Предзнаменования апокалипсиса. Три необычных события говорят о том, что библейские пророчества о пришествии Машиаха (Антихриста) и конце света сбываются. Видение Пия X

Три странных и зловещих события последних дней убедили многих верующих в том, что близится конец времён. В иудаизме и христианстве сценарии этого эпохального события различны. Иудеи верят, что придёт их Мессия (Машиах), и на земле воцарятся мир и благодать. Христиане считают Машиаха Антихристом, за правлением которого последует Суд Божий и Конец света.

Антихрист будет царствовать 42 месяца, а потом – второе пришествие Христа. Так думают истинно верующие. Но когда это произойдёт, не знает никто, кроме Бога. Однако в Библии и священных книгах указаны признаки скорого пришествия Машиаха (Антихриста).

Во-первых, евреи восстановят своё государство (Иезекиль, глава 36, стих 24). Это свершилось ещё в 1947 году.

Начнутся войны, будет голод, землетрясения, природные катаклизмы. В этом недостатка нет.

Христиан будут предавать на мучения и убивать, люди будет друг друга ненавидеть и предавать ближних. Налицо.

Отступление от веры в Бога, упадок религии и нравственности и распространение и умножение среди людей пороков, нечестия и безбожия. Судите сами, насколько это актуально.


Появится корова красной масти, которая в возрасте трёх лет будет принесена в жертву. Причём, в её шкуре не должно быть ни одного волоска иного цвета. Похоже, усилия селекционеров увенчались успехом. В Израиле в конце августа родился такой телёнок.


Перед приходом Машиаха рыбы другие формы жизни заполнят Мёртвое море. Таково пророчество пророка Иезекииля. Представьте себе, сбылось! Фотографу Ноаму Бедену удалось заснять рыбу в Мёртвом море. Кто бы мог подумать?!


Ещё один случай взбудоражил как приверженцев иудаизма, так и христиан. Во время молитвы из Стены Плача в Иерусалиме выползла змея, спугнула голубя и напугала молящихся. Этот случай, по мнению ортодоксов, свидетельствует о том, что зло в мире набирает силу. Некоторые интернет-пользователи считают это признаком того, что скоро будет исполнено пророчество о пришествии Мессии.

Что ещё должно случиться до прихода Машиаха? Согласно библейским пророчествам, это разрушение в Иерусалиме находящейся на Храмовой горе мечети Омара с последующим воссозданием разрушенного римлянами в 70-е годы н.э. второго храма Соломона. Т.е. строительство так называемого Третьего храма.

Маловероятно, что мусульмане позволят такую спецоперацию. Поэтому, некоторые иудаисты полагают, что сначала явится Машиах, а уже затем он восстановит храм.

Согласно нашим святоотеческим преданиям, на православную Пасху в год прихода Антихриста Благодатный божественный огонь больше не загорится и не снизойдёт к нам. Произойдёт это, скорее всего, уже в будущем году. Правда, не исключено, что этот прискорбный факт постараются скрыть и фальсифицировать Благодатный огонь.

Перед воцарением Антихриста как всемирного правителя придут в мир два пророка Илия и Енох «…и будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней…» (Откровение Святого Иоанна Богослова» (глава 11, стих 3). Об их приходе, пророчествах и чудесах люди мира обязательно узнают из СМИ, ибо так нужно Богу.

Произойдёт ликвидация повсеместно наличного денежного оборота с переходом на кредитные и социальные карточки, а также на микрочипы, вживляемые под кожу правой руки человека. Это позволит поставить под контроль все деньги и денежные траты людей и даст возможность отключать опасных для антихристовой системы людей от возможности потребления, ставя их на порог вымирания.

По-вашему, этого не происходит прямо на наших глазах?

Объявление

Обработка металлических изделий при помощи станков с числовым программным управлением пользуется большой популярностью. Располагая современным оборудованием, компания ЧП "Райнпласт Украина" осуществляет токарные, фрезерные, заточные и шлифовальные работы. К вашим услугам

О конце света люди говорят на протяжении многих сотен лет. Эта тема всегда будет для человечества волнующей и острой, ведь речь идет о прекращении существования всего живого на Земле, да и самой Земли в том числе. Эта мысль заставляет трепетать человеческие сердца, потому что даже если все плохо вокруг и тяжело на душе, человеку все равно хочется ЖИТЬ!!! Жизнь - это величайшая ценность для человека.
Сегодня, когда СМИ дают возможность быть в курсе всех событий, когда информация тут же разносится по всему миру, особенно распространены разговоры о конце света, и слова не всегда компетентных людей тут же становятся достоянием общественности. Так уже не первый год идет шумиха вокруг 2012 года. Предсказания, связанные с этим годом, сегодня приводятся разные. Но практически ничего не слышно о том, что же по поводу конца света говорит Библия - Книга книг, ведь сама идея «конца света» взята именно из нее. Чтобы исследовать этот вопрос, начнем не с конца, а с самого начала.

_____________________________________________________

Для чего Бог сотворил вселенную и нашу планету? Чтобы поместить туда человека. Библия утверждает, что Бог сотворил людей для вечной жизни, но они согрешили, так в мир вошли грех и смерть. Но Бог не отверг человечество, Он открыл нам свой замысел, показал, что является в глазах Божьих добром, а что злом, открыл, что после смерти каждый человек предстанет на суд, на котором получит воздаяние за свои дела. Обо всем этом знали люди, жившие в древности. Такие высказывания мы видим записанными в разных Книгах Ветхого Завета.
Людям, не знающим Бога, сложно понять Его замысел. Неужели Бог создал все, чтобы потом погубить? Люди ассоциируют себя и свою жизнь с планетой Земля, и только. Но Божий план относительно человечества грандиозен. Бог указывает на то, что Земля, несмотря на все ее великолепие, ни в какое сравнение не идет с Его Царством, новым Небом и новой Землей, которые Он и приготовил для всех людей, обратившихся к Нему. Этот мир находится во зле, потому что в нем царствует князь мира сего - сатана. Грех, несправедливость, горе и многое другое зло разрушают Землю, лишают человека полноты счастья. Библия утверждает, что здесь на земле мы, как странники и пришельцы, что здесь мы избираем свое будущее, что душа каждого человека жаждет Небесной Жизни, к которой и призывает нас Бог! И, по сути, «конец света» наступает для каждого человека с концом его жизни на Земле.
И все же Библия утверждает, что настанет время, когда всему земному будет положен конец и начнется Новая Жизнь. Давайте рассмотрим подробнее эту тему.
В Книгах Нового Завета больше сказано о конце света, потому что Сам Христос пришел на Землю, как написано, уже к концу веков: «Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею» (Евр. 9:26).
Христос открыл Своим ученикам, что ожидает человечество в будущем, и в связи с этим дал им некоторые наставления.
Иисус говорил: «Небо и земля прейдут (пройдут), но слова Мои не прейдут» (Мф. 24:35). «Се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). Из этих слов ясно, что Господь говорил о конце существования Земли и неба. Но Иисус не открыл человечеству день, в который наступит конец света, но дал нам приметы этого конца, заранее предупредив, что этот день придёт неожиданно. «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф. 24:36). «Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» (Мф. 24:43-44).
«Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?» (Мф. 24:3). Итак, давайте посмотрим, что же ответил Иисус своим ученикам о признаках кончины века:

Первое, о чем сказал Иисус, это о появлении лжехристов: «Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: ‘Я Христос’, и многих прельстят» (Мф. 24:4-5). «Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, - не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам. Итак, если скажут вам: ‘вот, Он в пустыне’, - не выходите; ‘вот, Он в потаенных комнатах’, - не верьте; ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (Мф. 24:23-27).

Христос сказал о войнах и военных слухах: «Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство» (Мф. 24:6-7).

Голод и землетрясения: «И будут глады, моры и землетрясения по местам; всё же это - начало болезней (начало конца Земли)» (Мф. 24:7б-8).
Гонение на христиан: «Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое» (Мф. 24:9).
Появление лжепророков, охлаждение веры в людях: «...И тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих» (Мф. 24:10-11).

Умножение беззакония и охлаждение любви: «И, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется» (Мф. 24:12-13).

Благая Весть будет проповедана по всей земле: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф. 24:14).

Великие скорби и катаклизмы, знамение Сына Человеческого на небе: В Откровении Иоанна Богослова описываются великие скорби, которые постигнут Землю и живущих на ней. Это: 7 печатей - (Откр. 5-6 гл.); 7 труб - (Откр. 8-9 гл.) ; 7 чаш - (Откр. 15-16 гл.) . «И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою...» (Мф. 24:29-31).


Также и апостолы давали приметы приближающегося конца света.
Пётр предупреждает нас о появлении перед концом света «наглых ругателей»:
«Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие: где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, всё остается так же. Думающие так не знают, что вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою: потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков» (2 Пет. 3:3-7).
Кто такие «наглые ругатели» , по мнению апостола Петра? Это люди, которые не верят в конец света. Почему же они в него не верят? Потому что они не верят и в начало: они не верят, что Бог дал всему начало, что Господь Бог сотворил вселенную, землю и всё, что её наполняет. Поэтому-то и не верят, что Бог назначил всему конец. Видите, какая интересная закономерность существует в человеческом рассуждении: неверие в начало порождает неверие и в конец.

Павел Тимофею пишет о последних днях: «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся» (2 Тим. 3:1-5).

Павел предупреждает Тимофея - молодого служителя - о прогрессирующей деградации морали и нравственности в обществе перед самым концом света. Эта деградация сейчас видна как никогда раньше. Стоит только посмотреть, что сегодня нам показывают по телевизору, и сравнить это с тем, что показывали лет 20 назад.


В Послании Павла Фессалоникийцам сказано, что в те времена будет провозглашено о «мире и безопасности»:
«О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия, ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать (вор) ночью. Ибо, когда будут говорить: ‘мир и безопасность’, тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут» (1 Фес. 5:1-3).

Богословы предполагают, что после времени войн и террора вдруг на земле восстановится мир, который будет установлен антихристом, воцарившимся во главе мирового правительства. И как раз в тот момент, когда будет провозглашён мир во всём мире, тогда внезапно начнется великая скорбь, потому что Бог будет судить живущих на земле. В это время люди будут сами искать себе смерти, но она, как сказано в Писании, убежит от них. (Откр. 9:6).
Конечно, напрашивается вопрос: можно ли как-то будет избежать конца света? Конец света неизбежен. Конец света предотвратить невозможно. Господь «... назначил день, в который будет праведно судить вселенную» (Деян. 17:31). А слово Бога непоколебимо. То, что обещал, Он выполнит: «небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут (не изменятся)» (Мф. 24:35). Итак, конец света приближается. И когда настанет час, «…придет же день Господень, как тать (вор) ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2 Пет. 3:10).


«Ну, а как же можно будет подготовиться к концу света?» - спросите вы? Все эти признаки приближающегося конца должны стать для людей поводом обратить внимание на свою жизнь и примириться с Богом.

Не так давно был проведен опрос общественного мнения. Разных людей спрашивали: «Что вы будете делать, если начнется конец света?» Большинство отвечали, что будут пить, гулять, веселиться. В общем, наслаждаться последними днями жизни. И никто не сказал, что он задумается о своей жизни, покается в грехах, постарается хотя бы в последние дни измениться и прожить их по-другому. В Писании сказано, что «...всякий, кто призовет имя Божие, спасется» (Рим. 10:13). Иногда человек говорит: «Я такой плохой, ничего уже не изменить, уж что будет...» И за этим не следует ни веры, ни молитвы, и человек погибает для будущего. А если он скажет: «Я никчемный. Господи, спаси меня! Ты можешь меня спасти!» Бог обязательно выйдет к этому человеку навстречу.
Если же Вы уже примирились с Богом, то бояться Вам нечего. Писание говорит о том, что прежде наступления тяжелых времен Бог обещает забрать с Земли Свою Церковь: «...Итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого» (Лк. 21:36). «Чтобы служить Богу живому и истинному и ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мертвых, Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева» (1Фес. 1:9,10). «...Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. Итак утешайте друг друга сими словами» (1Фес. 4:16-18). «…Потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа» (1Фес. 5:9).
Суды великой скорби уже близко. Бог сообщает нам об этих судах до того, как они начнутся. Зачем? Чтобы мы могли их избежать. Бог хочет, чтобы никто не испытал судов великой скорби и вечного ада. Он хочет, чтобы все обратились к Иисусу Христу и обрели радость спасения на Небесах, но предоставляет этот выбор каждому человеку.

Подготовила И. Мартынова

И исус говорит в Евангелии: «Не ваше дело знать времена и сроки, которые положил Отец во власти Своей» (Деян. 1: 7),- но Сам же и добавляет: «Смотрите, чтобы день тот не постиг вас внезапно: ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному» (Лк. 21: 34, 35). Опасения Иисуса понятны, так как Библия не позволяет предсказать времена и сроки наступления царства Антихриста. Восполнить этот пробел в христианской эсхатологии дано Откровению Иоанна. Любимый ученик Иисуса Св. Апостол Иоанн Богослов был заточен на острове Патмос в гонение на христиан при императоре Домициане в 96 году, где получил Откровение о судьбах мира и о конце мировой истории.

Откровение начинается с Посланий семи церквам: «Итак напиши в книгу, что ты видел, и что есть, и что будет после сего... и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес и в Смирну, и в Пергам и в Фиатиру, и в Сардис и в Филадельфию и в Лаодикию» (Откр. 1: 19, 11). Из толкования станет ясно, что Послания семи церквам означают семь периодов или эпох в истории Церкви от ее основания до «кончины века» и в настоящее время Церковь находится на последнем «лаодикийском» этапе.

Сопоставление слов Иисуса Христа о признаках «конца света» в Евангелии от Матфея, глава 24, с текстом Апокалипсиса наводит на мысль о том, что эти признаки означают две мировые войны и гонение на Церковь в СССР в годы советской власти. Из толкования станет ясно, что в видении «четырех всадников» 6-ой главы Откровения история России в XX веке представлена символически как шесть печатей Апокалипсиса, а революцию в России в 1917 году нужно рассматривать как «репетицию Апокалипсиса», которая предваряет пришествие в мир Антихриста. Из толкования станет ясно, что мы живем в настоящее время под знаком четвертой печати.

Снятие первых шести печатей в 6-ой главе Откровения завершается видением Суда Божия и Второго славного пришествия на Землю Господа Иисуса Христа: «Ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?» (Откр.6:17). Поэтому снятие седьмой печати в 8-ой главе Откровения нужно рассматривать как рекапитуляцию или повтор содержания 6-ой главы Откровения, однако под другим ракурсом и углом зрения. Трубы семи Ангелов еще раз предупреждают погрязшее в грехах человечество о приближении царства Антихриста.

В Откровении говорится о двух пророках Апокалипсиса (Откр. гл. 11). Их роль заключается в том, чтобы предупредить человечество о наступлении царства Антихриста и о скором Втором пришествии Господа Иисуса Христа. Проповедь двух свидетелей приведет в исполнение предсказание Апостола Павла (Рим. гл. 9-11) об обращении евреев в христианскую веру в конце мировой истории. Проповедь двух свидетелей завершится их смертью и воскресением «на улицах великого города, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят» (Откр. 11: 7-11). Свидетельством для всего мира исполнения пророчеств Апокалипсиса явится разрушение этого «великого города», который в 18-ой главе Откровения иносказательно именуется «Вавилон». Из толкования станет ясно, что здесь имелась в виду Москва.

Личность Антихриста позволяет определить видение «великой блудницы, сидящей на звере багряном» в 17-ой главе Откровения, где царство Антихриста изображается как «зверь, имеющий семь голов» (Откр. 17: 3), а сам Антихрист изображается как «восьмой царь» и «один из семи царей». Об этом же говорится в 13-ой главе Откровения: «И дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем, и поклонятся ему все живущие на земле» (Откр. 13: 7-8). Установление царства Антихриста, а также грядущие беспорядки: мировой экономический кризис и третья мировая война должны положить конец современной цивилизации.

Вторым горем Апокалипсиса будет война на Ближнем Востоке против Ирана «при великой реке Евфрате» (Откр. 9: 14). Эта война предсказана в видении «конного войска».

Андрей Мазуркевич

Приходя затем к выводам. Очень многие люди хотят получить точную дату наступления конца света, но давайте не будем спешить, а лучше разберемся в этом вопросе поглубже.

Когда мы читаем отрывки в Библии (Евангелии от Матфея 24 главе), то можем сразу же предположить, что Иисус здесь говорит о Своем Втором Пришествии и пророчествах о наступлении конца света. Такое предположение, возможно, основывается, на вопросах, которые апостолы задали Ему, как написано в Евангелии от Матфея 24:3 «Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?» Также к такому выводу нас подталкивает сама формулировка ответов, таких, как эти:

«И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их» (Евангелие от Матфея 24:29-31).

Ничего себе! Иисус, должно быть, описывает конец света, не так ли? Давайте не будем спешить с выводом.

Когда наступит конец света согласно Библии?

Если мы посмотрим параллельные места в Евангелиях от Марка и от Луки, мы увидим некоторые различия, которые могут стать существенными. Начнем с вопросов, которые ученики задали Иисусу в тех стихах, и посмотрим на ответы, которые Он им дал. Будем помнить основное правило герменевтики (толкования Библии) – следует толковать сложные отрывки в свете простых отрывков, а не наоборот. Поэтому лучше начать с описания Марка, которое написано языческой аудитории Рима, а потом продолжить описанием Луки, адресованным более широкому кругу язычников. После изучения этих параллельных мест нам будет гораздо проще понять описание Матфея, которое, несомненно, является более сложным для толкования. Трудность заключается в том, что Матфей в большей степени пользуется еврейской терминологией, потому как именно евреи были его целевой аудиторией, когда он писал свое Евангелие.

Марка 13 глава и Матфея 24 глава — параллельные места

Итак, мы начинаем с Марка 13 главы, текст которой мы приведем ниже, чтобы было легче разобраться с особенностями отрывка.

И когда выходил Он из храма, говорит Ему один из учеников его: Учитель! посмотри, какие камни и какие здания! сказал ему в ответ: видишь сии великие здания? все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне. И когда Он сидел на горе Елеонской против храма, спрашивали Его наедине Петр, и Иаков, и Иоанн, и Андрей: скажи нам, когда это будет, и какой признак, когда все сие должно совершиться?

Отвечая им, Иисус начал говорить: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим и будут говорить, что это Я; и многих прельстят.Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит [сему] быть, — но [это] еще не конец. Ибо восстанет народ на народ и царство на царство; и будут землетрясения по местам, и будут глады и смятения. Это — начало болезней. Но вы смотрите за собою, ибо вас будут предавать в судилища и бить в синагогах, и перед правителями и царями поставят вас за Меня, для свидетельства перед ними. И во всех народах прежде должно быть проповедано Евангелие.

Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святый. Предаст же брат брата на смерть, и отец — детей; и восстанут дети на родителей и умертвят их. И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется.

Когда же увидите мерзость запустения, реченную пророком Даниилом, стоящую, где не должно, — читающий да разумеет, — тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; а кто на кровле, тот не сходи в дом и не входи взять что-нибудь из дома своего; и кто на поле, не обращайся назад взять одежду свою.

Горе беременным и питающим сосцами в те дни. Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою. Ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения, которое сотворил Бог, даже доныне, и не будет. И если бы Господь не сократил тех дней, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных, которых Он избрал, сократил те дни.

Тогда, если кто вам скажет: вот, здесь , или: вот, там, — не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вы же берегитесь. Вот, Я наперед сказал вам все.

Но в те дни, после скорби той, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются. Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою. И тогда Он пошлет Ангелов Своих и соберет избранных Своих от четырех ветров, от края земли до края неба.

От смоковницы возьмите подобие: когда ветви её становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето. Так и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко, при дверях. Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет. Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.

О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец. Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время. Подобно как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть и каждому свое дело, и приказал привратнику бодрствовать. Итак бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру; 36 чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими. А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте. (Евангелие от Марка 1:1-37)

Здесь видно, что Марк записывает два вопроса апостолов, а не три, как делает Матфей. Иисус предсказал разрушение храма, в ответ на что, апостолы спросили: «когда же это произойдет? И что будет признаком того, что все это скоро случится?» У них был вопрос о времени (когда это случится?) и вопрос о признаках (как понять, что это скоро произойдет?). Оба вопроса относятся к событиям разрушения храма, которое предсказал Иисус. В варианте Марка, или конец света не упоминаются апостолами.

Предшествующими этим комментариям событиями являются наблюдения Иисуса в конце 12 главы Марка, касающиеся бедной вдовы. Она положила последние свои монеты в сокровищницу храма. Иисус хотел убедиться, что ученики не упустили урок, который им показала вдова своим примером. Так он подозвал учеников и сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое (Евангелие от Марка 12:43-44). Они, очевидно, не просто не были потрясены тем, что Он сказал, но почувствовали необходимость поправить Его путем тонкого намека. «И когда выходил Он из храма, говорит Ему один из учеников его: «Учитель! посмотри, какие камни и какие здания!» (Евангелие от Марка 13:1) Лука опишет это событие еще более ясно – они хотели, чтобы Иисус вспомнил, что храм был построен с помощью пожертвований богатых, а не на гроши бедных вдов. Это побудило Иисуса предсказать полное разрушение храма в не слишком отдаленном будущем. Материальные вещи могут быть весьма впечатляющими для людей (даже для якобы духовных людей), но они абсолютно ничего не значат для Царя славы! Мы не можем позволить себе опустить этот урок, пытаясь понять непростое место в Писании.

Иисус начинает отвечать на два вопроса апостолов с рассказа о событиях, которые не являются знаком приближающегося разрушения храма. Это появления лжехристов (стихи 6-13). Это войны и революции (стихи 7-8). Это стихийные бедствия (стих 8). Это преследования и гонения (стихи 9-13). Потом, начиная с 14 стиха, Он переходит к тому, что будет являться знамением скорого разрушения храма. Первое, что Он упоминает, — это «мерзость запустения». Это звучит как что-то страшное, не так ли? – как что-то похожее на конец света. Но если бы Иисус действительно описывал здесь Свое Второе Пришествие и конец света, то предупреждения в следующих стихах, просто не имели бы смысла. Когда Иисус вернется, как может кто-то захотеть возвратиться в свой дом, чтобы взять плащ или что-то еще, и где он возьмет на это время? В другом отрывке, где очевидно описывается именно Второе Пришествие, мы видим, что все, связанное с возвращением Христа, произойдет быстро – и просто очень быстро!

«Послушайте, я скажу вам такую тайную истину: мы все не умрём, но все мы изменимся, во мгновение ока, когда прозвучит последняя труба. Ибо труба прозвучит, и мёртвые восстанут нетленными, а остальные преобразятся». (1 Послание Коринфянам 15:51-52)

Мгновения ока никак не хватит, чтобы начать спускаться с крыши, и уж точно вас не будет беспокоить погода, зима на дворе или нет! Иисус Христос говорил о большом бедствии, и Он советовал бежать от него. Ни один человек не сможет убежать, когда вернется Христос и наступит конец света. Заметьте, в 20 стихе говорится, что Господь собирается сократить те дни бедствия. Когда Бог послал римскую армию, чтобы разрушить храм и весь Иерусалим в 70 году н.э., Он действительно сократил те дни, чтобы защитить христиан Иерусалима и Иудеи. Во времена осады города, которая длилась почти год, римский генерал Цестиус Галл вернулся в Цезарею за более многочисленной армией. Этот перерыв в сражении позволил христианам, понявшим пророчество Иисуса, покинуть город. Иосиф, еврейский историк и очевидец происходившего, говорит о том, что они бежали из Иерусалима, тогда как другие иудеи остались в городе с настроем сражаться до самой смерти (так они и погибли). Далее Иисус переходит к вопросу о времени, когда все это произойдет (стихи 24-32). Здесь Иисус использует то, что мы называем «апокалиптическим» языком, Он использует символы, чтобы описать это время потрясений. Однако этот отрывок, скорее всего, будет неправильно понят и неверно истолкован человеком, незнакомым с этим типом языка в Ветхом Завете. Для тех же, кто знаком с книгами ВЗ, вполне понятно, что такой тип символического языка часто использовался для описания Божьего суда над народами. Нам следует не торопиться и привести несколько примеров, чтобы убедиться, что этот момент очевиден.

Конец света: помощь Ветхого Завета

«Близок день Господа, плачь и печалься, время придёт, и враг заберёт твоё богатство. Бог Всемогущий свершит всё это, 7 и люди, утратив смелость, ослабнут от страха. 8 Каждый ужаснётся и в страхе скорчится от боли в животе, как женщина во время родов. Лица будут красны, как огонь, и, посмотрев друг на друга, люди удивятся страху на лицах. 9 Смотри, наступает страшный день Господа, он будет ужасен, Бог будет во гневе и, разрушив страну, заставит грешников её покинуть. 10 Небо будет чёрным, ни солнце, ни луна, ни звёзды светить не будут. 11 Господь говорит: «Я в мир пришлю беду, Я накажу за зло и за грехи, Я лишу гордых гордости, Я пресеку хвастовство тех, кто притесняет других. 12 Я сделаю так, что людей будет меньше, чем золота! Они будут дороже, чем самое чистое золото! 13 Гнев Мой сотрясёт небо, и сдвинется с места земля». Так случится в день, когда Господь Всемогущий явит Свой гнев». (Исаия 13:6-13).

Заметьте в 1 стихе 13 главы Исаии все это говорится против Вавилона за столетия до рождения Христа. Пророчество о Египте:

«Взгляни, на быстром облаке Господь приходит, Господь войдёт в Египет, и все ложные боги содрогнутся от страха. Египет был смел, но смелость его растает, как воск «. (Исаия 19:1).

«Господь во гневе на все народы и все армии, Он их всех уничтожит, Он предназначил им погибель. Тела их будут выброшены, от их трупов поднимется смрад, и кровь их будет течь по горам. Свернутся в свиток небеса, и все звёзды опадут, как листва виноградника или смоковницы, звёзды растают все до одной. Господь говорит: «Это случится, когда Мой меч в небесах покроется кровью. Взгляни, Мой меч разрубит Едом, падёт на народ, который Я избрал для свершения справедливости». Ибо решил Господь, что пришло время кары для Восора и Едома. И будут убиты бараны, тельцы и быки, кровью их заполнится земля, и их жир смешается с грязью. Ибо Господь выбрал время для наказания, выбрал год расплаты за то, что они сделали с Сионом «. (Исаия 34:2-8).

«В первый день двенадцатого месяца [(февраль)] двенадцатого года изгнания слово Господа пришло ко мне. И сказал Господь: « , пой эту печальную песнь о Фараоне, царе Египта, скажи ему: «Ты считал себя львом молодым, гордо шествующим между народами, но в действительности ты дракон. Ты фыркаешь ноздрями своими, ногами своими воду мутишь, возбуждаешь реки все «». Господь Всемогущий так говорит: «Я собрал вместе много людей, на тебя теперь сеть Я накину. И на сушу тебя люди вытащат. Я на земле тебя оставлю, брошу в поле открытом, чтобы птицы клевали тебя. И Я позволю диким зверям есть тебя, пока они не насытятся. Твоё тело в горах разбросаю, мёртвым телом долины наполню. Я на горы кровь твою вылью, она землю всю пропитает и наполнит собою реки. Я заставлю тебя исчезнуть, небеса закрою и звёзды затемню, солнце тучей закрою, и не будет луна светить. Все небесные светила затемню Я над тобой. И станет тёмной вся страна». Так говорит Господь Всемогущий. «Многие народы опечалятся и расстроятся, узнав, что Я привёл врага, чтобы взять тебя, как пленных, в чужие страны. Многих Я приведу в ужас, их цари будут в страшном испуге, когда Я Моим мечом перед ними взмахну. Цари задрожат от страха в тот миг, когда ты падёшь, каждый царь будет дрожать за свою жизнь « . (Иезекииль 32:1-10).

«Трубите в трубы на Сионе. Бейте тревогу на Моей святой горе. Трепещите от страха все люди, живущие на этой земле. Наступает День Господний, он уже близок. Это будет день мрака и тьмы, с нависшими тучами. На рассвете вы увидите, как вражеские полчища покрывают все горы могучая армия, какой никогда ещё не бывало прежде и не будет вовеки. Они оставляют позади себя землю, спалённую огнём. Перед ними земля, как Сад Эдемский, а позади них как опустошённая степь. Никому и ничему нет от них спасения. Они похожи на лошадей и скачут, как конница; с грохотом колесниц, несущихся по вершинам гор, с шумом, подобным треску горящей в огне соломы. Они, как сильный народ, готовый к сражению. Перед этой армией люди дрожат и бледнеют от страха. Воины эти бегут и быстро взбираются на стены. Они маршируют стройными рядами, и никто из них не сбивается со своего пути. Они не давят друг друга, каждый идёт своим путём. И если один из них сражён и падает, другие продолжают идти вперёд. Они бегут к городу и быстро осаждают его стены. Они, как воры, проникают в дома через окна. Дрожат перед ними земля и небо, солнце и луна темнеют, а звёзды перестают сиять. Господь громко взывает к Своей армии. Многочисленно и сильно полчище Его, и повинуется оно Его командам. Велик и ужасен день Господний. Никто не в силах остановить его « . (Иоиль 2:1-11).

«А после того, изолью Я Дух Свой на людей. Будут пророчествовать сыновья и дочери ваши. Увидят старцы ваши вещие сны, а юношей посетят видения. 29 В те дни изолью Я Дух Свой, даже на рабов и рабынь. 30 Я покажу вам знамения на земле и на небесах огонь, кровь и столпы дыма. 31 Солнце обратится во тьму, а луна в кровь, до наступления великого и страшного дня Господнего. 32 Все, кто призовёт имя Господа, будут спасены. Спасение придёт на горе Сион и в Иерусалиме. И среди спасённых будут люди, которых призовёт Господь «. (Иоиль 2:28-32).

Много других подобных отрывков из Ветхого Завета могли бы быть здесь процитированы, но этих тоже вполне достаточно, чтобы помочь нам понять каким образом использовался символический язык и как часто он использовался. Конечно, вы помните, что последний из приведенных отрывков из Иоиля 2 главы цитируется Петром в книге Деяний 2 главе в День Пятидесятницы, когда началась церковь, и был излит Святой Дух. Во всех этих отрывках язык очень похож на тот, который используется в Евангелии от Матфея 24 главе и параллельных ей местах, а также в Книге Откровений. Такой язык мог быть свойственен (и был свойственен) описанию суда Бога в отношении любого народа, восставшего против Него. Буквальная интерпретация этих отрывков приведет к стольким непониманиям и недоразумениям в Писаниях, сколько сложно себе даже представить. Если вы попытаетесь отнестись к символическому языку буквально, то в какой-то момент все равно будете вынуждены признать его образным. Большое количество современных интерпретаций книги Откровения является ярким примером такого ошибочного подхода. Но главное здесь в том, что никто не будет готов иметь дело с Матфея 24 главой, если у него не будет разумно обоснованного понимания книг пророков ВЗ.

Теперь давайте вернемся к евангелию от Марка. Продолжая отвечать на вопрос о времени, когда все это произойдет, Иисус приводит сравнение с фиговым деревом (стихи 28-31). Пока не наступит определенное время, все своим чередом будет идти в течение жизни одного поколения (стих 30). Жизнь одного поколения в те времена считается равной примерно 40 годам. Иисус Христос сказал эти слова примерно в 30 г.н.э., и храм был разрушен в 70 г.н.э. – то есть сорока годами позже. Однако Иисус Христос сказал, что никто не знает точного времени, и говоря о точном времени, Он использовал фразу «день и час» (стих 32). Поэтому в завершении Иисус говорит о необходимости наблюдать за знаками (стихи 33-37). Если бы объяснения этого диалога Иисуса опирались только на материал в Марке и Луке, то неразбериха среди них была бы значительно меньше. То, чему можно научиться на этом примере, — это понять необходимость изучения сначала менее трудных отрывков по какой-то теме, чтобы потом они помогли в толкования более сложных по той же теме. Это, в конце концов, — один из самых основных принципов толкования Библии, с которым чаще соглашаются в теории, но, к сожалению, реже используют на практике при попытке толкования отрывков, подобных тем, которые мы здесь рассматриваем.

Лука 21 глава – второе параллельное место с Матфея 24 главой

Лука описывает эти события даже более обобщенно и просто, чем это делает Марк. Как уже говорилось ранее, Он – язычник, пишущий для язычников, и он упрощает совсем немного вещей для своих читателей. Определенно, и в стиле написания, и в терминологии из всех авторов он – менее всего «еврей», что очень поможет нам в понимании этого особенного места Писания. Чтобы было проще отслеживать мысль, давайте снова приведем слова Иисуса, так, как записал их Лука.

«Иисус огляделся и увидел богатых, кладущих дары в ящик для пожертвований, 2 и бедную вдову, кладущую две мелкие монеты. 3 «Истинно говорю, сказал Он, эта бедная вдова больше всех положила, 4 ибо все положили от избытка, а она от бедности своей положила всё, что имела на жизнь».

5 Некоторые из учеников говорили о храме: «Красив этот храм, он построен из лучшего камня, и в нём множество даров, принесённых Богу», а Он сказал: 6 «Настанут дни, когда из того, что вы здесь видите, не останется и камня на камне. Всё будет разрушено».

7 «Учитель, спросили Они, когда же это будет? И какое будет знамение перед тем, как это должно произойти?»

8 Он ответил: «Остерегайтесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие будут приходить под Моим именем и будут говорить: «Я Христос» или «Время настало». Но не следуйте за ними. 9 И когда услышите о войнах и возмущениях, не пугайтесь, ибо всё это должно произойти сначала, и лишь после того настанет конец».

10 Потом Он сказал им: «Народ поднимется против народа, и царство против царства. 11 И будут великие землетрясения, голод, болезни и разные другие напасти во многих местах, и ужасные явления, и будут великие знамения с небес.

12 Но прежде всего этого, вас схватят и будут всячески преследовать: за Меня вас будут судить в синагогах, бросать в темницы, и заставят вас держать ответ перед царями и правителями. 13 Это будет вам для того, чтобы свидетельствовать обо Мне. 14 И потому положите себе не обдумывать заранее, что отвечать, 15 ибо Я дарую вам мудрость и вложу в ваши уста такие слова, что ни один из ваших противников не сможет ни противостоять вам, ни опровергнуть вас. 16 Но вы будете преданы и родителями, и братьями, и родными, и друзьями вашими. И умерщвлены будут некоторые из вас, 17 и будут ненавидеть вас все за имя Моё. 18 Ни один волос с вашей головы не падёт, ибо 19 долготерпением вы спасаете души ваши».

20 «Когда же увидите Иерусалим окружённым войсками, знайте, что близко его разрушение. 21 Тогда находящиеся в Иудее должны бежать в горы, те, кто в городе, должны выйти из него, а кто в селениях, пусть не входят в город, 22 ибо это будут дни наказания, когда исполнится всё написанное. 23 Горе в те дни беременным и кормящим грудью, ибо будет великое бедствие на земле, и гнев Божий падёт на этот народ. 24 И падут они от меча, и поведут их пленниками к другим народам; и язычники будут попирать ногами своими Иерусалим, пока не истечёт их время».

25 «И будут знамения на солнце, на луне и на звёздах, на земле же отчаяние народов и смятение от грохота и волнения морского. 26 Люди ослабеют от страха и ужаса перед бедствиями, надвигающимися на землю, ибо силы небесные будут поколеблены. 27 Тогда увидят они Сына Человеческого, несомого на облаке, во всей силе и славе Его великой. 28 И когда начнёт все это сбываться, не страшитесь, а поднимите головы, ибо близко ваше освобождение».

29 И рассказал Он им притчу: «Посмотрите на деревья, к примеру на смоковницу: 30 когда они зазеленеют, вы знаете, что лето уже близко. 31 Так же, когда увидите, что сказанное Мною сбывается, будете знать, что близко Царство Божье.

32 Истинно говорю: всё это произойдёт ещё до того, как умрёт ныне живущее поколение. 33 Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут».

34 «Но будьте осторожны, чтобы разум ваш не притупился от разгула, пьянства и житейских забот, чтобы этот день, подобно ловушке, не застиг вас врасплох, ибо 35 настигнет он всех живущих на земле. 36 Но бодрствуйте во всякое время и молитесь, чтобы сумели вы избежать грядущего и предстать пред Сыном Человеческим». (Евангелие от Луки 21:1-36).

Порядок событий примерно такой же, как и в Марке 13 главе. Сначала Иисус хвалит бедную вдову, после чего апостолы напоминают Ему о красоте храма и о том, как он был построен с помощью пожертвований богатых. Иисус говорит, что храм будет разрушен, и Лука записывает два вопроса апостолов, касающихся признаков и времени когда это случится. Последовательность диалога в Луке очень похожа на последовательность в Марке, поэтому мы не будем возвращаться к нему в деталях. Но некоторые вещи немного отличаются и помогут нам лучше понять, о чем же говорил Иисус. Оба вопроса апостолов относятся к тому, о чем Иисус только что сказал – разрушение храма. Если бы это было о Втором Пришествии, то Феофил – тот, кому адресована книга Луки (1:3), вероятно этого бы не понял. Знаком не будут являться появление лжехристов (стих 8); войны и революции (стих 9); стихийные бедствия (стихи10-11); преследования (стихи 12-19).

Двадцатый стих в Луке делает простым и понятным то, что в других евангелиях описано как «мерзость, вызванная запустением». В синодальном переводе такие отрывки звучат как «мерзость запустения» и эта фраза часто используется в спекуляциях на тему «конца света». Внести еще большую ясность, чем это сделал Лука, вероятно, невозможно. Он пишет: «Когда же увидите Иерусалим окружённым войсками, знайте, что близко его разрушение». Далее Иисус предупреждает о необходимости бежать и спасаться, когда армии достигнут Иерусалима. С этого комментария Он переключается на то, что же все-таки будет являться знаком всему этому. И уже символическим языком Он продолжает описание великого переворота — Божьего суда против евреев и Иерусалима. Далее идет притча о смоковнице и указание, что все это случится за время одного поколения. И в завершении, Иисус призывает следить за знаками и жить соответственно – праведно и нелегкомысленно (стихи 34-36).

Матфея 24 глава – очень еврейский отрывок

Давайте перейдем непосредственно к сути вопросов, заданных в Матфее. Задали ли Иисусу на самом деле три вопроса или Матфей записал те же два вопроса, что в Марке и Луке, но используя еврейские традиции? Сейчас последний вариант кажется уже более очевидным, не так ли? Когда мы читаем «знамение Твоего возвращения» в третьем стихе, нужно заметить, что греческое слово «parousias», переведенное как «возвращение», имеет и более широкий смысл — обозначение присутствия. Читатели, знакомые с традициями евреев, могли бы воспринять эти слова как описание приближающегося суда (как например мы читали об этом в Ветхом Завете в Исайе 19:1). На самом деле и в Матфее 16:28 автор говорит о другом возвращении Иисуса, которое не может быть тем, что мы называем Вторым Пришествием. «Истинно говорю: некоторые из вас, кто сейчас здесь находится, ещё до смерти своей увидят Сына Человеческого, грядущего в Царстве Своём!» (Евангелие от Матфея 16:28). Очевидно, что не все пришествия Бога или Иисуса ассоциировались с концом света. Можем посмотреть также Луки 19:44 «…времени, когда Бог пришёл, чтобы спасти тебя» — очень понятная по контексту ссылка на разрушение храма в 70 годах н.э.

Что же тогда делать с «концом света?» Греческое слово, которое здесь используется для «света» — это «aiwnos», а не «kosmos», которое означает «весь мир». Та же самая фраза использована в Евангелии от Матфея 28:20. Чтобы ни имел ввиду Иисус в Евангелии от Матфея 24 главе, это, пожалуй, очевидно, что сами ученики были на тот момент не в состоянии задать Ему вопросы о Его Втором Пришествии. Они не могли уместить в сознании информацию о Его грядущей смерти и воскресении, не то, что о «Втором Пришествии» и «конце света». Посмотрите Луки 9:45 и 18:34, где видно, что их понимание о скорой , оставалось абсолютно нулевым, даже когда им прямо об этом говорилось.

Слово «конец» здесь имеет один корень с греческим словом, которое в Марке 13:4 переведено как «исполнится». Оно также относится к тому же событию, что описано в Евангелии от Матфея 24:6, 14, где из контекста видно, что речь идет о разрушении города. Если ученики не задавали вопросы о Втором Пришествии и конце света, то о чем же тогда они спросили? Есть два варианта толкования, которые контекстуально обоснованы. Первая: ученики могли предположить, что такие грандиозные события станут концом для евреев (а возможно и для всего мира) – если евреи (24:34-36) и храм (24:1-2) будут уничтожены, то их мир завершит свое существование. Вторая: если возвращение здесь использовано в смысле присутствия, что часто использовалось греками тех времен для обозначения прибытия короля, ученики могли представить все буквально: что Иисус придет и будет сражаться против Иерусалима, что и приведет к концу старой эпохи и будет сопровождать наступление новой. Это представление очень точно совпадает с тогдашними ожиданиями учеников от Мессии. Так или иначе, вопрос «когда все это случится», так же как и в Луке 21 главе и Марке 13, относится разрушению храма, о котором Иисус до этого говорил.

Кроме различий в формулировке основных вопросов апостолов, Матфей также добавляет несколько моментов. Он упоминает предательство, когда любовь большинства охладеет (стихи 10-12). Он также говорит о том, что Евангелие будет проповедано по всему миру перед тем, как наступит «конец» (стих 14). В послании Колоссянам 1:6,23 мы можем видеть исполнение этого пророчества. Пришествие Христа будет очень явным в отличие от появления лжехристов (стихи 26-27). Произойдет это там, где орлы соберутся вместе, чтобы поедать труп Иудаизма (стих 28).

Сравните это с Евреям 8:13, 12:25-29. Иудаизм с его жертвенной системой был близок к своему концу, когда все его заявления были сделаны и записаны.

В 29 стихе Иисус в стиле апокалиптического языка говорит фразу «И сразу же после этого бедствия в те дни…» Сразу же – это перевод с греческого слова «eutheos», что означает тут же или вскоре, и очевидно относится к событиям, которые произойдут в течение короткого периода времени. Попытка уместить в этот промежуток времени 2 000 последующих лет кардинальным образом не соответствовала бы значению этого слова. «Знамение» в 30 стихе – это перевод греческого «semeion», что означает обращение к символу чего-то, а не к самому предмету непосредственно. Другими словами появление знамения Христа должно быть замечено в событиях, которые Он предсказал, а не в Его личном появлении. «Скорбеть» в 30 стихе страдательном залоге будущего времени, и может быть также переведено как «о них буду скорбеть». Ангелы собирают избранных (31 стих) может относиться к описанию распространения благовестия по всему миру после разрушения храма или к спасению избранных из города перед его разрушением. Посмотрите следующие стихи в подтверждение этой версии Второзаконие 30:4, Псалом 21, Исаия 27:13, 45:22.

В Евангелии от Матфея более детально описана необходимость наблюдать за знаками, которые Иисус предсказал, чем в других евангелиях. Грешники противопоставляются примеру Ноя и его праведности (стихи 37-39). Ной не был застигнут врасплох – грешники же были. Таким образом, версия с описанием разрушения Иерусалима имеет смысл. Иисус говорит, что один будет взят, другой будет оставлен (стихи 40-41). Грешник был взят, праведник нет, потому что праведник, поверив, убежал от надвигающихся армий. Конечно, этот текст является любимым местом тех, кто учит доктрине «Вознесения» — доктрине с множеством библейских противоречий – мы не можем детально обсуждать эту доктрину в рамках нашей темы. Однако одно противоречие мы все же ниже рассмотрим. Предостережение о необходимости наблюдать содержится и далее в стихах 45-51.

Помните, что сама Библия не имела ранее разделения на главы. Так как 44 стих является кульминацией заявления Иисуса, то Его речь будет более понятна, если рассмотреть также 25 главу. Три вида царств даны в главах 24 и 25: разрушенное царство (Иудея) – 24 глава; царство устанавливающееся на земле (Церковь) – 25:1-30; и царство в вечности (вознесенное к Божьему престолу) – 25:31-46.

Луки 17:22-37 – неразрешимая или решенная тайна?

Это место не является параллельным для Матфея 24, Марка 13 и Луки 21, но оно содержит в себе описание тех же самых знамений. Однако порядок в котором они написаны, отличается – фактически, больше похоже, что они написаны в случайном порядке, по сравнению с тремя другими отрывками, которые используют подобную схему. Стоит прочитать этот отрывок внимательно перед тем, как продолжить наше рассмотрение.

«Однажды, когда фарисеи спросили у Иисуса, когда настанет Царство Божье, Он ответил им: «Царство Божье уже грядёт, но настанет оно незримо. 21 Никому не дано будет сказать: «Смотрите, вот оно пришло, Царство Божье!» или: «Вон там Царство Божье настало!», ибо Царство Божье внутри вас». 22 И сказал Он Своим ученикам: «Настанет время, когда захотите прожить хотя бы один такой день, когда Сын Человеческий придёт в славе Своей, но не сможете.

23 И люди будут говорить вам: «Вот здесь», «Вон там». Но оставайтесь там, где будете, и не бегите за ними, и не ищите». 24 «Ибо, как молния сверкает и освещает небо от края до края, так и Сын Человеческий воссияет в тот день, когда возвратится. 25 Но прежде должен Он много перестрадать и отвергнут будет этим поколением.

26 И как было во времена Ноя, так будет в те дни, когда вернётся Сын Человеческий: 27 все ели, пили, женились и выходили замуж до того дня, когда Ной вошёл в ковчег, и начался потоп, уничтоживший их всех.

28 Будет так же, как было во времена Лота, когда Бог разрушил Содом: все ели, пили, покупали, продавали, сажали и строили дома. 29 Но в день, когда Лот вышел из Содома, пролился с небес дождь из огня и серы и уничтожил их всех. 30 Так же будет и когда явится Сын Человеческий. 31 В тот день, если кто будет на крыше, а имущество его в доме, пусть не спускается вниз, чтобы собрать свои вещи. И, если кто будет в поле, пусть не возвращается домой. 32 Вспомните жену Лота. 33 Тот, кто будет стремиться сохранить жизнь свою, потеряет её, а кто потеряет жизнь свою, сохранит жизнь вечную. 34 Говорю вам, если в ту ночь будут двое в одной комнате, один будет взят, а другой останется. 35 Две женщины будут рядом молоть зерно и одну возьмут, а другую оставят». 36 И будут два человека в поле, и один будет взят, а другой оставлен. 37 И спросили Иисуса ученики: «Где же будет всё это?» И ответил Он им: «Там, где труп лежит, всегда соберутся орлы». (Евангелие от Луки 17:20-37).

Многие библеисты делят Матфея 24 главу на две части: описание разрушения Иерусалима (стихи 1-34) и описание конца света (стихи 35-51). Давайте к примеру назовем их Секция А и Секция Б. Если вы сравните Луки 17 главу и Матфея 24, то вот что вы получите:

  1. Луки 17:24 Матфея 24:27 (А)
  2. Луки 17:26-30 Матфея 24:37-39 (Б)
  3. Луки 17:31-33 Матфея 24:17-18 (А)
  4. Луки 17:34-36 Матфея 24:40-41 (Б)
  5. Луки 17:37 Матфея 24:28 (А)

Очевидно, что знамения в Луке 17 главе, если их сравнить с Матфея 24 главой и другими похожими местами, перемешаны. У нас есть три варианта, когда мы пытаемся понять, о чем говорит Лука 17 глава:

Первый : Луки 17 – это путаница, которую невозможно объяснить, что негативным образом отражается на имидже Святого Духа, Который вдохновил и эту главу.

Второй : Весь этот отрывок описывает Второе Пришествие – позиция с, мягко говоря, некоторыми проблемами. Например, те же самые слова можно найти в Евангелии от Матфея 24 главе и других местах, которые очевидно описывают разрушение Иерусалима. И потом зачем (и как) кому-то захочется спускаться в дом и забирать вещи (стих 31), когда Христос придет? Мы уже рассуждали на эту тему ранее. В стихах 28-29 используется пример Лота, который похож на случай с Иерусалимом, когда праведник бежал, а грешники остались на уничтожение в обреченном городе. В день, когда явится Сын Человеческий (стих 30), прислушавшиеся должны скорее бежать, а не возвращаться к себе домой за вещами (стих 31). Конечно, никакого такого выбора не будет существовать в день Второго Пришествия!

И третий вариант : Вся 17 глава Луки целиком говорит о разрушении Иерусалима. В свете всех доказательств этот вариант остается единственным логически обоснованным вариантом. Таким образом, Матфея 24 глава, Марка 13 и Луки 21 целиком относятся к разрушению Иерусалима и концу еврейской эпохи, а не говорят о Втором Пришествии Христа или наступлении конца света. Другие места Писания затрагивают темы конца света, но эти отрывки этого не делают. Я молюсь, чтобы эта довольно длинная статья не только принесла удовлетворение и ответы на ранее поставленные вопросы, но и вдохновила больше изучать Ветхий Завет – особенно книги Пророков. Если такой результат достигнут, то это, несомненно, стоило того. И пусть Господь вас благословит!

Перевод: Валерия Мыльникова

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши "ctrl" + "enter".
  • Подписаться на новости
  • Подпишитесь, если хотите получать новости на почту. Мы не рассылаем спам и не передаем вашу почту третьей стороне. Вы всегда сможете отписаться от нашей рассылки.

Почти все пророки, начиная с «Апокалипсиса» святого Иоанна Богослова, среди характерных признаков апокалиптического времени указали не только социальные и , но и духовно-нравственное падение человечества, повсеместную вражду и взаимное отчуждение людей. Многие из известных пророков говорили о невероятно быстрой моральной деградации множества людей в предапокалиптические времена.

Ванга

1971 год – еще тогда Ванга говорила о резких и драматичных переменах, которые в скором времени станут происходить в жизни общества:

«В скором будущем в жизни людей произойдут большие перемены. Люди изменятся до неузнаваемости. Новые времена отмечены множеством знамений… Города и села станут рушиться от землетрясений и наводнений, от природных катаклизмов будет сотрясаться земля, плохие люди станут одерживать верх, а воров, доносчиков и блудниц будет не счесть» - сказала Ванга.

Вуди Сепп

«…Люди будут становиться все более низменными и безбожными. В конце Европа станет такой, как была 100 лет назад. Я даже вижу больше, но не могу понять это и не могу сказать это. С упадком веры все катится под гору и все становится спутанным. Никто ясно не видит. Элита уже ни во что не верит, массы сделаются безумными. В церкви они играют танцевальную музыку, и весь приход будет петь под нее. Затем они также танцуют, но снаружи будет небесный знак, который возвестит о приходе великой беды. На севере будет видно сияние, подобное никогда никто не видел, и затем огненный подымется круг…»

Григорий Распутин

«Когда время приблизится к бездне, любовь к человеку превратится в сухое растение. В пустыне того времени будут расти только два растения - растение выгоды и растение себялюбия. Но цветы этих растений возможно будет принять за цветы любви. Все человечество будет поглощено равнодушием… »

«Родятся чудовища, которые будут ни людьми, ни животными. А многие из людей, которые не будут иметь отметины на теле, будут иметь отметины в душе. А после наступит время, когда вы найдете в колыбели чудовище из чудовищ - человека без души…»

«…С созреванием времени человек станет богат языком, но не сердцем…»

Святой Мефодий Патарский

«В последние дни мира христиане не будут ценить великую благодать Божию, которая предоставлена людям, это длительный мир, великолепное плодородие земли. Они будут очень неблагодарны. Тягость греховной жизни, гордыня, тщеславие, блуд, легкомыслие, ненависть, алчность, чревоугодие и многие другие пороки будут вонючими язвами перед Богом. Многие будут сомневаться в том, что католическая вера является истинно, возможно, евреи правы, потому что они ждут Мессию. У многих из них будут ложные учения, и как следствие, непонимание. В результате Бог допустит Люцифера, и все его черты власти придут на Землю и соблазнят ее безбожных существ…»

Пророк Малахия

Малахия (около 400 года до н. э.) – Малый библейский пророк, последний из ветхозаветных пророков. «Ибо вот, придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей» (Кн. Малах. 4,1).

Пророк Осия

Осия (IV столетие до н. э.) – библейский пророк. Жил и пророчествовал в Израильском царстве во времена царя Иеровоама II. «Клятва и обман, убийство и воровство, и прелюбодейство крайне распространилось, и кровопролитие следует за кровопролитием. За то восплачет земля сия, и изнемогут все живущие на ней со зверями полевыми и птицами небесными, даже рыбы морские погибнут» (Ос. 4:2,3).

В Евангелие

Признаки апокалипсиса есть и в Евангелие от апостолов, которые предсказывают надвигающийся апокалипсис по изменившимся нравам людей. Так, у Петра описывается, как в «последние времена» люди отказываются принимать «здравый смысл», «отвращают слух» от истинных учений, становятся горды, надменны и самолюбивы. Дети перестают слушаться родителей, появляется много неблагодарных, льстецов и клеветников. В послании к Тимофею возросшее по всему миру недружелюбие, несдержанность, жестокость, похоть, потерянная «любовь к господу» предшествует грядущему концу света и Второму пришествию Христа.

Иеромонах Порфирий, старец Глинской пустыни (1868)

«Со временем падет вера в России, блеск земной (западной) славы ослепит разум, слово Истины будет в поношении. Но за Веру восстанут из Народа неизвестные миру - и восстановят попранное».

Многие православные священнослужители России, имевшие дар пророчества, уже в дореволюционные времена отметили нравственную деградацию современников и появление негативных тенденций в духовной и интеллектуальной сферах жизни общества.

Святитель Феофан Затворник (1894)

«Современное русское общество превратилось в умственную пустыню. Серьезные отношения к мысли исчезли, всякий живой источник вдохновения иссяк… Самые крайние выводы самых односторонних западных мыслителей смело выдаются за последнее слово просвещения…

Сколько знамений показал Господь над Россией, избавляя ее от врагов сильнейших и покоряя ей народы! И, однако ж, зло растет. Ужели мы не образумимся? Западом и наказывал и накажет нас Господь, а мы все в толк не возьмем. Завязли в грязи западной по уши, и все хорошо. Есть очи, но не видим, есть уши, но не слышим, и сердцем не разумеем… Вдохнув в себя этот адский угар, мы кружимся, как помешанные, сами себя не помня…

Если не опомнимся, пошлет на нас Господь иноземных учителей, чтобы привели нас в чувство…».

Предсказания Митара Тарабича

«…Видите ли, крестный, мир и изобилие, в которых все станут жить после второй большой войны, будут не более чем горькой иллюзией, потому что многие забудут о Боге и станут поклоняться лишь собственному человеческому разуму… А знаете, крестный, что такое человеческий разум по сравнению с Божьей волей и Божьим знанием? Меньше капли воды в океане…».

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн

«Отечество наше, народ переживают сегодня лютые, тяжелейшие времена смуты и безначалия. Святыни попраны и оплеваны, государство предано и брошено на разграбление бессовестных и алчных стяжателей, жрецов новой, официальной религии - культа духовного и физического разврата, культа безудержной наживы - любой ценой. Процесс апостасии, разложения живого и цельного христианского мироощущения, предсказанный Иисусом Христом два тысячелетия назад, близок к завершению. По всему видно, Бог судил нам стать современниками «последних времен». как реальная политическая возможность наших дней уже не вызывает сомнений».

Видение Пия X

«Я видел одного из моих преемников, с тем же именем, который будет убегать по трупам своих братьев. Он будет искать убежище в некоторых тайных местах, но после короткой передышки он умрет жестокой смертью. Уважение к Богу исчезнет из человеческих сердец. Люди захотят, чтобы стерлась даже память о Боге. Это извращение не что иное, как начало последних дней мира».

Видение Вероники Люкен

Предупреждение Иисуса Христа: «Я уверяю вас, мои дети, работы на небесах прибавится, когда сотрясения начнутся на земле. Предупреждаю вас, что удар снесет дома словно ветер. При ударе кожа забудет, что была на костях человека, и слетит, словно ее никогда не было! Многие увидят это, дети мои, и не поверят, что это рука Бога поднялась на человека, потому что сердца людей затвердели в грехе, потому что грех стал образом жизни среди вас» (1977 год).

Пророчества Космы:

1. «Придет время, и вы ничего не станете узнавать».
2. «В школах появятся такие вещи, что ум ваш не вместит».
3. «Беда придет к вам от образованных».
4. «Вам ссудят много денег и потребуют обратно, но не смогут взять».
5. «Воры и разбойники не будут более промышлять в горах. Они будут жить в городах, одеваться как обычные люди и приходить среди бела дня, чтобы обворовать вас».
6. «Мы увидим, как земля наша превратится в Содом и Гоморру».
7. «Наступит время, когда брат поднимется на брата».
8. «Придет время, когда брат будет убивать своего брата, а сын отца».
9. «Не стройте большие дома, чтобы к вам не заселялись другие».
10. «Не стройте большие дома с большими окнами, чтобы к вам не заходили беспрепятственно».
11. «Чтобы спастись, вы пойдете жить в другое место, а другие придут на ваше».
12. «Многие погибнут от голода; горсть золота за горсть муки; богатые станут бедными, а бедные умрут; животных не останется, съедите».
13. «Желтая раса будет править миром».

Св. Иоанн Кронштадтский (1906-1908)

«Богоматерь спасала Россию много раз. Если Россия стояла до сих пор, то лишь благодаря Царице Небесной. А теперь какие тяжелые времена мы переживаем!…

Интеллигенция наша - попросту глупа. Несмысленные, поглупевшие люди! Россия, в лице интеллигенции и части народа, сделалась неверною Господу, забыла все Его благодеяния, отпала от него, сделалась хуже всякой иноплеменной, даже языческой народности. Вы забыли Бога и оставили Его, и Он оставил вас Своим отеческим промыслом и отдал вас в руки необузданного, дикого произвола. (…)

Но Всеблагое Провидение не оставит Россию в этом печальном и гибельном состоянии. Оно праведно наказывает и ведет к возрождению. Судьбы Божие праведные совершаются над Россией. Ее куют беды и напасти. Не напрасно Тот, кто правит всеми народами, искусно, метко кладет на Свою наковальню подвергаемых Его сильному молоту. Крепись, Россия! Но и кайся, молись, плачь горькими слезами перед твоим небесным Отцом, Которого ты безмерно прогневала!.. Русский народ и другие населяющие Россию племена глубоко развращены, горнило искушений и бедствий для всех необходимо и Господь, не хотящий никому погибнуть, всех пережигает в этом горниле..

Но не бойтесь и не страшитесь, братия, пусть крамольники-сатанисты на минуту утешатся своими адскими успехами: суд им от Бога не коснит и погибель их не дремлет (…). Десница Господня найдет всех ненавидящих нас и отомстит за нас праведно. Не будем потому предаваться унынию, видя все ныне происходящее в мире…

Я предвижу восстановление мощной России, еще более сильной и могучей. На костях мучеников, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая - по старому образцу; крепкая своей верой во Христа Бога и во Святую Троицу! И будет по завету святого князя Владимира - как единая Церковь! Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть подножие Престола Господня! Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский».

«Не мир, но меч»

Авторы Агни Йоги полагали, что в наши времена в мире происходит особенная, духовная фаза мировой , названной в Библии Армагеддоном. Согласно учению Живой Этики, Армагеддон происходит не только «на небесах», то есть на высших, духовных планах бытия, между высшими силами Добра и зла, но и в душах всего человечества.

В письмах Е.Рерих об этом явлении написано:

«Приведу полезную по времени Беседу: «Вы знаете, что могут быть времена хуже войны. Достаточно знаете, что мы считаем войну позором человечества. Как же тогда назвать время, которое будет хуже войны? Разве (что) назвать его гниением человечества… Некоторые считают, что избежание войны уже разрешит все проблемы. Близорукие! Они не замечают, что горшая война у них в недрах дома». (Из письма РерихЕ.И.)

«Армагеддон нельзя понимать как лишь физическую войну. Армагеддон полон неисчислимых опасностей. Эпидемии будут среди наименьших бедствий. Главное пагубное следствие будет в психическом извращении. Люди потеряют доверие, привыкнут изощряться во взаимном вредительстве, научатся ненавидеть все сущее за пределами своего жилья, впадут в безответственность и погрязнут в разврате». (Из письма Рерих Е.И.)

Такого рода явления, конечно, происходят отнюдь не только в России, но и во всем мире. Просто в России, в силу исторических, политических и культурных особенностей, моральное расслоение общества происходит с особенной силой и яркостью.

В чем же причина такого явления - не только в России, но и по всему миру?

Апокалипсис начнется с процесса морального расслоения всего человеческого общества. Точней, это будет разделение людей по полюсам Света и тьмы, Добра и зла. Зачем надо такое разделение и в силу каких причин оно будет происходить?

Приход на нашу планету новых пространственных энергий, окажет мощное воздействие на духовное, психическое и физическое состояние всех людей.

Первый этап изменения биоэнергетики выразится в усиленном выявлении истинных духовно-нравственных качеств всех людей.

Под влиянием мощных космических лучей энергетическая напряженность биополя (ауры) каждого человека резко усилится. А это, в свою очередь, заставит моральную сущность человека проявиться с особенной силой в его поведении. Говоря по другому, весь духовно-этический потенциал человека отразится в его образе жизни и в его конкретных делах по отношению к другим людям.

Высший Суд над человечеством, который «обещают» все религии, фактически представляет собой разделение общества по полюсам Света и тьмы.

Как уже было сказано, во время воздействия на нашу планету новых космических энергий напряженность биополя-ауры каждого человека усилится, а вместе с тем усилятся в своих проявлениях и все моральные человеческие качества. И если негативных мыслей и чувств (а как следствие - и энергий!) в его ауре окажется больше, чем позитивных, биополе человека окажется буквально заполненным разрушительными энергиями. Оно не выдержит переизбытка негативной энергетики и «перегорит», разрушив тем самым и физическое тело.

Таким образом, «апокалиптическое» проявление, которое произойдет под влиянием новых природных условий, станет временем своеобразного морального» экзамена, предложенного Космосом человечеству. А в конечном счете - и «естественного отбора», производимого природой среди человечества. Как результат такого отбора люди, избравшие путь добра, использующие в своей жизнедеятельности позитивную энергию, при наступлении новой эпохи получат творческий импульс из Космоса - поддержку самой природы. Они смогут не только продолжать свое существование в изменившихся природных условиях, но и развить, усилить свой творческий потенциал. Но та часть человечества, избравшая своей моральной ориентацией путь эгоизма и зла, наработавшая на протяжении своей жизни только отрицательную карму, не смогут продолжить своего существования в условиях изменившейся энергетики.

Такое явление выявит истинную моральную сущность каждого человека и силы зла будут обречены на самоуничтожение.

Об этом драматическом эпизоде апокалиптических перемен говорят и евангелия:

«И соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов…»(От Матфея 25: 32)

«Когда тьма будет таким образом выявлена и соберется на полюсе тьмы и тем будет отделена от Света, силы разрушения превратятся в силы саморазрушения, и тьма начнет пожирать сама себя и своих отпрысков. Именно самопожирание тьмы приведет ее к своему конечному уничтожению. Она еще существует, пока питается за счет других, за чужой счет. Но конечное разделение прекратит это беззаконие, и тогда тьма пожрет сама себя. Прошло время господства тьмы. Все ближе и ближе ее конец. Усмотрите в событиях мира грозные знаки ускоряющегося разложения тьмы» («Грани Агни Йоги»).