Феодор стратилат житие. Имя Фёдор в православном календаре (Святцах). Научный подход к житию

Военачальник в языческой стране - необычная фигура для христианства. Ведь одна из базовых ценностей - миротворчество - кажется на первый взгляд несовместимой с несением воинской службы у императора-язычника. Непротивление злу гораздо более, нежели нападение или хотя бы защита, подобает верующему. А святой великомученик Феодор Стратилат был военачальником города Гераклеи в Малой Азии.

На самом деле противоречия нет. Никогда не запрещалось верному христианину строить военную карьеру. Веками христиане-воины защищали свою веру и святое имя Бога, а после своей смерти почитались как святые. Для ликов этих мирных воинов очень характерно изображение не с крестом в руках, а с оружием. Мечом или чаще копьем , если говорить именно о Феодоре Стратилате.

В иконописи нет излишней детализации, но у каждой черточки и цвета есть свое духовное значение и глубокий смысл. Красные плащи воинов - символ мученической смерти, щиты - символ крепкой веры. Феодор Стратилат часто изображался сидящим на коне в память о его первом подвиге, в котором, по легенде, ему помогал конь.

Первый подвиг

Воин был красив и наделен многими талантами. Но своим главным оружием избрал молитву. Феодору Стратилату стало известно о чудовищном змее, который пожирал скот и людей в окрестностях Евхаита , его родного города.

Змей - часто используемый образ извечного врага Христа - сатаны , древнего змея-искусителя, дракона. Многие святые люди были драконоборцами . Соотечественник и тезка Стратилата, Феодор Тирон , спас от дракона свою мать Евсевию. Именно она помогла впоследствии Стратилату одержать победу над змеем из Евхаита .

Феодор Стратилат, не взяв никого с собой, а только помолившись, один отправился на поиск врага. На поле рядом с логовом змея он пустил коня пастись, а сам заснул. Недалеко от того места жила мать Тирона , христианка Евсевия , которая разбудила воина и умоляла уйти. Но он, призвав Бога на помощь, попросил и Евсевию молиться, а сам храбро бросился на врага. Феодор Стратилат разил мечом, а конь по просьбе всадника топтал змея копытами - и Бог даровал победу. Местные жители-язычники восхвалили “ Великого Бога Феодора” , и многие из них приняли крещение.

На фото выше - клеймо с новгородской иконы " Феодор Стратилат с житием" об этом подвиге.

В знак признания доблести Феодора Стратилата император Восточной части Римской империи Лициний назначил его стратилатом города Гераклеи . Сейчас это Черноморское побережье Турции. Он нес службу исправно, примером и словом обращая подчиненных ему язычников от идолопоклонства ко Христу.

Обманутый хитрец

Но страдания ждали великомученика Феодора Стратилата впереди. Император Лициний (бюст на фото ниже) был язычником и стал убийцей святого. Кара за все преступления настигла его в 324 г. н. э., когда император Константин Великий, предтеча христианской эпохи Римской империи, разбил язычника Лициния окончательно, став полноправным властителем империи. А бывшего соправителя повелел сослать и позднее казнить.

Но тогда, в 319 г. н. э., Лициний воинствовал против Церкви. Уже больше двух сотен лет христиане умирали за свою веру, но вера не умирала с ними, все больше язычников обращались во Христа. Ликиний давно понял, что отступление от веры предпочтительней смерти за нее . Помимо традиционно жесточайших гонений на христиан, он решил действовать хитро и политически расчетливо - обращать в язычество знатных и знаменитых христиан. Написал он письмо и Феодору Стратилату. Приняв и отпустив с большими почестями посланников императора, Феодор предложил императору с серебряными и золотыми идолами прибыть к нему в гости, так как сам не мог отлучиться со службы и покинуть Гераклею . Объясняя это тем, что народ мятежный, подверженный всякому зловредному влиянию христианского учения, но если только увидит, как сам император и его верный стратилат сообща поклонятся языческим богам, то простые люди воодушевятся и последуют их примеру.

Лициний попался в ловушку, сам собрал и привез в дом Феодора всех языческих идолов, ожидая, что на следующий день они вместе на глазах всего народа воздадут им все подобающие почести и жертвы. В ту же ночь Феодор Стратилат разбил все статуи, а обломки раздал беднякам.

Первая смерть

Надо ли говорить, что Лициний жестоко отомстил Св. Феодору Стратилату за разрушение истуканов. Еще накануне император предвкушал большую победу - отступление знаменитого воина-христианина, но был жестоко разочарован. Пытки великомученика продолжались несколько дней - огнем и железом истязали тело, морили голодом и жаждой, вырвали глаза и распяли. На ночь тело оставили на кресте, сочтя мученика мертвым . Но явился Божий ангел , снял страдальца с креста и исцелил его.

Солдаты Лициния , только накануне пытавшие святого Феодора, приняли крещение во Христа сразу же в ближайшем источнике, как только увидели великомученика сидящим невредимым у креста, на котором вчера его распяли. А народ Гераклеи , среди которых много было и верующих, возмутился чрезвычайными страданиями любимого военачальника и воодушевился его чудесным избавлением и исцелением. Началось восстание против языческой власти Лициния . Но Феодор Стратилат положил конец междоусобице и успокоил народ, а сам принял смерть, добровольно сдавшись Лицинию . По легенде, идя на смерть , великомученик взглядом открывал двери темницы и исцелял больных лишь прикосновением. Второй раз Лициний не стал тратить время на пытки и повелел отрубить святому голову.

Вторая смерть

Отказ от чудесного избавления, но принятие смерти или мучений за сотни лет до жизни Феодора Стратилата были знаковыми в христианстве.

Арестованные за проповедь апостол Павел и его соратник Сила, когда ангел чудесным явлением потряс само основание темницы и освободил их, остались в камере. Казалось бы, Господь сам избавляет, беги! Но с великой верой остались заключенные в неволе, чтобы узами своими проповедовать язычникам. Чем положили начало многим крещениям среди них.

Сам Господь Христос Иисус не пожелал избежать ареста и позорнейшей, предназначавшейся только рабам Римской империи казни . Как же мог раб Божий Феодор отказаться от смерти, которая прославит Бога? С верой он обратился к бунтующему народу и призвал к спокойствию. Напомнил им, что сам Христос мог призвать легионы ангелов и спастись от крестной смерти, но не пожелал.

Его стойкость воодушевила еще больше людей: тех, кто видел пытки, тех, кто пытал и казнил его, тех, кто только слышал об этих ужасах и чудесах, - прославить Бога и отказаться от язычества.

Помни меня

Казнь состоялась 8 февраля 319 года н. э. по Юлианскому календарю, православные христиане поминают святого 21 февраля (в соответствии с Григорианским календарем ). День захоронения его тела на родине в Евхаитах - 8 (или 21) июня, второй день памяти святого.

Раб Св. Феодора Стратилата, Уар , был подле хозяина до последней минуты. Именно к нему обратился мученик с последней просьбой, а после смиренно преклонил голову под меч. Он повелел рабу подробно описать свои жизнь и мученическую смерть - он хотел, чтобы люди помнили Феодора Стратилата и прославляли через него Бога.

И люди не забыли. Храмы имени Феодора Стратилата существуют по всему миру.

Великий Новгород

В этом старинном городе есть две церкви Феодора Стратилата. Одна расположена на ул. Щиркова , на Софийской стороне. Кто и когда основал и построил ee - неизвестно, но стояла она еще до монгольского ига. Тогда она была посвящена Феодору Тирону , с которым часто путают Стратилата. И тому много причин.

Жили святые практически в одно время и в одной местности, оба были воинами и драконоборцами . Евсевия , мать Тирона , которая возле своего дома похоронила тело Феодора Тирона после его мученической смерти , каждый год поминала сына. Она же помогла Феодору Стратилату в битве со змеем недалеко от своего жилища. Там же был похоронен мученик Стратилат, подле Феодора Тирона .

Церковь Феодора Стратилата (бывшая Тирона ) неоднократно перестраивалась. В 1804 году к ней была пристроена колокольня, и с тех пор архитектура осталась неизменной. В годы Великой Отечественной войны город был практически полностью разрушен, но эта церковь почти не пострадала.

Еще одна церковь Феодора Стратилата стоит недалеко от Федоровского ручья и так и называется - Церковь на ручью (на фото выше). Это одно из самых известных в России святых мест, связанных с именем великомученика. Даже для Новгорода, в котором множество древних святых мест и реликвий, эта церковь очень примечательна. Построена она в классическом новгородском стиле в 14 веке , но со множеством декоративных элементов на фасадах, что является существенным отступлением от архитектурной строгости других храмов той эпохи . Существуют предположения, что автор фресок, которые украшают храм изнутри и частично сохранились, - знаменитый Феофан Грек. Они выполнены в необычной для Новгорода красно-коричневой гамме. Хотя славянский тип внешности святых на фресках указывает на то, что авторами были новгородские художники - ученики Феофана Грека.

В Новгородском государственном музее хранится икона “ Феодор Стратилат с житием” конца 15 века (на фото выше). Она была перенесена в музей из Церкви на ручью и очень хорошо сохранилась. Икона выполнена в ярких тонах, передает духовный смысл страданий, более возвышая их, чем повествует о муках и боли.

Москва

В Москве, в Архангельском переулке, стоит церковь Святого Феодора Стратилата - вторая из двух церквей Антиохийского подворья. Первая - церковь Архангела Гавриила - была одновременно и церковью, и колокольней. Построил ее сам сподвижник Петра Первого А. Д . Меньшиков в самом начале 17 века , поэтому еще её называют Меньшиковской башней. Но в 1723 году удар молнии вызвал пожар, и церковь лишилась ангела со шпилем и верхнего яруса, долгие годы простояла обгорелой развалиной. Отстроил ее лишь спустя 50 лет Измайлов Г. З. , чтобы проводить в ней масонские собрания. Только в 1863 году в храме опять стали совершать богослужения.

Уже в 1806 году рядом закончили строительство церкви Феодора Стратилата, соседки и “ младшей сестры” Меньшиковской башни, так они похожи. Старшая " сестра" оказала влияние на младшую. Церковь Феодора Стратилата тоже строили под колокола, но изначально планируя, что это будет теплый храм. “ Старшая сестра” была знаменита как холодная церковь с короткими богослужениями. Из-за больших размеров было сложно и дорого протопить все помещение, и холод не позволял долго предаваться духовным занятиям. Рядом с церковью расположен и дом-причта - дом для служителей церкви, построенный в 1827 году. Примечательно, что множество ложных окон наводит на мысль, что и при строительстве этого дома планировали сэкономить на его отоплении.

Санкт-Петербург

Феодор Стратилат был любим во всем мире, почитаем как покровитель воинов. Сохранилось множество икон с его ликом самых разных школ и форматов, которые хранятся как в святых местах, так и в музеях.

В Эрмитаже можно увидеть миниатюрное мозаичное изображение Феодора Стратилата. Икона датируется первой четвертью 14 века и сделана в Византии. Изначально мозаикой выкладывали пол, позднее - стены и потолки христианских церквей, богатых домов и дворцов, а из кусочков драгоценных минералов начали создавать портативные иконы - по фотографии сложно судить о размере, между тем самая большая сторона иконы - всего 9 см.

Федоровский монастырь в Переславле-Залесском

В 1304 году сошлись в битве за власть москвичи и тверичане . В честь победы на месте страшной сечи московский князь повелел заложить Федоровский монастырь. Первой и древнейшей постройкой монастырского комплекса является Федоровский собор, датируемый 1557 годом. Деньги на строительство по случаю рождения сына Федора пожертвовал сам Иван Грозный. На пожертвования царевны Натальи Алексеевны, родной сестры Петра Первого, которую тот очень любил, построены еще две церкви монастыря - больничная церковь Казанской иконы Божьей матери и трапезная Введенская церковь.

В 1667 году моровая язва скосила население Переславля-Залесского, оставив после себя много вдов и девушек, которые бродяжничали или ютились по местным жителям. Пойти бы им в монахини, но куда? Монастырь мужской, пусть монахов всего десять человек. Царь Алексей Михайлович и патриарх Иосиф пожалели бедных женщин - монастырь обратили в женский, монахов перевели в окрестные обители, а монастырю подарили земли для пропитания послушниц. Также в монастыре всегда процветали самые разные ремесла - от ткачества до иконописной мастерской.

Монастырь Челтер-Коба в Крыму

В Крыму, в западной части мыса Ай-Тодор, есть действующий мужской монастырь Феодора Стратилата. Татары называли его Челтер-Коба , в переводе - " пещерная решетка " : деревянные лестницы и переходы, соединяющие пещеры монастыря, оправдывали такое название. И по сей день монашеские кельи, склады, трапезный зал, пещерный храм великомученика Феодора Стратилата располагаются в природных гротах. В самой большой пещере для алтаря было выбито специальное квадратное отверстие. В северо-восточной части был баптистерий. Еще в монастыре сохранились девять могил. Их большое количество говорит о том, что здесь погребали не только монахов, но и защитников крепости Сюйрень , которая располагалась на склоне соседнего мыса Куле-Бурун и была построена для обороны северной границы княжества Феодоро .

Крепость защищала и местных жителей, и монахов, а в храме Феодора Стратилата, прямо в пещере, совершались богослужения для верующих, живущих в окрестностях. Монастырь был основан в 8 - 9 веке и действует до сих пор, хотя в 1475 году вторжение турецкой армии в Крым на более чем 500 лет прервало служение в монастыре.

Люди не забывали святого и великомученика и благодаря чудесам, которые не прекратились после его смерти.

Дамаск

Недалеко от Дамаска, в городке Караста , стоял храм Феодора Стратилата. Но городок захватили разбойники-сарацины. Они сделали святое место своим жилищем. Однажды в шутку один из них выстрелил в стену из лука и “ ранил” образ Феодора в правое плечо. Из нарисованного красками на стене лика потек ручеек крови. Сарацины удивились, но не поняли этого знамения, а это было последнее предупреждение. Вскоре всех осквернивших Божье место нашли мертвыми . По одной версии, святотатцев - а их было около двадцати семейств - погубил мор, который не тронул других жителей города. По второй версии легенды, они передрались между собой насмерть.

В Ветхом Завете мор - одна из десяти казней Египта. Есть много историй, когда несколько сотен воинов избранного народа побеждали многотысячные армии язычников - иногда малыми усилиями, а порой просто находя вымерший лагерь врагов, которые были охвачены безумством и поубивали друг друга. Оставалось только делить добычу! Что бы ни случилось на самом деле, важно одно - святость Божьего присутствия неприкосновенна.

Кострома

У рода царей Романовых есть икона-покровительница - Федоровская икона Божьей Матери. Считается, что написал ее Лука, один из четырех евангелистов. Имя иконе дал отец Александра Невского, которого при крещении нарекли Федором в честь Феодора Стратилата.

У иконы яркая история со многими знамениями. А обретение ее связывают с Феодором Стратилатом, покровителем Костромы - города , где сейчас хранится икона. Именно Феодора видели костромчане за день до судьбоносной охоты, когда князь и младший брат Александра Невского, Василий Костромской , преследуя зверя, нашли икону в лесу на дереве. Некий воин, похожий на образ Стратилата в Костромском соборе, накануне ходил по улицам города, держа в руках икону. До того дня ее считали сгоревшей вместе с Городецкой часовней, в которой она хранилась раньше.

Иноземные принцессы-невесты царевичей брали себе отчество Федоровна , когда принимали православие, тоже в честь этой иконы-покровительницы рода.

С ней же связано окончание Смутного времени конца 15 и начала 16 веков и избрание на царство Михаила Федоровича , начало правления рода Романовых. Когда 23 марта 1613 года послы Земского собора прибыли сообщить ему об избрании, мать будущего царя, инокиня Марфа, долго не соглашалась благословить сына царствовать. И лишь когда простерлась ниц перед Федоровской иконой, через молитву Богородице, у которой испросила мудрости будущему правителю и благодати для всей страны, согласилась.

И жизнью, и мученической смертью проповедовал великомученик Феодор Стратилат о своем Великом Боге и после смерти не оставил своего служения!

Святой Феодор был воином римской армии, человеком храбрым и мужественным. Он жил в 4 веке, в городе Евхаиты, тайно исповедуя веру в Иисуса Христа, ибо то было время жесточайших гонений. В окрестностях Евхаит было поле, на котором в глубокой впадине поселился огромный змей. Когда он выходил из своего логова, земля в этом месте потрясалась; выйдя же, прожорливое чудовище нападало на людей и животных и многих таким образом погубило. Феодор, услышав об этом, помолился Богу и сказал сам себе: «Пойду и избавлю мое отечество от этой напасти силой Господа Иисуса Христа».

Он сел на коня и поехал в поле и, приблизившись к жилищу змея, сказал ему: «Повелеваю тебе именем Господа нашего Иисуса Христа, пострадавшего за род человеческий: выйди из логовища своего и приползи ко мне». Змей, услышав голос святого, зашевелился, и земля на том месте потряслась. Феодор же осенил себя крестным знамением и убил выползшего змея мечом. После этого он, благодаря Бога, возвратился в свой полк. Тогда многие жители Евхаит уверовали во Христа и крестились.

Весть о подвиге святого Феодора донеслась до самого императора, и тот наградил его за храбрость, назначив воеводой (стратилатом) города Гераклеи. Награждая его, царь не знал, что Феодор - христианин, а тот, проживая в Гераклее, проповедовал Истинного Бога, и в короткое время уверовали во Христа и крестились почти все гераклейцы.

Скоро об этом донесли императору Ликинию, и он сам поехал к Феодору со свитой и множеством воинов. Накануне приезда императора, ночью, когда Феодор молился, ему было такое явление: он увидел себя в храме, крыша храма отверзлась, и оттуда воссиял свет небесный и послышался голос: «Дерзай, Феодор! Я с тобою». Император вступил в Геракпею, но святой не захотел сразу исповедовать перед ним Христа: когда Ликиний потребовал, чтобы Феодор принес жертвы идолам, он ответил согласием и только попросил дать ему этих идолов до утра. Император разрешил, и Феодор, унеся домой золотые и серебряные статуи, раздробил их на части и раздал эти куски нищим.

Узнав об этом, Ликиний страшно разгневался и предал Феодора на мучения. Его били воловьими жилами по спине и по животу, потом били оловянными прутьями, строгали железными когтями и жгли свечами. Потом Феодора на пять дней поместили связанного в темницу и морили голодом, а затем пригвоздили ко кресту, как когда-то нашего Господа и Спасителя. Тело мученика было так истерзано, что все думали, что он скоро умрет, и оставили его висеть на кресте. Но ночью ангел Господень освободил и полностью исцелил святого. Когда утром ко кресту пришли воины, чтобы взять тело Феодора, они встретили его самого, сидящего на земле и поющего хвалы Богу. Тогда эти воины - семьдесят солдат и два сотника- уверовали во Христа. Император послал 300 воинов во главе со своим наместником Сикстом перебить всех уверовавших. Но сбежалось много народа, и все единодушно стали исповедовать:

«Един есть Бог христиан, и нет иного, кроме Него!»

В народе начался мятеж, наместника Сикста и еще нескольких язычников убили. Но Феодор громко сказал: «Возлюбленные, перестаньте! Господь наш Иисус Христос, вися на кресте, удерживал ангелов, чтобы они не отомстили роду человеческому».

Христиане послушались Феодора, и, когда пришел посланный Ликинием воин, не убили его, как хотели, ибо святой мученик Феодор сказал им: «Братия и отцы! Мне теперь подобает отойти ко Господу моему».

Он перекрестился и преклонил под меч свою голову. Его с почестями погребли в Евхаитах, и от мощей мученика совершилось много чудес, во славу Христа Бога нашего. Аминь.

Святой великомученик Феодор Стратилат почитается как покровитель православного воинства.

Жизнеописание

Научный подход к житию

В древнерусской литературе существуют три варианта жития Феодора Стратилата, которые специалисты называют «краткое», «полное» и «славянская версия».

Эти три жития переведены с греческого и представляют из себя житие-мартирий.

В древнерусских рукописях это произведение наиболее часто именовалось «Мучение святаго Феодора Стратилата» и начиналось со слов:

Краткая версия жития рассказывает о пытках, которые претерпел святой по приказу царя Ликиния. В ней описаны события мученической кончины Феодора, при этом святой умирает на кресте, и его воскрешает Ангел.

В полной версии жития текст совпадает с краткой версией практически дословно, но после описания достоинств Федора в этот вариант включён эпизод встречи с христианкой Евстафией и победы над чудовищным змием.

После описания этого события продолжается текст краткой версии жития с момента прихода послов, посланных Ликинием.

Эти два варианта жития являются переводом греческих оригиналов, которых тоже было два, и они также отличались упомянутым эпизодом. Эти варианты текста сохранились и хранятся в Ватиканской апостольской библиотеке (полная - № 1993, краткая - № 1245).

Первый список на славянском языке - это краткий вариант, который включён в Златоуст Ягича, датируемый началом XIV века.

Но в общей рукописной традиции намного чаще встречается полный вариант сказания, который начинается так:

Третья версия - это перевод греческого текста жития, которое вошло в сборник Дамаскина Студита «Сокровища» (греч. ????????) XVI века, в переводе Арсения Грека.

По всей видимости этот текст был скопирован в сборник А. И. Анисимова, который назвал его «славянской версией». Позже, в 1715 году этот труд Дамаскина Студита был полностью переведён Феодором Герасимовым Полетаевым.

В этой работе название жития выглядит так: «Мучение святаго славнага великомученика Феодора Стратилата, преложенное на общий язык последнейшим в монасех Дамаскином иподиаконом и Студитом», который начинается словами:

Объединение и перевод этих версий были выполнены Дмитрием Ростовским, труды которого вышли в 1689-1705 годах и были признаны наиболее удачными.

Эта книга последнее время переиздаётся раз в десятилетие, последнее переиздание было в 1998 году (том 7 - февраль).

Сам перевод греческих текстов часто приводил смешению текстов при некоторых переводах, что являлось проблемой не только славянских переводчиков. Проблемой стала близость святых Феодоров - Тирона и Стратилата - они оба почитались христианскими воинами, жили в одной местности в одно и то же время, победили каждый своего змия, были покровителями воинства Византийской империи.

К тому же тексты жития упомянутых святых читаются недалеко друг от друга: во-первых, празднование памяти святых в календаре располагалось недалеко, некоторые Четьи-минеи составлены так, что рассказы о святых идут друг за другом. Поэтому при домашнем чтении житий святых в представлении читающего (переписчика, переводчика) эти истории переплетались и существуют ошибки переписки и перевода. Во-вторых, во время чтения «Златоуста» эти жития читаются рядом и слушателями могут восприниматься как единое целое.

В некоторых культурах черты святых проникают друг в друга, учёные приводят пример грузинского перевода, в котором мученик один, и его имя - «Феодор Стратилон». Змееборчество Феодора Стратилона описано по житию Феодора Стратилата, а мучения и смерть персонажа совпадают с греческим текстом жития Феодора Тирона. Существуют тексты Златоустов, в которых Феодора Тирона именуют «Стратиот». Также есть апокрифические тексты, в которых Тирону приписывают воинское звание стратига, что является несоответствием («Тирон» переводится как новобранец).

Дополнительную путаницу вносят народные приметы на день Федора Стратилата - по житию Феодора Тирона именно он, а не Феодор Стратилат поражает змея, который сторожит питьевой источник.

Научные исследования жития святого разделяют эту ошибку, академическое издание Истории русской литературы 1941 года содержит текст:

Это является ошибкой, так как Тирон спасает свою мать, а Евсевия предупреждает Стратилата. Также в научных исследованиях встречается путаница с датами памяти святых и текстами чтений в эти дни.


Тропарь, глас 4:

Воинствословием истинным, страстотерпче,
Небеснаго Царя воевода предобрый был еси, Феодоре;
Оружиями бо веры ополчился еси мудренно,
И победил еси демонов полки,
И победоносный явился еси страдалец.
Темже тя верою
Присно ублажаем

Кондак, глас 2:

Мужеством души в веру оболкийся
И глагол Божий, аки копие, в руку взем,
Врага победил еси, мучеников превелий Феодоре,
С ними Христу Богу моляся не престай о всех нас.

Величание

Величаем тя,
страстотерпче святый Феодоре,
И чтим честная страдания твоя,
яже за Христа претерпел еси.

При этом практически все византийские и древнерусские изображения святых изображают их так, что отличия между ними становятся явными. Житийная икона Феодора Стратилата, которая хранится в Новгородском музее, изображает обоих святых.

А. И. Анисимов высказывал следующее мнение по этому вопросу:

События жития святого

Согласно житию, Феодор был талантливым, храбрым и красивым юношей. События, которые прославили Феодора, произошли в правление императора Ликиния. В этот период происходили обширные гонения на христиан, но император, увидев, что большинство из них с радостью идут на смерть за свою веру, в первую очередь стал преследовать высокопоставленных христиан. Феодор разделил судьбу Сорока Севастийских мучеников и других мучеников из числа окружения императора.

Феодор родился в городе Евхаит (Малая Азия) и служил в императорской армии. Слава о его воинской доблести распространилась после того, как он убил змея, жившего недалеко от Евхаита. По преданию, этот змей жил в провале на пустынном поле, которое находилось на север от города. Раз в день он выбирался оттуда и в этот момент его жертвой мог стать любой зверь или человек. Насытившись, он возвращался в своё логово.

Феодор, не уведомив никого о своих намерениях, решил избавить город от этого чудовища и выступил против него со своим обычным вооружением. Придя на поле, ему захотелось отдохнуть в траве, но его разбудила престарелая христианка Евсевия. Евсевия, в доме которой были погребены мощи Феодора Тирона, предостерегла его об опасности. Феодор помолился, сел на своего коня, и вызвал змея на бой. После того, как Змей выполз из подземного убежища, конь Феодора вскочил на него копытами и всадник поразил его.

Жители города, которые видели змеиное тело, связывали подвиг с верой Феодора и удивлялись силе христианства. После этого он был назначен военачальником (стратилатом) в городе Гераклее, где активно проповедовал христианство. Большая часть горожан была обращена им в христианскую веру. Об этом доложили императору Лицинию, который послал за ним сановников, пригласивших Феодора к себе. В ответ Феодор пригласил императора в Гераклею, пообещав устроить там пышное жертвоприношение языческим богам.

Для этой цели в город прибыл император с восемью тысячами воинов, было привезено множество золотых и серебряных изваяний эллинских богов. Феодор попросил взять их на ночь для личного жертвоприношения, пообещав утром следующего дня поклониться богам прилюдно. Ночью он разбил статуи богов, а части раздал нищим. На следующее утро императорский сотник Максентий открыл обман Феодора императору:

Император был шокирован, а Феодор Стратилат пояснил свои поступки верой в Христа и неверием в языческих богов. В процессе диалога Феодор доказывал Ликинию правоту своей веры и неправоту верований императора. Император был оскорблён и велел казнить непокорного военачальника. После этого святого подвергли многодневным пыткам, он был высечен, его жгли огнём и рвали железными когтями. Затем Феодора заточили в темницу и морили голодом в течение пяти дней, потом ослепили и распяли. Согласно преданию, благодаря Божьему заступлению ночью к Феодору пришёл Ангел и воин стал невредим.

В результате этого чуда весь город уверовал во Христа и жители пытались заступиться за своего стратилата. Стратилат проповедью прекратил междоусобицу, по преданию он освобождал заключённых, исцелял больных.

После этого Феодор отдал последние распоряжения по разным вопросам, в том числе и по поводу места своего захоронения. После дополнительной молитвы он добровольно пошёл на казнь. Он был усечён мечом 8 февраля 319 года. Его тело, согласно последней воле, было погребено в его родном городе Евхаите, куда его перенесли 8 июня.

Жизнеописание Феодора Стратилата было записано его слугой и писцом Уаром, который был очевидцем событий и исполнителем его последней воли.

Упоминание о святом

Существуют предания о чудесах, связанных с Феодором Стратилатом.

Сирии Дамаска Анастасий Синаит Иоанн Дамаскин Святослав Игоревич

Иконография Феодора Стратилата

Феодор Стратилат изображается в пластинчатом доспехе, чаще всего в правой руке он держит копьё, которое изображается вертикально (в отличие от Феодора Тирона, копьё которого располагают по диагонали рисунка). Также на иконах часто изображают щит (в основном - круглый), русские иконописцы позже стали писать щит времён Дмитрия Донского. Кроме этого, встречаются иконы, на которых Феодор Стратилат держит крест. Значительно реже встречаются иконы, на которых в руках святого изображён меч. Значительно реже встречаются иконы, на которых Феодор изображён восседающим на коне. В основном это восточная традиция, в ней существуют некоторые особенности иконописи - на коне Феодора изображается маленький сарацин, также как и на иконах Георгия Победоносца. Этот сарацин является воплощением тех арабов, которые заодно со святым. Масть лошади под святым Феодором на коптских иконах изображается белым, иногда - буланым или соловым.

Феодора Иоанновича Ирины Феодоровны Годуновой

  1. Храмовая икона Феодоровского собора Феодоровского монастыря.
  2. Храмовая икона церкви Феодора Стратилата на Ручью второй четверти XVI века.
  3. Икона из Кальбенштайнберга
  4. Псковская или новгородская икона неизвестного происхождения третьей четверти XVI века, хранящаяся в Государственном Русском Музее
  5. Храмовая икона Федоровского придела церкви Иоанна Лествичника Кирилло-Белозерского монастыря, выполненная около 1572 года.

Считается, что для икон, которые находятся в Русском музее (№ 4, 5) прообразом стала икона Феодоровского монастыря.

Память о Феодоре Стратилате

Существует улицы, населённые пункты, которые носят имя святого. Особое почитание святого Феодора в городе Костроме, которая была восстановлена в 1239 году Ярославом Всеволодовичем. Тогда он поставил в центре города деревянную церковь Феодора Стратилата.

Есть определённое количество монастырей и церквей, которые поставлены в честь Феодора Стратилата, также есть церкви, в которых хранится частица мощей святого.

Краткое житие великомученика Феодора Стратилата, Гераклийского

Ве-ли-ко-му-че-ник Фе-о-дор Стра-ти-лат про-ис-хо-дил из го-ро-да Ев-ха-ит. Он был на-де-лен мно-ги-ми да-ро-ва-ни-я-ми и пре-крас-ной внеш-но-стью. За ми-ло-сер-дие Бог про-све-тил его со-вер-шен-ным по-зна-ни-ем хри-сти-ан-ской ис-ти-ны. Храб-рость свя-то-го во-и-на ста-ла из-вест-на мно-гим по-сле то-го, как он с по-мо-щью Бо-жи-ей убил гро-мад-но-го змея, жив-ше-го в про-па-сти в окрест-но-стях го-ро-да Ев-ха-и-та. Змей по-жи-рал мно-же-ство лю-дей и жи-вот-ных, дер-жа в стра-хе всю окру-гу. Свя-той Фе-о-дор, во-ору-жив-шись ме-чом и мо-лит-вой ко Гос-по-ду, по-бе-дил его, про-сла-вив сре-ди лю-дей Имя Хри-сто-во. За от-ва-гу свя-той Фе-о-дор был на-зна-чен во-е-на-чаль-ни-ком (стра-ти-ла-том) в го-ро-де Ге-рак-лее, где нес как бы двой-ное по-слу-ша-ние, со-че-тая свое от-вет-ствен-ное во-ин-ское слу-же-ние с апо-столь-ской про-по-ве-дью Еван-ге-лия сре-ди под-чи-нен-ных ему языч-ни-ков. Его го-ря-чая убеж-ден-ность, под-креп-лен-ная лич-ным при-ме-ром хри-сти-ан-ской жиз-ни, от-вра-ща-ла мно-гих от па-губ-ной «лжи без-бо-жия». Вско-ре по-чти вся Ге-рак-лея при-ня-ла хри-сти-ан-ство.

В это вре-мя им-пе-ра-тор Ли-ки-ний (307-324) на-чал же-сто-кое го-не-ние на хри-сти-ан. Же-лая обез-гла-вить но-вую ве-ру, он об-ру-шил пре-сле-до-ва-ния на про-све-щен-ных по-бор-ни-ков хри-сти-ан-ства, в ко-то-рых не без ос-но-ва-ния ви-дел ос-нов-ную угро-зу для уми-ра-ю-ще-го язы-че-ства. В их чис-ле ока-зал-ся и свя-той Фе-о-дор. Свя-той сам при-гла-сил Ли-ки-ния в Ге-рак-лею, по-обе-щав ему при-не-сти жерт-ву язы-че-ским бо-гам. Для со-вер-ше-ния этой пыш-ной це-ре-мо-нии он по-же-лал со-брать в сво-ем до-ме все зо-ло-тые и се-реб-ря-ные из-ва-я-ния бо-гов, ко-то-рые име-лись в Ге-рак-лее. Ослеп-лен-ный нена-ви-стью к хри-сти-ан-ству, Ли-ки-ний по-ве-рил сло-вам свя-то-го. Од-на-ко его ожи-да-ния бы-ли об-ма-ну-ты: за-вла-дев ис-ту-ка-на-ми, свя-той Фе-о-дор раз-бил их на кус-ки и раз-дал ни-щим. Так он по-сра-мил су-ет-ную ве-ру в без-душ-ных идо-лов и бук-валь-но на об-лом-ках язы-че-ства утвер-дил за-ко-ны хри-сти-ан-ско-го ми-ло-сер-дия.

Свя-той Фе-о-дор был схва-чен и под-верг-нут же-сто-ким и изощ-рен-ным пыт-кам. Их сви-де-те-лем был раб свя-то-го Фе-о-до-ра, свя-той Уар, ко-то-рый ед-ва на-хо-дил в се-бе си-лы опи-сы-вать неимо-вер-ные му-че-ния сво-е-го гос-по-ди-на. Пред-чув-ствуя близ-кую смерть, свя-той Фе-о-дор уже об-ра-щал к Бо-гу по-след-ние мо-лит-вы, го-во-ря: «Гос-по-ди, ре-кл ми еси пер-вее, Аз есмь с то-бою, ныне же поч-то оста-вил мя еси? Виждь, Гос-по-ди, яко зве-рие ди-вии рас-тер-за-ша мя Те-бе ра-ди, из-бо-де-ны суть зе-ни-цы очес мо-их, плоть моя ра-на-ми раз-дроб-ля-ет-ся, уязв-ля-ет-ся ли-це, со-кру-ша-ют-ся зу-бы, еди-ны то-чию на-гие ко-сти на кре-сте ви-сят: по-мя-ни мя, Гос-по-ди, пре-тер-пе-ва-ю-ще-го крест Те-бе ра-ди, же-ле-зо, и огнь, и гвоз-дие подъ-ях за Тя: про-чее же при-и-ми дух мой, уже бо от-хо-жду от жиз-ни сей».

Од-на-ко Бог, по ве-ли-кой Сво-ей ми-ло-сти, по-же-лал, чтобы кон-чи-на свя-то-го Фе-о-до-ра бы-ла так же пло-до-твор-на для его ближ-них, как и вся его жизнь: Он ис-це-лил ис-тер-зан-ное те-ло свя-то-го и свел его с кре-ста, на ко-то-ром тот был остав-лен на всю ночь. Утром цар-ские во-и-ны за-ста-ли свя-то-го Фе-о-до-ра жи-вым и невре-ди-мым; убеж-ден-ные во-очию в бес-пре-дель-ном мо-гу-ще-стве хри-сти-ан-ско-го Бо-га, они тут же, неда-ле-ко от ме-ста несо-сто-яв-шей-ся каз-ни, при-ня-ли свя-тое Кре-ще-ние. Так свя-той Фе-о-дор явил-ся, «яко день све-то-за-рен», для пре-бы-вав-ших во тьме идо-ло-по-клон-ства языч-ни-ков и про-све-тил их ду-ши «свет-лы-ми сво-е-го стра-да-ния лу-ча-ми». Не же-лая из-бе-жать му-че-ни-че-ской смер-ти за Хри-ста, свя-той Фе-о-дор доб-ро-воль-но пре-дал се-бя в ру-ки Ли-ки-ния, оста-но-вив вос-став-ший про-тив му-чи-те-лей на-род, уве-ро-вав-ший во Хри-ста, сло-ва-ми: «Пе-ре-стань-те, воз-люб-лен-ные! Гос-подь мой Иисус Хри-стос, ви-ся на Кре-сте, удер-жи-вал Ан-ге-лов, дабы они не со-тво-ри-ли от-мще-ние ро-ду че-ло-ве-че-ско-му». Идя на казнь, свя-той му-че-ник од-ним сло-вом от-во-рял тем-нич-ные две-ри и осво-бож-дал за-клю-чен-ных от уз. Лю-ди, при-ка-са-ю-щи-е-ся к его ри-зам и чу-дом Бо-жи-им об-нов-лен-но-му те-лу, мгно-вен-но ис-це-ля-лись от бо-лез-ней и осво-бож-да-лись от бе-сов. По при-ка-зу ца-ря свя-той Фе-о-дор был усе-чен ме-чом.

Пе-ред смерт-ной каз-нью он ска-зал Уа-ру: «Не ле-нись за-пи-сать день кон-чи-ны мо-ей, а те-ло мое по-ло-жи в Ев-ха-и-тах». Эти-ми сло-ва-ми он про-сил еже-год-но-го по-ми-но-ве-ния. За-тем, ска-зав «аминь», он пре-кло-нил го-ло-ву под меч. Это со-вер-ши-лось 8 (21) фев-ра-ля 319 го-да, в суб-бо-ту, в тре-тий час дня.

Полное житие великомученика Феодора Стратилата, Гераклийского

Свя-той ве-ли-ко-му-че-ник Фе-о-дор Стра-ти-лат был пре-дан му-че-ни-че-ской смер-ти в 319 го-ду по Рож-де-стве Хри-сто-вом. В до-слов-ном пе-ре-во-де с гре-че-ско-го сло-во «стра-ти-лат» озна-ча-ет «вы-со-кий во-ин», в ли-те-ра-тур-ном пе-ре-во-де - «во-е-во-да», «во-е-на-чаль-ник». Про-ис-хо-дил свя-той Фе-о-дор из го-ро-да Ев-ха-и-ты, ныне Мар-си-ан на се-ве-ре Ма-ло-ази-ат-ско-го на-го-рья в Тур-ции. Бла-гая весть свя-то-го Еван-ге-лия в эти ме-ста при-не-се-на еще в апо-столь-ские вре-ме-на.

Свя-той Фе-о-дор был на-де-лен от Гос-по-да мно-ги-ми да-ро-ва-ни-я-ми. Его вы-де-ля-ли сре-ди окру-жа-ю-щих при-род-ная кра-со-та, ве-ли-ко-душ-ное серд-це, глу-бо-кое по-зна-ние хри-сти-ан-ских ис-тин, муд-рость и крас-но-ре-чие. Храб-рость свя-то-го во-и-на ста-ла мно-гим из-вест-на по-сле то-го, как он с по-мо-щью Бо-жи-ей убил гро-мад-но-го змея, жив-ше-го в про-па-сти в окрест-но-стях го-ро-да Ев-ха-и-ты. Змей по-жи-рал мно-же-ство лю-дей и жи-вот-ных, дер-жа в стра-хе всю окру-гу. Свя-той Фе-о-дор, ни-ко-му ни-че-го не го-во-ря, взяв с со-бой свое обыч-ное ору-жие и имея на гру-ди крест, дви-нул-ся в путь. До-е-хав до по-ля вбли-зи про-па-сти, где жил змей во-ин Хри-стов слез с ко-ня и лег от-дох-нуть. В этих ме-стах про-жи-ва-ла некая бла-го-че-сти-вая же-на по име-ни Ев-се-вия. Она бы-ла пре-клон-ная ле-та-ми. За несколь-ко лет пе-ред этим она ис-про-си-ла те-ло свя-то-го му-че-ни-ка Фе-до-ра Ти-ро-на, несго-рев-шее на ко-ст-ре во вре-мя каз-ни, по-греб-ла его око-ло сво-е-го до-ма и каж-дый год празд-но-ва-ла его па-мять в день пре-став-ле-ния 17 фев-ра-ля (2 мар-та). Бла-го-че-сти-вая Ев-се-вия, уви-дев спя-ще-го во-и-на Хри-сто-ва Фе-о-до-ра Стра-ти-ла-та, раз-бу-ди-ла его и пы-та-лась убе-дить уй-ти из этих мест, чтобы не по-стра-дать от змея. Му-же-ствен-ный во-ин Хри-стов Фе-о-дор от-ве-чал ей: «Отой-ди и стань по-даль-ше от ме-ста се-го, и ты уви-дишь си-лу Хри-ста мо-е-го». Жен-щи-на ото-шла и ста-ла мо-лить-ся к Спа-си-те-лю о да-ро-ва-нии по-бе-ды сме-ло-му во-и-ну. Об-ра-тил-ся с мо-лит-вой к Гос-по-ду и свя-той Фе-о-дор: «Гос-по-ди Иису-се Хри-сте, вос-си-яв-ший от От-че-го Су-ще-ства, по-мо-гав-ший мне в бит-вах и да-вав-ший по-бе-ду на со-про-тив-ныя, Ты и ныне Тот же есть Гос-по-ди Хри-сте Бо-же, по-шли мне по-бе-ду с вы-со-ты Тво-ей свя-той». Свя-той Фе-о-дор по-бе-дил чу-до-ви-ще, про-сла-вив сре-ди лю-дей имя Хри-сто-во. За от-ва-гу свя-той Фе-о-дор был на-зна-чен во-е-на-чаль-ни-ком в го-ро-де Ге-рак-лее близ Чер-но-го мо-ря, неда-ле-ко от Ев-ха-ит. Здесь свя-той Фе-о-дор со-че-тал от-вет-ствен-ное во-ин-ское слу-же-ние с апо-столь-ской про-по-ве-дью Еван-ге-лия сре-ди под-чи-нен-ных ему языч-ни-ков. Его го-ря-чая ве-ра, под-креп-лен-ная лич-ным хри-сти-ан-ским при-ме-ром, от-вра-ща-ла мно-гих от па-губ-ных при-вы-чек. В ре-зуль-та-те по-чти все жи-те-ли Ге-рак-леи при-ня-ли хри-сти-ан-ство.

В это вре-мя на-ча-лись же-сто-кие го-не-ния на хри-сти-ан. Им-пе-ра-тор Ли-ки-ний (307-324 гг.), умерт-вив-ший со-рок му-че-ни-ков Се-ва-стий-ских, об-ру-шил свои го-не-ния не на про-стой на-род, а на про-све-щен-ных по-бор-ни-ков хри-сти-ан-ства, в ко-то-рых ви-дел се-рьез-ную угро-зу для от-ми-рав-ше-го язы-че-ства. Про-слы-шав о храб-ром во-е-на-чаль-ни-ке, им-пе-ра-тор за-хо-тел его уви-деть и по-слал за ним сво-их при-бли-жен-ных. Свя-той Фе-о-дор при-нял по-слов с че-стью, но не хо-тел остав-лять сво-е-го го-ро-да. Пред-ви-дя на-ме-ре-ния им-пе-ра-то-ра, му-че-ник Хри-стов хо-тел по-стра-дать в сво-ем го-ро-де, по-это-му он от-ве-тил им-пе-ра-то-ру, что не мо-жет сей-час по-ки-нуть Ге-рак-лию и про-сит его по-жа-ло-вать к нему. На-ка-нуне при-бы-тия нече-сти-во-го пра-ви-те-ля свя-той Фе-о-дор удо-сто-ил-ся чу-дес-но-го ви-де-ния. Во вре-мя мо-лит-вы он вдруг уви-дел се-бя в хра-ме, кры-ша ко-то-ро-го раз-верз-лась, над хра-мом вос-си-ял небес-ный свет и раз-дал-ся го-лос: «Дер-зай, Фе-о-дор, Я с то-бою!». Укреп-лен-ный ви-де-ни-ем, свя-той му-че-ник об-ра-тил-ся к Гос-по-ду с го-ря-чей мо-лит-вой, про-ся Его укре-пить свои си-лы для пред-сто-я-ще-го по-дви-га. Им-пе-ра-тор при-е-хал, за-хва-тив с со-бой зо-ло-тых и се-реб-ря-ных идо-лов. Он бла-го-склон-но от-нес-ся к свя-то-му Фе-о-до-ру, хва-лил его за хо-ро-шее управ-ле-ние го-ро-дом и по-ве-лел ему при-не-сти пе-ред на-ро-дом жерт-вы идо-лам. Свя-той про-сил им-пе-ра-то-ра оста-вить идо-лов на ночь в сво-ем до-ме. Им-пе-ра-тор со-гла-сил-ся. За-вла-дев ис-ту-ка-на-ми, свя-той Фе-о-дор раз-бил их на мно-гие ча-сти и раз-дал ку-соч-ки зо-ло-та и се-реб-ра ни-щим. Так он по-сра-мил су-ет-ную ве-ру в без-душ-ных идо-лов и на об-лом-ках язы-че-ства утвер-ждал за-ко-ны хри-сти-ан-ско-го ми-ло-сер-дия. Му-че-ник Хри-стов по при-ка-зу им-пе-ра-то-ра был схва-чен, и под-верг-нут же-сто-ким и изощ-рен-ным пыт-кам. Му-чи-те-ли би-ли его во-ло-вьи-ми жи-ла-ми и оло-вян-ны-ми пру-тья-ми, тер-за-ли его те-ло гвоз-дя-ми и па-ли-ли ог-нем. Все это свя-той му-че-ник пе-ре-но-сил с ве-ли-ким тер-пе-ни-ем и толь-ко по-вто-рял: «Сла-ва Те-бе, Бо-же наш!» По-сле му-че-ний свя-то-го бро-си-ли в тем-ни-цу, и пять дней про-дер-жа-ли там без пи-щи и во-ды, а за-тем ис-тер-зан-но-го свя-то-го при-гвоз-ди-ли к кре-сту и оста-ви-ли на ночь. Му-чи-те-ли на-де-я-лись, что он умрет но-чью на кре-сте. Од-на-ко Гос-подь ре-шил про-сла-вить сво-е-го свя-то-го пе-ред все-ми жи-те-ля-ми Ге-рак-лии. Утром во-и-ны, участ-во-вав-шие в каз-ни уви-де-ли свя-то-го му-че-ни-ка жи-вым и невре-ди-мым. Убеж-ден-ные во-очию в бес-пре-дель-ном мо-гу-ще-стве хри-сти-ан-ско-го Бо-га, они тут же, неда-ле-ко от ме-ста несо-сто-яв-шей-ся каз-ни, при-ня-ли свя-тое кре-ще-ние. Му-че-ник Фе-о-дор удер-жал жи-те-лей и во-и-нов, уве-ро-вав-ших во Хри-ста от мя-те-жа, го-во-ря им: «Пе-ре-стань-те воз-люб-лен-ные! Гос-подь мой Иисус Хри-стос, ви-ся на кре-сте, удер-жи-вал ан-ге-лов, дабы они не со-тво-ри-ли от-мще-ние ро-ду че-ло-ве-че-ско-му». Му-че-ник Хри-стов доб-ро-воль-но от-дал се-бя в ру-ки му-чи-те-лей. Идя на казнь, свя-той од-ним сло-вом от-кры-вал две-ри тем-ниц и осво-бож-дал уз-ни-ков. Жи-те-ли Ге-рак-лии, при-ка-сав-ши-е-ся к его одеж-де, ис-це-ля-лись от бо-лез-ней и осво-бож-да-лись от бе-сов. Пе-ред тем как пре-дать се-бя в ру-ки па-ла-ча, му-че-ник Фе-о-дор за-ве-щал по-хо-ро-нить свое те-ло в Ев-ха-и-тах в име-нии ро-ди-те-лей. Сво-е-му слу-ге Уа-ру при-ка-зал за-пи-сать все му-че-ния, ко-то-рым он был под-верг-нут, для на-зи-да-ния бу-ду-щих по-ко-ле-ний хри-сти-ан. За-тем му-че-ник Хри-стов дол-го мо-лил-ся и, на-ко-нец, про-из-не-ся сло-во «аминь», пре-кло-нил под меч свою чест-ную и свя-тую гла-ву. Казнь со-вер-ши-лась 8 (21) фев-ра-ля 319 го-да в суб-бо-ту, в тре-тий час дня. На-род ока-зал ве-ли-кие по-че-сти свя-тым остан-кам му-че-ни-ка. 8 (21) июня то-го же го-да они бы-ли тор-же-ствен-но пе-ре-не-се-ны в Ев-ха-и-ты. Во вре-мя пе-ре-не-се-ния те-ла свя-то-го и уже в са-мом го-ро-де со-вер-ша-лись мно-го-чис-лен-ные чу-де-са во сла-ву Хри-ста Бо-га, Ему же со От-цем и Свя-тым Ду-хом, честь и по-кло-не-ние во ве-ки. Аминь.

Свя-той ве-ли-ко-му-че-ник Фе-о-дор Стра-ти-лат, вер-ный до смер-ти Гос-по-ду Иису-су Хри-сту, бес-страш-ный и жерт-вен-ный во-е-на-чаль-ник, храб-рый сол-дат, из-древ-ле по-чи-та-ет-ся как по-кро-ви-тель пра-во-слав-но-го во-ин-ства.

В па-мять ве-ли-ко-му-че-ни-ка Фе-о-до-ра Стра-ти-ла-та стро-и-лись хра-мы во всех пра-во-слав-ных стра-нах. По мо-лит-вам к нему, от Его икон со-вер-ша-лись мно-гие чу-де-са. Так свя-той , пат-ри-арх Ан-тио-хий-ский (599 г.) и (ок. 780 г.) упо-ми-на-ют о чу-де, про-изо-шед-шем в хра-ме Фе-о-до-ра Стра-ти-ла-та неда-ле-ко от Да-мас-ка в ме-стеч-ке Кар-са-та в Си-рии. Ко-гда эти ме-ста бы-ли за-хва-че-ны са-ра-ци-на-ми, храм был ра-зо-рен и в даль-ней-шем под-верг-ся осквер-не-нию. В зда-нии по-се-ли-лись са-ра-ци-ны. Од-на-жды один из них, взяв лук, пу-стил стре-лу в на-пи-сан-ное крас-ка-ми на стене изо-бра-же-ние свя-то-го Фе-о-до-ра. Стре-ла по-па-ла в пра-вое пле-чо свя-то-го, и тот-час по стене по-тек-ла струй-ка жи-вой кро-ви. Нече-стив-цы уди-ви-лись это-му, но храм не по-ки-ну-ли. Все-го в церк-ви про-жи-ва-ло око-ло два-дца-ти се-мейств. По про-ше-ствии неко-то-ро-го вре-ме-ни, все они скон-ча-лись по неиз-вест-ной при-чине. Мор на-пал на свя-то-тат-цев, в то вре-мя как их со-пле-мен-ни-ки, жив-шие вне хра-ма, не по-стра-да-ли.

См. так-же: в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Молитвы

Тропарь великомученику Феодоpу Стpатилату, глас 4

Воинствосло́вием и́стинным, стpастоте́pпче,/ Небе́снаго Цаpя́ воево́да пpедо́бpый был еси́, Фео́доpе:/ оpу́жиями бо ве́pы ополчи́лся еси́ му́дpенно/ и победи́л еси́ де́монов полки́,/ и победоно́сный яви́лся еси́ стpада́лец./ Те́мже тя ве́pою// пpи́сно ублажа́ем.

Перевод: Воинской службой истинной ты сделался полководцем прекрасным Царя Небесного, Феодор: ибо оружием веры вооружился ты премудро, и истребил демонов полки, и явился победоносным страдальцем. Потому тебя с верою всегда прославляем.

Кондак великомученику Феодоpу Стpатилату, глас 2

Му́жеством души́ в ве́ру оболки́йся/, и глаго́л Бо́жий а́ки копие́ в ру́ку взем, врага́ победи́л еси́,/ му́чеников преве́лий Фео́доре,// с ни́ми Христу́ Бо́гу моля́ся не преста́й о всех нас.

Перевод: Мужеством душевным верою вооружившись и слово Божие, как копье, в руку взяв, ты победил врага, Феодор, слава мучеников; с ними не переставай молиться Христу Богу о всех нас.

Молитва великомученику Феодоpу Стpатилату

О, святы́й, сла́вный и всехва́льный великому́чениче Фео́доре Стратила́те! Мо́лим тя пред ико́ною твое́ю свято́ю: моли́ с на́ми и о нас, раб Бо́жиих (имена) , умоля́емаго от Своего́ благосе́рдия Бо́га, да ми́лостивно услы́шит нас, благосты́ни у Него́ прося́щих, и вся на́ша ко спасе́нию и житию́ ну́жная проше́ния да испо́лнит. Еще́ же мо́лим тя, святы́й победоно́сче Фео́доре Стратила́те, разруши́ си́лы возстаю́щих на ны враго́в, ви́димых и неви́димых. Умоли́ же Го́спода Бо́га, всея́ тва́ри Созда́теля, изба́вити нас от ве́чнаго муче́ния, да всегда́ прославля́ем Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха и твое́ испове́дуем предста́тельство, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Жизнеописание

Научный подход к житию

Жития святого

В древнерусской литературе существуют три варианта жития Феодора Стратилата, которые специалисты называют «краткое», «полное» и «славянская версия».

Эти три жития переведены с греческого и представляют из себя житие-мартирий .

Эти два варианта жития являются переводом греческих оригиналов, которых тоже было два, и они также отличались упомянутым эпизодом. Эти варианты текста сохранились и хранятся в Ватиканской апостольской библиотеке (полная - № 1993, краткая - № 1245).

Но в общей рукописной традиции намного чаще встречается полный вариант сказания, который начинается так:

Третья версия - это перевод греческого текста жития, которое вошло в сборник Дамаскина Студита «Сокровища» (греч. Θησαυρός ) XVI века , в переводе Арсения Грека .

По всей видимости этот текст был скопирован в сборник А. И. Анисимова , который назвал его «славянской версией». Позже, в 1715 году этот труд Дамаскина Студита был полностью переведён Феодором Герасимовым Полетаевым.

В этой работе название жития выглядит так: «Мучение святаго славнага великомученика Феодора Стратилата, преложенное на общий язык последнейшим в монасех Дамаскином иподиаконом и Студитом» , который начинается словами:

Яко несть слаждшо блазей душе благочестиваго человека…

Объединение и перевод этих версий были выполнены Дмитрием Ростовским , труды которого вышли в 1689-1705 годах и были признаны наиболее удачными .

Эта книга последнее время переиздаётся раз в десятилетие, последнее переиздание было в 1998 году (том 7 - февраль) .

Сложности изучения текстов жития святого

Сам перевод греческих текстов часто приводил смешению текстов при некоторых переводах, что являлось проблемой не только славянских переводчиков. Проблемой стала близость святых Феодоров - Тирона и Стратилата - они оба почитались христианскими воинами, жили в одной местности в одно и то же время, победили каждый своего змия, были покровителями воинства Византийской империи .

К тому же тексты жития упомянутых святых читаются недалеко друг от друга: во-первых, празднование памяти святых в календаре располагалось недалеко, некоторые Четьи-минеи составлены так, что рассказы о святых идут друг за другом. Поэтому при домашнем чтении житий святых в представлении читающего (переписчика, переводчика) эти истории переплетались и существуют ошибки переписки и перевода. Во-вторых, во время чтения «Златоуста » эти жития читаются рядом и слушателями могут восприниматься как единое целое.

В некоторых культурах черты святых проникают друг в друга, учёные приводят пример грузинского перевода, в котором мученик один, и его имя - «Феодор Стратилон» . Змееборчество Феодора Стратилона описано по житию Феодора Стратилата, а мучения и смерть персонажа совпадают с греческим текстом жития Феодора Тирона. Существуют тексты Златоустов, в которых Феодора Тирона именуют «Стратиот» . Также есть апокрифические тексты, в которых Тирону приписывают воинское звание стратига , что является несоответствием («Тирон» переводится как новобранец).

Дополнительную путаницу вносят - по житию Феодора Тирона именно он, а не Феодор Стратилат поражает змея, который сторожит .

Научные исследования жития святого разделяют эту ошибку, академическое издание Истории русской литературы 1941 года содержит текст:

Феодор Тирон спасает от змия Евсевию, а Феодор Стратилат является спасителем своей матери

Еремин И. П., Скрипиль М. О. Житийная литература

Это является ошибкой, так как Тирон спасает свою мать, а . Также в научных исследованиях встречается путаница с датами памяти святых и текстами чтений в эти дни.

Краткие молитвенные песнопения
праздника Феодора Стратилата

Величаем тя,
страстотерпче святый Феодоре,
И чтим честная страдания твоя,
яже за Христа претерпел еси.

При этом практически все византийские и древнерусские изображения святых изображают их так, что отличия между ними становятся явными. Житийная икона Феодора Стратилата, которая хранится в Новгородском музее , изображает обоих святых.

События жития святого

Победа над змием

Согласно житию, Феодор был талантливым, храбрым и красивым юношей. События, которые прославили Феодора, произошли в правление императора Ликиния . В этот период происходили обширные гонения на христиан, но император, увидев, что большинство из них с радостью идут на смерть за свою веру, в первую очередь стал преследовать высокопоставленных христиан. Феодор разделил судьбу Сорока Севастийских мучеников и других мучеников из числа окружения императора.

Феодор родился в городе Евхаит (Малая Азия) и служил в императорской армии. Слава о его воинской доблести распространилась после того, как он убил змея, жившего недалеко от Евхаита. По преданию, этот змей жил в провале на пустынном поле, которое находилось на север от города. Раз в день он выбирался оттуда и в этот момент его жертвой мог стать любой зверь или человек. Насытившись, он возвращался в своё логово.

Феодор, не уведомив никого о своих намерениях, решил избавить город от этого чудовища и выступил против него со своим обычным вооружением. Придя на поле, ему захотелось отдохнуть в траве, но его разбудила престарелая христианка Евсевия. Евсевия, в доме которой были погребены мощи Феодора Тирона , предостерегла его об опасности. Феодор помолился, сел на своего коня, и вызвал змея на бой. После того, как Змей выполз из подземного убежища, конь Феодора вскочил на него копытами и всадник поразил его.

Жители города, которые видели змеиное тело, связывали подвиг с верой Феодора и удивлялись силе христианства . После этого он был назначен военачальником (стратилатом) в городе Гераклее, где активно проповедовал христианство. Большая часть горожан была обращена им в христианскую веру. Об этом доложили императору Лицинию, который послал за ним сановников, пригласивших Феодора к себе. В ответ Феодор пригласил императора в Гераклею, пообещав устроить там пышное жертвоприношение языческим богам.

Вот часть послания Феодора к императору. Он пишет, что не может покинуть город из-за сложившейся ситуации:

…многие, оставив отечественных богов, поклоняются Христу , и почти весь город, отвратившись от богов, славит Христа, и грозит опасность, что Гераклея отступит от твоего царства…

…посему, потрудись, царь, и приди сюда сам, взяв с собою изваяния более славных богов, - сделай это по двум причинам:

  1. чтобы усмирить мятежный народ;
  2. чтобы восстановить древнее благочестие;
ибо когда ты сам с нами пред всем народом принесешь им жертвы, то народ, увидев нас поклоняющимися великим богам, станет подражать нам и утвердится в отечественной вере

Жизнеописание Феодора Стратилата было записано его слугой и писцом Уаром, который был очевидцем событий и исполнителем его последней воли.

Упоминание о святом

Существуют предания о чудесах, связанных с Феодором Стратилатом.

При захвате Сирии сарацинами В храме Феодора Стратилата, который был расположен недалеко от Дамаска в местечке Карсата произошли события, о которых упоминали Анастасий Синаит , патриарх Антиохийский и Иоанн Дамаскин , жившие в VII - VIII веках . Когда местность была захвачена, храм был разорён и впоследствии подвергся осквернению, в нём поселились сарацины. В какой-то момент один из них выстрелил из лука в изображение святого Феодора Стратилата, написанное на стене церкви красками . Стрела попала в правое плечо святого и, по преданию, по стене потекла кровь . Те, кто жили в здании, удивились этому факту, но не покинули здания церкви. Через некоторое время все, жившие в церкви, скончались, а это было около двадцати семей . Причины болезни остались невыясненными, при этом жители окружающих домов были живы и здоровы. В последнем сражении Русско-византийской войны 970-971 годов По утверждениям «Повести временных лет » святой помог грекам в сражении июля 971 года - при существенном численном перевесе скифов битва закончилась безрезультатно, а Святослав Игоревич был ранен.

Иконография Феодора Стратилата

Феодор Стратилат изображается в пластинчатом доспехе , чаще всего в правой руке он держит копьё , которое изображается вертикально (в отличие от Феодора Тирона, копьё которого располагают по диагонали рисунка). Также на иконах часто изображают щит (в основном - круглый), русские иконописцы позже стали писать щит времён Дмитрия Донского . Кроме этого, встречаются иконы, на которых Феодор Стратилат держит крест . Значительно реже встречаются иконы, на которых в руках святого изображён меч . Значительно реже встречаются иконы, на которых Феодор изображён восседающим на коне. В основном это восточная традиция, в ней существуют некоторые особенности иконописи - на коне Феодора изображается маленький сарацин , также как и на иконах Георгия Победоносца. Этот сарацин является воплощением тех арабов, которые заодно со святым. Масть лошади под святым Феодором на коптских иконах изображается белым, иногда - буланым или соловым.

Феодор Стратилат и Богоматерь Этот сюжет имеет место быть в католической традиции. В православии встречается сюжет святого с Федоровской иконой . Феодор Стратилат и Феодор Тирон Существует большое количество икон, на которых изображены эти святые. По преданию, они оба происходили из одной и той же местности. Оба они были были воинами, в но занимали разные должности: слово «Стратилат» переводится как военачальник, а «Тирон» значит новобранец. Такая распространённость икон связана с тем, что во времена Византийской империи этим святым поклонялись как олицетворению христианского начала в военной мощи империи. К тому же они считались заступниками христианского населения страны. Феодоры также были связаны с Георгием Победоносцем . Эта связь прослеживается по преданиям Византийской эпохи. Феодор Стратилат и великомученица Ирина Распространение этих икон связано с тем, что эти мученики являлись тезоименитыми святыми царя Феодора Иоанновича и царицы Ирины Феодоровны Годуновой , венчание которых состоялось в 1580 году . В течение последующих двенадцати лет после свадьбы у них не было детей , что являло серьёзную проблему для царской фамилии. По всей России были построены многочисленные церкви в честь святых Феодора и Ирины, а также открыты приделы в храмах. Из-за того, что в короткое время было написано большое количество икон, они связаны между собой техникой исполнения и перекликаются со светской техникой того периода. Житийные иконы Во второй половине XVI века получили распространение житийные иконы святого Феодора, бывшего патрональным святым царя Фёдора Ивановича. В качестве художественных памятников исследователи выделяют пять таких икон:

  1. Храмовая икона Феодоровского собора Феодоровского монастыря .
  2. Храмовая икона церкви Феодора Стратилата на Ручью второй четверти XVI века.
  3. Икона из Кальбенштайнберга
  4. Псковская или новгородская икона неизвестного происхождения третьей четверти XVI века, хранящаяся в Государственном Русском Музее
  5. Храмовая икона Федоровского придела церкви Иоанна Лествичника Кирилло-Белозерского монастыря, выполненная около 1572 года.

Считается, что для икон, которые находятся в Русском музее (№ 4, 5) прообразом стала икона Феодоровского монастыря.

Память о Феодоре Стратилате

Существует улицы, населённые пункты, которые носят имя святого. Особое почитание святого Феодора в городе Костроме , которая была восстановлена в 1239 году Ярославом Всеволодовичем . Тогда он поставил в центре города деревянную церковь Феодора Стратилата.

Есть определённое количество монастырей и церквей, которые поставлены в честь Феодора Стратилата, также есть церкви, в которых хранится частица мощей святого.

Примечания

  1. О. В. Творогов Мучение Феодора Стратилата : Электронная публикация. - СПб. : .
  2. Погожев Е. Н. (Поселянин) Русская Церковь и русские подвижники XVIII века. - 1995. - 320 с.
  3. Священник Вадим Коржевский О значении Четьи-Миней св. Димитрия для русского народа : Электронная публикация. - СПб. : Русская линия, 7 июля 2006.
  4. Святитель Дмитрий Ростовский День восьмой // Жития святых / Репринтное издание 1905 года. - М .: Терра-Книжный клуб, 1998. - Т. 7. Февраль. - С. 160-173. - 416 с. - (Русь православная). - ISBN 5-300-01409-5
  5. Еремин И. П., Скрипиль М. О. Житийная литература [в переводах XI - начала XIII века] // История древней русской литературы . - 2. - М ., Л. : Издательство АН СССР , 1941. - Т. 1. - С. 87-113.
  6. П. П. Муравьев, А. И. Анисимов Новгородская икона св. Феодора Стратилата. - 1916.
  7. Архивировано
  8. Сегень А. Ю. Египет - вторая родина Христа. Коптские иконы // электронная версия «Православной газеты Екатеринбург» . - 2007. - № 9.
  9. Тур 3. По святым местам Афины - Патры . Описание достопримечательностей . туристическое агентство "Греция для тебя". Архивировано из первоисточника 12 марта 2012. Проверено 26 марта 2010.
  10. Икона «Святой Феодор Стратилат и мученица Ирина» 1580-е-1590 год. Москва . Частный музей Русской иконы . - Серьёзная статья, снабжённая ссылками на архивные исследования. Архивировано из первоисточника 25 августа 2011. Проверено 26 марта 2010.
  11. Сорокатый В. М. Икона «Феодор Стратилат в житии» в Кальбенштайнберге (Германия) // Ферапонтовский сборник. VI : Антология. - М .: Индрик , 2002. - С. 190-222. - ISBN 5-85759-210-0 .

Ссылки

  • Феодор Стратилат, Гераклийский, Великомученик . Официальный сайт храма великомученика Феодора Стратилата. Архивировано из первоисточника 12 марта 2012. Проверено 24 марта 2010.
  • Церкви и часовни на территории России, освященные во имя Феодора Стратилата