Петр и павел в интернах. Апостолы Петр и Павел: интернациональные имена. Апостол Павел в трактовке Елены Блаватской

Две-на-дца-то-го июля Цер-ковь чтит па-мять свя-тых апо-сто-лов Пет-ра и Пав-ла, этот празд-ник пред-ва-рял пер-вый из двух лет-них по-стов Пет-ров, по-чти ме-сяц ве-ру-ю-щие го-то-ви-лись к этой да-те, как к боль-шо-му празд-ни-ку. По-че-му? За что мы по-чи-та-ем апо-сто-лов, в чем за-клю-ча-лась мис-сия Пет-ра и Пав-ла? Об этом рас-суж-да-ет кан-ди-дат физи-ко-ма-те-ма-ти-че-ских на-ук и диа-кон Ни-ко-лай Со-ло-дов.

Ред-ко кто вспом-нит те-перь, что ко-гда-то Пет-ра и Пав-ла зва-ли по-дру-го-му. Петр «по пас-пор-ту» был Си-мо-ном, бо-лее точ-но Ши-мо-ном, как Ши-мон Пе-рес, а Па-вел — Сав-лом, или Са-у-лом (Ша-у-лом), как пер-вый царь Из-ра-и-ля. Их ев-рей-ские име-на за-сло-ни-ли име-на ин-тер-на-цио-наль-ные: Петр, по-гре-че-ски ка-мень, и Па-вел, от ла-тин-ско-го ма-лень-кий. Во Хри-сте нет ни гре-ка, ни ев-рея, ни рус-ско-го, ни та-джи-ка, ни та-та-ри-на. Но пре-одо-ле-ние на-цио-наль-ных гра-ниц да-лось пер-вым хри-сти-а-нам иуде-ям не лег-ко. Для это-го бы-ла необ-хо-ди-ма глу-бо-кая пе-ре-строй-ка со-зна-ния — про-цесс, ко-то-рый от-ра-зил-ся да-же на име-нах.

Пе-ре-ве-сти ве-ру на язык дру-го-го на-ро-да — де-ло чрез-вы-чай-но слож-ное. Да-же в хри-сти-ан-ской Ев-ро-пе пра-во-сла-вие до-ступ-но лишь очень немно-гим — до се-го дня оно су-ще-ству-ет толь-ко на рус-ском, серб-ском, гре-че-ском... На немец-ком язы-ке пра-во-сла-вия прак-ти-че-ски нет. Пе-ре-во-ды бо-го-слу-жеб-ных книг — есть, а пе-ре-во-да ве-ры на язык куль-ту-ры, так чтобы оно пе-ре-ста-ло быть чем-то чу-же-род-но-эк-зо-ти-че-ским, — нет. И пра-во-слав-ные церк-ви рас-смат-ри-ва-ют-ся в Гер-ма-нии лишь как осо-бая фор-ма са-мо-вы-ра-же-ния на-цио-наль-ных мень-шинств. Еще ху-же де-ло об-сто-ит в Ки-тае или Та-и-лан-де: ес-ли куль-ту-ра «не зна-ет» Еван-ге-лия, то про-по-ве-ди не на что опе-реть-ся. При-хо-дит-ся на-чи-нать с чи-сто-го ли-ста. Пред-ставь-те се-бе, что вам на-до рас-ска-зать ки-тай-цам о пра-во-сла-вии. С че-го бы вы на-ча-ли?

Од-на-ко про-бле-мы совре-мен-ных мис-си-о-не-ров все же не слиш-ком ве-ли-ки в срав-не-нии с вы-пав-ши-ми на до-лю пер-вых апо-сто-лов. Ве-ра Хри-сто-ва за несколь-ко де-ся-ти-ле-тий рас-про-стра-ни-лась по всей Рим-ской им-пе-рии. Ма-лень-кая иудей-ская сек-та пре-вра-ти-лась в первую (и по су-ще-ству един-ствен-ную) ми-ро-вую ре-ли-гию. Горст-ка уче-ни-ков пре-об-ра-зи-лась во Все-лен-скую цер-ковь. Это бы-ло чу-до. Но чу-до это бы-ло со-вер-ше-но ру-ка-ми лю-дей — апо-сто-лов, по боль-шей ча-сти про-стых ры-ба-ков. Они по-лу-чи-ли осо-бый дар и при-зва-ние — со-зи-дать Цер-ковь — свя-тую, со-бор-ную, апо-столь-скую. Пер-вы-ми сре-ди апо-сто-лов мы на-зы-ва-ем Пет-ра и Пав-ла, пер-во-вер-хов-ных апо-сто-лов.

Чем же вы-де-ля-ет-ся их роль в рас-про-стра-не-нии хри-сти-ан-ства? Ведь не на-зы-ва-ют пер-во-вер-хов-ны-ми ни Иоан-на Бо-го-сло-ва, ни еван-ге-ли-ста Мат-фея, ни Иа-ко-ва, пер-во-го епи-ско-па Иеру-са-ли-ма. Все апо-сто-лы тру-ди-лись над од-ним де-лом, все они сви-де-тель-ство-ва-ли о Хри-сте, но слу-же-ние апо-сто-лов Пет-ра и Пав-ла бы-ло осо-бен-ным уже по то-му, что им бы-ло суж-де-но пе-рей-ти чрез-вы-чай-но важ-ные гра-ни-цы. Апо-столь-ство и все-гда есть пе-ре-хож-де-ние гра-ниц: по-слан-ный от Бо-га об-ра-ща-ет-ся к «внеш-ним», к тем, кто еще за гра-ни-цей Церк-ви; он вы-хо-дит за уста-нов-лен-ные ру-бе-жи об-щи-ны, чтобы про-све-тить и спа-сти тех, ко-то-рые еще во тьме. Очень ча-сто гра-ни-цы эти бы-ли гео-гра-фи-че-ски-ми: апо-стол Фо-ма про-по-ве-до-вал в Ин-дии, рав-ноап-о-столь-ная Ни-на в Гру-зии, рав-ноап-о-столь-ный Ни-ко-лай (1836-1912) в Япо-нии, рав-ноап-о-столь-ный князь Вла-ди-мир кре-стил Русь. Но от-нюдь не все-гда пу-ти про-по-ве-ди озна-ча-ли про-стран-ствен-ное пе-ре-ме-ще-ние: апо-сто-лу Пет-ру вы-па-ло пер-во-му об-ра-тить-ся к языч-ни-кам, а не к иуде-ям, и это был важ-ней-ший ру-беж, хо-тя он и не был со-пря-жен с даль-ни-ми пу-те-ше-стви-я-ми. Иуде-ев, из-бран-ный на-род от-де-ля-ли от невер-ных мно-го-ве-ко-вые уста-нов-ле-ния — пе-рей-ти их бы-ло слож-нее, чем уехать на край све-та. Не слу-чай-но, чтобы ре-шить-ся на про-по-ведь языч-ни-кам Пет-ру по-на-до-бил-ся осо-бый знак — ви-де-ние, в ко-то-ром Гос-подь три-жды по-вто-рил, об-ра-ща-ясь к Пет-ру, не гну-шать-ся ни-чем из то-го, что Он очи-стил. Петр про-по-ве-до-вал Кор-ни-лию сот-ни-ку, и, укреп-ляя ре-ши-мость апо-сто-ла, Дух Свя-той со-шел на сот-ни-ка и быв-ших с ним, ко-гда они еще не бы-ли кре-ще-ны во-дой. Петр сде-лал пер-вый шаг, не все хри-сти-ане (то-гда по-го-лов-но иудеи) одоб-ри-ли его на-чи-на-ние. Про-дол-жил же де-ло про-све-ще-ния на-ро-дов «апо-стол языч-ни-ков» Па-вел.

Пер-во-вер-хов-ный апо-стол Па-вел не был в от-ли-чие от Пет-ра спут-ни-ком Спа-си-те-ля в Его зем-ной жиз-ни. Не был он сви-де-те-лем чу-дес и ис-це-ле-ний, не по-лу-чал от Иису-са Хри-ста обе-то-ва-ний, по-доб-но стар-ше-му из две-на-дца-ти: «Ты еси Петр, и на сем камне со-зи-жду Цер-ковь Мою, и вра-та ада не одо-ле-ют ее, и дам те-бе клю-чи Цар-ства Небес-но-го, и что свя-жешь на зем-ле, бу-дет свя-за-но на небе-сех...» () — по-чти невме-сти-мые сло-ва! Рим-ские пер-во-свя-щен-ни-ки не вы-дер-жа-ли их вы-со-ты. По тра-ди-ции они счи-та-ли се-бя на-след-ни-ка-ми Пет-ра, и, от-но-ся сло-ва Гос-по-да к се-бе, со вре-ме-нем на-ча-ли по-чи-тать се-бя без-греш-ны-ми на-мест-ни-ка-ми Хри-ста на зем-ле.

Апо-стол Па-вел, на-про-тив, по-на-ча-лу был го-ни-те-лем хри-сти-ан и рев-ни-те-лем фа-ри-сей-ства. Не уве-ро-вал он и по-сле рас-пя-тия и вос-кре-се-ния Спа-си-те-ля. И толь-ко осо-бое по-се-ще-ние Бо-жие, ко-то-ро-го Савл спо-до-бил-ся на пу-ти в Да-маск, ку-да он шел пре-сле-до-вать уче-ни-ков Хри-сто-вых, по-вер-ну-ло его вспять. И вот он уже рев-ност-ный про-по-вед-ник Еван-ге-лия, про-све-ти-тель языч-ни-ков, на-став-ник об-ра-щен-ных.

По-сла-ния апо-сто-ла Пав-ла в раз-ные го-ро-да со-став-ля-ют зна-чи-тель-ную часть книг Но-во-го За-ве-та, его по-уче-ния це-ни-ли во все вре-ме-на, их по-сред-ством про-дол-жа-ет бе-се-до-вать с на-ми апо-стол, жив-ший по-чти два ты-ся-че-ле-тия на-зад. Пись-ма эти чрез-вы-чай-но бо-га-ты со-дер-жа-ни-ем, хо-тя и тре-бу-ют боль-ше-го тру-да для уяс-не-ния, чем дру-гие но-во-за-вет-ные кни-ги. Через них при-шел ко Хри-сту бла-жен-ный Ав-гу-стин, не жа-ле-ет хва-леб-ных слов об апо-сто-ле Пав-ле Иоанн Зла-то-уст. Но и глу-би-на пав-ло-ва бо-го-сло-вия та-ит не мень-шие опас-но-сти, чем вы-со-та вла-сти Пет-ра. Од-но-бо-кое тол-ко-ва-ние по-сла-ний апо-сто-ла при-ве-ло Лю-те-ра к укло-не-ни-ям от пра-вой ве-ры, и до се-го дня про-те-стан-ты ни на что дру-гое так охот-но не ссы-ла-ют-ся, как на по-сла-ние Пав-ла к Рим-ля-нам, ухит-ря-ясь про-ти-во-по-став-лять его все-му осталь-но-му Пи-са-нию.

Тру-да-ми апо-сто-лов Бог при-зы-ва-ет все на-ро-ды в Свое Цар-ство. На-чи-на-ли свой жиз-нен-ный путь пер-воап-о-сто-лы со-всем по-раз-но-му: хо-ро-шо об-ра-зо-ван-ный иудей из ма-ло-азий-ско-го го-ро-да Тар-са Па-вел и га-ли-лей-ский ры-бак Петр, с раз-ных сто-рон по-до-шли они к об-ще-му де-лу, но скон-ча-ли зем-ную жизнь они оба в Ри-ме, уби-тые во вре-мя пре-сле-до-ва-ния хри-сти-ан при Нероне — го-ни-те-ли не до-стиг-ли сво-ей це-ли, спа-си-тель-ное уче-ние быст-ро рас-про-стра-ня-лось по всей все-лен-ной. Через две-ри, от-кры-тые пер-во-вер-хов-ны-ми апо-сто-ла-ми вхо-ди-ли в Цер-ковь на-ро-ды се-ве-ра и юга, за-па-да и во-сто-ка.

Диа-кон Ни-ко-лай Со-ло-дов

Такие разные, они остались в истории величайшими подвижниками общего дела. Петр, простой рыбак - один из первых, кто последовал за Христом. И Павел, иудейский книжник и противник христианства, в итоге сделавший для его распространения больше, чем кто-либо другой.

12 июля православная церковь великим праздником чтит память первоверховных апостолов Петра и Павла.

Возвращение в Рим

«Принять смерть ту же, какую принял Христос, я недостоин», - вот о чём, по преданию, думал апостол Пётр в последние часы своей жизни.

В империи его приговорили к смерти через распятие. Приговорил Нерон, император, обвинивший христиан в большом пожаре Рима 64 года. Вот как об этом пишет историк Тацит: «Вот Нерон, чтобы побороть слухи [о том, что он сам может быть причастен к пожару] , приискал виноватых и предал изощреннейшим казням тех, кого толпа называла христианами. Подавленное на время христианство стало вновь прорываться наружу, и не только в Иудее… но и в Риме. Итак, сначала были схвачены те, кто открыто признавал себя принадлежащими к этой секте [Тацит был язычником]. Их умерщвление сопровождалось издевательствами, ибо их облачали в шкуры диких зверей, дабы они были растерзаны насмерть собаками, распинали на крестах или, обреченных на смерть в огне, поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения».

«Как могу я - трижды отрекшийся - уподобиться Ему в образе распятия? - думал Пётр и вновь приходил к мысли - Недостоин!» Он встал, встречая римских воинов, пришедших вести его на казнь. «Под ноги Его желаю преклонить голову свою! - сказал он. - Когда всё случится, переверните крест мой!»

Так Пётр и принял смерть: вися вниз головой на перевернутом кресте.

Он был сыном рыбака - простым, неучёным, далёким от книжной премудрости. Его вместе с братом Андреем первым призвал Христос. «Идите за мной, - сказал Он братьям, которые ловили рыбу. - И я сделаю вас ловцами человеков». Оставив сети, они пошли.

Его Христос назвал камнем, на котором будет строиться церковь, и в его руки отдал ключи Царствия Небесного, сказав: «И что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах». Это он пошёл по воде вслед за Христом по морю, но, сделав несколько шагов, усомнился и начал тонуть. Он признал Христа Господом, увидев, как по слову Его наполнились рыбой сети. И вскричал, объятый ужасом: «Выйди от меня, Господи, ибо я человек грешный!» Наконец, это он, и это, видимо, мучило Петра все оставшиеся годы, трижды отрёкся от Христа в ночь его ареста, спасая свою жизнь.

Проповедническая сила, появившаяся в этом простом человеке, творила чудеса. Уже после первой проповеди в день Пятидесятницы крещение приняли до трёх тысяч человек - фактически этот день стал днём основания Церкви. Он обладал даром оживлять мертвых и излечивать больных. Под тень Петра, сообщают «Деяния Святых Апостолов», подкладывали немощных, потому что верили, что, даже осененные его тенью, они получат излечение и силу чресл.

Оказавшись с проповедью в Риме, схваченный и приговоренный к казни, Пётр имел возможность бежать. Однако уходя ночью из города, он встретил Христа и вернулся - так сообщает предание.

Писатель Генрих Сенкевич в романе «Камо грядеши» так описывает этот момент: «…из уст его вырвался возглас: «Христос! Христос!»

И он приник головою к земле, будто целовал чьи-то ноги. Наступило долгое молчанье, потом в тишине послышался его прерываемый рыданьями голос:

Куда идёшь, Господи?

До ушей Петра донесся грустный, ласковый голос:

Раз ты оставляешь народ мой, я иду в Рим, на новое распятие.

Апостол лежал на земле, лицом в пыли, недвижим и нем. Назарий, его ученик, испугался, что он в обмороке или умер, но вот наконец Пётр встал… поднял страннический посох и, ни слова не говоря, повернул к семи холмам города.

Видя это, юноша повторил, как эхо:

Куда идёшь, Господи?

В Рим, - тихо отвечал апостол».

Гражданин империи

Господь явился ему по пути в Дамаск, куда Павел шёл для того, чтобы найти и пленёнными привести в Иерусалим христиан.

Иудей из знатной семьи, римский гражданин, он готовился стать раввином и ненавидел последователей Христа: впервые имя Павла упоминается в «Деяниях» в сцене убийства первомученика Стефана. Он, Павел (или Савл), еще несовершеннолетний, стоит и сторожит одежды тех, кто побивает камнями первомученика. Далее сказано: «Савл же одобрял убиение его».

И вот он, 30-летний, идёт в Дамаск и вдруг слышит голос. «Савл! Савл! Что ты гонишь меня?» Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна».

Этот явление изменило всё. Павла, на три дня ослепшего от происшедшего, под руки привели в Дамаск. Когда слепота прошла, миру предстал уже другой Павел, и он начал с того, что пошёл в синагоги, где прежде знали его как гонителя христиан, проповедовать о Христе.

С Дамасской проповеди началась его миссионерская карьера. Согласно «Деяниям», за свою жизнь Павел совершил три путешествия, проповедуя самым разным народам, за что был прозван «апостолом язычников». Его перу принадлежат четырнадцать посланий, часть из них писалась в римском заключении и уходила в мир через его учеников.

Как и для апостола Петра, Рим стал последним городом, который он видел в своей земной жизни. Он принял смерть почти одновременно с Петром: при Нероне его подвергли пыткам и затем обезглавили мечом: будучи римским гражданином, он избежал распятия, которое у римлян было казнью для инородцев.

Почему именно Павел, половину жизни проведший в гонениях на христиан, стал одним из первоверховных апостолов? На этот вопрос отвечает проповедь святителя XX века Луки (Войно-Ясенецкого): потому что «простил Господь Иисус тяжкий грех гонения на Него и на христиан. Простил, потому что… знал, чем будет Павел, что Павел скажет: "Уже не я живу, но живёт во мне Христос" ».

То же касается и апостола Петра, говорит святитель Лука: «Господь Сердцеведец знал, каким безмерным покаянием, какими кровавыми слезами будет до конца жизни заглаживать св. Петр своё троекратное отречение. Знал, что внезапно будет он вскакивать с постели каждую ночь, когда пропоёт петух, будет распростираться на земле, будет часами молить о прощении».

То же касается и всех нас: «Да будут же святые… апостолы Пётр и Павел для нас всегдашними напоминателями о том, что Христос - Бог Сердцеведец и знает не только то, что в сердцах наших, но и то, что может быть и будет в них» .

«Прихожанин» предлагает своим читателям вместе со всей Церковью вспомнить о любимых учениках Господа и поразмышлять о том, почему на иконах их почти всегда изображают вместе.

Когда в детстве я приходил в Храм Живоначальной Троицы, что на Воробьевых горах, и ставил свечу перед иконой святых апостолов Петра и Павла, то часто задумывался, почему на иконе апостолы изображены вдвоем…

Что объединяет этих святых? Дата смерти, – скажут мне многие. Согласно церковному Преданию, апостолы Петр и Павел приняли мученическую смерть в один день – 29 июня/12 июля (по старому/новому стилю) 67 года от Рождества Христова. Хотя, согласно ряду исторических источников, апостол Павел был казнен ровно через год после распятия апостола Петра.

Но лично мне одной даты смерти было недостаточно. Я всегда считал, что двух святых объединяют вещи гораздо более глубинные.

Место рождения? Нет. Петр родился в городке Вифсаида (в переводе «дом рыбной ловли»), расположенном на северо-западе Галилейского озера близ городов Капернаум и Хоразин. Тогда как Павел (который до принятия христианства носил имя Савл) родился в киликийском городе Тарсе, что в юго-восточной части Малой Азии. Сейчас эта территория принадлежит Турции, а когда-то она сначала входила в Хеттское царство, потом в царство Ахеменидов и даже триста лет была частью Армянской империи Тиграна Великого. За эту территорию в разное время сражались Александр Македонский, византийцы, арабы… Но две тысячи лет назад эти земли находились под властью гордого Рима.

Происхождение? И тут трудно найти между ними что-то общее. Петр родился в семье простого рыбака Ионы. Он и сам был рыбак. И звали его не Петр, а Симон (на иврите Шимон). Петром назвал его Христос, сказав: «И Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18). Кстати, имя Петр греческого происхождения, оно является прямым переводом с арамейского имени Кифа, – именно так на арамейском наречии Христос назвал своего любимого ученика.

Савл был иудеем – он родился в общине еврейской диаспоры. Его отец был знатным фарисеем, и от него Савл получил право называться римским гражданином. По тем временам это была большая честь, которой мало кто мог удостоиться. Савл обучался Торе у самого знаменитого раввина того времени Гамалиила Старшего и в итоге получил блестящее по тем временам образование: он знал философию, риторику, литературу, историю религии. Савл собирался стать раввином и по некоторым данным был членом синедриона.

Где же здесь общие корни? По одну сторону – бедный малограмотный рыбак, по другую – именитый римский гражданин с блестящим образованием.

Вера в Христа? И в этом вопросе их судьбы, их жизненные траектории поначалу были прямо противоположными. Петр вместе со своим братом Андреем пошел за Спасителем, как только Тот позвал их: «Идите за Мною, и Я сделаю Вас ловцами человеков » (Мф. 4, 19). Петр поверил в Спасителя сразу, поверил самозабвенно, неистово, как дитя. Он первым из учеников Иисуса признал и объявил Его Сыном Бога – «Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр отвечая сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живого» (Мф. 16, 15–16).

Так велика была вера Петра в Иисуса, что он готов был пойти за Христом по бушующим водам Галилейского моря – «И вышед из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу» (Мф. 14, 29). И так велика была его любовь к Спасителю, что, когда пришли арестовывать Иисуса, Петр кинулся на воинов с мечом – «Симон же Петр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященического раба, и отсек ему правое ухо. <…> Но Иисус сказал Петру: вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец» (Лк. 18, 10–11).

Со своей стороны, Савл поначалу был ярым гонителем христиан. В качестве члена синедриона он одобрил побивание камнями святого Стефана у стен Иерусалима, а позже неистово преследовал христиан всюду, где только мог – «А Савл терзал Церковь, входя в домы, и, влача мужчин и женщин, отдавал в темницу» (Деян. 8, 3).

Он даже испросил у синедриона разрешение отправиться в Дамаск, – чтобы и там искать, хватать и судить христиан. Возможно, та яростная ненависть, которую приверженец ветхозаветного закона Савл питал к христианам, и побудила Господа выбрать его своим апостолом. «Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба; он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! Что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь» (Деян. 9, 3–5). На три дня Савл ослеп. И эта слепота стала его первым шагом к прозрению. Три дня он ничего не видел, не пил и не ел, пока, по повелению Господа, к нему не пришел ученик Христа – Ананий. Он возложил на Савла руки, и тот прозрел. Прозрел не только глазами – прозрел в вере. А прозрев и приняв христианство, Савл-Павел стал столь же неистово защищать Церковь Христову, как до того момента гнал и убивал ее последователей.

Любопытно, что и по своему положению в христианской общине святые апостолы Петр и Павел находились как бы на противоположных концах. Петр, будучи одним из любимых учеников Христа, после вознесения Спасителя, стал негласным главой Церковной общины. Тогда как Павел, которому не посчастливилось увидеть Христа при Его земной жизни, считал себя наименьшим из апостолов: «Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал Церковь Божию» (1Кор. 15, 9).

Совместные деяния. Оба апостола много путешествовали по городам и странам, исцеляя и обращая в христианство тысячи людей. Египет, Греция, Сирия, города Малой Азии – Антиохия и Икония, Фригия и Галатия, Коринф и Эфес… При этом их жизненные и миссионерские пути почти не пересекались: лишь дважды Петр и Павел сошлись в одном месте – в Иерусалиме и Антиохии. А после каждый пошел своим путем, уготованным ему Богом.

Смерть за веру. Да, здесь дата смерти объединяет апостолов. 67 год от Рождества Христова. Рим. Апостол Петр, по приказанию императора Нерона, схвачен и заключен в темницу. Император не простил ему, что Петр обратил в христианство двух его любимых жен. В те годы христианам в Риме приходилось особенно тяжко.

Отмотаем колесо времени на несколько лет назад. Год 64-й. В ночь с 18 на 19 июля в Риме вспыхнул пожар. Он бушевал 6 дней и 7 ночей; в результате полностью выгорели четыре района из четырнадцати, остальные сильно пострадали. Некоторые античные историки потом утверждали, что город подожгли по приказу самого Нерона. Так или не так, мы уже не узнаем. Но, как часто случается в истории, когда пожар потушен, ищут виновных… или тех, кого можно обвинить. Нерон обвиняет в поджоге Рима… христиан. И толпа бросается искать и убивать… Несчастных христиан, оказавшихся в те годы в Риме, убивали страшной мучительной смертью: их распинали на крестах, на них надевали шкуры диких животных, а потом травили собаками, с наступлением темноты их попросту сжигали, чтобы освещать улицы… Эта вакханалия смерти продолжалась много дней и месяцев...

Так что в 67-м году апостол Петр отлично понимал, какое наказание приготовил ему Нерон. Кстати, за несколько дней до ареста оставшиеся в живых члены христианской общины упросили Петра бежать и скрыться из города, пока не утихнет гнев императора. Они боялись, что с его гибелью община останется совсем без защиты.

Уступая их мольбам, святой Петр ночью вышел из города… и на своем пути встретил Христа. «Domine, quo vadis?» («Господи, куда ты идешь?») – обратился Петр к Спасителю. «Иду в Рим, чтобы вновь быть распятым», – ответил Спаситель. Петр понял, что хотел сказать ему Господь, и со словами: «Domine, tecum veniam» («Господи, позволь и мне с Тобой») повернул назад в Рим. Возможно, в момент этой встречи Петр вспомнил, как уже однажды он задавал Спасителю этот вопрос – «Куда ты идешь, Господи?». Тридцать лет прошло с того момента, когда накануне ареста Спаситель говорил со Своими учениками. Именно тогда «Симон Петр сказал Ему: Господи! Куда Ты идешь? Иисус отвечал ему: куда Я иду, ты не можешь теперь за Мною идти, а после пойдешь за Мною» (Лк. 13, 36).

По возвращении в Рим, апостол Петр был схвачен воинами, заточен в темницу и через несколько дней принял мученическую смерть. Поскольку он не был римским гражданином, его ждала смерть на кресте. Петр лишь попросил, чтобы его распяли вниз головой, так как считал себя недостойным быть распятым, как Христос. Его тело предали земле на Ватиканском холме.

…В 1939 году археологи, с разрешения папы римского Пия XII, начали проводить там фундаментальные раскопки. И на большой глубине нашли руины древней базилики, сооруженной императором Константином Великим, а под нею маленький скромный алтарь. А еще ниже – так называемую «красную» плиту, на которую когда-то опиралась эта базилика. На плите была короткая надпись: «Petros eni» («Петр здесь»)…

Как и апостол Петр, Павел принял мученическую смерть во времена правления Нерона. Но поскольку он был римским гражданином, его нельзя было распять или отдать на съедение львам. Поэтому за городскими стенами на Остийской дороге в местечке под названием «Сальвийские воды» ему отрубили голову. Кстати, по преданию, отрубленная голова апостола при падении трижды ударилась о землю, и в тех местах забили фонтаны с чистой водой. Они бьют и по сию пору. Позже на месте казни была возведена церковь, которую так и назвали – Церковь во имя апостола Павла «на Трех Фонтанах». Тело же святого апостола после казни взяла себе его верная ученица – благочестивая христианка Лукиана. Она похоронила его в своем имении на Остийской дороге. Теперь на этом месте стоит грандиозный храм – одна из четырех великих базилик Рима – Сан-Паоло-фуори-ле-Мура («Базилика Святого Павла за городскими стенами»). В ней в гробнице под главным престолом лежат мощи апостола.

К сожалению, нет точных данных о том, что апостолы Петр и Павел приняли мученическую смерть в один день и в один год. По одним историческим документам, они действительно погибли день в день, другие историки утверждают, что апостол Павел принял смерть спустя ровно год после распятия Петра.

Случайно ли Господь предначертал двум Своим любимым ученикам одну дату – 29 июня (12 июля – по новому стилю)? Случайно ли судьба привела их обоих в Рим в последние годы правления императора Нерона? И случайно ли на Остийской дороге стоит «Церковь во имя святых славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла по Остийской дороге», где над входом написаны следующие слова: «На сем месте расстались друг с другом святые апостолы Петр и Павел, когда шли на мученическую смерть. И сказал Павел Петру: “Да будет мир с тобою, основание Церкви и пастырь всех овец Христовых”. Петр же ответил Павлу: “Иди в мир, проповедник добра и вождь праведных на пути к спасению”»?

Как говорится, случайности не случайны.

Господь намеренно призвал к себе в служение и поставил рядом двух таких абсолютно разных людей, какими были апостолы Петр и Павел. Потому что они вдвоем – малообразованный, импульсивный, но безоглядно верящий в Спасителя, Петр, и знаток истории религии, блестящий оратор Павел – заложили основу христианской Церкви. Выбор этих двух апостолов, ставших столпами христианской Церкви, как бы утверждал: христианская вера доступна всем – и мудрецу и простецу, и христианская Церковь готова принять любого – бедняка и императора, фарисея и саддукея, иудея и язычника…

Не желая преуменьшать заслуг других апостолов Христа, хочу все же сказать, что святые апостолы Петр и Павел сделали больше всех. Они обратили в христианство множество людей в разных странах: иудеев, римлян, язычников. Повсюду они создавали христианские церкви. И за это много пострадали: их били, гнали, бросали в тюрьмы. Но каждый раз они поднимались и шли дальше, неся людям евангельский свет.

…У меня на столе стоит маленькая иконка, подаренная мне когда-то иеромонахом Романом (Кошелевым) в Оптиной пустыни. На ней – двенадцать апостолов. Впереди – святые апостолы Петр и Павел, держащие в руках Церковь Христову…

Святым первоверховным апостолам Петру и Павлу посвящены тысячи храмов и монастырей во всем православном мире. В их числе - московская Петропавловская церковь в Лефортове , один из старейших русских храмов в честь этих величайших святых. Церковь, основанная в начале XVII века как Никольская, а при Петре I перестроенная и переосвященная в честь Небесных покровителей первого российского императора.

Как рассказал +Царьграду+ архимандрит Алексий (Вылажанин) , настоятель храма Петра и Павла в Лефортове:

"Этот храм в числе немногих храмов города Москвы, который не закрывался никогда. Здесь не прекращались богослужения в богоборческие времена. Единственное время, когда здесь не было служб, это было время наполеоновского нашествия на Москву, когда Москва была пуста, все храмы были закрыты. Эта участь постигла и наш храм... Самая большая гордость нашего храма - это наш иконостас, который сохранился в своем первоначальном виде. Иконы, написанные кремлевскими мастерами, до сих пор поражают своей красотой, своим мастерством…"


Петропавловская церковь в Лефортове

С особой радостью и благоговением в этих святых стенах празднуется летний престольный праздник - день первоверховных апостолов Петра и Павла , завершающий относительно недолгий апостольский пост, часто именуемый также Петровым .

Из истории дня первоверховных апостолов Петра и Павла

"Согласно церковному преданию, святые первоверховные апостолы Пётр и Павел приняли святое мученичество в один день - 29 июня по юлианскому календарю. Апостол Пётр был распят головой вниз, апостол же Павел, как римский гражданин, не мог быть казнён на кресте, и ему отсекли голову..."

Судьбы первоверховных апостолов были разными: святой Петр был призван Христом одним из первых. Павел же, напротив, был чудесным образом раскаявшимся гонителем христиан Савлом и вошел в число апостолов уже после Распятия, Воскресения и Вознесения Спасителя. Но обоих апостолов объединяет особо ревностное служение Господу и неутомимые труды по распространению христианства.

Обращение Савла ко Господу

Из проповедей митрополита Николая (Ярушевича) (1891-1961)

"Во имя чего святые апостолы Петр и Павел несли свой тяжелый апостольский подвиг? Во имя любви ко Господу Спасителю и во имя любви к людям, ибо они проповедовали слово Божие, чтобы спасать людей, чтобы не погибли для вечности бессмертные души, но, пробужденные словами их проповеди, готовили себя для вечного блаженного Царства. Такова сила их любви к людям!.."

И в московском храме, посвященном апостолам Петру и Павлу, подобные слова звучали не раз, ведь здесь служили и духовно возрастали многие выдающиеся церковные деятели последних столетий. Отец Алексий (Вылажанин) особо отмечает их духовную преемственность:

"В связи с тем, что этот храм не закрывался, он впитывал в себя не только те святыни, которые приходили сюда из храмов разоренных, находящихся вокруг, но и сосредотачивал в себе духовную жизнь многих районов Москвы. В этом храме в последний путь провожали митрополита Трифона (Туркестанова), старца Зосиму, одного из последних духовников Троице-Сергиевой лавры перед ее закрытием, и многих-многих других. В этом храме начинали свой путь в Церкви такие священники, как протоиерей Владимир Диваков, который крестился в этом храме, был его прихожанином и свое первое пастырское служение начинал тоже здесь. Это и отец Мафтей Стаднюк, который, придя сюда молодым священником, возрастал здесь и отсюда пошел на послушание к Святейшему Патриарху Пимену..."

И сегодня каждый может посетить этот уникальный храм и, помолившись в нем, прикоснуться к непрерывной церковной истории города Москвы последних столетий, и получить помощь и заступничество его Небесных покровителей - славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.

в один день, Церковь, кажется, хочет напомнить нам о разнообразии человеческих характеров и путей, ведущих к Богу. День памяти апостолов Петра и Павла — 12 июля.

Обоих апостолов называют первоверховными, но и первенство у них совсем не одинаковое. Петр был одним из ближайших учеников Христа при Его земной жизни, а Павел вообще не имел никакого отношения к евангельским событиям. Он начал проповедовать намного позднее, и даже не был «официально утвержден» в роли одного из двенадцати апостолов. И все-таки мы можем сравнить в самых общих чертах две эти судьбы.

Святой Петр (Симон)

Симон, позднее прозванный Петром, как и его брат Андрей, был простым галилейским рыбаком. Галилея была самой дальней от Иерусалима областью Палестины, там проживало немало язычников. Столичные жители относились к галилеянам свысока, как к провинциалам. Те даже говорили с заметным акцентом, по которому Петра однажды опознали во дворе первосвященника. А рыбак — самая простая и непритязательная профессия. Ловили рыбу на Галилейском озере в основном ночью, так что рыбак не всегда успевал выспаться, он пропах рыбным запахом, доходы у него были слишком непредсказуемы, все зависело от удачи. В общем, жизнь галилейских рыбаков была не слишком завидной, и, может быть, именно поэтому Симон и Андрей, едва заслышав приглашение странствующего Проповедника: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков», сразу послушались Его, бросили даже сети, которые после каждой ловли полагалось чистить и чинить. И так стали первыми призванными апостолами.

Святой Павел (Савл)

Павел, или, точнее, Савл (как назывался он прежде обращения ко Христу), напротив, был из тогдашней элиты. Родился он в эллинистическом городе Тарсе, столице провинции Киликия, был из колена Вениаминова, как и царь Саул, в честь которого его назвали. Одновременно он по рождению был римским гражданином — редкая для провинциалов привилегия, дававшая ему множество особых прав (например, требовать суда лично у императора, чем он впоследствии и воспользовался, чтобы попасть в Рим за казенный счет). Paulus, то есть «малый», это ведь римское имя — вероятно, оно было у него с самого начала, но только после обращения в христианство он стал использовать его вместо прежнего имени Савл. Образование он получил в Иерусалиме, у авторитетнейшего богослова того времени Гамалиила. Савл принадлежал к числу фарисеев — ревнителей Закона, стремившихся в точности исполнить все его требования и все «предания старцев». Хотя Христос обличал фарисеев, но мы знаем несколько примеров, когда именно фарисеи становились Его преданными учениками, так что Савл-Павел был в этом не одинок.

Апостолы Пётр и Павел

А вот в характере у Симона и Савла было немало общего. Выучившись у Гамалиила, Павел не просто погрузился в толкование Моисеева Закона. Нет, ему надо было применять и даже насаждать этот Закон на практике — а самой подходящей областью применения ему показалась борьба с недавно возникшей «ересью», сторонники которой рассказывали о некоем воскресшем Иисусе и о том, что вера в Него куда важнее дел Закона! Такого Савл снести не мог. Когда за подобную проповедь побивали камнями диакона Стефана, он всего лишь сторожил одежду побивающих, но скоро ретивый юноша сам выступил в путь, чтобы покарать неверных в Дамаске. Именно на этом пути произойдет встреча, навсегда изменившая его жизнь.

А Симон, с самого начала бывший учеником Христа? Он такой же пламенный и нетерпеливый. Вот Христос приказывает ему, еще рыбаку, а не апостолу, заново закинуть сети после безуспешного ночного лова — и он повинуется, а когда сеть приносит необычайный улов, говорит Учителю: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (Лк. 5: 8). Настолько остро ощущал он свое недостоинство и свою нечистоту… Зато позднее, увидев Спасителя идущим по воде, он, наоборот, немедленно просит: «…Повели мне придти к Тебе по воде» (Мф. 14: 28). Да, потом он усомнился и начал тонуть, но остальные-то апостолы даже попробовать не решились! Когда рядом с Симоном происходит чудо, он немедленно должен отреагировать на него, все для него свершается здесь и сейчас. И не случайно именно он без колебаний произносит свое вероисповедание, еще задолго до Воскресения Христова: «Ты — Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16: 16). А ведь даже Иоанн Креститель посылал ко Христу учеников с вопросом, Он ли то был на самом деле… Петр не сомневается, и в ответ на эти слова Христос и называет его камнем, на котором Он созиждет Свою Церковь. Арамейское и греческое слова для обозначения скалы, соответственно Кифа и Петр, становятся новыми именами Симона.

В жизни каждого из них был переломный момент, сделавший их тем, кем они стали. Савлу явился по дороге в Дамаск Воскресший Христос и спросил его: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» (Деян. 9: 4). С этого момента в его жизни изменилось все — точнее, его собственной эта жизнь уже не была, она была посвящена проповеди Того, Кого он прежде гнал.

А для Петра таким моментом стало, наоборот, отречение. Накануне распятия он обещал Христу, что и под страхом смерти не оставит Его, но Христос ответил: «…В эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня» (Мф. 26: 34). Может быть, если бы к нему тут же приступили палачи, он мужественно пошел бы на казнь, но впереди была долгая ночь, полная страхов и неизвестности… И Петр как-то незаметно отрекся от Христа, по-будничному, сам того не заметив — вплоть до самого петушиного крика. На собственном примере первый из апостолов увидел, как легко можно стать последним. И только после покаянных слез Петра прозвучали обращенные к нему слова Спасителя: «…Паси овец Моих» (Ин. 21: 17). Но прежде Он задал ему очень простой вопрос: «Любишь ли ты Меня?» Задал его трижды, так что Петр даже расстроился, но после ночи с петухом это было не лишним: трижды отрекшийся трижды исповедал свою любовь.

А что за эту любовь придется платить спокойствием и комфортом, оба они, и Петр, и Павел, прекрасно знали. Сразу же после исповедания Петром своей любви Иисус пророчествует о его смерти: «Прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь» (Ин. 21: 18). Мученическая смерть была своего рода условием апостольства, и как не понимать это было Петру, видевшему распятие Учителя, и как не понимать Павлу, который сам прежде мучил христиан! Оба были казнены в Риме в шестидесятые годы от Р. Х., еще даже прежде, чем была закончена последняя книга Нового Завета.

Об их проповеди рассказывает книга Деяний. С самого начала благовестие было обращено прежде всего «к погибшим овцам дома Израилева», и Петру потребовалось чудесное видение, чтобы убедиться: язычников Бог точно так же призывает к вере, как и иудеев. Тем не менее он в основном проповедовал своим собратьям по вере, да и трудно, пожалуй, было простому галилейскому рыбаку обращаться к иноязычной и иноверческой аудитории. Зато это хорошо получалось у образованного Павла, который и сказал: «…Мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных» (Гал. 2: 7).

Вообще, различий между ними довольно много. Например, Петр еще до встречи со Христом был женат, а Павел решил всегда оставаться холостым, чтобы семейные дела не мешали его главному призванию. Впрочем, и о Петре сам Павел говорил, что жена была его спутницей (см. 1 Кор. 9: 5), значит, семейная жизнь не обязательно должна быть помехой миссионерству.

Сравнивать двух апостолов, которые впоследствии были названы первоверховными, можно долго и подробно, отмечая общее и особенное в жизни каждого из них. Но лучше всего дать слово им самим, чтобы они сказали нам, что это такое — быть первыми среди апостолов.

Петр: «Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, И не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; И когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» (1 Петр. 5: 1-4).

Павел: «…Я, обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, еврей от евреев, по учению фарисей, По ревности — гонитель Церкви Божией, по правде законной — непорочный. Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа… Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус» (Флп. 3: 5-8, 12).

Андрей ДЕСНИЦКИЙ

Вы прочитали статью . Читайте также: