Домовая церковь. Значение домовой храм в православной энциклопедии древо Домовые храмы в вузах

Вспомогательные материалы.

Кузнецов Андрей Владимирович

(выпускник ФДО 2010 года)


ДОМОВЫЕ ХРАМЫ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Ист.: do.pstgu.ru/show_file/show_file.php?file=1301582821502711.doc, 2013

В первые два века истории Христианской Церкви не было приходов в современном смысле слова. Все богослужение совершалось преимущественно в городской церкви, обустроенной в катакомбах, на кладбищах и в частных домах. В середине III века в крупнейших городах империи (Рим, Александрия, Антиохия, Эфес, Коринф) устраиваются кафедральные церкви, а также другие храмы, около которых собираются верующие, живущие поблизости.

В IV веке, после издания Миланского эдикта, повсеместно появляются христианские церкви, что обусловлено массовым обращением язычников в христианство. Почти все языческие храмы перестраивались в христианские церкви и освящались. Кроме того, строились новые церкви, инициаторами которых выступали государственные власти, сельские общины и частные землевладельцы.

Каноны церкви, касающиеся устроения храмов и порядка богослужения, начинают формироваться с апостольского века. Основной смысл установлений касается запрета совершать приношения вне храмов и вне власти епископа (т.е. вне Церкви).

Так, 31 апостольское правило гласит: «Аще который пресвитер, презрев собственнаго епископа, отдельно собрания творити будет, и олтарь иный водрузит… да будет извержен, яко любоначальный».

В IV веке сразу несколько Поместных соборов: Гангрский (правило 6) и Антиохийский (правило 5) запрещают мирянам и клирикам составлять собрания, презирая церковь, а 58-е правило Лаодикийского собора прямо указывает: «Не подобает епископам, или пресвитерам совершати приношения в домах».

Ко времени Шестого Вселенского Собора (681 г.) вопрос о совершении богослужения в частных домах перешел в иную плоскость. Если в первые века христианства отсутствовали храмы, то со временем просто сложилась практика обустраивать в домах домовые «молитвенные храмины» или «молитвенницы», в связи с чем Собор установил: «Определяем чтобы священнослужители, священнодействующие, или крещающие в молитвенных храминах, находящихся внутри домов, творили сие не иначе как по изволению местного епископа...» (31-е правило).

Уточняющие правила установлены также Седьмым Вселенским Собором (787 г.) и Двукратным Поместным Собором (861 г.).

Таким образом, к концу IX века завершилось формирования канонов восточной церкви, регламентирующих устроение домовых храмов и приходскую жизнь в них.

В Русской Православной Церкви, с самого начала ее истории, когда она еще составляла митрополию Константинопольского Патриархата, внутреннее устройство приходов мало чем отличалось от византийских.

В традиции Русской Православной Церкви домовая церковь - отдельная постройка или помещение при жилом доме или учреждении, имеющая антиминс и предназначенная для совершения богослужения. Четкого разграничения между приходской и домовой церквями не было. Пример тому Благовещенский собор Московского кремля, который до XVIII века являлся домовой церковью Московских государей.

В описаниях Благовещенского собора XIX века опубликовано предание о строительстве деревянной церкви Благовещения в 1291 г. князем Андреем Александровичем, сыном Александра Невского и связано это было с тем, что в Москве в это время существовал княжеский двор, на котором обязательно должен был быть храм.

При Петре I устройство домовых церквей вначале было полностью запрещено, а затем в 1722 году Святейший Синод с императорского разрешения позволил их создавать в исключительных случаях.

С 1762 года возобновляется практика создания домовых церквей. Они обустраивались при военных частях, больницах, государственных учреждениях, создавались также для удовлетворения нужд верующих, лишенных возможности посещать приходскую церковь, а также для создания прихода из членов семей служащих.

Через два года после основания Московского университета, в июле 1757 года, его директор И. И. Мелисино обратился в Святейший Синод с просьбой передать Университету стоящие поблизости храм Параскевы Пятницы и Воскресенскую церковь. В 1791 году была освящена церковь во имя св. мц. Татианы в левом флигеле нового здания Университета на Моховой. В существующем сегодня здании храм был освящен в 1837 году.

Строительство Голицынской больницы (1-ая Градская) началось с возведения храма. В 1801 году в присутствии императора Александра I торжественно освятили больничную церковь во имя Святого Благоверного царевича Димитрия. А через год больница приняла первых пациентов. Позже рядом открылась богадельня.

О воздействии религии на ум и сердце заключенных в России никто и не помышлял, вплоть до открытия Попечительного Общества о тюрьмах в 1819 г. Александр I утвердил «Правила» данного общества.

Правило 11 гласит: «Если найдется средство, при которой тюрьме устроить и церковь, то сие есть превосходным учреждением для душевной пользы содержащихся». Устроение церквей в тюрьмах Петербурга было настолько успешно, что до 1826 года вход в церкви был открыт для всех людей, но из-за недостатка надзора за общением "вольных" и арестованных, свободный вход запретили.

Военные храмы исторически являлись центрами духовной культуры, были не только местом совершения богослужений, но и своего рода военными музеями, хранившими бесценные церковные и военно-исторические реликвии.

К числу первых военных храмов можно отнести церковь Спаса Нерукотворного Образа, устроенную в Спасской башне Казанского кремля по повелению царя Иоанна Васильевича.

В синодальную эпоху были построены церкви в Морском кадетском и Пажеском корпусах, собор всей артиллерии, церковь Главного штаба, ряда полков лейб-гвардии и казачьих частей.

Военные храмы следует разделить на две большие группы: постоянные и походные. Постоянные могли занимать как самостоятельную постройку, так и быть включенными в какое-либо здание, например, здание полковой казармы, штаба или даже манежа. Походные церкви принадлежали сухопутным военным формированиям, а также устраивались на военных судах.

Интересно, что Петр I запретивший устроение домовых храмом, в 1721 сам выразил желание иметь на корабле «Фридрик-Штат» походную церковь. Однако Святейший Синод решительно высказался против совершения Литургии на кораблях, «Понеже на корабле, во время морского волнения, бывает не малое … разливающимся вещем колебание, от чего иногда и пролитие случается, каково и Пречистым Тайнам, в Литургии совершаемым, случиться может».

Военные домовые церкви чаще всего имели посвящение в честь святых или праздников, в день которых то или иное подразделение одержало победу.

После Октябрьского переворота в 1918—1919 годах все домовые церкви в России были упразднены. На рубеже XIX-XX веков в России насчитывалось 51400 храмов, из них 2200 - домовые и при учебных заведениях, воинских, включая госпитальные - 260.

Таким образом, доля домовых храмов в числе всех храмов России составляла около 5%. В столичном Петрограде на домовые церкви приходилось около половины из примерно 500 православных храмов.

В их числе: 120 - при больницах, госпиталях и богодельнях, 75 - в учебных заведениях, 25 - в госучреждениях, 20 - во дворцах, 10 - при тюрьмах, 10 - при фабриках и заводах.

В истории современной России с увеличением храмов возобновляется и устроение домовых храмов.

В 1990 году митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий, будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси, освятил первый тюремный храм. "Чем больше будет в России храмов, тем меньше будет тюрем", - позже скажет Предстоятель Русской Православной Церкви.

В том же 1990 году храм святого благоверного царевича Димитрия при Первой градской больнице Москвы был возвращен Русской Православной Церкви и уже будучи Патриархом, Алексий II 22 ноября заново освятил его.

В начале следующего года 25 января (1991 г.) в здании бывшего домового храма МГУ Святейший Патриарх отслужил молебен с акафистом св. мученице Татиане. 22 января 1995 года после противостояния общины церкви и Студенческого театра МГУ здание было возвращено Церкви.

В 1997 году вступил в силу действующий ныне закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». Закон прямо не санкционирует, но и не запрещает устроение домовых храмов. Статья 16 говорит лишь о том, что религиозные организации вправе проводить обряды в лечебно-профилактических учреждениях, в местах лишения свободы и т.д. в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей.

Относительно воинских частей в той же статье сказано лишь, что командование не препятствует участию военнослужащих в богослужениях.

Противники домовых храмов, твердят о конституционном принципе отделения религиозных объединений от государства и ссылаются на статью 6 рассматриваемого закона, согласно которой «Создание религиозных объединений в органах государственной власти, …государственных учреждениях..., воинских частях, государственных и муниципальных организациях запрещается».

Очевидно, что создание домового храма при организации или учреждении не означает создание там религиозного объединения. Служащие и работники учреждения могут посещать или не посещать богослужения, точно так же как и пользоваться или не пользоваться услугами столовой или дома культуры при нем.

Деятельность Церкви по устроению домовых храмов была обоснована на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, где были приняты «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». В документе закреплена деятельность по созданию тюремных и больничных храмов, отмечена особенность пастырского служения в войсках.

За последнее десятилетие традиция создания домовых храмов при учреждениях различного типа возобновлена. Их количество на сегодняшний день быстро растет, однако трудно поддается подсчету и анализу, поскольку публикуемые данные не синхронизированы ни по времени, ни по объекту учета.

Приведу отдельные статистические данные.

Общее количество храмов в России и Украине сегодня составляет чуть больше половины от числа храмов России на начало ХХ века.

В уголовно-исполнительной системе России действуют более 500 храмов и 700 молитвенных комнат. Это значит, что в каждой «зоне» есть либо храм, либо молитвенная комната.

При ВУЗах России храмов более семидесяти. В Санкт-Петербурге около 20, в Москве - более 10. Количество храмов в абсолютных значениях приблизительно соответствует началу ХХ века, однако число самих ВУЗов в России выросло, как минимум в 7 раз (со 100 до 700).

Больничных храмов в столичной Москве сегодня - 35 (на 800 храмов). В столичном Петрограде их было 70 (на 500 храмов). Существенное снижение по количеству. Снижение в процентном соотношении еще больше, учитывая, что больниц возросло в 2 - 3 раза.

Данные о количестве военных храмов отсутствуют. Отсутствуют также данные о количестве домовых храмов при государственных и общественных учреждениях и организациях.

Сегодня домовые храмы имеют все силовые министерства: Министерство внутренних дел, Министерство обороны, Федеральная служба безопасности, Федеральная служба налоговой полиции, а также многие их учебные заведения и ведомственные структуры. Домовый храм есть и в Генеральной прокуратуре, что окончательно снимает вопрос о законности устроения домовых храмов в госучреждениях, ибо прокуратура - надзирающий за законностью орган.

Домовые храмы есть на космодроме Байконур, в Звездном городке (самый красивый из новых), на Киевском вокзале, в гостинице Университетская (самое высокое расположение - 15-ый этаж). Есть храм на крыше здания (театр «Школа драматического искусства») и в подвале (здание МИФИ). В Счетной палате храмом является холл с обустроенным в нем алтарем.

Одним из последних среди домовых храмов был освящен храм в здании телецентра Останкино в честь мученика Порфирия в день его памяти 28 сентября 2010 г.

Святой мученик Порфирий был актером и жил в 4 веке. На день рождения императора Юлиана Отступника он участвовал в спектакле, в котором должен был глумиться над таинством святого Крещения. Погрузившись в воду, согласно сценарию он произнес крещальную формулу и вышел из воды уже христианином, после чего вместо хуления он открыто исповедал Христа Богом. Император тут же приказал его мучить и обезглавить.

На освящении храма епископ Солнечногорский Сергий сказал:

Святой мученик Порфирий дает пример силы слова… С сегодняшнего дня у вас есть очень удобное место, где можно подумать, прежде чем сказать, - добавил владыка.

Появление храма в Телецентре - личная заслуга его директора Шубина Михаила Марковича. К сожалению, появление большинства домовых храмов учреждений полностью зависит от мировоззрения их руководителей.

Со времени открытия первых домовых храмов их юридический статус остается неопределенным.

Студенты, как самая активная часть общества, сделали шаг в сторону внесения ясности. 27 марта 2009 года состоялась первая конференция домовых храмов при вузах России, на которой было составлено обращение к священноначалию с просьбой начать решение вопроса о юридическом статусе домовых храмов и формах православного присутствия в ВУЗах.

Действительно, если существующие домовые храмы финансово зависимы от администрации учреждений (таких большинство), то церковная жизнь склонна к деградации. Если храмы финансово не зависимы (малая часть), их могут просто ликвидировать. И даже если домовый храм открыт православным руководителем, то при смене руководства велика возможность его закрытия.

Цыпин В., прот. Курс церковного права: Учебное пособие/ по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002, стр.433

Там же, стр.434

Книга правил Святых Апостол, Святых Соборов Вселенских и Поместных и Святых Отец: С алфавитным указателем. М.: Издательство имени святителя Льва, папы Римского, 2009, стр.18

Там же, стр.158

Книга правил Святых Апостол, Святых Соборов Вселенских и Поместных и Святых Отец: С алфавитным указателем. М.: Издательство имени святителя Льва, папы Римского, 2009, стр.86

Там же, стр.125

Там же, стр.258

Цыпин В., прот. Курс церковного права: Учебное пособие/ по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002, стр.440

Домовая церковь [Электронный ресурс] // Яндекс словари / Российский гуманитарный энциклопедический словарь . http://slovari.yandex.ru/ ~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3% D0%B8/%D0%93%D1%83 %D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8% D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D1%81%D0 %BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0% D1%80%D1%8C/%D0%94%D0%BE% D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F%20% D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C/ (28.11.2010)

Благовещенский собор Московского кремля [Электронный ресурс] // Русский город / Москва . http://www.russiancity.ru/text/mos03.htm (13.12.2010)

Храм святой Татианы: Святыни. История. Современность. М.: Храм святой мученицы Татианы при МГУ, 2010, стр. 16-17

Храм здоровья от князя Голицына [Электронный ресурс]// Газета «Вечерняя Москва» 2002, 17 июня, №106 (23422) . http://www.vmdaily.ru/article/9007.html (15.11.2010)

Пастырское служение в тюрьме в настоящее время: Курсовая работа выпускника СПб Духовной Академии 1998 г [Электронный ресурс] // Мужской монастырь Спаса Нерукотворного пустынь / Сайт создан по благословению Его Высокопреосвященства Высокопреосвященнейшего Климента Митрополита Калужского и Боровского. http://www.klikovo.ru/db/book/msg/8649 (15.11.2010)

Сирый С.П. О богослужении Литургии на военных кораблях [Электронный ресурс] //Отдел Санкт-Петербургской епархии по связям с Военно-Морским Флотом . http://www.pobedaspb.ru/o-bogoslugenii-liturgii-.html (24.11.2010)

Статистика [Электронный ресурс] // Спасская церковь: Сайт Спасской церкви г.Балахна Нижегородской области . http://spcb.narod.ru/Data/Hist/stat.htm (28.11.2010)

Котков В.М. Военный православный храм [Электронный ресурс] // Победа.ru / Синодальный Отдел Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями . http://www.pobeda.ru/content/view/988/226/ (28.11.2010)

Домовые церкви в Санкт-Петербурге [Электронный ресурс] // Википедия: Свободная энциклопедия .http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%

D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5

_%D1%86%D0%B5%D1%80%D0% BA%D0%B2%

D0%B8_% D0%B2_%D0%A1%D0% B0%D0%BD%D0%BA%D1%82-%D0%9F%D0%B5%D1%82% D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%

B3%D0%B5 (28.11.2010)

Федеральный Закон от 26.09.1997 №125-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «О свободе совести и о религиозных объединениях». [Электронный ресурс] // Консультант Плюс - надежная правовая поддержка / Официальный сайт компании «Консультант Плюс» . http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=LAW;n= 78684;fld=134;dst= 4294967295#BFB38008D413280938D01687C013593A (28.11.2010)

Домовые храмы вузов и российское законодательство [Электронный ресурс] // Межвузовская ассоциация "Покров" . http://www.pokrov-forum.ru/domovy_hram/hram_zakonadelstvo/hramy_zakanodatelstvo.php (28.11.2010)

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. 2-е изд. М.: Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата, 2008, п IX.3.

Там же, п. XI.2.

Там же, п. VIII.4.

Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы [Электронный ресурс] // Тюрьма и воля: Центр содействия реформе уголовного правосудия . http://www.prison.org/150910.shtml (29.11.2010)

Справочник домовых храмов при вузах [Электронный ресурс] // Татьянин день: Издание домового храма св. мц. Татианы при МГУ им. М.В.Ломоносова . http://www.taday.ru/directory/ (29.11.2010)
Котрелев Ф., диак. Университетский храм на птичьих правах [Электронный ресурс] // Православие и мир: Ежедневное интернет-СМИ , 28.04.2009. http://www.pravmir.ru/article_4104.html (29.11.2010)

В России до 1917 года православным домовым храмом назывался тот храм, община которого складывалась не по территориальному признаку (как у большинства приходов), а по профессиональному или какому-либо иному признаку.

Домовые храмы до 1917 года имелись в России при всех российских университетах. Их общину составляли прежде всего профессора, студенты на период их обучения и другие труженики университета.

В университетских домовых храмах крестили детей профессоров, совершались студенческие венчания, отпевали усопших. Раньше студенты в обязательном порядке должны были представлять справку о посещении исповеди в университетском домовом храме для допущения их к весенней сессии. Но это - один из перегибов Синодального периода (когда в России не было Патриарха) истории Русской православной церкви. Сегодня подобная практика совершенно невозможна, запрещена церковью.

В своей проповеди при освящении храма Святой мученицы Татианы при Московском университете , открытом в 1837 году, митрополит Филарет (Дроздов) сказал: «Видно, что религия и наука хотят жить вместе и совокупно действовать к облагорожению человечества. Снисходительно, со стороны религии: возблагодарим ее снисхождение. Благоразумно, со стороны науки: похвалим ее благоразумие». Этими словами было определено главное предназначение университетской домовой церкви - способствовать утверждению союза православной веры и научного знания.


До 1917 года в Москве существовали домовые храмы почти при всех государственных ведомствах, например: почтовом, военном, путей сообщения.

Были храмы при всех больницах (больничные храмы) и при тюрьмах. Почти при всех высших учебных заведениях России также имелись свои домовые храмы .

В 2005 году в столице действовало 122 домовых храма . При Московском государственном университете путей сообщения проходят богослужения в храме святителя Николая, при Бутырской тюрьме существует храм Покрова Пресвятой Богородицы; при доме ветеранов труда № 31 - храм преподобного Серафима Саровского.

Но особенно много в Москве домовых больничных храмов, где больные могут посетить богослужения и помолиться. Наиболее крупные из подобных домовых церквей - больничный храм Святых бессребренников Косьмы и Дамиана при больнице имени С. П. Боткина и храм святителя Николая при НИИ нейрохирургии имени академика Н. Н. Бурденко.

Для богослужений используются не только специально построенные храмы. Часто при учреждении или в домах верующих службы проходят в домовых церквях. Домовой церковью называют освященное помещение в доме частного лица (в узком смысле) или при учреждении (в широком).

Во многих богатых домах издавна были также специальные моленные (или молельни), где размещались большое количество икон и чтимые в семье святыни, проходили религиозные собрания и служения. Со временем термин «моленная» закрепился за подобными помещениями у старообрядцев, а затем - по отношению к нехристианам.

Домовая же церковь обязательно должна быть освящена и иметь отдельный антиминс. Антиминсом называют четырехугольный плат из шелковой или льняной материи с зашитыми частицами мощей, на котором совершается Литургия. На антиминсах изображается положение во гроб Иисуса Христа после снятия с Креста, орудия Его казни, и четыре евангелиста. Служить Литургию без антиминса нельзя. Антиминс освящается архиереем специально для данного храма, на антиминсе обязательно есть подпись епископа и указание для какого храма и когда он освящался.

До 1917 г. чаще всего домовые церкви освящались при государственных учреждениях, учебных и медицинских заведениях. Домовую церковь при архиерейском доме или резиденции епископа принято называть крестовой.

В допетровской Руси домовые церкви были во многих частных домах, но при Петре I именно такие, домовые церкви в узком смысле слова, были запрещены, а вновь разрешены только в 1762 г.

В Российской империи домовые церкви создавались для частных лиц, которые в силу возраста или болезни не имели возможности посещать приходскую церковь, при наличии у них особых заслуг. Такое разрешение давали епархиальные архиереи, а в Москве и Санкт-Петербурге - Святейший Синод. После смерти лица, кому было разрешено учреждение домовой церкви, все ее принадлежности (прежде всего, антиминс) передавались в собственность соответствующей приходской церкви, если не появлялось новое разрешение на продолжение существования домовой церкви. Богослужение в домовых церквях посещали иногда и посторонние лица по так называемым «билетам». Внешне домовая церковь, расположенная в здании, выделялась небольшой главкой либо просто крестом над кровлей.

В советское время большинство домовых церквей было закрыто. Вновь они стали появляться в 1990-е годы и сейчас домовые церкви действуют при многих светских учреждениях (больницы, университеты). В большинстве случаев домовая церковь приписана к приходу, на территории которого находится, и принадлежит этому приходу, иногда - приписана к иному приходу или представляет собой самостоятельное церковное учреждение.

Существует предположение, что домовая церковь была и в доме причта красноярского Богородице-Рождественского кафедрального собора - «Касьяновском доме». Нам же кажется наиболее вероятным, что в доме было молитвенное помещение с иконостасом, однако именно домовой церкви, с освященным антиминсом - нет. Сделать такой вывод можно уже из той информации, которая есть в этой статье - дом причта все же не был общественным учреждением, а обитатели его, сколь бы почтенны они ни были, должны были быть в состоянии посещать приходскую церковь (и совершать в ней богослужения), так что и оснований для создания домовой церкви в «Касьяновском доме» просто не было.

Освященное помещение в жилище частного лица (в узком смысле слова) или учреждении (в широком смысле слова). Иногда - отдельная, на том же участке стоящая, освященная постройка. Имеет собственный антиминс , используется для совершения богослужения . Особым видом домовой церкви является крестовая церковь в архиерейских домах или резиденциях епископов .

Домовая церковь в широком смысле слова может быть расположена в больнице, доме престарелых, детском доме, приюте, ином социальном (благотворительном) учреждении, а также учебном заведении и предназначена для участия в богослужении лиц, постоянно или временно пребывающих или обучающихся в этих учреждениях .

История

Богослужение в домовых церквях посещали иногда и посторонние лица по так называемым «билетам» . Внешне домовая церковь, расположенная в здании, выделялась небольшой главкой либо просто крестом над кровлей .

В 1918-1919 годах в России распоряжениями местных властей были упразднены все домовые церкви (как в широком, так и в узком смысле слова) .

Домовые церкви в настоящее время

В настоящее время традиция создания домовых церквей при учреждениях возобновлена.

В большинстве случаев домовая церковь приписана к приходу , на территории которого находится, и принадлежит этому приходу, иногда - приписана к иному приходу или представляет собой самостоятельное церковное учреждение. Если домовая церковь не приписана к приходу, ею управляют иначе, чем приходскими церквами: ни приходского собрания, ни приходского совета при ней не образуется. В Москве подобные церкви могут, например, иметь статус

Домо́вая церковь, в широком смысле слова так называлась в синодальный период и называется ныне церковь, функционально отличающаяся от соборных, приходских или монастырских храмов тем, что она устраивается в учреждениях, особенно часто в больницах, домах престарелых, детских домах и приютах и в иных подобных им богоугодных или благотворительных заведениях, а также в средних и высших учебных заведениях, в помещениях частных об-в, в особенности религ. назначения, или братств и предназначена для участия в богослужении тех, кто в этих учреждениях постоянно или временно пребывают или обучаются. Открытость или закрытость Д. ц. для «посторонних» обыкновенно зависит от режима того учреждения, при к-ром она существует.

В большинстве случаев Д. ц. имеет «приписной» статус и принадлежит приходу, на территории к-рого находится. В отдельных случаях она может быть приписана к иному приходу или представлять собой самостоятельное церковное учреждение. В наст. время, в случае если Д. ц. не приписана к приходу, управление ею осуществляется на иных основаниях, чем приходскими церквами, т. е. при ней не образуется ни приходского собрания, ни соответственно приходского совета. В Москве подобные церкви могут, напр., иметь статус Патриарших подворий (см. ст. Подворье). В синодальный период по статусу Д. ц. имела нек-рое сходство с дворцовыми, военными, т. е. полковыми или корабельными, посольскими и тюремными церквами, которые, однако, не причислялись к Д. ц. в собственном смысле слова, отличаясь от них гл. обр. самостоятельным, не приписным статусом. Особым видом Д. ц. является т. н. крестовая церковь , находящаяся в архиерейских домах или резиденциях (покоях) епископов.

В узком смысле слова Д. ц. в синодальный период назывался храм, находившийся в жилище частного лица. Устраивать Д. ц. дозволялось епархиальной властью, а в Москве и С.-Петербурге - высочайшим соизволением, испрашиваемым через Святейший Синод, лишь лицам, имевшим право на особое уважение по своему высокому положению или исключительным заслугам и при этом по преклонным летам или болезни не имевшим возможности посещать приходские храмы либо существенно затрудненным в такой возможности. Подобная Д. ц. имела непременно «приписной» статус и принадлежала ближайшему приходу. По кончине высокопоставленного лица, имевшего в доме или квартире Д. ц., обыкновенным порядком она подлежала упразднению, и все ее имущество, в т. ч. священные сосуды, иные священные и освященные предметы, независимо от того, что они были приобретены на средства лица, которое пользовалось подобной привилегией, как это обыкновенно бывало, не переходило к наследнику, но подлежало передаче в приходской храм, к которому была приписана упраздняемая Д. ц. В исключительных случаях и лишь по высочайшему соизволению по кончине лица, к-рому дозволено было иметь в своем доме Д. ц., эта церковь не упразднялась, а оставалась в доме или квартире, перешедших наследнику.