Обязательны ли основы православия в школе. Религия в школе: Чем грозит нам ОПК? Библейские истории суд царя соломона

Общий объём выборки: 1800 респондентов.

Исследуемая совокупность: экономически активное население России в возрасте от 18 лет и старше.

Вопрос: Одобряете ли Вы введение в российских школах преподавания нового предмета "Основы православной культуры"?

Комментарии респондентов:

Да, в рамках обязательной программы

"Светскость государства предполагает прежде всего невмешательство Церкви в управление Государством, то есть госорганов. К образованию, то есть к познанию истины это никакого значения не имеет. Под таким же предлогом можно не изучать историю, русскую литературу, биологию, химию и т.д. Разве не абсурден довод о том, что в светском государстве нельзя изучать религию?"

"Из нашей жизни всё больше уходит русское начало. Наши люди сплошь и рядом вместо русского "Ух ты", говорят американское "Вау". У нас только один Большой театр старше всей их Америки! Русский дух должен жить, а оплот тому - православие!!!"

"Давно пора - православие заслуживает внимательного отношения и глубокого изучения. И почему раньше не ввели?"

"Вся история России связана с тем, что она была Православная. Борис, Глеб, Дмитрий Донской, Александр Невский, Сергий Радонежский, Ушаков - это еще и Русские святые. Русская литература, культура, живопись - в основе его люди, воспитанные в Православии. Это дает знания, позволяющие не поверхностно понять культуру русского ТИТУЛЬНОГО народа!"

"Православие - основа российской и важная часть мировой культуры. Его отличает гуманизм, веротерпимость, миролюбие. Изучать православие - не означает принуждать к вероисповеданию. Каждый волен найти путь к своему Богу. Следует учитывать и то, что в нашей стране идет безудержная пропаганда зла и насилия, и это дает свои проявления в молодежной среде. И, быть может, приобщение молодых к православной культуре поможет хотя бы части из них встать на правильный путь".

Да, факультативно

"Да, по желанию ребенка и родителей. Должна быть свобода выбора".

"Россия объединяет людей многих религий, поэтому корректнее было бы ввести предмет "Основы религиоведения".

"Вера в Бога, знание православной культуры формирует личность, характер человека, его отношение к своей стране, ближним, помогает трезво оценивать свои поступки, защищает от скверны. Считаю, что изучение православной культуры - это один из шагов на пути к Богу. Но на путь к Богу человек должен взойти сам по желанию души и сердца. Нельзя толкать его на этот путь насильно и в обязательном порядке. Дорогие мои, конечно же, изучение основ православной культуры должно проводиться факультативно и по желанию ученика, в его свободное время. Это же духовные ценности, а не предмет!"

"Человек, даже маленький, должен решить сам, посещать эти занятия или нет. Православная культура есть внутри каждого из нас, и она должна сама пробудиться в душе рано или поздно. "Обязательно" нам вдалбливали коммунистические основы, а что из этого вышло, мы видим сейчас. Любая вера должна сама расцвести в душе".

"Факультативно! В конституции нашей страны закреплено право каждого человека в выборе вероисповедания, и обязывать изучение только основы одной религии - недопустимо. Хотя я православный и хотел бы, чтоб мои дети изучали этот предмет, но чтоб при этом не должны ущемляться права других школьников, исповедующих другие религии".

"Школьники (особенно в старших классах) перегружены различными предметами и дисциплинами и все предметы все равно осваивать не успевают, поэтому надо прежде всего подумать о введении профильности обучения, а потом уже отвечать на данный вопрос. Конечно можно было бы ввести изучение основ православия факультативно, да только ведь почти никто не будет посещать факультатив, поскольку у школьников подчас не хватает времени даже на основные дисциплины. Хотя попробовать, конечно, можно".

Нет, у нас светское государство - религии не место в школе

"Достаточно ограничиться нормами морали и этики!"

"Преподавание православия в школе может привести к обострению межнациональных отношений, особенно в многонациональных регионах, помимо этого, я считаю, что религия - личное дело каждой семьи, поэтому нельзя насильственно навязывать ее изучение в школе (сколько войн и страданий в истории человечества... и все во имя веры).
А для желающих глубоко изучать православие существуют православные гимназии".

"Главная беда русской православной церкви - сращивание с государством, через это - потеря веры. Однажды (в 1917 г.) это уже привело к большой беде. Надо, чтобы церковь привлекала людей служением истине, а не искусственным путем с помощью государства".

"Насильственное насаждение православия, которое мы наблюдаем повсеместно, сильно дискредитирует православную религию. Очевидна бестолковая попытка государства компенсировать православием отсутствие национальной идеи".

"Религия - опиум для народа, особенно в нашей стране. Лично мне в 10-11 классах преподавали основы всех основных конфессий в курсе обществознания. И ничего - не помер. А детям этого и задаром не надо, им и так кучу всякой ереси преподают и без религии".

"Страшно представить, во что это выльется "на местах".

"Зачем загружать еще и так перегруженную школьную программу. Пожалейте детей!!!"

Нет, школьники должны изучать не только православие, но и основы других религий

"Мои дети - православные, и мне хотелось бы, чтобы они знали православную культуру, но при этом я считаю, что должен быть свободный выбор".

"Считаю, что выбор религии - это как выбор места жительства, только с годами и опытом понимаешь, что где-то тебе хорошо, а где-то лучше вообще не бывать. Поэтому считаю неправильным навязывать ребенку то, что он еще не может осмыслить и понять, а нужно ли ему это? Если нужно, то он с годами придет сам к религии. А прививать ребенку нужно любовь и уважение к своей Родине, к стране в которой он растет, к государству, в котором он живет. Но не только. Еще уважение к другим странам и религиям, то есть к ДРУГИМ ЛЮДЯМ!!!"

"Это очередной перегиб палки. В чем разница между "Историей КПСС" и "Основой православной культуры"? Принципиально - никакой! И вообще, исторически наша славянская религия - язычество, а не христианство".

"А как же равенство и братство? Учить - так учить основам всех религий. Только кто учить-то будет? Священникам и так есть, чем заняться, а "училки" - они научат, как же. Тому, чего сами не знают? И что тогда будет с нашими детьми? Я против, хотя понимаю, что если сегодня не ввести курс "Основ православия", то через 10 лет, но уже никого не спрашивая, в наших школах будут читать "Основы ислама".

Затрудняюсь ответить

"Мне без разницы: чем больше знаний тем умнее человек".

"Нет, обязаловка ещё никогда не приносила пользы. Сначала мы всех скопом отваживали от церкви, теперь опять же строем загоняем в неё".

"Главное, не перегнуть палку, а в целом - отношусь положительно".

Код для вставки в блог

Нужны ли "Основы православной культуры" современной школе?

Скандал вокруг курса «Основы православной культуры» в школах России набирает обороты, однако результаты нашего опроса показывают, что большинство (61%) россиян говорят "да" этому нововведению. Подробнее...

О введении в программу общеобразовательных школ нового предмета «Основы православной культуры» (ОПК) можно услышать разные мнения, доводы и предположения. Спорят взрослые. Однако мне кажется, что мнение тех, кому адресован этот курс, тоже должно быть выслушано. Так что бы могла сказать о курсе «Основы православной культуры» я, ученица 11-го класса школы № 26 г. Москвы?

Состав классов

Класс общеобразовательной школы обычно включает в себя:

– несколько православных верующих воцерковленных детей (ходят на службы, участвуют в таинствах, посещают воскресную школу);

– немного больше православных верующих невоцерковленных детей;

– основная часть – те, кому вопросы православной и любой другой культуры совершенно безразличны.

О загруженности школьника и обязательности предмета ОПК

Разными ответственными людьми неоднократно отмечалось, что нагрузка в школах сейчас чрезвычайно высока. Постоянно приходится слышать (особенно от тех детей, которые действительно стараются хорошо учиться) о том, что резерва времени, резерва умственного, физического совершенно не осталось. Если старая программа увеличится еще на один предмет, то непонятно, как при этом можно будет учиться качественно и без ущерба для здоровья.

Может быть, факультатив…

Предмет ОПК мог бы быть введен в виде факультатива. Но, учитывая состав классов и существующую сейчас нагрузку, нетрудно предположить, что факультативные занятия посещать практически никто не будет.

Два-три воцерковленных человека, наверное, все-таки будут приходить из уважения к предмету и к благословению Святейшего Патриарха. Хотя для них в этом нет особой необходимости, так как они, как правило, посещают воскресные школы.

Резерв времени для обязательного курса ОПК

Появляется вопрос: нельзя ли обеспечить возможность изучать детям ОПК за счет изменения школьной программы или изъятия из нее определенного ряда сведений?

Можно ведь, наверное, не обязывать детей, живущих в стране, уже 1000 лет православной, изучать в обязательном порядке все остальные религии мира, с которыми интересующиеся могли бы познакомиться факультативно.

Можно, наверное, еще убрать многое странное и даже смущающее, что приходится встречать в курсе истории в программе общеобразовательной школы.

Когда в 5-м классе мы изучали историю Древнего мира, мне пришлось читать в выданном школой учебнике, что Господь Иисус Христос был просто «бродячим проповедником».

Знаю, что дети, которые изучают этот же предмет сейчас, в рабочей тетради по курсу «История Древнего мира» (автор – Георгий Израилевич Годер) не найдут вообще ничего об Иисусе Христе. Зато там находится много сведений о египетских богах, множество подробностей из истории Ветхого Завета. Например, детям полагается знать про Самсона и Далилу, про Моисея и царя Давида… Чтобы решить кроссворд «Израильское царство», имеющийся в этой тетради, нужно знать первого правителя Израильского царства, имя «подкупленной филистимлянами красавицы, предавшей своего возлюбленного-израильтянина», имя царя Израиля, «пришедшего к власти после гибели Саула и его сыновей» и многое-многое другое…

История России изучается у нас с 6-го класса. Изучение каждого исторического периода включает в себя сведения о выдающихся военачальниках, научных открытиях, о наиболее известных художниках, скульпторах, композиторах и об их произведениях.

И здесь многое кажется весьма странным. Выдающийся полководец А.В. Суворов, как известно, был очень верующим человеком, но об этом в учебнике ничего не сказано, как и о М.В. Ломоносове. Там, где рассказывается про адмирала Ф.Ф. Ушакова, даже не упомянуто, что он прославлен Церковью в лике святых. А про государя-императора Николая II, также прославленного в лике святых, сказано следующее: «Ему были присущи “византийское лукавство”, неискренность и упрямство» (см.: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. М., 2006).

Историю Древнего мира школьники изучают в 5-м классе и… еще раз в 10-м.

В 6-м классе изучается Средневековье. Оно же – повторяется в 10-м классе. Конечно, в 10-м классе мы получаем сведения, дополненные многими интересными подробностями. Например, из учебника «Россия и мир» для 10-го класса можно узнать, что композитор Штраус-сын в числе шестнадцати своих оперетт создал и такие, как «Цыганский барон» и «Летучая мышь».

Мне кажется, содержимое учебников истории нужно пересмотреть, чтобы у нас, школьников, была возможность изучать историю Отечества вместе с его православной культурой.

Если все-таки факультатив…

Если предмет ОПК окажется все-таки факультативом и найдутся желающие его посещать, то это будут скорее всего ученики младших классов (по желанию родителей) или старшеклассники, которым будут интересны такие, например, вопросы:

– действительно ли в Православии можно научиться не отвечать злом на зло, не иметь неприязни к явно несправедливому учителю или к наглому однокласснику;

– как быть, когда изъедает зависть и жадность;

– почему в православных храмах часами стоят;

– что дает иногда священник многим людям из одной ложечки;

– зачем надо поститься;

– какая разница между браком венчанным и невенчанным…

Я много лет ходила в воскресную школу и видела, что даже там далеко не каждый преподаватель может справиться с детьми.

Помню такой случай: в одной воскресной школе, где очень старались помочь детям, два мальчика (родители хотели, чтобы они ходили туда) на интересных уроках играли в карты, закрываясь книгой «Закон Божий».

Я знаю одного человека, который точно мог бы справиться с такой ситуацией. Этот человек занимается катехизацией около 20 лет, имеет два высших образования, одно из которых – богословское (Свято-Тихоновский университет). Работал он не только в школах с детьми, но и в зонах с заключенными.

А если преподаватель не такой? Не получится ли опять глумление и «бисер перед…»?..

Суслова Светлана

В 2004 году в рамках Программы сотрудничества в области духовно-нравственного и религиозного образования и воспитания между Администрацией Приморского края, Владивостокской епархией РПЦ, Дальневосточным государственным университетом (ДВГУ), Приморским институтом переподготовки и повышения квалификации работников образования (ПИППКРО), утвержденной губернатором края в 2001 году, была создана Лаборатория основ православной культуры ПИППКРО. В канун Дальневосточных образовательных чтений памяти свв. Кирилла и Мефодия произошла встреча с руководителем лаборатории Светланой Владимировной Сусловой.

- Зачем нужно изучать основы православной культуры?
- Самое главное, основы православной культуры позволяют выстроить эффективную воспитательную программу в школе на основании русской традиционной культуры. Традиционная культура не встречает сопротивления в душе ребенка, легко им усваивается, содержит твердую, проверенную веками нравственную составляющую и дает хорошую прививку против страшного информационного давления, которое сегодня производится через СМИ, интернет, средства рекламы, разрушительно влияющих на личность ребенка, воспитывающих эгоизм, гедонизм и культ потребления.

Как смотрится Приморье в желании познать смысл бытия - изучать православную культуру в сравнении с другими регионами России?
- Преподавание основ православной культуры у нас началось в 2004 году в двух городах - Находке и Спасске-Дальнем и Кировском районе. В этом учебном году предмет изучают в 19 районах из 34 всего в 52 школах (8% от общего числа).
Есть в России регионы, где предмет «Основы православной культуры» законодательно установлен частью регионального компонента учебного плана и преподается факультативно или как предмет по выбору для большинства учащихся. Например, в Белгородской области это 9149 классов с охватом более 130 000 учащихся. Не сильно отстают от Белгородской области другие центральные регионы России. Всего по России изучают основы православной культуры 430 000 детей из 39 регионов. Нам до центра еще далеко, хотя для нас этот предмет, может быть еще более важен: мы живем на стыке культур и нам, как никому важно, изучая другую культуру или просто общаясь с представителями иных культур, твердо знать свою.

- А что мешает?
- Исторически меньшая укорененность в русской традиции жителей Дальнего Востока и повышенная осторожность некоторых чиновников. В основном работа строится на инициативе «снизу», хотя поддержка от высшего руководства края и города Владивостока сегодня очень хорошая.

- Сегодня Конституция России дает нам свободу вероисповедания. Как устраняется противоречие между конституционным правом и засильем атеизма в школьных программах?
- Советская школа была частью советского государства построенного на атеистической идеологии. Сейчас государство является светским, т.е. свободным от какой - либо обязательной идеологии. Но дело в том, что основная часть работников образования воспитывалась в советское время, в атеистической идеологии и достаточно консервативна. Например, предметы естественнонаучного цикла. Сегодня есть учебники, которые знакомят учащихся с различными теориями возникновения жизни, в частности, и с теологической концепцией. Но если предмет преподает убежденный атеист, ничего в подаче материала не изменится. Конечно, если учитель знает другие точки зрения, он сможет сформировать правильное понимание проблемы.
Православное мировоззрение неотделимо от русской культуры. Произведения классической литературы, музыки, живописи пронизаны духом православия. У нас в лаборатории есть замечательные фильмы профессора М.М. Дунаева, где анализируются произведения классиков с позиции православного мировоззрения. Они великолепно впишутся в урок литературы. Есть интересные материалы по всем предметам гуманитарного цикла. Такой глубокий подход меняет работу учителя литературы, наполняя ее новым смыслом. Я искренне приглашаю к нам учителей на Курсы повышения квалификации «Православная культура в современной системе социально-гуманитарного образования». Особые возможности открываются для учителей истории, т.к. учебники не дают полной картины взаимодействия церкви и власти в становлении Российского государства. Эти пробелы можно восполнить при наличии определенной подготовки.

Источник: иформационное агенство «Восток-Медиа»


Андрей пишет 16.05.2014

Я работаю в школе и считаю, что изучать основы православной культуры не совсем правильно, так как контингент России является многоконфессиональным и преподавать тогда нужно основы как минимум трех религий - ислама, христианства (православие и католицизм) и буддизм - это три основные религиозные ветви, имеющиеся на территории РФ. Но также не надо забывать, что школа - храм науки, а не религиозных догматов. Преподавать религии как ознакомление с философскими верованиями - это одно, а внедрять в умы детей, что именно неизвестный Бог создал вселенную и прочие недоказуемые факты - это ересь и возврат к средневековью. Фактически, это - второе насильное крещение на Руси. Не надо забывать, что по конституции гражданин России имеет право верить или не верить в Бога. Многие родители верят в Бога по традиции, многие не верят вообще, и по закону -это их право - позволять ли ребенку до наступления совершеннолетия слушать проповеди попов или нет. Школа не имеет права пропагандировать в обязательном порядке религию, либо она должна также пропагандировать и атеистические ценности, которые по большей части подтверждаются фактами и опытами. В нашей школе большинство родителей, да и учеников отказались от изучения этой ненаучной дисциплины, так как доказано временем, что и человек неверующий в обществе ведет себя прилично и соблюдает нормы морали, как и среди верующих много людей нарушающих эти нормы. Многие ученики прямо заявляют, что вера - это их выбор, и они правы, ведь Бог дал право выбора - верить или нет. А сейчас церковь, теряя свой приход, пытается в добровольно-принудительном порядке пропагандировать свои догмы. Но разум пока торжествует над тьмой слепой веры. И на том благодарность эволюции!



Дионисий пишет 17.05.2014

Здравствуйте! Когда я учился школе у нас основы православной культуры преподавали на кружке доп образования. Мне и моим товарищам очень наравилось посещать эти занятия. В дальнейшем я стал ходить в Храм, исповедоваться и причащаться (добровольно). Никого вреда от этих знаний мне не было и не будет. В настоящее время мои дети ходят в воскресную школу. Им очень нравится изучать православие. Сегодня в наших школах очень низкое морально–нравственное воспитание. Забываются понятия совести, целомудрия, уважения к ближнему, любви... Дети предоставлены сами себе и никому нет до них никакого дела. В коллективе зачастую доминируют идеалы нашего современного мира. У мальчиков – крутого ганстера с сигаретой в зубах, у девочек – гламурная леди. Я считаю, что отговорки типа здесь светское заведение не оправдывают разврата. Нашим детям нужно преподавать основы православной культуры!


(Некоторые выводы из личного педагогического опыта)

“И мое дело – ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть.

Понимаешь, они играют и не видят, куда бегут,

а тут я подбегаю и ловлю их, чтобы они не сорвались. Вот и вся моя работа…”

(Джером Д. Сэлинджер “Над пропастью во ржи ”)

Споры о том, можно и нужно ли вводить в российских школах отдельный предмет “Основы Православной культуры”, вспыхнули несколько лет назад и, в общем, успели к настоящему времени порядком надоесть нашему обществу. В начале 2000-х, когда эта дискуссия только зарождалась и зачастую более напоминала кухонный спор, переходящий в “кулачный диалог”, различные политические силы пытались в преддверьях всевозможных выборов использовать проблему в своих целях, еще более усугубляя противоречия.

Время прошло, и страсти поутихли. Проблема же осталась. Более того, если несколько лет назад она находилась все более в области теории и перспективы (ОПК тогда преподавались в сравнительно небольшом количестве школ РФ), то на сегодняшний момент можно с большой долей уверенности говорить о практической стороне вопроса: все новые и новые школы, несмотря на сильнейшее давление со стороны Министерства Образования, вводят в своих школах факультативные занятия по данному курсу. И не только факультативные, о чем далее и пойдет речь.

Необходимо напомнить о том, что “Основы Православной культуры” - единственный школьный предмет, чье появление еще в 90-х годах XX века было полнейшей неожиданностью для государственной власти. Инициативу введения это предмета проявило само общество. Точнее, та его часть, для которой история традиционной русской культуры ассоциировалась напрямую с Православным Христианством и Русской Православной Церковью. Внеклассные кружки появлялись то в одной, то в другой школе, как в Москве и Санкт-Петербурге, так и в провинции. Вели эти кружки в массе своей учителя литературы и истории. Попытки кружков перейти на “легальное положение” мгновенно вызывало неистовую реакцию со стороны представителей так называемого “либерального” общества, куда, вкупе с представителями местной интеллигенцией, входили и входят, как правило, люди богатые и влиятельные. Обвинения в некоем “православном фанатизме” (а иногда и “фашизме”), “ущемлении прав других конфессий”, “ущемлении прав атеистов” и др. возникли отнюдь не в наше время, а являются старым и испытанным оружием российских либералов, придерживающихся еще дореволюционных традиций в деле критики русской культуры и Православной церкви.

Так или иначе, “Основы Православной культуры”, которые, специально или по незнанию, именуются противниками курса “Законом Божьим” или “Основами православия”, не только дожил до нашего времени, но и явно не собирается “кануть в Лету”. Являясь по самим целям, основам и конечному результату предметом культурологическим, а не религиозным, ОПК не несет никакого вреда ни “демократии”, ни “правам других конфессий”, ни уж тем более правам уважаемых атеистов. Нет смысла доказывать уже много раз доказанное. Автор данной статьи задался целью показать всем интересующимся некоторые небезынтересные особенности преподавания “Основ Православной культуры” в обычной средней школе.

Необходимо сразу оговориться: по существующей программе А. В. Бородиной “История религиозной культуры” (известна также как составитель учебника “Основ Православной культуры”), курс, прежде всего, предназначен для детей, обучающихся в 6 классах, с поправкой, что “на первом году введения курса рекомендуется и в старших классах”. Однако это обстоятельство нисколько не отражается на том, что ОПК изучают и ученики 5-х классов.

Есть один очень важный момент. Главная ответственность в передаче знаний лежит на учителе в большей степени, чем на учебнике, однако роль последнего все равно немаловажна. Основная особенность преподавания ОПК в школе №18 состоит в том, что учебников по данному предмету в школе нет. Рекомендовав ввести курс ОПК в местных школах, районный Департамент образования нисколько не озаботился финансовой поддержкой данного проекта. Единственным “жестом доброй воли” был подарок школам, в которых вводились ОПК, - полное собрание Православной энциклопедии. Конечно, это действительно неоценимая помощь любому преподавателю ОПК, однако этого все равно недостаточно. Учебники по ОПК (хотя бы 30-40 книг) повысили бы качество преподавания во много раз. Напрашивается вопрос: почему бы родителям детей самим не купить этот учебник? Ответ будет очевиден тому, кто хотя бы немного поработал в школе, где учатся дети людей, месячной зарплаты которых хватает лишь на то, чтобы прокормить свою семью, и чей семейный бюджет не рассчитан на что-то большее.

Несмотря на подобного рода проблемы, можно с большой долей уверенности говорить о позитивных моментах. Их много, но главное состоит в том, что ученики, особенно старшие, интересуются предметом. Особенно это стало заметно в период изучения сюжетов Ветхого и Нового Заветов. Школьникам, как младшим, так и старшим, интересно было узнать о связях между современными научными открытиями и чудесными событиями, описанными в Библии. Так, например, было во время рассказа о Всемирном потопе и об упоминаниях о нем в древних китайских, вавилонских и других сочинениях. Об увлеченности библейскими сюжетами говорят и жаркие споры между старшеклассниками по поводу описанных чудес, продолжающиеся и после урока.

Мотивация детей, в общем, и в целом велика. И это неудивительно: живой и яркий язык библейских сказаний, сильные, мудрые и, главное, добрые герои, способные жертвовать жизнью за свою Веру, инстинктивно привлекают души ребят, еще не до конца испорченные современными представлениями о том, каким должен быть человек XXI века.

Однако сложности есть и их довольно много. Прежде всего, это связано с педагогической запущенностью многих учеников из так называемых “неблагополучных” семей. Понятно, что в 14-15 лет воспитательный момент (а это одна из основных целей ОПК) очень тяжело, а главное негативно воспринимается многими подростками, тем более что 1/4 учащихся – воспитанники местного детдома, дети асоциальных элементов. Несмотря на то, что детдом активно сотрудничает с местным, Савинским церковным приходом в деле духовно-нравственного воспитания, а многие домашние ученики - из семей, называющих себя религиозными, быть верующим или даже просто воспитанным считается в подростковой среде зазорным. И это понятно и объяснимо: образ “крутого парня” и “клевой девчонки” упорно навязывается телевидением и шоу-бизнесом, причем последний сознательно противопоставляет себя духовно-нравственным ценностям (например “Фабрика звезд”). Именно поэтому в первую очередь среди многих подростков несерьезно и тяжело воспринимаются (или вовсе не понимаются) рассказы о подвижничестве христианских святых и ветхозаветных персонажей, благостной и чистой жизни которых необходимо подражать нам всем. Создается противоречие: на “Основах Православной культуры” 15-летний ученик слушает о страданиях Иова, готового пожертвовать всем из-за любви к Богу, а затем, приходя домой и включая телевизор, видит вполне самодостаточных поп-звезд, пятиминутное кривлянье которых на сцене под фонограмму приносит им вполне ощутимое благополучие и которые явно не страдают из-за отсутствия любви к Богу и людям. Обучать такого подростка необходимо, скорее всего, упорным диалогом, возможно, даже спором, доказывая ему, что курить марихуану – это совсем плохо, несмотря на то, что этому учат ныне популярные “растаманы” и все подражающие им. А помочь пьяному, лежащему в сугробе, и не посмеяться над ним с друзьями - это не просто “хорошо”, это - “правильно”.

Конечно, речь идет, прежде всего, о подростках; учащиеся 5 и 6-х классов пока не так затронуты антивоспитательной деятельностью ТВ, но и за их души уже сейчас идет борьба. Ребенок, еще не достигший возраста подросткового максимализма и комплекса неполноценности, подобен губки, впитывающей все подряд. И здесь важно именно то, что “впитывает” 10 и 11-летнее существо. Будет ли это нравственный язык Библии и христианской культуры, основанный на любви к людям, умении видеть прекрасное в добрых поступках, или эгоизм современной западной культуры, которая пока не дала миру ничего существеннее поп-музыки и сетевого маркетинга? Впрочем, об этом говорилось в церковной и светской печати много раз. Практически же, во время преподавания ОПК в 5-6 классах чувствуется большая разница в восприятии воспитательного материала по сравнению с 8-9 классами (до некоторой степени с 7 классом – это своего рода возрастная граница) где, как правило, более скептически относятся к тому, что выходит за рамки увлекательных библейских рассказов. Детям, в отличие от подростков, более понятна фраза “это хорошо, а это плохо”.

Примером может служить рассказ о Каине и Авеле: 11-летний Дима К. (6 класс) во время ответа с увлечением расписывал добродетели Авеля и злобное состояние гордеца Каина, с возмущением рассказывал об убийстве, в конце рассказа сделал вывод - завидовать плохо, зависть ведет к страшным поступкам; 15-летний Костя Ш. (9 класс) “дежурным” голосом рассказал все подробности вышеназванной истории, сделал заученный вывод, что зависть и гордыня – причина несчастий, однако от себя добавил, что не согласен с утверждением, что гордыня – грех, и что это утверждение, по его мнению, явно устарело. Как видите, главная задача учителя в последнем случае попытаться объяснить ученику-подростку весь смысл слова “гордыня” (превозношение себя перед другими, т.е. отношение к другим людям как к вторичному явлению), однако ученик, скорее всего, упрямо будет придерживаться своей и, по его мнению, “выстраданной” точки зрения. Ведь так говорят многие: что плохого в гордости? С другой стороны, учитель будет наверняка знать, что 11-летний ученик, в следующий раз, услышав слово “гордость”, еще подумает, относится ли к нему с позитивной точки зрения.

На основании этого примера конечно нельзя делать вывод о том, что на подростков нужно “махнуть рукой” как на потерянных для духовной жизни людей и сосредоточить все воспитательное внимание на доподростковом возрасте. Это не так. Всем преподавателям ОПК, работающим не в факультативе, куда записывались в основном и записываться будут верующие дети из верующих семейств, а с детьми, которые пришли на урок Православной культуры, потому что так написано в расписании, т.е. воспринимающие его как еще одну цепь на своих школьных “кандалах”, необходимо помнить одно: на них лежит ответственность, несоизмеримая с ответственностью учителя математики, истории или литературы. Не случайно эпиграфом статьи стали слова Сэлинджера, вложенные им в уста как раз подростка Холдена Колфилда. Учитель именно и делает то, что “не дает упасть детишкам в пропасть”, в которой, кроме физиологии и отсутствия духовного смысла существования, ничего нет. И особенно важно не дать упасть подросткам, потому что уже на следующем этапе жизни их индивидуальность может безвозвратно превратиться в набор простейших инстинктов.

ОПК – это предмет культурологический скорее не в том смысле, под которым понимает культурологию литература или художественная культура, т.е. дающий знания, прежде всего по истории материальной и духовной культуры человечества. Культурология, на мой взгляд, выражается в изучении культуры духовной жизни на примере христианства, его морально-нравственных ценностей. Цель в том, чтобы к окончанию курса у школьников появился выбор, которого школа в своей советской традиции зачастую детей просто лишала. Изучая историю христианства, Православной Церкви, русской православной культуры, связанной непосредственно с христианским духовным опытом, подросток получит лишний повод подумать о том, в какой стране он живет, каких ценностей придерживались его предки, почему люди, не раздумывая, шли на смерть из-за своих религиозных и духовно-нравственных принципов. А главное подросток поймет, что есть что-то в жизни еще, кроме еды, сна и удовольствий. И как показывает опыт работы в школе №18, уже сейчас некоторые подростки осторожно ставят перед собой этот вопрос. Автору кажется, что наркомания, алкоголизм и тюрьма имеют меньше шансов угрожать человеку, хотя бы немного знакомому с православной культурой и православной верой.

Необходимо развеять миф о том, что введение ОПК в школах приведет к столкновениям на межнациональной и межрелигиозной почве. Наблюдения за школьниками всех возрастов показали, что это не так. Для многих подростков было открытием узнать, что христианство говорит и о любви к иноверцам, не призывает к борьбе с ними или насильному переводу в свою веру. Открытием для русских детей было то, что, оказывается, армяне (представители этой национальности также учатся в школе №18), также как и русские – христиане, пусть и немного отличающиеся в догматах. Во время изучения Ветхого Завета мусульмане узнали о том, что ислам глубоко чтит Адама и Еву, Авраама (Ибрагима), Моисея (Мусу) и др. библейских персонажей. Стимулировало интерес к предмету у обучающихся известие о том, что Иисус Христос, Дева Мария пользуются уважением у мусульман (Иса, Мариам). То есть историческая связь религиозных учений – христианства, ислама и иудаизма сыграла некоторую объединяющую роль в отношениях между детьми разных национальностей и вероисповеданий.

В заключении хотелось бы сказать, что главным врагом введения курса “Основ Православной культуры” (хотя бы факультативного) в школах РФ является не какие-то таинственные и злобные политические силы и не загадочные демонизириванные политики, а обыкновенное человеческое невежество. Являясь предметом культурологическим, ОПК, о чем можно уже сейчас с уверенностью говорить, может сыграть важную роль в деле избавления российского общества от многих язв, добычей которых становятся зачастую именно дети. Ведь каждый знает, что человек, укрепленный вполне конкретными духовными, нравственными и религиозными представлениями, уже не является такой легкой мишенью для низменных пороков. И глупо каждый раз ссылаться на “цивилизованные” Европу и Америку, в которых вскоре преступлением будет считаться ношение нательного креста и откуда нескончаемым потоком приходят “волки в овечьих шкурах” – секты.

А. В. Бородина “Основы Православной культуры” (учебно-методическое пособие) М., 2004 стр.2