное Писание в исламе.
Космогония - одна из астрономических наук, в которой изучается происхождение космических объектов, учение о вселенной (космосе) как целом и ее составных частях.
Космос - 1) в античной философии - упорядоченное, организованное, конечное бытие как противоположность хаосу - бытию неорганизованному и бесконечному; 2) в современной науке и философии - мир, вселенная, имеющая определенную структуру.
Космоцентризм - специфическая черта античной философии (особенно раннем), основная проблематика которой была связана с космосом.
Креационизм - религиозное учение о сотворении мира и человека Богом из ничего. Присутствует в иудаизме, христианстве, исламе.
Культ личности - необоснованное возвеличивание человека (в политике, религии и т.д.), приписывание ему всевозможных заслуг и достижений, приводящие его к единоличной (авторитарной или тоталитарной) власти.
Легальный - узаконенный, разрешенный законом.
Легизм - одна из школ древней китайской философии, уделяющая основное внимание проблемам государственного устройства и правового обеспечения власти.
Легитимный - признанный (в своих правах, полномочиях, власти) обществом или социальной группой.
Ли - понятие китайской философии, означающее ʼʼритуалʼʼ, ʼʼцеремония >‣‣‣, ʼʼэтикетʼʼ. Ли - это всевозможные нормы религиозного, светского или семейного поведения.
Либерализм - идеология, социально-политическое течение, направленное на отстаивание прав и свобод личности, гуманизма, демо кратии, ограничение власти государства, развитие парламентаризма, терпимости, плавных реформ и рыночной экономики.
Либидо - термин психоанализа, означающий бессознательное сексуальное влечение.
Логика - учение о законах рационального мышления.
Лока - термин индийской философии, означает ʼʼобластьʼʼ, ʼʼместоʼʼ, ʼʼсфераʼʼ, ʼʼмирʼʼ. В индийской метафизике упоминаются различные по количеству системы лок (миров или сфер) - три локи, семь лок, четырнадцать лок и т.д. С помощью этого понятия выражается представление о существовании множества миров - материального земного и духовных надземных.
Локаята - материалистическая философская школа Древней Индии.
Любовь - согласно философии Фейербаха главное средство изменения социальной действительности, поскольку она является нрав-сгвешаи* чувством, помогающим находить духовную связь между ʼʼЯʼʼ ʼʼʼʼТЫʼʼ.
Магия - религиозно-мистическое учение и практика воздействия на человека, животных и природные процессы с помощью определенных обрядов и ритуалов.
Майя
- термин индуизма и индийской философии, означает иллюзию, мираж, космическую силу, создающую объективный мир.
Размещено на реф.рф
В философских текстах индийских мыслителей употребляется для обозначения материального бытия, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ считается объективно воспринимаемой иллюзией, ᴛ.ᴇ. бытием неподлинным. Подлинной реальностью является только высшее духовное существование (Брахман-Атман).
Маргиналы - представители пограничных социальных групп и слоев, не желающие (неспособные) адаптироваться к одной из устойчивых социальных групп или доминирующих культур.
Марксизм - философское и социально-экономическое учение К. Маркса и Ф. Энгельса (XIX в.), направленное на революционное преобразование общества в сторону социального равенства и свободы. В XX веке было развито В.И. Ленином и получило широкое распространение в мире.
Материализм - общее название философских учений, признающих первичность материального начала и зависимость от него начала идеального (духовного).
Материя (от латинского materia - вещество)- 1)объективная реальность, существующая вне человеческого сознания, некое вещественное начало, противопоставляемое духовному началу (ортодоксальное понимание материи); 2) ʼʼфилософская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отражается нашими ощущениями, существуя независимо от нихʼʼ. /В-И. Ленин./.
Махатма - дословно ʼʼВеликая Душаʼʼ. Духовный титул выдающихся подвижников, мудрецов и святых в Индии. В эзотерической традиции Махатмами принято называть Великих Учителей Шамбалы - сверхчеловеческих духовных индивидуальностей, намного опередивших основную массу земного человечества по развитию.
Махаяна - одно из религиозно-философских течений в буддизме, признающее возможность спасения для широких масс мирян.
Медитация - концентрация сознания на какой-либо идее или предмете, либо на пустоте (ментальное безмолвие).
Менталитет - в широком смысле образ мыслей, устойчивое представление о чём-либо.
Метафизика - 1) философское учение о сверхчувственных основах бытия; 2) способ понимания мира, противоположный диалектике.
Метемпсихоз - ʼʼпереодушевлениеʼʼ - понятие древней греческой философии, тождественное терминам ʼʼреинкарнацияʼʼ и ʼʼпереселение душиʼʼ.
Метод - приём, средство, способ познания.
Методология - способ познания существующей реальности, опирающийся на систему универсальных принципов и законов.
Миграция - перемещение социальных групп.
Милетская школа - наименование учений ранних греческих философов из города Милеты (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен).
Миманса - одна из ортодоксальных школ древней индийской философии. Основана Джаймини примерно во II веке до н.э.
Мин-цзя - философская школа имен (логиков, диалектиков, софистов или спорщиков) в Древнем Китае.
Мистическая философия - общее название философских учений о скрытых духовных силах человека и космоса, их развитии и использовании.
Мистический - таинственный, тайный.
Мифология - 1) самая ранняя историческая форма мировоззрения, отличающаяся чувственным восприятием действительности, символизмом, верой в сверхъестественные явления; 2) возникший на ранних этапах существования общества способ осознания мира, опирающийся на эмпирический опыт, включающий в себя представления, веру в сверхъестественное, вымысел, фантазию, систему ценностей, зачатки знаний, эстетического мироощущения; 3) способ понимания природной и социальной действительности на ранних стадиях общественного развития.
Младогегельянцы - последователи философии Гегеля, взявшие на вооружение его диалектический метод.
Моизм - философская школа в Древнем Китае. Основана Мо Ди в V веке до н.э.
Модусы - свойства.
Монада – 1) философский термин, обозначающий в учении Лейбница бестелесные простые субстанции; 2) единица, единое. В широком смысле некая духовная частица - основа космического или индивидуального существования (к примеру, в учении Лейбница или теософии).
Монархия - государство (форма правления), в котором высшая власть принадлежит одному правителю - монарху (король, царь, император, махараджа, султан, эмир и др.) и передается по наследству.
Монизм - утверждение о том, что в основании мира лежит одна субстанция - духовная либо материальная. Разновидности монизма: материалистический, идеалистический, пантеистический.
Монотеизм - поклонение одному богу, единобожие.
Мукти - термин индийской философии, означает освобождение от сансары и власти земной кармы. ʼʼМуктиʼʼ в определенном смысле соответствует буддийскому понятию ʼʼнирванаʼʼ.
Натурфилософия - философия природы, первая форма философии, содержание понятия изменялось по мере исторического развития форм философии.
Национализм - идеология, политическая практика, разновидность массовой психологии, в базе которой лежит признание привилегированного значения, роли и интересов одной нации перед другими.
Наука - теоретическое знание, содержанием которого являются законы объективного мира.
Неоплатонизм - одно из самых влиятельных философский течений эпохи поздней античности. Было основано на учениях Платона и Пифагора.
Неопозитивизм - течение в европейской философии первой половины XX века. Один из этапов развития идей позитивизма. Начинается с работ участников Венского кружка - научного семинара в Венском университете.
Неотомизм - философское течение в католическом христианстве. Начинает развиваться с конца XIX в. Основано на идеях средневекового философа Фомы Аквинского.
Нигилизм - в широком смысле отрицание общепринятых норм, ценностей, достижений в культуре, философии, науке.
Нирвана - в буддийской философии высокое состояние духа человека, предполагающее достижение духовных сфер надземного бытия. Из-за буквального понимания корневой основы слова (ʼʼугасаниеʼʼ, ʼʼзатуханиеʼʼ) нередко ошибочно трактуется как ʼʼполное угасание всякой жизниʼʼ. В действительности означает лишь угасание пламени чувственных желаний и привязанности к материальному, земному миру.
Номинализм - течение в средневековой христианской философии, сторонники которого отрицали реальность общих понятий (универсалий) и полагали, что они (общие понятия) существуют только в мышлении как имена или названия предметов, реально существует лишь единичное, а общие понятия только имена.
Ноосфера - в широком смысле сфера разума, формирующаяся на планете благодаря познавательной, культурной и созидательной деятельности человека.
Ноумен - в широком смысле скрытая сущность явления или процесса, которая постигается только разумом, но не органами чувств. Ноумену противостоит феномен - явление, воспринимаемое органами чувств.
Ньяя - одна из школ ортодоксального направления в древней индийской философии, развивавшая учение о логике и методах познания.
Относительная истина - неполнота знаний, их незавершенность, знания, содержание которых должна быть уточнено или пересмотрено дальнейшим развитием науки.
Объективный мир - объективная реальность, всё существующее независимо от сознания человека.
Объективный дух -часть гегелевской системы, в которой отра-жены воззрения философа на социально-историческую жизнь человечества, проявляющуюся в праве, семье, государстве.
Объект - пассивное начало, воспринимающее действие. Объективный - в широком смысле независимый от субъекта͵ существующий сам по себе.
Оккультизм - общее название учений, восходящих к эзотерической традиции познания, в которых признавалось существование скрытых сил в человеке и космосе, а также возможность их познания и использования.
Олигархия - 1) форма государственного правления, при которой власть принадлежит небольшой группе наиболее богатых граждан (олигархам); 2) богатые собственники, политическая элита͵ управляющая государством-олигархией.
Онтология - философское учение о бытии.
Оппозиция - 1) процесс противопоставления одних убеждений другим; 2) объединение людей (в обществе, движении, партии, парламенте и т.д.), придерживающееся иных убеждений и взглядов, нежели господствующее большинство.
Опредмечивание - превращение сырья, идеи в предмет, вещь, которые становятся уже элементом культуры.
Отчуждённая сущность человека - в философии Фейербаха это бог, в других философских системах - душа, труд и др.
Охлократия - в широком смысле власть толпы, власть черни.
Панентеизм - учение, согласно которому мир находится в Боге, но Бог не растворяется в мире, а является некой Абсолютной Личностью. Панентеизм совмещает в себе элементы теизма и пантеизма.
Панпсихизм - учение о всеобщей одушевленности природы. Разновидности - анимизм, гилозоизм и др.
Пантеизм - философское учение, отождествляющее Бога и природу. Согласно пантеизму, Бог не является личностью или неким существом, а представляет собой активное духовное начало - силу (энергию), пронизывающую мир в каждой его частице. Философское учение, максимально сближающее понятия ʼʼбогʼʼ и ʼʼприродаʼʼ с тенденцией к их отождествлению. Натуралистический пантеизм одухотворяет природу, наделяя ее божественными свойствами и как бы растворяя их в природе.
Парадигма - теория, модель постановки проблем, принятая за основу в каких-либо исследованиях.
Парадокс - противоречие.
Парламентаризм - система политической власти в государстве, основанная на разделении функций законодательных и исполнительных органов, в которой парламент играет доминирующую роль как высший представительный и законодательный орган государственной власти.
Патриотизм - глубокое, бескорыстное чувство любви к своей родине, готовность служить, защищать и жертвовать своими интересами ради неё.
Патристика - 1) общее название учений ранних христианских богословов и философов (II-VIII вв.); 2) учение отцов церкви
Первоначало (или ʼʼархеʼʼ) - это основа, мельчайшая единица мира (вода, огонь, атом, монада и др.).
Перипатетики - последователи учения Аристотеля.
Перцепция - чувственное восприятие действительности.
Пацифизм - идеология, идейно-политическое течение, выступающее против вооружённой борьбы и всех видов войн.
Плутократия - власть богатых.
Плюрализм - признание множественности субстанций
Плюрализм субстанций - точка зрения, согласно которой мир имеет множество первоначал. К примеру, монады в учении Готфрида Лейбница.
Плюрализм политический - принцип существования социально-политической и идеологической жизни общества, допускающий широкое многообразие различных идеологических, социальных, экономических, культурных доктрин, а также партий, движений и организаций.
Позитивизм - философское течение, возникшее в Европе в начале XIX века, признающее приоритет ʼʼпозитивногоʼʼ знания, естествознания
Познание - общественно-исторический процесс человеческой деятельности, который направлен на отражение объективной действительности в сознании человека, ʼʼвечное, бесконечное приближение мышления к объектуʼʼ (В.И. Ленин).
Политеизм - поклонение многим богам, многобожие.
Политика - деятельность в сфере достижения, удержания, изменения и осуществления власти в обществе и государстве.
Популизм - политическая тактика, направленная на достижение популярности среди народных масс и их поддержки через провозглашение угодных народу, но объективно невыполнимых лозунгов, обещаний и программ.
Постулат - положение (аксиома), принимаемое в кач
1. Абсолют – первоначало всего сущего, которое не зависит не от чего другого, само содержит все существующее и творит его.
2. Абстракция – процесс мышления, в котором множество отвлекается от единичного, случайного, несущественного и выделяет общее, необходимое, существенное, чтобы достигнуть научного объективного познания.
3. Агностицизм – учение о непознаваемости истинного бытия, то есть трансцендентности божественного; непознаваемости истины и объективного мира, его сущности и закономерностей.
4. Аксиология – учение о ценностях.
5. Акциденция – несущественное, изменчивое, случайное, которое может быть опущено без изменения сущности вещи.
6. Анализ и синтез – Анализ – процедура мысленного расчленения целого на части
Синтез – процедура мысленного сознания целого из частей.
7. Аналогия – сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах отношениях.
8. Архетип – прообраз, первичная форма, образец.
9. Атрибут – признак, примета, существенное свойство.
10. Бессознательность – психическая жизнь, совершающаяся без участия сознания.
12. Вера – принятие чего-либо за истину, не нуждающиеся в необходимом полном подтверждении истинности принятого со стороны чувств и разума и, следовательно, н не могущее претендовать на объективную значимость.
13. Вероятность – возможность, взятая с ее количественной стороны.
14. Возможность и действительность – возможность – это, тенденции возникновения и развития чего уже имеются в действительности, но что еще не стало наличием бытия. Действительность – весь объективно существующий мир, конкретный, явления взяты в единстве с их сущностью. – конкретное бытие отдельного объекта, в определенное время, условия.
15. Время – универсальная форма материи……… субъект времени – основано на осознании времени. Объект времени – измеряется определенными отрезками.
16. Гедонизм – этическое направление, рассматривающее чувственную радость, удовольствие, наслаждения как мотив, цель или доказательство всего нравственного поведения.
17. Гилозоизм – философское направление, рассматривающее всю материю с самого начала как живую. Дух и материя не существуют друг без друга. Весь мир – универсум, нет границ между неживым и психическом, так как это порождение единой про материи.
18. Гипотеза – хорошо продуманное предположение, выраженное в форме научных понятий, которое должно в определенном месте восполнить проблемы эмпирического познания или связать различные знания в единое целое либо дать предварительное объяснение факту или группе фактов.
19. Гносеология – учение о познании / метафизическая составная часть теории познания наряду с логической и психологической.
20. Движение – процесс изменения, не имеющий определенного направления.
Форма существования материи и духа.
21. Дедукция и индукция – дедукция – форма мышления, основанная на выведении частного из общего. Индукция – форма мышления, основанная на движении знания от отдельного, особенного к всеобщему, закономерному.
22. Деизм – форма веры, в основе лежит признание, что Бог – первопричина мира, но после его сотворения движение мироздания совершается без участия Бога.
23. Детерминизм – учение о первоначальной определяемости всех происходящих в мире процессов, включая все процессы человеческой жизни.
24. Деятельность – форма существования человеческого общества; проявление активности субъекта, выражающееся в целесообразном изменении окружающего мира и самого себя. Носит осознанные характер, включает в себя цель, средство, результат и сам процесс.
25. Диалектика – искусство аргументации, наука логики.
26. Догма – философский тезис, истинность которого вследствие этого кладется в основу той или иной философской системы.
27. Дуализм – сосуществование 2-х различных, несводимых к единству начала, принципов, образов.
28. Дух – выражающее идеальное начало, от которого исходит творческая сила, совершенствующая и поднимающая человека и мир к абсолютному, безусловно, ценному.
29. Душа – понятие, выражающее исторически изменившиеся воззрения на психику и внутренний мир человека.
30. Жизнь – особая форма существования, характеризуемая целостностью и способностью к самоорганизации; специфический способ разрешения противоречий внешнего и внутреннего, части и целого.
31. Закон – тождественное, постоянное, повтор наблюдающийся в явлениях и в процессах.
32. Знак – чувственно – воспринимаемый предмет, который в процессе духовной деятельности представляет другой, отличный от него предмет.
33. Знание – результат процесса познания, истинность, которая проверяется в ходе практики; отражение действительности в сознании человека в виде восприятий, представлений, понятий, теорий; процесс понимания, оценки явлений бытия.
34. Идеальное – субъективный образ объективной реальности, возникающий в процессе целесообразной деятельности человека, выраженное в формах сознания и воли человека.
36. Имманентно – внутреннее присущее предмету, явлению или процессу.
37. Инстинкт – совокупность врожденных устойчивых форм поведения животных.
38. Интерпретация – истолкование, объяснение; приписывание значений (смыслов) элементам теории.
39. Интроспекция – самонаблюдение, наблюдение человеком за собственной внутренней осознанной психической жизнью.
40. Истина – адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый предмет так, как он существует вне и независимо от сознания.
41. Историческое и логическое – понятия теоретической философии 1. В онтологической истории – процесс становления и развития объекта. Логическое – результат исторического развития, теоретическое воспроизведение объекта в развитом состоянии. 2. В гносеологии – историческое – метод познания; воспроизведение последовательности решающих стадий процесса развития и переходы между ними. Л- метод познания в статике, когда системы сформированы.
42. Качество – это система важнейших, необходимых свойств предметов – внешняя и внутренняя определенность системы характерных черт предметов, теряя которые предметы перестают быть тем, что они есть.
43. Количество – совокупность таких изменений в материальной системе, которые не тождественны изменению ее сущности.
44. Логос – глубинная божественная закономерность, которая направляет все бытие.
Посредник между внеприродным Богом и творимым им миром.
45. Материя – то, из чего все происходит, телесное первоначало.
46. Метафизика – важнейший раздел философского учения, умозрительно трактующий наивысшие, последние начала бытия, недоступные для известного понимания.
47. Методология – учение о научном методе познания.
Совокупность методов, применяемых в какой-либо области человеческой деятельности.
48. Мировоззрение – система наиболее общих представлений о мире в целом и месте человека в этом мире.
49. Мистика – практика, целью которой является слияние, единение с абсолютом, субстанцией.
Философские и теоретические доктрины, обосновывающие мистическое и мировоззрение и практику.
50. Монизм – понятие, характеризующее такое мировоззрение, которое объясняет существование всего, что есть в мире, как следствие видоизменений субстанции – первоначала, первопричины, единой основы всего сущего.
51. Мышление – высшая ступень познания и идеального освоения мира в формах теорий, идей, целей человека. Опираясь на чувственную сферу преодолевает их ограниченность и проникает в сферу существенных связей мира, его законов.
52. Наблюдение – познавательная деятельность, связанная с преднамеренным целенаправленным восприятием предметов и явлений внешнего мира.
53. Необходимость и случайность – необходимость – то, что вытекает из самой сущности материальных систем, процессов, событий и что должно произойти так, а не иначе. Случайность – то, что имеет основание и принцип преимущественно не в себе, а в другом, что вытекает не из главных связей и отношений, а из побочных; что может быть, а может и не быть; может произойти так, а может и иначе.
54. Нигилизм – отрицание идеалов и ценностей духовного порядка, отрицание культуры.
55. Общество – совокупность объективных общественных отношений, которые существуют в исторических определенных формах и складываются в процессе совместной практической деятельности людей.
56. Онтология – учение о бытии как таковом, не зависимом от частных его разновидностей.
58. Пантеизм – философское учение, согласно которому бог представляет собой безразличное начало, находящееся не за пределами природы, а тождественное с нею.
59. Парадигма – совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, которая воплощается в научной практике на данном этапе.
60. Понятие – мысль, которая выделяет из некоторой предметной области (универсума) и собирает в класс (обобщает) объекты посредством указания на их общий и отличительный признак.
61. Практика – целенаправленная, предметно-чувственная деятельность человека по преобразованию материальных систем.