Икона белый ангел что означает. Белый Ангел. Рассказ о паломническом путешествии в Сербию и Черногорию. Собор святителя Саввы

Почти каждая семья к Новому году планирует у себя дома установить новогоднее дерево — ель. Так же и страна к празднику желает свою Главную ёлку. В России еще не определились, где будет установлена Главная елка государства.

Главная Елка страны в Москве на Красной площади

Ежегодно в столице России к новогодним праздникам устанавливают Главную Елку страны. В этот раз еще нет информации о новогодней красавице.

На данный момент на Красной площади еще с конца осени стоит украшенная елка и радует глаз детворы и взрослых. Но является ли она Главной — никто не знает. В это же время был открыт и ГУМ — каток. С катка хорошо просматривается хвойная красавица и достопримечательности площади.

Лесная красавица 2019 года имеет высоту — 21 метр. Ее еловые лапы равномерно распределены по всему периметру, что создает образ пушистой елки.

Праздничная ель украшена гирляндами и флажками. Шары, гирлянды перемежаются с мультяшными героями. На новогодней елке можно встретить подвески в виде Кота Матроскина и Крокодила Гены, также дружно детворе подмигивают Волк и Заяц — герои мультфильма «Ну, погоди!» А Пятачок с Винни-Пухом постараются найти и раздобыть мед на елке. Венчает Ёлку — рубиновая Звезда огромных размеров.

На Красной площади, вокруг новогоднего дерева раскинулась новогодняя и рождественская ярмарки. Дети с родителями могут здесь приобрести подарки и сувениры, также можно угоститься разными сладостями и выпить горячего напитка с различными пряностями. Проводимые мастер-классы расскажут и покажут много нового и познавательного.

Во время прогулки по Красной площади можно встретить медвежонка, который умело упражняется на турнике, а дети ему за дарят свои симпатии и аплодисменты.

Детей у Ёлки встречают главные герои Нового года — Дед Мороз и Снегурочка. Помогают им, в этом не легком деле, герои сказок и мультфильмов.

Кремлевская Елка 2019 года

Пока руководство России определяется с Главной елкой страны. В Москве уже определились со многими другими Елками. Одна из них — Кремлевская.

Кремль приглашает на свою ёлку, детей и взрослых уже на протяжении больше полувека. За это время уже наработаны сотни новогодних сценариев. В 2018-2019 годы малышей ожидает театральное приключение, которое носит название «Тайна планеты Земля».

В нем детвора, вместе с главными героями — Дедом Морозом и Снегурочкой, а также другими сказочными персонажами перенесутся в Космос, где будут бороться с космическими пиратами против срыва Нового года.

Кремлевская Елка откроет свои двери для гостей с 24 декабря 2018 года по 8 января 2019 года. Продолжительность яркого шоу составляет 1 час 55 минут.

Елка на Цветном бульваре в московском цирке 2019 года

Цирк Юрия Никулина — откроет свою ёлку на Цветном бульваре в городе Москве. Цирковое представление пройдет под названием » В поисках праздника».

Под куполом цирка соберутся тысячи зрителей, которые будут радостно приветствовать цирковых артистов. Артисты цирка, в свою очередь, порадует своим мастеровым искусством. На праздничную арену выйдут канатоходцы, дрессировщики, акробаты и клоуны. Весь вечер новогоднее представление будут сопровождать знаменитые Дед Мороз и Снегурочка.

Елка на Цветном бульваре откроется с 14 декабря 2018 года по 13 января 2019 года, длительность представления, включая антракт, составит 2 часа 20 минут.

Икона Ангела Хранителя в православной традиции приобретается с целью спасения от мирского падения. После Таинства Крещения каждый христианин получает от Всевышнего небесного заступника, оберегающего на всем протяжении земной жизни. Это эфирное создание беспокоится о здоровье телесной оболочки и души подопечного. В трудные минуты жизни следует вспоминать о нём и смиренно просить о благополучии и защите.

Кто такие Ангелы Хранители

Эти небесные создания Творца упоминаются в Священных Текстах, где сказано, что они участвовали в истории со времен присутствия Адама и Евы в Раю.

Ангел Хранитель - посредник между человечеством и Всевышним Господом. Главная задача этого святого существа - защищать личность и доносить до нее Божью волю, поэтому в православии стремятся скорее крестить новорожденного, чтобы обеспечить его полноценной охраной от темных энергий.

Большая вера приближает христианина к святому духу и Богу, что определяет лучшую жизнь в телесной оболочке. Однако небесный посланник не вмешивается в судьбу, которую создал сам Господь.

  • Ангел Хранитель через внутренний голос и интуитивную связь общается с подопечным ему человеком.
  • Небесное создание предупреждает о предстоящей опасности и стремится вдохновить на совершение благопристойных и полезных деяний.
  • Ангел имеет силу отвести от искушающего воздействия мирских объектов.
  • Люди, тщательно прислушивающиеся к своим заступникам, нередко чудесным образом спасаются в катастрофах или получают ментальные озарения.
  • Он помогает слышать свой внутренний голос и развивать склонность к добродетели.
  • Ангельские изображения устраняют страх различной направленности.
  • Ангел Хранитель наставляет на истинных путь, оглашенный Господом, и защищает от нападок ненавистников.

Чтобы найти общий язык с ним, необходима ежедневная и чистосердечная молитва перед образом . Священнослужители настоятельно рекомендуют общаться с духом света, прося помощи и защиты. Ангел приложит все силы, чтобы выручить просящего подопечного из тяжелой передряги.

На заметку! Ангел Хранитель не всегда гарантирует счастье и спокойствие. Христианин, отступившийся от веры, склонный к агрессивному и ненавистному поведению, собственноручно уничтожает положительное духовное начало. Пустившийся в крайности человек ощущает бедствия, неудачи и серьезные болезни.

Ангел никогда не являлся человеком, он не имеет имени и родовой принадлежности, но наделен особыми качествами личности. Каждому христианину приставлен только один такой светлый дух. Существует определенная иерархия бестелесных духов , которые располагаются в зависимости от могущества.

Икона Ангела Хранителя

Характеристика иконы

На Древнем Востоке нередко встречались изображения крылатых созданий. Образы ангелов украшали алтари крупнейших храмов. На израильской земле находили фигурки из различных материалов, на страницах Ветхого Завета обнаруживаются сведения о предметах с изображениями небесных посланников.

В русской иконописи привычные образы появились в конце XVI века. Цель и значение облика - ежеминутное напоминание человеку о вечности самой души.

  • Ангелы Хранители чаще изображаются с крестом и мечом. Первый атрибут предназначен для жеста благословения, а второй защищает от нашествий темной энергии.
  • Одежда заступников внешне похожа на облачение дьяконов (священнослужителей). Одеяние для бесплотных духов расценивается как символ вечного служения Богу. Цвет плаща - зеленый, а хитона (рубашки) - красный. Нередко Ангелы Хранители изображаются в ослепительно белых одеждах.
  • Иконы изображают заступников как поясно, так и в полный рост. В последнем случае они помещаются на облако. Парящая фигура смиренно просит о возвращении в небесные обители, откуда человечество было согнано после грехопадения.
  • Заступники имеют людские облики, о божественном происхождении говорят большие крылья, которые сложены за спиною. Эти телесные элементы символизируют божественную быстроту и способность перемещаться из материального мира в эфирные области.
  • Для Ангелов Хранителей характерен третий глаз, который символизирует ясновидение и правдивую интуицию.
  • Если Божий посланник изображен с посохом, это говорит о его важной духовной миссии на грешной земле.
  • С помощью шара с крестом херувим созерцает предстоящую опасность и стремится предупредить об угрозе своего подопечного.
  • Иконография отличается в положениях рук. Иногда верхняя конечность поднята для благословляющего жеста , в другом случае - руки сложены в молитве.
  • Взгляд направляется прямо на смотрящего или в сторону. Голова его склонена, что символизирует полное смирение перед волей Создателя. Об этом же говорят и золотые ленты в локонах.
  • Современная иконография нередко изображает херувимов с маленьким ребенком, который представляет душу подопечного человека.

О Небесных силах:

Нахождение собственной иконы святого духа

Во время крещения ребенок получает имя , и вместе со святым покровителем ему назначается определенный Ангел Хранитель. Чаще эту процедуру проводят на Святки (период от Рождества до Крещения Сына Божьего). Однако Церковь разрешает совершать ритуал объединения с небесным защитником произвольно, если человек был крещен в зрелом возрасте.

В христианских святцах могут отмечаться несколько покровителей с датой, которая будет приближена ко дню рождения маленького ребенка. В этом случае разрешается самостоятельный выбор понравившегося покровителя.

Некоторые образы святых защитников имеют в иконографии несколько вариаций исполнения. Святой всегда помогает детям с тождественным себе именем. Выбирая покровителя, следует опираться на даты рождения или факты жизнеописание.

Для православной традиции ближе духовное родство, которое определяется по симпатии.

На заметку! Если вас вдохновляют жизненные деяния конкретного святого, церковь разрешает сделать его своим покровителем . Он - реальный человек, который был причислен церковью к лику святых (Дева Мария, Серафим Саровский и т.д.).

Правильные молитвы иконе Ангела Хранителя

Священные слова, произнесенные перед ликом небесного существа, способны визуализировать этот светлый дух и настроить общение с ним. Православная традиция рекомендует внимательно прислушиваться к подсознательному голосу во время молитвы: в этот момент святой посланник общается с подопечным.

  • Для достижения желаемого счастья и спокойствия необходимы каждодневные молитвы перед ликом Ангела. Произносятся священные слова неспешно, вдумчиво и искренне. Молитва, записанная на листе бумаги, поможет лучше сконцентрироваться.
  • Священные просьбы, произнесенные утром, уничтожают негативные влияния, рождают добродушный настрой и избавляют от потенциальных конфликтов.
  • Молитва на вечер ограждает спящего человека от вторжения темной энергии в его сознание. Она позволяет видеть пророчество и предупреждения об опасностях.
  • В православной традиции известно множество молитв, которые предназначаются для конкретной проблемы и требуют совета и помощи от посланника с небес.

О молитве:Супружеская близость не является грехом, поэтому образ защитника в спальне будет к месту. Священную молитву рекомендуют читать при покидании дома. Это повышает шансы на помощь от Ангела Хранителя. Слова произносятся четко, а мысли и желания формируются до просьбы.

Ангел Хранитель - посредник между человеком и Всевышним Господом. Он дается во время крещения и обязуется охранять жизнь подопечного от тяжелых жизненных ситуаций, а также направлять на путь истинной добродетели.

Важно! Искренние молитвы перед иконой Ангела Хранителя имеют силу избавлять от неприятностей и исполнять благочестивые желания. Получить собственного святого защитника можно в любом возрасте.

Посмотрите видео об Ангеле Хранителе

Источник: Журнал Московской Патриархии 04-1999

С чего мне начать свой рассказ о паломническом путешествии в Сербию и Черногорию? Может быть, с описания восхитительно свежего, прохладного утра в монастыре Раковица, когда солнце еще было за горой, а под ногами, на зеленой траве, словно драгоценные жемчужины, блестели капельки росы; а может быть, с сербских мальчиков и девочек, которые играли в мяч на горе Фрушка, и их звонкий смех разносился далеко вокруг; а может быть, с чудесного густого вишневого варенья, которым нас угощала молодая монахиня в монастыре Градац и которое мы запивали глотком холодной воды?

Монастырь Раковица

Нет, не буду забегать вперед, а лучше начну с действующих лиц. Нас было много – семнадцать человек, так что и перечислить всех весьма затруднительно. Возглавлял нашу группу настоятель московского храма Трех святителей протоиерей Владислав Свешников, его ближайшими помощниками были священник Михаил Дудко и монах Киприан (Ященко). В самый последний момент к нам присоединились школьники из православной гимназии в Ховрине (их опекали директор гимназии Игорь Алексеевич Бузин, преподаватель Илья Михайлович Числов и завуч Марина Владимировна Истратова). В путешествии нас сопровождали два человека – сначала клирик Русского подворья в Белграде священник Виталий Тарасьев, а затем профессор Богословского факультета Белградского университета Предраг Миодраг.
Нашу поездку благословил Святейший Патриарх Сербский Павел. Встреча с ним была заранее оговорена и мы с нетерпением ее ожидали. И вот однажды утром мы приехали в Белград и пришли в Сербскую Патриархию. Нас провели в зал приемов. Не прошло, наверное, и минуты, как из левой боковой двери вышел Патриарх. Он был невысокого, а если точнее, то маленького роста, худой, щуплый, с аскетическими чертами лица, в простой, непарадной рясе, на голове у него был монашеский клобук. В нем не чувствовалось никакого величия, и нам показалось, будто мы знакомы с ним давным-давно; остатки нашего волнения исчезли совершенно.

– Я очень рад, что вы к нам приехали, – сказал Патриарх, обращаясь к нам; голос у него был негромкий, но отчетливый. – Мы должны знать друг друга лично, а не понаслышке. Нас объединяет православная вера, и ничто и никто нас не разъединит. Мне приятно видеть здесь детей. Если наши дети будут верующими, то будущее наших стран будет хорошим.
На пятый или на шестой день нашего путешествия, когда мы совершали долгий переезд из одного монастыря в другой, я попросил сопровождавшего нас Предрага Миодрага рассказать что-нибудь о Патриархе.
– Он очень доступен, – сказал мой собеседник. – Когда была жива его сестра, он часто ходил к ней домой пешком. Он вообще любит ходить пешком, без охраны, без сопровождающих лиц. К нему может подойти любой человек и поговорить с ним. Каждый день в своей резиденции он принимает посетителей. Люди идут к нему со своими нуждами, наболевшими вопросами и для каждого у него находится ласковое слово утешения.
Он встает очень рано и, когда все еще спят, служит Божественную литургию, молясь обо всем сербском народе. В его сердце вмещается вся Сербия. Он мал ростом, но он великан духа, у него хрупкие плечи, но на этих плечах он несет тяготы всей нации, у него тонкие пальцы, но этими пальцами, сложенными в троеперстие, он поражает легионы демонов, у него легкое нитяное облачение, но под этим облачением скрыта душа отважного воина. Народ говорит: “Это наш Ангел, который покрывает и защищает нас”.

Московское подворье

Знакомство с Сербией началось с храма в честь Пресвятой Троицы, который является подворьем Русской Православной Церкви в Белграде. Он расположен в самом центре столицы Югославии, рядом с гигантским сербским собором святого Марка. Однако, несмотря на свои скромные размеры, Русская церковь, как ее здесь называют, нисколько не теряется в насыщенном городском ландшафте. Подворье является центром религиозной жизни для русских эмигрантов, которых и по сей день довольно много в Сербии.
Церковь была освящена в 1924 году. Получив разрешение правительства Королевства сербов, хорватов и словенцев (прежнее название Югославии), по благословению Сербского Патриарха Димитрия русские люди построили ее на старом белградском кладбище. Сейчас об этом кладбище ничто не напоминает, потому что на его месте раскинулся живописный парк Тажмайдан.
Каждый русский человек, прибывающий в Сербию (и в прежние времена, и сейчас), прежде всего стремится посетить Русскую церковь. Не перечесть диаконов, священников, монахов и архиереев, которые служили здесь. Стены храма помнят сердечные воздыхания русских людей, их слезы и горячие молитвы Богу о том, чтобы Он помиловал Русскую землю, освободил ее из плена безбожников, вразумил русский народ и обратил его к покаянию, как покаялись жители города Ниневии во времена пророка Ионы. Много раз совершал Бескровную Жертву в этой церкви митрополит Антоний (Храповицкий), первенствующий иерарх русской эмиграции, в своих проповедях он утешал соотечественников, призывал смиренно и мужественно нести свой жизненный крест, благословлял невозбранно нести слово Божие народам Европы и Америки.
Часто заходил в этот храм великий русский патриот генерал Петр Врангель. В 1928 году он скоропостижно скончался в Брюсселе. Его останки – так он завещал сам – были привезены в Сербию и похоронены в Русской церкви, которую он очень любил.

Посещая Русское подворье, мы познакомились со священником Виталием Тарасьевым. Вернее сказать, мы познакомились с ним еще раньше – по телефону, когда готовились к поездке. Он хлопотал о нас в Синоде Сербской Православной Церкви, разработал подробный маршрут нашего паломнического путешествия, входил в наши повседневные нужды – одним словом, гостеприимство его было на редкость радушным и без его помощи у нас вообще бы ничего не получилось. Отец Виталий темноволос, выше среднего роста, одет в простую будничную рясу, говорит с едва заметным акцентом – ведь он родился и вырос вне родины. Его матушка – сербка, ее зовут Иоланта, она очень хорошо говорит по-русски, и то, что не успел или не смог из-за своей занятости сделать для нас отец Виталий, очень мягко и неназойливо восполнила она.
Отец Виталий Тарасьев сменил на этой должности своего отца. Протоиерей Василий Тарасьев умер два года назад, в дни светлой Пасхальной седмицы. Его отпевали Святейший Патриарх Сербский Павел и архиепископ Берлинский и Германский Феофан (Московский Патриархат). Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий прислал телеграмму с соболезнованиями.
Вся жизнь отца Василия была посвящена возлюбленному Отечеству – России, хотя он и жил вне ее. Он каждый день молился о ней, духовно окормлял русских людей, которые жили в столице Югославии, благоустраивал подворье. По отзывам людей, знавших его (а знали его очень многие), это был ревностный подвижник благочестия, пастырь, душу свою полагающий за овец (Ин. 10, 11). Ему придверник отворяет двери, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его (Ин. 10, 3-4).
Настоятельскую “эстафету” протоиерей Василий принял от своего отца – Виталия Тарасьева, который (единственный из них троих) родился в России и эмигрировал на чужбину, спасаясь от большевиков. Как видим, на Сербской земле, в Белграде, существует целая священническая династия – явление не такое уж частое и в самой России.
– Мы можем вам только позавидовать, – сказал отцу Виталию руководитель нашей группы, когда мы беседовали в тесном кругу.
– Отчего же?
– Да оттого, что вы жили и воспитывались в нормальной, естественной христианской среде, в которой сохранились и преемственность традиций, и уклад церковной жизни, и знание святоотеческих преданий. Мы были всего этого лишены, так как церковная жизнь в России была беспощадно изуродована.
Знакомя нас с подворьем, отец Виталий остановился около двух надгробий, установленных у северной стены храма, под окном,
– Это могилы моего отца и деда, – сказал он. – Местные власти любезно разрешили похоронить их внутри храма.
Была совершена панихида по усопшим. Мы, русские люди, молились о других русских людях, о наших братьях во Христе, чья жизнь прошла вдали от родины, но они являлись (и являются!) ее частичкой, ее кровинкой, о людях, сердцем болевших о ней каждый час, каждое мгновение своей жизни, делавших все, что было в их силах, для ее скорейшего возрождения.
Из церкви мы прошли в музей, который расположен в небольшом домике на территории подворья, посвященный истории русской эмиграции в Югославии.
Идея создания этого музея принадлежит отцу Василию. Первые экспонаты появились в нем около пятидесяти лет назад. Что они из себя представляли? Например, умер монах или монахиня, архиерей или священник. По просьбе отца Василия родственники приносили их облачения, нагрудные кресты, митры, камилавки, иконы, богослужебные книги, предметы личного туалета. Многие русские люди до Второй мировой войны служили в Вооруженных Силах Югославии. Их парадные мундиры, ордена, медали, погоны, личное оружие и другие вещи заняли в музее почетное место.
В Сербии жили (да и сейчас живут) немало русских художников. Каждый из них подарил музею одну из своих картин. Вот, например, портрет митрополита Антония (Храповицкого), вот – протоиерея Василия Тарасьева, а вот – сербский пейзаж. Из подаренных картин можно было бы составить отдельную экспозицию и показывать ее не только в Белграде, но и за его пределами.
– Обратите внимание на эти изящные броши, – сказал настоятель, остановившись около одной из витрин. – Они интересны тем, что сделаны из… пуль. Скажем, во время сражения русский офицер или солдат получал ранение, его доставляли в госпиталь, и из пули, извлеченной во время хирургической операции, делали брошь. Эта брошь являлась изысканным украшением для его жены или невесты.
– А сейчас экспозиция музея пополняется? – поинтересовался я.
– Да, конечно. Все русские люди, которые живут в Белграде, знают о нашем музее и постоянно приносят нам что-нибудь интересное. Жалко, что помещение, где мы находимся, уже стало тесным и не вмещает всех экспонатов, которыми мы располагаем.

По зимней дороге от Белграда до монастыря Милешева мы добирались больше четырёх часов. Летом, конечно, это путешествие можно проделать гораздо быстрее. Но путь к сербской святыне столь живописен, что торопиться совсем не хочется. Чудесный Златибор, уютные Ужицы, Овчарско-Кабларское ущелье, маленькая Нова Варош - разве можно просто пронестись мимо всей этой красоты? Уж лучше помедленнее: с чувством, с толком, с расстановкой...

Мы ехали на свидание с Белым Ангелом. И сколь ни прекрасно было водное зеркало Златарского озера, ощущение, что настоящее чудо ждёт впереди, не покидало нас всю дорогу. Ведь именно эта фреска стала не просто символом одного монастыря, но Сербии в целом. И даже не только Сербии. "Бели Анджео" - первое изображение, переданное при помощи спутниковой связи из Европы в Северную Америку. И именно его долгое время транслировали в глубокий космос вместе с музыкой Моцарта.

Фотографировать саму фреску нельзя, поэтому мы ограничились иконой из монастырской лавочки.

Но сначала о самой обители.

История монастыря Милешева крепко связана со средневековым сербским рыцарским орденом "Хранителей копья Святого Георгия". Существует легенда, что ему была передана и Плащаница Иисуса Христа. Чтобы отнять реликвию, в маленькую церковь на Чёрной скале прибыл отряд тамплиеров. Сербские витязи сражались храбро, но силы были слишком неравны. Когда пал последний "хранитель", в церкви неожиданно появился Белый Ангел. Он указал перстом на Плащаницу, и та мгновенно исчезла. Весть о чуде быстро распространилась, и под Чёрной скалой решено было построить монастырь. Но это, конечно же, просто красивая сказка.

Сама история основания монастыря гораздо прозаичнее. В 1219 году жупан Владислав Неманич, сын Стефана Первовенчанного, приказал на реке Милешевке воздвигнуть церковь Вознесения Господня, как свою будущую усыпальницу. А на возвышающейся над ней Чёрной скале примерно тогда же построили для защиты дороги из Сеницы в Приеполе крепость Милешевац. В 1236 году в обитель были перенесены из Тырново мощи Святого Саввы, и она стала местом всеобщего поклонения. Даже когда в 1594 году весьма обеспокоенные огромной популярностью монастыря османы вывезли мощи святого в Белград и сожгли их, Милешева продолжала оставаться местом огромного паломничества. Её ризница и библиотека считались одними из лучших, а в XVI столетии милешевские монахи приобрели печатный станок Гутенберга, и здесь заработала типография.

Архитектура монастыря принадлежит Рашской школе. Историки считают, что образцом для его строительства послужили Жича и Студеница. Но главный храм обители значительно выше других церквей, построенных в этом стиле. В XIX веке весь монастырь был существенно обновлён. До сих пор непонятно, почему во время этой большой реконструкции в храме Вознесения было решено снести стену между припратой и наосом. Из-за этого печального события мы навсегда утратили чудесные фрески: Успение Богородицы и портрет Стефана Немани.

Фрески монастыря создавали неизвестные мастера, расписывавшие храмы в Византии, Греции и Италии. Интересно, что служившие фоном стены были мозаично расчерчены на квадраты и покрыты серебряной и золотой краской, благодаря чему достигался эффект глубинного сияния каждого изображения.

Сюжеты росписи весьма любопытны. Наряду с часто встречающимися в других монастырях картинами Вознесения и Страшного Суда, в Милешеве можно увидеть, например, изображение благословения апостолов. Или портреты Неманичей: святых Симеона и Саввы, Стефана Первовенчанного, Радослава и Владислава. У историков есть основания полагать, что писавший их художник или работал с натуры, или знал этих людей лично. Не случайно милешевское изображение Святого Саввы уже очень давно признано каноническим.

Белый Ангел, указывающий на пустую плащаницу, - часть сюжета, посвящённого жёнам-мироносицам. Это одна из редких фресок, которая дошла до нас практически в своей первозданной красоте. Османы, несколько раз разорявшие Милешеву, изображения не сбивали, а лишь "выкалывали" им глаза. Но до Белого Ангела, практически парящего под куполом, они дотянуться не смогли. Или не посмели.

Это удивительно, но Милешева, неоднократно подвергавшаяся разорениям, как и любой другой сербский монастырь, никогда не была заброшена. Православный народ уверен, что это заслуга защищающего обитель Белого Ангела. Далеко за примером ходить не надо. Полковник рассказывал, что несколько лет назад в Милешеву приезжала англичанка, служившая в 1999 году в авиации НАТО. Она призналась, что однажды получила задание "случайно" сбросить бомбы на монастыри Морача и Милешева. Когда она долетела до каньона реки, цели неожиданно исчезли с радаров, а прямо перед самолётом появилось облако в виде огромного Белого Ангела, как будто укрывающего своими крыльями сербскую землю. Лётчица была настолько потрясена увиденным, что повернула в сторону, и страшный груз ушёл в никуда. И теперь, стоя перед фреской, она рыдала в голос, совершенно не стесняясь своих слёз.

Должна вам сказать, друзья мои, что Белый Ангел и правда вызывает бурю эмоций. Талантливейший средневековый художник добился потрясающего эффекта: в какой бы части зала вы ни находились, "Бели Анджео" всегда смотрит вам прямо в глаза. Многие посетители часто узнают в его облике черты любимых, как здравствующих, так и уже покинувших этот мир. Поразительно, но эта фреска никогда и ни у кого не вызывала страха. Напротив, в душе рождаются или огромная радость, или печаль. Сильнейшие эмоции кружатся в вальсе с самыми разными мыслями, чаще всего покаянными. Но когда покидаешь стены храма, отчётливо понимаешь: это ещё не конец - всё возможно, всё впереди. Как будто и правда распахнулись над тобой два огромных белых крыла.

За прекрасные фотографии спасибо А.В. и А.Н.

Поездка в Сербию получилась достаточно спонтанно. Думал, что на майские никуда выехать не удастся, но такая возможность предоставилась. Почему выбрал именно Сербию? На это есть пять причин:

1. Дружественный нам народ - не часто сейчас встретишь страну, где так уважительно и с любовью относятся к россиянам.
2. Языковый барьер не составляет больших проблем. Не то, чтобы сербский язык был нам понятен, но русский и серб всегда поймут друг друга и без использования английского. И пишут кириллицей, что тоже упрощает жизнь российского туриста.
3. Виза нам для поездки в Сербию не нужна.
4. Лететь из Москвы всего два с половиной часа.
5. И весьма демократичные цены, особенно по сравнению с московскими.

Вкратце места, которые я посетил – Белград, Нови Сад, Нац. парк Фрушка гора, Вршац, Бела Црква, Сремски Карловцы, Златибор, Нац. парк Тара. И, если будете в Сербии, то обязательно посмотрите на меандры реки Увац – уникальное зрелище!


Фото сделано со смотровой площадки «Молитва».

Специальный заповедник Увац находится на Пештерском плоскогорье - самом большом плоскогорье на Балканском полуострове и одном из самых больших в Европе.
Реки на Пештере текут изгибаясь, даже когда на их пути нет естественных препятствий, за что Пештер иногда называют сербским Колорадо. Эти изгибы - меандры - производят неизгладимое впечатление. Течение реки Увац проложило себе русло в известняковых скалах и образовало узкое ущелье с обрывистыми берегами до 350 метров высотой.
Меандры реки Увац внесены в список объектов геологического наследия Сербии.

Но так получилось, что самым запоминающимся из поездки в Сербию была фреска Белый Ангел.
В Сербии огромное количество монастырей и храмов, но как фотограф я больше предпочитаю «живое» - природа, люди, животные. Архитектура, памятники и музеи – это не для меня. О чём я и сказал гиду, попросив выстроить программу соответствующим образом.

И вот колесим мы по дорогам Сербии, гид рассказывает разные истории. Одна из них начиналась так: В 30 км от места, где мы сейчас находимся, стоит монастырь Милешева. И знаменит он своей фреской 13 века. Когда 23 июля 1962 года из Европы был послан первый спутниковый сигнал во Вселенную, в "Пакете достижений землян" были фотографии высадки на Луну, Китайской стены и фрески Белого Ангела. Считалось, что если во Вселенной живут разумные существа, они поймут послание, которое несет своим ликом Белый Ангел – послание мира, любви и понимания.

Услышав такое, план поездки был тут же изменён и мы отправились в монастырь Милешева.
В небольшом и душевном храме монастыря было совсем не много людей и все, подняв головы, любовались фреской. И пока мы с женой в тихом благоговении любовались фреской, наш гид подошёл к служителю храма и спросил его, может ли фотограф из России сделать фото фрески. В ответ служитель подошёл ко мне и попросил адрес моей страницы в интернете, где он сможет увидеть мои фотографии. Получив адрес, служитель вышел из храма. Через некоторое время он вернулся со словами: «Есть благословение».


"Белый Ангел - созерцание Его равно молитве".

Белый Ангел - фреска из церкви Вознесения сербского православного монастыря Милешева, один из шедевров сербского и православного искусства. Дата создания в интервале 1222 - 1228 года и относится к периоду Палеологовского возрождения.

Оригинальная фреска изображает Жен-Мироносиц, обнаруживших пустую гробницу Христа. Архангел Гавриил, одетый в белое, указывает на пустую гробницу Христа и провозглашает испуганным женщинам хорошие новости.

«Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого;
Его нет здесь - Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь»
(От Матфея 28: 5-6)

Главный акцент в образах Милешева - спокойная внутренняя сосредоточенность, одухотворенное, лиричное начало. Живопись Милешева отличает мягкая и нежная красота.

Уже дома, сделав фотографию Белого Ангела, я отправил её в монастырь. Об этом попросил меня служитель. Даже несколько волновался – понравится ли. Фотография понравилась и меня попросили выслать им ещё несколько фотографий фрески. А ещё прислали мне текст на русском языке, рассказывающий об истории монастыря и его фресок.

Текста достаточно много (6 страниц), поэтому дам лишь небольшие выдержки.

„Иерусалим и Гроб Господень для всех христиан есть то же, что Милешева и гроб Святого Саввы - для всех сербов“

Милешеву в 1219 году воздвиг как церковь и место своего упокоения князь Владислав, второй сын Стефана Первовенчанного и внук Стефана Немани. По образцу ранее возведенных правителями мавзолеев милешевская церковь была построена в рашском стиле. Храм посвящен Вознесению Господнему и расписан в XIII веке, до того как его основатель получил королевскую корону в 1234 году.
Милешева – второй по рангу среди всех сербских монастырей, сразу после Студеницы. В нем в 1377 году коронован правитель Боснии и Сербии Стефан Твртко Котроманич. Здесь же в 1466 году Стефан Вукчич Косача принял титул воеводы, «Герцога Святого Саввы».

Светлая Милешева с двумя куполами как в духовном, так и в культурно-историческом смысле представляет собой особое место встречи. В монастырских стенах взаимопроникают прошлое и настоящее, переплетаются искусство и философия, встречаются современные и средневековые художники и мастера. А, самое главное, происходит встреча человека с Богом и ангелов с людьми.

Большим почитанием в народе монастырь пользуется с 1236 года, когда в Милешеву из Трнова было перенесено тело Святого Саввы. В то время монастырь в народе назвали монастырем Святого Саввы, и Милешева стало местом всеобщего уважения и паломничества. Поэтому Турки в 1594 году, желая уничтожить память о Святом Савве среди сербов, забрали мощи святителя в Белград и попытались сжечь. Но вопреки этому дух святителя, через прах и пепел перетекший в Святосавье, проявился еще сильнее, а монастырь Милешева стал неистребимым свидетелем, который помнит, животворит и вдохновляет.
Святой Савва – самый значимый сербский святитель. Его биографы Теодосий и Доментиан рассказывают, что Святой Савва стал святым еще при жизни. Его жизнь украшали три черты святых отцов: самоотречение, аскетическое существование и чудотворение. Безусловно, самым важным делом Святого Саввы была борьба за приведение языческого сербского народа к правильной христианской вере, которая исповедует единого Бога. На этом пути сербский святитель исполнял обязанности доброго пастыря.

Красота Белого Ангела дарит вдохновение многим деятелям искусства, и в тоже время предоставляет совершенную художественную форму. Он одновременно картина и притча, поэзия и музыка, фильм и фотография, труд и скульптура. Он – глубокое созерцание, вера и мечта, художественное доказательство красоты живого Бога.

Монастырь Милешева веками посещали многочисленные верующие, духовные лица, паломники, путешественники, дипломаты и другие гости. Прибывавших всегда встречали покой и ощущение божественности, пронизанные журчанием реки Милешевки. Эта атмосфера сохранилась до сегодняшнего дня, а звон новых милешевских колоколов несет ее в грядущие века. Осталось неизменным и традиционное сербское гостеприимство.