Древнегерманские руны. Магия рун: происхождение и толкование рун. Изготовление рунного талисмана

Руны – общее наименование символов (букв) в древних германских и скандинавских алфавитах. Он разбит на три группы – атта. Каждый атт состоит из восьми рун. Первый германский рунический «алфавит» называется Старший Футарк.

По фонетическим соответствиям рун первого атта – f, u, th, a, r, k, – алфавит и получил свое название. Высекались руны на дереве и камнях, поэтому и формировались как набор прямых полос, которые удобно было выбивать в твердом материале.

Направление письма в основном шло слева направо, хотя в самых ранних надписях часто встречается бустрофедон (от др.-греч. βοῦς – бык и στρέφω – поворачиваю, как движения быка в плуге). Это способ письма, в котором направление чередовалось в зависимости от четности строки – если первая строка пишется справа налево, то вторая – слева направо, третья – снова справа налево, и при перемене направления буквы писались зеркально.

Всего за время исследований на территории Швеции обнаружили около трех тысяч рунических надписей, еще порядка двух тысяч обнаружены в регионах Дании, Гренландии, Норвегии, Исландии и других северных землях.

Руны у германцев появились в начале III века. Несмотря на широкое распространение латинских языков и письменности, сохранились и использовались многие древние алфавиты, в том числе древнеисландский.

Кроме того, руника обогатила латинский алфавит несколькими новыми буквами – они обозначали звуки, которых не нашлось в латыни. Появились даже латиноязычные надписи, выполненных руническим алфавитом. Часто рунами записывали христианские молитвы, либо их начальные слова: «Pater noster» и «Ave Maria».

Подтверждением слияния стали найденные в Швеции и Норвегии записи латинских слов, обозначенные рунами.

Смысл самого слова «руна» близок к слову «шептание» на языках Северной Европы. Слово «run» в современном ирландском языке означает «секрет» или «решение» – рунами ирландцы пользовались, для гадания и принятия решений. Но когда появилась необходимость в письменности, система рун легла в основу алфавита. Ученые имеют археологические свидетельства о связи письма и рун. В современном русском алфавите есть 10 букв, по форме соответствующих знакам рун, а в римском алфавите таких букв 13.

В период III века до нашей эры руны распространились из Дании в Скандинавию, а впоследствии – на континент. В настоящее время принято различать несколько видов рунической письменности: общегерманские, готские, англосаксонские, «маркоманнические», исландские, датские, хельсингские и другие руны хоть и похожи друг на друга, но, по мнению рунологов, относятся к различным эпохам и практикам.

Норвежский рунолог А. Листёль в прошлом веке доказал, что руническая письменность не подтверждала принадлежность к каким-либо тайным сообществам, а была общедоступна. Примерами использования рун как «бытовых записок» к XI веку служат такие послания, как «Люби меня, я люблю тебя, Гуннхильд, поцелуй меня, я знаю тебя» и курьерские заметки вроде «Торкель, монетный мастер, посылает тебе перец». В средневековой Европе существовали также и рунические календари.

Многие современники любят мистифицировать древние записи. В реальности, например, руны могут сообщаьт о строительстве моста или времени сбора податей. Благодаря руническим камням, удалось узнать и о многих событиях, повлиявших на ход истории определенного поселения, но, к сожалению, очень немногие каменные «учебники истории» содержат упоминания дат. Один из таких камней гласит, что «дренги осадили Хедебю». Сказать наверняка, каким годом датированы эти руны, очень сложно, ведь средневековый город Хедеба был известен своим богатством, из-за чего его часто осаждали враги. Руны не только повествовали о событиях, но и содержали отношение к ним. Это просматривается на примере высеченных песен: драпа — хвалебная песня, нид — хулительная. Причем сочинение нидов запрещалось законом.

Одним из первых мастеров-христиан считается Гуннар (Kunar), живший в начале XI века. Благодаря подписанным мастером двум камням, удалось установить принадлежность ему более сорока работ на основании стилистических, палеографических и языковых особенностей. Еще один эриль, Асмунд Карасон (Asmuntr Karasun), автор 22 подписанных рунических камней XI столетия. Также ему приписывают еще от 24 до 54 камней, опираясь на орфографическое, палеографическое и изобразительное сходство работ.

Руны были записными листами творческих жителей тех времен. Например, вот поэма, оставленная неизвестным на поминальном руническом камне Rökstenen в Швеции.


Скажи, память, какой добычи было две,
Которую двенадцать раз на поле брани добывали,
И обе брались вместе, от человека к человеку.
Скажи еще, кто в девяти коленах лишился жизни у остготов
И до сих пор все первый в битве.
Тьодрик правил, смелый в бою, кормчий воинов в море готов.
Ныне сидит он, держа свой щит, на готском коне, вождь мерингов.

Полный текст содержит еще 17 строк, а само произведение датируется первой половиной IX века. Не оставляют безразличными рунологов и Ингваровы камни. Это своего рода путевые заметки Ингвара-путешественника, предводителя варяжского похода на Каспий (1036-1042 годы). Камни не только описывают события, но и содержат имена участников похода.

Не германские «руны».

Создавая в IX веке славянскую письменность, Кирилл и Мефодий взяли за основу родной им греческий алфавит. Первая азбука славян, глаголица, хоть и послужила появлению славянской письменности и литературного старославянского языка, но по причине греческого написания букв позднее была переработана в древний алфавит славян, известным нам как кириллица.

Существование так называемых «славянских рун» не доказано. «Руны» «Велесовой книги», фальсификация. В XVIII веке заявлялось о находке «венедских рун» на фигурках из храма Ретры, но эти фигурки признаны поддельными.

Часто древнетюркский алфавит также называют рунами. Из-за внешнего сходства символов на камнях периодически «рунами» становится и кёк-тюркская письменность, зародившаяся в VI веке в Сибири, и древневенгерская письменность, но это не связанные с германскими рунами письменности.

В мире сегодня новая мода – гадание на рунах. То есть само-то гадание древнее, а вот возродилось это увлечение с новой силой недавно. В солидных фирмах “на удачу” ими разрисовывают стены и окна, желающие привлечь к себе фортуну наносят на тело татуировки с рисунком этих волшебных знаков, а в магических салонах сначала предлагают погадать не на картах, как всегда, а “побросать косточки”. На всех языках мира слово руна означает “тайна”. Какие же секреты кроются за странными иероглифами?

Язык древней цивилизации

Откуда и когда пришли к нам руны, ученые до сих пор спорят; даты называют разные – от V века до нашей эры до VIII века нашей. А известный оккультист Фридрих Мэрби вообще утверждал, что руны – это язык доисторической цивилизации сверхлюдей, погибшей в Атлантическом океане около 12000 лет назад. С чем согласны все: эти странные иероглифы были самыми древними и едиными для всех языческих племен на огромном пространстве Северной Европы письменами, более того – еще и средством гадания.

Пушкин писал любовные записки магическими знаками

Гадание по рунам считается одним из древнейших. Оно не предсказывает события, а указывает направление, по которому надо идти, чтобы достичь цели. То есть оно дает инструмент изменения хода событий . Не зря рунами серьезно интересовались исторические личности.

Владел руническим письмом и Пушкин. В одной его лицейской тетради есть “иероглифы”, которые в переводе с рун звучат так: “Юля Озеркова. Смотрел рисунок руницы. Юля. Моли же, моли”.

Рунической письменностью пользовались Гоголь, Державин, Жуковский. А в рисунках Василия Васнецова зашифрованы целые рунические послания.

Гитлера погубила свастика

Первой из европейских стран, начавших возрождать в XIX веке руническое знание, была Германия. Одно за другим возникали тайные общества, в которых занимались магией рун. Членами одного из них – “Братства Туле” – были Адольф Гитлер, Генрих Гиммлер, Рудольф Гесс, Герман Геринг.

В структуре элитных войск СС, которая была первоначально создана как магический орден, вплоть до 1940 года на было ни одного офицера, который не прошел бы спецкурс по рунической магии. Поэтому в символике нацистов так много рун. Например, Соулу (руна звездного часа), использовалась в качестве эмблемы СС для обозначения владычества. Йо (руна воина), - как эмблема гитлерюгенда для обозначения мужества. Хагалаз (руна разрушения), символизировала “спасение” чистоты нации. Но главный символ нацистов – свастика, на их беду и на наше счастье их подвел. Они получили этот знак, скрестив руны, что превратило его в символ смерти, хаоса и разрушения. Руны нельзя соединять, у каждой из них своя жизнь. А тот, кто хочет удвоить эффект, может поплатиться.

Даже кактус зацветет, если его заколдуют

Интересовались магией рун и ученые. Группа скандинавских исследователей проделала такой эксперимент: высеяли обыкновенный овес в три вида горшков. В одном на дне лежала руна застоя Иса, которая должна замедлять развитие, в другом – руна Беркана, руна роста. А третий был контрольным с обычной землей. Результат был впечатляющим: сперва появились побеги в горшках со второй руной, потом – в контрольных и только после – в горшках с рунами застоя. Правда, ясности в научное обоснование силы рун это не внесло .

Узор из девяти палочек

Знание рун было получено богом Одином, главным божеством древних скандинавов. Ради постижения языка рун Один принес себя в жертву, пронзив себя священным копьем. Девять дней и ночей он провел приколотый этим копьем к ясеню – Древу Мира. И Великое Божество бросило сверху на землю девять палочек. Они образовали узор, в котором Один увидел 24 рунных символа.

Как их изготовить

Руны можно купить, а можно сделать самому из кожи, глины, дерева или из картона. Также можно нарисовать руны на обыкновенной гальке с моря,– все они должны быть одного размера.

Как их освятить

Вы кладете каждую руну на ладонь левой руки (или просто перед собой), сосредотачиваетесь на ее названии и сгибаете пальцы правой руки в трубочку, через которую выдыхаете воздух на руну (либо просто выдыхаете на руну без участия руки). Таким образом Вы вкладываете в нее зрение. Это действие повторяется трижды для всех 24 рун. Обращайтесь с ними бережно, всегда храните в мешочке и никому другому не давайте ими пользоваться и даже прикасаться к ним. Если, тем не менее, кто-то к ним прикоснулся,– проведите ритуал освящения повторно.

Как гадать

Достаньте все руны из мешочка и подержите их в ладонях, согревая. В это время сосредоточьтесь и задайте конкретный вопрос. Затем легким движением раскиньте руны перед собой и, закрыв глаза, вытяните последовательно три руны и разложите их друг за другом слева направо. Первая руна описывает суть сложившейся ситуации. Вторая указывает направление, в котором Вам надо действовать для разрешения проблемы. Третья покажет возможный результат этих действий. Вытягивать только одну руну полезно в моменты кризисных ситуаций или когда Вы беспокоитесь о ком-то, кого сейчас нет рядом с Вами. Вытянув одну руну, Вы увидите, что происходит с этим человеком.

Магический Круг


Для тех, у кого нет времени делать руны или искать их в магазинах, предлагаем самый простой вариант – руны, расположенные в круге. Скачайте и распечатайте файл; вырежьте Магический Круг. Закрыв глаза, повращайте его три раза, задайте вопрос вслух и наугад ткните в круг пальцем – какая из рун окажется ближе, та руна Вам и ответит.

Рассмотрите проблему с материальной стороны, разберитесь, что брать, а что – нет. Руна дает защиту от потерь, охраняет ценности и достижения. В вопросах любви советует возобновить старые любовные связи.

Что-то завершается в Вашей жизни, и неминуемо начинается что-то новое, позитивное. Приход этой руны исцеляет и восстанавливает здоровье. Она дает власть, могущество и возможность совершить задуманное.

Ситуация, в которую Вы попали, требует тщательного обдумывания. Спешка вредна. Вам надо проявить сообразительность.

Ожидайте скорой удачи, подарка, озарения. Но постарайтесь всем этим правильно распорядиться, иначе эти дары отнимут.

Вы будете находиться под защитой во время пути. А если спрашивали о будущем, Вам предстоит дальняя дорога. Грядут перемены в семье.

Руна полезна в раскрытии и проявлении творческого потенциала человека. Управляет волей к победе, содействует воплощению задуманного.

В делах успех будет связан с совместной партнерской деятельностью. Ищите союзников. В личной жизни Вас ожидают искренние и плодотворные отношения.

Символизирует совершенство, счастье, благополучие. Призывает расслабиться и успокоиться, не суетиться. Все идет в правильном направлении.

Символизирует опасную силу. Обещает не очень хорошие перемены в жизни, события находятся вне Вашего контроля, и сила, ведущая их, весьма могущественна.

Неудачи бывают у всех и иногда случаются не по Вашей вине. Скорее всего, сейчас для Вас наступило время-урок, чтобы Вы научились не отчаиваться и не опускать руки,– тогда руна будет действовать непродолжительно.

Вы должны “заморозить” ту ситуацию, о которой спрашивали. Не сопротивляйтесь обстоятельствам. Дайте созреть желанному и получите его в срок. Остановка Вам дана для восполнения сил и энергии.

Что посеяли, то и пожнете. Вознаграждение соответствует длительности усилий. Но перед Вами завершающая задача: убрать урожай. Не проглядите время сбора урожая.

Появление знака свидетельствует о неприятных задержках в той ситуации, о которой задавался вопрос. Проявите терпение. Затруднения, которые Вы испытываете, могут иметь благоприятные последствия.

В деле, которым Вы занимаетесь, могут появиться “подводные камни”. Возможны переживания и разочарования в близких людях. Надо изменить образ жизни.

Письменность древних народов всегда хранит в себе тайну. Девять веков минуло с тех пор, как на смену рунам пришло латинское письмо – но скандинавские руны продолжают будоражить умы историков. Древнегерманский корень слова «руна» означает тайна. Большая часть рунических надписей (всего их известно около 5000) была найдена в Швеции. Рунический язык – это язык пращуров, древних славян, письмо викингов, руны использовали народы, проживавшие на территории современных Исландии и Гренландии.

Древние германцы приписывали рунам мистические свойства. Порядок рунического алфавита странен – такой не встречается ни в одной известной миру письменности. Алфавит носит название футарк и делится на три рода, аттира, в каждый из которых входит по восемь рун соответственно. Первоначальное название или значение рун не сохранилось. Современные названия были восстановлены благодаря сохранившимся и дошедшим до нас поздним руническим алфавитам. Например, руна райдо (raidu) это путь.

Написание рунического письма – слева направо, однако, встречаются и весьма любопытные варианты, в которых направление письма чередуется в зависимости от четности строк. К примеру, первая строка может писаться слева направо, но вторая – справа налево, и далее направление будет меняться в зависимости от строки. Руны при перемене направления письма писались ко всему прочему зеркально. Отдельные слова разделялись при помощи знаков препинания, точки или двоеточия, в качестве знака препинания использовалось так же изображение креста.

Скандинавские руны высекали на камнях, которые носят название рунических камней, копьях, мечах, украшениях. Считается, что одна из древнейших рунических надписей это надпись на костяном гребне, который был обнаружен в болоте на острове Фюн, в Дании. Швеция лидирует по количеству рунических надписей, такие надписи находили так же и на территории России, Германии и Австрии. Университет Уппсалы может гордиться собранием крупных рунических камней.

Происхождение рунического письма

Значение и происхождение рун до сих пор остается тайной – количество гипотез, правдоподобных и не очень, велико, но однозначного ответа, откуда взялись руны, до сих пор нет. Исаак Тейлор считал, что руны это наследники греческого алфавита, а создатели рунического письма – племена готов. Другие ученые усматривают сходство таинственных знаков с греческой скорописью.

Греко-латинская версия происхождения рун не так популярна, как следующая, северноэтрусская, согласно которой, руны произошли от одного из алфавитов, принадлежавших северным этрускам. Еще одна любопытная версия происхождения – семитская – роднит рунический алфавит с лидийским и финикийским, в которых имеются точные аналоги некоторых рун, например, руны беркана. Значение и история создания рунического алфавита – тайна за семью замками. Рунологи стремятся раскрыть ее, но до сих пор не знают, служили ли руны связными между людьми и богами, либо просто задумывались как алфавит.

Существует, однако, и мистические версии происхождений рунического письма. Профессор Сигурд Агрелл из Лундского университета утверждал, что руна феу не первая, а последняя, замыкающий рунический знак алфавита. Сам рунический алфавит представлялся неким таинственным посланием. Научный мир теорию Агрелла отверг, однако, у профессора и его версии нашлись последователи, которые опубликовали ряд монографий.

Согласно скандинавскому мифу руны открылись Одину. Бог пронзил себя копьем и девять дней и ночей провисел, пригвожденным к Мировому древу. По истечению срока, Один, отказывавший себе все это время в еде и питье, утолил жажду шаманским медом и услышал руны. Первые были начертаны богом тут же, вместо чернил Один использовал собственную кровь, вместо писчего инструмента – копье. Так руны были начертаны на Мировом древе.

Существует 24 рунических знака, их называют старшими рунами. Рунические знаки разбиты на три рода, аттира.

Первая, руна феу , которую Агрелл считал последней, означает скот или имущество . Руна феу, однако, не является сугубо материальной, она связана и с душевными ценностями. Ее трактуют как руну благополучия, не омраченного самоудовлетворением.

Силы начала и разрушения

Уруз или Сила действует на физический и тонкий миры, в событийном плане, однако, сила это всеобъемлющего, объединяющего свойства. Уруз заключает в себе и женское, и мужское начала. Она является источником энергии, необходимой для великих свершений, любви и дружбы.

Турисаз – могучий рунический знак, он обладает мощной, но тяжелой энергетикой. Турисаз наделяет энергией к размышлению, способствует медитативному настрою. Название рунического символа переводится как «шип» или «черт», так что острота, которая должна быть присуща живому, быстрому, все подмечающему уму, отличительная черта рунического знака.

Райдо или символ пути обладает силою воздействовать на событийный план. Райдо это знак гармонии и объединения. Руна райдо призвана облегчать путь идущим. Знак благоволит путешественникам, отвращая от них беды и превращая путешествие в действо захватывающее и увлекательное, ибо, как сказано, дорогу осилить идущий.

Кано, знак воплощения, в одной версии переводящийся как «факел», в другой как «язва». Символ упоминается в трех рунических поэмах, в англосаксонской – это факел, который горит бледным, ярким пламенем, отмечая место, «где сидят князья». Кано используют для привлечения талантов, ибо знак сопутствует воплощению задуманного путем сосредоточения воли.

Руна хагалаз это знак разрушения, стихийных бедствий, природного буйства. Хагалаз способна разомкнуть «волшебный» событийный круг, который обладает весьма неприятным свойством – засасывать попавшего туда человека подобно водовороту. Руна хагалаз означает гибель и разрушение и имеет непосредственное отношение к германской богине Скади. Руна хагалаз – первая во втором роде футарка. Написание хагалаз напоминает латинское N.

Лед и солнце

Наутиз или нужда символизирует усилие, которое после долгих попыток, вдруг увенчалось успехом. Наутиз может поддержать в трудные времена, однако, требует эмоциональной сдержанности. Удача обязательно придет, говорит десятая руна футарка, однако, чтобы добыть ее придется постараться.

Руна иса просто – прямая вертикальная черта. Иса или лед способна влиять на событийный план и процессы, протекающие в человеческом теле. Руна иса может приостановить ход событий или какой-либо болезненный процесс. Иса так же связана с духовным состоянием человека. Руна иса может свидетельствовать о духовной зиме, которая наступает вследствие охлаждения отношений. Однако, руна эта может быть предвестником весны и скрытого развития.

Йера или год, а так же урожай совершенно четко свидетельствует о завершении начатого и плодах деяний. Любопытно написание рунического знака, напоминающей две расходящиеся стрелы. Йера немного напоминает плуг, недвусмысленно указывая на связь с земледелием. Благоволит только законным делам и свершениям.

Руна перт или колодец памяти, куда окунается каждый, кто хочет возродиться в новом качестве. Любопытно, перт – знак, значение которого наверняка неизвестно. Руна перт носит названия так же Чаши судьбы и некого Жребия. Перт воплощает тайные знания, законы мироздания. Руна перт так же способна сорвать покровы тайн и загадок и открыть на истину.

Соулу или солнце – символ целостности. Может значить некий итог. Шестнадцатый рунический знак футарка, соулу подталкивает человека к самоосознанию и самовыражению. Руна соулу обладает энергетикой дневного светила. Перевернутая руна соулу не несет в себе негативных значений – руна соулу однозначно свидетельствует о звездном часе, тепле и любви, пришедшим в жизнь.

Человек и бог

Тейваз принадлежат 3 аттиру, тогда как руна соулу замыкает второй аттир. Тейваз или Тюр отождествляется с одноруким богом воинской доблести. Бог лишился руки в схватке с Мировым Волком. Тейваз – руна не только доблести и бесстрашия, она помогает в борьбе против собственных темных сил, заключенных в каждом из нас.

Беркана или береза, а то и березовая ветка – знак роста, как физического так и духовного. Беркана это движение и рост, ведущий к плодородию. Символ, способствующий возрождению и рождению нового начала.

Манназ в переводе значит человек. Руна манназ непростая, знак символизирует «собственное Я» . Манназ – руна, которая призывает к уступчивости и скромности, так же сосредоточенности и умеренности в делах.

Лагуз – руна замечательная. Лагуз или озеро прочно ассоциируется с ивою. Лагуз – вода скорее проточная, чем стоячая. Отвечает рунический знак за интуитивное восприятие мира и событийного потока. Руна эта представляет собой единицу, отраженную в зеркале.

Ингуз – двадцать вторая руна футарка, ассоциирующаяся с богом плодородия , могущественным Ингви. Перевернутая ингуз значит то же, что и прямая – знак недвусмысленно заявляет о том, что пришло время счастливых перемен. Символ счастливого завершения – ромб – призывает к избавлению от старого, чтобы освободить место новому.

Кого возлюбят боги

Отал в переводе значит род. Написание отал указывает на расходящиеся пути. Руна отал символизирует избавление от старых привычек, отношений, которые изжили себя. Отал призывает к твердости воли, которая необходима, чтобы разорвать ненужные связи. Руна отал указывает на собственность, владеть которой можно лишь расставшись с чем-то. Руна отал – знак правильного, должного выбора.

Рунический знак наследия не стоит путать с феу, первой руной футарка. Феу, посвященная богу и богине плодородия, означает не только имущество, но и пламя. Источником богатства в Северных странах служат прежде всего способности человека, самой главной из которых является способность оказывать посильную помощь окружающим.

Скандинавские народы, англосаксы и германцы твердо знали, что боги даруют удачу и везение тому, кто не только бесстрашен, смел и благороден, но и тому, кто не чуждается изнурительного труда. Помнили скандинавские народы и о бедах, которые способно принести богатство без любви и сострадания. Богатство, считали они, есть всего лишь удобство, которым делиться тот, кто оказался удачливее своих собратьев, ежели только желает он и дальше пользоваться милостью капризных богов.

Славянские руны – больше, чем просто символы. Культура каждого народа заключается не только в сказках, легендах и преданиях.

Признаком полноценной культуры считается письменность, при помощи которой фиксируется все происходящее с отдельной группой людей, народом и цивилизацией. И славянско-арийская цивилизация не исключение – до наших дней дошло множество свидетельств того, что наши предки были высокообразованной расой, которая знала, возможно, даже больше, чем наше поколение.

Славянские руны, значение, описание и их толкование — это часть культуры славян, и не только древних, но и нынешних. Славянская руническая письменность – это образная письменность племен, принадлежащих к славянско-арийской расе, применявшаяся в дохристианские времена. Руны были известны задолго до появления первых вариантов старославянского языка на основе кириллицы и глаголицы.

Некоторые скептики, особенно из христианских кругов, утверждают, что славянских рун не существовало, но как же объяснить странные символы на древних капищах, расположенных на территории нашей страны. Никто не станет спорить о том, что источников, согласно которым можно утверждать наличие рунической древнеславянской письменности, чрезвычайно мало, поэтому вопрос все так же остается открытым. Но при этом сложно найти другое логическое объяснение нанесенным символам на орудия труда, оружие и предметы быта древних славян.

Славянские руны обереги — это больше, чем просто символы, при помощи которых можно было сохранить информацию. Это часть культуры, системы сохранения знаний. Символика славянских рун состоит из особой энергии и информационного пространства, в котором жили древние славянские народы.

Стоит сразу оговорить такой момент, что само понятие «славянские руны» нельзя считать абсолютным, так как славяне – это всего лишь половина Расы – Расены и Святорусы. Вторая половина Расы — Ха’Арийцы и Да’Арийцы носят несколько другое название – Арии. Но этот момент является темой отдельной дискуссии и даже научного трактата, который может служить основой для написания докторской диссертации. Поэтом славянские руны – это достаточно общее определение, о котором стоит более подробно порассуждать.

Руническое письмо было использовано впервые Ха’Арийцами, которые и составили первую азбуку рун — ха’Арийскую Каруну. Говоря проще каруна – это состоящая из двух рун начертание слова, в котором руна «ка» означает соединение, а «руна» является основным элементом такой своеобразной письменности. Стоит заметить, что у каждого Великого Рода была своя собственная письменность:

  • У Да’Арийцев — тьраги,
  • У Расенов — молвицы,
  • У Святорусов — буквицы.

Аналогов написания символов и букв на сегодняшний день славянским рунам нет, так как все системы начертания символики достаточно условные. По мнению специалистов Каруна являлась самым успешным и совершенным вариантом письма, так как она была проще остальных вариантов в начертании и запоминании. Немаловажная особенность славянских рун в том, что реальное их количество и полное обозначение неизвестно. К примеру, Патеру Дию Святославу было известно около трех миллионов рунических символов.

Многие люди, которые только начинают интересоваться славянской культурой, ошибочно путают славянские руны с не имеющими ничего общего с ними, начертанными безграмотно ведетскими рунами, о которых известно лишь то, что они были примитивны и практически не несли никакой логической нагрузки. Древние славяне использовали свои собственные руны на протяжении миллионов лет, а наши современники, которые чтут свои корни, пишут или и сегодня.

Особенности чтения славянских рун

Важно понимать, что стандартные 18 славянских рун, которые чаще всего можно встретить во многих источниках, это всего лишь часть рунических символов, используемых древними славянами. Каруна имела одну особенность, которую необходимо обязательно учитывать, руны в ней могут иметь самые различные значения – это может быть и отдельная буква, и слог, и слово, и даже целый образ. Стоит сказать, что образы в славянской письменности были приоритетными, и одна руна могла иметь до трех значений в зависимости от особенностей использования (образы, которые могут быть, обязательно связаны между собой).

Для того чтобы записать руны использовались шлоки – 9 рядов с 16-ю символами в каждом. Каждые 16 шлок образовывали более крупные письмена – Сантии. Для того чтобы Сантии были не просто рядом символов, а несли информационную и энергетическую нагрузку, их наносили на драгоценные металлы (золото или серебро), раскатанное на пластины. На пластине металла наносилось до 4-х шлок на обестороны, такая пластина также называлась Сантией. 9 Сантий, собранных в единое целое, являлись Кругом.

Одной из особенностей написания шлок можно считать тот факт, в ряду расположено не 16, а 32 руны. По этому правилу каждая первая руна является комментарием второй с учетом контекста всего текста. Достаточно часто используется 64 руны, которые обозначают двойной перевод нанесенного ранее текста. Для того чтобы правильно прочитать шлоку рун необходимо читать от первой строчки слева направо до последней строки. После чего процедура повторяется в обратном порядке, поднимаясь от крайней руны к первой. Согласно исследованиям ученых и по археологическим раскопкам возможно чтение текста двумя вариантами – по буквам или образам. В первом все просто и банально – каждый звук зашифрован символом. При образном прочтении изначально определяется ключевой образ, к которому закрепляются остальные руны, а потом чтение идет по стандартному алгоритму. Итог такого написания и чтения – это сообщение, которое получено по буквам и образам. Стоит сказать, что славянским рунам и их значению посвящено достаточно много специфической узкопрофильной литературы, которая обычно находится в закрытых фондах музеев и центральных библиотек не только нашей страны, но и мира.

Для того чтобы понять основные принципы чтения рун, рассмотрим пример – имя всем известного славянского бога Перуна. Если оно записано рунами как буквами, то все просто – получится имя «Перун». А вот если прочитать его образами, то фраза будет значительно сложнее – «Путь есть ратная утеха наша». При этом не стоит забывать и том, что существует и еще более сложный вариант прочтения, но он доступен в большей степени историкам и исследователям, хотя если есть желание, то любознательный потомок древних славян сможет разобраться.

Сколько всего рун и что они могут означать

Стандартная Каруна содержит 144 руны, дополнением к которым можно выделить руны движения, времени, образные (они достаточно сложны к пониманию современным людям). Если рассматривать карунические записи в качестве источника информации, то они не настолько сложны как при прочтении по буквам, так и по образам. К примеру, Велес – представляет собой двурунницу, состоящую из «ве» — знающий, и «лес» — Вселенная. При написании буквицей вместо «е» в руне «лес» она начертана как «ять», поэтому получается образ Вселенной, а не зеленых насаждений. И таких примеров слов, которые использовались и нашими предками, и сегодня, можно привести несколько тысяч, но более подробно о них можно прочитать в специальной исторической и филологической литературе или же на специальных курсах университетов.

Достаточно часто можно встретить и упоминание ха’Арийской Каруны как скандинавского утхарка, состоявшего из 24 рун. Славянские руны и скандинавский утхарк могут использоваться только в эзотерическом контексте, так как они являются всего лишь составляющей общей карунической или символистической системы. Если взглянуть на руны с точки зрения современности, то они несколько потеряли свою целесообразность использования. Их возможно применять только для того, чтобы познать традиции и обычаи наших предков, прикоснувшись к потерянным и утраченным знаниям.

Значение рун славянских народов

Славянские руны и их значение – это один главных вопросов, которые интересуют современных славян. Значения их можно получить даже не имея специальных знаний, достаточно только знать богов и наименования рун. Стандартные 18 рун, являющихся базовыми, считаются самыми магическими и находят широкое применение в разнообразных оккультных ритуалах. Наносятся руны на любые предметы и поверхности, начиная от оружия, заканчивая татуировками на теле. Расшифровка славянских рунических оберегов тесно связана с конкретными славянскими божествами, так как каждая руна символизирует одного бога. Самым простым толкованием считается:

  • Ветер – Велес;
  • Берегиня – Макоши;
  • Уд – Ярило;
  • Нужда – царь Нави Вий;
  • Мир и Род – Белобог;
  • Есть – Живе.

Любознательный потомок славян, который знает все особенности каждого бога и их графическую интерпретацию, может своими силами изготовить оберег, отчасти выполняющий свое назначение. Руны славян – это часть скрытых от обычного обывателя знаний, в них имеется скрытый смысл, позволяющий использовать традиции язычества для того, чтобы улучшить межличностные отношения, достаток, получить повышение по службе. Обереги и амулеты дают возможность получить желаемый результат, и в некоторой степени напомнить о том, что необходимо самостоятельно принимать решения для того, чтобы реализовать задуманное. Популярность славянских символов в последние несколько лет объясняется тем, что все больше людей мечтают постигнуть тайны славян-ариев, узнать больше об их традициях, верованиях и обрядах. Поэтому сегодня не проблема купить славянский обрег, который принесет удачу, наладить взаимоотношения. Наиболее востребованы обереги из серебра, так как именно этот металл всегда считался магическим изначально.

Славянские алфавиты на основании рун

Для того чтобы правильно понимать и использовать руны славян, важно знать, что существует не так много основных рунических алфавитов, каждый из которых имеет свои особенности использования и нанесения:

  1. Венедские (вендские) руны – это алфавит, использовавшийся славянами, которые жили на юге Балтики между Эльбой и Вислой до середины первого тысячелетия н.э;
  2. Бояновы руны – ими был написан в четвертом столетии «Боянов гимн» (один из самых известных древнеславянских эпосов). Эти руны схожи с начертанием символов народов Греции, Малой Азии и Черноморского побережья;
  3. Велесовы руны – находили применение в культурно-социальных отношениях восточных славян. С их помощью велись летописи до IX-го века на Руси. Ими была написана «Велесова книга» — одно из основных собраний обрядов, легенд и сказаний славян.
  4. Руница – по мнению некоторых ученых этот алфавит существовал еще со времен палеолита, на основании которого были составлены кириллица и глаголица. При этом существует теория, что такая «руница» является основой для письменности Древнего Египта и Китая.

Стоит помнить, что славянские руны – это не просто красивые символы, нанесение которых стало популярным, это часть нашей истории. Вопрос изучения рунной письменности – это вопрос сложный, требующий не просто базовых знаний мифологии, но и фундаментального изучения культурно-социальных отношений всей истории всех цивилизаций, которые внесли свою лепту в развитие и становление человечества.

18 Славянских Рун используемых в современности


















Руническая магия .
В последнее время стало появляться большое количество книг, авторы которых "разгадывают" тайны рун, не принимая во внимание, что тем самым нарушают основной закон рунической магии – ее заветность и сокровенность, сакральность и невозможность посвящения в тайное искусство широкого круга "любителей". Чтобы познать руны, Один провисел на Мировом древе – ясене Иггдрасиль – девять ночей, пронзенный собственным копьем. Вот как об этом говорится в одной из песен "Старшей Эдды" – "Речах Высокого":

Девять ночей я качался, на дереве,
Под ветром повешен а ветвях,
Ранен копьем, в жертву Одина отдан -
Себе же – я сам,
На дереве старом, растущем высоко
От неведомых миру корней.

Никто не давал мне питья и питания,
Взгляд направлял я к земле.
В стенаниях, руны вознес в вышину я
Долу упал я тогда.

Стал я расти и познания, множить,
Здоровье и силы обрел,
Слово от слова на благо являлось,
Дело от дела рождалось чредой.

Руны найдешь ты, что в дерево врезаны,
С силой великой,
С силой целебной.
Высший скальд их окрасил, и боги их создали,
И резал те руны властитель богов, -
Один у асов, и Дваин у альфов,
Двалин у карлов, у йотунов Альсвинн;
Многие резал и я.

Знаешь ли, как надо резать?
Знаешь ли ты, – как разгадывать?
Знаешь ли, как надо красить?
Знаешь, как вопрошать?
Знаешь ли ты, как молиться?
Как приносить надо жертвы?
Знаешь ли ты, как закласть?
Знаешь ли, как сожигатъ?

Лучше совсем не молиться, чем жертвовать слишком усердно.
Награждены за жертву все ждут.
Лучше вовсе не резать, чем кровь лить без меры.

Не случайно до нас – даже в памятниках средневековой литературы – не дошли более подробные толкования рун и рунических заклинаний, хотя некоторые ученые – например, С. Свириденко и Г. фон Лист – считают, что в той же песне "Речи Высокого" дается иносказательное описание восемнадцати рун магического ряда и символического их толкования:

Заклинания я знаю, что людям неведомы, -
Даже знатным и женам князей.
Имя первому: помощь – пометь оно может
От обид, и скорбей, и забот.

И второе я знаю, тем людям полезное,
Что причастны искусству врачей.

Знаю третье я также, которым возможно
Врага волшебством оковать:
Иступиться заставлю оружье противника,
Не сможет разить его меч.

Мне известно четвертое – если мне свяжут
Гибкие члены враги:
Прошепчу я заклятье и буду свободен -
Узы снимутся с рук
И веревки с ног.

Знаю пятое я против стрел легкоперых,
Что недруг направит на рать;
Как бы живо не мчались – стрелу задержу я,
Едва лить увижу ее.

Шестое известно мне – против кореньев,
Которыми вздумает враг мне вредить:
Мой недруг лихой, мою ненависть вызвавший,
Пострадает сам раньше, чем я.

Мне известно седьмое – пожар им уйму я,
Если вспыхнет чертог, еще полный гостей.
Как ни силен огонь, я смогу загасить его,
Слово мощное против пожара скажу.

Мне восьмое известно – немалую пользу
Принесло бы всем людям оно:
Если распря меж храбрыми вдруг разгорится -
Можно им мир водворить.

Мне известно девятое: в море шумящем
Мой корабль сохранит мне оно.
Усмирю ворожбою я бешенство бури,
И вернется волнам тишина.

Мне известно десятое – ведьмам на гибель,
Что по воздуху мчатся в ночи.
Околдую их так, что потом не вернутся
Им в жилища свои
И в обличья свои.

Я знаю одиннадцатое – для боя:
Я с ним провожаю в сраженья, друзей.
Я в щит прокричу пред началом сраженья -
И здравыми храбрые прянут на брань,
Воротятся здравыми с бранных полей,
Все безбедно прибудут домой.

Я знаю двенадцатое – чтобы снялся
Повешенный с ветки мертвец:
Я чертить буду руны, их резать и красить -
И с дерева мертвый сойдет,
И со мною начнет говорить.

Я знаю тринадцатое,- оно нужно,
Когда освящают младенца водой:
Заворожу я от смерти в сраженьях -
Сколько бы в бой ни ходил он, в бою не падет.

Я владею четырнадцатым: перечту.
Всех небесных свободно, чтобы людям их знать.
Имена назову я всех асов и альвов -
Это может лишь мудрый иметь.

Я владею пятнадцатым; в доме у Деллингра
Пел его Тиодрэрир, карло искусный;
Асам мощь придавал он и карлам отвагу,
Мудрость вещую богу богов.

Я владею шестнадцатым; им я склоняю
Равнодушную деву к любви;
Околдую я чарами душу красавицы,
Изменю ее помыслы все.

Я владею семнадцатым: им охраняю я
От измены красавицы милой себя.

Все семнадцать заклятий, что назвал я, Лоддфафнир,
Будут век неизвестны тебе.
Хоть на благо себе ты услышал бы их и на пользу запомнил,
На счастье себе научился бы им.

Восемнадцатое заклятие я знаю,
Ни мужам я, ни женам о нем не скажу.
Всех ценнее то знанье, что знаешь один ты:
Я этим заветы свои заключу.
Той лишь разве откроюсь, с кем ложе делю, -
Или той, кто сестра мне родная.

Именно Гвидо фон Лист (1848-1919), немецкий исследователь рун и известный оккультист, основатель школы рунической магии, является родоначальником так называемого "Рунического Возрождения" XX века, результатом которого явились десятки сотен книг о тайной силе рун, часто весьма сомнительного качества. Гвидо фон Лист считал, что вышеприведенный отрывок из "Старшей Эдды" является доказательством существования первоначального рунического ряда, состоящего всего из 18 рун.

Руны в своем изначальном – восемнадцатизнаковом – виде были явлены ему в одном из видений, которые посещали ученого несколько раз в течение года после операции по удалению катаракты, когда он почти ослеп. Система фон Листа, на которой основаны многие современные оккультные учения и теории, носит название арманического футарка, ибо была связана с теориями арманизма – расистскими теориями нацистской Германии.

Гвидо фон Листом было также основано некое "Общество Туле", распространявшее идеи германского превосходства и расовой чистоты немецкой нации. Считается, что многие чины нацистской верхушки, в том числе Гитлер и Гесс, Геринг и Гиммлер, были его членами и испытали влияние идей фон Листа. Высказываются даже предположения, что основой для широко известной эмблемы СС послужила руна S – символ власти и силы.

Теории Листа о силе рун и магии рунических заклятий развил Фридрих Мэрби (1882-1966), основатель "Лиги исследователей рун", который был уверен, что руны – это язык некой древней цивилизации, погибшей в волнах Атлантического океана двенадцать тысяч лет тому назад. Теории эти довольно спорны и к древним рунам отношения не имеют никакого, а потому вернемся обратно к "Старшей Эдде", а вернее, к еще одной ее песне – "Речам Сигрдривы", в которой также содержатся сведения о рунах:

Клену тинга кольчуг
даю я напиток,
наполный силы
и славы великой;
в нем песни волшбы
и руны целящие,
заклятья благие
и радости руны.

Руны победы,
коль к пей ты стремишься, -
вырежи их
на меча рукояти
и дважды пометь
именем Тюра!

Руны пива
познай, чтоб обман
тебе не был страшен!
Нанеси их на рог,
на руке начертай,
руну Науд – на ногте.

Рог освяти,
опасайся коварства,
лук брось во влагу;
тогда знаю твердо,
что зельем волшебным
тебя не напоят.

Повивальные руны познай,
если хочешь быть
в помощь при родах!
На ладонь нанеси их,
запястья сжимай,
к дисам взывая.

Руны прибоя
познай, чтоб спасать
корабли плывущие!
Руны те начертай
на носу, на руле
и выжги на веслах, -
пусть грозен прибой
и черны валы, -
невредимым причалишь.

Целебные руны
для врачевания
ты должен познать;
на стволе, что ветви
клонит к востоку,
вырежи их.

Познай руны речи,
если не хочешь,
чтоб мстили тебе!

Их слагают,
их составляют,
их сплетают
на тинге таком,
где люди должны
творить провосудье.

Познай руны мысли,
если мудрейшим
хочешь ты стать!
Хрофт разгадал их
и начертал их,
он их измыслил
из влаги такой,
что некогда вытекла
из мозга Хейддраупнира
и рога Ходдрофнира.

Стоял на горе,
в шлеме, с мечом;
тогда голова
Мимира молвила
мудрое слово
и правду сказала,

Что руны украсили
щит бога света,
копыто Альсвинна
и Арвака уши
и колесницу
убийцы Хрунгнира,
Слейпнира зубы
и санный подрез,

Лапу медведя
и Браги язык,
волчьи когти
и клюв орлиный,
кровавые крылья,
и край моста,
ладонь повитухи
и след помогающий,

Стекло и золото,
и талисманы,
вино и сусло,
скамьи веселья,
железо Гунгнира,

Грудь коня Грани,
ноготь парны
и клюв совиный.

Руны разные
все соскоблили,
с медом священным
смешав, разослали,
у асов одни,
другие у альвов,
у ванов мудрых,
у сынов человечьих.

То руны письма,
повивальные руны,
руны пива
и руны волшбы, -
не перепутай,
не повреди их,
с пользой владей ими;
пользуйся, знаньем
до смерти богов!

В приведенных выше песнях говорится об основах рунической магии – в каждом конкретном случае стоит обращаться к одной руне или определенному руническому заклинанию, но делать это надо с большой опаской, ибо неправильное применение рун может навредить. Пример (уже давно ставший хрестоматийным) такого "неосторожного" употребления рун мы находим в древнеисландской "Саге об Эгиле", в которой речь идет о знаменитом скальде и знатоке рунического искусства Эгиле Скаллагримссоне.
В постели одной больной девушки, которую он взялся вылечить, Эгиль нашел рыбную кость с вырезанными на ней "неправильными" рунами, которые и послужили причиной хвори. Эгиль соскоблил руны, бросил их в огонь, а сам вырезал новые – "правильные" – знаки, положил их под подушку девушки, и та вскоре выздоровела.

Руны существовали в Скандинавии и Англии в нескольких вариантах. Это прежде всего футарк – старшие руны, которые, собственно, одни и использовались в рунической магии. Надписи старшими рунами, которых в Скандинавии известно около 150, относятся ко II – VIII векам нашей эры, и сделаны они на могильных и памятных камнях, скалах, копьях, мечах, брактеатах, фибулах и некоторых других металлических или деревянных предметах. Надписи эти очень коротки и часто состоят из одного или нескольких слов. Название свое – "футарк" – старшие руны приобрели по именам первых шести рун. Всего рун 24, и состоят они лишь из вертикальных и наклонных палочек.

Футарк – не алфавит в обычном понятии этого слова, а строго закрепленный ряд знаков, разбитых на три "семейства". Каждая такая группа состоит из восьми рун и носит соответственно названия семейств Фрейи, Хагеля и Тюра. Каждая руна имеет собственное имя (в отличие от привычных нам латинских букв и кириллицы), выражающее и ее внутреннее – магическое – значение:

f fenu
u urur
th thurisar турс (великан)
a ansur асы (боги)
r raidu путешествие
k kauna рана
g gebu дар
w wunju радость, счастье
h hagalar град
n naudir нужда
i isar лед
j jara урожай
i iwar (возможно, защита)
p perthu (возможно, то, что скрыто)
r algir (различные значения)
s sowilu солнце
t tiwar Тюр (один из асов)
b berkana береза
e ehwar лошадь
m mannar человек
l lagur вода
ng ingwar Инг (бог-прародитель)
d dagar день
o othala эдель; имущество, усадьба, передаваемые по наследству

Следует иметь в виду, что имена рун всегда были тайным, сокровенным знанием и потому не дошли до нас. Приведенные выше названия являются результатом лингвистической реконструкции и могут отличаться в трактовках разных исследователей. Вообще, руны, фигурирующие в "Эдде", по мнению большинства ученых, нетождественны рунам, которые впоследствии стали применяться для письма.

Каждая руна по отдельности имела определенное значение, которое использовалось в качестве "путеводной" звезды при гадании на рунах. Для этих целей существовал набор особых камешков или палочек с вырезанными на них рунами – на одной палочке один знак. Палочки складывали в мешочек, а затем вынимали из него, не глядя, одну руну, которая и должна была служить ответом.
Неслучайно, что в ранних рунических надписях сами руны соседствуют с магическими знаками, очень похожими на наскальные ритуальные рисунки. Вырезая руны, резчик должен был уметь использовать их тайную силу, и именно в этом заключалось руническое искусство. В ряде надписей отдельные руны используются в качестве целого слова, понятия, содержащегося в их имени. Такова, например, надпись на костяном ноже из Флександа (Норвегия, около 350 года):

Lina laukar f
лен, лук, богатство

В этой надписи употреблено и слово, само по себе являющееся оберегом – laukar – и довольно часто встречающееся в рунических надписях.

Помимо этого слова, означающего "лук", то есть, растение, которое использовалось как оберег, такими же "охранительными" считались слова auja – счастье и lathu – приглашение.

Существует, кроме того, и таинственное слово alu, этимология которого совершенно неясна. Однако в 20-е годы нашего века Сигурдом Агреллем была выдвинута теория числовой значимости рун, подчиняющаяся законам числовой магии. Агрелль считал, что каждой руне в футарке соответствует определенное число – порядковый номер, при этом руна f – как символ завершения – должна стоять в руническом ряду последней – двадцать четвертой.
При таком расположении рун исследователь легко мог объяснить некоторые рунические заклинания и магические слова. Так, например, слово alu в числовой магии, по Агреллю, состоит из следующей комбинации – 3 + 20 + 1 = 24, то есть, число рун в футарке, магическое число, приносящее счастье и удачу, а также защищающее.


Руна Магическое число

Многие современные исследователи рунической магии продолжают придерживаться порядка рун, установленного Агреллем, условно называемого утарком, как, например, это делает в своей книге "Сила рун" (1996) Кеннет Медоуз.


Рунический ряд Сигурда Агрелля Утарк

Выше уже упоминалось о том, что довольно часто на различных предметах вырезался рунический ряд, который уже сам по себе являлся оберегом – благодаря числовой магии и "мобилизации магических сил" (М.И. Стеблин-Каменский) всех рун, собранных воедино. На магических предметах, обладающих охранительной силой, рунический ряд в своем полном составе располагается, как правило, по кругу или по спирали.

Известны изображения первых шести рун – собственно самого ФУТАРКА, – но повторенные двенадцать раз. Общее количество рун на этих изображениях равно 72, то есть, магическое, защищающее и оберегающее число 24, повторенное три раза. Нередко встречается на амулетах и написание первых трех рун – f, u, th – первые три руны, обладающие большой магической силой и являющие собой число 3 – одно из самых сильных магических чисел, – но трудно поддающиеся толкованию.

Довольно "темна" и надпись, которую условно называют Тистель-Мистель-Кистель – Tistel, Mistel, Kistel – и которая звучит похоже на некое детское заклятие, тем не менее известно это заклинание с девятого века и повторяется на камнях не единожды. Оберегом, кроме того, мог быть и рисунок, сделанный рядом с надписью. Таким защитным символом был, например, молот Тора, который часто изготовляли в качестве отдельного ювелирного украшения-оберега. Есть изображение такого молота и на камне из Стенквисты.

Довольно часто рунические надписи делались на рогах для питья меда или пива – тоже с охранной целью. Как правило, рядом помещались и всевозможные рисунки. Самым замечательным примером такого рога служит один из двух золотых Галлехуских рогов (около 400 года, вес около 7 килограмов), надпись на котором гласит:

Ekhlewagastir
holtijar
horna
tawido
Я, Хлевагаст, сын Хольта, сделал этот рог.

До сих пор никто из исследователей так и не смог предложить удовлетворительной расшифровки рисунков, в избытке покрывающих рог. Рисунки сохранились только в старых зарисовках, так как рога были украдены в 1802 году из сокровищницы датского короля и переплавлены в золото. Довольно любопытный рассказ о рунах, могущих защитить человека от рога с отравленным питьем, находим мы во все той же древнеисландской "Саге об Эгиле".

Эгиль Скаллагримссон однажды был в гостях у конунга Эрика и разозлил одного из его людей – дружинника Барда, который пошел к жене конунга и сказал ей, что там сидит человек, который их позорит: сколько бы он ни пил, он все говорит, что не напился.
Гуннхильд и Бард смешали тогда яд с брагой и внесли этот напиток. Бард осенил его знамением Тора и дал служанке, разносившей брагу. Она поднесла рог Эгилю и предложила ему выпить. Но Эгиль взял нож и воткнул его себе в ладонь. Потом он принял рог, вырезал на нем руны и окрасил их своей кровью. Он сказал:

Руны на роге режу,
Кровь их моя окрасит.
Рунами каждое слово
Врезано будет крепко.
Брагу девы веселой
Выпью, коль захочу я.
Только на пользу ль будет
Брага, что Бард мне налил?

По преданию "рог разлетелся на куски, а напиток пролился на солому".

Руны, окрашенные кровью, фигурируют в саге о Гретте Асмундссоне. Одна женщина по имени Турид вырезала на корне дерева руны, окрасила их своей кровью и прочла над ними заклинания. Именно от этих рун Гретте вскоре и скончался.

В качестве охранительных – магических – знаков употреблялись и рисунки, которые бы мы сейчас назвали лигатурами – руны на таких изображениях как бы вписаны друг в друга, и палочка одной руны служит одновременно и частью другой руны. Таково, например, слово "Процветание", руническая лигатура которого выглядит следующим образом.

Многие надписи старшими рунами не поддаются расшифровке, что, собственно говоря, совсем и неудивительно, ибо, судя по всему, магические рунические надписи вообще не предполагались для прочтения. "Особенно очевидно это в тех случаях, – писал крупнейший скандивист-медиевист профессор М.И. Стеблин-Каменский, – когда надписи сделаны на могильных плитах, зарытых в могилу надписью вниз. Именно так была зарыта плита с самой длинной из всех надписей старшими рунами (Эггья, Западная Норвегия).

В этой надписи конца VII века есть, в частности, описание обряда, совершенного при захоронении. По наиболее правдоподобному из толкований надписи, обряд заключался в следующем: надпись была сделана ночью, чтобы на нее не попал солнечный свет, и не железным ножом, а каким-то особым ритуальным орудием; на камень были наложены запреты: его нельзя обнажать при ущербной луне, и злые люди не должны вынимать его из могилы; он был окроплен кровью, и ею были натерты уключины лодки, которая была потом потоплена... На плите, о которой идет речь, есть также изображение лошади. Известно, что лошадь играла важную роль в магии, а также в культе Одина. Вероятно, это изображение лошади тоже должно было служить оберегом могилы".
Тут https://nn.ressyshop.ru/ ведущий Российский производитель конвекторов в Нижнем Новгороде

Заметим, однако, что изображение или сравнение мужчины с кобылой были исполнены в скальдической и рунической магии большой отрицательной силы. В законе "Гулатинга" говорится даже: "Есть три выражения, признаваемые словесной хулой, за которую должна быть выплачена полная вира. Первое, если мужчина говорит о другом мужчине, что он родил ребенка. Вторая, если мужчина называет другого мужчину использованным в качестве женщины. Третья, если мужчина сравнивает другого мужчину с кобылой, или сукой, или самкой любого другого вида животного". В уже упоминавшейся "Саге об Эгеле", говорится о лошадиной голове насаженной на жердь с руническим заклятием. Перед нами пример наиболее действенный изобразительной магии, в которой лошадь, вернее действие, производимое с ней, имеет важное значение. Во всех этих магических обрядах несомненно влияние тотемизма (культовое расчленение тотема).

Особое место в рунической магии занимают вырезанные на предметах имена как владельца этого предмета, так и резчика. По всей вероятности, происходит это из-за того, что само имя служило оберегом, было олицетворенным, значимым и обладало большой силой.(Вспомним хотя бы общеизвестный факт, что русский народ считал непозволительным называть черта его же собственным именем – особенно в определенные дни, – чтобы не накликать беду, чтобы нечистый не услышал и не явился на зов.)

Общеизвестно, что имена различных народов являются одной из важных составляющих народного духа и всегда преисполнены глубокого смысла. В древности имя значило столь много и обладало столь великой силой, что назваться именем другого человека значило нанести ему вред. В Древней Руси великие князья, приняв христианское имя после крещения, скрывали его от окружающих, опасаясь ворожбы. Память народная связала определенные черты характера отдельных людей с именами, отметив наиболее яркие их проявления в метких высказываниях. Реестр таких характеристик сохранился в фольклорных произведениях русского народа:

Постоянная дама Baрвapa
Великое ябедство Елена
Толста да проста Афросина
Хороший голос Домна
Взглянет утешит Арина
Обещает не солгать Софья
С поволокой глаза Василиса
Наглая спесь Маримьяна
Песни спеть Дарья
Худое соврать Агафья
Промолвит накормит Марина
Черные глаза Ульяна.

Конечно, кто-то может возразить, что имена русские не имеют ни малейшего отношения к именам руническим – и будет совершенно не прав, ибо любое имя в любом языке, а уж тем более в столь давние времена, когда люди стремились оградить себя от таинственных и магических сил природы, было олицетворенным и несло в себе определенную информацию, служило оберегом. На многих амулетах вырезаны слова, которые мы бы назвали констатацией факта – "Я, такой-то, эриль (рунический колдун?), многомудрый и владеющий руническим искусством, вырезал эту надпись".

Само слово "эриль" вызывает бурные споры среди ученых. Некоторые связывают его с племенем херулов – heruler, основываясь на древних источниках. Многие исследователи переводят его как "рунический колдун". Существует даже версия, по которой слово "ярл" является поздней "модификацией" "эриля". Как бы там ни было, одно остается несомненным – эрили были искушены в руническом искусстве, и их никак нельзя назвать теми, "кто рун не должен резать".

Особенной силой обладала и руна "туре". Как рассказывается в одной из песен "Старшей Эдды", когда Скирниру, отправившемуся добывать невесту богу Фрейру, надоело уговаривать ее, он пригрозил:

Я вырежу Туре и три тайные знака -
Похотъ, скорбь и безумье в удел тебе дам.

А в исландской "Черной книге" пятнадцатого века содержится такое заклятие:

Я вырежу асов восемь,
и девять нужд,
и тринадцать турсов.

А в другой исландской рунической надписи говорится:

Fe – это ненависть друга,
Огонь реки
И змея тропа.

Ur – это плач туч,
И льда бессилие,
И ненависть пастыря.

Турс – это женщин тоска,
Горных вершин обитатель,
И муж рунической вехи.

На рунических камнях часто вырезали формулы заклятия: "Тот, кто повредит этот камень, умрет или пострадает". Верховный бог Один, ради знания рун провисевший на Мировом древе девять дней (о чем рассказывалось выше), дорого заплатил и за обладание медом поэзии (то есть за знание тайн скальдического искусства) – этому посвящен рассказ Браги в "Младшей Эдде" Снорри Стурлуссона.

Мы уже не раз обращались к "Саге об Эгиле", посвященной великому скальду Эгилю Скаллагримссону, который владел и руническим колдовством. Изгнанный из Норвегии конунгом Эйриком Кровавая Секира и его женой Гуннхильд, Эгиль поставил на берегу жердь с лошадиным черепом и вырезал на нем проклятие, призывающее духов страны изгнать из страны коварного конунга и его жену.

"Как показал норвежский рунолог Магнус Ульсен, – писал М.И. Стеблин-Каменский, - Эгиль, по всей вероятности, вырезал не то прозаическое заклятье, которое приводится в этом месте, а другое, стихотворное, совпадающее с ним по содержанию, но приведенное в саге в другом месте. Особую силу надписи должно было придать то, что, как заметил Магнус Ульсен, в ней были выдержаны магические числовые соотношения между рунами: в каждой из четырех полустроф (четверостиший), из которых состояла надпись, было ровно 72 руны, то есть три раза общее количество рун в старшем руническом алфавите. Таким образом, эта надпись была одновременно и скальдическим и руническим искусством".

Подобная жердь с лошадиным черепом и вырезанным на ней рунами заклятием носила имя "нид", которое одновременно обозначало и хулительный жанр скальдической поэзии, обладающей невероятной силой. В одной из саг рассказывается, что при прочтении одного нида в палатах ярла висевшее на стенах оружие пришло в движение, многие воины были убиты, а сам ярл упал замертво на пол и у него отгнили волосы и борода по одну сторону пробора. Постепенно футарк модифицировался в младшие, или скандинавские, руны. Существует около 3 500 младшерунических надписей. В младшем руническом ряду знаков всего 16. Различают датский вариант младших рун и шведско-норвежские младшие руны.

Каждая "младшая" руна так же, как и "старшая" имеет свое собственное имя:

f fe богатство, добро (собственность), скот
u ur мелкий дождик или железный лом
th thurs турс (великан)
a oss асы (боги)
r reid путешествие
k kaun рана
h hagl град
n naud нужда
h hagalar град
n naudir нужда
i iss лед
a ar урожай
s sol солнце
t tyr Тюр (один из асов)
b bajrka береза
m madr человек
l logr вода
r yr тростник

В Скандинавии существовали также и позднейшие варианты рун: пунктированные, короткостволые, бесстволые, дальские, ветвистые. Младшие руны меньше применялись в магических целях, тем не менее, есть свидетельства и о таком использовании младших рун. Например, Эгиль пользовался именно такими рунами. Да и охранительные надписи на могильных камнях сделаны также младшими рунами.

"На протяжении всего XI века шведские рунические надписи – это не только тексты, - писал М.И. Стеблин-Каменский, – но и произведения изобразительного искусства. Как правило, эти надписи вписаны в узор причудливо переплетающихся лентообразных туловищ каких-то фантастических зверей с разинутой пастью."

Однако, хотя звериный орнамент не был искусством изобразительным в собственном смысле слова, функция его все же, по-видимому, не была чисто орнаментальной. В исландской "Книге о заселении страны" рассказывается, что языческие законы начинались с такого запрета: "Люди не должны иметь в море кораблей со звериными головами и разевающими пасть мордами, дабы не испугать духов хранителей страны". Высказывалось предположение, что обязательность звериных морд в орнаменте, так же, как и этот языческий запрет, имели своей почвой веру в магическую силу звериных морд с разинутой пастью.

В Англии существовали свои собственные руны – англосаксонские. Их было 33. В средние века рунический ряд пытались приспособить под латинский алфавит. Вот как это выглядело.

Около начала XIII века – предположительно в одном монастыре в Сконе – рунический алфавит в его латинизированном варианте стали использовать как язык книг. До нас дошел так называемый Codex Runicus. Вот как выглядит его страница.

В XV веке руны стали использовать в рунических календарях, где каждому знаку соответствовали дни недели, года и т.д. Существовали специальные дневные руны – их было семь, – обозначавшие дни недели.

И 19 лунных рун – по числу годов в метоновом цикле.

В заключение хотелось бы еще раз напомнить – руны обладают определенной силой, они весьма могущественны, и лучше с сакральными знаниями прошлого не обращаться вольно, а исполниться к древней культуре уважения. И помните:

Рун не должен резать
Тот, кто в них не смыслит.
В непонятных знаках
Всякий может сбиться.