Католическая церковь святой екатерины доменико трезини. Костёл Святой Екатерины. Храм в послереволюционное время

Базилика Святой Екатерины является одним из старейших католических храмов в России, единственный, которому присвоен почётный титул малой базилики. Приход был основан в 1716 году; в 1738 году императрица Анна Иоанновна разрешила возведение католической церкви на Невской перспективе (Невском проспекте). Первоначальный проект был разработан Пьетро Антонио Трезини, однако не завершён. В 60-х годах XVIII века работы возобновились архитектором Ж. Б. Валлен-Деламотом, но не были завершены. Лишь в 1782 году строительство храма было закончено под руководством архитекторов Минчиани и А. Ринальди, последний был старостой общины. 7 октября 1783 года храм, получивший статус собора, был освящён в честь святой Екатерины Александрийской, покровительницы императрицы Екатерины II. Храм связан с именами многих выдающихся личностей. В 1798 году здесь был похоронен последний польский король Станислав Август Понятовский (впоследствии перезахоронен в Польше), а в 1813 году французский полководец Жан Виктор Моро. Прихожанином храма был знаменитый архитектор Монферран, строитель Исаакиевского собора. Здесь он венчался и крестил сына. Здесь же было отпето его тело после смерти, после чего его вдова увезла гроб с телом мужа во Францию. Прихожанами храма был ряд российских дворян, перешедших в католицизм: княгиня З. А. Волконская, декабрист М. С. Лунин, князь И. С. Гагарин и другие. Служение в церкви осуществляли представители разных монашеских орденов. Изначально храм принадлежал францисканцам, в 1800 году Павел I отдал храм иезуитам, а в 1815 году, после высылки последних из России, прихожан храма стали окормлять доминиканцы. В 1859 году в храме был крещён будущий архитектор Ф. О. Шехтель. В 1892 году храм перестал быть орденским и стал управляться епархиальными священниками. Перед революцией 1917 года приход насчитывал более тридцати тысяч прихожан. При большевистском режиме члены прихода были подвергнуты репрессиям; настоятель прихода Константин Будкевич был расстрелян в 1923 году. Храм оставался открытым вплоть до 1938 года; в нём служили французские священники. Доминиканец Мишель Флоран служил в храме с 1935 по 1938 год и оставался в это время единственным католическим священником в Ленинграде. В 1938 году храм был закрыт и разграблен; Разорение храма довершил пожар в 1947 году, во время которого пострадал интерьер, детали внутреннего убранства, оплавились металлические трубы органа. О. Флоран был арестован в 1941 году и приговорён к смертной казни, но был выслан. Здание храма использовалось как склад; в 1977 году было принято решение о реконструкции и преобразовании его в органный зал филармонии. В феврале 1984 года, в результате поджога, в здании вспыхнул пожар, который свёл на нет работу реставраторов и окончательно уничтожил внутреннее убранство. В огне погибла вся скульптура, остатки росписей, мраморные алтари и 12-метровый корпус органа конца XVIII века. После этого храм стоял закрытым. В здании монастыря были устроены кабинеты Музея атеизма и частные квартиры. В феврале 1992 года городские власти приняли решение о возвращении храма Церкви. В том же году начались масштабные реставрационные работы. Здание имеет форму латинского креста. Длина здания храма - 44 метра, ширина - 25 метров, высота - 42 метра. Вмещает одновременно ок. двух тысяч человек. Главный фасад здания решён в виде арочного портала, который опирается на свободно стоящие колонны. Над фасадом-парапет с фигурами четырёх евангелистов и ангелов, держащих крест. Над главным входом начертаны слова из Евангелия от Матфея (на латыни): «Дом Мой домом молитвы наречётся» (Мф 21. 13) и дата завершения строительства собора. Над главным престолом ранее был помещён большой образ «Мистическое обручение святой Екатерины», написанный художником Иоганом Меттенлейтером и подаренный храму императрицей Екатериной II, но разорения храма после революции образ не пережил. В храме не позже 1789 года был установлен орган. Затем иезуиты поменяли его на новый, который славился как один из лучших в Петербурге (инструмент не сохранился), в конце XIX века в церкви установили орган, сделанный в Германии (также не сохранился). Старинный алтарный крест был спасён в 1938 году во время разграбления храма одной из прихожанок, Софьей Степулковской, и ныне возвращён в храм. В 2013 году началось восстановление алтарной части, восстановлены по фотографиям двери. В 2014 году по фотографиям восстановлен и установлен алтарный крест.

Петербург католический представлен несколькими храмами и приходами общим числом около десятка. Наиболее крупный католический храм города – Базилика святой Екатерины Александрийской. Это один из первых западно-христианских приходов в России, основанный в первой четверти XVIII века. Более двадцати лет католики города на Неве не имели собственного храма, и лишь в 1738 году, в период правления императрицы Анны Иоанновны, было принято решение о строительстве католического собора на Невском проспекте.

Ожидание длиною в 45 лет

Проект и строительство храма поручили архитектору Пьетро Антонио Трезини, чья карьера в последующие годы резко пошла вверх. Он был назначен главным архитектором Петербурга, создал несколько выдающихся православных храмов в российской столице. При этом строительство католического собора продвигалось крайне медленно. Россию сотрясали дворцовые перевороты, менялись правители, а латинский приход оставался «бездомным». В 1751 году, во время царствования Елизаветы Петровны, Трезини покинул Россию, так и не закончив строительство. Петр III вообще приостановил строительные работы, а возобновила их Екатерина Великая, перепоручив архитектору Жану-Батисту Валлен-Деламоту. Впрочем, и он оставил храм незаконченным.

«Недострой» в центре города несколько портило Невскую перспективу. Да и католическая община, собравшая на строительство немалые средства, но вынужденная ютиться во временном молельном доме напротив, не оставляла императрицу в покое постоянными просьбами и ходатайствами. В результате третья творческая группа во главе с архитектором Антонио Ринальди завершила казавшееся уже бесконечным строительство. В 1783 году католический собор был освящен именем святой Екатерины Александрийской – в честь небесной покровительницы Екатерины Великой. С момента старта строительства и до его завершения прошло 45 лет.

От постройки до наших дней

Открытие храма стало долгожданным и значительным событием в жизни многочисленной католической общины Петербурга. Прихожанами собора Святой Екатерины стали знаменитые деятели искусства, ученые, государственные служащие, приглашенные из Европы.

Менялись времена, менялись цари на престоле, и вместе с ними на смену одним монашеским орденам, несущим служение в базилике, приходили другие. До начала XIX века собор принадлежал францисканцам, а после 1800 года, в правление Павла I – иезуитам. Спустя 15 лет православная церковь развернула борьбу с иезуитским орденом на территории России, в результате чего все представители этой конфессии были высланы из страны с конфискацией имущества. Базилика перешла в руки доминиканцев.

К началу ХХ века приход храма Святой Екатерины насчитывал около 30 000 человек, из которых 20 000 здание могло вместить в себя одномоментно.

Все изменилось после Октябрьской революции... Многие из прихожан были репрессированы, в 1923 году начались расстрелы служителей церкви. Храм, однако, продолжал действовать, оставаясь единственным католическим приходом, в котором служил последний католический священник Ленинграда, доминиканец Мишель Флоран. В 1938 году внутреннее убранство разграбили, книги и образы святых выбросили на помойку. Уничтожение интерьеров храма завершил в 1947 году масштабный пожар.

В 70-х годах прошлого века начались реставрационные работы, целью которых было переоборудовать храмовые помещения в органный зал (до этого их занимали склады). Большую часть работ реставраторы уже завершили, когда в результате поджога собор сгорел снова. В числе прочего, огонь уничтожил уникальный орган конца XVIII века.

Возрождение католической общины Петербурга началось в 1991 году, и в первых годах нашего столетия храм святой Екатерины вновь открыл свои двери для прихожан.

Архитектурные особенности собора

Поскольку за долгое время строительства храма надзор за ним поручался разным архитекторам, каждый из которых имел свой художественный стиль и почерк, первоначальный проект здания не раз менялся. Внешний вид собора сегодня – результат вынужденного компромисса нескольких ярких художников.

Здание базилики святой Екатерины Александрийской в плане представляет собой католический крест с двадцатипятиметровым поперечным нефом. Длина собора – 44 метра. Фасад его украшен аркадой и колоннами, над которыми возвышаются фигуры апостолов-евангелистов и ангелов с крестом.

Внутреннее убранство храма не сохранилось до наших дней, но было частично восстановлено по старинным документам и фотографиям.

В 1938 году, во время разграбления храма большевиками, одна из прихожанок успела вынести из здания алтарный крест, который она хранила у себя дома всю жизнь. Сегодня сей крест установлен в отреставрированном соборном алтаре.

В 2013 году храм получил титул «малой базилики». Этот почетный статус присваивается самым значительным католическим святыням мира лично Папой Римским. Всего ним удостоено около 1700 храмов. Собор святой Екатерины Александрийской – единственная малая базилика в России.

Тот свой день в Питере я теперь называю не иначе как Днём трёх церквей. До сих пор удивляюсь, как это я так удачно смогла совместить три разных храма и не смешать всё в голове в одну большую кучу))) Наверное, потому, что каждая из этих церквей уникальна по-своему: очень тихая и запоминающаяся своим красивым, но совершенно не вычурным внутренним убранством, армянская церковь Св.Екатерины; брутальный снаружи и немного аскетичный внутри католический храм, носящий имя той же святой; и потрясающей красоты Морской Никольский собор в Кронштадте - огромный, яркий и очень шумный от обилия туристов в нём.
Об , рассказ о кронштадтском соборе ещё впереди, а сегодня я покажу вам католический храм Св.Екатерины.

Нам на шумный Невский проспект…

А если конкретней, то на чётную сторону Невского, где в глубине квартала между домами №№ 32-34 видна католическая церковь Св.Екатерины. Архитектурный стиль - ранний классицизм:

В центре главного фасада - огромная арочная ниша с двумя колоннами:

Это польский костёл, история которого в Петербурге началась во времена Анны Иоанновны. Именно императрица выделила польским католикам участок земли на Невском:

Сначала церковь была деревянной, в 1763 году был заложен каменный храм по проекту Жан-Батиста Валлен-Деламота. Достраивал его уже Антонио Ринальди, храм был освящён в 1783 году:

Над главным входом в храм была сделана мраморная табличка, на которой бронзовыми буквами написано на латыни “Дом мой - дом молитвы” (“Domus Mea, Domus orationis”)

Я долго не могла войти внутрь храма, потому что зависла перед входной дверью. Настолько она привлекла моё внимание своим декором!

Во-первых, эти короны. До чего же красивы!

Во-вторых, дверные ручки. Дело в том, что ручка сделана в форме человеческой руки)))

В общем, очень скоро я поняла, что мешаю остальным посетителям церкви входить и выходить из неё и наконец-то оказалась внутри:

Те из вас, кто периодически читает мои отчёты, уже знают, что в храмы я хожу исключительно ради архитектуры, изучения интерьеров и, конечно же, мне всегда интересно их историческое прошлое. Поэтому я совершенно спокойно посещаю церкви различных конфессий, предварительно изучив правила поведения в них.
Этот католический храм вряд ли поразит кого-нибудь пышным убранством и обилием позолоты, но мне он очень понравился как раз своей спокойной красотой и нежными пастельными тонами интерьера:

Ещё я отметила для себя, что, несмотря на довольно большие размеры, нет ощущения, будто храм давит на тебя и хочется быстрее выйти наружу, как бывает иногда в церквях с мрачной готической архитектурой. В этом плане церковь Св.Екатерины оказалась очень лёгкой и светлой:

Окошки, пропускающие дневной свет, с сидящими по бокам ангелами:

Ажурные светильники на стене:

В 1998 году в храме состоялось торжественное освящение капеллы во имя явлений Девы Марии в Фатиме. Расположена капелла слева от главного алтаря:

Табличка рядом с входом в капеллу поясняла, что это помещение предназначено только для молящихся прихожан.
Я, естественно, не стала нарушать правила, а сделала пару фото через дверь. Зуммер мне в помощь))

Есть у церкви и своя гордость - не совсем обычный большой киот с помещённым в нём образом Св.Екатерины:

Расположен он у балюстрады главного алтаря и появился в храме относительно недавно, в июле 2014 года.
На всякий случай поясню, что киот - это ящик со стеклом, в который помещают иконы для защиты их от свечной копоти и пыли.
Отличие этого киота от тех, что обычно встречаются в русских православных храмах - неширокие поля красного бархата вокруг иконы. Они сделаны как место для посвятительных и благодарственных даров. В Европе часто драгоценные четки, крестики исцелённых помещают на стенах рядом с чтимой иконой или статуей, а иногда - прямо на нее. В России посвятительные дары чаще всего подвешивают в киоте на сам образ или его оклад.
А необычность киота в храме Св.Екатерины состоит в том, что он совмещает эти две традиции. Знаки признательности святой Екатерине находятся под стеклом киота для большей безопасности, но не закрывают саму икону. Так икона сможет оставаться на небольшом расстоянии от молящихся.

Расскажу вам о нескольких исторических фактах, которые я нашла об этом храме.
Храм славился великолепным убранством и прекрасной акустикой, а также огромной библиотекой: в начале 19-го века в ней было 60 000 томов на 30 языках.
В 1829 году в церкви Святой Екатерины венчался архитектор Огюст Монферран, строитель Исаакиевского собора. А незадолго до гибели Пушкина - Жорж Дантес и Екатерина Гончарова, родная сестра Натальи Гончаровой, жены Пушкина.

При храме действовали различные школы и гимназии. С 1884 года при приходе действовало Римско-католическое Благотворительное Общество, которое на протяжении 35 лет своего существования сыграло значительную роль в жизни поместной Церкви.

В подземельях храма были погребены короли Польши Станислав Август Понятовский и Станислав Лещинский. До сих пор в крипте храма покоится французский генерал Жан Виктор Моро, главнокомандующий союзными армиями в войне с Наполеоном.

В 1938 году храм был закрыт и разорён.

* А за забором - внутри этого внутреннего двора - вот такой чудесный ухоженный дворик-садик с детской площадкой и статуей Мадонны (справа).

Вход в этот дворик, как я поняла, только из двери в дворовом корпусе (дверь за кадром справа), и гуляют здесь, похоже, только ученики

Воскресной школы при церкви. А в начале 1980-х здесь заливали каток, и я через эту дверь водила дочку на занятия фигурным катанием. А ещё

Раньше это был двор ремесленного училища, а до того, вероятно, двор одной из школ при костёле, в корпусе слева. А справа и прямо - окна

Жилых помещений.(бывших монашеских келий). Там и сейчас ещё осталось несколько жилых квартир, насколько мне известно. (Irinfa 10.2017)

В конце 1970-х гг. храм передали в ведение Ленинградской филармонии для организации органного зала. Был сделан проект приспособления храма, поставлены леса. Но работы затянулись. А в 1984 г. сильный пожар разрушил все внутреннее убранство здания.

1992 - храм возвратили Католической церкви, начался ремонт и реставрация

1998 - после реставрации открыта часовня Божией Матери

2000 - освящена алтарная часть храма

2003 - открыт трансепт и вход с Невского проспекта

2008 - отреставрирован и освящен главный неф храма

Восстановленный интерьер производит удивительное впечатление.

Лишенное прежних росписей, витражей, мраморных алтарей и других утраченных деталей обстановки пространство воспринимается особенно цельно и ясно. Обращает на себя внимание правый алтарь трансепта. На стене зондажом оставлен только его силует и некоторые сохранившиеся после пожара камни. А на фоне голого кирпича повешено старинное распятие, спасенное во время закрытия храма в 1938 г. прихожанкой Софьей Степулковской.

Подробно об истории храма можно прочесть в книге искусствоведа и реставратора Ромуальды Ханковской "Храм святой Екатерины в Санкт-Петербурге", СПб, 2001. (добавил - )

По проекту Ж.-Б. Валлен-Деламота на аттике над центральной частью фасада предполагалось установить скульптурную группу из двух ангелов, поддерживающих крест, а на фланкирующих башенках - статуи святых. Арх. А. Ринальди завершил здание прямоугольным аттиком на котором были установлены скульптуры четырёх Евангелистов - Св. Иоанна, Св. Луки, Св. Матфея и Св. Марка, а по центральной оси - скульптурная композиция «Поклонение Кресту». Эта композиция перекликается с решением, предложенным Ж.-Б. Валлен-Деламотом, однако отличается большей композиционной завершённостью. Скульптуры выполнены из белого мрамора. Композиция «Поклонение Кресту» состоит из двух коленопреклонённых ангелов, один из которых держит крест, и двух херувимов у основания креста. Крест стальной кованый с позолоченной облицовкой из цветного металла (медь). Скульптуры Евангелистов размещены попарно над углами ризалитов главного фасада. Авторство и время выполнения статуй не определены. Они были установлены одновременно, вероятно, в 1799-1780 годах при устройстве стропил и возведении купола храма, однако художественное решение центральной группы и фигур четырёх Евангелистов различно. Композиция «Поклонение Кресту» выполнена в характере барокко, стилистика скульптур Евангелистов позволяет отнести их к эпохе классицизма

(сайт Благовест-инфо blagovest-info.ru 14.12.2017)

"Украшавшие храм статуи предположительно итальянской работы, - рассказала представитель храма Анастасия Медведева. - Они были изготовлены во второй половине XVIII в. и с тех пор ни разу не покидали крышу нашей базилики. Не были сняты после закрытия церкви, пережили блокаду, устояли при пожаре, зимой и летом глядя с 24-метровой высоты на главную улицу города. За прошедшие века мраморные евангелисты и ангелы серьезно пострадали от времени и климата. Ангелочки лишились пальцев рук и ног, перьев на крыльях, сгладились черты лиц и детали одеяний евангелистов, а у апостола Иоанна оказалась утраченной кисть правой руки."

(из статьи Оксаны Ермошиной "Крышу базилики на Невском проспекте покинули ангелы", "Вечерний Петербург" №186 (25455) от 12.10.2015)

В 2014 г. для решения вопроса о копировании скульптур был созван реставрационный совет с участием специалистов КГИОП, Государственного Эрмитажа и Государственного Русского музея, члены которого единодушно пришли к выводу, что дальнейшее пребывание подлинных скульптур на открытом воздухе невозможно, поскольку деструкция мрамора увеличивается вследствие влияния климата и агрессивной атмосферной среды.

Все основные параметры скульптур (высота, ширина, толщина), а также все нюансы авторской пластики и даже выветренность исторического камня перешли в копии. Для того чтобы избежать передачи значительных дефектов поверхности и многочисленных утрат с поверхности оригинала была применена так называемая «двойная формовка». Работы выполняли специалисты ООО «РМ «Наследие».

Копии скульптур святых Евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна начали устанавливать на аттик храма 14 декабря 2017 г. На следующий день намечался монтаж на аттик центральной скульптурной группы «Поклонение Кресту»

(сайт КГИОП kgiop.gov.spb.ru 14.12.2017)

Включением в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г. Санкт-Петербурге, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2001 № 527