Энциклопедия символики. Полная энциклопедия символов. Смерть и возрождение


Таттвы

Иными словами, первая таттва - огонь, вторая - воздух, третья - вода, четвертая - земля, пятая - пространство, «основа мира».

ТАТУИРОВКА (от фр. tatouer) - нанесение на тело рисунков путем введения под кожу красящих веществ. Производится накалыванием деревянной, костяной или металлической иглой, по которой ударяют молоточком (у народов Океании, Юго-Восточной Азии, индейцев Северной и Южной Америки), или прошиванием кожи иглой с окрашенной ниткой, которую потом удаляют (у народов Северо-Восточ-ной Азии). Татуировка связана с древнейшими обычаями испытания выносливости при посвящении юношей во взрослые мужчины; служила знаком магической защиты от злых духов.

Татуировка восходит к периоду первобытно-общинного строя, когда она была не только украшением, но и знаком племени, рода, тотема, социальной принадлежности. Распространена у народов со светлой кожей, у темнокожих заменяется рубцеванием, особенно в Океании, где ее выполняли специальные мастера, покрывая рисунками все тело и даже язык.

Обычай татуировки ввезен в Европу моряками из Юго-Восточной Азии и сохраняется как украшение или памятный знак.

Источ.:

Мифологический словарь. М., 1991;

ТАУ - символ символов, скрытая мудрость, символ жизни, знак доброты, так называемый «ключ Нила», т. е. ключ к еще одной из тайн человеческого бытия. Знак большой мистической силы.

Упоминание Нила не случайно, так как он встречался на египетских монументах, на статуе бога Сераписа, известен как эмблема египетских богов. Встречается в захоронениях древних египтян, многие из которых считали его «знаком творческой мощи».

Знаком неба и бессмертия Тау считался в Скандинавии, Британии, Индии и Китае. В других странах выступал как знак воскресения, освобождения от физических страданий и божественного единства.

Боголюбов Н. Тайные общества XX века. СПб., 1997.

Знак - животное. Изображается как бык (у древних египтян - священный бык Апис). Управляется планетой Венерой.

Телец решителен и несговорчив, предан и постоянен в своих пристрастиях. Знаток и ценитель красоты. Такое сочетание свойственно для людей с тонкой и легкоранимой психикой. Тельцы - люди Луны, спокойствия, неторопливости, с тягой к созданию больших семей, с наклонностями к обогащению, он страстен и чувственен, он видит прекрасное даже в самом незначительном.

Телец, знак Зодиака

Телец - человек, привязанный к земле, к производительным силам природы, он упорен и трудолюбив. Как правило, достигает поставленной цели.

Еврейская буква - Вау.

Иероглиф - глаз.

Карта Таро - Любовники.

Знак Тельца - луна и на ней серп.

Источ.: Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999;

Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997;

Мифологический словарь. М., 1991.

ТЕЛО ОБНАЖЕННОЕ - символ человеческой принадлежности к природе и символ стремления человека к природной бедности и простоте. Здесь «беднота и простота» выступают не как проявление вынужденности, а как осознанное слияние с самой природой, отказ от материальных излишеств, что символизирует добродетель и невинность.

Так называемая «преступная обнаженность» ассоциируется со сладострастием, тщеславием и отсутствием добродетелей.

Символические типы обнаженного тела, однако, совершенно разнятся в трактовках того или иного художника, чьи подходы к творчеству совершенно индивидуальны и не копируют своих собратьев и коллег.

Источ.: Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

ТЕНЬ - одна из метафор темной стороны психики человека. В психологическом аспекте - это бессознательное начало, которое обычно пропускается или отвергается началом сознательным.

Тень несет в себе функцию двойника, она может быть вместилищем и прибежищем души. Тень не есть имитация жизни, это, скорее, явление другого вида существования.

Есть тени ночи, они неподвижны и статичны. Есть тени дня, они - оборотная сторона света.

Согласно мусульманским традициям, тень Аллаха - символ властелина на земле. Тибетская секта «братьев тени» причислялась к черной магии. В Индии существовала вера в тени святых, обладающие удивительным качеством: они неуничтожимы. Мифологическая птица Хумай способна своей тенью осчастливить человека, чьи грехи не представляют серьезного препятствия приобщению к тайнам. В Африке тень ассоциируется с духом. Как видно из приведенных примеров, тень - второе человеческое тело, наделенное магическими свойствами.

Представители творческих профессий неоднократно обращались к тени как некоему символу, олицетворяющему особенности состояния человеческой души, проводя порой удивительные и иногда противоречивые параллели.

Источ.: Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999;

Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997;

Мифологический словарь. М., 1991.

ТЕТРАГРАММАТОН - неизреченное четырехбуквенное имя Бога - IHVH.

В Каббале данное имя расшифровывается следующим образом:

I - Мудрость,

Н - Понимание,

V - Красота,

Н - Царство.

Здесь стремление наделить божественную материю всеми превосходными характеристиками, в том числе и свойственными скорее людям, например, «царство».

Десять эманаций тетраграмматона

Согласно «христианской каббале», четыре буквы первого тетраграмматона обозначают четыре стихии:

огонь (дающий тепло),

воздух (дающий жизнь),

вода (утоляющая жажду),

земля (дающая пищу).

Стихии эти определяют наличие жизни (физического существования) и кругооборот жизни и смерти.

Второй тетраграмматон - AGLA, магическая формула, составленная из первых букв фразы «ато гадол леолам адонаи» («да будет Твое могущество вечным, Господи»).

Это, второе, имя связано с понятиями «вечность» и «дух». Считается также, что «ато гадол леолам адонаи» воплощает силу Святой Троицы.

«Ато гадол леолам адонаи» - еще и сильнейшее заклинание, способное уберечь не только отдельных личностей, но и всего человечества, «гравируется на перстнях, талисманах» и других культовых предметов.

Третий тетраграмматон - AHIH или «Эхиех» (чистое бытие Бога). В русском языке эквивалент - слово «сущий».

Четвертый тетраграмматон - ADNI (т. е. «Адонай» или «Господи»). Обладает определенными мистическими свойствами.

Существуют и иные толкования всех четырех тетраграмматонов, что является предметом постоянных дискуссий в среде представителей различных религиозных учений и мировоззренческих доктрин.

Так, «Еврейская энциклопедия. Свод знаний о еврействе и его культуре в прошлом и настоящем» трактует тетраграмматон несколько иначе, чем вышеизложенное:

«Из имен Господних чаще всего встречается в Библии (6823 раза) так называемый тетраграмматон, т. е. четырехбуквенное изображение имени Господа; это имя является отличительным личным именем Бога Израиля. Оно в новейших библейских переводах чаще всего представлено формой «Иегова», YHWH, которая с филологической точки зрения признается недопустимой. Указанная форма возникла из попытки произносить согласные буквы этого имени так, как будто они снабжены гласными знаками имени «Адонай» (владыка), что масореты внесли и текст с указанием, что вместо YHWH следует читать «Адонай» (keri perpetuum). Когда же само имя «Адонай» предшествует имени YHWH, то, чтобы избегнуть повторения этого имени, масореты стали снабжать YHWH гласными имени «Элогим», так что в этих случаях вместо YHWH читают «Элогим». Следуя этому масоретскому чтению, некоторые переводы Библии в большинстве случаев переводят имя YHWH словом «Господь». Если базировать на рассказе, изложенном в кн. Исход (3, 1 и след.), то это имя впервые стало известно Моисею во время божественного видения при Хоребе; из другого, параллельного рассказа (Исх. 6 , 2–3) явствует, что это имя, действительно, еще не было известно патриархам. Позднейшие писатели иногда совершенно избегают употребление этого имени; оно, например, полностью отсутствует в Экклезиасте. Составитель Хроник отдает явное предпочтение форме «Элогим», а в Псалмах, 42–83, имя «Элогим» встречается гораздо чаще, чем YHWH, вероятно, потому, что, как полагают некоторые ученые, в одних местах одно имя могло быть сознательно заменено другим (ср. Пс. 14 и 53)».

Если вы уже имели опыт взаимодействия с каким либо научным справочным пособием по данному направлению, поставьте этой книге свою оценку и оставьте отзыв. Добавляйте книги, которые заслуживают быть в этом списке. Общими усилиями, благодаря пользовательским оценкам и отзывам мы и создадим адекватный и полезный рейтинг энциклопедий символов и знаков.

    Джон Д. Фоли

    На протяжении всей своей истории человек использовал знаки и символы, которые помогали различать, узнавать, понимать, а также предупреждали, направляли и информировали. "Энциклопедия знаков и символов", подготовленная всемирно известным издательством "Guinness", рассказывает о происхождении и развитии самых разнообразных символов: от простейших, которые, к примеру, мы используем при письме, до самых сложных, имеющих глубокий смысл - например, символы в искусстве и религии. Приведенная информация собрана из многочисленных источников - древних и современных. ... Далее

    В. В. Адамчик

    Тайны эзотерических и мистических символов... Загадочные древние знаки тамплиеров и розенкрейцеров, масонских лож и колод Таро, оккультистов и магов... Откройте для себя истинный смысл символики, ранее доступной лишь посвященным! Прочитайте эту книгу - и узнайте истинную суть средневекового мистицизма! ... Далее

  • Эта уникальная книга поможет вам понять тайный смысл окружающих вас предметов и явлений. Исчезнувшие цивилизации, религия и мифология, политика и тайные общества, субкультура и оккультизм, числа и буквы, обряды и праздники, планеты и звезды, цвета и геометрические фигуры, растения и животные - все это, а также многое другое, включает в себя огромное количество символов. Толкование многих из них вы найдете на страницах этой энциклопедии. ... Далее

  • Уилфрид Д. Хамбли

    Книга Уилфрида Дайсона Хамбли представляет собой самую полную историю мировых практик татуировки. Внимательно и подробно автор исследует древние традиции нанесения знаков на тело в таких мировых культурных центрах, как Вавилон, Египет, Перу, Мексика, Япония и Китай, выявляет много интереснейших фактов, показывает последовательность миграции татуировок. Прослеживает связь знаков на теле с религиозными верованиями и магическими практиками, рассматривает социальные и антисоциальные цели татуировки. Особые главы Хамбли посвятил техникам нанесения знаков на тело, а также историческому и географическому распространению татуировки. ... Далее

    Текст сопровождается иллюстрациями. ... Далее

    Кирилл Королев

    Мироздание говорит с человеком на «языке намека и внушения» (Вяч. Иванов), иначе – на языке символов, воспринимая который, человек постигает мир. Умение понимать и истолковывать символы и знаки – насущное условие выживания в окружающей среде – с древнейших времен признавалось одним из важнейших человеческих искусств. Символистика складывалась и развивалась на протяжении столетий, постепенно обретая собственную мифологию: многочисленные значения, приписываемые символам, и сложные, многоуровневые взаимосвязи между символами в конце концов привели к тому, что появилась уникальная мифологическая система – наднациональная, единая для многих народов мира. Эволюции мифологической системы символов и ее нынешнему состоянию и посвящена эта книга. ... Далее

    Ксения Меньшикова

    Руны – это магические символы, которыми пользовались люди в дохристианскую эпоху. Люди, которые прикасаются к рунам, перестают быть обычными людьми. Методика, на которой построена эта книга, дает возможность использовать руны для изменения, прежде всего, своего внутреннего мира – расширения сознания до уровня полного понимания событий и управления ими. Это уровень магии дает колоссальные возможности. ... Далее

    Эта книга – живая. Она построена на реальных переживаниях реальных людей, которые изучали руны. Эти люди изменили себя, переписали свою судьбу, изменили судьбу своих детей, и на страницах книги они рассказывают об этом.

    Следуйте изложенной методике – и вы научитесь мастерству, откроете для себя возможности и мощь древнего магического инструмента.

    Владимир Нагаев

    Человек живет в мире знаков. Гербы страны городов, цифры и музыкальные ноты, наскальные рисунки и эмблемы спортивных команд, древнеегипетские иероглифы и современные ордена и медали, флаги и шахматные фигуры – все это знаки. А есть еще знаки зодиака и знаки препинания, воинские знаки различия и знаки дорожного движения, эмблемы автомобильных и авиакомпаний, знаки тайных обществ и знаки алхимии и много, много других. ... Далее

    Кто и когда придумал знаки? Зачем они нужны людям? Ответ на эти и многие другие вопросы вы найдете в книге, которую держите в руках.

    Книга Владимира Нагаева «Знаки и символы» рассказывает об истории некоторых знаков и символов. Здесь представлено более 1500 знаков. Рисунки выполнены автором. ... Далее

    Сергей Матвеев

    Руны – это знаки, наделенные особой силой. Руны беспристрастны: они хранят древние секреты мироздания и открывают их только тем, кто может читать этот магический алфавит. Много веков руны широко используются в целительных, предсказательных и магических практиках. В этой книге вы найдете расшифровку магического «языка» рун, самые верные расклады гаданий, магическое использование рунических символов, рунические комбинации и их толкования. ... Далее

  • Завершился цикл индустриальной формации, и общественное производство трансформировалось в новый формат, который за неимением дефиниций обозначили термином «постиндустриальный капитализм». На самом деле мы вступили в новую общественно-экономическую формацию, которую следует определить как «символический капитализм». ... Далее

    Теперь представления о реальности передаются и воспринимаются посредством виртуальных символов. Виртуальное захватывает внимание и стимулирует воображение. Манипуляция информацией и чувственным восприятием реализуется посредством комбинаций цифр и формул – символически. Виртуальные символы уплотняются, приобретая вещественную плотность. Новая символическая материя не менее актуальна, чем реальность элементарных частиц.

    The cycle of industrial social system has ended, and social production has transformed into a new format which, for lack of a better term, has come to be known as «post-industrial capitalism». In actuality, we have embarked on a new journey of socioeconomic system – one that should be properly defined as «symbolic capitalism».

    Today, our ideas of reality are transmitted and interpreted through the medium of virtual symbols. The virtual grabs our attention and excites our imagination. The manipulation of information and sensory perception is achieved symbolically through endless combinations of numbers and formulas. Virtual symbols become denser, taking on the essence of tangibility. The new, symbolic material becomes no less relevant than the reality of elementary particles. ... Далее

  • Настоящая книга изучает природу символов, рассказывает об их происхождении и эволюции. В ней представлено описание самых распространенных символов, имеющих важное историческое, культурное и социальное значение. ... Далее

    В книге рассмотрены как самые древние, исторические знаки и символы, знаки отличия и принадлежности, тж и современные символы ценности, обмена, направления и безопасности; новейшие знаковые системы, молниеносно распространяющиеся вместе с развитием информационных технологий.

    Издание адресовано широкому кругу читателей. ... Далее

  • Виктория Рошаль

    Символический язык – язык универсальный. Мы встречаем символы выбитыми на камнях древних храмов, в ритуалах Посвящений, во всех Священных Писаниях, запечатленными в таинственных формах сфинксов Ассирии и Египта, скрытыми в ошеломляющих пропорциях пирамид, в загадочных эмблемах старинных алхимических книг, встречаем в изобразительном искусстве и художественной литературе. И всюду они тождественны, хотя и несут на себе отпечатки культуры и традиций разных народов. ... Далее

    В прежние времена символика была тайным знанием, которое тщательно охранял узкий круг Посвященных. Теперь доступ к символам открыт всем, и число желающих изучать их и работать с ними постоянно растет.

    Книга знакомит читателя с символикой чисел и геометрических фигур, а также с основополагающими системами, включающими в себя философские, религиозные и психологические символы (мифология, древние мистические ордена). Энциклопедия содержит около 600 иллюстраций, а также легенды и предания, помогающие вникнуть в самую суть символики. ... Далее

    В. В. Кириллов

    В книге рассказывается об интересных особенностях монументального декора на фасадах жилых и общественных зданий в Петербурге, Хельсинки и Риге. Автор привлекает широкий культурологический материал, позволяющий глубже окунуться в эпоху модерна. Издание предназначено как для специалистов-искусствоведов, так и для широкого круга читателей. ... Далее

    Елена Александровна Разумовская

    Знаем ли мы предупреждения, которые посылает нам судьба; прислушиваемся ли мы к своей интуиции; обращаем ли внимание на вещие сны и чудесные совпадения событий, чисел, имен и т. д.? А ведь они являются знаками свыше. Если научится правильно толковать их, они могут помочь в принятии верных решений, позволят избежать опасности и даже смерти. О том, какими бывают эти знаки, и пойдет речь в данной книге. ... Далее

  • На лице каждого человека имеется множество знаков – врожденные пятнышки, морщинки, родинки, линии. Привыкнув к ним, мы перестаем придавать им значения, однако хироманты, астрологи и маги считывают по этим отметинам скрытую информацию о нашем прошлом, настоящем и будущем. ... Далее

    С нашей книгой «Знаки судьбы на теле человека» вы овладеете основами тайного знания и научитесь расшифровывать знаки, отпечатанные на вашем лице и теле самой судьбой. ... Далее

  • Галина Шереметева

    Жизнь человека, кроме постоянной заботы о хлебе насущном, имеет свое назначение и свой смысл. События, происходящие с нами, люди, которых мы встречаем на своем пути, рассказывают нам о нас самих и том этапе развития души, на котором мы находимся в настоящее время. ... Далее

    Взаимоотношения людей порой строятся не только по общепринятым законам общества. Часто наши отношения складываются, основываясь на тех задачах, которые ставит перед нами Вселенная, помогая душе развиваться и совершенствоваться. Неведение приводит людей к страданиям, заставляя стремиться к знаниям.

    Эта книга о законах Вселенной, о том, как они проявляются в повседневной жизни человека. Понимание действия этих законов может стать путеводной нитью, которая, подобно «нити Ариадны», выведет к счастью и гармонии. ... Далее

    В. М. Ловчев

    Рассмотрены основные механизмы внедрения в образ жизни символов, связанных с потреблением алкоголя и других психоактивных веществ, анализируется диалектика взаимодействия проалкогольной и безалкогольной традиции в отечественной и мировой культуре. Сформулированы рекомендации по совершенствованию символики современных профилактических проектов. ... Далее

    Джудит Норман

    Есть легенда, что когда-то верховный бог Один сотворил знаки мудрости – руны. Времена богов ушли в прошлое, а магические символы остались и обладают мощью до сих пор. В них скрыт потенциал природных стихий и связь с другими уровнями бытия. ... Далее

    Из века в век руны считались охранными амулетами, путеводными знаками, талисманами удачи и ключами к тайнам невидимого мира. Можно ли сегодня воспользоваться их силой? Можно. И мы предлагаем вам начать с самого начала: узнать значения прямого и перевернутого положения рун, освоить простые расклады, подружиться со своими благоприятными рунами, изготавливать их и научиться медитировать для прозрения будущего и исправления прошлого. Знакомьтесь с рунами и они станут вашими помощниками на жизненном пути. ... Далее

    Дмитрий Невский

    Книга «Руны. Магия древнего символа» является продолжением книги «Мудрость рун», которая была посвящена предсказательной составляющей рун. Теперь ваши возможности использования рун расширятся – вы познакомитесь с магическими техниками, схемами и технологиями магического влияния с использованием рун. Действительно, увидеть, предсказать будущее – только часть того, что могут древние символы. Корректировка, влияние, создание и управление – и это только малая часть возможностей рун, с которыми вы познакомитесь в книге. ... Далее

    Для широкого круга читателей, интересующихся эзотерикой. ... Далее

    Иоланта Прокопенко

    Приметы, которые известны человечеству, на самом деле – НИ ПЛОХИЕ, НИ ХОРОШИЕ! Приметы, знаки судьбы – это лишь свидетельство того, что ваша жизнь сейчас находится в особой «точке перегиба», «точке неравновесия» или на «фатумной развилке». Каждая развилка сулит особые перемены в жизни, которыми можно управлять! Но как это сделать? Как выбрать правильную дорогу в жизни? ... Далее

    Знаки, которые дает нам судьба, нужно не просто заметить, а «обработать» – на ментальном, энергетическом плане. И эта книга дает методы такой работы. Вы впервые можете узнать уникальную технологию работы со знаками судьбы и научиться управлять своей жизнью! ... Далее

    Л. Ф. Чертов

    В сборник входят избранные статьи Л. Ф. Чертова, автора книги «Знаковость» (1993). В центре внимания находится комплекс мало изученных семиотических систем – визуально-пространственных кодов и особенности образуемых с их помощью пространственных текстов. Рассматриваются соотношения этих систем друг с другом и с вербальным языком, их роли в семиосфере культуры, а также участие в организации разных форм видения и пространственного мышления. Специально рассмотрено значение этого комплекса семиотических средств для пространственных видов искусства. ... Далее

    Книга может представлять интерес для всех, кто интересуется семиотикой и возможностью описания с ее помощью различных сфер культуры, в частности – выразительных и изобразительных средств искусства. ... Далее

Книга
Название: Энциклопедия знаков и символов

Формат: djv
Размер файла: 44,7 Мб


Отрывок из книги:
Русалка. Русалка, пленительное создание народной фантазии, наделенное ангельским ликом, белоснежной кожей и обольстительной девственной грудью, но таящее от глаз человека скользкую, покрытую чешуей нижнюю часть тела, заканчивающуюся раздвоенным рыбьим хвостом, - символ опасного и греховного соблазна, женского коварства и обмана, воплощение болезненного сладострастного эротизма, пламенного сексуального вожделения, разрушительной страсти и смерти.
Поразительно, но факт: вера в русалок существовала практически у всех народов древности и Средневековья, обитавших по берегам рек, озер, морей и океанов. Местной разновидностью русальего племени были древнегреческие наяды, нереиды и океаниды; западноевропейские ундины, лорелеи, мелузины и никсы; восточные апсары, албасты и фаравари; славянские русалки, мавки, навки и фараонки. Из них лишь античные морские девы отличались не только красотой лииа и прелестью форм, но и добротой души. Особую любовь к людям питали наяды - прекрасные нимфы родников, ручьев и неглубоких речушек. Понравившегося им человека, искупавшегося в источнике наяд, чаровницы могли исцелить от болезни, наделить даром ясновидения и даже бессмертием. Все русалки последующих поколений по непонятным причинам испытывали к представителям рода людского только недобрые чувства. Злодейки с наслаждением топили одиночных пловцов и рыбаков, а порой даже заманивали на рифы большие корабли. По преданию, множество моряков сгубила коварная русалка из Германии, завлекавшая свои жертвы к скале чудесными песнями. Эту опасную скалу на правом берегу Рейна и по сей день называют Скалой Лорелеи.
В славянской мифологии русалки безоговорочно причислены к нечистой силе. Их ряды постоянно пополняли утопленницы, женщины, умершие неестественной смертью или похищенные злыми духами. Среди русалок немало маленьких русалят обоего пола, именуемых на Украине мавками или навками (от слав, «навий» - «мертвец»). Мавками-навками становятся дети, умершие некрещеными, поэтому они часто пристают к припозднившимся прохожим, идущим через лес или кладбище, самым жалостливым образом умоляя подарить им крестик. Выполнять такую просьбу не стоит, если, конечно, жизнь дорога. Лучше всего ответить упыренку магическим заклинанием великого комбинатора: «Может, тебе дать еще ключ от квартиры, где деньги лежат?» Тогда малец засмущается и, обиженно шмыгая соплями, пойдет прочь - деньги покойнику ни к чему. Только упаси бог смотреть ему вслед: спереди-то он мальчик как мальчик (или девочка какдевочка), а вот сзади - ходячий анатомический экспонат. Дело в том, что у мавки напрочь отсутствует спина, и все отвратительные внутренности видны как при вскрытии. Короче говоря, зрелище не для слабонервных.
Но вернемся к нашим русалкам. Почему славяне называли так самых прекрасных представительниц нечистой силы - вопрос не из легких. Одни ученые считали отправной точкой слово «русло», обозначающее место жительства речных русалок, другие полагали, что русалками их прозвали за русый цвет волос. Последней точки зрения придерживался, в частности, наш знаменитый историк СМ. Соловьев, писавший по этому поводу: «Русалки вовсе не суть речные или какие бы то ни было нимфы; имя их не происходит от русла, но от русый (светлый, ясный); русалки суть не что иное, как души умерших, выходящие весною насладиться оживленною природою».
К сожалению, в данном случае великий ученый сплоховал. Далеко не все русалки русые - много среди них и блондинок, и рыжих, но большинство свидетельств признают цвет их волос зеленым, «что твоя конопля». И в этом нет ничего удивительного - зеленый цвет тины, ряски и другой водяной растительности характерен именно для водных фантастических существ.
Ошибочным является и мнение, будто все русалки - писаные красавицы. Белорусская русалка, голубоглазая прелестница с зелеными волосами, действительно дивно хороша. Приятны на вид и шаловливые украинские русалочки, но их зеленоглазые и зеленоволосые великорусские подруги, вечно растрепанные и мертвенно-бледные, совсем не радуют глаз. Самую отталкивающую внешность имеют русалки Северной Руси. Вот что пишет о них главный отечественный специалист по русалкам Д.К. Зеленин в своем фундаментальном труде «Очерки русской мифологии»: «В северных губерниях России думают, что русалки - существа безобразные, косматые, горбатые, с большим брюхом, с острыми когтями, с длинной гривой, с большим железным крючком, которым ловят прохожих».
Отличительная черта внешности всех русалок - распушенные по плечам длинные волосы, которые они любят расчесывать золотым гребнем, глядясь в зеркало прозрачных вод при мягком, серебристом свете месяца. По берегам рек, по полям и лесам русалки ходят либо совсем голыми, едва прикрыв наготу зелеными листьями, либо в белых, полупрозрачных сорочках без пояса. У многих из них есть мужья (водяные, лешие или погубленные ими мужчины) и дети.
В ясные лунные ночи русалки предаются любимым развлечениям: купаются, с хохотом плещутся водой, водят хороводы на берегу, плетут венки, поют песни звонкими, чарующими голосами. Очень любят кататься на мельничном колесе или качаться на ветвях березы. Самые дерзкие, владимирские русалки, ничуть не смущаясь близостью жилья, приходят париться в деревенские бани.
Все русалки - оборотни, так как они умеют перевоплощаться в жаб, лягушек, крыс, сорок и других «нечистых» животных и птиц. К людям почти всегда относятся беспричинно враждебно, вредят им всеми возможными способами: рыбакам путают сети, мельникам ломают жернова или портят плотины.

Хочешь знать новое – читай древнее.

Старинная пословица

Язык символов есть истинный, всемирный, всечеловеческий язык, одинаково справедливый для всех времен и народов.

В. Шмаков

Символический язык – язык универсальный. Символика не только выражает отношения между вещами, явлениями и идеями. Однако большинство людей не владеют языком символов, не умеют расшифровать его, в то время как символы чрезвычайно важны для понимания путей развития человеческой мысли, искусства, обычаев, религии и мифологии.

В прежние времена символика была тайным знанием, которое тщательно охранялось узким кругом Посвященных. Теперь же наступило время, когда доступ к символам открыт всем, и число желающих изучать их и работать с ними постоянно растет.

Всплеск интереса к символам в современном мире многие считают показателем возрождения духовных потребностей людей, их желания вырваться из тесной клетки обыденности, в которую часто превращается наша жизнь.

Символы служат указателями и помогают лучше понять окружающий мир, а значит, жить в гармонии с ним. И сейчас самое время выявить новый смысл классических символов, которые, возникнув в необозримой дали веков, сохранили свое значение до наших дней. Кто знает, сколько слоев Неведомого они еще таят в себе, какие неизвестные пока нам законы мироздания зашифрованы в них и ждут своего часа, чтобы открыться Человеку!

Книга рассчитана на широкий круг читателей, независимо от возраста, образования, уровня восприятия. Открывайте для себя древнее знание, связывающее воедино наш мир, расширяющее горизонты как прошлого, так и будущего.

Геометрические символы

Абсолютный символический язык – это язык геометрических фигур...

Геометрические фигуры – конкретное воплощение чисел. Числа принадлежат к миру принципов, и они становятся геометрическими фигурами, спускаясь в физический план.

О. М. Айванхов

Практически все геометрические символы состоят из комбинаций нескольких геометрических элементов – простых составных частей, каждая из которых имеет в то же время свое особенное значение, внося свой вклад в общую композицию.

«Геометрические фигуры подобны каркасу действительности, тогда как образы еще содержат, так сказать, немного плоти, кожи и мускулов» (О. М. Айванхов).

Геометрические символы стабильны и передаются из поколения в поколение без изменений.

Свастика прямая (левосторонняя)

Свастика как солнечный символ

Прямая (левосторонняя) свастика – это крест с концами, загнутыми влево. Вращение считается происходящим по часовой стрелке (в определении направления движения мнения иногда расходятся).

Прямая свастика – символ благословения, доброго предзнаменования, благополучия, удачи и отвращения беды, а также символ плодородия, долгожительства, здоровья и жизни. Это также символ мужского начала, духовности, тормозящей поток низших (физических) сил и позволяющей проявляться энергиям высшей, божественной природы.

Свастика обратная (правосторонняя)

Свастика на нацистской военной медали

Обратная (правосторонняя) свастика – это крест с концами, загнутыми вправо. Вращение считается происходящим против часовой стрелки.

Обратная свастика связывается обычно с женским началом. Иногда она ассоциируется с запуском негативных (физических) энергий, закрывающих проход возвышенным силам духа.

Шумерская свастика, образованная четырьмя женщинами и их волосами, символизирует женскую порождающую силу

Пентаграмма (пентакль): общее значение символа

Знак пентаграммы

Пентаграмма, написанная одной линией, – самый древний из всех символов, которыми мы владеем. Имела разные толкования в разные исторические времена человечества. Она стала шумерским и египетским знаком звезд.

Более поздняя символика: пять чувств; мужское и женское начала, выраженные пятью точками; гармония, здоровье и мистические силы. Пентаграмма также символ победы духовного над материальным, символ безопасности, охранения, благополучного возвращения домой.

Пентаграмма как магический символ

Пентаграммы Белого и Черного магов

Пентакль с одним концом вверх и двумя вниз является знаком белой магии, известным как «нога друида»; с одним концом вниз и двумя вверх он представляет так называемое «копыто козла» и рога дьявола – характерное для символики изменение знака с позитивного на негативный при его переворачивании.

Пентаграмма Белого мага – символ магического воздействия и господства дисциплинированной Воли над явлениями мира. Воля Черного мага направлена к разрушению, к отказу от выполнения духовной задачи, поэтому перевернутая пентаграмма рассматривается как символ зла.

Пентаграмма как символ совершенного человека

Пентаграмма, символизирующая совершенного человека

Пентаграмма, пятиконечная звезда, – символ совершенного человека, стоящего на двух ногах с разведенными руками. Можно сказать, что человек – живая пентаграмма. Это верно как в физическом, так и в духовном плане – человек обладает пятью добродетелями и проявляет их: любовь, мудрость, истина, справедливость и доброта.

Истина принадлежит духу, любовь – душе, мудрость – интеллекту, доброта – сердцу, справедливость – воле.

Двойная пентаграмма

Двойная пентаграмма (человек и Вселенная)

Существует также соответствие между человеческим организмом и пятью элементами (земля, вода, воздух, огонь и эфир): воля соответствует земле, сердце – воде, интеллект – воздуху, душа – огню, дух – эфиру. Таким образом, своей волей, интеллектом, сердцем, душой, духом человек связан с пятью элементами, работающими в космосе, и он может сознательно работать в гармонии с ними. Именно в этом смысл символа двойной пентаграммы, в которой малая вписана в большую: человек (микрокосм) живет и действует внутри Вселенной (макрокосма).

Гексаграмма

Изображение гексаграммы

Гексаграмма – фигура, составленная двумя полярными треугольниками, шестиконечная звезда. Это сложная и цельная симметричная форма, в которой шесть маленьких отдельных треугольников группируются вокруг большого центрального шестиугольника. В результате образуется звезда, хотя первоначальные треугольники сохраняют свою индивидуальность. Поскольку обращенный вверх треугольник – небесный символ, а обращенный вниз – символ земной, то вместе они – символ человека, объединяющего эти два мира. Это символ совершенного брака, который связывает мужчину и женщину.

Текущая страница: 27 (всего у книги 53 страниц)

Красный флаг использовался коммунарами со времен Парижской коммуны 1871, в России в годы революций 1905–1907 и 1917, а также в других странах, где коммунистические идеи нашли поддержку. С тех пор красный флаг является флагом международного социализма и левого крыла в политике в целом. Армию революции называли Красной армией.

Социалистическая песня «Красный флаг», написанная ирландцем Джеймсом Коннелем, была впервые опубликована в газете «Справедливость» 21 декабря 1889, а несколькими днями позже публично исполнена в Ливерпуле и Глазго. С 1920-х до 1986 лейбористы исполняли эту песню на своих ежегодных конференциях в качестве гимна. Новый имидж лейбористов включает красную розу, которая считается символом любви.

На геральдическом языке красный обозначается как «гюльз», символизируя право, силу, мужество, любовь и храбрость.

При черно-белом изображении его указывают вертикальными линиями.

КРАСНЫЙ КРЕСТ – символ Международного комитета Красного Креста, основанного в Женеве в 1863. Представляет собой красный крест на белом фоне – цвета швейцарского флага наоборот. Это детище швейцарского банкира Генри Дунанта, за которое он получил первую Нобелевскую премию в 1901, было призвано оказывать медицинскую помощь и обеспечивать нейтральный статус врачей во всех воюющих армиях христианских стран.

В мусульманских странах было одобрено создание аналогичной организации под названием Красный Полумесяц, которая была учреждена в 1877 в Турции. В Иране сначала использовалась традиционная эмблема – лев и солнце, тоже красного и белого цветов, но после революции 1979 эта эмблема уступила место полумесяцу. В СССР этот флаг представлял собой крест и полумесяц друг рядом с другом. В настоящее время национальные общества Красного Креста и Красного Полумесяца существуют в 149 странах мира при членстве более 250 млн человек.

Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997;

Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001.

КРЕАЦИОНИЗМ И МАНИФЕСТАЦИОНИЗМ – символически дешифруемые теории происхождения мира в эзотерической традиции. Космогония первой из доктрин усматривает истоки Вселенной в одновременном акте творения Высшего существа. Креационистская основа обнаруживается в трех аспектах профанизации учения:

1) полноценный креационизм (иудаизм, «авраамизм», ислам);

2) усеченный креационизм («механизцизм», начало «позитивистской» науки);

3) рационализм, атеизм.

В архаических культах креационизм был тесно связан с лунными мистериями.

Мифологемы и семиотика лунопоклонения связаны с символизмом головы – «черепом Адама». Тайные силы креационистов сосредоточены в «Ордене мертвой головы». Социально-политической моделью, соответствующей креационисткой доминанте, являются теократия и рабовладение, а ее профанизационным извращением – капитализм и либерализм. Тогда как космогония манифестационизма заключается в проявлении определенных аспектов высшего начала через эманационное самооткровение и самообнаружение. Манифестационистская линия профанизации сводится к следующим уровням:

1) полноценный манифестационизм (иудаизм, адвайта-ведантизм);

2) учение об эманациях («эллинизм», «неоплатонизм»);

3) пантеистический материализм (от магии до современной физики).

Эзотерика манифестационизма в архаических обществах постигалась через инициации полярного культа. Микрокосмический символизм солнцепоклонников акцентирован на образе сердца, схематизированного в христианской традиции в кресте. Тайные структуры манифестационистских сил заключены в «Ордене живого сердца». А деградация социально-политической модели манифестационизма проходит от имперского и феодального строя к социализму и коммунизму.

Источ.: Багдасарян В. Э. «Теория заговора» в отечественной историографии второй половины XIX–XX вв. М., 1999;

Дугин А. Г. Крестовый поход Солнца // Конец Света (эсхатология и традиция). М., 1997.

КРЕСТ – «знак знаков», который с доисторических времен служил охранительным символом почти во всех культурах мира. Скандинавы, например, изображали молот Тора, бога войны и грозы, в виде Т-образного креста. Крест также был атрибутом богов Ассирии, Персии и Индии. У американских индейцев он представлял как человека, так и четыре стороны света и четыре ветра. Для алхимиков крест был символом четырех элементов: воздуха, земли, огня и воды. Встречались также такие трактовки символа креста, как «здоровье», «плодородие», «бессмертие», «союз духа и материи».

1, 2. Крест Т-образный «антониевский». 3. Крест «Египетский иероглиф Анх». 4. Крест «буквенный». 5, 6, 7. Крест «якореобразный». 8, 9. Крест монограммный «доконстантиновский». 10. Крестмонограмма «посох пастыря». 11. Крест «Бургундский», или «Андреевский». 12. Крест «монограмма Константина». 13. Крест монограммный «послеконстантиновский». 14. Крест монограммный «солнцеобразный». 15. Крест монограммный «трезубец». 16. Крест монограммный «константиновский». 17, 18. Крест круглый «нахлебный». 19, 20, 21. Крест катакомбный, или «знамение победы». 22. Крест на Руси «патриарший», или на Западе «лоренский». 23. Крест четырехконечный, или латинский «immissa». 24. Крест «папский». 25. Крест шестиконечный «Русский-православный». 26. Крест осмиконечный православный. 27. Крест седмиконечный. 28. Крест «терновый венец». 29, 30. Крест виселицеобразный.


31. Крест «виноградная лоза». 32. Крест «лепестковый». 33, 34. Крест «Греческий», или древнерусский «корсунчик». 35, 36. Крест «накуполъный » с полумесяцем. 37, 38. Крест «трилистниковый». 39, 40, 41, 42, 43. Крест «мальтийский», или «георгиевский». 44. Крест «просфорный-константиновский». 45, 46, 47, 48. Крест старопечатный «плетеный». 49. Крест «криновидный». 50, 51. Крест четвероконечный «каплевидный». 52, 53. Крест «распятие». 54. Крест схимнический, или «Голгофа». 55, 56, 57, 58, 59, 60. Крест «грамматический», на Западе «crux qrammata »

Комбинации из двух пересекающихся прямых линий представляет собой древнейшую и наиболее распространенную разновидность мистических знаков. Практически повсеместно крест считается символом огня и света. Исследователи мифологии видят в нем стилизованное изображение двух кусков дерева, применявшихся в древности для добывания огня. Эзотерики наделяют крест богатой палитрой мистических значений. В частности, он считается символом священного Центра Земли (Рене Генон), символом распространяющегося света истины (Кроули); символическим изображением Адама Кадмона у розенкрейцеров, символом четырех сторон света, а следовательно, всего земного мира, а также символом Святой Троицы (три «ветви» креста трактуются как Отец, Сын и Дух Святой). У Уильяма Блейка крест – символ величайшей жертвы со стороны Христа, но у него к кресту пригвожден змей материализма.

Конечно, все эти значения на были присущи кресту изначально, а возникли в процессе истолкования этого символа с точки зрения вновь возникших мистических теорий. Известно, что христиане не считали крест «своим» знаком до середины IV в. Тем не менее крест прежде всего выступает символом Христа, его распятия, христианской веры и Церкви. Он является не только средством насилия и атрибутом страдания, но и ключом к излечению и жизни. Где бы христианство ни утверждалось как религия, крест становился и неотъемлемой частью церковной обрядности, и главным символом в искусстве, архитектуре и во многих других областях, включая флаги и геральдику.

Конечно, крестная казнь была языческой греко-римской традицией, но благодаря Христу крест стал для христиан «символом силы и власти Христовой».

После признания христианства Константином Великим и особенно с V в. крест стал изображаться на саркофагах, светильниках, шкатулках и других предметах, заменяя ХР-монограмму, до того времени бывшую отличительной эмблемой раннего христианства. В Средневековье его употребление еще больше расширилось. Он стал символом власти Церкви и в этом качестве использовался рыцарскими орденами, включался в изображения гербов и помещался на хоругвях.

Общий план церквей также повторял его рисунок. Но существуют два главных типа креста – латинский и греческий, – особенности которых повлияли на типы архитектуры обеих Церквей. Латинский крест представляет собой образ человека с распростертыми руками и являет прямой образ Страстей Христовых. Это так называемый crux imissa, вертикальная ось в котором пересечена горизонтальной линией на 1/3 от своей длины. В греческом же кресте горизонтальная ось пересекает вертикальную посередине, образуя квадрат – crux quadrata.

Крест является также атрибутом святых: расцветший крест – Антония Падуанского, с потиром – Бонавентуры, с лилией – Екатерины Сиенской, с дароносицей – Клары, со свитком – пророка Иеремии, с пальмовой ветвью – Маргариты Антиохийской и т. п. Два горящих жезла, перекрещенные наподобие Андреевского креста, были эмблемой Пьеро Медичи с девизом: «В юности любовь обжигает до глубины души».

Материал креста также выступает существенным элементом символизма. Золотой крест означает просвещение, серебряный – очищение, крест из других металлов – смирение, а деревянный – символ устремления.

Источ.: К. В. П. История развития формы креста: Краткий курс православной ставрографии. М., 1997;

Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997;

КРЕСТОВО-КУПОЛЬНЫЙ ХРАМ – символ обители Бога, основная архитектурная форма храмового зодчества восточного христианства, возникшая в Византии и определившаяся в основных чертах к V в. Геометрическая символика внешней, центрически-организованной пирамидальной композиции и вертикально ориентированного архитектурного пространства, замкнутого плоскостями мощных стен, преобразуется в интерьере в образное целое – символ христианского космоса. Этот образ выражен строго канонической системой росписей, мозаик и убранства храма (изображение Пантократора в куполе, четырех евангелистов на парусах, Страшного Суда на западной стене и т. д.). Окончательно сформировавшийся в IX–XII вв., тип крестово-купольных храмов варьировался. Например, известны храмы с куполом на парусах, опирающимся на четыре столба (северный храм монастыря Липса в Константинополе) или на свободно стоящие колонны (церковь Теотокос монастыря Хосиос Лукас в Греции), а также с куполом на тромпах, опирающимся на восемь опор (монастырь Давни в Греции). Есть также храмы с куполом, опирающимся на две свободно стоящие опоры и на две стены, и храмы, в которые добавлено по два столба со стороны апсид и входа. В разных своих вариантах тип крестово-купольных храмов получил широкое распространение в России, на Балканах и на Кавказе.

Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997;

Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001.

КРЕСТОНОСЦЕВ КРЕСТ – представляет собой пять золотых крестов на серебряном фоне. В качестве герба этот крест был взят норманнским завоевателем Годфридом Бульонским, который стал Охранителем Святой Гробницы и первым правителем Иерусалима после его освобождения от мусульман в конце первого крестового похода в 1099. Крест крестоносцев, называемый еще иерусалимским крестом, часто используется на алтарных покрывалах: большой крест символизирует Христа, четыре маленьких – авторов четырех Евангелий, распространяющих учение на четыре стороны света. Пять крестов вместе также могут символизировать раны Христа.

Слово «крестоносец» происходит от креста, который солдаты несли на своих знаменах, щитах и одеждах как символ христианской веры и их миссии. Во время восьмого крестового похода, который продолжался до 1272, крестоносцы уже несли кресты разной формы. Они служили им отличительными знаками, когда требовалось выяснить отношения силой оружия. В добавление к этому, как только появилось цветное изображение, каждое государство стало изображать крест своим цветом. Согласно английскому летописцу XIII в. Мэтью Пари, у Англии был белый крест, у Франции – красный, у Фландрии – зеленый, синий или голубой у Италии и «джульс» – геральдический красный – у Испании. Крестоносцы из Шотландии несли крест святого Андрея, тамплиеры взяли красный восьмиконечный крест на белом фоне, а рыцари святого Иоанна изображали на своих хоругвях восьмиконечный белый крест на черном фоне, известный как «мальтийский крест».

Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997;

Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001.

КРЕЩЕНИЕ – обряд посвящения в христианскую веру посредством погружения в воду или окропления водой. Исторически оно считалось актом очищения и актом нового рождения, так как купель была символом непорочной утробы Девы Марии, из которой посвященный рождается вновь.

Крещение является первым из семи таинств и одним из Богоявлений Христа. Сам Христос был крещен Иоанном Крестителем в реке Иордан во время всеобщего крещения народа. В ранних изображениях было принято писать Спасителя обнаженным и полностью погруженным в воду, за исключением головы и плеч, а Иордан изображался в виде речного бога. Но ко времени Ренессанса как в итальянской, так и во фламандской живописи прочно утвердилась другая тенденция: на картинах этого периода Христос в одной набедренной повязке стоит по щиколотку в воде, а Иоанн Креститель льет воду ему на голову. На противоположном берегу изображаются два или три ангела, держащих одежды Христа, а над головой Спасителя парит голубь Святого Духа. Еще выше видна фигура Бога Отца, посылающего свое благословение Сыну.

Источ.: Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999.

КРИПТОГРАФИЯ (от греч. «криптос» – тайный, скрытый) – искусство письма секретными кодами и их дешифровка. Отсюда произошло понятие «криптограмма», т. е. что-либо написанное шифром или в другой форме, которая понятна только тому, кто имеет к написанному ключ. В свою очередь, научное изучение кодов стало именоваться криптологией.

Герой книги американского писателя-романтика Эдгара По «Золотой жук» Уильям Легранд находит кусок пергамента с цифрами и знаками пунктуации, представляющими собой криптограмму. Легранд расшифровывает код, заметив, что одна цифра встречается чаще других, и, вспомнив, что в английском алфавите самой частой является буква «е». Памятуя также о том, что самым употребляемым словом является артикль the, он находит нужную комбинацию, позволяющую ему найти спрятанные сокровища.

Долгое время использование кодов считалось незаменимым в военных и дипломатических кругах. Однако шифры издавна использовались и для сокрытия истин символической философии от профанов и для обретения ее для умеющих читать символы. Шифр закладывался в водяных знаках бумаги, давался на титульном листе или в переплете книги. Например, сообщения могли быть зашифрованы в первых буквах первого абзаца. Для сокрытия священного языка специально изобретались каббалистические и магические алфавиты. Наиболее знаменитым из них является «ангельское письмо», буквы которого прямо производны от формы созвездий. Но поскольку полностью эквивалентные алфавиты так или иначе поддаются переводу, наиболее популярной в Европе стала секретная тайнопись.

КРИСС-КРОСС – перекрещивающийся крест, первоначально носивший название Креста Христа. С елизаветинских времен до середины XVIII в. для изучения азбуки использовали изображение букв на бумаге под тонкой роговой пластинкой. Поскольку в азбуках буквы изображались в виде креста, эти кресты и стали называть «крисс-кросс» (Крест Христа), а затем это слово стало синонимом алфавита. В исторической хронике Уильяма Шекспира «Ричард III» Джордж, герцог Кларенский говорит, что его отец Эдвард IV отправил его в Тауэр, потому что «…он следует пророчествам чужим и вещим снам, в крисс-кроссе букву Д, как утверждает, видит…» В конце концов крисс-кросс стал означать только несколько перекрещенных линий.

Этим словом в Англии также называют популярную во всем мире игру «крестики-нолики». От другой формы перекрещенных линий происходит английское cancel – «отмена». Когда средневековые писцы делали ошибку, они поверх описки чертили крест в виде «решетки».

Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997;

Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001.

КРОВЬ – символ родства, родовой связи и отличия. При братании люди надрезали руки и смешивали кровь. «Голубая кровь» является символом благородного происхождения.

Кровь также носительница жизни: она содержит в себе принцип жизненного тепла, поэтому Моисей запретил употреблять в пищу кровь животных. С древних времен она выступала символом места души и жизненных сил, тесно взаимодействуя с огнем и солнцем. В древнегреческом мифе об Адонисе кровь – символ весеннего возрождения природы: кровь бога превращается в первый весенний цветок – анемон, а кровь Афродиты окрашивает белые розы в красный цвет. Китайцы также считали свежую кровь символом жизни и местом пребыванием души. В Китае она была символом клятвы, ею мазали рот.

Греки давали крови стекать в могилы умерших, чтобы усилить их жизненные силы после смерти. Древние считали кровь обителью страстей и добрых духов или божественных эманаций. У крови, первоосновы жизни и силы, наделенной очищающими способностями, австралийцы и другие примитивные племена просили увеличения собственной силы, обмазывая ею тело. У этих племен кровь использовали во всех ритуальных церемониях: например, в обрядах плодородия перед сбором нового урожая поле окропляли кровью домашних животных.

Древние майя и ацтеки приписывали крови целительные свойства и полагали, что кровь из пениса обладает даже магическими свойствами, делая человека неуязвимым, хотя в ряде древних традиций кровь, особенно менструальная, считалась нечистой и рассматривалась как символ болезни и несчастья.

В христианской традиции пролитая кровь Христа считается обладающей силой спасения. Именно через пролитие крови, предсказанное Христом на Тайной вечере, осуществляется искупление человеческих грехов. Особое значение в христианстве придается нанесенной Христу ране, которая оказалась наделенной богатым символическим смыслом. «Кровь и вода», вылившиеся, согласно евангелисту Иоанну, из раны, по представлению Блаженного Августина, символизируют евхаристию и крещение. Точно так же, как Ева была сотворена из ребра Адама, так и два главнейших христианских таинства излились из бока Спасителя. Таким образом Церковь родилась из раны Господа.

По преданию, римский воин Лонгин сохранил в дарохранительнице капли крови Спасителя. В позднем Средневековье фигура Адама, выходящего из могилы, может находиться ниже креста и держать чашу, в которую собирается спасительная кровь. Начиная с XVI в., аналогичным образом действуют ангелы. Рана обычно изображалась на правой – «хорошей» – стороне тела, на стороне, по мысли Блаженного Августина, «вечной жизни». К началу XVII в. это символическое значение забывается, и рана с тех пор может находиться на любой стороне.

Кровь традиционно связывалась с жертвоприношением. Ею кропили алтарь, а в культах Кибелы и Митры посвященных крестили в крови жертвенного буйвола. Жертва, по мнению древних, должна умилостивить богов, восстановить космическое равновесие, возникшее из-за преступления человеком нравственных законов. Все жидкое: молоко, мед, вино, – применяемое для этих целей, олицетворяет кровь. Так, вино как символ крови Христа подают на таинстве причащения. Кровь, увиденная во сне, является символом тайных ран души.

Зодиакальный смысл знака Весов, представляющего Божественную законность, раскрывает метафору крови, выраженную в идее жертвоприношения. Этот же контекст выражен на языке алхимии, когда вещество переходит от белой стадии в красную. Метафорически выражается в образе вечно пылкого «красного рыцаря» Парсифаля – того, кто победил и коня, и чудовище.

Имеет место взаимообусловленная цветовая и семантическая символика понятия красного цвета и крови. В целом символическое значение крови соответствует символу красного цвета и огня. Но цвет крови – красный – ассоциируется как с эмоциями любви, так и ненависти. Например, цвет красного знамени коммунисты ассоциировали с идеей крови, пролитой в борьбе за освобождение человечества от эксплуатации.

Источ.: Жюльен Н. Словарь символов. Челябинск, 1999;

Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999;

Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001;

Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

КРОКОДИЛ – в европейской традиции символ обмана и лицемерия. Считается, что он плачет для того, чтобы, вызвав жалость у потенциальных жертв, заманить их поближе. Именно из этих представлений появилось выражение «крокодиловы слезы». Но в классической мифологии крокодил символизировал тишину, поскольку полагали, что у него нет языка. Древние египтяне видели в крокодиле символ демона-разрушителя и эмблему божества. В современном же восприятии крокодил выступает символом хищности, прожорливости и зубастости. Например, сатирический журнал «Крокодил» нацелен на критику негативных аспектов социальной жизни.

В египетской традиции крокодил, подобно солнцу, родился из воды и являлся одновременно божеством хтоническим и солнечным. Некоторые американские индейцы верили в то, что крокодил, живущий в предвечных водах, был творцом мира. Другие племена считали, что он несет мир на своей спине. Библейский Левиафан иногда ассоциируется с крокодилом. В современной Африке крокодил в качестве первобытного животного до сих пор участвует в обряде инициации.

В христианском искусстве крокодила иногда ассоциируют с драконом, да и в поверьях Древней Руси слово «крокодил» означало водяного змея, хозяина речного дна. Крокодил является атрибутом святого воина Феодора – римского солдата из Понта в Малой Азии. Согласно легенде, он поджег храм Кибелы и был за это приговорен к смерти. У его ног изображается дракон или крокодил, возможно, для того, чтобы его можно было отличить от других святых.

Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997;

Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999;

Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001;

Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

КРОКОТТА И ЛЕВКРОТТА – мифические существа. Звездочет персидского царя Артаксеркса Мнемона Ктесий в IV в. до н. э., пользуясь ранними персидскими источниками, составил описание Индии. В 32-й главе он повествует о кино-ликусе (собако-волке), которого римский писатель и ученый Плиний Старший позднее – вероятно, в I в. – превратил в своего крокотту – животное, «рожденное от собаки и волка», отметив, что «этот зверь способен своими зубами разгрызать все что угодно, и проглоченное мгновенно переваривается в его желудке». В «Естественной истории» Плиний описал и другое индийское животное, помещенное почему-то в ландшафт Эфиопии, – левкротту: «чрезвычайно проворное животное, величиною с осла, ноги как у оленя-самца, хвост и грудь льва, голова похожа на барсучью, копыта раздвоены, рот до ушей, а вместо зубов одна сплошная кость. Говорят, что это животное умеет подражать человеческому голосу». Позднейшие ученые полагали, что Плиниев левкротта – это помесь индийской антилопы и гиены.

Источ.: Борхес X. Л. Бестиарий: Книга вымышленных существ. М., 2000.

КРОЛИК – символ плодовитости и жизненных сил. С древнейших времен его плодовитость связывали с удачей и процветанием. Существует поверье, что кроличья лапка, та ее часть, которая имеет самый тесный контакт с источником жизни – землей, приносит обладателю удачу.

В африканском фольклоре кролик – умный и изворотливый положительный персонаж. В китайском гороскопе кролик, как один из самых женских знаков, весьма восприимчив, методичен, грациозен, чувствителен, сентиментален, с хорошим чувством юмора, изобретателен, холоден, дипломатичен, выдержан и не тратит времени зря. Родившиеся в год Кролика не любят шумных сборищ и компаний, у них развито чувство опасности, они бескомпромиссны, но стремятся держаться как можно дальше от какой-либо опасности или угрозы.

Во все века кролик, олицетворявший плодовитость, выступал символом распутства и атрибутом Венеры. В этом качестве он нередко изображается в сценах с влюбленными парами, хотя у ног Девы Марии он символизирует победу, одержаннную целомудрием.

Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001.

КРОСС ЛЕТ , или Тевтонский крест – четыре маленьких крестика символизируют четыре Евангелия. В виде косого креста он называется крестом святого Юлиана.

Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001.

КРУГ – первичный символ единства и бесконечности, знак абсолюта и совершенства. Как бесконечная линия, круг символизирует время в вечности, а как макро-космический знак образует круг Зодиака.

Он является древнейшим мистическим символом, традиционно обозначающим Небо, Вселенную и Вечность. Иногда изображается в виде Уробороса – змея, кусающего собственный хвост. Пустота в середине окружности редко остается незаполненной: чаще всего в нее вписывают квадрат, или крест, или равносторонний треугольник, или пентаграмму. В любом случае фигура, вписанная в окружность, символизирует отношение между понятием, обозначаемым данной фигурой, и вечностью. Таков, в частности, мистический смысл древней задачи о «квадратуре круга»: решив ее, адепт постигает равнозначность Земли и Неба, Пространства и Времени, Человека и Вселенной. В Египте круг с точкой в центре был символом человека.

Магический круг в европейской традиции


Магический круг в исламской традиции

Круг – древний дохристианский знак колеса-солнца. Сложный символ, соединяющий идею совершенства и вечности, круг превосходит все другие геометрические формы. Линия круга – это единственная линия, которая не имеет ни начала, ни конца и все точки которой эквивалентны. Центр круга – источник бесконечного вращения времени и пространства. Именно поэтому в понимании масонов круг – конец всех фигур, так как в нем заключена тайна творения. Круг – одна из наиболее широко употребляемых фигур для выражения идеи вечности, так как движение по кругу символически означает постоянное возвращение к самому себе. Круг, который проходит стрелка в циферблате часов или на шкале в компасе, также обозначает возвращение в точку отправления.

В буддизме единство внутреннего и внешнего миров символизируется тремя кругами. Первый круг изображает демона, держащего в своей пасти 12 изначальных первопричин. Во внутреннем круге сцепились курица (сладострастие), змея (гнев) и свинья (омраченность). А средний круг вмещает картины шести категорий: царства людей, богов, демонов, животных, ада и страдающих духов. В дзен-буддизме концентрические круги означают высшие степени просветления и совершенство в единстве: потому инь и ян изображаются заключенными в круге.

Храм языческого бога, каким он предстает, в частности, в итальянской живописи начиная с XVI в., – это, как правило, круглая постройка. Колонны, образующие круглую колоннаду, поддерживают свод собора – эта форма была традиционной в античной архитектуре. Ренессансные архитекторы, следовавшие принципам, впервые сформулированным итальянским ученым Леоном Альберти в XV в., возвратились к кругу как основной форме церковного здания. Круг и сферу считали совершенной формой, согласующейся с ренессансной концепцией Бога, согласно которой он был космическим разумом, принявшим форму сферы, заключающей в себе весь космос – дух, ум и материю – в нисходящих концентрических сферах.

В христианстве концентрические круги представляют духовные иерархии или разные стадии творения. Например, круг используется символически в изображениях неба в виде концентрических хоров ангелов и при расположении учеников, стоящих вокруг Христа. Три пересекающихся круга означают Троицу, а равнобедренный треугольник с тремя кругами является монограммой трех ипостасей одного Бога.

Круг представляет небо в противоположность квадрату земли. Совершенная геометрия круга объемлет несовершенства во временном мире, возникающие с течением времени. Круг в квадрате – распространенный каббалистический знак, означающий божественную искру, скрытую в материи. Адам Кадмон в каббалистической пиктограмме изображается заключенным в круг. В свою очередь, квадрат в круге означает мир физических элементов. Круг, как монограмма Бога, обозначает не только Его совершенство, но и Его предвечность. Серия концентрических кругов один внутри другого означает космос.

Магический круг является элементом традиционной разметки места для магических операций. Как правило, особого вида кольцевая структура состоит из трех окружностей, т. е. двух лимбов и центрального круга, внутри которого располагается маг, совершающий ритуал. Большинство теоретиков и практических магов утверждают, что круг обладает защитной функцией. Поэтому в лимбы непременно вписывают пентаграммы и другие знаки, останавливающие злых духов. Известно немало легенд о том, что духи не видят мага, находящегося в круге, но могут растерзать его при нарушении магического круга.

Источ.: Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999;

Энциклопедия мистических терминов. М., 1998;

Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999;

Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001.

КРЫЛО – символ воздуха и полета. Крылаты были греческие и римские посланцы богов – Ника, Меркурий и Ирида, которые являлись потомками очень древних доклассических крылатых фигур. От величественной римской Виктории произошел образ ангела – христианского посланца Бога, впервые изображенного в мозаиках VI в. С крыльями изображались архангелы Гавриил, Михаил и Рафаил.

Среди античных крылатых фигур, изображавшихся в эпоху Ренессанса и позднее, были Слава (с трубами), пишущая на дощечке История, Фортуна с завязанными глазами и глобусом. Поскольку время быстротечно, крылья даны Времени. Крылата и Ночь, летящая с двумя младенцами или сидящая при свете лампы. Крылатые сандалии и шапочка стали атрибутами Персея, заимствовавшего их у Меркурия. Дедал конструирует крылья, с помощью которых он и его сын Икар улетают с Крита.