Монастырь в скале армения. Гегард: каменное царство, где гостит Бог. Территория монастыря Гегард

К северо-востоку от Гарни (Армения), выше по ущелью реки Азат, находится монастырь Гегард. В его своеобразии, без сомнения, отразился характер, окружающей монастырь, суровой и величественной природы: живописное ущелье, с отвесно громоздящимися друг на друга высокими скалами, очень извилисто, и, за поворотом круто спускающейся дороги, неожиданно открывается монастырь. В 1950-х годах у этого поворота поставлен указатель - львица на высоком пьедестале, поворотом головы, указывающая путь. Ее фигура стилистически связана с декоративным убранством монастыря, в частности, с изображениями фигур зверей на родовом гербе князей Прошянов.

Монастырь относится к типу крестово-купольных церквей с легкими и пропорциональными архитектурными формами. Внешний облик храма согласуется с его интерьером, особенно выразителен переход от сумрака низа до насыщенного светом высокого подкупольного пространства.

Из села Гарни следует подняться по ущелью реки Кармиргет, около 8 километров выше крепости. Это самый живописный, но и самый трудный путь, с несколькими переправами вброд через неглубокую, но быструю речку.



Клкиабельно 2000 рх

Более удобно для пешеходов асфальтированное шоссе, ведущее из села Гарни. Оно постепенно поднимается по западному склону хребта и, сделав несколько крутых поворотов, на шестом километре достигает сравнительно ровной площадки. Отсюда вправо ответвляется на Гегард новая асфальтированная дорога, спускающаяся по косогору в ущелье. Сделав 2-3 зигзага, она приводит к крутому обрыву над ущельем, на дне которого струится Кармиргет. Миновав каменистый проход, образующий естественные ворота, дорога круто спускается к реке. Это и есть Гехардское ущелье.


Время основания Гегарда точно не установлено. В одной из пещер Гегарда-дзора с древнейших времен функционирует источник ключевой воды, который считался, во времена язычества, священным. По традиции он продолжал почитаться, и после распространения в Армении христианства. В связи с этим, здесь в начале IV века, была основана обитель, получившая название Айриванк, то есть «пещерный монастырь». Современное название относится к XIII веку, когда сюда, было перенесено легендарное копье - гегард, которым был убит распятый Христос (ныне хранится в Эчмиадзинском музее).


От сооружений Айриванка почти ничего не сохранилось. По сведениям армянских историков IV, VIII и X веков, в монастыре, кроме культовых зданий, имелись благоустроенные жилые и хозяйственные сооружения. Айриванк сильно пострадал в 923 году от Насра, наместника арабского халифа в Армении, который разграбил ценное имущество, в том числе, уникальные рукописи, и сжег прекрасные строения монастыря. Немалый ущерб причинили землетрясения.

Позднейшее название монастыря - Гегард, церковные легенды связывают с хранившимся здесь некогда копьем, по преданию тем самым, которым был пронзен на кресте Христос одним из стороживших его римских легионеров. Ромбовидная пластина-наконечник этого копья, уложенная в реликварий, сохраняется в музее Армянской церкви в Эчмиадзине.

Хроники армянских историков IV, VIII и X веков сообщают о величественных храмах, удобных жилищах монастырской братии и многочисленных хозяйственных постройках Айриванка-Гегарда. Монахи здесь давали пристанище и пищу запоздалым путникам, нерешавшимся после наступления темноты проходить через ущелье Гарни.

В IX и X веках монастырь неоднократно опустошался захватчиками-арабами и в 923 году был разграблен и сожжен. Погибло множество ценных рукописей и прекрасных строений, до нашего времени не дошло ни одного первоначального сооружения древнего монастыря.

Существующий ансамбль Гегарда относится к XII-XIII векам. Первой, при князьях Закаре и Иванэ Долгоруких, не позднее 1177 года, была построена часовня св. Григория Просветителя. Расположена она высоко над дорогой, в сотне метров от входа в монастырь. Частично она вырублена в скальном массиве; композиция ее, по-видимому, во многом продиктована формой, существовавшей здесь, пещеры. Часовня, в плане прямоугольная, с подковообразной апсидой, обложена с востока и северо-востока проходами и приделами, высеченными на разных уровнях и, даже, друг над другом. Сохранившиеся на сводах, следы штукатурки с остатками фресок темной тональности свидетельствуют о том, что внутри часовня была расписана. Вставленные в наружные стены и высеченные, на прилегающих к ней поверхностях скал, хачкары с разнообразным орнаментом оживляют внешний облик часовни.

В 1215 году был возведен главный храм - Катогике, четырехколонный притвор к нему был пристроен десятью годами позднее. К 1240 году относится окончание работ над первой пещерной церковью монастыря - Авазан (Бассейн), она была высечена на месте древней пещеры с родником.

Во второй половине XIII века монастырь был куплен князьями Прошянами. Их стараниями тогда же были построены пещерная церковь Аствацацин, усыпальница рода Прошянов, усыпальница Папака из рода Прошянов и его супруги Рузукан. Эти шедевры подземной архитектуры принесли Гегарду заслуженную славу. В это же время в скалах, окружающих монастырь, были устроены многочисленные пещеры-кельи, где пребывали в уединении члены монастырской братии: в одной из них обитал известный армянский историк XIII века Мхитар Айриванеци.

Не менее живописны рельефы восточной стены. Входы в небольшую молельню и церковь Аствацацин имеют прямоугольные обрамления, объединенные двумя рельефными крестами. Нижний помещен в рамке, а верхний, с лежащими на дверных обрамлениях горизонтальными ветвями, окружен розетками геометрического узора, такими же, какие высечены и на гранях сомкнутого сводчатого завершения интерьера. На порталах молельни вырезаны, очень распространенные в орнаментации и книжной миниатюре XIII века, изображения сирина - фантастической птицы с женской головой в короне, а в церкви - человеческие фигуры с согнутыми в локтях руками, в длинных одеяниях и с нимбом вокруг головы. Не исключена возможность, что эти фигуры принадлежат членам княжеской фамилии, связанными со строительством данных помещений.

Основные, предназначенные к осмотру памятники Гегарда занимают середину монастырского двора. Расположенные по его периметру жилые и хозяйственные постройки неоднократно обновлялись, а иногда и перестраивались от фундамента в XVII веке, некоторые реконструированы в XX веке.

В немногих храмах Армении можно встретить такое богатое скульптурное убранство; растительная и геометрическая орнаментика здесь щедро комбинируется с объемными изображениями животных. Не менее привлекательны высеченные под барабаном купола рельефы с изображениями голов животных, птиц, человеческих масок, различных розеток, образующих своеобразный скульптурный фриз.

В западные приделы второго этажа ведут изящные лесенки. Такое количество самостоятельных молелен в одном храме, где богослужения могли бы совершаться одновременно, едва ли вызвано только архитектурными соображениями.

Жаматун Папака и Рузукан высечен в 1288 году во втором ярусе, севернее усыпальницы Прошянов. Попасть в него можно по крутой наружной лестнице и узкому коридору в скальном массиве, на южной стороне которого высечены многочисленные кресты.

В скальных массивах, окружающих основные пещерные сооружения и ограничивающих западную сторону монастырской территории, на разных уровнях, высечено более двадцати различных по форме и размеру помещений, из которых, находящиеся в западной части комплекса предназначены для хозяйственных нужд, остальные представляют собой маленькие прямоугольные часовни.

Имеются основания полагать, что это было вызвано желанием состоятельных прихожан обладать в храме постоянным собственным местом. Конечно, это место покупалось, что было выгодно и церкви.

К западу от главного храма находится притвор, одну из стен которого заменяет утес. Почти одновременно с сооружением притвора строители углубились в толщу туфобрекчии (мелкозернистой горной породы, легко поддающейся обработке), изваяв в ней в два яруса несколько помещений, которые и по сей день вызывают неподдельное изумление у многочисленных посетителей своими архитектурными формами и богатой скульптурной отделкой, характерными для армянского искусства XIII века.

Две северные двери по сторонам ниши ведут из притвора в иссеченные в скале помещения первого яруса. Через левую посетитель проходит в небольшую церковь Авазан с планом в виде неполного креста без южного крыла, которое нельзя было поместить из-за недостаточной толщины оставшейся скалы, выходящей в притвор.


Восточное крыло церкви занято алтарной апсидой, убранной полуколонками и арочками. В северном - устроены два бассейна для воды, которая струится из подземного родничка, пользующегося суеверным уважением у женщин, лишенных радостей материнства.

На месте южного крыла в стене высечены три небольшие ниши, они разделены полуколонками и охвачены общим обрамлением, украшенным тонкой резьбой.

Скала внизу имеет светло-серый оттенок, переходящий к куполу в теплые тона, что в сочетании с более ярким освещением верха особенно рельефно выделяет дуги арок и веера сталактитов. Через правую дверь входим в сумрачную усыпальницу, слабо освещенную из отверстия в вершине восьмигранного шатра, венчающего своды.

Прямо перед входом - лоджия с массивным столбом, от которого перекинуты арки к стенам. Здесь похоронены князь Прош и члены его семьи. Это следует из восьмистрочной надписи, помещенной на южной стене церкви Аствацацин. Над арками всю стену занимает барельеф, изваянный очень строго, без излишних подробностей.

В тени под сводом - голова быка, держащего цепь, которой охвачены шеи двух львов. Между львами, ниже цепи - орел, когтящий ягненка. Полагают, что здесь изображен герб княжеского рода Прошянов.

Западная стена украшена полуколонками с арочками, восточная - большим орнаментированным крестом между дверью и маленькой часовенкой. Светлое пятно двери прорезает синеватый сумрак усыпальницы. Можно подумать, что за нею зажжена большая люстра, освещающая богато убранную резьбой церковь Аствацацин. На самом деле свет спокойно льется из проема в вершине купола, озаряя сиянием свод и стройный барабан.

Барабан свода разбит арочками на двенадцать частей и переходит в четыре арки, покрытых рядами резных трилистников, идущих в шахматном порядке, точно пчелиные соты. Арки опираются на стройные полуколонны, которыми украшены внутренние углы стен церкви, образующие в плане крест. Алтарная апсида на возвышении украшена орнаментом из ромбов, полуколонками с арочками и превосходным карнизом. По сторонам ее в стенах вмонтированы две панели, имитирующие большие хачкары.

Церковь Аствацацин имеет три придела, два - подле алтаря и третий в северном крыле. Южное крыло помещено столь близко к поверхности, что строитель смог открыть в нем окно, через которое видна стена стоящей рядом Катогике. Поднявшись по наружной лестнице к западу от притвора и пройдя через узкий коридор в скале, попадаем во второй ярус подземных сооружений.

Это усыпальница сына Проша, князя Папака и его супруги Рузукан. Просторное помещение с четырьмя колоннами посредине, соединенными арками между собой и со стенами, освещается через отверстие в сферическом куполе. Света в нем достаточно лишь в летнее время, когда солнце стоит лишь высоко над головой.

Над головой - сталактитовый купол с окном в вершине, одинаковый по рисунку с куполом притвора и не уступающий ему по изумительной тонкости резьбы. Его несут две пары перекрещивающихся арок, которые опираются на полуколонны, выступающие из стен центральной части церкви. Три крыла, открывающиеся в подкупольную часть между колоннами, имеют вид глубоких сводчатых ниш, окаймленных арками несколько вычурной формы, исполнимой лишь в монолите скалы.

Сейчас трудно сказать, как был технически осуществлен весь этот сложный замысел подземной архитектуры. Откуда начинали и как вели в скале работы; как производили в скале подземную разбивку, которая должна была в строгой последовательности направлять инструмент мастера. Здесь нужно было работать наверняка, без брака, ибо стоило только сделать лишнее или неосторожное движение рукой, как на тщательно обработанной поверхности архитектурной детали или в узоре убранства появился бы непоправимый изъян, который в обычной наземной постройке можно устранить заменой испорченного камня.

И действительно, тут все продумано, взвешено и аккуратно выполнено. Все высеченные помещения имеют в вершине центрального свода световое отверстие. Можно предположить, что именно с него начинались работы по иссечению в скалах этих уникальных произведений.



Кликабельно 3000 рх


Кликабельно 4000 рх




Кликабельно 1600 рх



Кликабельно 2000 рх


Храм Гарни, монастырь Гегард и Арка Чаренца — одни из самых . И если первые две поведают путешественникам о многовековой культуре и истории страны, то последняя позволит насладиться отличным панорамным видом на священную гору Арарат.

Обычно поездку (или организованную экскурсию) в древний языческий храм Гарни, горный монастырь Гегард и осмотр арки Чаренца (с видом на Арарат) объединяют, так как они находятся в одной стороне. И первой остановкой в экскурсии является арка Чаренца, которая из данных трех достопримечательностей находится ближе всего к столице Аремении — .

В 1957 по проекту армянского архитектора Р. Исраэляна была воздвигнута арка Чаренца. Достопримечательность расположена восточнее Еревана, возле села Вохчаберд. На первый взгляд сооружение абсолютно заурядно: оно возвышается над землей на 5 м. и представляет собой двойную арку из бетона и камней, перекрытую кровлей, однако автор постройки вложил в нее особый смысл.

Достопримечательность носит имя поэта Егише Чаренца (1897−1937). В своих произведениях он воспевал армянский народ, свою страну, ее природные красоты и один из символов государства — . Когда в 1921 году гора отошла Турции, это стало для него настоящим ударом. Считается, что поэту нравилось любоваться на библейскую вершину именно с того места, где теперь возвышается Арка. На ее стенах выбиты строки, посвященные величественному пику.

На армянской купюре в 1000 драм изображен тот самый поэт Чаренц

Строки стихотворения Чаренца, запечатленные на арке

Существует мнение, что Арка Чаренца — первый в Советском Союзе негласный памятник жертвам репрессий: она была построена сразу после того, как А. Микоян огласили в своей речи имя поэта, погибшего в тюрьме.

Официальная версия гласит, что монумент возвели в честь 60-летия Е. Чаренца.

Арку посещают ради великолепного вида на Арарат. Достопримечательность находится на холме, к которому ведет несколько ступеней. В ясную погоду перед путешественниками, с каждым новым шагом, все больше вырастает заснеженный пик. Уже на самой вершине холма гора оказывается идеально вписанной в арочный проем. Панорама, открывающаяся на смотровой площадке сооружения, и является «изюминкой» места.

Нам же Арарат с этой точки не открылся, вот какой вид смогли запечатллеть мы:

Денис и наш водитель Карен, за ними должен открываться знаменитый вид на Арарат, но нам не повезло

Языческий храм Гарни

Второй остановкой поездки обычно становится языческий храм Гарни. Расстояние между ним и Ереваном — 30 км.

Он находится неподалеку одноименного села, на треугольном мысе, возвышающимся над долиной реки Азат.

Крутой обрыв и горная речка Азат внизу

Предположительно, он был построен в 1 веке нашей эры, во время правления царя Трдата I. Когда-то здесь располагалась мощная крепость: ее очень любили армянские правители за неприступность и мягкий климат.

Перед нами предстала такая эпическая картинка Гарни

С принятием Арменией христианства в 301 году, языческие святыни стали повсеместно уничтожаться, и единственная сохранившаяся постройка той эпохи — как раз Гарни, посвященный богу солнца Митре .

В 1679 году здесь произошло крупное землетрясение, разбросавшее обломки храма по всей речной долине. Только в 30-х годах 20 столетия архитектор Н. Г. Буниатян составил проект восстановления достопримечательности, а благодаря усилиям добровольцев и реставраторов удалось собрать даже самые мелкие осколки древнего сооружения. Уже в 60−70-х годах объект был отреставрирован.

Храм Гарни представляет собой постройку в классическом греческом стиле с крышей в виде треугольного фронтона. Фасад здания венчает 24 колонны — по 8 с боков, и по 6 спереди и сзади.

В основании языческой святыни находится высокий подиум с крутыми ступенями. На этих ступенях очень любят фотографироваться туристы:

Стены и потолки Гарни украшены изящной резьбой: на стенах изображен изощренный орнамент с гранатами, виноградными лозами, цветами и орешником.

Восхищает не только архитектура храма Гарни, но и окружающий его ландшафт: отвесные утесы, горы, бурая река, густая зелень.

Возле достопримечательности находится еще один интересный памятник архитектуры — Римские бани.

Важно! Храм работает круглогодично без перерывов и выходных. Летом он открывается в 10:00, и провожает последнего посетителя в 21:00. Зимой же, комплекс закрывается раньше — в 17:00. Стоимость билета: около 2000 драм.

Стоимость входа в Гарни: официальная касса на входе

В январе 2018 года территория Гарни была на частичной реконструкции:

Вход на территорию храма Гарни: укладывают новую плитку

Просто понравился китайский мальчик-турист с фотоаппаратом в парке храма Гарни

Занесенный в список всемирного наследия ЮНЕСКО, уникальный пещерный монастырь Гегард (Гегардаванк, Айриванк, Гехард) расположен в Котайкской области, возле ущелья реки Гохт.

Уже на подъезде к монастырю Гегард мы видим христианский крест, установленный высоко на скале:

Наш водитель Карен рассказал, что крест этот установил вот этот парень, торгующий цветочными веночками у монастыря, видимо, он здесь знаменитость:

Также у входа в монастырь можно купить самые разнообразные армянские вкусности и религиозные сувениры:

С армянского название «Гегард» переводится как «монастырь копья». Связано оно с тем, что библейское копье Лонгина, привезенное в страну апостолом Фаддеем, некоторое время хранилось именно тут. Сейчас оно экспонируется в Эчмиадзине.

Вход на территорию монастыря


Точная дата возникновения святыни не известна. Считается, что первым на ее месте появился монастырь Айриванк, основанный Григорием Просветителем в 4 веке.

Он просуществовал до 9 столетия и был стерт с лица Земли. Современный Гегард появился только в 1215 году — это дата строительства его главной часовни Катогике.
На двух ярусах обители расположено 7 церквей и 40 алтарей, причем большая часть из них спрятана в утесах.

Архитектурный ансамбль монастыря формируют выдолбленные в скале хачкары, кельи, часовни, и другие помещения:

  • Катогике . Основная и наиболее почитаемая церковь. По ее углам расставлены двухъярусные часовни. Южный фасад здания украшен резными деревянными воротами, с изображением голубок, гранатов и винограда. Сводчатый купол постройки украшают рельефы с животными и людьми;
  • Гавит (притвор) . Частично вырезан в скале. Его каменную крышу поддерживают 4 колонны. Центр постройки увенчан великолепным куполом со сталактитами;
  • Скальная церковь (Авазан) с родником . Первый пещерный храм — появился в 1240 году. В его центре также расположен сталактитовый купол, а основное пространство занимает кафедра и алтарь с апсидой;
  • Жаматун . Вторая пещерная церковь Аствацацин (Богоматери) и усыпальница Прошьянов расположена на востоке Авазана. Вырубленная в 1283 году, она представляет собой квадратную комнату, богато украшенную рельефами;
  • Скальная церковь за жаматуном . Возведена в 1283 году. Это постройка с кривыми углами и рельефными изображениями природы, людей и животных;
  • Верхний жаматун . Дата постройки — 1288 год. Здесь расположены княжеские гробницы;
  • Часовня Св. Григория Просветителя . Находится над дорогой, неподалеку от входа в обитель. Имеет прямоугольную форму и подковообразную апсиду. На стенах имеются следы фресок.

Главный храм монастырского комплекса Гегард

Внутри монастыря Гегард:


Внимание! Монастырь и по сей день действует, поэтому вход на его территорию свободный. Попасть сюда можно в любой день недели в любое время. Обычно, посетителей принимают здесь до конца светового дня.

Вездесущие армянские котики живут даже в скальном монастыре Гегард:

Осмотром церквей внутри комплекса ограничиваться не стоит, советуем выйти за пределы через боковую дверь в правой части забора, защищающего храм Гегард:

Выйдя за территорию, взгляд сразу упирается в беседку и пеньками — здесь проводятся ритуальные убийства баранов для жертвоприношений на различные праздники:

ленточек:

А эта аллея ленточек заканчивается импровизированным садом камней, который создали, по видимому, сами туристы:

Каждый уважающий себя турист считает своим долгом создать свою каменную пирамидку

Как добраться до Гарни, Гегарда и Арки Черенца из Еревана?

Все достопримечательности расположены на пути к Гарни, добраться к которому можно несколькими способами:

  • На общественном транспорте. Ереван и Гарни разделяет около 30 км. Попасть к храму можно на маршрутном такси № 284 и автобусе № 266, что отправляются от автостанции позади салона «Мерседес». Из центра города (проспект Маштоца) отходит маршрутка № 51. Поездка будет стоит порядка 300 драм;
  • На такси. Самый удобный способ, так как общественный транспорт курсирует с перебоями. Мы договаривались с водителем на все наши поездки по достопримечательностям Армении. Поездка в Гарни-Гегард+ арка Чаренца обошлась нам в 15 000 драм ($ 31).

Важно! Арка расположена перед поселком Вохчаберд. Чтобы добраться до нее, следует ориентироваться на большую стоянку туристических автобусов: в 50 м. от нее достопримечательность и находится.

Транспорт до языческого храма высадит туристов на главной дороге, с которой нужно свернуть направо, и идти еще порядка 500 м.

Гегард удален от Гарни на 10 км. Чтобы уехать к обители, можно поймать маршрутку № 284: она доедет до села Гохт, от которого 4 км. придется идти пешком или ехать на попутках. Лучший вариант — договориться о поездке с водителем такси, они стоят на обочине трассы. Дорога обойдется примерно в 2000 драм.

Арка Чаренца, храмы Гарни и Гегард на карте:

Гегард (Гехард), он же Айриванк (пещерный монастырь) - монастырь, вырубленный в скале. И, в отличие от Петры, вырубленный не в мягком иорданском песчанике, а в весьма конкретных кавказских скалах. Именно Гегард произвел на меня самое сильное впечатление среди всех осмотренных достопримечательностей.

Расположен примерно в 40 км к востоку от Еревана и в 7 км от села Гарни, на высоте около 1700 м над уровнем моря в ущелье, где протекает речка Гохт. Считается, что монастырь Айриванк был основан на этом месте в начале IV века - естественные пещеры позволяли очень удобно обустроить быт монастыря. Однако в 923 году монастырь был полностью разорен и сожжен арабами. Нынешние строения были построены в XII-XIII веках на их месте. Но возраст тоже заслуживает уважения. Монастырь и ущелье включены в список мирового наследия ЮНЕСКО. Поддерживаю обоими руками.

Название Гегард означает "копье". Монастырь копья. По преданию именно здесь было спрятано от арабов и прочих турков копье Лонгина , принесенное в Армению апостолом Фаддеем (одно из четырех - то, которое сейчас хранится в Эчмиадзине).

К сожалению, не было возможности забраться высоко, чтоб снять общую картину, поэтому помещу одну чужую фотографию с видом сверху. Заметьте две башенки, торчащие из скал - на следующих снимках можно будет посмотреть на них снизу.

При подъезде к монастырю на отвесном утесе напротив бросается в глаза белый крест. Маленький, думаете?

На самом деле до него добрый километр и пара сотен метров вверх.

На северной стороне ущелья - огромная естественная арка в скалах.

А это вид на главную церковь монастыря от автостоянки.По-моему, не менее эффектно, чем Петра.

Уже забравшись на уровень монастыря можно оглянуться на запад - это единственная дорога сюда. Не очень-то широкая и не очень прямая.

Входим во двор монастыря. Монастырь своего рода комбинированный - в нем три основные церкви, две из которых выдолблены в скалах, а одна - пристроена к ним. Вот это - вид на пристроенную церковь Катогике (построена в 1215 году) и притвор к ней. С нее обычно начинается экскурсия.

Тяжелые резные двери церкви - характерная черта армянских храмов.

Классический для армянской церкви зал в форме креста из естественного камня - никаких фресок или штукатурки. Часть снимков специально снимал без вспышки, чтобы передать атмосферу.

В полутьме икона выглядит особенно величественно.

Через проход в стене переходим сначала в небольшой и полностью темный зал, освещаемый только свечами - в этом зале размещалась усыпальница рода Прошьян (нынешним языком говоря, они спонсировали создание монастыря).

Вот такие артефакты уложены там вдоль стен.

Входим в первую скальную церковь Авазан (водная церковь) - прямо в зале этой церкви бьет родник. Собственно и построили ее в 1240 году на месте старой пещеры с родником. Купол тоже вырезан в скале. А наверху этого круглого окна - помните башенки на втором снимке? - одна из этих башенок.

К несчастью, свечек здесь было очень мало, поэтому пришлось включать вспышку, а угол с родником и вовсе в полной темноте - снять не удалось.

В зале есть окна на "второй этаж" - это другой уровень монастыря. Там расположена третья скальная церковь монастыря - Аствацацин (Богоматери).

Вход на второй уровень монастыря.

Взгляд назад.

А это типичная келья в скале с окном-душником над дверью.

С противоположной стороны церкви Катогике в скале вырублена часовенка и еще кельи.

Церковь Катогике со стороны реки.

По дну ущелья протекает речка Гохт. Русло усыпано упавшими принесенными весенними потоками и подмытыми с краев ущелья камнями. Местами под камнями просто не видно воды.

А местами камни образуют небольшой водопад. Хотя здесь явно поработали местные коммерсанты - запруда явно сделана руками (рядом находятся палатки местного кафе и вид от столиков на водопад, думаю, способствует приятному времяпрепровождению).

На противоположном берегу речки - еще не освоенная пещера.

Ну и хачкары. Часть из них вырезана прямо в скалах.

Вот такой монастырь Гегард. Боюсь, правда, что фото не передают ощущений в полной мере, это все же надо видеть глазами.

Уехать на общественном транспорте можно только до храма Гарни. Сделать это можно со станции, что напротив автоцентра «Mersedes» (еще один ориентир — памятник со всадником). Вам нужна либо маршрутка №266, либо автобус №284. Чтобы попасть вк храму Гарни, можете сообщить об этом водителю, он остановится у поворота, далее до храма метров 500 пешком.

  • Расстояние: 30 км до Гарни
  • Время в пути: около 40 минут
  • Стоимость проезда: 250 драм
  • Интервал: каждый час

До монастыря Гегард, как вы уже поняли общественный транспорт не ходит, потому что это отдельная тупиковая ветка, уходящая к скалам. От Гарни до Гегарда около 10 км. Прямо на дороге от Гарни ездят таксисты, которые будут останавливаться и предлагать отвезти до Гегарда примерно за 1000 драм в одну сторону (можно договориться за 2000 драм в обе стороны с ожиданием в 1 час). Или же проехать 10 км на попутках.

Такси из Еревана

Опять же в столице можно найти машину на 3-4 человек примерно за 15 000 драм, в эту стоимость входит поездка до обоих храмов Гарни и Гегард и обратно, включая ожидание.

Экскурсии

Индивидуальные экскурсии:

Личный опыт

Мы добрались до вышеуказанной автостанции, где ждал автобус ПАЗ. До его отъезда мы тщетно пытались найти хоть какую-нибудь «харчевню», где бы было что-либо кроме хачапури, фруктов или мяса (на тот момент я еще была вегетарианцем). Зато наткнулись на армянский сыр. Нам отрезали кусочек с зеленью тархуна. Оказался довольно соленым, но вкусным. Взяли полкило, а ели его с лавашом уже на заднем сидении автобуса.

По пути познакомились с водителем автобуса, который пропитался к русским туристам дружелюбием, пригласив к себе на угощение, а если понадобиться, то и предоставить крышу над головой на ночь. Снова можно было только пожалеть о краткосрочности пребывания в этой стране.

После выхода на нужном повороте мы решили сначала доехать до дальней точки (храма Гегард), а уж на обратном пути заскочить в Гарни, ибо не известно сколько времени нам потребуется на два храма.

После Гарни была территория таксистов, буквально за 1000 драм они могли доставить нас до места. Мы же как «зажравшиеся коты» только носы воротили. Показалось странным, что на шоссе почти не было «гражданских», в основном только такси. Раз «колеса» нам не светят, пошли пешком, зато пополнили запасы воды, в одном из дворов, и даже удалось попробовать ежевику с куста и алычу. Для эксперимента решили таки остановить таксиста, узнать расценки. Оказалось, что 1000 драм — это только доехать до места, а если мы хотим вернуться обратно, то надо заплатить 2000 драм. Мы отказались, так как все еще надеялись на попутку. Встретившиеся китайцы, которым, судя по всему, тоже не везло с попутками, пояснили на английском, что нужно повернуть налево, а то утопали бы не туда.

Неожиданно рядом остановилась нива. Двум армянам хоть и нужно было в другую сторону, но они согласились подбросить нас до Гегарда. Только когда мы уже стояли перед монастырем, мы поняли, почему никто не останавливался. Дорога, ведущая сюда, была тупиковой. То есть сюда либо ехали конкретно в крепость, либо не ехали вообще.

Монастырь Гегард (Гехард)

Уже издалека монастырь впечатляюще красовался перед посетителями, будучи окруженный со всех сторон живописными горами, и возвышаясь над дорогой, действительно, как скала.

Где находится

Монастырь расположен в 40 км от Еревана в скалах, что выше по ущелью реки Азат. Этот архитектурный памятник притягивает своей исключительностью. Гегард в переводе означает «копьё». Название происходит от копья Лонгина, которым пронзили тело Иисуса Христа на Кресте. Сейчас копьё находится в сокровищнице Эчмиадзина . Здесь же и кроме копья было на что посмотреть.

Что посмотреть

1. Не доходя до главного входа, можно подняться по сыпучей тропинке к остаткам части монастыря, которые выглядывают прямо из скалы.

Отсюда открывается великолепный вид как на сам Гегард, так и на потрясающие зеленые горы в противоположной стороне.

Армяне, которые нас сюда привезли, рассказывали, что всю эту зеленую красоту (деревья, кусты) от основания до пика, собственноручно посадил один из великих правителей Армении (к сожалению, сейчас не вспомню его имени). Нам же скорее хотелось попасть в сам монастырь.

2. Территория монастыря и стены Гегарда поражают своим размахом. Да, часть его все же была сделана из каменных блоков, но очень искусно и ровно подогнанных друг к другу.

3. Отсутствие электрического освещения внутри. Все, что было в распоряжении наших глаз – это свечи, зажженные верующими, которые придавали монастырю мистический вид. Единственный, кто «страдал» в таких условиях — фотоаппарат. Многие фотографии получались не очень удачными.

Просторные залы, высокие потолки, колонны, резной церковный и не очень орнамент. Некоторые рисунки были качественно сделаны, чем заставили меня сомневаться в их ручном изготовлении.

Особенно впечатлили куполообразные своды залов. «Готичного» вида орнамент как бы нависал над головой, при этом не вызывая никакого чувства угнетения, скорее восхищение.

4. В одном из залов находится источник. Мы решили поменять наш запас воды на ту, которая бежала прямо из скалы. Здесь постоянно толпится много людей, в результате приходится выстоять очередь. Один рассеянный армянин оставил на камне свои темные очки, которые я не заметила и безжалостно наступила, когда выходила от источника. Было очень неловко, но, слава богу, дело закончилось миром, армянин понял, что он сам виноват, положив очки в неподходящее для этого место.

5. За стенами монастыря бежит небольшая горная речка Гохт, вдоль которой можно прогуляться, или по мосту через нее перебраться на противоположный берег, заглянуть в нишу одной из скал.

Сколько стоит

Как всегда вход в армянский монастырь бесплатный.

Время работы

Гегард монастырь действующий, поэтому попасть туда можно в течение светового дня. Оно и логично, ибо если будет темно на улице, то в монастыре вообще хоть глаз выколи. Естественно в разное время года — световое время дня разное.

Что купить

У основания скалы храма стоят несколько лавочек с местными «вкусностями». Наше внимание, конечно же, не могло пройти мимо. Особенно заинтересовал медовый пирог, картинками которого мы налюбовались в интернете. Странное дело, но больше нигде мы его не встречали в Армении. Мой друг был большим любителем выпечки, поэтому поинтересовался о стоимости пирога: 3000 драм за пирог с размером со среднюю пиццу (возможно, для России это и не так дорого). Одна бабуля, увидев расстроенное лицо русского туриста, сначала долго препиралась на армянском со своей «конкуренткой» по торговле, а потом протянула оставшийся у нее отломанный кусок пирога (где то четверть от целого) ему со словами, что это подарок. Вот это да!

На обратном пути, жуя вкусный пирог, мы долго гадали, почему она так поступила. Возможно, потому что был конец дня, и кусок этот некуда было бы деть, все равно зачерствеет, а может, потому что выглядели мы как бедные студенты (нас часто спрашивали, не учимся ли мы), да еще и худые, как велосипеды. Все-таки армяне – щедрый народ. Я с каждой новой встречей убеждаюсь в этом все больше и больше.

Форельный бизнес Армении

Из «тупика» Гегарда нам все равно пришлось топать пешком до шоссе. Однако, пирог, который достался в подарок от местных торговок, еще не успел закончиться, как возле нас остановилась иномарка. Из окна второго сидения нас с любопытством рассматривала девочка лет 10. Долго уговаривать мы себя не заставили. За рулем сидел бизнесмен, а девочка была его дочкой. Удивительно, но нам, оказалось, по пути.

По дороге Армянин рассказал нам, что у него ресторанный бизнес рядом с Гарни, местом, которое было следующим в списке нашего маршрута. Он неплохо говорил по-русски, и даже использовал сленговые слова. А по манерам полностью соответствовал своему «блатному» статусу. Ему необходимо было заехать купить рыбы (форель – царская рыба, армяне вообще гордятся тем, что она тут в изобилии водится) до того, как мы доберемся до места. Мы были только «за». За рыбой заехали в частный дом, где на территории было несколько бассейнов для ее разведения. Нас даже пригласили пройти туда.

У самого входа был небольшой дворик с «виноградным потолком» над головой, а чуть левее сидел мужчина с кучей банок на столе. Судя по уже заполненным банкам, здесь варили варенье. Мне в глаза бросился фаллообразный камень темного цвета, который выполнял роль фонтанчика с питьевой водой. Хм, вполне логично его здесь увидеть, так как подобная вещь несет в себе смысл плодородия, что для бизнеса только в плюс.

Мы спустились ниже, и увидели несколько небольших водохранилищ, в которых выращивали форель. Для нашего «друга» выловили парочку взрослых рыбешек, и прямо при нас оглушили палками по голове. Не очень приятное зрелище, но любопытное. Оказывается до таких размеров, форель вырастает за два года.

Пока армянин расплачивался, наметанный глаз моего друга заметил сад справа, где росли сливы. Плоды деревьев были настолько крупными, что он просто не мог их не заметить, о чем заявил восхищенно вслух. Наш попутчик радушно предложил нам угоститься, собрав специально для нас большую горсть. Здесь же в фонтанчике мы помыли фрукты и счастливые поехали дальше.

Языческий храм Гарни

Ресторан и, правда, находился почти у самых ворот Гарни. Армянин пожелал нам удачи, сказав, что если мы тут пробудем до 23:00, то он и до Еревана нас подвезет. Я уже устал удивляться широте души армян. Мы поблагодарили, но, естественно, при всем раскладе, так долго здесь совершенно нечего было делать.

Сколько стоит

На входе в храм есть кассы, стоимость билета в Гарни — 1200 драм. В последнюю субботу месяца вход бесплатный для всех.

Время работы

  • ВТ-СБ: с 09:00 до 22:00 (в не сезон меньше)
  • ВС: с 09:00 до 15:00
  • ПН: выходной

Что посмотреть

1. Храм Гарни как современная пародия на древне-греческие постройки, но в лучах закатного солнца на фоне гор он выглядит довольно приятно.

Про Гарни нам еще рассказывал. Это единственный сохранившийся на территории Армении памятник, относящийся к эпохе язычества и эллинизма. Как полагают, он был посвящён языческому богу Солнца Митре. В результате сильного землетрясения в 1679 г. храм был почти полностью разрушен, его восстановили в 1970-е годы, именно тогда он и утратил свою «историческую изюминку».

2. Остатки древней крепости и царского дворца, а также здание бани, сооружённое в III веке рабами-греками, оставившими на мозаичном полу надпись - жалобу на то, что им не заплатили за работу.

3. Отсюда очень хороший вид на холмы, расщелину снизу и на дачи «буржуев». Если бы не вечер, то спустились бы вниз, там говорят очень красиво, можно прогуляться по ущелью.

Смеркалось.., а нам пора в возвращаться. На шоссе повезло «поймать» еще одну «крутую машину». Водитель попался с болью на душе, которую поспешил вылить на усталых и без того путников. Больше не повезло моему другу, так как он сел на переднее сидение, а я расслаблялась сзади после долгого дня. Только день на этом не закончился, впереди нас ждали очередные приключения в Ереване, но о них вы узнаете в следующий раз.

Գեղարդավանք , ), дословно - «монастырь копья». Название монастырского комплекса происходит от копья Лонгина , которым пронзили тело Иисуса Христа на Кресте , и, как утверждается, привезённого в Армению апостолом Фаддеем в числе многих других реликвий. Сейчас копьё выставлено в музее Эчмиадзина .

Окружающие монастырь утёсы являются частью ущелья реки Гохт, которое, как и монастырский комплекс, включено в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Часть храмов монастырского комплекса полностью выдолблены внутри скал, в то время как другие являются сложными сооружениями, состоящими как из обнесенных стенами помещений, так и с комнатами, выдолбленными глубоко внутри утёса. На территории монастырского комплекса имеются многочисленные вырезанные на каменных стенах и отдельно стоящие хачкары - традиционные армянские каменные памятные стелы с крестами. Гегард является одним из наиболее часто посещаемых туристами мест в Армении.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Монастырь был основан в IV веке на месте священного источника, берущего начало в пещере. Поэтому изначально он получил название Айрива́нк (арм. Այրիվանք ), что означает «пещерный монастырь». Согласно преданию, основателем монастыря был Св. Григорий Просветитель .

    Первый монастырь в IX веке был разрушен арабами . Из более ранних сооружений Айриванка не уцелело ничего. Согласно сведениям средневековых армянских историков, монастырский комплекс включал в себя помимо религиозных строений, также хорошо оснащённые жилые и служебные строения. В 923 году Айриванк очень серьёзно пострадал после захвата его Насром, вице-регентом арабского халифа в Армении, разграбившим все ценности, включая уникальные рукописи, и сжёгшим величественные монастырские сооружения. К менее значительным разрушениям привели землетрясения.

    Несмотря на то, что имеются надписи, датируемые 1160 годом, главная часовня была построена в 1215 году под покровительством братьев Закаре и Иване Закарянов , военачальников грузинской царицы Тамары , отвоевавшей бо́льшую часть Армении у сельджуков . (притвор), частично свободно стоящий, частично вырезанный в скале, был построен ранее в 1225 году, а церкви, высеченные в скалах, - в середине XIII века. После этого монастырь был приобретён князем Прошем Хахбакяном, являвшемся наместником Закарянов и представителем рода Хахбакянов . За короткий период Хахбакяны (Прошяны) построили пещерные сооружения, принёсшие Гегарду заслуженную славу - вторая пещерная церковь, родовая гробница, жаматун Папак и Рузакан, зал для собраний и обучения (обвалившийся в середине XX века), а также многочисленные кельи. Комната, протянувшаяся из северо-восточной части гавита, в 1283 году стала гробницей князя Проша Хахбакяна. Была также высечена смежная комната с гербом рода Прошянов - орёл, держащий в своих когтях ягнёнка. Ступени на западе гавита ведут к погребальной комнате, высеченной в 1288 году для Папака Прошяна и его жены Рузакан. В 1200-х годах Прошяны оборудовали монастырский комплекс системой водоснабжения. В те времена Гегард был также известен как «Монастырь семи церквей» и «Монастырь сорока алтарей». Со всех сторон монастырь окружают скалы, пещеры и хачкары.

    Некоторое время монастырь не был действующим, а главная церковь зимой использовалась как убежище от карапапахских кочевников до того, как был приведён в прежнее состояние несколькими монахами из Эчмиадзина после присоединения к Российской империи . До наших дней действующие церкви монастыря являются объектом паломничества и одной из главных достопримечательностей Армении.

    Гегард известен также и реликвиями, которые хранились в нём. Самая важная из них - копьё, которым сотник Лонгин пронзил тело Иисуса Христа , распятого на кресте, как считается, привезённое апостолом Фаддеем, отчего и произошло название монастыря, которое используется и по сей день - Гегардаванк, впервые записанное в документальном источнике в 1250 году. Это обстоятельство сделало монастырь популярным местом для паломничества армян в течение многих веков. Реликвии апостолов Андрея и Иоанна были подарены в XII веке. Благочестивые посетители в течение последующих веков одаривали монастырь землёй, деньгами, рукописями и т. д. В одной из пещерных келий в XIII веке жил известный армянский историк Мхитар Айриванеци . Кроме легендарного копья, в Гегарде не уцелело ни одного произведения прикладного искусства. На конце рукоятки копья имеется присоединённая к ней ромбовидная пластина, на которой вырезан греческий крест с расширяющимися концами. В 1687 году для копья, хранящегося сейчас в сокровищнице Эчмиадзина, был изготовлен специальный оклад из серебра, позолоченный снаружи, который является характерным для Армении XVII века изделием ручной работы.