Шуйское княжение архимандрита Никона (Фомина). У него был дар воспитания монашествующих. Памяти архимандрита Наума (Байбородина) Игумен вонифатий клименко биография семинария ивановская

21 октября исполнилось 9 дней, как отошел ко Господу архимандрит Наум (Байбородин). О старце вспоминают сослужители и чада, среди которых также большинство служащих Господу – епископов, священников, монахов.

Он не боялся говорить правду
Схиархимандрит Илий (Ноздрин):

– Отца Наума я знаю давно, уже, наверное, лет 50. Он подвижник.
Приезжал к нам в Псково-Печерский монастырь, когда я там еще нес послушания. У него в Печорах был друг архимандрит Анастасий из-под Киева, болел отец Анастасий очень сильно… Надо призвать народ, чтобы и об упокоении отца Анастасия сейчас помолились. Нужно всегда молиться и о близких усопшего: родители у отца Наума папа Александр, мама Пелагея.
Мы с ним и потом на протяжении всей жизни постоянно встречались в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре или где-нибудь еще в поездках. Удивительно как, что он пришел в Лавру на Покров и преставился 60 лет спустя под этот праздник.
Отец Наум – старец, он принимал народ. А это труд такой, который требует перемены деятельности, иначе «закопаешься» так, что не встать, – поэтому он так усердно молился и окормлял, конечно, по молитве к Богу.
Он не боялся говорить правду, вразумлял народ. К сожалению, не все священники на это отваживаются. Чего ждут? Пока опять разверзнется адская бездна и будут вешать и убивать? Безусловно, за правду на батюшку очень много нападок было, даже отравить пытались.
Архимандрит Наум – воин духовного фронта, военачальник, он сдерживал своим словом, благословениями и молитвой сильнейший натиск врага на нашу страну и вообще на человека как создание Божие. Люди сейчас особенно должны подвизаться, молиться, каждый день читать Евангелие и жить по нему – это очищает; участвовать в Таинствах церковных.
Вы только представьте себе: грех каждого человека имеет космическое значение, подталкивает мир к катастрофе; точно так же и добродетели любого из нас в силе предотвратить беду.

Он завещал нам всегда быть с Богом
Иоанн (Руденко), епископ Воркутинский и Усинский (Воркутинская епархия):

– От отца Наума всегда исходило спокойствие, мир. Люди к нему приходили с разными бедами, скорбями, ЧП, несчастными случаями и т.д. А батюшка всегда – с Богом. Это устроение он и нам завещал. Господь неизменно спокоен. Дай Бог нам хоть в малой мере стяжать это присущее старцу единение со всевидящим и всеведущим и управляющим нашей жизнью Творцом, тогда и суетиться не будем. Надо же наследие от старца воспринять.

Он предотвращал расколы
Схимонахиня Серафима (Антипина), московский Покровский ставропигиальный женский монастырь:

– Отца Наума я знаю уже более 30 лет. Много он сделал доброго для всей нашей семьи. Детей моих женил, замуж отдал. Помню, дочка закончила училище, а он ей и говорит: «Всё, хватит учиться, я тебе жениха нашел!» И знакомит ее с семинаристом. А ему говорит: «Вот, Геннадий, тебе жена!» И такие семьи крепкие, теплые получались. Сколько деток по его благословению родилось. Когда его люди слушались, всё было хорошо. Меня он сначала на монашество, потом на принятие схимы благословил.
Когда началась смута с паспортами, отец Наум быстро всех поставил на истинный путь: «Ну сожжете вы эту бумажку, и что с того? Дух-то у вас какой?» Он тогда просто переломил эту раскольничью тенденцию, когда даже священники своим прихожанам говорили отказываться от паспортов. Отец Наум говорил, что дело сейчас не в этом, еще страха нет, никуда уходить в катакомбы не надо. «Молитесь, – наставлял, – тем и задержите страшные времена». Он, помню, мне даже говорил, чтобы я ему побольше привозила таких, плутающих. Он мог образумить.
Отец Наум был очень прост в общении и доступен. Единственное, он был всегда таким стремительным, что его надо было еще умудриться догнать. Но если хватало сноровки, батюшка уже не отказывал в слове утешения и наставления, благословлял, молился за тебя.

«Иди слушайся!»
Протоиерей Афанасий Карюгин, настоятель храма блаженной Ксении Петербургской у озера Иссык-Куль (Бишкекская и Кыргызстанская епархия):

– Отец Наум издал потрясающее количество духовной литературы. У него в Сергиевом Посаде был у кого-то из чад домик неподалеку от Лавры, весь заставленный книгами, там целые машины приезжающие к нему загружали и везли каждый в свои веси и города людям на раздачу. По этим книгам будет воспитано еще не одно поколение христиан. В его сборниках такие жемчужины духовного опыта собраны! Открываешь любую книгу и зачитываешься. Остается только себя понуждать к исполнению прочитанного в память старца.
Самого меня отец Наум из мира вытащил, я, можно сказать, хулиганом был, а он меня священником сделал. «Иди, – сказал, – слушайся». Слава Богу, у меня тогда хватило ума послушаться отца Наума! Остальное всё по его молитвам устроилось.
Представляете, а он тогда к нам далеко в горы Киргизии буквально на пять минут заехал и остался на 10 дней. За это время многих обратил к вере, и еще многие обратятся, прочитав написанную им тогда в наших горах книгу, «Путеводитель» называется. Их тогда к нам трое, как Ангелы к Аврааму, явилось: нынешние митрополит Астраханский и Камызякский Никон, епископ Щадринский Севастиан (бывший протоиерей Александр) и отец Наум.
Встреча со старцем изменила всю мою жизнь.

Знакомства на вырост
Савватий (Перепелкин), епископ Ванинский и Переяславский (Приамурская митрополия):

– Отец Наум - старец всея Руси. Он изменил жизнь многих людей, и тем самым он изменил жизнь нашей страны. Все, кто к нему попадал, замечали, что жизнь их меняется, ее уже делили на ту, которая была до и после встречи.
География его влияния простирается на всю каноническую территорию Русской Православной Церкви, не только в России, но и далеко за ее пределами. Со всего мира к нему ехал народ. Иногда он тебя благословлял с кем-то познакомиться, ты сначала не понимал зачем, а через некоторое время что-то в твоей жизни менялось именно так, что тебе нужна была помощь этого человека.
У отца Наума была огромная любовь к людям. Когда к нему приходил человек, он старался сделать максимум, чтобы приблизить эту душу к Богу. Делал всё, чтобы эта душа спаслась. Его отличало неравнодушие. При этом в нем не было никакой страстности, а всегда чувствовалось просто доброе расположение к каждому, спокойствие. Знаю, что многих батюшка исцелял.
Милость Божия, что мы соприкоснулись с отцом Наумом. Надеемся, он и дальше будет присутствовать в нашей жизни.

От Адама до Потсдама
Иеромонах Феодор (Юлаев), преподаватель Московской духовной академии и семинарии:

– Когда я еще сам учился в Московских духовных школах, мы, студенты, как-то раз вместе с отцом Наумом ездили на праздник Рождества Пресвятой Богородицы в местечко Епифань. Расположено оно недалеко от Куликовского поля, там погребали наших убиенных воинов. Старец ехал туда служить Литургию. Вставать нам пришлось в половине четвертого утра. Для студентов это была несусветная рань.
Доехали, батюшка отслужил там Литургию, сказал вдохновенное слово. Потом мы ехали назад, в Лавре оказались часам к пяти вечера. У нас, студентов, была только одна мысль: добраться побыстрее до кроватей и, рухнув, забыться сном.
А батюшка Наум бодрым шагом проследовал в Троицкий собор, участвовал там в пении воскресного Акафиста. Но и этого мало: он еще и после Акафиста сказал свое обычное слово! А оно включало описание времен, как говорили, «от Адама и до Потсдама», а то и до Второго Пришествия.

«У тебя жена была…»
Иеромонах Софроний (Обухов), клирик Патриаршего подворья при храме в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» в станице Приазовской Краснодарского края:

– Отец Наум умел в каждом разглядеть то, к чему человек Господом предназначен. С кем-то надо было построже, с другим помягче разговор повести, чтобы человек осознал свое призвание. В этом и проявлялся дар рассуждения, которым Господь наделил старца. Со мной батюшка держал себя сурово. Я где-то году в 1996-м попал к нему впервые. Он мне сразу сказал: «У тебя жена была…» «Как это, – думаю, – была?!» А она через полгода действительно ушла!
К батюшке я уже тогда постоянно ездил, и он на протяжении пяти лет спрашивал у меня: «Будешь монахом?» «Не знаю», – говорю. Хотя желание уже вызревало, но и нерешительность еще присутствовала. А когда я уже спустя пять лет к нему приехал, он уже сам внутренним взором как-то увидел, что я утвердился в этом пути, и отправил меня в монастырь.
Архимандрит Наум мне на всю мою оставшуюся жизнь точно буйки проставил, за которые мне в духовной жизни «заплывать» не надо. Он вообще, наверное, всем своим чадам на будущее всё сказал. Проходит время, человек дорастает до понимания сказанного, и в целом картинка слов старца проясняется. Я уже много лет окормляюсь у батюшки, что-то произойдет, и сразу на память его слова приходят, сказанные, может быть, за годы до того, но они тебе и сейчас помогают. Какой же мудростью его Господь наделил! Явно батюшка наставлял нас, действуя по благодати Божией.

«Дали тебе дыхание!»
Протоиерей Олег Топоров, настоятель храма апостола и первомученика архидиакона Стефана в станице Запорожской (Новороссийская епархия):

– Отец Наум в истории Церкви нашего Отечества уникальное явление. Таких людей, как он, если и рождается на поколение 4–5 человек, то они своей молитвой держат весь мир. Святитель Иоанн Златоуст сказал: «О святых мы знаем только то, что они о себе не смогли скрыть». Батюшкина святость многим была неочевидна, потому что он ее и не выставлял напоказ.
Среди его духовных чад были очень разные люди: попадались и внутренне неустроенные, и духовно скрученные, были уже даже потерянные для этой жизни. И тем не менее он, как настоящий пастырь, видел ту сокрытую от нелюбящих глаз жемчужину, которая есть под нагромождением грехов и неправильных поступков в каждом, раскапывал ее и восстанавливал в человеке образ и подобие Божии. Надо было только слушаться отца Наума.
Вот стоит к нему очередь – и вдруг духовно воскресает человек! – и никто этого не замечает, беседа идет своим чередом, в очереди люди так и переминаются с ноги на ногу – и вдруг кто-то исцеляется от смертельной болезни! – но все это здесь в порядке вещей, еще десятки людей ждут своей очереди, прием продолжается…
У батюшки была необыкновенная любовь ко всем. Он подавал величайшее утешение. В нем сочетались многие духовные традиции: и преподобных Сергия и Серафима, и Оптинских старцев, и святого праведного Иоанна Кронштадтского. И при всей своей духовной необъятности он был всегда прост, доступен, скромен. Даже как-то незаметен. Бывало, что и в некотором поношении пребывал и относился к этому спокойно (см.: Мф. 5: 11).
Мне вспоминается случай, когда одна женщина, мать двоих маленьких детей, заболела тяжелым недугом, при котором легкие точно «цементируются» и вылечить их уже невозможно, а если делать операцию, то прикосновение скальпеля оборачивается тем, что легкие начинают крошиться. И вот эта мать, которой врачи сказали, что жить ей осталось не более двух месяцев, в отчаянии приходит к отцу Науму, стоит в очереди, потом подходит к старцу, он начинает с ней разговаривать и в какой-то момент как-то невзначай говорит:
– Ну вот, дали тебе дыхание.
А потом оборачивается на тех, кто был с женщиной, и говорит:
– Что вы ее ко мне привели? Ее надо к врачу вести! Я что, врач? – и ей говорит: – Иди-иди к врачу.
А когда ранее обследовавший ее профессор провел очередные исследования, то констатировал, что она полностью исцелилась. Вот такое чудо! «Дали тебе дыхание!» Такое дыхание духовной жизни батюшка дарил в изобилии всем. Кто способен был вместить этот дар, принимая его, воскресали к вечной жизни.

В Архангельском чине
Игумен Вонифатий (Клименко), первый проректор Ивановской семинарии:

– Старец Наум каждодневно ходил на утренний, в 5:30, братский молебен, еще и до него успевал в своей келлии прочитать, бывало, по несколько глав Евангелия. Но также он неопустительно бывал и на вечернем богослужении, насколько у него было сил к этому. У нас, его чад мужеского пола, было так заведено, что если кто не успел или не попал к нему утром на исповедь, когда он принимает, то мы шли в храм, заходили, у кого было благословение, во святой алтарь, где он обычно молился по вечерам, и там просили его поисповедать. Тогда же можно было задать и решить различные вопросы.
Однажды, когда я пришел к нему в придел святого великомученика Феодора Стратилата в Успенском соборе, он в какой-то момент исповеди спросил меня:
– Как ты думаешь, может ли у человека Ангелом-хранителем быть Архангел?
Тогда я припомнил, что где-то в житиях или в другом источнике прочел, что у преподобного Антония Великого был не простой Ангел-хранитель, а именно Архангел. И я отцу Науму ответил утвердительно:
– Думаю, что может.
Он тогда, по-моему, сказал, что ни в каком догматическом богословии таких тайн не записано, и много вслух славил Господа за Его милость к нам, грешным человекам, за то, что Господь даровал нам постижение Его неизреченных таин.
«Болезни бывают за грехи, в том числе за грехи родителей и дедов, – говорил отец Наум. – А врачи современные подчас не лечат, а калечат». Поэтому, чтобы облегчить болезни, надо творить больше добрых дел, не упускать случая проявить милосердие, – наставлял он.
Старец, нелестно характеризуя нынешние времена, также говорил, что нельзя подпускать к детям учителей-блудников и учителей-атеистов, ибо они будут детские души губить и развращать. Чтобы преподавать в школе, – говорил он, – будущий учитель должен прочесть: Евангелие, все двенадцать томов житий святых, творения святоотеческие и много другой духовно-нравственной литературы. Общество только тогда начнет выздоравливать, когда детей в школах будут учить верующие люди, а учителей-развратников и богоборцев будут отстранять от преподавания.
«Перед революцией 1917 года была уже подобная ситуация, – напоминал отец Наум. – Тогда в общеобразовательные школы и духовные семинарии внедряли учителей и преподавателей революционеров, развратников и богоборцев. Они-то и всевали по указке своих хозяев религиозный скепсис, развращали семинаристов и малолетних учеников». «Как это может кит проглотить человека?! – восклицал богоборец, прорвавшийся преподавать в семинарии, комментируя Книгу Ионы пророка. – У кита глотка маленькая, он больше кулака ничего съесть не может, и это, мол, антинаучно, что написано в Библии». Святитель Филарет (Дроздов), умнейший человек своего времени, на это недоумение отвечал: «Если бы в Священном Писании было написано, что не кит проглотил Иону, а Иона – кита, я бы и этому поверил». Но еще не укрепленные умы могли соблазниться уловками провокаторов. Отец Наум приводил данные, опубликованные некогда в журнале «Вокруг света» (по-моему, за 1976 год или ранее), где описывался реальный случай: упавшего у берегов Южной Америки за борт с канадского китобойного судна матроса проглотил кит, а через сутки из брюха кита достали этого матросика, покрытого всего кровавым потом, но живого и невредимого.
Примечательно, что 40-й день – срок, когда предстанет душа человека пред Творцом, чтобы выслушать приговор частного суда, совершающегося до Суда всеобщего, – у батюшки Наума приходится на 8/21 ноября – празднование Собора архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных. Верую, что архимандрит Наум будет причтен к Архангельскому лику, как и глубоко чтимый им святой старец Варсонофий Оптинский. Про преподобного Варсонофия сам отец Наум нам говорил, что тот в райских селениях в чине Архангела. Ведал это старец.

«…хочешь – Ангела, хочешь – демона»
Игумения Анатолия (Баршай), настоятельница Свято-Никольского монастыря г. Приволжска (Ивановская митрополия):

– Батюшка говорил, что я на его руках выросла. 35 лет я у него регулярно окормлялась. В первый раз меня к нему привели, когда мне было 6 лет, в Предтеченский храм, там он принимал исповедь. И меня он стал про грехи спрашивать, а я уже была «подкованная», поэтому урезонила старца: «Мне еще рано исповедоваться, так как нет еще семи лет».
Потом, в 16 лет уже, помню, он меня однажды крепко отругал за какие-то мои молодежные делишки, так что я к нему долго еще не подходила. А в 20 лет у меня появилось горячее желание послужить Богу. У меня была ревностно благочестивая бабушка, и, так как вся наша семья, включая моего папу-священника, окормлялась у отца Наума, она мне сказала: «Без батюшкиного благословения – никуда!» – и я пошла к старцу, уже настроившись, что сейчас он меня будет очень сильно ругать. Так и было, но я «уготовихся и не смутихся» (Пс. 118: 60). Снова стала к нему ходить, уже осознав, что Богу иначе нельзя служить, – невозможно, чтобы тебя при этом только по головке и гладили.
Помню, к нему как-то в келью зашла Светлана Ивановна Романенко из Регентской школы; она стоит, а я перед батюшкой на коленках, и он, указывая на меня, говорит ей:
– Вот сырая глина, в какие руки попадет, то и вылепят: хочешь – Ангела, хочешь – демона.
Я уже старалась не отходить от отца Наума, пусть уж лучше он лепит. Он меня всему научил, ко всему привел, от всего отмолил.
В Хотьково сейчас служит архимандрит Амвросий (Кравчук), раньше его звали отец Анания. Сидели, помню, в приемной, ждали, когда батюшка примет. А рядом со мной оказалась какая-то женщина, которая всё со мной заговорить пыталась и вдруг рассказала о том, что она следователь… Я сразу насторожилась, думаю: надо будет батюшке сказать, что это шпионка какая-то. Тогда все-таки еще советские времена были. Тут зазвонили на позднюю Литургию, батюшка вышел и говорит:
– Идите все на службу, причащайтесь…
Увидел отца Ананию и спрашивает:
– Кто знает, кто такой Анания в Новом Завете? – и начинает рассказывать: – Это тот, кому Господь явился и сказал: «Сейчас Я к тебе приведу Савла, ты возложишь на него руку и введешь в число братии». А вы вспомните, что подумал Анания, как малый ребенок! «Господи, Ты не знаешь, а я Тебе сейчас такую тайну открою: это же шпион!» (См.: Деян. 9: 10–16).
А я слушаю и чувствую, что это меня батюшка обличает! Поклонилась и говорю:
– Батюшка, простите, всё понятно.
Батюшка – прозорливец, у него голова, как мощнейший компьютер, работала. Всегда сразу всё просчитает и сделает так, чтобы никого не обидеть. Помню, однажды стояли в очереди к батюшке, я была с игуменией, матушка прошла вперед, а у двери стоял несколько вздорного характера человек по имени Анатолий, и тут батюшка выглядывает и обращается ко мне:
– Анатолия, зайди!
А мой тезка, видимо, подумал, что его зовут, и подался вперед. Батюшка сразу всё понял и, столкнувшись с ним взглядом, тут же ему сказал:
– О! Ты-то мне и нужен. Там у того-то такая-то проблема, иди ему помоги.
Вот так разрулил возникшее искушение.
Батюшка очень чтил иерархические чины. Никогда ничего супротив вышестоящего не скажет. У меня была такая ситуация. Я училась в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре у отца Кронида печь просфоры. Вернулась к себе на приход, где я тогда еще в миру регентом была, собралась там печь просфоры. А настоятель говорит, что всё надо делать совсем по-другому. Я уперлась: «Меня же, – думаю, – в Лавре учили! Спрошу-ка я сейчас у батюшки…» Но не могу же я ему так и сказать, что настоятель иначе велит, понимаю, что батюшка меня тогда сразу на место поставит. Решила хитро спросить.
– Батюшка, а просфоры так или так надо печь? – интересуюсь.
– Ты с настоятелем своим посоветуйся: как он благословит, так и пеки, – ответил отец Наум.
Про преподобного Сергия говорится, что, как воин перед воеводой, как сын перед отцом, как раб перед господином, он пред Богом ходил и всех так учил, – так и батюшка Наум нас наставлял не ссылаться на то, что время сейчас какое-то другое, нет: «Иисус Христос вчера и днесь той же, и во веки» (Евр. 13: 8).

Старцы отнимаются у народа
Протоиерей Владимир Чувикин, ректор Николо-Перервинской семинарии:

– Отец Наум – это целая эпоха в жизни Церкви и нашей страны. Его хиротония в иеродиакона в 1958 году состоялась на память преподобного Сергия, а ровно через год в этот же день его рукоположили в иеромонаха, с тех пор он, сам учась у преподобного Сергия, учит и окормляет народ.
В этом 2017 году от нас ушли один за другим старцы Кирилл (Павлов) и Наум (Байбородин). Еще давно отец Кирилл говорил: «Мы с отцом Наумом в один год уйдем».
Это знамение времен: старцы отнимаются у народа. Именно потому, что люди уже не способны воспринять волю Божию. Обращаются к подвижникам с корыстными целями, чтобы выпросить благословение на что-то угодное им самим. «Это нам надо, то нам надо…» – тараторят. Никто не говорит: «Какова воля Божия, как вы, батюшка, благословите, так и будет».
Верим, что есть еще надежда на исправление народа. Хотя один из окормляющихся у старца епископов передал, что слышал из уст отца Наума слово, сказанное в сердцах:
– Нынешний народ уже неисправим, он подлежит истреблению.
Такие грозные слова проречены. Это настораживает и обязывает в память о батюшке помнить его заветы, наставления и жить так, как он учил. По Евангелию.
Отец Наум – прозорливец. Это неоднократно подтверждалось.
Помню, однажды (это было лет 15 назад) зашел разговор о богослужении, и кто-то из священников спросил у батюшки, можно ли сокращать службу. Отец Наум весьма грозно ответил:
– Если хочешь, чтобы Господь твою жизнь сократил, то можешь сокращать богослужение.

Вечная память отцу Науму!
По-человечески мы скорбим, но по-христиански уповаем, что обрели молитвенника на Небесах.

В связи с тем, что последнее время в интернете появляется много материалов (исходящих от одного и того же круга лиц), порочащих сайт нашей обители и имя моего покойного духовного отца, вынужден опубликовать мой ответ на экспертную оценку сайта двумя лицами Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии: игуменом Вонифатием (Клименко) и игуменом Мефодием (Кондратьевым).

I. Ответ книжникам на критику «Повести об Иоанне, затворнике Старошайговском».

Поскольку вы, иг. Вонифатий и иг. Мефодий встречались с подвижниками только на страницах книг и не обладаете личным опытом в этих, да и в других делах (за исключением канцелярских и фискальных), думаю, что имею право назвать вас «книжниками» без особой натяжки. Тем более, что пасквиль, на который мне приходится отвечать, есть просто заказ, и, вероятно, оплачен тем или иным образом, необязательно серебром. Человек же, которого вы порочите, мой духовный отец, на его могиле стоит Церковь с престолом Серафима Саровского и люди посещают ее и исцеляются, он сорок лет постился и молился в затворе в то самое время, когда само слово «молитва» считалось криминальным, а нынешние отцы игумены едва ли не ходили в красных пионерских галстуках. Кстати, от духовного отца мне предложили отказаться публично. Каков совет? Вывод о нравственном лице советчиков напрашивается сам собой.

Боюсь, что сейчас вы даже не покраснеете. Ибо слово «затвор» знаете тоже из книжек, а сами не способны и недели пробыть в нем. Сведения об Иисусовой молитве вы черпаете оттуда же, что само по себе неплохо, только чувствуется, и книги-то мало читали по этому вопросу, не то что практиковаться. Замечу, что писал-то я не для таких как вы, а для тех, кто способен вдохнуть и почувствовать аромат строгой духовной жизни человека, отказавшегося от мира, подвижника нашего времени. Но вы ведь без компьютера никуда и без теплого туалета. Зачем же вы полезли в такую чужую для вас атмосферу? Послушание? От некоторых послушаний лучше отказаться, чтобы не потерять права считаться порядочным человеком. Но вам, конечно, истинное монашество понятно не будет, пока не покаетесь в вашем бутафорском монашестве.

Не хотелось бы тратить много времени на оправдание, поэтому отвечу на самое главное, а словесный понос, который преобладает в этой так называемой экспертной оценке, опущу.

  1. Авторы обвиняют меня в проповеди учения реинкарнации души. В моей повести написано: «одному из моих друзей, никак не хотевшему расставаться с привычными страстями, старец сказал, что ему не удастся в этой жизни отмолить свои грехи, но по милости Божией ему предстоит родиться бычком. Бычок в смирении проживет свой год-два, жуя то, что дают и идя туда, куда ведут, пока не зарежут и, тем самым, не освободят к лучшей жизни. Приятель этот рано умер, попал в аварию, в соответствии с тем, что я писал выше. Безусловно, прямой смысл этих слов подавляющее большинство православных христиан сочтут веянием восточных учений. Но откуда у мордовского крестьянина, не читавшего ничего, кроме Библии, подобные веяния? Однако и во многих других изречениях старца Ивана нам трудно установить, где кончается притча и начинается прямой смысл. А может, в „мордовском языке“ этой условной границы вовсе не существует?» Разве не достаточно оговорки о возможной притче? Нет, игуменам очень хочется обвинить меня в ереси. Но тогда пусть вместе со мной они обвинят и святого Дмитрия Ростовского, который пишет: «В городе Вавилоне был царь Навуходоносор, который за свою гордость был превращен Богом в вола и который ел в пустыне траву в продолжение семи лет». (Дмитрий Ростовский, том I, стр. 268, М. 2005). Или: «...и в последующее время совершалось нечто подобное, ибо Навуходоносор превратился в вола, а Тиридат в вепря, когда на них нашла казнь Божия». (Синопсис, С-Петербург, стр. 180). Придется, видно, вам писать донос теперь и на святого Димитрия. Вот только кому? В тот же адрес? Субординация не позволит. А вот псалом XLVIII: «Приложися скотом бессмысленным и уподобися им»? Это что, у царя Давида для красного словца? Или сами уподобились? Что, не читали отцы, или скажете, что это притча? Тогда почему старцу Ивану отказываете принять за притчу его слова. Заказ? Понимаю. Видите, не все так просто в жизни, как хотелось бы и как очень хочется тому человеку, у которого «в голове одна извилина и та прямая»!
  2. О изменении сроков жизни за ругань. Вы негодуете и говорите о том, что знаете случаи, когда матершинники ругались до гробовой доски. Ну разве это разумное доказательство? А может быть, гробовая доска была бы позже, если бы человек не ругался? Такое вам не пришло в голову? А почему? Епископ не велел? Или с матом не хочется расставаться?
  3. Вы утверждаете, что с животными нельзя разговаривать, только понимать их? Это вы не можете, но ведь есть люди и поумнее и поправеднее вас. А простейшие свистульки птичьи, а манки, а волчий вой охотников? Ох, плохо быть богословом без Бога.
  4. Как доказательство неправды иг. Агафона вы пишете, что нельзя поцеловать мать-покойницу с лицом, наглухо завязанным полотенцем. Ну, вот как хочется книжникам, чтобы Агафон написал, что он сдвинул полотенце на секунду или не были завязаны губы, а он вот не написал! Конечно, врет Агафон. Так проще отработать заказ.
  5. О влиянии имени на судьбу человеческую братья игумены так категорично говорят слово «нет», как будто они этот вопрос изучали всю жизнь. А вот владыка Илларион, глава ОВЦС, авторитет которого несколько выше этих соавторов, пишет: «Имя воспринимается Библией как полное и действительное выражение именуемого предмета или именуемой личности. В Библии имя имеет не отвлеченный или теоретический, а жизненно-практический характер: значение имени — не вербальное или словесное, а реальное или действительное. На языке Библии имя — не просто условное обозначение того или иного лица или предмета: имя указывает на основные характеристики своего носителя, являет его глубинную сущность. Имя, кроме того, определяет место, которое его носитель должен занимать в мире. Имя таинственным образом связано с душой: когда имя произносится, оно возносится к душе своего носителя. Ветхозаветное понятие об имени включает не столько набор звуков или букв для отличия одного человека от другого, сколько связь с самим человеком. Узнать чье-либо имя, значит войти в связь с носителем имени, познать его внутреннюю суть. Человек в Ветхом Завете воспринимался по принципу «каково его имя, таков он сам» (Священная Тайна Церкви, Еп. Илларион, стр. 18 С-П. 2007).

Итак, я описал в повести то, что я видел и испытал. Но, оказывается, я должен был отдать на цензуру отцам Вонифатию и Мефодию. Не слишком ли?

II. О возрождении молитвы.

В разделе о возрождении молитвы наши игумены-богословы обижаясь за разорителей Афонского монашества, которых они шибко уважают, пишут: «В отношении нападок на архипастырей Антония (Храповицкого) и Никона (Рождественского), по словам игумена Агафона будто бы „виновных“ в „разорении и ликвидации русского монашества на Афоне“, и виновных „единолично“, также можно указать на их несостоятельность.

Касательно личности архиепископа Никона (Рождественского), достойного иерарха, имевшего, несомненно, дар прозорливости, в произведении „Мои дневники“ предсказавшего историю России на много лет вперед, следует отметить, что сам он был незаурядным молитвенником».

Так же:» — автор огульно и лживо обвиняет митрополита Антония (Храповицкого) и архиепископа Никона (Рождественского) в «разорении молитвенного устроения и почти ликвидации русского монашества на святой горе», чем производит хулу на почтенных иерархов Русской Православной«.

А вот епископ Илларион, глава ОВЦС, пишет: «Результатом афонских споров стало изгнание в 1913 году около тысячи (по другим подсчетам, около полутора тысяч) русских монахов со Святой Горы, что было первым мощным ударом по афонскому русскому монашеству, — ударом, нанесенным руками иерархов Святейшего Синода Российской Церкви. Вторым ударом стала революция и последовавшие за ней гонения на Церковь в России, из-за которых на Афоне практически прекратился поток „желающих жития постнического“, и афонское русское монашество начало постепенно умирать» (Священная Тайна Церкви, Еп. Илларион, стр. 10, С-П., 2007).

А вот, что пишет митрополит Вениамин (Федченков) о Синоде, собравшемся по поводу афонского монашества: «На суде господствовало, преимуществовало не Божие, а человеческое. Митрополит Антоний (Храповицкий), как главный противник этого учения, известен был не только резкостью и легкомыслием (его доклад в Синоде был недопустимым, невозможным, бранчливым!), Но и склонностью допускать в своих воззрениях и объяснениях человеческую мысль, так называемую „нравственно-психологическую“ концепцию. И нередко, он переходил религиозные границы, увлекаемый оригинальностью своих домыслов. Таков он был в отношении вообще догматов, в особенности же в ложном, человеческом истолковании искупления» (о. Иоанн Кронштадтский, М., 2001, стр. 903). В заключение задам вам несколько вопросов.

  1. Кто убивал и калечил русских монахов на Афоне и силой вывез более тысячи иноков с Афона?
    Ответ: архиепископ Никон Рождественский на военном корабле.
  2. Кто уничтожал имяславие, и кто защищал его?
    Уничтожали: митрополит Антоний Храповицкий и архиепископ Никон Рождественский, причем физически, при помощи солдат.
    Защищали: Иоанн Кронштадский своими сочинениями, вдохновившими имяславцев, в частности схиеромонаха Антония Булатовича, митрополит Вениамин Федченков, императрица Александра, св. царь Николай II.
  3. Кем возмущалась святая царица Александра и называла его изувером?
    Ответ: архиепископом Никоном Рождественским.

Какие еще доказательства вам необходимы?

III. Глоссолалия.

Игумены утверждают, что св. апостолы во время Пятидесятницы заговорили на иностранных языках. Этого пока не утверждает никто кроме них. Догадки различные существуют, но так уверены только они. Скажем с родного арамейского вдруг перешли на греческий и другие языки. Это было бы очень просто. А вот у проф. Киевской семинарии Скабболановича также написано: «Спаситель обещал верующим говорение новыми языками, а не иностранными» (Толковый Типикон, М., 1995, стр. 319 вверху).

Не вероятнее ли предположить, что, они говорили на одном языке, но этот язык в этот день был понятен всем! Слышите, я предполагаю, а вы располагаете, как сам Бог. А у профессора: «Дух Господень, обнимающий собою все человечество... произвел во внутренних основах души мгновенное устроение наиболее разделяющих человечество национальных границ языка...» (там же стр. 30).

Кстати, такого термина «Иисусова глоссолалия» действительно не существует. Это вам повезло, что кто-то допустил такую описку. Вижу, вижу, что вы ею хорошо воспользовались, признаю. Несколько страниц лишней ерунды накропали.

Надо сказать, что толкование термина «глоссолалия» у авторов игуменов расходится с толкованием профессора учебника, по которому они учились. Им очень хочется придать этому слову сектоведческий акцент: «Это состояние коллективного психоза...». Или: «Церковь не признавала глоссолалии как необходимую для проповеди и спасения...». В учебнике же «Толковый типикон» проф. Скоббалановича написано совсем противоположное мнение. Например: «С внешней стороны это было настолько величественным явлением, вполне достойным Духа Божия...показывающим воочию присутствие самого Божества в собраниях христианских» (там же, стр. 36). Или: «языкоговорение было состоянием особенной духовной глубокой молитвы», «Во времена св. Иринея (+202 г.) языкоговорение, хотя сохраняется, но видимо переходит в пророчество. По крайней мере, отличительную у ап. Павла функцию пророка «открывать тайны» св. Ириней приписывает глоссолалу: «мы слышали многих братьев в Церкви, которые имели пророческие дарования и через Духа говорили...» (там же, стр. 37 вверху).

Вот так. И не надо передергивать, чтобы подвести меня под сектантство, хотя и сильно хочется.

Кстати, не игумен Агафон называет дар языков, как вы пишете, «незнакомым языком», а Святое Евангелие. Мне конечно приятно, что вы приписываете мне слова апостола Павла, но боюсь плагиата. Привести цитату? Пожалуйста. «Ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу, потому что никто не понимает его, он тайно говорит Духом» (I Кор. 14,2). Слышите: «Никто не понимает». А только вы богословы-игумены понимаете, что это на иностранном языке. И еще цитата: «...а потому говорящий на незнакомом языке молись о даре истолкования» (I Кор. 14,13). Слышите, истолкования, а не перевода. Кроме того в Толковом типиконе есть и такая фраза: «Спаситель обещал верующим говорение „новыми“ языками, не иностранными» (Толковый Типикон, стр.32). Итак, подведем итог: вы выбираете из сектоведческих брошюрок то, что может скомпрометировать вашего покорного слугу игумена Агафона, но вам это не всегда удается. А ведь давно в Евангелие не заглядывали, сознайтесь?

Вот еще какие слова полностью опровергают ваши «богословские» и сектологические изыски: «Дар языков представляется в Н.З. таким чудесным, величественным и умилительно потрясающим явлением, что его нельзя признавать явлением одного порядка с языкоговорением русских и заграничных сектантов (хлыстов, малеванцев, мормонов)» (там же, стр. 39 в середине). Слышите? Нельзя, а вы только и пишите об этих извращениях. А «неизглаголанные глаголы» на каком иностранном языке вы полагаете слышал евангелист?

Итак заключим: ВЫ ПОРОЧИТЕ ЦЕРКОВНУЮ ТРАДИЦИЮ В УГОДУ СВОИМ НИЗМЕННЫМ СТРЕМЛЕНИЯМ. Доказательств я привел достаточно.

IV. Иисусова молитва.

Что касается Иисусовой молитвы, об этом надо не столько говорить, сколько делать. Авторы же находятся на стороне тех, кто уничтожал ее. Ведь враги ее вызывают у них большое уважение (например архиепископ Никон Рождественский, митрополит Антоний Храповицкий). Зачем же лицемерить? Я готов говорить с тем, кто ею занимается серьезно, но обсуждать ее с вами — упаси Бог. Это для меня слишком дорого. В обители у меня есть с кем об ней поговорить. С вами же я не буду о ней говорить — это профанация и предательство.

И прошу — не отнимайте у меня время. Книг по Иисусовой молитве я прочитал больше вашего и практики в ней у меня не менее 30 лет. За это время, находясь в прелести, давно бы уже умер в дурдоме. Однако игуменствую в почитаемом православными монастыре.

Ваши познания в йоге и каббале впечатляют, еще больше впечатляет, с каким благоговением вы пишете слово каббала с заглавной буквы. Но мне ваши знания неинтересны. Я буду молиться так, как меня учили тогда, когда я был еще юным, а вы еще не родились или боялись признаться в своей вере, если она когда-нибудь у вас была, в чем я сильно сомневаюсь, учитывая вашу нечистоплотность. Ваши головы не настроены, чтобы думать. У них один мотив: «Чего изволите?»

V. Каббала и эзотерика.

Мне понятно ваше желание впутать меня в какую нибудь грязь. Но смотрите сами в нее не попадите. За 20 лет моей службы в Церкви люди убедились в моих православных взглядах и за меня есть кому сказать слово. В этом уже многие убедились. Убедитесь и вы. Как бы не вышло с больной головы на здоровую!

По вашему выходит, если в йоге дышут, то в православии дышать нельзя. А как же «всякое дыхание да хвалит Господа»?

Если в йоге читается молитва демону, то нам и Богу нельзя молиться? И сидя нельзя молиться, потому что очень йогу напоминает, позу лотоса? Однако же пророк Илья молился и неплохие, я вам скажу, результаты получал. И св. Палама Григорий и св. Синаит, тоже Григорий, молились сидя (конечно не в храме).

О чем с вами говорить?

VI. Ролик о явлении инока Ферапонта.

Что касается этого фильма, я хорошо помню, как иг. Мефодий вызывал меня на дисциплинарную комиссию и вслух говорил о своих сомнениях в том, что эти трое иноков будут когда-либо прославлены. Интересно, какие обвинения против них он может выдвинуть? Это было в тот день, когда меня ругали за то, что я способствовал крестными ходами и возведением престола в обители прославлению в лике святых императора Николая II и его семьи. И это об уже прославленных святых? Вот где «истинное» православие. А донос об этом на меня был написан больным из сумасшедшего дома со странной фамилией Голова. Ай, как некрасиво, отец Мефодий и отец Вонифатий. Вы, как та «офицерская вдова, которая сама себя высекла» у бессмертного Гоголя. Тогда же, в тот же день упомянутый игумен Мефодий потребовал от меня убрать из храма икону Оптинских старцев, на которой кроме них без венцов были изображены трое убиенных иноков.

Да, ролик этот с давних времен помещен на нашем сайте и все претензии к авторам его иеродиакону Авелю (Семенову) и Александру Дроздову. Да, игумену Уткину он не нравится, но если его послушать и убрать ролик с нашего сайта, будьте уверены, что скоро и все остальное он потребует убрать. Только из этих соображений мы и не поддаемся ему.

Что касается каббалы, которую вам удалось там откопать — вам виднее. Не сомневаюсь, что это опять ложь и отрабатывание заказа.

Заключение.

Итак, подведем итог всей этой словесной перепалке, на которую вы меня спровоцировали. В конце вашей так называемой экспертной оценки вы обращаетесь к Епископу, вызывая на мою седую голову различные прещения.

Обращаясь за защитой к Богу, а также к защитнику обители преподобному Тихону, я утверждаю, что не виновен в тех грехах, которые мне инкриминируют. Все, что я писал и говорил, находится в строгом соответствии с канонами Православной Церкви, а если что и не совсем совпадает, то я на этом не настаиваю и никогда не настаивал, в отличие от обвиняющих меня игуменов Вонифатия и Мефодия, к которым я предъявляю следующие свои обвинения:

  1. В оклеветании великого дара языков (глоссолалии) в Православной Церкви.
  2. В извращенном истолковании различных фактов, помещенных на монастырском сайте.
  3. В опорочивании честного имени моего духовного отца, 40 лет пробывшего в строгом затворе.

На этой последней ноте заканчиваю, ибо кто не защитит своего духовного отца, тот не уважает и родного.

Наместник Свято-Николо-Тихоновой обители игумен Агафон (Чесноков)


Монастыри - это передовые отряды духовного возрождения России.

игумен Иоанн (Руденко), настоятель подворья Николо-Шартомского монастыря в Иваново.

Епархии РПЦ, равно как и локальные церковные структуры- монастыри, благочиния, крупные общины по всей стране стремятся серьезно влиять на социальные отношения и общественное мнение. Как правило, реальный результат этих устремлений в лучшем случае скромен, а то и вообще мало заметен. Даже многочисленные и богатые монастыри или приходы, как правило, отчуждены от окружающего общества, их жизнь протекает, как бы, в ином измерении. Уникальный успешный опыт врастания в окружающую социальную ткань, деятельного участия в социальной, культурно-образовательной и даже хозяйственной жизни накоплен в Шуйском районе Ивановской области. В этом опыте сконцентрировано проявили себя положительные и отрицательные стороны отношения современного духовенства к окружающему обществу.

«Шуйский феномен» обязан своим существованием наместнику Николо-Шартомского монастыря в селе Введенье архимандриту Никону (Фомину).

Никон, тесно связанный с Троице-Сергиевой лаврой и в первую очередь с популярным старцем архимандритом Наумом (Байбородиным), начал свою деятельность в Шуйском районе в 1989 г.

К 2006 г. полностью возрожден руинированный Николо-Шартомский монастырь. Он насчитывает 150 монахов (из них 50 священников). Архимандрит Наум обеспечивает постоянный приток монахов и светских работников. Монастырь отличается строгими требованиями к насельникам и трудовой дисциплиной, в устав специально вставлено правило, согласно которому все насельники и трудники монастыря должны отказаться от употребления алкоголя. Никон (Фомин) – популярный в епархии духовник, его считают более терпимым и мягким, нежели имеющего всероссийскую известность духовника Свято-Введенского женского монастыря в Иваново архимандрита Амвросия (Юрасова).

Уникальность монастыря и его значение определяются, однако, не аскетическими и молитвенными подвигами насельников, а необыкновенно активной социальной, образовательной и хозяйственной деятельностью.

Монастырю принадлежат большие земельные угодья, ферма, пекарня и современная сельскохозяйственная техника, что позволяет ему полностью обеспечивать себя, многочисленные подворья и социальные проекты продуктами питания. По оценке главы Шуйского района Анатолия Бахвалова хозяйство Никона эквивалентно хорошему колхозу.

Монастырь осуществляет заметную в масштабах района гуманитарнную деятельность. Он обеспечивает предметами первой необходимости неимущих, регулярное питание нуждающимся. Но наиболее амбициозные проекты связаны с детьми. При монастыре организован приют для детей и своя общеобразовательная православная школа-интернат.

С Николо-Шартомским монастырем тесно связан и создан при поддержке архимандрита Никона Успенский женский монастырь в селе Дунилово (того же Шуйского района), возглавляемый настоятельницей игуменией Ольгой (Соколовой). При монастыре создана гимназия-интернат на 35 девочек, монахини (в большинстве, имеющие высшее образование) налаживают постоянную социальную и воспитательную работу в Дунилове и соседних селах.

Состояние дел в гимназии- интернате стало предметом полемики на страницах религиоведческой литературы. Николай Митрохин цитирует «бывшую насельницу монастыря»: «При общине жили дети разных возрастов, которые работали наравне со взрослыми…, разрывалось сердце при виде полуголодных детишек, вшивых, полубольных, живущих в полуподвальных комнатушках, похожих на чеченскик зинданы… они таскали бревна, мешки, уголь. Кормили их в лучшем случае горсткой каши на воде, а в худшем - скисшими огурцами, которые жалко было выбрасывать на помойку. Молока малолетние рабы не видели» (Н. Митрохин. Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы. М, 2004, с.299). Священник Алексий Федотов полностью опровергает Митрохина: «я лично бывал в Свято-Успенском женском монастыре и могу засвидетельствовать, что воспитанницы живут в прекрасных условиях, многие из них поступили в Шуйский государственный педагогический университет…(Священник Алексий Федотов. Русская православная церковь в 1943-2000 гг.: внутрицерковная жизнь, взаимоотношения с государством и обществом (по материалам Центральной России. Иваново, 2005, с. 147). По нашим впечатлениям и собранным сведениям скорее прав священник Алексей, но, не исключено, что в середине 90-х гг., во время становления монастыря, утверждения Митрохина были значительно ближе к истине.

Эти успехи во многом обусловлены поддержой местных властей в Шуйском районе.

Энергичная деятельность архимандрита Никона, игуменьи Ольги и их последователей осуществлялась в одном из самых депрессивных районов одной из самых депрессивных областей РФ. Местные власти, да и само население уцепились за монашеский десант, явившийся в 90-е гг. в мир безработицы, нищеты и разрухи, как за последнюю надежду. Монашествующие действительно принесли шуйским жителям реальную помощь. В интервью нам 15. 02. 2006 г. глава администрации Шуйского района Анатолий Бахвалов заявил: «архимандрит Никон –фигура федерального значения. Сотрудничая с ним, мы поняли, что никакую социальную проблему нельзя решить без традиционного православия. Социальная роль монастыря для нас очень велика. Монастыри и приходы живут с окружающими селами и городом Шуей как единый организм. Приюты и гимназии решили проблему беспризорных детей и подняли уровень начального и среднего образования. Помощь беднейшим слоям весьма существенна. Монастыри помогают совершенствовать инфраструтуру района- дорог, освещения сел…В таких условиях сектанты у нас не прижились».

Еще более знаменательно сотрудничество епархии с Шуйским государственным педагогическим университетом (ШПГУ). Уже в середине 90-х гг. монастырь наладил с ШПГУ тесные контакты. Ныне в ШПГУ создана кафедра теологии, где могут получать образование и миряне, и духовенство. Зав. кафедрой, первый проректор университета Ирина Добродеева максимально сблизила это учебное заведение с епархией (в основном с группировкой Николо-Шартомского монастыря). В ШПГУ получают (в т. ч. заочно из других епархий) образование много священников и монашествующих, выпускники церковных средних учебных заведений области. Монахини и выпускницы православных гимназий становятся учителями сельских школ. Сам архимандрит Никон получил в ШПГУ диплом религиоведа и работает там доцентом.

Уже с конца 90-х гг. монастырю стало тесно в Шуйском районе. Теперь он распространяет свое влияние по всей области, создавая многочисленные подворья. В частности, подворья созданы в Иваново, Шуе, Палехе, Юрьевце. Подворья, в свою очередь развивают хозяйственную, социальную и образовательную деятельность. При шуйском и палехском подворьях, в частности, действуют крупные мастерские по резьбе и иконописи.

В Иваново подворье Николо-Шартомского монастыря стало центром по организации Богословского института Святого апостола Иоанна Богослова (ректор архиепископ Амвросий, первый проректор канд. физ.- мат. наук игумен Иоанн (Руденко), настоятель подворья Николо-Шартомского монастыря в Иваново, проректор по учебной работе насельник этого же подворья иеромонах Вонифатий, настоятель университетского храма Всех Святых). Ивановский государственный университет предоставил бесплатно свои помещения и помогает в преподавательском составе, в свою очередь духовенство читает спецкурсы на различных факультетах по религиозным дисциплинам.

Городская администрация Иванова встретила архимандрита Никона также радушно, как и администрация Шуи. Мэрия обеспечила строительство подворья – крупного монастырского комплекса, помогла в организации школы-интерната и способствовала присутствия монастыря в университете.

Архимандрит Никон создал фактически государство в государстве (т. е. независимую по отошению к епархии, и, в значительной степени, к областной администрации структуру).

Образовательные, хозяйственные и благотворительные институты, созданные Никоном никак не только не контролируются епархией, но даже никак с ней не сотрудничают. Ивановская семинария не имеет контактов с образовательными структурами «николо-шартомской» группировки. Никон из-за стен Николо-Шартомского монастыря железной рукой управляет своей властной вертикалью, ставшей в Ивановской области более богатой и влиятельной силой, чем сама епархия.

Успехи архимандрита Никона и его авторитаристские наклонности вызывают недовольство и ревность у многих клириков епархии. Критики обвиняют его в жестокости, нетерпимости, властолюбии, высказывают подозрения в финансовой читстоплотности и законности финансовых операций. Но никто не ставит под сомнение действительно феноменальные успехи в восстановлении храмов, организации хозяйственной деятельности, социальных и образовательных проектов.

Авторитарные наклонности Никона распространяются и на отношение к инаковерующим. Никон и его ученики крайне нетерпимо относятся к представителям других конфессий, агрессивно и непримиримо нападают в своих публичных выступлениях на протестантов и католиков. Николо-Шартомский монастырь ведет активную издательскую деятельность в основном направленную на борьбу с «сектами». Баптистская община Шуи под давлением Никона не может добиться регистрации.

К началу 2006 г. постоянные слухи о скором уходе на покой управляющего Ивановской епархией архиепископа Амвросия (Щурова) и ухудшение его здоровья усилили подковерную борьбу между различными церковными группировками. Баланс сил между кланами был нарушен. В начале 2006 г. архиепископ дал согласие на формирование Епархиального совета, в котором доминирующее влияние приобрели сторонники архимандрита Никона. В феврале 2006 г. Епархиальный совет принял ряд решений, ослабивших влияние некоторых видных священнослужителей. Архимандрит Амвросий (Юрасов) был снят с должности настоятеля Введенского монастыря, настоятельницей была назначена монахиня Мария (Перепеча). Формально это решение было канонически верно - мужчина не должен быть настоятелем женского монастыря. Но в условиях ожидаемого ухода на покой архиепископа и предстоящей перетряски кадров, это решение было однозначно воспринято как удар по архимандриту Амвросию (Юрасову). Серьезный удар был нанесен по Успенско-Казанскому монастырю в Кузнецово, известному на всю страну центру «младостарчества» (Искушение наших дней. В защиту церковного единства. М «Даниловский благовестник», 2003). Хотя игумен Викторин остался наместником, несколько монахов (в т. ч. самый популярный из них- старец и провидец схимонах Григорий) были изгнаны из монастыря. Духовники, старцы, провидцы и ведуны были выброшены на улицу без жилья и средств к существованию. Поселившиеся вокруг монастыря духовные чада, взыскавшие сказочного мира фольклорно- православных легенд и прозрений лишились смысла своего пребывания в Ивановской области. Но наибольшему погрому подвергся главный новатор епархии игумен Евмений (Перистый). Он был отстранен от руководства монастырем, а исполняющим обязанности наместника мыл назначен женатый священник Дмитрий Иванов. Все проекты игумена Евмения были осуждены и закрыты. Наркоманы из реабилитационного центра разъехались по домам. Братия разбежалась. На Епархиальном совете Евмений был обвинен в протестантизме, оккультизме, колдовстве и еретичестве. Создана комиссия по расследованию его деятельности.

Архиепископ Амвросий не стал опротестовывать принятых решений. После этих событий в епархии утвердилось мнение, что вопрос об уходе на покой архиепископа Амвросия решен, что следующим главой епархии станет Никон (Фомин). Принятые решения были расценены как начало «нового курса» будущего главы епархии, предусматривающего решительное искоренение любых отклонений от генеральной линии, удаление всего, что выделяется из общей массы и решительное выстраивание «вертикали власти», утвердившейся в большинстве епархий РПЦ. Архимандрит Никон повторяет в современной постсоветской области путь, проделанный некогда его тезкой – патриархом Никоном (Миновым) в масштабах всей России. Но даже в XVII веке никоновщина потерпела неудачу. Возможен ли ее успех в наши дни?

    Дополнительные материалы по теме:
  • Доклад священника Георгия Климова "Преподавание библеистики в Московской духовной семинарии"
  • Доклад протоиерея Николая Дивакова "Актуальные проблемы преподавания библеистики"
  • Доклад диакона Александра Тимофеева "Об изучении Священного Писания в семинариях (каких знаний ожидает академия от выпускников духовных семинарий?)"
  • Доклад священника Димитрия Юревича "Библейская критика или библейский анализ?"

31 марта в Малом актовом зале Московской духовной академии состоялся семинар, посвященных вопросам преподавания библеистики в духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви. В нем приняли участие 25 преподавателей из 20 богословских школ Московского Патриархата. Заседание продолжалось целый день и состояло из трех сессий.

Открыл заседание семинара заведующий кафедрой библеистики Московской духовной академии протоиерей Леонид Грилихес . Он поприветствовал присутствующих и выразил надежду на то, что мероприятие, собравшее предствителей большинства семинарий будет плодотворным и создаст хороший прецедент для проведения подобных мероприятий в будущем. Задачи, стоящие перед участниками форума - обсудить важнейшие проблемы преподавания библейских дисциплин в духовных семинариях как с методической, так и с содержательной точки зрения.

В последовавшей затем дискуссии были высказаны различные дополнения и замечания. Иеромонах Андрей (Мороз) из Ставропольской духовной семинарии заметил, что пока что единое учебное пособие для всех семинарий может быть неэффективным в силу разных местных условий. Отец Георгий Климов согласился с этим и подчеркнул, что сейчас стоит задача выработки единых учебных программ для всех семинарий.

Заведующий кафедрой библеистики Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Владимир Сорокин сказал о том, что необходим единый план обучения библейским дисциплинам, на который могли бы ориентироваться все академии и семинарии. Далее он указал, что изучение библеистики должно строиться с учетом церковной жизни, в частности, того критерия, который содержиться в Символе веры - ученяи о Церкви как "Единой, Святой, Соборной и Апостольской". Поэтому изучение библейских дисциплин должно способствовать укреплению единства, святости, соборности и апостоличности Церкви Христовой. Кроме этого, важно разработать и усвоить литургическое прочтение Священного Писания. Это связано, опять же, с особыми задачами православной библеистики, для которой некоторые западные вопросы (например, много и горячо обсуждаемая протестантскими исследователями "синоптическая проблема") не только не актуальны, но представляются даже надуманными.

Отметил важность введения вспомогательной библейской дисциплины в семинариях, которая, по его мнению, должна читаться не в конце, а в самом начале семинарского курса. Он также обратьил внимание присутсвующих на такую проблему: нередко студенты читают только конспекты лекций или учебные пособия , но не прочитывают сам текст Священного Писания . Иногда доходит дело до анекдотических ситуаций: однажды студент на экзамене вопроизвел дословно цитату из Библии по пособию, в которое закралась опечатка: вместо библейского текста "[Агарь] пошла, и заблудилась в пустыне Вирсавии; <...> и пошла, села вдали, в расстоянии на один выстрел из лука" (Быт. 21:14-16) там стояло "и пошла, села вдали, в расстоянии, и сделала один выстрел из лука". Эта крайняя ситуация, тем не менее, в некоторой степени иллюстрирует данный изъян в изучении самого текста Библии.

Протоиерей Валерий Бунтеев из Костромской духовной семинарии заметил, что решения этой проблемы было бы неплохо ввести в качестве обязательной ступени двухгодичные духовные училища. Протоиерей Ростислав Снигирев , заведующий кафедрой библеистикиКалужской духовной семинарии, сказал, что ответсвенность за нежелание знакомиться с текстом Священного Писания в полностью ложиться на студентов. Относительно дургих вопросов он указал, что библейскую историю отменять нельзя, а стандарт по библеистике, если он будет приянт, снимет 80% вопросов относительно программ в духовных семинариях.

Он указал, что истинные знания Библии у студента, как и у любого верующего, бывают не только и столько результатом прослушивания лекций, сколько результатом самостоятельного регулярного чтения Священного Писания. Только тот человек, который вслед за псалмопевцем может воскликнуть: "в законе Твоем поучихся день и нощь" , может сказать про себя, что он знает Библию. Поэтому первая и главная задача преподавателя - привить студенту любовь к изучению Библии .

В качестве решения этой задачи могут быть использованы следующие подходы:

  • раскрывать глубину подлинного смысла библейского текста с объяснением значения слов оригинала;
  • задавать для самостоятельного прочтения текст Библии;
  • пояснить трудные места Библии, но при этом научить студентов правильно подходить к работе над текстом.

Докладчик более подробно остановился на вопросе преподавания в семинарии Священного Писания Ветхого Завета. Он отметил недостаточное количество учебных часов для изучения исторических и пророческих книг, по причине чего преподавателю приходится останавливаться лишь на отдельных , наиболее важных темах для каждой из книг. Поэтому курс в его настоящем виде было бы более правильно назвать "кратким обзором исторических и пророческих книг".

Поэтому в качестве новой системы преподавания докладчик предложил ввести параллельное изучение разных исторических и пророческих книг, например, синхронно изучать 2-4 книги Царств с книгами Паралипоменон; 18-20 главы Четвертой Книги Царств параллельно с 29-32 главами Второй Книги Паралипоменон и с историческим отделом книги пророка Исаии (36-39 главы), 25-ю главу Четвертой Книги Царств с 52-й главой Книги пророка Иеремии, первую и вторую Маккавейские книги. В целом же ощущается острый дефицит учебного времени.

При изучении новозаветных дисциплин в евангельском разделе имеет смысл рассматривать не только сходство, но различие повествований, в том числе синоптических Евангелий. Студент должен знать, на чем заостряет внимание каждый из евангелистов, описывая то или иное событие евангельской истории. [Полный текст доклада>>>]

После доклада последовала короткая дискуссия, во время которой прот. Р. Снигирев заметил, что лекционная система преподавания является более эффективной, нежели урочная.

Далее преподаватель Московской духовной академии диакон Александр Тимофеев сделал доклад на тему "Каких знаний ожидает академия от выпускников семинарий? (о подготовке семинаристов к вступительным экзаменам в академию)".

Прежде всего докладчик с огорчением отметил, что уровень абитуриентов, поступавших на библейское отделение МДА в августе 2004 годы, был невысоким. Многие выпускники семинарий, особенно провинциальных, не смогли пройти испытание и поступить в академию. Причиной этого явилось во многом незнание требований, предъявляемых к поступающим на новооткрытое отделение.

Для того, чтобы исключить подобную ситуацию в будущем, имеет смысл сформулировать те требования, которые предъявляются к выпусникам семинарий, поступающим на библейское отделение Московской духовной академии .

  • За период обучения в семинарии студент должен прочитать весь текст Священного Писания. Для стимулирования этого процесса можно порекомедовать преподавателям такой методический прием. Задавать от урока к уроку по 10-15 глав из Священного Писания для прочтения. Устный опрос студентов при этом не вполне эффективен, так как, ответив на одном уроке, студент может не готвоиться к следующему, надеясь,. что его не опросят. Оптимальным в данном случае являет "летучка" - письменный опрос в начале урока на 10-15 мин., при котором каждому студенту предлагается свой вариант вопроса. Это позволяет опрашивать каждого и существенно экономит время на контроль знаний студентов.
  • Выпусники семинарий должны досконально - а в некоторых случаях даже дословно - знать мессианские тексты Священного Писания Ветхого Завета.
  • Абитуриенты академии должны ориентироваться в исагогических и текстологических вопросах (включая знание основных папирусов, кодексов и т. п.).
  • Преподаватели семинарий должны уделять достаточное внимание изучению экзегезы библейского текста.
  • Докладчик также отметил, что уже в период обучения в семинарии студент должен хорошо усвоить различие между основными методами толкования Священного Писания Ветхого Завета в Православной Церкви: буквальным и типологическим, а также символическими методами, используемыми преимущественно для нравственного научения в Писании (среди которых наиболее известен аллегорический).
  • Преподавание в семинарии должно строиться так, чтобы студент получил навыки работы с библейским текстом. Для этого крайне полезно останавливаться подробнее на филологическом ализе отдельных терминов на языке оригинала (древнееврейском или древнегреческом).

В заключение докладчик подчеркнуть необходимость литургического комментария к билейским текстам, что будет способствовать более целостному восприятю Писания студентом в контексте церковной жизни.

После перерыва с докладом на тему "Библейская критика или библейский анализ?" выступил преподаватель Московской духовной академии священник Димитрий Юревич . Он заметил, что один из актуальных вопросов современной русской библеистики - отношение к западным исследованиям, особенно к такому широко исползуемому ныне на Западе подходу к изучению Библии, как историко-критический метод .

Ряд русских исследователей Священного Писания сегодня принимают и пытаются использовать этот метод, рассматривая его как адекватный инструмент для изучения Писания. Их привлекает то, что западные работы, использующие историко-критический метод, написаны на хорошем уровне с привлечение обильного материала из области филологии, истории, библейской археологии и других наук. Смущаясь тем, что в дореволюционной русской науке этот метод был известен под названием "отрицательная библейская критика", эти современные русские библеисты предлагают называть его "библейский анализ". Более того, неприятие историко-критического метода в дореволюционной русской библеистике объясняется ими как "отсталость" последней или даже как то, что "до революции в России библеистики не было".

Чтобы разобраться в этом сложном вопросе, необходимо в процессе любых исследований, в том числе библейских, различать методологию и фактологию . Факт мало что значит сам по себе, если он не осмыслен и не использован. Поэтому факт всегда нуждается в интерпретации. Это хорошо известно, например, тем, кто имел дело с археологией - при обнаружении новых предметов древности, как правило, возникает острая необходимость их объяснить: что это - каменный нож или наконечник стрелы и т. д. А вот интерпретация фактов и дается на основании метода исследования, который предполагает наличие ряда априорных (т. е. принимаемых изначально, на веру) предпосылок.

Например, православная методология изучения Священного Писания основывается на таких предпосылках, как признание богодухновенности Библии, привлечение церковной традиции и святоотеческого понимания для объяснения трудных мест.

Историко-критический метод исходит из совершенно других предпосылок :

  1. отрицание богодухновенности Священного Писания (именно по этой причине данный подход назывался до революции "отрицательная библейская критика" );
  2. предположение, что как история ветхозаветного Израиля, так и ранней новозаветной Церкви развивалась эволюционным путем;
  3. и эта эволюция следовала гегелевской схеме "тезис - антитезис - синтез".

В области Ветхого Завета наибольшую известность этот метод получил через работы Графа-Велльгаузена и их последователей, а Нового Завета - школы Баура. Экспансию историко-критического метода в русскую библеистику Нового Завета смог остановить такой титан мысли, как профессор СПбДА Н. Н. Глубоковский. В области Ветхого Завета также было написано немало замечательных трудов, указывавших на ложность предпосылок и выводов отрицательной библейской критики (проф. прот. Н. Елеонсий, проф. П. А. Юнгеров, проф. В. П. Рыбинский, Д. С. Леонардов и другие). Отвергая западную методологию, русские ученые, однако, без проблем использовали факты и достоверные сведения, черпаемые из западных источников.

Сегодня перед русскими библеистами стоит задача преодоления соблазна историко-критического метода, особенно в области Ветхого Завета, с тем, чтобы решительно и без сожаления отвергнуть как его ложные предпосылки, итак и неверные выводы. Однако это не является препятствием для изучения западных работ, чтобы воспользоваться огромной фактологической базой, накопленной в западной науке в течение XVIII-XX веков. Конкретные факты и несомненные сведения из области библейской филологии, библейской истории, истории древнего мира, библейской археологии и хронологии могут быть с успехом использованы русскими исследователями Священного Писания для адекватного изучения библейского текста. Именно такой подход - сочетание православных церковных предпосылок и методов с неоспоримыми научными сведениями и может быть назван библейским анализом .

В заключение докладчик указал, что ценность русских дореволюционных работ по библеистике заключается именно в их методологической установке, хотя фактологически они, как правило, устарели. Поэтому кафедра библеистики МДА совместно с богословским издательством "Аксион эстин" подготовила первый компакт-диск по теме "Библейская исагогика, герменевтика и экзегетика", на котором размещены электронные книги дореволюционных авторов (каждый участник семинара получил в подарок этот диск).

14 декабря студенты историко-филологического факультета Шуйского филиала ИвГУ и учащиеся МОУ «ООШ №10» посетили Воскресенско-Феодоровский монастырь в с. Сергеево. Поездка была организована в рамках взаимодействия «вуз – школа – церковь» и исполнения культурно-просветительского проекта «Имена эпохи. Уроки столетия».

Воскресенско-Феодоровский монастырь расположен в 10 километрах южнее Шуи в селе Сергеево. Встретил молодых паломников наместник монастыря игумен Вонифатий (Клименко), который провел экскурсию по территории монастыря, рассказал о его интересной и трагической истории, о жизни святых, подвизавшихся здесь в период становления советской власти в годы гонения на Церковь. Ребята узнали, что изначально монастырь был женским и официальной датой его основания принято считать 2 сентября 1889 года. Основала же его благочестивая ярославская помещица А.Н. Шубина по благословлению святого праведного Иоанна Кронштадтского. Первой настоятельницей была игумения Софья (Успенская). В обители под ее духовным руководством насчитывалось около 100 монахинь и велась активная духовно-просветительская жизнь (функционировала школа, иконописная мастерская и др.). К 1917 году в монастыре проживало около 200 насельниц. После октябрьской революции в 1918 году было принято решение о закрытии монастыря, но из-за хозяйственной деятельности насельниц обитель продолжала существовать. А позже, в 1929 году, все монахини были изгнаны. Последняя настоятельница монастыря игумения Арсения (Добронравова), которая в настоящее время прославлена в лике новомучеников, была арестована и скончалась в заключении в 1939 году. С жизнью монастыря связан еще один интересный факт - в 1924–28 годы в Воскресенско-Феодоровском монастыре проживал и служил митрополит Серафим (Чичагов). Батюшка особенно благоговейно и с сердечной болью рассказал о главных святынях монастыря о чудотворной иконе Знамения Божией Матери, реликвиях, связанных с Серафимом Саровским, Иоанном Кронштадтским, которые в настоящее время находится вне монастыря. А статус мужского монастыря обитель получила лишь после восстановления в 1998 году.

В конце беседы студенты и школьницы приложились к иконам, батюшка помазал желающих (а таковыми были все) освященным маслом. Многие ребята взяли в храме святую воду.

Далее всех паломников ждала вкусная монастырская трапеза, за которой продолжилась беседа с отцом Вонифатием на духовные темы. На прощание батюшка подарил будущим педагогами книгу О. Гусаковой «Хранители веры», в которой рассказывается о жизни Церкви в XX веке.