Проблемные вопросы философии. Основные проблемы философии. Что такое сознание

Философия является проблемной дисциплиной, которая в теоретический способ отражает стремление разума познать "изменчивый мир", его сущностные значения.

Для античных мыслителей понятия "проблема" означало определенные преграды, задачи, трудности. В широком смысле слова понимают как сложный теоретический или практический вопрос, требующий разрешения; в узком - познавательную ситуацию, при которой не хватает средств для достижения желаемой цели. Теория проблемы является сферой проблемологїї - области знаний, которая исследует источники возникновения, структуру, особенности решения проблемы. ее положили начало труды Аристотеля, Г. Декарта, Г.-В. Лейбниц

И. Канта, которые трактовали проблему как знание о незнании. Современная философия подчеркивает противоречивом, парадоксальном характере процесса решения проблем. "Проблемологія - подход к философии, который концентрирует внимание скорее на постановке проблемы или вопросов, чем на розв"язаннях или ответах" ("О проблемологію", Г. Имеет).

Философская проблема (греч. problema - задача) - рефлексия человеческого бытия, полного противоречий, осложнений, тайн.

В истории философии и науки проблема как феномен истолковывается по-разному. И всегда особое внимание мыслителей была сосредоточена на сквозных проблемах (тех, что постоянно возникают). Таковой является проблема сущности человека (человек как проблема): какова она по своей природе - добра или зла? Немало проблем в философии имеют самостоятельное значение, независимо от того, насколько они решены - проблема движения (античная диалектика), природа универсалий (средневековая философия). Многие из них до сих пор осталось почти не развязанными, например, проблема понимания движения, которым занималась еще античная философия. Как понять, что тело, которое движется, находится в определенной точке пространства (находится в покое) и одновременно покидает свое место (перемещается)? Подобные противоречия греки (например, Зенон из Елеї, прибл. 490-430 до н. э.) аттестовали как апорії (греч. - тупик, непроходимость) - противоречия в рассуждениях; осложнения при решении проблемы, которая кажется непреодолимой. Они отмечали невозможности логической согласованности противоположных суждений относительно движения и покоя, кінечного и бесконечного, целого и частичного. Апорії осмысливали Сократ, Аристотель, Платон, философы-скептики (Піррон, Секст Эмпирик, М.-Б. де Монтень, Д. Юм).

В философии Канта видное место занимала проблема противоречий в процессе познания ("спор разума с самим собой"): когда ум начинает анализировать собственные идеи как предмет исследования ("чистый разум"), возникает не решаемая противоречивость. Например, попытка разума ответить на вопрос, что собой представляет мир как "безусловное целое", порождает ответы, которые принципиально противоречат друг другу - человек может доказать, что Вселенная не имеет начала во времени и не имеет границ в пространстве, или, наоборот, доказать, что мир имеет начало и ограничен в пространстве. Такие принципиально не решаемые противоречия философы - последователи Канта называют антиномиями (греч. antinomia) - противоречиями между утверждениями, что исключают друг друга, однако есть логически доказанными. Гегель считал, что существование многочисленных антиномий является свидетельством диалектического характера познания, который фиксирует наличие объективных противоположностей во всех вещах и процессах.

Философская проблематика является своеобразным фиксатором, реестром и классификатором разнообразных сложных философских вопросов. Это означает, что философия является формой духовной деятельности, цель которой состоит в формулировании, осмыслении и решении коренных мировоззренческих вопросов. Она занимается универсальными, общими проблемами мировоззренческого значения, которые имеют всеобъемлющий характер.

Философская проблематика - форма организации и упорядочения исторически переменного философского знания и знания вообще.

Современные философы подчеркивают проблемном характере философии в целом. В конце концов, философия и сформировалась как теория, проблемы бытия, сознания, общества, культуры и человека. Один из самых ярких представителей мировой философии, испанский мыслитель Хосе Ортега-и-Гасет (1883-1955) акцентировал внимание на принципиальной неисчерпаемости философской проблематики: "Философская проблема безгранична не только по объему - ведь она охватывает все без исключения, но и по своей проблемной интенсивностью. Это... абсолютная проблема". Все проблемы можно сгруппировать в соответствии с основных разделов философии - проблемы бытия, проблемы сознания (духа), проблемы познания, проблемы человека, проблемы истории человечества, общественные проблемы (политика, мораль, искусство и т.д.).

Проблемное поле философии чрезвычайно широкое, поскольку она ориентирована на познание, осмысление любого аспекта отношений человека и мира. Однако все это должно происходить со специфическими мировоззренческими и методологическими целями. Ими могут быть связи окремішностей с общей картиной мира, необходимы человеку для ориентации в нем, налаживания практического действия. Такими широкими и ее познавательные механизмы. Каждый успех человеческого познания открывает больше проблем, чем решает. "Каждая открытая земля позволяет предположить мысль о существовании еще неизвестных нам необъятных континентов", - метко замечает ученый-естествоиспытатель Луи де Бройль (1892-1987).

С развитием философии от нее постепенно ответвляются ее бывшие разделы, возникают разные "самостоятельные философии" - философия природы, социальная философия, философия морали, философия техники, философия права, философия культуры, философия медицины, философия образования, философия туризма и т.д. Загальнофілософські проблемы в них заметно сужаются, конкретизируются: законы природы, общественной жизни, его отдельных сфер (экономики, политики, культуры, образования и т.д.). Выделяется и философия человека как социального существа и как гражданина. Проблематика человека является важнейшим вопросом философии. "Вопрос, что такое метафизика, превращается в вопрос, что такое человек?" (Г. Хайдеггер).

Философские проблемы относятся к категории вечных. Этим они существенно отличаются от проблем сугубо научных. Исследование новых научных фактов, которые касаются вечных, коренных философских проблем, применение в этих исследованиях новейших систем анализа и аргументации, как и ранее, не решает их окончательно, а существенно углубляет, обнаруживает новые ракурсы осмысления исследуемого объекта, преподносит знания о нем на качественно высший уровень, открывает новые аспекты проблемы, которая анализируется. Выяснения отношений проблемных полей философского знания происходит постоянно. При этом существенно меняются акценты научного интереса. Нередко то, что казалось случайным, неважным, второстепенным для ученых одного исторического периода, ученые другого времени воспринимают как закономерное, істотнозначуще, главное.

В периоды значительных политико-экономических и культурных трансформаций общества философия всегда переосмислювала собственные проблемы, способы их решения, что, как правило, меняло иерархию значимости философских проблем и типов философствования. Так было, например, во времена Аристотеля, Канта, Маркса. Подобная ситуация характерна и для современного общества.

Причина в том, что содержание философских проблем обусловливается не только глубиной знания о свойствах исследуемого объекта - природы, человека, сознания, материи, государства, экономики, права, политики, демократии, менеджмента и т.д. Решающее значение для понимания проблемы, осмысление способов ее решения имеют отношение к ней человека, особенности познавательной ситуации, обстоятельства (научно-теоретические, социальные, культурные), в которых происходят постановка, формулировка и решение проблемы.

На рубеже XX-XXI вв. значительно обострились мировые проблемы. Как теоретическое понятие "мировая проблема" является актуальным концептом, суть которого раскрывается на следующих уровнях:

а) определение фактов существования угрожающие для человечества таких общественных реалий, как массовый голод, высокая смертность от болезней, которые могут быть предупреждены современной медициной, неграмотность значительного количества населения планеты, энергетический кризис и т.д. ("философия кризиса");

б) создание стратегий преодоления угроз человечеству, разработка сценариев усовершенствования общества, решения глобальных противоречий прогресса цивилизации ("философия надежды"). Этот уровень осмысления мировых проблем предполагает радикальное изменение типа существования и развития человеческой цивилизации, перестройку его на культурных, чисто человеческих принципах, в основе которых должна быть проблема "человеческого измерения" действительности, прав народов и индивида, сохранения и развития культурной идентичности, самобытности этносов и т.п. ("философия действия").

Конструктивная мировая проблематика охватывает множество конкретных сценариев-планов, которые обеспечивают решение стратегических задач - информатизация общества, развитие демократических принципов и т.д. При этом следует учитывать, что природа глобальных проблем, понимание их причин и способов решения существенно отличаются в странах Европы, Азии, Америки, Африки. Например, проблема демократического устройства государственной и общественной жизни по-разному воспринимается в контексте конкретной истории политической жизни в странах Запада и Востока. Неодинаково трактуют проблемы общечеловеческих ценностей и прав человека в философских культурах, которые основываются на принципах индивидуализма, на началах общинной солидарности, христианской или мусульманской религий. Итак, философское осмысление проблемы мирового уровня предусматривает различные виды познавательной (теоретико-гносеологической) и практической (праксеологічної) деятельности: объяснение сущности возникающих проблем, их корректное формулирование, обоснование возможных вариантов их решения.

Философские проблемы касаются не просто природных или искусственно изготовленных (артефакты) объектов, а прежде всего отношение к ним человека. Не мир сам по себе, а мир как обитель человеческой жизни является отправной точкой философского сознания. "Что я могу знать?"; "На что могу надеяться?"; "Что делать?" - в этих вопросах отражены вечные и высшие интересы, потребности и надежды человека, его ума и культуры. А философские понятия и проблемы образуются в точке пересечения реального и идеального, сущего и должного, наличного и желаемого.

"Во имя чего и как жить?"; "Как сделать жизнь мудрым и счастливым?"; "Как положено человеку начать и достойно завершить свой жизненный путь?" - эти вопросы не могут быть решены окончательно, ведь каждая эпоха по-новому ставит их перед человеком. Философскую тематику непрерывно питают критический дух любознательности, постоянная внутренняя обеспокоенность личности, которая чувствует и осознает несоответствие своих знаний и представлений о мире, природе, человеке, культуре, технике, образовании требованиям времени. Вечный беспокойство философских поисков вызывает дух беспокойства, сомнений, неудовлетворенности, стремления к преодолению, сопротивлению, надежды и ожидания лучшего, более совершенного.

Любое исследование, в т. ч. философское, начинается с возникновения и осознания проблемы, то есть с констатации и осознания трудностей, перед которыми оказывается исследователь при объяснении новых фактов, процессов и других результатов познания. Проблема обнаруживает себя как фиксация противоречия или несоответствия традиционных идей, принципов, теорий новым явлениям, фактам и событиям. В связи с этим она проявляется как неспособность предыдущих представлений и теорий объяснить новые реалии. По мнению австро-британского философа Карла-Раймунда Поппера (1902 - 1994), постановка проблемы всегда предшествует процессу ее исследования: "Мы начинаем не с наблюдений, а всегда из проблем - или из практических проблем, или из теории, которая сталкивается с трудностями".

Античные философы указали на такие два основных источника философского знания:

1. Способность человека удивляться. У древних греков символом философии была богиня Ирида (дочь Тавманта --"Того, кто удивляется", мифического сына богини земли Геи). Философам присуще чувство удивления, - отмечал Платон, - оно и является началом философии. Все наше знание, как считал Аристотель, прежде всего философское, обязано такой человеческой черте как способности удивляться. Чем богаче, сложнее духовный мир личности, тем сильнее в ней развита способность переживать волнение от встречи с непознанным, неразгаданным, тем более - с таинственным. Любознательность является драгоценным качеством человека, она наполняет ее жизнь смыслом, ожиданием больших радостей от свободной игры ума. Как физически здоровому человеку приятная "игра мышц", так умственно полноценной личности приятна и необходима постоянная, непрерывная работа мысли. Древние мудрецы ставили разум выше силы: "Там, где сила бесполезна, выручит ум", - поучает древнеегипетское пословица. Таким является главный проявление бытия человека как разумного существа (homo sapiens). "Мыслю, следовательно существую" (Cogito, ergo sum) - эта формула, предложенная французским философом Рене Декартом (1596-1650), акцентирует внимание на значении самосознания личности, ее способности к образованию мировоззренческих, универсальных понятий, которые в совокупности отражают многообразие мира.

2. Непрерывное обогащение человеческого интеллекта знанием вещей, которые предстают перед "умственным зрением" человека. Наблюдая эти вещи, знакомясь с ними, человек начинает задумываться над их сущностью, причиной появления и существования, значением (смыслом). Примером такого мыслящего существа есть скульптурное произведение выдающегося французского мастера XX вв. О. Родена "Мыслитель", прообразом которого был известный итальянский поэт и гуманист эпохи Возрождения Франческо Петрарка. Взгляд и мнение, удивление и переживания, наблюдения и рассуждения, вопрос и ответ образуют направление развития философской проблемы. Она возникает вследствие столкновения стремление понять нечто внешнее относительно человека (внешний взгляд) и разобраться в своем понимании этого наблюдения (внутренний взгляд). Взаимосвязь реалий мира (внешнего, физического) и мира собственных мыслей, переживаний (внутреннего, духовного) образует проблемное "поле напряжения" философской мысли. В нем выкристаллизовываются основные философские проблемы: понимание мира и того, что в нем происходит, выявление Логоса (греки), Дао (китайцы), или Брахман (индуизм), действие которых предопределяет ход событий во Вселенной, определяет человеческую судьбу.

Философские проблемы - это вопросы, которые человек адресует окружающему миру. Они являются первоначальной формой обращения разума к миру, исходной формой осознания этого запроса. Правильно и своевременно поставленный корректно сформулированный вопрос иногда важнее, чем поспешное и невзвешенная ответ. Обусловленные философские проблемы и вызовами, которые мир (природа, общество) предъявляет человечеству. "Вызовы времени", "требования природы" - эти афористические высказывания отражают взаимосвязь человечества и условий его существования. "Кто разумно смотрит на мир, на того и мир смотрит разумно", - замечает Гегель.

Сердцевиной философской теории является человек и мир и их связь. В отношении субъекта, который мыслит, к миру содержатся определяющие особенности "двухполюсного" философского знания: что такое человек, что такое мир. Выяснение первого полюса этой формулы (что такое человек) означает и возможность ответа на второй (что такое мир), ведь представление о нем, знания об окружающей действительности возможны только благодаря существованию человеческого ума, чувств, которые не только познают эту действительность, но и придают ей определенного значения, наделяют качествами ценности. "Познай самого себя", - эта знаменитая фраза античного мудреца Хілона, отчеканена на фронтоне входа в дельфийского храма Аполлона, определила направления развития философской мысли в ее антропологическом аспекте на все последующие времена. Призыв к самопознанию означал попытку выяснить прежде всего природу и сущность человека, его место в мире, возможности в его познании и преобразовании. Такое выяснение является необходимым условием понимания мира, который лишь кажется совершенно независимым от человека, внешним относительно нее. Как только она начинает познавать, а тем более, осваивать мир, он для нее "оживает", "олюднюється" (наделяется антропными, то есть человеческими чертами), что отчетливо демонстрируют мифологический и анимационный типы миропонимания и мироотношения. Однако сознание человека может не только отразить, "схватить" (понять, постичь) мир, но и создать его. Она не только улавливает "дух времени", но и формирует его, придает ему определенного содержания. Выдающиеся философы всегда были законодателям духовной культуры, которая сказывалась на культуре действия, практике. Мысль о том, что управлять обществом должны наделены философским мышлением государственные деятели (экономисты, политики, юристы, гуманитарии и т.д.), означает, что их умные, взвешенные духовные, идеологические, научные проекты, концепции, теории должны определять практику их деятельности, воплощаться в социальную реальность, благоустраивать ее.

Отношения человека и мира в философском, теоретическом смысле приобрели признаки взаимоотношений субъекта (человека, который мыслит и действует) и объекта (предметной сферы, к которой обращено это мышление).

Основной философский вопрос обусловлен удвоением мира, присущим религиозному сознанию. Именно в религиозном мировоззрении впервые формируются сугубо философские, т.е. теоретические, умозрительные (спекулятивные) и двойные (дуалистические) основы философии: бытие и мышление; объективное и субъективное, общее (универсальное) и отдельное (единичное); природа и человек; материя и сознание; реальное и идеальное.

Основным вопросом философии есть такое, ответ на который предопределяет более конкретные философские проблемы: как соотносятся природа и дух, физическое и психическое, бытия и мышления; что из них первично, а что вторично; что от чего происходит; что на что и в какой степени влияет. Формирование основного вопроса философии хронологически совсем не совпадает с возникновением первых школ философского знания. Так, для одного из основателей "европейского типа философствования", древнегреческого мыслителя Фалеса из Милета (ок. 625-545 до н. э.) вопрос о первичности и вторичности материи и сознания вообще не существовало. Его интересовала первооснова всего, что существует. По мнению Фалеса, таким универсальным фактором является Вода ("Все е вода").

За всю историю философии ее выдающиеся представители предлагали такие основные типы ответов на этот вопрос:

а) материалистический (основу бытия мира и человека образует материя, то есть вещество, она - первична, а сознание как свойство высокоорганизованной материи-мозга - вторичная);

б) идеалистический (признание первичности идеи, духа, сознания, мышления и вторичности природы, материи, бытия);

в) дуалистический (признание духа и природы, сознания и материи, мышления и бытия двумя самостоятельными и равноправными началами, действующих одновременно).

Материализм, идеализм и дуализм - основные направления развития философии; философы делились на школы согласно тому, какую засаду в своих доктринах они считали основной (першоначалом), от положения которого отталкивались. При этом нередко они не определяли своей принадлежности к тому или иному направлению. Поэтому оценки философских учений как материалистических, идеалистических или дуалистических осуществляется другими субъектами. Немало философских учений не являются однородными, они сочетают идеалистические и материалистические элементы, содержащие рационалистические и ірраціоналістичні мотивы, вследствие чего их характеризуют как непоследовательные, "материалисты снизу, идеалисты сверху". Например, непоследовательной марксисты считали философию Канта с его учением о миры "вещей для нас", которые могут исследоваться, и "вещей в себе", которые познать принципиально невозможно. Существенно и то, что многие философы отрицают свою принадлежность к определенной философской системы, провозглашают свою обособленность от любой существующей философии, ищут собственный путь к философского знания.

Материализм и идеализм со временем приобретали разных оттенков и форм. Основные течения материализма - атомизм, натурализм, эмпиризм, механистический материализм, вульгарный материализм, диалектический материализм, исторический материализм; идеализма - объективный и субъективный, монистическая и плюралистический идеализм; дуализм - онтологический, гносеологический, психофизиологический, этический, мифологический дуализм (орфізм, зороастризм, манихейство). Все это предопределяет своеобразие постановки и решения философских проблем в том или ином философском учении, определяет особенности мысли философа, стиль его философствования.

в Целом определение основного вопроса философии является проблемно-дискусивним. Если в диалектико-материали-стичній традиции, присущей марксистской философии, оно является основным, то в других философских системах, в частности в екзистенціалізмі, таковым оно не является. По этому правомерно ведут речь о существовании многих основных вопросов философии, количество которых с развитием и обогащением философского знания увеличивается. По мнению российского философа Теодора Ойзермана (род. 1914), такими основными вопросами являются: отношение субъективного и объективного; отношение духа и материи; познаваемости или непознаваемости мира; реальное и ирреальное; источник человеческого восприятия и понятий; вопрос о свободе.

Итак, проблемность философского разума, его способность выявлять противоречия человеческого бытия, тайны и загадки природы, психики, процесса познания ("знания о неизвестное") является одной из самых ярких его характеристик.

контрольная работа

1. Основные проблемы философии

Философия зародилась примерно 2500 лет назад в странах древнего мира - Индии, Китае, Египте. Своей классической формы она достигла в Древней Греции. Первым человеком, назвавшим себя философом, был древнегреческий мыслитель Пифагор, а в качестве особой науки ее впервые выделил другой древнегреческий мыслитель Платон. Вследствие неразвитости наук собственно философские проблемы вплетались во всю совокупность знаний, и только позднее из нерасчлененных знаний выделяются математика, астрономия, медицина, затем механика, химия, биология, юриспруденция и другие специальные науки. Философия все больше превращается в систему общих знаний о мире, имея своей задачей дать ответы на наиболее общие и глубокие вопросы о природе, обществе, человеке.

Вместе с тем происходит дифференциация внутри самой философии, формируются относительно самостоятельные ее разделы: онтология - учение о бытии и его сущности, гносеология - учение о познании, логика - учение о мышлении, его законах и формах, этика - учение о морали, эстетика - учение о прекрасном в жизни и искусстве, социальная философия - учение о человеческом обществе, история философии, изучающая зарождение, становление и развитие философской мысли.

В современной философской литературе формулируются такие проблемы: Как дух соотносится с материей? Существуют ли в глубинах бытия сверхъестественные силы? Конечен или бесконечен мир? В каком направлении развивается Вселенная? Что такое человек и каково его место во всеобщей взаимосвязи явлений мира? Что такое добро и зло? Что есть истина и заблуждение? В каком направлении, по каким законам движется история человечества и в чем ее сокровенный смысл? и др.

Как и во всех частных науках проблема в философии есть логическая форма познания. Проблема - это вопрос, являющийся органической частью познавательной поисковой ситуации, когда имеют место поиски новых явлений, процессов, структур. Проблемы бывают реальные и мнимые, вечные и преходящие, существенные и несущественные и т.д.

Что касается философских проблем, то все они выражают и представляют специфический предмет философии, можно сказать, что они его отражают и его спецификой обусловлены. Всеобщее в системе «мир - человек» составляющее предмет философского познания и является предметным основанием проблем философии. Проблемы философского мировоззрения охватывают весь мир в целом, жизнь человека в целом, отношение человека к миру в целом.

В процессе становления и развития философии круг ее проблем постоянно менялся, но, проблема бытия всегда была и остается одной из центральных в философии. Это утверждали известные философы XX века как зарубежные - М. Хайдеггер, так и отечественные - В. Соловьев, Н. Бердяев, А. Лосев и др. Испанский философ Ортега-и-Гассет писал, что вопрос о бытии - сущность философии, а пересмотр идеи бытия означает коренной пересмотр самой философии.

Термин «бытие» взят из повседневного греческого языка, в котором слова «быть», «существовать», «находиться в наличности» близки по значению. Но, начиная с античности, философы использовали его для обозначения не просто существования, а того, что гарантирует существование человека и мира.

Проблема бытия - это проблема поиска того, что «действительно имеется» как независимое от человека и человечества, что само ни в чем не нуждается, но, в чем нуждается мир и человек. Поэтому категория «бытие» есть категория онтологическая. Онтология - философское учение о бытие как таковом, а не о бытие тех или иных вещей и явлений.

Отношение мышления к бытию является основным вопросом философии потому, что через отношение человека, его мышления, сознания, всей его духовной, психической деятельности к окружающему миру осознается место человека в мире, его предназначение, смысл его существования.

Бытие есть единство форм и способов существования. Оно представляет собой особенное специфическое существование, которое характеризуется определенным набором свойств. Основы современной философии. Учебник / Под ред. М.Н. Росенко. СПб.: Издательство «Лань», 1999. С.113.

Формы бытия и соответствующие им способы существования детерминированы фундаментальной структурой мира. Прежде всего, выделяют материальное бытие и идеальное бытие, которые являются самими общими родами бытия. Далее речь можно вести об объективном бытие, отличительным признаком которого выступает существование вне и независимо от сознания человека, и о субъективном, т.е. существование находится внутри сознания человека.

Таким образом, существуют три концепции трактовок бытия: материалистическая, объективно-идеалистическая и субъективно-идеалистическая.

Суть первой, материалистической , концепции состоит в том, что под бытием понимается объективная реальность, способная воздействовать на наши органы чувств. Эта реальность существует вне и независимо от нашего сознания и ее бытие, т.е. способ существования, состоит в том, что она способна воздействовать на все, включая сознание человека.

В объективно-идеалистическом понимании бытие предстает в виде объективно существующей идеи. Так согласно Гегелю, бытие - это понятие, которое, является предельно простым и потому абсолютно бессодержательным. Бытие равно небытию, так как ни то, ни другое не обладает никакими свойствами.

В третьей концепции бытия - субъективно-идеалистической - бытие связывается с чувствами и представлениями субъекта. Быть или существовать - это значит быть воспринимаемым. В рамках этой концепции бытие предполагает связь только с нашими ощущениями и представлениями.

Отношение человека к миру многообразно. Это и отношения, в которые вступает человек в своей предметной, практической деятельности, осваивая и преобразуя природную и социальную действительность, и нравственное отношение к природе, обществу другим людям; эстетические, аксиологические (оценочные) и другие отношения. Все они являются предметом философского осмысления, и важное место среди них занимает познавательное отношение, или иными словами проблема познания. Она неразрывно связана с основным вопросом философии - проблемой мышления и бытия и составляет его вторую сторону.

Суть проблемы познания состоит в уяснении вопросов: в состоянии ли наше мышление познавать действительный мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное отражение действительности.

Этот теоретико-познавательный, гносеологический вопрос делит философов на агностиков, отрицающих возможность достоверного познания мира, сущности явлений, и философов не сомневающихся в познавательных возможностях человека, в его способности раскрыть сущность вещей, открыть законы природы и общества, представить более или менее верную картину мира. Такая позиция называется гносеологическим оптимизмом .

В теории познания сложились эмпирическое и рационалистическое направления. Сторонники эмпиризма единственным источником знания считают опыт, основанный на чувственном познании, недооценивая активную роль в познании теоретического мышления. Сторонники рационализма абсолютизируют роль абстрактного мышления, недооценивая значение чувственного познания, наблюдения опыта, эксперимента. Оба направления страдают односторонностью в оценке двух неразрывно связанных друг с другом сторон познавательной деятельности человека.

Существуют также течения, представители которых отстаивают идеи об ограничении познавательных возможностей человека, неспособности человеческого разума постичь суть бытия. Рациональному познанию противопоставляется познание сверхразумное - инстинкт, мистическая интуиция и тому подобные способы познания. Такие течения включают различные школы иррациональной философии.

Отношение «мир - человек» теория познания рассматривает как отношение объекта и субъекта познания, выявляя связь чувственного и рационального как двух сторон познавательного процесса, исследуя проблему истины и ее критерия, а также другие гносеологические вопросы.

Философское осмысление мира предполагает решение вопроса: находится ли окружающий человека мир, его предметы и явления в состоянии покоя или мир изменяется, развивается, переходит из одного состояния в другое. В античной философии ответ на этот вопрос разделил философов на «неподвижных» и «текучих». Впоследствии первый из этих взглядов получил название метафизического : он давал статичную картину мира, за вторым, дающим динамическую картину, закрепилось название диалектического, а проблема диалектики выдвинулась на передний план.

В переходные периоды общественного развития проблема ценностей также выступает на первое место. Именно такое время переживает сегодня наше общество, с его нестабильностью, резкими социальными сдвигами, дезориентацией и дезинтификацией личности. Все это находит свое выражение в процессе переоценки ценностей, таких как добро, истина, красота, польза, гуманизм, нравственность, эстетическое достоинство, свобода и т.д.

Философским исследованием природы ценностей занимается определенная отрасль философии - аксиология. Аксиология как самостоятельная отрасль возникла в западной философии в конце 19 начале 20 века как попытка разрешить некоторые сложные вопросы философии, относящиеся к общей «проблеме ценности». Считалось, что эти вопросы (смысл жизни, истории, направленность в основание познания, конечная цель и оправдание человеческой деятельности, отношения личности и общества и др.) не поддаются научному анализу. Проблема ценности считается областью особого, всенаучного исследования, своеобразным способом видения мира.

Ценности выступают ориентирами и критериями деятельности людей. В центре понимания ценностей находится ценностное отношение человека к миру, т.е. ценностное отношение возможно только там, где реально присутствует человек, являющийся носителем и субъектом ценностного отношения.

Основными аспектами проблемы ценностей являются: соотношение ценности и оценки, вопрос об объективности ценности, возможна ли «отрицательная ценность», взаимоотношение общечеловеческих и групповых (классовых и национальных) ценностей, принципы классификации ценностей, специфика эстетических и нравственных ценностей и др.

Немаловажное значение в философии имеет и обсуждение вопроса о сущности пространства и времени. В истории философии эта проблема в свою очередь распадается на три составляющие:

каков гносеологический статус этих понятий? Являются ли они характеристиками материального бытия, или характеризуют устройство нашего сознания?

каково отношение пространства и времени к субстанции?

каковы основные свойства пространства и времени?

Вопрос о познавательном статусе категорий пространства и времени решался по-разному: одни философы считали пространство и время объективными характеристиками бытия, другие считали их чисто субъективными понятиями, характеризующими наш способ восприятия мира.

Существуют две точки зрения об отношении пространства и времени к материи. Первая - субстанциальная - пространство и время трактуются как самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее. Вторая - реляционная - ее сторонники понимают пространство и время не как самостоятельные сущности, а как системы отношений, образуемых взаимодействующими материальными объектами. Вне этой системы взаимодействий пространство и время считаются несуществующими. Алексеев П.В. Философия: Учебник. - М.: ТЕИС, 1996. С. 312.

Данная проблема в некоторой мере была решена при создании теории относительности в начале XX века, которая была нацелена на раскрытие диалектических связей в природе и заставила отказаться от субстанциальной концепции.

Кроме вышеперечисленных можно выделит еще множество проблем философии - антропологические, этические, эстетические и др. Все проблемы философии являются всеобщными и вечными, - что не означает их принципиальной нерешаемости, они решаемы, но только для каждого этапа развития общества и науки и в той степени, в какой это возможно при том или ином уровне развития общества. К тому же для того чтобы решать философские проблемы, нужно прежде всего владеть философскими средствами и опираться на историю философской разработки проблемы, на обширные философские знания.

Античная философия

«Античный» в переводе с латинского означает "древний". В трудах историков античным миром традиционно назывались общества Древней Греции и Рима с IX-VШ вв. до н.э. к IV-V вв. н.э. Таким образом, античный период охватывает время формирования...

Глобальные проблемы современности

История философии

В отличие от античности, где истиной надо было овладевать, средневековый мир мысли пребывал в уверенности, что она открыта в Священном Писании. Идея Откровения была разработана отцами Церкви и закреплена в догматах...

История философии

Карл Маркс считал, что у Гегеля "... диалектика стоит на голове. Надо поставить ее на ноги... ". Идеи надо пересадить в голову и считать, что человек приобретает их в процессе своей общественной практической жизни, это просто-напросто мысли...

Основные проблемы философии

Философия зародилась примерно 2500 лет назад в странах древнего мира - Индии, Китае, Египте. Своей классической формы она достигла в Древней Греции. Первым человеком, назвавшим себя философом, был древнегреческий мыслитель Пифагор...

Предмет философии и его становление

Френсис Бэкон (1561-1626) - английский философ, был родоначальником индуктивного метода. Простейшим случаем индукции может быть перечисление предметов данного класса: мотороллеры, телевизоры, звезды, картины по жанру, в ходе которого...

Проблема будущего с точки зрения футурологии

В мировой общественной мысли исторически сложилось несколько типов подхода к проблемам будущего Земли и человечества. Их можно условно разделить на три группы: низшую, среднюю (промежуточную) и высшую (позитивную)...

Проблема бытия в философских учениях и философских системах

В философии Нового времени, прежде всего, в философии XVII в., проблемам онтологии, т.е. учению о бытии и субстанции, уделяется большое внимание, особенно когда речь идет о движении, пространстве и времени...

Развитие древнегреческой философии

Философия Древней Греции поставила вопрос о происхождении Вселенной, а человек оказался в центре её внимания. Сфера интересов философии постепенно изменяется, она как бы нащупывает комплекс проблем, ставший постоянным предметом анализа...

Философия глобальных проблем

Актуальность глобальных проблем человечества обусловлена действием целого ряда факторов, к основным из которых относятся: 1. Резкое ускорение процессов общественного развития...

Философия Нового времени

Философия техники

Всего несколько десятилетий назад техникой занимались в основном специалисты. Вклад техники в цивилизацию приветствовался. Казалось, что ее положительное значение неоспоримо...

Философия: ее проблемы и роль в обществе

Коренные проблемы мировоззрения традиционно представлялись философам вечными и неизменными. Раскрытие их исторического характера означало переосмысление этих вопросов, существенное изменение процедур философского исследования. Так...

Философская антропология

Философия как сложившаяся система знаний имеет целый ряд специфических вопросов, которые она призвана решать...

Человек в информационном обществе

Человек пытается найти ответ на наиболее общие и глубокие вопросы: что представляет собой окружающий мир и каково место и предназначение человека в мире? что лежит в основе всего существующего: материальное или духовное? подчинен ли мир...

В обыденном сознании в течение многих веков существовало, да нередко встречается и в наши дни, представление, будто философия не имеет собственных реальных проблем. Не случайно символом философа был медведь, сосущий собственную лапу. К примеру, на титульном листе книги Я.Бруккера "Критическая история философии", изданной в 40-х годах XVIII в., имелось такое изображение, под которым был помещен афоризм: "Ipse alimenta sibi" (сам себе пропитание).

В современной философии существует целое течение -- позитивизм, объявляющее проблемы философии бессмысленными, беспредметными. Однако проблемы философии не менее реальны, чем в любой науке.

Основная проблема (или основной вопрос) мировоззрения -- отношение человека к миру в целом. Мировоззрение есть общая картина мира, т. е. более или менее сложная и систематизированная совокупность образов, представлений и понятий, в которой и через которую осознают мир в его целостности и единстве, а также (что самое главное) положение в этом мироздании такой его важнейшей (для нас) части, как человечество; основной вопрос мировоззрения -- это вопрос о взаимоотношении "мы" (части) и "оно" (целого) (см.: Чанышев А.Н. "Эгейская предфилософия". М., 1970. С. 44).

Несмотря на то, что состав проблем и их выражение у философов разных эпох и народов различен, в них в той или иной мере есть и общее, и уже одно это обстоятельство говорит о том, что они не случайны, а порождены какими-то глубокими причинами.

По И.Канту (1724-1804), философия является наукой "о последних целях человеческого разума. Это высокое понятие сообщает философии достоинство, т.е. абсолютную ценность... Сферу философии... можно подвести под следующие вопросы: 1. Что я могу знать? 2. Что я должен делать? 3. На что я смею надеяться? 4. Что такое человек?" ("Трактаты и письма". М., 1980. С. 331-332).

В книге А.Швейцера "Культура и этика" (русск.пер. М., 1973) названы следующие проблемы мировоззрения: Конечен или бесконечен мир? В чем смысл твоей жизни? Что тебе надо в мире? Чего достигли те, кто действовал до тебя? Какое значение имело то, к чему они стремились, для бесконечного мира? Что такое истина? Разрешима ли дихотомия человеческого существования: конечности тела и бесконечности духа? В чем счастье человека? Что такое красота, любовь, героизм? И являются ли они ценностями, ради которых стоит жить?

В современной литературе формулируются такие проблемы: Как дух соотносится с материей? Существуют ли в глубинах бытия сверхъестественные силы? Конечен или бесконечен мир? В каком направлении развивается Вселенная и имеет ли она цель в своем вечном движении? Существуют ли законы природы и общества или человек лишь верит в них в силу своей склонности к порядку? Что такое человек и каково его место во всеобщей взаимосвязи явлений мира? Какова природа человеческого разума? Как человек познает окружающий его мир и самого себя? Что есть истина и заблуждение? Что такое добро и зло? В каком направлении и по каким законам движется история человечества и в чем ее сокровенный смысл? Все эти и подобные им вопросы, отмечает А. Г. Спиркин, не могут не волновать каждого мыслящего человека, в какой бы сфере жизни он ни действовал. Размышляя о такого рода вопросах, человек может прийти и неизбежно приходит к определенной мировоззренческой позиции.

Исходный пункт мировоззрения неотделим от особенностей человеческого существования, от потребности человека в осмыслении своего места в мире. Для индивида весь мир оказывается расколотым на две части: на мое "Я" и остальное "не-Я", включая природу, общество, других людей. Вопрос об отношении человека к миру является главным, основным вопросом всякого мировоззрения. С ним соотносятся другие -проблемы смысла жизни, счастья, возможности личного бессмертия и т.п. Все эти вопросы -- "экзистенциальные", поскольку неразрывно связаны с существованием человека, с его духовной потребностью в осмыслении мира и своего отношения к нему. В этом плане только те проблемы материального бытия составляют проблематику мировоззрения, которые неотрывны от бытия человека, без которых невозможно представление о мире в целом, невозможно целостное видение мира и места в нем человека. Поэтому понимание жизни человека составляет важную сторону мировоззрения, а проблема человека выступает не только в явном виде, но и в неявном -- во всех так называемых онтологическо-"метафизических" проблемах.

В этом -- одно из отличий философского знания от естественнонаучного. "Если частные научные дисциплины в ходе своего развития все более удаляются от непосредственного (обыденного) опыта, то философия всегда тесно связана с ним, а значит, и с теми вопросами, которые им порождаются" (Ойзерман Т. И. "Проблемы историко-философской науки". М., 1982. С. 150). Для биологии и космологии человек есть одно из многих явлений в ряду других, в мировоззрении же в предметном плане "Я" оказывается равновесным "не-Я". Философия в отличие от естествознания антропоцентрична (в отмеченном отношении).

Итак, важным источником мировоззрения и его проблем является бытие индивида, осмысление им своего существования, перспектив своего бытия.

Истоки мировоззрения не замыкаются, однако, на индивидуальных потребностях души. Если уж каждый сознательный индивид стремится иметь мировоззрение, соответствующее его жизненному опыту, то это стремление тем более оправдано для социальных групп, классов, имеющих свой исторический опыт. Социальная группа заинтересована в идеологии, обосновывающей ее положение в мире (а не только в обществе), ее отношение к миру в целом. Для каждой социальной группы существует познавательная проблема "разорванности" всего мира на духовное и материальное.

Развитие общественных, гуманитарных наук рождает большое количество мировоззренческих проблем. Они неразрывно связаны с социальным бытием человека, с осмыслением этого бытия и человеческой деятельности. Таковы проблемы соотношения духовного и материального в жизни общества, наличия или отсутствия нравственного прогресса, проблема добра и зла, проблема социальной справедливости и др. Потребности эстетического, художественного освоения мира также дают много проблем; центральной из них выступает проблема прекрасного.

Широким источником философских проблем является естествознание и научно-технический прогресс. В науках о природе коренятся, в конечном счете, проблемы первоосновы мира, бесконечности (или конечности) пространства, проблемы субъектно-объектных отношений при познании микромира и т.п. Обилие проблем мировоззрения, рождаемых естествознанием, побудило, например, А. Эйнштейна признать, что "всякая физика есть метафизика".

Таким образом, главные истоки проблем мировоззрения:

  • 1) индивидуально-экзистенциальные,
  • 2) социально-классовые,
  • 3) внутринаучные,
  • 4) художественно-эстетические.

Проблемы философского мировоззрения являются порождением многообразных потребностей человека и детерминируются многообразной его деятельностью. Фактически любая сфера деятельности человека есть источник проблем мировоззрения, в то время как естествознание ограничено познанием неживой и живой природы и природного в человеческом существе. Эти проблемы не случайны, а необходимы, причем не в меньшей мере, чем проблемы физики, политэкономии или медицины. Философские проблемы возникали в прошлом, рождаются они и сейчас, особенно в социальной сфере. Много новых проблем, связанных с перспективами человеческой цивилизации (например, глобальные проблемы), требуют своего глубокого осмысления со стороны философов.

Для более целенаправленной, более эффективной деятельности следует четко представлять, в чем заключается специфика проблем философии, чем эти проблемы отличаются от проблем частных наук.

Как и в частных науках, проблема в философии есть логическая форма познания. Понятие "проблема" родственно понятию "вопрос", точнее, проблема есть разновидность вопроса. Вопрос, заданный с целью проверить усвоение тех или иных правил пунктуации в немецком языке или, допустим, отдельных законов физики, есть вопрос, связанный с воспроизведением общества знания. Проблема -- это вопрос, являющийся органической частью поисковой познавательной ситуации, когда имеют место поиски новых явлений, процессов, структур, законов, новой информации. Это знание о незнании и некоторое предположение о неизвестном, подлежащем раскрытию. Проблема философии, как и в частных науках, организует познавательную деятельность, направляет исследование.

Проблемы бывают реальные и мнимые, вечные и преходящие, существенные и несущественные и т.п. Псевдопроблемами являются, например, проблема вечного двигателя в естествознании и проблема первопричины в философии. Существуют также реальные, но ложно поставленные проблемы.

Несмотря на общность проблем философии и проблем частных наук, они имеют между собой существенные различия.

В раду характерных признаков проблем философского мировоззрения на первом месте стоит их функция выражать и представлять специфический предмет философии. Все философские проблемы спроецированы на предмет философии, его отражают и его спецификой обусловлены. Своеобразие этих проблем -- это прежде всего своеобразие предмета философии. (О предмете философии см. главу III данной книги).

Всеобщее в системе "мир--человек", составляющее предмет философского познания, и является предметным основанием проблем философии. Они сами всеобщи, предельны -- предельны для бытия человека, для его общей программы деятельности, для всей человеческой культуры. Проблемы философского мировоззрения охватывают мир в целом, жизнь человека в целом, отношение человека к миру в целом. Более широких проблем, чем в мировоззрении (по их значимости для деятельности человека), не бывает. Понятия материи, пространства, времени, движения, причины, возможности, необходимости и т. р.-- предельные. Предельными эти понятия оказываются в силу того (отмечают Лапицкий В. В. и Шилков Ю.М.), что они находятся в основаниях любого рода человеческой деятельности. Например, вряд ли можно обнаружить род деятельности, который не вызывался бы определенного характера причинами, не протекал бы в определенных пространственно-временных условиях и т. д. Но как предельные, категории причинности, пространства, времени и другие не уясняются ни в одном из специальных видов деятельности. Можно выяснить причины любых явлений и человеческих поступков, но нелегко ставить вопрос о причине самой причинности. В качестве предельных понятий философские категории и принципы не подлежат уяснению в собственных терминах. Именно поэтому они исторически явились предельными, наиболее универсальными основаниями целостно-связной совокупности многообразных форм отношения человека к миру. Отсюда субъектно-объек-тный способ их уяснения как предельных оснований культуры. Предельная широта философских проблем и понятий связана, как мы видим, с их фундаментальностью для общего понимания мира, жизни, отношения человека к миру.

Все множество проблем философского мировоззрения может быть сведено в пять больших групп: 1) онтологическую, 2)антропологиче-скую (жизневоззренческую), 3) аксиологическую, 4) гносеологическую и 5) праксеологическую. Интегратором, ядром всех проблем выступает основной вопрос философии.

Основной вопрос (или основная проблема) философии фиксирует онтологическое и гносеологическое отношение материи и сознания и является, как отмечает И. С. Нарский, центром философской проблематики, отражающим реальное ядро предмета философского исследования. Это предметное ядро философии и пытаются игнорировать сторонники антропологистской и онтологистской концепций. Вопрос о соотношении материи и сознания является "основным" потому, что без него не может быть никакого философствования, никакой подлинной философии. Другие проблемы только потому и становятся философскими, что их, оказывается, можно рассматривать через призму онтологического и гносеологического отношения человека к бытию. Этот вопрос является основным еще и потому, что в зависимости от ответа на его онтологическую часть формируются две главные, принципиально разные всеобщие ориентации в мире: материализм и идеализм. Основной вопрос философии, как отмечается в литературе, не только "лакмусовая бумага", с помощью которой можно отличить научный материализм от идеализма и агностицизма; он становится одновременно средством ориентировки человека в мире. Исследование соотношения бытия и сознания является условием, без которого человек не сможет выработать своего отношения к миру, не сможет ориентироваться в нем.

Но как бы ни была велика роль основного вопроса философии в формировании картины мира и в ориентировке человека в мире, его значение не абсолютно, и считать его основным в смысле "единственности", как это делают некоторые философы, вряд ли правомерно, так как это лишило бы относительной самостоятельности множество других важных проблем философии. Абсолютизация гносеологического отношения человека к миру ведет к редуцированию (а порой и к полному устранению) таких проблем, как проблема человека, смысла жизни, проблема мира в целом, проблема причинности и др. Предмет философии шире, чем отношения, фиксируемые в двух сторонах основного философского вопроса.

Итак, всеобщность (в отмеченном смысле), предельность -- важнейшая и определяющая черта проблем философии.

Следующая особенность проблем философского мировоззрения (в сравнении с проблемами частных наук) -- их "вечность". В частных науках проблема подобна задаче, которая возникает после выполнения предыдущей задачи. Теоретическая механика XX в. не занимается проблемами времен Ньютона: они решены, т.е. уже не являются проблемами. Конечно, и в естествознании имеются отдельные проблемы, возникшие сотни лет назад и не решенные по сей день. Однако это не правило, а исключение (см.: Ойзерман Т. М. "Проблемы историко-философской науки". М., 1982. С. 169). Такие проблемы, как проблема тканевой совместимости, проблема злокачественных опухолей являются не столько "вечными", сколько "долгосрочными": со временем они будут разрешены окончательно. Проблемы философского мировоззрения в своем большинстве иные. Есть, конечно, такие, которые решаются в целом, в основном.

Но в мировоззренческом знании преобладают проблемы "вечные", постоянные для всех времен. Это проблема "мир в целом", проблема человека, смысла жизни, свободы, взаимоотношения философии и культуры, философии и естествознания и др. Философия, отмечал В. И. Вернадский, "постоянно касается таких вечных вопросов человеческой мысли, по отношению к которым никогда не может быть сказано последнее слово" (Вернадский В. И. "Очерки и речи". Вып.П. Пг., 1922. С. 57). Человеческая мысль постоянно переосмысливает их в свете нового опыта, новых знаний, применительно к уникальной конкретной ситуации. Философские проблемы "вечны" в том смысле, что "они всегда сохраняют свое значение: в каждую эпоху постановка этих проблем означает не просто продолжение традиции, но и выявление новой перспективы" (Ойзерман Т. И. "К вопросу об истоках и специфике философских проблем" // "Вопросы философии". 1969. № 6. С. 125).

Вечный характер проблем мировоззрения не означает, что отсутствует прогресс в глубине их осмысления. Проблема материи, например, от ориентации на единственную стихию или состояние вещества в античности эволюционировала к ориентации на первичные, в принципе неделимые атомы во французском материализме XVIII в., с переориентацией на ее гносеологический, а затем и субстанциальный аспект; такой поворот проблемы не есть ее исчерпывающее осмысление на все времена, но осмысление в стратегическом ее направлении. "Инвариантность" проблем философии создает видимость их неразрешимости вообще и отсутствия сколько-нибудь существенного прогресса в философии. М.Борн писал: "Я изучал философов всех времен и встретил у них множество ярких идей, но не смог усмотреть никакого стабильного прогресса к более глубокому познанию или пониманию сути вещей. Наука, напротив, наполняет меня чувством устойчивого прогресса" (Борн М. "Моя жизнь и взгляды". М., 1973. С. 37--38).

Вечность проблем философии не означает их принципиальной нерешаемости. Они решаемы, но только для каждого этапа развития общества и науки и в той степени, в какой это возможно при том или ином уровне научного знания, уровне развития общества, да и в зависимости от способностей самих философов. Как справедливо замечает У.Дж. Рапапорт, неверно измерять прогресс в философии, успешность мышления, исходя из числа решенных проблем; в философии прогресс не столь очевиден, как, например, в физике; прогресс в философии реализуется в развитии мысли одного и того же философа, школы, ориентации; прогресс в том, что так или иначе выявляются тупиковые пути, в том, что становится ясно, какие предпосылки необходимо принять, чтобы лучше осмыслить проблему.

Итак, специфика проблем философии состоит также и в том, что значительная их часть является постоянно воспроизводимой на новой основе и в этом смысле "вечными".

Своеобразие проблем философии дает повод для их противопоставления проблемам частных наук; наряду с этим существует мнение, будто философские и частнонаучные проблемы настолько взаимопроникают, что их нельзя сколь-нибудь четко отдифференцировать друг от друга. Первая точка зрения ведет к изоляции философов от науки, культуры, вторая -- к неразличению своих собственных задач, к попыткам решать не "свои" задачи и -- к некомпетентному вмешательству философов в частные науки.

Однако специфичность проблем философии на исключает, а предполагает их связь с проблемами частных наук; в то же время нужно всегда стремиться к дифференциации проблем и к нахождению, выделению собственно философской конкретной проблемы.

Важность этой установки оттеняется хотя бы тем парадоксом, который был подмечен при определении статуса философских проблем естествознания: если это проблемы естественных наук, то почему говорится, что они "философские"; если же они философские, то при чем здесь в названии "проблемы естествознания"? В связи с этим не случаен вопрос: а правомерно ли существование философских проблем естествознания?

Но рассмотрим повнимательней, что представляют собой философские проблемы естествознания (аналогичная ситуация складывается ведь и с "философскими проблемами общественных наук", с "философскими проблемами научно-технического прогресса").

В одной из лучших работ, специально исследующей феномен "философская проблема науки" ("Философия и наука", авт.колл. В.И. Купцов и др. М., 1973), такие проблемы раскрываются как комплексные, и это демонстрируется на примере проблемы динамических и статистических закономерностей. В этой проблеме -- разнородные вопросы. Среди них такие, которые можно было бы назвать онтологическими: каково место динамических и статистических законов в самой действительности, как они друг с другом связаны, каково их отношение к детерминизму, причинности, необходимости и случайности и др. Существует обширная группа вопросов гносеологического характера, направленных на то, чтобы раскрыть познавательную ценность динамических и статистических законов науки, их соотношение в эволюции знания, выявить предсказательные, объяснительные, описательные возможности этих законов и сопоставить их. Сюда включаются также вопросы логического характера, связанные с определением понятий рассматриваемых законов, с выявлением логической структуры построенных на их основе теорий, с доказательством их непротиворечивости и полноты. Наконец, обсуждение природы динамических и статистических закономерностей нередко затрагивает, по существу, вопросы частнонаучного характера. К ним можно отнести, например, возможность построения квантовой механики на основе представлений о скрытых параметрах или классической механики на базе вероятностно-статистических идей. Итак, подчеркивают авторы, проблема динамических и статистических законов представляет собой совокупность вопросов, различных как по своему содержанию, так и по своей природе, по способам и средствам их анализа и решения. Эти вопросы находятся в тесной связи друг с другом, образуя некоторый единый комплекс. Взаимосвязь проявляется как в том, что многие из них близки по содержанию, так и в том, что решение одних вопросов связано определенным образом с ответом на другие.

Но оставим в стороне взаимозависимость одних вопросов от других. Главное -- это признание вычленяемости в составе единой проблемы ряда разнотипных вопросов. Как видно из приведенного перечня, это вопросы не информационные, а исследовательские, связанные с поисковой ситуацией, т.е. вопросы-проблемы. А раз это так, то их квалификация в качестве философских и частнонаучных определяется прежде всего не тем, кто ими занимается (физик или философ), а их принадлежностью к той или иной отрасли знания. Да и в приведенном примере довольно ясно указано на два типа проблем -- философские и частнонаучные.

Однако далеко не всегда столь явно в комплексной проблеме выделяются, по сути, две разные группы заключенных в них вопросов. Нередко считают, что определенные проблемы (скажем, проблема происхождения жизни, проблема развития, проблема времени, проблема сверхсветовых скоростей, проблема сознания) едины и для частных наук и для философии, только исследуются ими с разных сторон. Тем самым затушевывается их дифференцированность, вследствие чего задачи философии могут недостаточно четко отграничиться от задач частных наук.

Но выявлять разнотипность проблем можно и необходимо. Так, одной из широко обсуждаемых ныне проблем теоретической физики является проблема тахионов, или гипотеза о возможном существовании процессов, передающих материальные взаимодействия со скоростями, превышающими скорость света. Помимо собственно физических вопросов, непосредственно связанных, например, с отношением данной гипотезы к теории относительности А. Эйнштейна, здесь возникают и философские проблемы, и прежде всего вопросы о месте тахионов в общей картине мира, о нарушении, переформулировке или сохранении принципа причинности, о возможности обратного направления времени и т.п.

На первый взгляд, нерасчленяема и проблема происхождения жизни. Но знакомство с гипотезой Опарина--Холдейна (в ней в единстве представлены становление и эволюция обмена и эволюции генетического механизма живого), с гипотезой В. И. Гольданского (признающей возможность протекания в космическом пространстве на частицах газопылевых межзвездных облаков синтеза достаточно сложных, в том числе и полимерных, молекул), с гипотезой Ж.Моно (о невозможности возникновения жизни на Земле из-за отсутствия достаточного количества молибдена и в окрестности "молибденовых звезд"), с гипотезой "направляемой панспермии" Ф.Крика (занесения на Землю зародышей жизни из космоса) показывает их частнонаучный характер.

В философии проблема происхождения жизни имеет предельно широкий смысл: она рассматривается в отношении к материи в целом. Эта проблема имеет специфическое решение. Если мир бесконечен в пространстве и во времени, если сохраняемость и неуничтожимость материи, ее атрибутов и модусов понимать не только количественно, но и качественно, то следует признать, что мир никогда не был и не может быть свободен от своего противоположения -- духа (сознания), как и вообще от органической формы движения материи (см. главу XV). В этом плане расколотость реальности на две части представляет собой не меньшую всеобщность, чем любая другая расчлененность материи.

Проблема происхождения жизни, как видим, фактически распадается на две проблемы. Одна из них касается возможности возникновения жизни (и сознания) на Земле или вне Земли, условий и механизма превращения неорганических образований в биополимеры и формулируется на языке химии, биохимии; при наличии в ней мировоззренческого аспекта, она все же (особенно в наше время) является в целом естественнонаучной проблемой. Вторая проблема есть проблема качественной неуничтожимости материи, ее атрибутов, модусов, общих генетических отношений форм движения материи, т. е. проблема соотношения духа и материи вообще; вторая проблема включает в себя мировоззренческий аспект первой, но полностью к нему не сводится; она является специфически философской. Проблемы научно-философского мировоззрения и частных наук даже тогда, когда они близки в своих формулировках (например, проблема причинности в медицине и философии), не являются идентичными, но, имея общность в постановке и переплетаясь в решении, они остаются, несмотря на это, относительно самостоятельными, разнотипными проблемами.

Для того, чтобы решать философские проблемы, нужно прежде всего владеть философскими средствами и опираться на историю философской разработки проблемы, на обширные философские знания. Для того, чтобы решать частнонаучные проблемы, нужна специ-альнонаучная подготовка и соответствующие частнонаучные средства исследования. В этом отношении надо согласиться с положением: высшее искусство философа состоит в том, чтобы не заниматься проблемами, которые к нему не относятся.

Но тем не менее философский анализ может и должен затрагивать общие теоретические проблемы частных наук, и не только их, но и самые разные конкретные стороны природной, социальной и духовной действительности. Что касается проблем, то этот-анализ нацелен непосредственно не на частные проблемы сами по себе, а на гипотезы и теории, разрабатываемые естествоиспытателями и непосредственно связанные с этими проблемами. Философ интерпретирует, определенным образом истолковывает эти гипотезы, теории (как и основные понятия, общую систему используемых методов и т.п.). Подобную работу совершает и сам естествоиспытатель. Как отмечает Е. С. Жариков, в научном поиске часто возникают ситуации, когда решение научной проблемы, возникшей в пределах данной науки и исследуемой методом данной науки, заходит в тупик. Противоречия, не разрешимые методами данной специальной науки, заставляют ученых переводить эту проблему на уровень другой науки или, иначе говоря, применять к проблеме методы других наук. Этот перевод может увеличить возможности решения настолько (благодаря получению новых данных), что проблема может быть решена. Но такого рода операции могут и не дать должного результата. Возникает необходимость в переводе проблемы на философский уровень, в ее философской интерпретации. Частно-научная теоретическая проблема (точнее, связанная с нею гипотеза или теория) переходит здесь в ранг "философской проблемы частной науки". Какое значение имеет такого рода интерпретация, видно хотя бы из того, что нет почти ни одного крупного ученого (и это особо подчеркивает Е. С. Жариков), который бы не обращался рано или поздно при появлении затруднений к философскому анализу разрабатываемых частных проблем. Так, на уровень философии была поднята проблема относительности, поставленная и разрешенная А.Эйнштейном; на уровне философии на современном этапе познания находится и решается проблема элементарных частиц, проблема гравитации и многие другие.

Интерпретация состоит в объяснении частных явлений с мировоззренческой точки зрения, в конкретном определении места явления в единой научной картине мира. При интерпретации устанавливается мировоззренческое значение имеющейся информации, ее способность нести мировоззренческую нагрузку (если это естественнонаучная гипотеза, теория, то и ее способность выполнять мировоззренческую функцию), выявляется целесообразность обобщения частнонаучной информации для развития мировоззренческих принципов. При интерпретации "ставится задача выявить ограниченность прежних представлений и дать ей гносеологическое обоснование, обнаружить существующую в различных формах преемственность между старой и новой теоретическими концепциями, показать закономерность появления новых представлений и обосновать их более высокий гносеологический статус, дать философское истолкование тем специфическим познавательным средствам, использование которых теперь дает эффективные результаты. Такого рода философские исследования оказывают решающее воздействие на процесс ассимиляции новых идей, на формирование нового стиля мышления в данной области науки. Вскрывая мировоззренческий смысл фундаментальных открытий, философия тем самым способствует также и максимальному использованию их эвристического потенциала в других науках и иных областях человеческой деятельности. Их философское осмысление, проходя ряд этапов, в конце концов воздействует и на развитие самой философии" (Купцов В. И. "Роль философии в научном познании". М., 1976. С. 56).

В связи с эвристическим характером философских проблем естествознания они должны отвечать непременному условию: быть на уровне современного теоретического естествознания. Если в качестве философской проблемы естествознания выдвигается для рассмотрения какая-либо гипотеза полувековой давности с единственной целью показать ее материалистичность в противовес витализму XIX в., против которого выступали еще материалисты прошлого столетия, если при этом не приводятся новейшие гипотезы, не сопоставляются их эмпирические, онтологические и общеметодологические основания, не выявляются мировоззренческие следствия из них, не дается анализ современных их интерпретаций в идеалистической философии и т.п., то, очевидно, такой подход не имеет ничего общего с "философской проблемой естествознания". Философская проблема естествознания всегда связана с поиском решения современной проблемы науки.

Итак, философские проблемы частной науки -- это такие теоретические частнонаучные проблемы, предполагаемые решения которых (гипотезы, теории) требуют философской интерпретации. Здесь имеется возможность для совместной деятельности философов и представителей частных наук. При философской интерпретации гипотезы или теории часть получаемой информации остается внутри естественнонаучного знания, а часть передается философии и используется ею для развития своего содержания.

Внутри теоретического естествознания существует определенный слой знания, подвергающийся воздействию со стороны философии и содержащий в себе понятия и идеи философии. С другой стороны, в самой философии имеются проблемы, по своему генезису уходящие в той или иной мере в частные науки и для решения которых привлекаются помимо философских также частнонаучные понятия и представления. В результате сам язык философов не является "чисто философским": в нем имеются наряду с философскими категориями и субкатегориями также и термины частных теоретических наук (как и термины обыденного языка).

Рассмотрение специфики философских проблем и феномена "философская проблема науки" приводит, помимо прочего, к выводу, что философское знание по своему характеру неодинаково. Имеется фундаментальный тип знания, направленный на разработку всеобщих мировоззренческих категорий, законов, принципов, на развитие философской теории, и имеется прикладное философское знание, главной задачей которого является помощь частным наукам, а также конкретной практической деятельности людей. Философская онтология, гносеология, социальная философия являются фундаментальным типом философского знания, требующим для полноты своего функционального проявления (в том числе и для своего развития) тесной связи с философскими проблемами общественных, гуманитарных и естественных наук и вообще с многообразием природной, социальной и духовной действительности.

Большая роль проблем в процессе становления и развития философского мировоззрения находит свое отражение в возможности определить само понятие "мировоззрение" (или "философия") через главные вопросы мировоззрения. Философия есть не что иное как система развернутых ответов на мировоззренческие вопросы. И если сами проблемы своеобразны ("Что такое мир в целом?","Что такое истина?" и т.п.), то своеобразны и ответы на них.

Если бы дело обстояло так, что, к примеру, проблемы универсального развития складывались бы как механическая сумма проблем биологического, космологического, социального развития, то такая универсальность проблемы не была бы философско-мировоззренче-ской, да и комплекс ответов на соответствующие вопросы не выходил бы за рамки знания об отдельных частях или сторонах мира на уровень мира в целом. Но, сформулировав проблему на уровне всеобще-мировоззренческом в виде вопроса "Что такое развитие вообще?", философы соотносят проблему развития с материей как субстанцией и с атрибутами материи, прежде всего с движением. В этом ракурсе выявляются критерии развития, формы развития, соотношение развития и мирового круговорота и т.п. Ни одна из этих сторон не изучается какой-либо частной наукой, хотя без данных частных наук не может быть составлено подлинное научно-философское представление о развитии. Из этого следует, что если проблемы мировоззрения специфичны, несводимы к проблемам частных наук, то и философско-мировоззренческое знание специфично и несводимо к частнонаучному.

При определении специфики философии, а тем более ее природы, не нужно все-таки абсолютизировать роль проблем. Это чрезвычайно важный, но не единственный параметр, способный характеризовать ее своеобразие. Проблемность сама по себе релятивна и неопределенна. Лишь когда четко фиксируется предметное основание и теория, категории, законы, его отражающие, "проблема" становится одним из важнейших признаков, разделяющих мировоззрение и частнонаучное знание. Если те или иные компоненты философского знания могут казаться идентичными утверждениями, имеющимся в частнонаучном знании, то философская концепция в целом, в силу специфики проблем, и проблемы, развернутые в систему знаний об объекте, существенным образом отличают философское знание от частнонаучного.

Проблема - это вопрос, являющийся органической частью познавательной поисковой ситуации, когда имеют место поиски новых явлений, процессов, структур. Проблемы бывают реальные и мнимые, вечные и преходящие, существенные и несущественные и т.д.

Что касается философских проблем, то все они выражают и представляют специфический предмет философии, можно сказать, что они его отражают и его спецификой обусловлены. Всеобщее в системе «мир - человек» составляющее предмет философского познания и является предметным основанием проблем философии. Проблемы философского мировоззрения охватывают весь мир в целом, жизнь человека в целом, отношение человека к миру в целом.

В процессе становления и развития философии круг ее проблем постоянно менялся, но, проблема бытия всегда была и остается одной из центральных в философии. Это утверждали известные философы XX века как зарубежные - М. Хайдеггер, так и отечественные - В. Соловьев, Н. Бердяев, А. Лосев и др. Испанский философ Ортега-и-Гассет писал, что вопрос о бытии - сущность философии, а пересмотр идеи бытия означает коренной пересмотр самой философии.

Термин «бытие» взят из повседневного греческого языка, в котором слова «быть», «существовать», «находиться в наличности» близки по значению. Но, начиная с античности, философы использовали его для обозначения не просто существования, а того, что гарантирует существование человека и мира.

Проблема бытия - это проблема поиска того, что «действительно имеется» как независимое от человека и человечества, что само ни в чем не нуждается, но, в чем нуждается мир и человек. Поэтому категория «бытие» есть категория онтологическая. Онтология - философское учение о бытие как таковом, а не о бытие тех или иных вещей и явлений.

Отношение мышления к бытию является основным вопросом философии потому, что через отношение человека, его мышления, сознания, всей его духовной, психической деятельности к окружающему миру осознается место человека в мире, его предназначение, смысл его существования

Другие проблемы:

– проблемы человека, отношения, познания, культуры и т.д. Основная мировоззренческая проблема – отношение человека к миру: что первично? познаваем ли мир? 1 В философии сложились 2 направления: МАТЕРИАЛИЗМ – философское направление, которое признает первичным материю (природу, бытие), Демокрит, Эпикур, Лукреций. ИДЕАЛИЗМ - философское направление, которое признает первичным идеальное (дух, мышление, сознание). Идеализм существует в двух разновидностях: объективный (Платон, Гегель)- идеальное не зависит от человека и человечества, т.е. абсолютная идея, мир идей, мировая душа, сознание и т.п.; субъективный (Беркли, Юм, Мах)- идеальное зависит от человека, т.е. мышление, сознание, ощущение.

3.Онтология,гносеология,аксиология праксиология. Философская антропология.

Философия имеет свою структуру. В структуре философского знания принято выделять отдельные разделы:

ОНТОЛОГИЯ – учение о бытии.

ГНОСЕОЛОГИЯ – учение о познании.

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ – учение о научном познании.

АНТРОПОЛОГИЯ – учение о человеке.

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ – учение об обществе.

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ

АКСИОЛОГИЯ - учение о ценностях.

ЭТИКА – учение о морали и нравственности, добре и зле.

ЭСТЕТИКА - учение о том, что вызывает чувства, – о прекрасном и безобразном, о комическом и трагическом и т.д.

Праксиоло́гия (реже праксеоло́гия ; от др.-греч. πράξις - деятельность, и λογία - наука, учение) –учение о человеческой деятельности , о реализации человеческих ценностей в реальной жизни. Область социологических и экономических исследований, которая рассматривает различные действия или совокупности действий с точки зрения установления их эффективности.

Антропология – раздел философии, изучающий человека. Проблема человека рассматривается многими науками. Философия пытается дать ценностное представление о человеке. Что же такое человек?

Древневосточная философия опиралась на мифологическое представление. Античная философия сформировала философский подход к пониманию человека – Сократ: «Познай самого себя», Протагор: «Человек есть мера всех вещей», Платон: «Человек включает в себя тело и душу», Аристотель: «Человек – политическое животное». Т.о., античная философия рассматривала человека как часть космоса, с позиции космоцентризма. Средневековая философия рассматривает человека с позиции теоцентризма (творение, образ и подобие бога). В философии Возрождения появляется новый взгляд на человека – антропоцентризм. Философия Нового времени дала рационалистический взгляд на человека (Коперник, Ньютон, механика). НКФ : Кант считал, что человек принадлежит двум мирам – природному и социальному, и рассматривал человека как цель, а не как средство. Марксистская философия человека рассматривает с позиции социоцентризма, т.е. человек как совокупность общественных отношений. Русская философия включала материальное (светское) и идеальное (религиозное) направления. Материалисты (Чернышевский, Белинский, Герцен) – освобождение народных масс. Идеалисты (Соловьев, Бердяев, Федоров) – человек рассматривался в неразрывной связи с Богом. В западной философии появляется направление философской антропологии.

Т.о., в истории философии существовало множество различных концепций существования человека.

ОНТОЛОГИЯ – учение о бытии.Основной вопрос онтологии: что существует?

Основные понятия онтологии: бытие , структура , свойства , формы бытия (материальное, идеальное, экзистенциальное), пространство , время , движение .

Онтология, таким образом, представляет собой попытку наиболее общего описания универсума существующего, который не ограничивался бы данными отдельных наук и, возможно, не сводился бы к ним.

Основным предметом онтологии является сущее; бытие , которое определяется как полнота и единство всех видов реальности : объективной , физической , субъективной ,социальной и виртуальной .

Реальность традиционно ассоциируется с материей (материальный мир) и духом (духовный мир, включая понятия Бога , душ ) и подразделяется (материалистами) накосную , живую и социальную материю (что порождает формализм и отношение к личности как к безличному человеку вообще).

Бытие, как то, что можно мыслить, противопоставляется немыслимому ничто (а также ещё-не-бытию возможности в философии аристотелизма). В XX веке вэкзистенциализме бытие интерпретируется через бытие человека, поскольку он обладает способностью мыслить и вопрошать о бытии. Однако в классической метафизике под бытием понимается Бог. Человек, как бытие, обладает свободой и волей .

Гносеология (теория познания) – философская наука, в которой изучаются проблемы природы познания и его возможности. В гносеологии исследуются вопросы, представляющие огромную значимость для человечества. Познаваем ли мир? В каких формах осуществляется познание? Как знания об окружающем мире связаны с этим миром? Что такое истина и заблуждение? Что выступает критерием достоверности знания? Познание – это специфический вид деятельности человека, направленный на постижение окружающего мира и самого себя в этом мире. Важной чертой познавательной деятельности является её осознанность. Познание – форма активного отношения человека к действительности. Субъект и объект познания являются сторонами познавательной деятельности. Чтобы определиться с сущностью познавательной деятельности, необходимо обратиться к содержанию понятий «субъект» и «объект» познания.

Аксиоло́гия (от др.-греч. ценность ) - теория ценностей , раздел философии .

Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.

Впервые вопрос о ценностях был поставлен Сократом , сделавшим его центральным пунктом своей философии и сформулированный им в виде вопроса о том, что есть благо. Благо есть реализованная ценность - полезность . Т.е ценность и польза две стороны одной и той же медали.

В античной и средневековой философии вопрос о ценностях был непосредственно включён в структуру вопроса о бытии: полнота бытия понималась как абсолютная ценность для человека, выражавшая одновременно этические и эстетические идеалы. В концепции Платона Единое или Благо было тождественно Бытию, Добру и Красоте. Такой же онтологической и холистической трактовки относительно природы ценностей придерживается и вся платоническая ветвь философии, вплоть до Гегеля и Кроче .

Соответственно, аксиология как особый раздел философского знания возникает тогда, когда понятие бытия расщепляется на два элемента: реальность и ценность как возможность/

1. Основные проблемы философии

2. Понятие общества, специфика общественного бытия

Литература


1. Основные проблемы философии

Философия зародилась примерно 2500 лет назад в странах древнего мира – Индии, Китае, Египте. Своей классической формы она достигла в Древней Греции. Первым человеком, назвавшим себя философом, был древнегреческий мыслитель Пифагор, а в качестве особой науки ее впервые выделил другой древнегреческий мыслитель Платон. Вследствие неразвитости наук собственно философские проблемы вплетались во всю совокупность знаний, и только позднее из нерасчлененных знаний выделяются математика, астрономия, медицина, затем механика, химия, биология, юриспруденция и другие специальные науки. Философия все больше превращается в систему общих знаний о мире, имея своей задачей дать ответы на наиболее общие и глубокие вопросы о природе, обществе, человеке.

Вместе с тем происходит дифференциация внутри самой философии, формируются относительно самостоятельные ее разделы: онтология – учение о бытии и его сущности, гносеология – учение о познании, логика – учение о мышлении, его законах и формах, этика – учение о морали, эстетика – учение о прекрасном в жизни и искусстве, социальная философия – учение о человеческом обществе, история философии , изучающая зарождение, становление и развитие философской мысли.

В современной философской литературе формулируются такие проблемы: Как дух соотносится с материей? Существуют ли в глубинах бытия сверхъестественные силы? Конечен или бесконечен мир? В каком направлении развивается Вселенная? Что такое человек и каково его место во всеобщей взаимосвязи явлений мира? Что такое добро и зло? Что есть истина и заблуждение? В каком направлении, по каким законам движется история человечества и в чем ее сокровенный смысл? и др.

Как и во всех частных науках проблема в философии есть логическая форма познания. Проблема – это вопрос, являющийся органической частью познавательной поисковой ситуации, когда имеют место поиски новых явлений, процессов, структур. Проблемы бывают реальные и мнимые, вечные и преходящие, существенные и несущественные и т.д.

Что касается философских проблем, то все они выражают и представляют специфический предмет философии, можно сказать, что они его отражают и его спецификой обусловлены. Всеобщее в системе «мир – человек» составляющее предмет философского познания и является предметным основанием проблем философии. Проблемы философского мировоззрения охватывают весь мир в целом, жизнь человека в целом, отношение человека к миру в целом.

В процессе становления и развития философии круг ее проблем постоянно менялся, но, проблема бытия всегда была и остается одной из центральных в философии. Это утверждали известные философы XX века как зарубежные – М. Хайдеггер, так и отечественные – В. Соловьев, Н. Бердяев, А. Лосев и др. Испанский философ Ортега-и-Гассет писал, что вопрос о бытии – сущность философии, а пересмотр идеи бытия означает коренной пересмотр самой философии.

Термин «бытие» взят из повседневного греческого языка, в котором слова «быть», «существовать», «находиться в наличности» близки по значению. Но, начиная с античности, философы использовали его для обозначения не просто существования, а того, что гарантирует существование человека и мира.

Проблема бытия – это проблема поиска того, что «действительно имеется» как независимое от человека и человечества, что само ни в чем не нуждается, но, в чем нуждается мир и человек. Поэтому категория «бытие» есть категория онтологическая. Онтология – философское учение о бытие как таковом, а не о бытие тех или иных вещей и явлений.

Отношение мышления к бытию является основным вопросом философии потому, что через отношение человека, его мышления, сознания, всей его духовной, психической деятельности к окружающему миру осознается место человека в мире, его предназначение, смысл его существования.

Бытие есть единство форм и способов существования. Оно представляет собой особенное специфическое существование, которое характеризуется определенным набором свойств.

Формы бытия и соответствующие им способы существования детерминированы фундаментальной структурой мира. Прежде всего, выделяют материальное бытие и идеальное бытие, которые являются самими общими родами бытия. Далее речь можно вести об объективном бытие, отличительным признаком которого выступает существование вне и независимо от сознания человека, и о субъективном, т.е. существование находится внутри сознания человека.

Таким образом, существуют три концепции трактовок бытия: материалистическая, объективно-идеалистическая и субъективно-идеалистическая.

Суть первой, материалистической , концепции состоит в том, что под бытием понимается объективная реальность, способная воздействовать на наши органы чувств. Эта реальность существует вне и независимо от нашего сознания и ее бытие, т.е. способ существования, состоит в том, что она способна воздействовать на все, включая сознание человека.

В объективно-идеалистическом понимании бытие предстает в виде объективно существующей идеи. Так согласно Гегелю, бытие – это понятие, которое, является предельно простым и потому абсолютно бессодержательным. Бытие равно небытию, так как ни то, ни другое не обладает никакими свойствами.

В третьей концепции бытия – субъективно-идеалистической – бытие связывается с чувствами и представлениями субъекта. Быть или существовать – это значит быть воспринимаемым. В рамках этой концепции бытие предполагает связь только с нашими ощущениями и представлениями.

Отношение человека к миру многообразно. Это и отношения, в которые вступает человек в своей предметной, практической деятельности, осваивая и преобразуя природную и социальную действительность, и нравственное отношение к природе, обществу другим людям; эстетические, аксиологические (оценочные) и другие отношения. Все они являются предметом философского осмысления, и важное место среди них занимает познавательное отношение, или иными словами проблема познания . Она неразрывно связана с основным вопросом философии – проблемой мышления и бытия и составляет его вторую сторону.

Суть проблемы познания состоит в уяснении вопросов: в состоянии ли наше мышление познавать действительный мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное отражение действительности.

Этот теоретико-познавательный, гносеологический вопрос делит философов на агностиков, отрицающих возможность достоверного познания мира, сущности явлений, и философов не сомневающихся в познавательных возможностях человека, в его способности раскрыть сущность вещей, открыть законы природы и общества, представить более или менее верную картину мира. Такая позиция называется гносеологическим оптимизмом .

В теории познания сложились эмпирическое и рационалистическое направления. Сторонники эмпиризма единственным источником знания считают опыт, основанный на чувственном познании, недооценивая активную роль в познании теоретического мышления. Сторонники рационализма абсолютизируют роль абстрактного мышления, недооценивая значение чувственного познания, наблюдения опыта, эксперимента. Оба направления страдают односторонностью в оценке двух неразрывно связанных друг с другом сторон познавательной деятельности человека.

Существуют также течения, представители которых отстаивают идеи об ограничении познавательных возможностей человека, неспособности человеческого разума постичь суть бытия. Рациональному познанию противопоставляется познание сверхразумное – инстинкт, мистическая интуиция и тому подобные способы познания. Такие течения включают различные школы иррациональной философии.

Отношение «мир – человек» теория познания рассматривает как отношение объекта и субъекта познания, выявляя связь чувственного и рационального как двух сторон познавательного процесса, исследуя проблему истины и ее критерия, а также другие гносеологические вопросы.

Философское осмысление мира предполагает решение вопроса: находится ли окружающий человека мир, его предметы и явления в состоянии покоя или мир изменяется, развивается, переходит из одного состояния в другое. В античной философии ответ на этот вопрос разделил философов на «неподвижных» и «текучих». Впоследствии первый из этих взглядов получил название метафизического : он давал статичную картину мира, за вторым, дающим динамическую картину, закрепилось название диалектического, а проблема диалектики выдвинулась на передний план.

В переходные периоды общественного развития проблема ценностей также выступает на первое место. Именно такое время переживает сегодня наше общество, с его нестабильностью, резкими социальными сдвигами, дезориентацией и дезинтификацией личности. Все это находит свое выражение в процессе переоценки ценностей, таких как добро, истина, красота, польза, гуманизм, нравственность, эстетическое достоинство, свобода и т.д.

Философским исследованием природы ценностей занимается определенная отрасль философии – аксиология. Аксиология как самостоятельная отрасль возникла в западной философии в конце 19 начале 20 века как попытка разрешить некоторые сложные вопросы философии, относящиеся к общей «проблеме ценности». Считалось, что эти вопросы (смысл жизни, истории, направленность в основание познания, конечная цель и оправдание человеческой деятельности, отношения личности и общества и др.) не поддаются научному анализу. Проблема ценности считается областью особого, всенаучного исследования, своеобразным способом видения мира.

Ценности выступают ориентирами и критериями деятельности людей. В центре понимания ценностей находится ценностное отношение человека к миру, т.е. ценностное отношение возможно только там, где реально присутствует человек, являющийся носителем и субъектом ценностного отношения.