Святые места в татарии. Этнографический интерес. Каких святых почитают татары и как родниковая вода помогает сдать ЕГЭ. Казанская икона Пресвятой Богородицы

«Святой ключ» находится к северу-западу от села Билярска в Алексеевском районе Республики Татарстан, в лесу у подножия горы Худжалар тавы. Название «Святой ключ» можно отнести, как к почитаемому природному источнику воды, так и к самому урочищу, в котором он расположен. Кроме источника, почитаемыми являются священные деревья и сама гора Худжалар тавы. К востоку от урочища находится остатки древнего города Биляр. В русских исторических хрониках этот город начинает упоминаться с 1164 г. (Лаврентьевская летопись) под названием Великий город. В XII-XIII вв. Биляр являлся столицей Волжской Булгарии. Он был окружен тремя концентрическими валами: первый, около р. Билярки, имеет до 12 км в окружности; около второго видны развалины древних зданий; посреди третьего находилась высокая кирпичная башня. Последнее упоминание о Великом городе относится к 1236 г., когда во время монгольского нашествия город был разграблен и сожжён. Судя по преданиям, урочище «Святой ключ» почиталось как священное место ещё во время существования города Биляр. На горе Худжалар тавы находилось языческое святилище, где древние булгары приносили жертвы языческому Богу – Тенгре. В одной из легенд об источнике рассказывается правителе Биляра Тырышмал Ходже и его 40 дочерях, которые мужественно защищали город от, напавших на него врагов, были пленены и приговорены к смерти. Но в последний момент девушки обратились в звезды, а их отец Тырышмал Ходжа превратился в журчащий ручей, который и по сей день почитается как святой.

В урочище находится православная святыня – родник, святой источник иконы Живоносный источник Матери Божией. Этот источник, находится в 30-40 метрах от Святого ключа. Оба источника питаются из одной и той же водоносной жилы. Православные христиане связывают с источником следующее предание. Однажды из здешнего храма пропала икона. Вскоре татарская девушка, проходившая по берегу озера увидела плавающую икону, и икона сама подплыла к ней. Ее вернули на место, но ночью она опять пропала, и снова та девушка увидела ее посреди озера. Но в это раз икона не далась ей в руки, и услышала она голос: «Если желаешь меня поймать, прими христианство. Тогда я сама приду к тебе в руки и больше из храма не исчезну». Девушка приняла христианство и до самой смерти почиталась местным населением как святая. Похоронили ее на склоне горы, из-под которой забил ключ. Над святым ключом была устроена деревянная часовня, вмещавшая в себе три резервуара для воды. В ней, по окончании общего молебна, по чину церковному освящалась родниковая вода, и затем, пелись по традиции молебны Спасителю, архистратигу Божию Михаилу, а также преимущественно иконе Божией Матери «Живоносный Источник».

Урочище «Святой ключ» является местночтимым святым местом, и паломники стекаются к нему со всего Татарстана. Ежегодно к «Святому ключу» прибывают тысячи паломников самого разного вероисповедания. Святой источник особенно почитается паломниками трех религий: мусульманами, православными и язычниками. Последователи язычества поклоняются верховному божеству древних булгар Тенгре, вешают на ветви священных деревьев челомы, ленты из ткани. Мусульмане возносят молитвы Аллаху и приносят жертвы. Православные молятся и просят о помощи Пресвятую Богородицу. На основании постановления Правительства Республики Татарстан от 14.08.1992 г. был создан Билярский государственный историко-археологический и природный музей-заповедник. Архитектурно-религиозный комплекс «Святой ключ» стал его частью. В 1997 г. здесь были проведены работы по реконструкции и благоустройству древнейшего места паломничества в Татарстане, построены дороги. Рядом с источником были воздвигнуты павильоны для отдыха паломников, а также обустроены и оборудованы места для жертвоприношений, где мусульманские паломники приносят в жертву баранов. Все объекты комплекса соединены между собой асфальтированными дорожками.

Богата Татарстанская земля родниками, ключами и источниками, много на ней святых и почитаемых родников, многие источники овеяны легендами и преданиями, есть освященные купели.
Много ключей благоустроены и украшены с большим вкусом, существуют даже шедевры родникового искусства!
Есть родники, которые почитаются русскими, татарами, марийцами, чувашами, мордвой и другими народами, проживающими в республике Татарстан.
Про самые интересные родники будет рассказано в нашей статье.

Продолжаются работы по обустройству и содержанию родников с целью обеспечения архитектурно-композиционных, эстетических и санитарно-гигиенических требований, сохранению ландшафтов, организации на их основе новых мест отдыха населения.
Работы по описанию, картографированию, составлению кадастров, оценке рекреационного и бальнеологического значения родников проводятся с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, совершенствованию государственного регулирования режима общего водопользования, охраны водных ресурсов, источников нецентрализованного хозяйственно-питьевого водоснабжения.

По состоянию на 01.01.2011 г. в Республике Татарстан учтено 3702 родника. Увеличение количества зарегистрированных родников в совокупности до 28 ед. отмечено в Азнакаевском, Верхнеуслонском, Сармановском районах. Информация о количестве родников по районам Республики Татарстан, их санитарном состоянии, использовании для питьевых нужд и другие характеристики представлены в табл.

Общие сведения о родниках Республики Татарстан

Муниципальный район Коли-чество родников Родники,
имеющие известный дебит
Известный суммарный
дебит родников
Имеет легенду историческое
значение и т.д.
Техническое
состояние, удовлетворительное
Используется
для питьевых
нужд
коли-чество % л/сек коли-чество % коли-чество % да нет неизвестно
Агрызский 29 19 66 32,0 5 17 21 72 28 1 0
Азнакаевский 130 19 15 73,2 1 1 121 93 125 3 2
Аксубаевский 131 130 99 116,7 56 43 88 67 105 26 0
Актанышский 93 91 98 81,2 22 24 58 62 74 16 3
Алексеевский 13 13 100 3,6 6 46 11 85 12 1 0
Алькеевский 28 28 100 9,7 3 11 13 46 25 3 0
Альметьевский 236 85 36 82,9 4 2 175 74 214 22 0
Апастовский 152 61 40 70,1 23 15 87 57 152 0 0
Арский 135 134 99 454,5 8 6 85 63 123 12 0
Атнинский 104 23 22 15,6 21 20 80 77 51 53 0
Бавлинский 126 12 10 99,6 25 20 76 60 118 0 8
Балтасинекий 99 44 44 104,7 10 10 83 84 89 10 0
Бугульминский 38 19 50 94,0 20 53 20 53 36 2 0
Буинский 65 26 40 37,3 6 9 34 52 65 0 0
Верхнеуслонский 165 144 87 32,3 72 44 103 62 55 1 109
Высокогорский 94 73 78 1200,8 28 30 79 84 53 4 37
Дрожжановский 30 29 97 55,8 7 23 18 60 30 0 0
Елабужский 45 30 67 29,7 14 31 27 60 39 6 0
Заинский 49 3 6 8,1 0 0 39 80 43 1 5
Зеленодольский 38 18 47 13,7 14 37 32 84 3 0 35
Кайбицкий 101 22 22 59,8 12 12 90 89 101 0 0
Кукморский 104 33 32 80,9 26 25 90 87 92 12 0
Камско-Устьинский 102 5 5 24,5 9 9 80 78 102 0 0
Лаишевский 18 1 6 14,3 6 33 11 61 3 10 5
Ленинофский 263 119 45 1064,8 54 21 135 51 233 30 0
Мамадышский 98 23 23 38,4 3 3 50 51 86 12 0
Менделеевский 25 20 80 28,9 16 64 16 64 23 2 0
Мензелинский 91 88 97 50,1 21 23 49 54 64 24 3
Муслюмовский 2 2 100 0,7 0 0 0 0 2 0 0
Нижнекамский 36 26 72 32,0 4 11 29 81 36 0 0
Новошешминский 27 26 96 43,1 8 30 24 89 25 2 0
Нурлатский 36 4 11 27,0 4 11 27 75 28 8 0
Пестречинский 146 53 36 112,0 7 5 65 45 46 6 94
Рыбно-Слободский 126 65 52 188,1 37 29 100 79 53 3 70
Сабинский 172 161 94 251,5 42 24 108 63 144 28 0
Сармановский 41 28 68 44,3 2 5 24 59 24 14 3
Спасский 6 6 100 1,8 3 50 3 50 6 0 0
Тетюшский 178 61 34 94,1 29 16 130 73 178 0 0
Тукаевский 49 41 84 95,5 8 16 24 49 22 27 0
Тюлячинский 105 76 72 447,5 12 11 79 75 95 10 0
Черемшанский 84 16 19 48,2 27 32 47 56 83 1 0
Чистопольский 53 53 100 95,8 6 11 31 58 36 13 4
Ютазинский 23 16 70 10,8 3 13 7 30 22 0 1
г. Наб. Челны 11 11 100 100,0 2 18 8 73 5 3 3
г. Казань 5 4 80 522,0 1 20 2 40 3 1 1
итого 3702 1961 53 6091,6 687 19 2479 67 2952 367 383

В книге «Родники земли Татарстана» было указано о родниках в Нижнекамском районе, в том числе, был упомянут родник - Красный ключ, которые по праву считается самым красивым родником Татарстана!

Места эти очень живописны, у подножья горы бьёт не один родник, а несколько источников, эти родники впадают в Каму!
Из родников воду берут местные жители и проезжающие люди.
Известен по всей республике и святой ключ Иоанна Предтечи около села Шереметьевка!

Бугульминский район расположен прямо в центре Бугульминской возвышенности, где из-под земли бьют множество родников и источников.
Большая часть родников имеет собственные названия, порой даже на двух или трех языках (русский, татарский, чувашский), а один родник расположен у удмуртской деревни, и имеет удмуртское название.
Некоторые села хранят и обустраивают по 5-6 родников, чем так щедро одарила их природа!
Несколько родников есть и в самой Бугульме!

родник 9-ый км. или Бэхэтле (Счастливый) у села Кудашево



родник - Солдатская Письмянка

РОДНИК БОЛЬШОЙ КЛЮЧ
С просьбой помочь облагородить территорию возле родника «Большой ключ» по ул. Заречная в Исполнительный комитет местного отделения партии «Единая Россия» обратился Бугульминский меценат Владимир Миняев. Ранее на территории Родника уже проводились работы по его благоустройству, но проект ещё не достиг своего завершения. Для продолжения работ требовалось, очисть прилегающий к роднику склон от кустов, травы и мусора. Такая цель была поставлена перед штабом Бугульминского местного отделения ВОО «Молодая Гвардия».

родник в Бугульме

Трудовой десант молодогвардейцев на роднике высадился в пятницу 4 октября. Более чем за 2 часа ребята обкосили склон, вырубили ненужные кусты, убрали спиленные ранее ветки деревьев, строительный мусор, листву и частично очистили берега р. Бугульминки.


«Мы с радостью откликнулись на просьбу Владимира Ивановича», - рассказывает начальник штаба Бугульминского местного отделения ВОО «Молодая Гвардия» Алексей Мухалёв. - К сожалению, долгое время мы не могли приступить к работе из-за неблагоприятных погодных условий, и как только погода стала стабильной, мы сразу же приступили к работе, ведь для неё уже давно все было готово. По мере необходимости работы будут продолжены».

СВЯТОЙ КЛЮЧ
Родник Святой Ключ, который находится в селе Новое Сумароково Бугульминского района, получил своё второе рождение. На днях его торжественно освятили.
Жители села Новое Сумароково слов благодарности не жалеют. Нефтяники уделяют особое внимание обустройству родников. Сельчане в 2006 году обратились к ним с просьбой помочь обустроить природный источник. Через три месяца у маленького ручейка появилась облагороженная территория, а сам он вскоре получил название родник «Святой ключ».
Неподалеку от этого родника бьет и другой. Местные жители называют его «Барский ключ». Но выглядит он как-то не по-барски. Сельчане с нетерпением ждут, когда же родник будет вровень своему названию. Нефтяники обещали - сделаем.
Отец Евгений в наставлении сельчанам попросил их беречь родник и не оставлять без присмотра это место. А может быть и найдется тот, кто захочет неподалеку построить небольшую часовню. Тогда еще не одно поколение сможет приобщиться к природе, вспомнить своих предков и отблагодарить Бога за тишину и покой. Ведь ничто не угодно Богу, так как благодарность.

источник около Бугульмы

НАРАТЛИНСКИЕ РОДНИКИ ЖИЗНИ
(Работу выполнила ученица 10 класса Гайнетдинова А.)
О красоте нашего края много писали С.Т.Аксаков, П.И.Рычков. Край наш не только красив, но и богат родниками. Вода родника - живая вода, журчание родника, словно голос родной земли.
Визитной карточкой нашего села является родник «Наратлы», расположенный на самом въезде в нашу деревню.
Приветливо встречает он своих гостей тихой гладью пруда, на берегу которого возвышаются фигурные башенки сказочного замка. Ласково журчит прозрачная вода, падая на колесо вращающегося барабана, и кажется, что жизнь вечна. Вечерами это любимое место молодежи села. Порой оттуда доносится их звонкий и озорной смех, а порой - тихий и ласковый шепот.
Родник «Наратлы» был благоустроен по инициативе председателя Совета местного самоуправления Яковлевой К.А. силами шефов села, нефтяниками НГДУ «Бавлы нефть»; в 2000 году в честь празднования 55-летия великой Победы. Учащиеся Наратлинской средней школы принимали активное участие в посадке сосен и елей.

Нарспи
В 2002 году также силами нефтяников НГДУ «Бавлы нефть» на улице В.И. Чапаева был благоустроен еще один родник, получивший имя чувашской красавицы Нарспи.
Яркие краски самовара, из крана которого течет вкусная родниковая вода, неустанно приглашают путников остановиться, испить прохладной водицы и отдохнуть в тени расписного навеса. Вечерами здесь хорошо охотно собираются кумушки - соседки обсудить новости минувшего дня.

Родник за клубом
У этого красивейшего родника нет названия, его просто называют «Родник за клубом». Но он до сих пор хранит тепло рук Петрова Петра, сделавшего его доступным для забора воды. До проведения центрального водоснабжения вся улица брала воду именно там. И сегодня девушки приходят к нему за водой и поют песни, а родник, тихо журча, слушает их. В 1997 году родник был освящен.


Родник трех берез
Родник трех берез. (Виçĕ хурǎнçǎлĕ). Название подтверждает о существовании берез возле родника. Сам ключ также бил на склоне холма, снабжая близлежащие крестьянские хозяйства питьевой водой. Но случилось несчастье. В середине 60-х годов на вершине холма пробурили исследовательскую скважину и, видимо, нарушили подземный сток. Родник иссяк и началось заболачивание местности. Вскоре улица стала непригодной для проезда автотранспорта, начали оседать фундаменты домов, а массивные столбы ворот начали «играть». Во время трескучих морозов с вспучившимся грунтом поднимались, а весной проваливались.

Уçка çǎлĕ
В памяти жителей улицы Ворошилова бережно хранится имя Беспалова Осипа Ивановича. Человека уже давно нет, а его имя сохранилось в названии родника «Уска çǎлĕ», который он сделал удобным для пользования людям.
Вода его также шумно и с силой вырывается из подземного плена, как и много лет назад, радуя своим неповторимым вкусом вот уже несколько поколений людей.

Чанка çǎлĕ
(Родник галок)
Никто уже не помнит, откуда взялось название этого родника «Чанка çǎлĕ» на улице В.И. Чапаева.
«Чанка» в переводе с чувашского означает «галка». Быть может, когда - то очень давно именно эти умные птицы облюбовали данный родник и стаями слетались к нему, чтобы напиться. Своими шумными голосами они призывали человека: «Не проходи мимо, попробуй живительную воду, посмотри, каким чудом наградила тебя природа!»

Элек çǎлĕ
Название родника «Элекçǎлĕ» до сих пор вызывает горячие споры жителей деревни Наратлы. Одни утверждают, что оно произошло от татарского слова, обозначающего ягоду. Первые татары, поселившиеся в этих благодатных местах, пользовались родником, который брал свое начало из - под горы, густо усыпанной ягодами. Другие - сторонники того, что слово «элек» в переводе с чувашского означает «старинный, древний». Быть может, этот родник самым первым забил на поверхности земли, а возможно он был первым родником, которым стали использовать люди, облюбовавшие эти края.

Исчезающий родник
Исчезающий родник - Типекен çǎл - вытекает из под горы, течет 1,5 км и просачиваясь уходит в землю. Находится на северо-восточной стороне деревни.
Но не надо пугаться того, что родник исчезнет. Назвали его так потому, что показавшись на поверхности земли, он снова исчезает в ее недрах.

Çарǎк çырми
Çарǎк сырми. Дословно Çарǎк - репа. Çырма - речка, речушка. Местность, где возделывали репу. Из истории известно, что данный корнеплод использовался в пищу вместо картошки, Местные крестьяне целыми обозами везли овощи на продажу в ближайшие базары, обменивали на зерно. Шли годы, и местность преобразилась. Исчез родник, выкорчевали, вспахали кустарники. Нынче здесь посевной клин коллективного хозяйства в одном километре от села вблизи Ключевской дороги.

40 ключей
40 ключей (Хĕрĕх çǎл) - находится юго-западнее села за зернотоком, так названо из-за большого количества родников. Никто не считал их количество, может 40, а может и больше. Поистине - чудо природы!

Аюга çǎлĕ
Аюга çǎлĕ - Медвежий родник. В названии этого родника кроется еще одно доказательство родства чувашей с татарами. Аю - по по-татарски обозначает и переводится как - медведь. Чувашам не чужды устоявшиеся татарские слова. Медвежий родник расположен в 1,5 км юго-восточнее села и берет свое начало из-под холма в Чук варĕ.
Живи, родник, живи,
Родник моей любви,
Любви к земле одной,
Земле навек родной.

РОДНИКИ - СТАРОЕ ИСАКОВО
МАРКОВА О.В. - воспитатель 2 квалификационной категории Староисаковского МДОУ «Ёлочка» Бугульминского района РТ
Стоит деревня наша на горке некрутой:
Родник с водой студеной от нас подать рукой
Мне все кругом отрадно,
Мне вкус воды знаком,
Люблю душой и телом
Я всё в краю моём.

Любой край, город, любая деревня неповторимы. У каждого своя природа, свои традиции, свой быт. Мы живем в деревне Старое Исаково Бугульминского муниципального района Республики Татарстан. Старожилы рассказывают о происхождении нашей деревни так: основана в первой половине 18 века, на реке Купчиме, у дороги Бугульма- Оренбург, в 20 километрах от Бугульмы. В то время она имела название Лисьи Горы.

Лампишин ключ - Малая Бугульма

Азнакаевская земля, как известно, это родниковый край.
Многочисленные источники бьют из недр на радость людям, насыщая влагой почву, давая силы представителям животного мира, обитающим на территории района.

Поэтому каждый человек, кем бы он ни был и чем бы ни занимался, должен помнить: не причиняй вреда окружающей природе водным источникам, более того, содействуй их благоустройству, содержи в надлежащем порядке и чистоте. Ведь мы в ответе за их состояние перед будущими поколениями.

Исходя из этих принципов, работает и коллектив цеха №2 НГДУ «Азнакаевскнефть».

Чонгыл чишмэ

Обслуживаемая цехом территория небольшая - 40-50 километров в длину и километров 20 в ширину. Но местечко очень живописное - высокие холмы, лесной массив, речушки и, конечно, много журчащих родников. Сохранять и преумножать это природное богатство - такую задачу поставило руководство нефтегазодобывающего цеха №2. Родник под названием «Анютина часовня», что бьет из-под земли у подножия высокого холма близ деревни Старое Сумароково и вливается в ручей Дырдыгыз, цех периодически обустраивает с 1995 года.

Территория родника обнесена монолитной каменной стеной, специально высеченной из большой глыбы горной породы. Установлены чурбаны вместо стульев, из этого природного материала изготовлен стол. Летом вдоль тропинки, по которой к воде спускаются гуси, высаживаем цветы. Этот родник стал излюбленным местом отдыха молодежи и нефтяников.

(родник Меллябаш - исток реки Мелля)

Пройдя 3-4 километра, выходишь к источнику под названием «Черный ключ», который снова ожил благодаря стараниям работников ЦДНГ №2. Водица его ледяная, словно из горного источника…
За многие десятилетия азнакаевские нефтяники научились видеть, любоваться и дорожить этой природной красотой. Как известно, чистота родниковых вод, речушек и окружающей природы в целом во многом зависит от чистоты на нефтяных скважинах. Поэтому нефтяники внедряют все новые технологии, передовые методы ведения производства, исключающие причинение вреда природе. Территории скважин благоухают ароматами цветов, здесь буйство зелени и ни одного пятнышка, словно хозяйская рука каждый день вытирает пыль, убирает мусор! Действительно, это результат кропотливого труда мастеров и операторов по добыче нефти и газа.

На северо-западе территории есть еще одно дивное местечко - родник «Шомыртлык»... Аккуратные ступеньки с одной стороны ведут к маленькому озерку, с другой буйно растут раскидистые ивы, стройные березы. Жители соседней деревни здесь, у нефтедобывающего объекта, косят травы на сено. Мы, дети природы, стараемся быть как можно ближе к ней…

РОДНИКИ ЧАТЫР-ТАУ
Край богат целительными родниками. По народному поверью, благодаря скрытому в недрах горы царю-магниту и серебру вода родников Чатыр-Тау целебная. Один из них, бьющий на косогоре, в 1950-1960-е годы почитали как святой источник.
Ниже бьет другой, более мощный, но с железным привкусом. Возможно, этой воде присущи такие же целебные свойства, как и на бальнеологическом северокавказском курорте Железноводск. Район украшают живописные берега рек Ик и Стярле, протяженность которых составляет 780 км.

ПРО РОДНИКИ АЗНАКАЕВО
Самым лучшим родником жители Азнакаева считают родник "Расиха чишмэсе". Да и по данным СЭС вода этого родника самая оптимальная по показателям и химическому составу. Расположен под горой в 3 км от города, в деревне Манауз. У кого есть транспорт, едут сюда за водой с флягами, бидонами.


Этот родник имеет особое для меня значение. Это родник моего детства. Воду из него пили еще мои дедушка и бабушка,возле родника выросли их дети: моя мама со своими 4 братьями и сестрами. Я сама с раннего детства проводила всё лето в Манаузе у бабушки (дедушку помню мало, он рано умер).С девчонками играли здесь у воды под горой Ташурта, полоскали белье,даже тащили посуду и отмывали тут с песком. Вода течет из длинной трубы. Она подведена примерно на 100-150 м от самого источника.Нам было любопытно увидеть где же начинается родник. Ходили к этому месту, к песчаному обнажению под горой-вода бурлит из под земли подобно кипящей кастрюле. Дебет,как сейчас говорят,очень большой. И не думает уменьшаться. Родник этот никогда не пересыхает, не было еще такого даже в самые засушливые годы. Видимо очень глубоко расположен водоносный слой. Вода ледяная и кристально чистая.

Я всегда удивляюсь, какие мудрые были наши предки. Эти места были заселены в начале прошлого века, в 20е годы примерно. Переселенцы нашли это живописное место, богатое природными ресурсами, и основали деревню Манауз. Мой дед и бабушка, тогда еще молодожены, тоже обосновались здесь.

Построили крепкое хозяйство. Их усадьба находится в метрах 200 от родника, по переулку.

С коромыслом на плечах таскали воду из родника, использовали её как драгоценность только для питья и для кухни. А еще пару ходков делали для бани-для мытья волос. Для хозяйственных нужд использовали воду из колодца, который находился прямо во дворе. Вода из него считалась невкусной и непригодной для питья, она была жесткой.

Это другой родник,называется "Бэллур чишмэ".

Он тоже в Манаузе. По сути берет начало там же, что и родник "Расиха чишмэсе".

"Мачаклы чишмэсе"-возле д. Мачаклы. Здесь мы часто брали воду, когда ездили на свое картофельное поле. Потом поле забросили, не сажаем. И у родника уже давно не были.

"Чонгыл чишмэ" (недалеко от моего дома, через дорогу от хлебзавода под горой, там начинаются сады-огороды). Конструкция имеет странную форму с шаром наверху. Как то плохо вписывается в ландшафт. Родник периодически засоряется. Струя воды очень слабенькая.

"Илхам чишмэсе" (возле дер.Урняк):

СЕЛО УРМАНАЕВО - РОДНИК КОЕЛЫ БАЙ

В районе продолжается славная традиция обустройства родников. На минувшей неделе состоялось открытие родника в селе Урманаево.
Все началось с того, что несколько лет назад прежний руководитель сельского поселения Ильгиз Шакирзянов предложил обустроить территорию природного источника воды. Жители села поддержали его инициативу. Большую помощь в этом благородном деле оказали депутат Данис Валеев, начальник ЗАО «Геология» Марат Шарафиев, начальник ООО «Азнакаевская ПМК» Марсель Самигуллин.

Торжественное мероприятие началось с чтения молитвы. С радостным событием урманаевцев поздравил заместитель главы района Назят Нагимов, отметив их большое трудолюбие и старание, вручил будущим первоклассникам первый для них учебник «Азбука». После церемонии перерезания алой ленты путь к роднику был открыт.
Издавна территории родников считались одними из красивейших мест села. С этим связано и много традиций. Невестам в первый день их замужества готовили испытание походом за ключевой водой и по тому, как она несла ведро, не оступилась ли, не расплескала ли воду, судили об ее умении и терпении. Вот и сегодня чистой студеной водой односельчан угощали молодожены Лейсан и Ильнур. А вода из ведра молодой невестки казалась всем еще вкуснее.
Набирая воду из родника, принято загадывать желание, и это тоже не зря, существует поверье, что родник «запоминает слова». Поэтому в этот день здесь прозвучали самые добрые, искренние пожелания.
Девушки в национальной одежде угостили всех чак-чаком и пригласили к накрытому возле родника столу.
Затем праздник продолжился у сельского клуба. Гости и односельчане с удовольствием участвовали в играх и соревнованиях по беге, прыжкам, распиливанию бревна, разбиванию горшка… Умелые хозяюшки Зайтуна и Наиля готовили ароматный плов и пекли оладьи. Тут же проходили футбольные матчи между местной и сборной командами, веселилась ребятня. Урманаево богато своими дарованиями и талантливыми организаторами, подумала я с чувством гордости за свой родной край.
- Мы, урманаевцы, живем дружно, в согласии, на одной волне: вместе радуемся результатам труда, вместе отдыхаем. Пусть так будет и в дальнейшем, - сказал в благодарность сельчанам глава сельского поселения Айдар Закиров.
А родник «Коелы бай» журчал, продолжая свою песню. Ему, свидетелю многих исторических событий, предстоит еще донести добрые традиции и до следующих поколений.

родник в Агирово

Прибрежный родник, Яр чишмя

Муслюмовский район расположен на восточной части Республики Татарстан, вблизи самой длинной реки Татарии - реки Ик.
На территории Муслюмовского района в окрестностях многих деревень насчитывается несколько десятков источников. На его территории насчитывается 22 пруда, больше 20 крупных рек, 24 озер и больше 60 родников. Все эти родники используются некоторыми жителями село как источники питьевой воды, так как многие считают, что любая родниковая вода самая чистая и полезная.
Около 30 родников и источников имеют собственные названия, почти все эти родники благоустроены и поддерживаются в чистоте местными жителями.
Несколько источников имеют свой паспорт, о чем будет рассказано ниже.
Про некоторые источники и родники сохранились предания и легенды.

родник Лесхоза, Усинское лесничество

Родник Лесхоза

Святой родник у деревни Баюково

Изге чишмя, Святой родник, село Баюково



родник Бачуг, село Новые Усы

родник Дружбы

В целом местность, где раскинулась деревня Тюгеевка, очень интересная: низина, кругом родники, леса и холмы. В юго-западной части деревни пробивают несколько серебристо-чистых родников и именуются удивительными названиями - «Глазной родник», «Семёнов родник», или «Чамай чишмясе».
Особенно большой популярностью пользуется в народе «Глазной родник».
В годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) водой родника пользовались жители окрестных деревень, расположенных далеко от Тюгеевки.: Гулькино, Ерсубайкино, Чувашское Сиренькино. Воду этого скромного родника, серебристо -чистую и очень холодную, возили зимой и летом на лошадях в бочках и использовали только для промывания глаз, для лечения трахомы. Видимо, из-за лечебных свойств этот родник и назвали «Глазным» наши далекие предки.

Глазной источник

Умываться и напиваться этой водой - это одно наслаждение. Не проходите мимо этого родника.

Это великое создание Природы.
Местность, где сегодня раскинулась деревня, 250 лет тому назад (середина XVIII века) была покрыта непроходимым лесом.
Елабужане переселились сюда примерно в середине XVIII века. Как в Елабужском районе, так и Тюгеевке встречаются такие фамилии как:Гудошниковы, Плешковы, Черяшовы, Журавлевы и т.д.
Деревня многонациональная: дружно сосуществуют кряшены, русские, татары
Все кряшены чисто разговаривают на русском языке, все русские так же владеют татарским - кряшенским языком свободно и без акцента.

целебный источник

Родник, с подведенной асфальтированной дорогой, оборудованный беседками и т.д. (В переводе с татарского Святой ключ)
Расположен на окраине п. Аксубаево.
Координаты: 55°13"58"N 53°35"38"E.
Про Святой ключ в народе сохранились древние легенды, связанные с историей булгарского народа.

На святом роднике в Аксубаево



Возрождение истоков
Святой ключ в Аксубаево
(журнал Республика Татарстан)
Одно из впечатлений, которое я увез из Аксубаева, стало, как это ни покажется странным, - убранство администрации поселка. Все там предельно просто и аккуратно, совсем не помпезно и "евроремонтно", как это можно наблюдать во многих райцентрах. Даже привычного милиционера на входе не было. Видимо, роскошный вид главного административного здания района для аксубаевцев не главное - другие у них приоритеты. Например, природные источники, которыми эта земля не обделена.

Святой ключ Хальфы бабая (Хальфа - преподаватель в медресе).
Находится в 40 км от села Рыбная Слобода (районный центр) в д. Тябердино Челны - рядом с могилой целителя, философа, предсказателя Идриса-Хальфы (в народе Хальфа бабай), XVII-XVIII вв.

Святой ключ Хальфы бабая

Веломаршрут начинается с поселка Нагорный, доезжаем до деревни Аки, где останавливаемся у родника с часовней. Данный источник очень популярен среди местных жителей, так как около него проходит асфальтированная дорога, которая ведет среди дачных участков. Вдоль этой дороги и протекает речка Киндерка. Вода источника используется в питьевых целях.

Кстати, название Киндерка - река получила от татарского слова: киндер - конопля, то есть около этой речки выращивали эту полезную культуру, либо коноплю вымачивали в этой речке. Вероятно, что и то, и другое.

один из ручьёв, который впадает в речку Киндерку от многочисленных родников

Далее маршрут идёт вдоль реки Киндерка до деревни Белянкино, а потом до Чебаксинского озера. Озеро Чебакса возникло при строительстве ж/д магистрали - Бугульма в начале 40-х годов. На речушке Ключи была построена плотина под ж/д насыпь, из-за чего образовался водоём, плотина с гидросооружениями сохранилась до наших дней.

После озера Чебакса мы поднялись в гору и выехали на объездную казанскую дорогу, по которой добрались до села Чебакса.

ПО ДАННЫМ ИНТЕРНЕТ САЙТОВ ДО ПОХОДА НАМ УДАЛОСЬ УЗНАТЬ:

В селе Чебакса сохранилась редкая для Татарстана деревянная Покровская церковь, данная церковь считается одной из самых старых из сохранившихся в Республике. Однако когда мы добрались до села, то местные жители нам сообщили, что указанную деревянную церковь уже лет 8 как разобрали и продали в качестве строительного материала в село Константиновку (а там был пожар - и построенный из этих бревен дом сгорел!).

Единственное, что осталось как память о покровской церкви - это деревенский родник, освященный в честь Покрова Богородицы. Родник расположен на речушке Ключи, что протекает через село. Эта речушка впадает в Киндерку буквально на окраине села.

Родник расположен на склоне живописной горы, вода выводится в металлическую трубу, а потом льётся в железную ёмкость.

Оттуда набирают хрустальную воду, или полоскают бельё. При желании в этой ванне можно и окунуться! Около неё деревянная ёмкость, и оттуда вода вытекает в ручей.

Вода в роднике очень вкусная! Особенно после долгой дороги.

Едем снова вдоль Киндерки. Пойма речки поросла практически на всем пути тальником, ольхой, ивой, березой, вербой, тополями. Весной тут творится что-то необычное! Здесь настоящее певчее царство прилетных птиц. Здесь я фотографировал скворцов, варакушку, певчих дроздов, иволгу, соловья, камышовку, славку и других пернатых! Где ещё в Казани можно послушать настоящее природное звучание самых чудесных голосов!

Известный, уникальный и популярный серебряный ключ (недалеко от деревни Белянкино) также расположен рядом с Киндеркой, вода в источнике очень вкусная и прозрачная.

Дорогу на Ближние источники покажут в монастыре - туда достаточно легко можно доехать на велосипеде.

На правом берегу Солонки преимущественно лиственный, а ближе к речке пойменный лес со множеством липы, осины, ветлы и ольхи. А левый берег Солонки порос могучими соснами, елями и березами.

На этих склонах в сезон много земляники!

По дороге к Ближнему святому ключу - в 1 км от обители, - попадаются сосны и тополя какой-то необыкновенной высоты и ширины. Тополя, еще сохранившиеся чудом в отдельных старых уголках Казани - просто карлики по сравнению с ними: ниже их раза в два...

Здесь, видя все это, легко веришь в сказание о древнем, совершенно необъятном дубе, у которого язычники-марийцы приносили в жертву коней и волов, и все ветви его были увешаны сырыми шкурами забитых здесь животных. Это было до основания монастыря.

Инок Евфимий тогда стал свидетелем чуда, за которое возблагодарил Бога: "Однажды, когда они пришли совершать свой скверный праздник, внезапно небо омрачилось, сделалась буря, раздался гром, страшная молния ударила в дерево и, сокрушив его, сожгла до самого корня..." Жертвоприношения с тех пор прекратились.

Сам святой ключ расположен в овраге с извилистой быстрой речкой на дне. Над потоком стеной возвышается живописный склон - не глинистый, а белый известняковый... очень похожий на крутые волжские обрывы. Из этой кручи, примерно с середины его высоты, и бьет из трещин вода.

По специальному наклонному желобу над речкой - "римскому акведуху" в миниатюре, - она стекает в часовню (до революции на месте часовенки стоял каменный Скорбященский Богородицкий храм 1884 года). Чистейшая ледяная вода по вкусовым качествам даже превосходит раифскую.

Она содержит повышенное количество серебра и обладает целебными свойствами, даже с точки зрения беспристрастной науки. По благодати же Божьей, чудесные исцеления здесь не прерывались веками. К источнику постоянно ездили люди даже в советское время, когда сам монастырь был закрыт и разрушен.

История древних булгар была известна принятием ислама в далёком 944 году, но мало кто знает, что среди булгарского народа (да и среди казанских татар) просияла и христианская вера. А также были свои святые, мученики и преподобные, были древние храмы и монастыри, были чудеса и святые христианские места, являлись чудотворные иконы.
Увы, отношения мусульман и христиан не всегда были мирными, но также отметим и то, что были периоды, когда разные народы нашей страны объединялись вместе для защиты нашего Отечества от внешнего врага.
И чаще случалось так, что объединяло нас гораздо больше, чем разъединяло, поэтому надеемся на то, что имя святого Авраамия будет памятно всем народам Поволжья.
Авраа́мий Бо́лгарский (ум. 1 апреля 1229, город Болгар, Волжская Булгария) — православный святой, мученик, Владимирский чудотворец.

Память совершается (по юлианскому календарю): 1 апреля — в день кончины, 9 марта — в день первого перенесения мощей, в четвёртую неделю по Пасхе («Неделю о расслабленном») — в день второго перенесения мощей, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Казанских святых.
Древнейший источник, сообщающий об Авраамии Болгарском, — Лаврентьевская летопись (XIV в.; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 452—453). св. АВРААМИЙ БОЛГАРСКИЙ

ИЗ ИСТОРИИ

14 апреля - день памяти святого Авраамия Болгарского, пострадавшего за христианскую веру. Это произошло в 1229 году в Волжской Булгарии, у того самого святого колодца, вода которого не утратила своей целебной силы по сей день.
Сейчас на месте святого источника мученика Авраамия Болгарского находится архитектурный ансамбль в стиле построек Волжской Булгарии с колодцем внутри. Отсюда открывается вид на Волгу, и можно полюбоваться её простором. В ветреную погоду река с барашками волн даже несколько похожа на море.
На этом месте когда-то находился Ага-Базар (большой базар). Здесь можно было купить всё, что душе угодно: сибирскую пушнину, восточные пряности, ткани, украшения и т.д. А у источника, под прохладой деревьев, отдыхали и утоляли жажду местные жители и приезжие купцы. Один из них впоследствии на многие века прославил это место, освятив его своей мученической кровью.
Из древних летописей следует, что купец этот - булгарин, милостивый, добродетельный и сострадательный человек. Он принял крещение с именем Авраамий и был казнён за это.

СВЯТОЙ ИСТОЧНИК

Посещая русские города, общаясь с русскими купцами, он глубоко заинтересовался христианской верой. По Божию смотрению благодать коснулась его сердца и, познав истину святой веры Христовой, он принял Святое Крещение. Так сей купец становится христианином и получает новое имя, с которым и записан на страницах книги жизни, — Авраамий (нигде в летописях не упоминается об имени святого до Крещения). По Крещении святой евангельским словом, а — главное — христианским образом жизни несёт апостольскую проповедь среди своего народа. И как до принятия христианства сострадал Авраамий бедствиям и лишениям ближних, так по принятии спасительной веры Христовой, стал болезновать духом и скорбеть о духовных бедствиях своих единоземцев, о незнании ими истинного Бога неба и земли, открывшегося нам через Единородного Сына Своего во Святом Духе, и о происходящем от сего незнания неустройстве и беспорядочности нравов (Ин. 17:3; Римл. 25:31).

Летопись свидетельствует о том, что Авраамий Болгарский прибыл по торговым делам в город Булгар (Болгар), столицу Волжской Булгарии, где стал проповедовать среди своих соплеменников христианство.
Одушевленный святою ревностью по святой вере и братскою любовью к нечестивым соплеменникам своим, Авраамий, будучи по торговым делам в столице Волжской Булгарии — Великих Булгарах, во время ярмарки (ага-базара) вместо того, чтобы заниматься торговлею и приобретать блага временные, земные, начинает благовествовать своим единоплеменникам о благах вечных, нетленных, и предлагает им проповедь о Христе богочеловеке, «распеншемся за ны волею, воскресшему из мертвых и со славою воснесшемся с плотию на небо», о безначальном Его Отце и о совечном Отцу и Сыну Всесвятом Духе.

СВЯТОЙ ИСТОЧНИК

Мусульмане настойчиво уговаривали его отречься от Христа. Но Авраамий Болгарский был непоколебим в своей вере. Узнав, что он не русский и не находится под защитой Владимиро-Суздальского князя, Авраамия Болгарского арестовали и долго увещевали. Видя непреклонность Авраамиям Болгарского, его истязали и повесили вниз головой. Как сказано в летописном упоминании, святой мученик «проклял Магомета и веру болгарскую». 1 апреля 1229 г. он был усечён мечом (четвертован) у берега Волги.

________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ:
Команда Кочующие
Ссылки на сайты и ресурсы указаны в каждых статьях, в которых рассказывается про данный объект (см. ссылку).
Авторы и источники фото также указаны в соответствующих статьях.

Книга-альбом "Родники земли Татарстана"

Такая многонациональная и поликонфессиональная республика, как Татарстан в различных своих городах имеет замечательные образцы русского и восточного, татарского архитектурного искусства.

Казань

Мусульманские святыни

Естественно, главным религиозным сооружением не только Казани, но и всей республики является мечеть Кул Шариф. Эта настоящая жемчужина столицы Татарстана и белокаменного Кремля. Это одна из главных достопримечательностей Казани и одна из важных причин, чтобы посетить этот город.

Но кроме Кул Шарифа в старой части Казани находится еще несколько древних и замечательных мечетей. Среди них - мечеть Булгар, открытая в честь 1100-летнего юбилея принятия ислама в Поволжье.

Примечательна Голубая мечеть, возведенная в начале XX века, украшает собой целый спальный район. Деревянная мечеть «Казан Нуры» также освещает собой целый квартал города. Знаковым религиозным сооружением Казани является мечеть Марджани: она стала первой, открытой после запрета на исповедование ислама в Российской империи. Вслед за Марджани возвели Апанаевскую мечеть, которая в 70е годы XVIII века была Второй Соборной.

Двухэтажная мечеть Хузайфа Ибн Аль-Ямани была возведена на улице Фучика в 1997 году на средства благотворителей из Эмиратов. Можно отметить, что благотворительность - отличительная черта уроженцев Казани, которые потом на свои средства возводят различные социальные объекты.

Примерами такого меценатства являются мечеть Нурулла, отстроенная на средства купцов первой гильдии Юнусовых в середине XIX века, или Султановская мечеть на улице Тукая, основанная купцом первой гильдии Усманова в конце XIX века. Также на частные средства была построена Галеевская мечеть на рубеже XVII - XVIII веков (все расходы оплатил торговый человек ас-Сердави).

Некоторые из исламских религиозных святынь расположены у других важных и легендарных мест Казани, например - Закабанная мечеть, расположенная, как становится ясным из названия, у озера Кабан. Ее возведение и открытие были приурочены к тысячелетию принятия ислама в Среднем Поволжье.

Место, где возведена мечеть Иске-Таш также окружает легенда: здесь по преданию находилась братская могила воинов, защищавших город от русских во время захвата Казани Иваном IV Грозным. Ранее на то, что здесь находится безымянное кладбище, указывал лишь камень, который и назывался Иске-Таш. Полноценную мечеть построили лишь в начале XIX века. Меценатом, выделившим средства на постройку был торговый человек аль Маскарави.

В Новотатарской слободе, которую часто посещают туристы, находится мечеть с весьма ординарным названием, а точнее номером - №11. Как и многие другие городские мечети, эту, расположенную на улице Кзыл Татарстан, построил меценат аль-Уранбаши в начале XIX века.

Православные святыни

Главной православной святынью Казани и всей России является храм Казанской Божьей матери, в которой хранится одна из самых почитаемых икон в православии, не раз в трудные моменты истории дававшая силы и веру народу страны. В Казани также в одноименном соборе находится и икона Николая Чудотворца.

Не менее красивым и значимым собором города является Петропавловский храм, который властно возвышается над городом и хорошо виден туристам и жителям города.

Богоявленский собор - один из главных символов столицы Татарстана, и находится на главной улице города - Баумана.

Благовещенский собор, находящийся в Казанском Кремле - древнейшая из русских построек в современном городе. Его поставили буквально за несколько дней, по приказу Ивана Грозного, покорившего Казань.

Единственная православная церковь, которая с момента своего основания в конце XVIII века ни разу не прекращала своей жизни, даже в трудные годы советской власти - это храм Ярославских Чудотворцев, что на Арском кладбище. Пятницкая церковь напротив, была местом страшных страниц в истории страны: здесь была тюрьма, проводились пытки и казни. Она в прямом смысле стоит на костях.

Храм в честь великомученицы Варвары по преданию связан с кровавыми годами Пугачевщины. Казань сильно пострадала от бесчинства казаков Емельяна Пугачева, а по окончании восстания казаков и рабочего люда в память о невинно убиенных или замученных казанцах поставили храм в честь Варвары - молитвенницы за всех тех, кто умер внезапно или насильственно.

Самым крупным православным центром на территории столицы республики Татарстан является приход имени преподобного старца Серафима Саровского. Кроме собственно храмов здесь работает воскресная школа, открыта православная библиотека, доступны для всех желающих различные кружки, проводятся образовательные религиозные семинары.

Один из самых почитаемых святых в республике - Сергий Радонежский неоднократно являлся в видениях жителям Казани, и лишь в XX веке в его честь была построена небольшая церковь в Кировском районе города.

Неподалеку от Казани, в небольших селениях также находятся некоторые важные религиозные святыни республики.

Так, в селе Вознесение стоит храм в честь Тихвинской иконы Божьей матери. Ранее здесь пребывала и весьма известная икона «Всех скорбящих Радосте». В Борисоглебском церковь была основана еще в 1600 году, и названа в честь святых великомучеников Бориса и Глеба. Ее восстановили в 1888 году после страшного пожара, оставившего верующих без дорогой сердцу святыни.

В Казани находится еще несколько небольших, но от этого не менее замечательных храмов, церквей и мечетей, которые обязательно стоит посетить во время визита в столицу республики Татарстан. И они относятся не только к христианской вере или исламу: например, в центре Казани стоит католический собор Воздвижения Святого Креста. Впрочем, есть множество святых мест и важных религиозных сооружений для православных и мусульман в других городах Татарстана.

Набережные Челны

Во втором по численности населения городе республики Татарстан из примечательных религиозных сооружений есть только мечети.

Мечеть Абузар открыта лишь в 1991 году не только как место для молитв, но и как медресе и исламский просветительский центр.

Мечеть Табуэ была построена на пожертвования верующих, спонсорские и меценатские средства.

Елабуга

Православные святыни

В этом городе напротив - несколько больше православных храмов, главным из которых можно назвать кафедральный собор во имя Спаса Нерукотворного - крупнейшее сооружение подобного рода не только в Елабуге но и всем Прикамье. Его строительство велось на деньги местных промышленников, которые не жалели средств на строительство храмов.

Никольская церковь также была возведена на подаяния и пожертвования жителей, в тот момент, когда несколько храмов совсем обветшало и пришлось возводить новую церковь. Самым же старым православным храмом в восточной части республики может считаться Покровский собор.

Мусульманские мечети

В Елабуге только одна крупная мечеть - Жамиг, но при этом она расположена на самой высокой точке города, и включает в себя целый комплекс помещений и сооружений, направленных на комфортное пребывание верующих и паломников в мечети.

Нижнекамск

Соборную мечеть в городе строили довольно долго, 7 лет, но зато она получилась очень красивой, и являет собой образец многоминаретной мечети - стиля в восточном зодчестве, который был ранее утерян.

Альметьевск

Поскольку этот город - центр республиканской нефтедобычи, то главные сооружения в Альметьевске так или иначе связаны с нефтяниками. Один из руководителей компании «Татнефть» построил для города мечеть, за что благодарные горожане назвали ее в честь благодетеля - Р. Галеева.

Но самой первой мечетью в Альметьевске, дошедшей до нашего времени является Вторая Соборная мечеть - она основана в конце XIX века.

Зеленодольск

Город Зеленодольск расположен на границе между Татарстаном и Нижегородской области, поэтому жители города могут позволить себе побывать в Макарьево-Желтоводском монастыре, но в самом городе есть замечательная мечеть, которую отличает оригинальное расположение минарета и оформлением в довольно романтичном стиле.

Чистополь

Местная соборная мечеть - уже не первая на одном месте в Чистополе: до современного сооружения, основанного в середине XIX века. Ее строили (по уже сложившейся доброй традиции в Татарстане) на средства купца Ч. Якупова.

Казань Weekend Tour

Туристическая компания «Weekend Tour Казань» предложит Вам тур в Казань , и многие другие туры с экскурсиями в Казань и Татарстану. Вернётесь из путешествия переполненными положительных эмоций, ярких незабываемых впечатлений!

Наша компания с удовольствием организует многие другие туры и экскурсии, потому что нам очень важно, чтобы отдых был приятен и незабываем для вас и ваших близких!

Татарстан – удивительная республика на территории Российской Федерации. В этом уголке гармонично сочетаются Восток и Запад, христианство и ислам. Татарстан располагается в месте, слияния Волги и Камы. Республика богата природными и историческими достопримечательностями. Богатство духовной и материальной культуры привлекает тысячи туристов со всего мира. Казань входит в списки самых посещаемых городов России.

Мемориальный комплекс Габдулы Тукая

Габдула Тукай – это основоположник татарской поэзии. Он внес немалый вклад в развитие татарского языка. Написал много произведений для взрослых и детей.

Музей располагается в специально построенном двухэтажном здании на территории усадьбы Сагди в селе Новый Кырлый. Само здание построили из сосны. Археологи совместили современный стиль и восточные мотивы. В музее открыто 6 залов, знакомящих с историей села и жизнью Габдулы Тукая. На территории комплекса располагается памятник поэту, хозяйственные постройки, колодец. Музей окружает сад с персонажами произведений автора. Есть небольшое озеро, где катаются на катамаране.

Раифский монастырь

Один из крупнейших действующих мужских монастырей Казанской епархии. Был основан в 17 веке отшельником Филаретом на берегу озера Раиф. Находится в Зеленодольском районе Татарстана. Святыня монастыря – Грузинская икона Божией Матери.

В тридцатые годы Раифский Богородицкий монастырь отдали под тюрьму, затем под колонию для малолетних преступников. В 1991 году его вновь вернули во влияние РПЦ. Сегодня на территории монастыря сохранилось три храма. Двор монастыря украшен множеством цветников и скульптурами послушника Савельева – профессионального скульптора.

Волжско-Камский заповедник

Заповедник располагается в Зеленодольском районе, на левом берегу Волги. Занимает 10 тысяч гектар земли. Заповеднику насчитывается более пятидесяти лет, он – единственный на территории Татарстана.

Заповедник делится на Саралинский и Раифский участки. На его территории собрано чуть более 2 тысяч видов растений, 12 из них занесены в Красную книгу. В заповеднике стоят старейшие древесные леса Восточной Европы, которым уже более трехсот лет. Животный мир насчитывает 2644 вида особей.

Ананьинский могильник

Древнейший культурно-исторический памятник, открытый в середине 19 века. Находится в 3 километрах от села Ананьино Елабужского района. Могильник был образован в 8 – 7 веках до нашей эры.

До сих пор неизвестно, какой народ соорудил могильник. В нем встречаются захоронения черепов, но преобладают каменные ящики, деревянные гробницы и кремированные останки. В могильнике обнаружено много вещей скифо-сибирского стиля и сосудов со сложными узорами.

Долгая поляна

Деревня располагается в монастырском селе Тетюшского района. В ее окрестностях находится природный и исторический памятник «Долгая поляна». Общая площадь – 400 гектар.

На территории деревни находится усадьба 19 века семьи помещиков Молоствовых, широколиственный лес, березовые и липовые аллеи, насаждения экзотических растений. Рядом с усадьбой находится смотровая площадка, с нее открывается вид на Куйбышевское водохранилище. С 1974 года здание господского дома отдали под детский лагерь «Чайка», располагающийся здесь до сих пор.

Озеро Кара-Куль

Водоем находится в Балтасинском районе. В переводе с татарского языка означает «Черное озеро». Цвет воды темный и непрозрачный. С 1978 года озеро признано памятником природы регионального значения.

Кара-Куль – карстового происхождения, от озера не берет начало ни одна река. Средняя глубина – 8 метров, форма водоема – вытянутая, длина составляет 200 метров, максимальный размер ширины – 130 метров. Озеро питают подземные источники, оно богато разными сортами рыбы. Это одно из самых популярных мест рыбалки в Татарстане.

Юрьевская пещера

Располагается в Камско-Устьинском районе Татарстана. Возраст не превышает 10 тысяч лет. Пещера была открыта в 1971 году.

Это самая популярная пещера Татарстана и единственная, открытая для посещения туристами. Протяженность составляет 410 метров, общий объем – 12 500 кубических метров. В пещере несколько залов: «Гипсовый», «Грот Дождей», «Домик профессора», «Арена», «Камбала». Спелеологи оценивают Юрьевскую пещеру нулевым уровнем сложности.

Гора Чатыр-Тау

Самая высокая точка Татарстана. Высота – 321, 7 метра. Находится в 7 километрах от города Азнакаево. Чатыр-Тау – единственный хребет во всей республике, но он появился не после тектонических движений, а в результате эрозии соседних почв.

Чатыр-Тау был объявлен природным заказником регионального значения. На его склонах много провалов и воронок. По легенде на этом хребте стоял Емельян Пугачев со своим войском. Сегодня Чатыр-Тау облюбовали парапланеристы.

Белая мечеть

Современная мечеть находится в городе Болгаре. Строительство началось в 2010 году, архитектор – Сергей Шакуров.

Мечеть построена по стилю казанской мечети Кул-Шариф, но уступает ей по размерам. На оформление сооружения пошло 1200 тонн белого мрамора. Мечеть состоит из молельного зала, двух минаретов высотой 46,6 метров, медресе и резиденции муфтия. В комплекс входит большой водоем с фонтаном. Это придает мечети некоторое сходство с Тадж-Махалом.

Церковь Святой Троицы

Первая православная церковь на территории Среднего Поволжья, построена в 1551 году. Но в последующем церковь неоднократно перестраивалась. Находится в Свияжске.

Храм относится к памятникам архитектуры. Шедевр деревянного зодчества Руси. Его срубили за один день, не использовав ни одного гвоздя. Церковь построена в шатровом стиле. Большую ценность представляет деревянный четырехъярусный иконостас.

Собор во имя иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость

Действующий собор, построенный в конце 19 – начале 20 века. Архитектор – Малиновский. Находится в 8 километрах от Свияжска.

Это крупный четырехстолпный храм был построен в неовизантийском стиле. При строительстве использовались и элементы эклектики. Внутреннюю роспись провели в 1914 году. На стенах храма полукруглые пилястры, нишки, тяги, карнизы и фризы разного уровня. Двери, кресты и лестницы сделаны из кованого железа. Собор выполнен из красного кирпича.